Decoration of Ancient Egyptian Tombs’ Entrances of the 5th Dynasty in the Necropolis of Saqqara
Table of contents
Share
Metrics
Decoration of Ancient Egyptian Tombs’ Entrances of the 5th Dynasty in the Necropolis of Saqqara
Annotation
PII
S268684310012465-9-1
DOI
10.18254/S268684310012465-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nataliya V. Safonova 
Occupation: Post Graduate Student, Institute of Oriental Studies, RAS
Affiliation: Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
84-101
Abstract

The article presents analysis of the iconographic patterns applied to the private elite tombs’ entrances during the reign of the 5th dynasty in the Saqqara necropolis. The entrance’s decoration is an important part of the entire pictorial program of the tomb. Therefore the detailed analysis of these images, as well as the associated inscriptions allows us to reveal its role and meaning. This article analyzes various architectural types of tombs’ entrances and its decoration, revealing typical artistic features of the Saqqara necropolis’s tombs of the 5th dynasty.

Keywords
Saqqara necropolis, elite tombs, archeology of Ancient Egypt, V dynasty, iconography
Received
30.10.2020
Date of publication
08.12.2020
Number of purchasers
8
Views
189
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Изображения и надписи, наносимые на вход, определялись основной целью и назначением всей изобразительной программы гробницы, которая состояла в обеспечении загробного существования ее хозяина. Рассматриваемые нами древнеегипетские гробницы принадлежали представителям знати V династии, местами захоронения которых, как правило, были Гиза или Саккара. Нами уже были рассмотрены особенности иконографии входов в мастабы и скальные гробницы Гизы [Сафонова, 2015, с. 91–110]. В рамках данной статьи будет рассмотрено одиннадцать гробниц саккарского некорополя.
2 Саккара занимает приблизительно 7–8 км в длину и 800–1800 м в ширину и находится на пустынном плато на западном берегу Нила, напротив столицы Древнего царства — Мемфиса [Bard, 1999, pp. 854–868]. От времени правления V династии в Саккаре отались три царские пирамиды, одна из которых принадлежала основателю нового царского дома Усеркафу, а две другие — последним царям этой династии: Исеси и Унасу. Благодаря этим царским погребениям расширился и некрополь знати, строившей свои мастабы1 рядом с последним пристанищем своих владык. Ранее, во время IV династии право на погребение в непосредственной близости от царской пирамиды имели, как правило, только близкие родственники правителя. Начиная с Унаса, произошли изменения на уровне администрации, и рядом с царской пирамидой получили право возводить гробницы наиболее талантливые и близкие к царю сановники, которые вовсе не обязательно являются родственниками правителя [Strudwick, 1985, p. 345]. Наибольшее количество гробниц времени V династии расположено к северу от ступенчатой пирамиды Джосера, возле восходящей дороги погребального комплекса Унаса. Большинство из рассмотренных нами гробниц происходят именно из этого сектора и относятся ко времени правления Джедкара-Исеси или Унаса (2410 — 2380 гг. до н.э. / 2375 — 2345 гг. до н. э.).
1. Мастаба — типичный тип древнеегипетской гробницы Древнего Царства, состояла из культовых помещений, шахты, погребальной камеры и сердаба. Вход, как правило, располагался на восточной стороне гробницы.
3 Одиннадцать гробниц из некрополя Саккары были отобраны по принципу степени сохранности входов. Описание и анализ сцен придерживается схемы, в основе которой лежит принцип соотнесения изображений и надписей с соответствующими им композиционными элементами входа. Изображения и надписи рассматриваются в следующем порядке: 1) на архитраве (внешнем и внутреннем2); 2) на барабане; 3) на левой и правой части фасада от входа в гробницу; 4) на стенах дверного проема; 5) на столбах и стенах портика (в случае его наличия).
2. Внешний архитрав представлял собой перекрытие между колоннами портика. Тогда как внутренний — перекрытие дверного проема.
4 Были выявлены два типа входов3: 1. Входы, оформленные портиком, на примере мастаб Чи, двух братьев Птаххотепа I и Каеменента4; 2. Традиционный или простой вход представлен на примере гробниц Ипи, Пернеба, Сабу, Хетепхорахути, Сененуанха, Небкаухора и Иунефера [Hassan, 1975a; Kanawati, 2003; The Metropolitan Museum… 1916; Mariette, 1889]. Эта же схема применялась нами при рассмотрении гробниц из Гизы [Сафонова, 2015, с. 93].
3. В гизехском некрополе мы выделили три типа входов, характерных для гробниц V династии: кроме традиционного и оформленного портиком, — входы, предваряемые крытым коридором (на примере мастаб Реди и Иасена).

4. Гробницы изданы в работах: [Steindorff, 1913; Moussa, Altenmuller, 1977; Mariette, 1889; Hassan, 1975b].
5
  1. Иконография входа, оформленного портиком
6 Мастаба Чи расположена к северо-западу от ступенчатой пирамиды Джосера. По мнению Н. Шерпьон, Чи был современником нескольких царей V династии — он начал строительство своей гробницы при Нефериркара и закончил при Ниусерра [Steindorff, 1913, p. 6]. Вход находится в восточной стене мастабы, в углублении внешней стены, образованной портиком. На внешней стороне квадратных в плане пилястр, в технике углубленного рельефа изображены идентичные стоящие фигуры хозяина гробницы, направленной в сторону входа в мастабу (Илл. 1).
7

8 Илл. 1. Гробница Чи. Общий вид портика. По: URL: http://www.osirisnet.net/mastabas/ty/e_ty_01.htm
9 Пространство на западной стороне от входа, поделено на два регистра. В левом находится стоящая фигура хозяина гробницы, следящего за выполнением сельскохозяйственных работ, от изображения которых его отделяет колонна текста. Чи представлен без парика, в трапециевидной юбке, с ожерельем-усех на шее, с которого свисает амулет. В левой руке он держит посох, в правой платок. Над головой и за спиной умершего располагаются столбцы с надписями. Две вертикальные колонны текста за спиной Чи прерывают изображения двух небольших по размеру фигур его сыновей (Илл. 2).
10

11 Илл. 2. Гробница Чи. Прорисовки изображений на восточной части южной стены вестибюля. По: URL: http://www.osirisnet.net/mastabas/ty/e_ty_01.htm
12 Правый регистр, в свою очередь, делится на три части. В верхней изображения сохранились плохо. Здесь представлены такие сцены, как исключительно редкое изображение кормления гиен, а также разведение, кормление и уход за скотом: сернобыками, козами и прочими копытными. Тема разведения домашних животных продолжается и в нижнем регистре, но здесь сюжет касается домашней птицы. В правой части видны фигуры четверых управляющих, разделенных колоннами с капителями в виде лотосов. Они следят за работой двух рабочих, несущих на плечах корзины с зерном, высыпаемым в загон для гусей. Посередине загона находится прямоугольный водоем с утками. За этой сценой следует изображение крестьянина с корзиной зерна на шее, его сопровождает надсмотрщик с длинным посохом. Крестьянин кормит журавлей.
13 В среднем регистре, помимо кормления домашней птицы (а здесь можно наблюдать гусей, уток, голубей и журавлей), показан процесс изготовления хлеба. Все изображения сопровождаются пояснительными надписями. На этом небольшом по размеру участке стены перед нами проходит повседневная жизнь усадьбы вельможи, а именно управляющих и простых крестьян за работой. Интересно обилие мелких подробных деталей, а также способ отделения изображений друг от друга при помощи декоративных колонн (Илл. 3).
14

15 Илл. 3. Гробница Чи. Прорисовки изображений среднего регистра на восточной части южной стены вестибюля. По: URL: http://www.osirisnet.net/mastabas/ty/e_ty_01.htm
16 Западная сторона фасада от входа в гробницу содержит сцены рыбной ловли. Делятся они на три регистра. В нижнем мы видим фигуры рыбаков, несущих корзины, полные только что пойманной рыбы. В среднем регистре показана ловля рыбы сетями с лодки. Рыбаки вываливают пойманную рыбу на землю, все это сопровождается надписями о превосходном качестве и огромном количестве пойманной рыбы. Верхний регистр практически полностью поврежден; по некоторым фрагментам можно предположить, что там располагалась сцена, связанная с разделкой рыбы. В верхней части нижнего регистра частично сохранился фризообразный орнамент.
17 Боковые стены портика
18 Восточная сторона изначально была поделена на пять регистров, сейчас сохранилось только три. Все они представляют сцены с процессиями приношений, носителями даров здесь выступают женщины — «дарительницы» селений, символизирующие различные области владений Чи5. Каждый регистр включает фигуры двенадцати женщин, которые несут в корзинах многообразные виды хлебов, овощей и других продуктов. Если корзина располагается на голове у дарительниц, то они могут вести теленка или газель или же нести ткань, связки папируса, лотос или кувшины с пивом. Женщины одеты в длинные прозрачные платья. В передаче их лиц отсутствует условность, все лица и прически разные. Фигурки отделены друг от друга вертикальными колонками текста, который включает в себя имя Чи и название подношения. Западная стена портика почти полностью повреждена. Сохранились части изображений ступней ног идущих людей, скорее всего, изначально это были также процессии с подношениями.
5. Tombs of Ancient Egypt. Osiris.net. URL: >>>> (дата обращения 24.09.2020).
19 Таким образом, традиционные изображения хозяина при входе в гробницу здесь перекочевали на колонны портика. На стенах портика в основном присутствуют сцены бытового и сельскохозяйственного характера, т. е. запечатлена (а значит гарантирована в потусторонней жизни) бесперебойная повседневная работа вельможеской усадьбы, что наравне с процессиями подношений обеспечивает умершего едой и ее производством. Необычно обилие и повторение отдельных деталей, множество небольших сцен в одном регистре при наличии большой плоскости стены, оставленной неиспользованной. Большинство сцен, перекочевавших на вход, обычно являются характерной чертой оформления внутренних помещений гробниц.
20 Гробница двух братьев Хнумхотепа и Нианххнума расположена в северной части некрополя и приблизительно датирована временем правления Ниусерра или Менкаухора (2458–2422 гг. до н.э. / 2422–2414 гг. до н. э.) [Moussa, Altenmuller, 1977, p. 45]. Братья обладали большим количеством титулов, самым значительным из которых был титул жреца культа Ра в солнечном храме Ниусерра. Кроме того, они были жрецами–уаб (т. е. жрецами–очистителями) и начальниками царских маникюрщиков. В оформлении гробницы большее внимание уделено изображениям Нианххнума, скорее всего, потому что он был старшим из братьев [Moussa, Altenmuller, 1977, p. 45].
21 Вход распологается в крайней восточной части северной стены мастабы. На архитраве и колоннах портика размещены надписи превосходного качества, содержащие имена и титулы владельцев гробницы. Вестибюль, несмотря на небольшие размеры, обильно декорирован.
22 Восточная и западная стена портика
23 Западная стена посвящена Нианххнуму (ее оформление сохранилось лишь частично), а восточная — Хнумхотепу.
24 Стены поделены на пять регистров неодинакового размера, между ними нет четкого деления, очень часто одна сцена практически перекрывает другую. Большинство сцен посвящено доставке культовых статуй двух братьев на погребальной барке. Чтение ведется с нижнего регистра, где изображено начало процесса — с погрузки статуи на тростниковую лодку. Интересно, что от берега лодку тянут 9 человек на восточной стене, но 13 на западной. Следующий регистр показывает «путешествие статуи в Саис»6. Узкий средний регистр содержит сцену забивания животных: трех быков и антилопы на восточной стороне и быков на западной. Далее мы видим продолжение следования барки со статуей, которую тащат 9 жрецов и два быка. Эту процессию открывает плакальщица. Сверху, вне основного регистра, помещены изображения подношений: хлебов, фруктов и мяса. Также здесь расположен орнамент из нескольких ложных дверей [Moussa, Altenmuller, 1977, Taf. 7]. Самый верхний регистр включает в себя подношения умершему, стоящему около открытого шатра, где находится статуя. Все изображения направлены в сторону входа в гробницу [Moussa, Altenmuller, 1977, Taf. 6–15].
6. Многозначное понятие, которым обозначали определенные культовые места. Это и город, являвшийся центром почитания Осириса и Нейт; и место, где выращивался жертвенный скот и проводились некоторые ритуалы, связанные с погребением. Также Саис — это здание, где находилось святилище Анубиса. Считается, что в царских погребениях Саисом являлся долинный храм царя или его часть — место, где проводились все ритуалы. Таким образом, «путешествие» статуи в Саис обозначало проведение над ней необходимых в погребальном культе обрядов (см. [Helck, Meyer, 1984, S. 755–356]).
25 Южная стена. Изображения на архитраве
26 На южной стене расположен вход в гробницу, над которым сохранилась сцена жертвенного пира. Регистры текста фланкируют идентичные фигуры хозяев гробниц. Они изображены стоящими, со скипетром в правой руке, на головах длинные парики. Текст в двух верхних регистрах ориентирован слева направо, тогда как текст в нижнем имеет двойное направление, левая часть содержит имя и титулы Хнумхотепа и читается справа налево, правая включает имя и титулатуру Нианххнума и соответственно читается слева направо. Надписи в верхних регистрах представляют собой типичную жертвенную формулу7, которая не напрасно помещается именно на архитрав: читать ее должны были не только жрецы культа умершего, но члены семьи и, наконец, просто проходящие мимо люди. В этой формуле царь выступает посредником между хозяином гробницы и богом, гарантируя умершему все, что он может пожелать в потустороннем мире. Помимо прочего, формула содержит упоминание тех праздничных дней, когда должен свершаться погребальный культ, т. е. дни, когда особенно важно ее произнесение8.
7. Жертвенная формула обладала исключительным значением, перечисляя условия (так называемые «прошения»: о произнесении названий приношений, о погребении и о «хождении по дорогам прекрасным») необходимые для благополучного загробного существования, из-за чего архитравы мастаб в обоих некрополях почти всегда включали ее в свое оформление [Петрова, 2011, с. 161].

8. Tombs of Ancient Egypt. Osiris.net.Project. URL: >>>> (дата обращения 24.09.2020).
27 В сцене жертвенного пира владельцы гробницы представлены сидящими за жертвенными столами с подношениями. Нианххнум находится в правом углу, Хнумхотеп в левом (Илл. 4). Они сидят на стульях с ножками в виде копыт, что типично для V династии. Необычно, что стул изображен с подлокотником так, что скрывает часть фигуры. Братья одеты одинаково — в трапециевидных юбках, на головах длинные парики, на шеях ожерелья–усех. Различаются они только положением рук: Хнумхотеп прижимает одну руку к груди, а у Нианххнума одна рука лежит на подлокотнике стула, а вторая рука у обоих вытянута в сторону стола. Между этими фигурами располагаются три горизонтальных регистра, два верхних включают в себя изображения подношений, а нижний различные работы слуг (например, разделку животного). Следует отметить, что некоторые фигуры слуг представлены в сложных позах, движение передано правдиво и свободно. Иероглифы очень крупные, тщательно выполнены, в технике углубленного рельефа9, кое-где сохранилась раскраска. Фигура Нианххнума полностью сохранила красно-коричневый цвет [Moussa, Altenmuller, 1977, Taf. 3].
9. Как правило, надписи выполнялись в технике углубленного рельефа, а фигуры — выпуклого. Это можно объяснить, во-первых, эстетическим восприятием: «выпуклые» фигуры, хотя и требуют больше затрат при выполнении, смотрятся эффектней, тогда как вырезанные буквы намного лучше видны с дальнего расстояния. Во-вторых, возможно, сохранение надписей было более важной задачей, нежели изображений, тем более что обеспечить их сохранность было проще. В случае узурпирования гробниц изображения просто стесывали, тогда как врезанные надписи уничтожить сложнее. По справедливому мнению египтолога Г. Шафера, углубленный рельеф применялся из-за игры света, т. к. благодаря ей он казался еще более глубоким (см.: [Schäfer, 1974, pp. 76–79]).
28

29 Илл. 4. Гробница Хнумхотепа и Нианххнума. Изображение архитрава над входом в вестибюле. По: URL: http://www.osirisnet.net/mastabas/niankhkhnoum_khnoumhotep/e_niankhkhnum_khnumhotep_02.htm
30 Левая и правая стороны от двери содержат первые в V династии сцены охоты и рыбной ловли на болотах10 (Илл. 5, 6). Братья опять-таки изображены схожим образом: стоящими в смелом развороте на маленькой папирусной лодке, одеты они в простой передник, на голове длинный парик, на шее ожерелье, оба с бородкой. Хнумхотеп держит в обеих руках гарпун, на который он уже насадил двух рыб, а Нианххнум в правой руке сжимает пойманных птиц. Братья находятся в окружение своих семей, каждого за ногу обнимает представленная в меньшем масштабе жена. Женщины одеты в платье-калазирис, на голове длинный парик, одной рукой подносят к себе цветок лотоса. Чуть впереди жены, на уровне пальцев ног хозяина, стоит его сын, который представлен обнаженным, с локоном юности. Посередине лодки сидит дочь покойного, в платье-калазирисе, тоже с локоном юности. Эти небольшие фигурки подписаны: имя и степень родства обозначены рядом. Позади фигур братьев находятся слуги: у каждого брата их по три, они несут пойманную дичь и рыбу. В верхней части сцен в вертикальных регистрах перечислен улов. Стоит отметить то разнообразие птиц и рыбы, что кишат в тростниковых зарослях. В этой сцене фигуры братьев выделены композиционно и масштабом: по канону важность ранга, а также возраст выделяются именно размером изображенного.
10. Tombs of Ancient Egypt. Osiris.net.Project URL: >>>> (дата обращения 24.09.2020).
31

32 Илл. 5. Гробница Хнумхотепа и Нианххнума. Вестибюль. Изображение на восточной стороне от входа в мастабу. По: URL: >>>>
33

34 Илл. 6. Гробница Хнумхотепа и Нианххнума. Вестибюль. Изображение на западной стороне от входа в мастабу. По: URL: http://www.osirisnet.net/mastabas/niankhkhnoum_khnoumhotep/e_niankhkhnum_khnumhotep_02.htm
35 Рельеф, в котором изображены фигуры и сделаны надписи – выпуклый. Особенно хорошей сохранностью отличается фигура Нианххнума (правая часть сцены вообще сохранилась лучше), здесь видна моделировка мускулистого молодого тела, подчеркнуты углублениями жилы на ногах и коленные чашечки; сохранилась темно-коричневая окраска тела.
36 Восточный и западный простенки дверного проема также посвящены соответственно Хнумхотепу и Нианххнуму. Каждая стена включает пять регистров, содержащих сцены различного характера, они перемежаются надписями, по смыслу дублирующими изображение. На западной стороне верхний регистр включает изображение подношений. Во втором, третьем и четвертом рядах показана доставка на санях статуй Нианххнума. Причем самый верхний из трех содержит две сидящие статуи умершего, а остальные по одной стоящей. В самом нижнем регистре запечатлено заклание жертвенного быка [Moussa, Altenmuller, 1977, Taf. 17]. Нианххнум изображен везде одетым в короткую набедренную повязку, чтобы ничто не сковывало движения, на голове нет парика. Такие бытовые сцены почти всегда отличаются крайне живым характером: позы работников, их движения естественны и правдивы, благодаря этому, а также письменной передаче реплик, которыми обмениваются персонажи, мы можем ощутить реальную атмосферу трудовых будней изображенных.
37 На восточной стороне самый верхний регистр снова содержит изображение подношений. Второй и третий демонстрируют доставку статуи Хнумхотепа, производимую тем же способом, что и у брата, но есть ряд отличий в деталях [Moussa, Altenmuller, 1977, Taf. 16]. Интересно, что в одном из регистров изображены также две статуи, но держащиеся за руки: скорее всего, это статуи не одного Хнумхотепа, а уже двух братьев. Нижние регистры включают доставку двух огромных сосудов с маслами, которые тащит группа слуг, и сцену забивания жертвенного быка. Все рельефы выполнены в выпуклой манере, сохранилась раскраска и побелка фона, особенно на восточной стороне. Барабан двери выкрашен в красный, имитирующий гранит цвет и содержит имена и титулы двух братьев. Надписи выполнены в углубленной технике [Moussa, Altenmuller, 1977, Taf. 18].
38 Итак, каждый структурный элемент входа содержал изображения и надписи. Стены портика настолько насыщены сценами разнообразного содержания, что можно говорить о том, что они включают в себя всю краткую изобразительную программу гробницы в целом. На фасаде впервые встречаются изображения хозяина в сцене охоты и рыбной ловли. Эта ритуальная сцена расположена в необычном месте. Возможно, новаторства связаны с процессом становления традиционной композиционной программы входа, которая особенно активно развивается со времени правления Ниусерра. Поэтому такое обилие сцен связывается с поиском новых тем, наиболее оптимальных для входа в гробницу. Иконография ряда сцен, оформлявших портики, особенно ловли рыбы гарпуном и охоты могут быть заимствованы из оформления поминального храма Усеркафа и храма Сахура. Передача свободных поз охотящихся и бьющих рыбу гарпуном хозяев гробниц напоминают идеалистические изображения царя в подобных сценах [Harpur, Scremin, 1987, p. 52.].
39 Что касается иконографических особенностей в изображении хозяев гробницы, то они были в первую очередь связаны с личностью заказчика (два брата). Например, присутствует их изображение держащихся за руки, целующихся (что, скорее всего, диктовалось личным пожеланием). Большинство рассмотренных изображений характеризуется высоким качеством исполнения: слаженностью пропорций, легкостью форм, идеализированно прекрасными лицами, присутствует сложная моделировка форм.
40 Еще одна гробница была обнаружена и опубликована О. Мариеттом [Mariette, 1889, pp. 351–357]. Это Мастаба Птаххотепа I (Д 62), расположенная в северо-западной части саккарского некрополя, к западу от пирамиды Джосера, датированная примерно временем правления Исеси [Hassan, 1975b, p. 31]. Вход на восточной стороне также представляет собой портик (Илл. 7). Необычно наличие двух небольших обелисков, располагающихся по левую и правую сторону от портика. Обелиски сделаны из грубого необработанного камня. Колонны портика не сохранились, оригинальны только их базы. Внешний архитрав содержит надпись с титулами и именем Птаххотепа, оформленную в один горизонтальный ряд, выполнена она в технике углубленного рельефа. Иероглифы большого размера первоначально были синего цвета. Окончание текста не сохранилось.
41

42 Илл. 7. Мастаба Птаххотепа. Общий вид на портик. По: URL: http://www.osirisnet.net/mastabas/akhethtp_ptahhtp/e_akht_ptah_01.htm
43 Оформление стены, где находится узкий дверной проем, а также барабан не сохранились, как и надписи на архитраве. На правом простенке входа видны следы краски. Простенок включает 5 регистров изображений и текста. Сейчас можно различить только фрагменты, по которым видно, что здесь были изображены сцены приношений с дароносцами, идущими внутрь гробницы. В сопроводительных надписях можно прочитать имя смотрителя дворца Итети, а также перечисление жертв усопшему. В верхнем регистре шесть носителей подношений изображены коленопреклонными, в руках у них различные дары: это и ткань, и различные виды хлебов на подносах [Hassan, 1975b, pp. 31–31].
44 Следующая мастаба — мастаба Каемченента расположена к северу от ступенчатой пирамиды и относится ко времени правления Исеси [Porter, Moss, 1978, р. 489]. Каемченент был сыном царя и носил титул начальника экспедиции. Вход находится на восточной стороне мастабы и оформлен двухколонным портиком. На квадратных в плане колоннах несколько раз высечены титулы и имя хозяина гробницы. Под текстом изображена стоящая фигура умершего с женой. Вестибюль портика, на западной стороне которого располагается дверной проем, был полностью покрыт надписями; до нас дошли лишь фрагменты. По сторонам от входа та же композиционная схема, что и на колоннах: текст с титулатурой Каемченента обрамляет вход с двух сторон, где он изображен вместе с женой, преклонившей колени [Mariette, 1889, p. 188]. Кроме того на стенах имеются плохо сохранившиеся фрагменты автобиографического текста [Porter, Moss, 1978, р. 489].
45 Таким образом, изображения на колоннах портика и по сторонам от входа на фасаде традиционны: это фигуры хозяина гробницы, а оформление стен портика исключительно надписями, тем более автобиографическими, является необычным элементом общей композиции входа.
46
  1. Иконография традиционного входа
47 Мастаба Сабу расположена к северу от ступенчатой пирамиды и также известна лишь по описанию Мариетта. Автор относит эту гробницу к IV династии, видимо, опираясь на то, что она состоит всего из одной комнаты [Mariette, 1889, p. 144]. Тем не менее это одна из самых больших мастаб подобного типа. Портер и Мосс относят ее к концу V – началу VI династии [Porter, Moss, 1978, р. 461].
48 Вход расположен на восточной стороне. Хорошо сохранились простенки дверного проема. Здесь изображен хозяин гробницы, получающий подношения. Перед ним разворачиваются сцены, расположенные в четырех регистрах. В первом регистре находятся фигуры трех писцов, чьи имена и титулы выписаны рядом в вертикальных колонках. В остальных регистрах изображены носители приношений с живыми птицами, животными, овощами, фруктами, хлебами и цветами.
49 На противоположном простенке запечатлен хозяин гробницы с сыном Птахшепсесом. Другие изображения оформлены в пять регистров. В первом сцена разборки писцов с недоимщиками, в остальных сцены подношений — в основном, привод скота. И только в последнем, пятом регистре «жительницы селений» подносят умершему птиц [Mariette, 1889, p. 142].
50 Мастаба Сененуанха расположена к северу от пирамиды Джосера. Существуют различные версии по датировке этой гробницы: от времени правления Сахура до начала VI династии [Porter, Moss, 1974, р. 172]. Хозяин гробницы носил титулы жреца солнечного храма Усеркафа, жреца–уаба пирамидного комплекса Сахура, начальника писцов по петициям и т. д. Вход в мастабу находится на восточной стороне. На фасаде сохранилось изображение стоящей фигуры Сененуанха, выполненной в человеческой рост, никаких надписей не сохранилось [Mariette, 1889, p. 316].
51 На простенках входа находится сцена приношения даров хозяину гробницы, представленному сидящим. Четырнадцать «жительниц селений» подносят ему различные дары из каждой принадлежащей ему местности. На другой, южной, стороне вновь изображен хозяин, который сидит, наблюдая за писцами, выполняющими различные рутинные работы: один представляет отчет о проделанной работе, другой разбирается с провинившимся работником, третий пишет. Над группой этих сцен находятся ряды надписей с перечислением даров, в основном животных: антилоп, газелей, быков [Mariette, 1889, p. 316].
52 Таким образом, иконографическая программа изображений входа в гробницу Сененуанха достаточно традиционна. На фасаде и простенках фигуры хозяина гробницы, а также сцены приношений.
53 Мастаба Ипи в области северной Саккары находится к северу от ступенчатой пирамиды. От ее входа сохранились входные облицовочные панели, находящиеся в настоящее время в частной коллекции11. Точная датировка неизвестна, Мариетт [Mariette, 1889, pp. 95–96] относил мастабу к IV династии, но дальнейшие исследования позволили причислить ее ко времени правления V династии. Так Портер и Мосс датируют памятник серединой или концом V династии [Porter, Moss, 1978, p. 451].
11. An Egyptian Limestone Relief for Ipi. Old Kingdom, Dynasty V, 2465–2323 B. C. Christies. URL: >>>> ата обращения 24.09.2020).
54 Вход в гробницу был расположен на восточной стороне [Mariette,1889, p. 95]. На западной стороне от дверного проема в небольшой прямоугольной нише изображен Ипи, повернутый в направлении входа. Он одет в плиссированную юбку, на голове у него короткий парик, закрывающий уши, на шее простое ожерелье, на правом запястье браслет. В одной руке он держит посох, в другой — жезл. Под мышкой Ипи сжимает сверток сложенной ткани. Над головой в вертикальных столбцах, не разделенных разграничительными линиями, мы видим перечисление титулов и имя покойного. Отсюда мы узнаем, что Ипи был жрецом Красного дома, служителем Великого дома, а также возлюбленным господином своим.
55 На западной стороне от входа находится симметричное изображение хозяина гробницы, но на этот раз с несколькими существенно отличающимися деталями. Здесь Ипи представлен уже не в типичной одежде чиновника, а в шкуре леопарда, что является жреческим атрибутом, шкура завязывается на левом плече большим узлом, а также крепится на талии. На голове у Ипи длинный парик, на шее сложное ожерелье с бусинками, оформленными рядами. Над головой ряды надписей, абсолютно идентичные противоположной стороне12 (Илл. 8).
12. An Egyptian Limestone Relief for Ipi. Old Kingdom, Dynasty V, 2465–2323 B. C. URL: >>>> (дата обращения 24.09.2020).
56

57

58 Илл. 8. Мастаба Ипи. Изображения на западной и восточной сторонах от входа в гробницу. По: URL: >>>> и URL: https://www.christies.com/lotfinder/Lot/an-egyptian-limestone-relief-for-ipi-old-4617198-details.aspx
59 Изображения Ипи выполнены в технике выпуклого рельефа, а надписи — углубленного (койналаглифа). Сразу привлекают внимание различия в исполнении двух фигур: на восточной стороне техника исполнения грубее, мышцы на ногах, колени резко очерчены, нет мягкости, отличающей моделировку фигуры на западной стороне. Фигуры отличаются и по размеру: восточная крупнее западной. Изображение Ипи на западной панели характеризуется более пропорциональными формами (1 к 8), тогда как у фигуры на противоположной стороне непропорционально большие руки и массивные плечи, а вытянутую фигуру венчает слишком маленькая голова (пропорции 1 к 9). Лицо Ипи на западной стороне поражает прекрасно моделированными формами, это действительно идеалистически красивое изображение. Композиция сцен, соотношение текста и изображения сходны на обеих панелях. Подобное отличие, скорее всего, объясняется тем, что над изображениями работали разные мастера. Это подтверждается и различными подчерками, видными в выполнении надписей. Мастаба Пернеба была приобретена музеем Метрополитен в лице Эдварда Харкнесса в 1913 г.; первоначально она находилась недалеко от северной стены пирамидального комплекса Джосера, а сооружена была приблизительно во время правления Исеси [The Metropolitan Museum of Art, 1916, p. 55]. К мастабе Пернеба прилегала гробница его сына, они отделялись друг от друга стеной, поэтому для того чтобы попасть во внутренние помещения, нужно было пройти по коридору, начинавшемуся в северной части стены, окружающей мастабу; попав во двор, посетитель оказывался перед входом, расположенным на восточной стороне [The Metropolitan Museum of Art, 1916, p. 55]. По обеим сторонам от хозяина гробницы сохранились идентичные изображения: Пернеб представлен в традиционном облачении чиновника, на нем трапециевидная юбка, ожерелье с амулетом, на голове длинный парик и короткая искусственная бородка. В одной руке он держит посох, в другой — платок, на ногах сандалии (Илл. 9). Фигуры направлены в сторону входа и выполнены в технике выпуклого рельефа. Над головой умершего в плохой сохранности размещаются вертикальные регистры текста с именем и титулами покойного. На барабане двери высечены имя и титул покойного, а архитрав покрыт надписям, включающими в себя его титулы и имя. Два главных титула, выделенных особо — размещением на барабане и архитраве — это «друг единственный» и «смотритель дворца» [The Metropolitan Museum of Art, 1916, p. 60].
60

61

62 Илл. 9. Мастаба Пернеба. Западная и восточная стороны от входа в гробницу. По: The Metropolitan Museum of Art. The Tomb of Perneb. MCMXVI. New York, 1916. Рр. 52–53
63 Мастаба Хетепхорахути находится в Лейденском музее, первоначальное ее местоположение — к северу от района Серапеума. Относится она, предположительно, ко времени правления Джедкара Исеси13, впервые была опубликована Мариеттом [Mariette, 1889]. Хетепхорахути занимал должность жреца солнечного храма Ниусерра, жреца–уаба погребального храма Нефериркара и обладал другими многочисленными титулами [Porter, Moss, 1978, р. 480].
13. Les collections égyptiennes du Rijksmuseum van Oudheden de Leyde (Leiden). URL: http://www.bubastis.be/art/musee/leiden_05.html ата обращения 24.09.2020).
64 Вход в мастабу расположен на восточной стороне. По левую и правую стороны от дверного проема прекрасно сохранились изображения умершего. Эти изображения практически идентичны: хозяин гробницы представлен вместе с сыном. Хетепхорахути одет в трапециевидную накрахмаленную юбку, на голове длинный парик, на шее широкое ожерелье, есть короткая искусственная бородка. В одной руке он держит посох, в другой платок. Фигуры направлены в сторону входа. Маленькая фигурка его сына Нианхптаха расположена рядом с выдвинутой вперед ногой отца. Нианхптах обнажен, на голове локон юности, одной рукой он несет кувшин с приношениями, а другой держится за посох отца. Эта группа находится в прямоугольном пространстве, образованном регистрами вертикальных столбцов текста, с титулами и именем умершего. Всего здесь десять регистров текста, в котором, помимо титулов и имени, содержится перечисление личных заслуг Хетепхорахути перед царем. (Илл. 10).
65

66

67 Илл. 10. Мастаба Хетепхорахути. Западная и восточная стороны от входа в гробницу Хетепхорахути. По: URL: >>>> Photo 33, 34
68 Изображения отличают высоким качеством исполнения. В архитраве три горизонтальных регистра содержат классическую жертвенную формулу (Htp di nsw). Текст читается справа налево.
69 Изображение простенка дверного проема известно только по описаниям Мариетта, Портер и Мосс. На восточной стороне расположена сцена доставки статуи покойного, причем в одном регистре барку с закрытой эдикулой тащат работники, а в следующем, когда барку вытаскивают на землю, мы видим через открытую дверь саму статую. Перед ней воскуряют благовония. Эта процессия открывается четырьмя танцовщицами. В двух других регистрах расположены сцены приношений даров — волов и уже разделанных туш коров. На западном простенке в двух регистрах вновь изображена сцена доставки статуи, а в двух других — носители даров; в качестве последних выступают разнообразные животные: газели, антилопы и даже помещенные в клетку ежи. Большинство сцен сопровождаются поясняющими надписями [Mariette, 1889, pp. 343–344].
70 Мастаба Небкаухора расположена к северу от восходящей дороги пирамидного комплекса Унаса. Построена она была либо в конце V династии, либо в начале VI. Такая неоднозначность возникла из-за того, что Небкаухор узурпировал гробницу у первоначального владельца Акхетхотепа, но, как настаивает С. Хассан, оба жили примерно в одно время, т. е. в конце V династии; оба носили титул «жреца пирамиды Унаса». Помимо этого Небкаухор обладал еще 32 эпитетами и титулами, среди которых «визирь», «единственный возлюбленный друг царя», «хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта», «старший сын царя от его плоти» [Hassan, 1975, p. 5]. Вход в мастабу находился на южной стене [Hassan, 1975, Pl. III].
71 На простенках с западной стороны от дверного проема фрагментарно сохранились два регистра изображений в нижней части стены, на обоих представлены сцены доставки двух статуй умершего в гробницу. Они погружены на сани, влекомые несколькими людьми в направлении входа в гробницу. Перед ними находилась фигура жреца, воскурявшего фимиам. Под изображениями расположены две полосы горизонтального текста, с сохранившимися красными и желтыми контурами. В верхнем регистре сохранились детали одеяния статуи: длинный парик, накладная бородка, а на шее широкое ожерелье, в левой руке жезл.
72 Мастаба Иунефера находится в некрополе Унаса и относится ко времени начала – середины его правления [Kanawati, Abder-Raziq, 2003, p. 12]. Иунефер был обладателем 18-ти титулов, например, являлся начальником двух сокровищниц, надзирателем за царскими писцами, но самое главное, был «доверенным царя по всем поручениям».
73 Вход в гробницу расположен в центре южного фасада мастабы. Оформление его плохо сохранилось. Все рельефы выполнены в углубленной технике [Kanawati, Abder-Raziq, 2003, p. 13]. Архитрав включает в себя две симметричные части, каждая из которых содержит изображения четырех стоящих фигур хозяина гробницы. Они направлены ко входу. Иунефер одет в трапециевидную накрахмаленную юбку, на шее ожерелье, в одной руке он держит посох, в другой скипетр. На нем длинный парик и бородка. Все изображения идентичны друг другу, разделяются они вертикальными рядами текста, где перечислены имя и титулы покойного (Илл. 11).
74

75 Илл. 11. Мастаба Иунефера. Изображение архитрава. По: The Unis Cemetry at Saqqara. Vol. II. The Tombs Of Iynefert and Ihy. Oxford, 2003. Р. 91
76 По обеим сторонам от входа сохранились по одному вертикальному столбцу текста, который завершается небольшой фигурой Иунефера. Изображен он так же, как и на архитраве. Только вместо жезла он держит платок. Надпись включает перечисление нескольких титулов умершего. В простенках дверного проема оформление сохранилось лучше. На обоих косяках изображен хозяин гробницы, «выходящий» из нее и представленный в образе зрелого мужчины. Он одет в длинную юбку, на голове короткий парик, в одной руке он держит посох, другой придерживает край юбки. Н. Канавати замечает, что у Иунефера нет подчеркнуто обвислой груди, что часто можно встретить в подобных сценах в других гробницах. Одно плечо Иунефера передано в сокращении, т. е. анфас. Над головой — три вертикальных ряда текст с титулами и именами хозяина (Илл. 12).
77

78

79 Илл. 12. Мастаба Иунефера. Изображение западной и восточной простенок дверного проема. По: The Unis Cemetry at Saqqara. Vol. II. The Tombs Of Iynefert and Ihy. Oxford, 2003. Р. 120
80 В оформлении этой гробницы ясно виден принцип размещения изображения хозяина гробницы: «идущего внутрь» на фасаде и «выходящего» на простенках. По мнению О. А. Большакова тот же принцип дублируется в оформлении «ложной двери» в часовне, и лежит в основе функционального назначения гробницы, как места, куда умерший владелец, а точнее его Ка может придти за принесенными жертвами, и откуда может уйти в дальнейшее путешествие по загробному миру14 [Большаков, 1986, c. 129.]
14. Представления о загробном мире только начинают получать свое закрепление в письменном виде, поэтому неизвестно, что понимали египтяне под загробным миром — страной Запада, полями тростника (Иалу) и где их локализовывали.
81 Таким образом, в оформлении входа в данную гробницу имеется ряд особенностей: это и размещения текста на фасаде, где он занимает доминантную роль, и способ оформления архитрава и, иконография владельца гробницы в образе пожилого мужчины.
82 Итак, схема размещения сцен на традиционном типе входа следующая: на фасаде стоящие фигуры хозяина гробницы, которому могут сопутствовать члены семьи. На простенках находятся изображения как сидящего, так и стоящего владельца, направленного в сторону выхода, к нему устремлены процессии приношений. Здесь часто присутствуют ритуальные и бытовые сцены. Популярность сцены доставки статуи, расположенной на простенках, можно подтвердить еще двумя примерами из гробниц Сепедхотепа и Раемка, известных только по описаниям их первооткрывателя Мариетта. Изображения сохранились частично, а именно только сцены на простенках дверного проема, изображающие доставку статуи [Kanawati, 2003, pp. 178, 209]. Сцены на архитраве редко пребывают в хорошей сохранности. Как правило, это несколько рядов надписей (включавших жертвенную формулу), направленных к фигуре хозяина. Любопытно, что жертвенная формула часто сокращается, а в гробнице Иунефера вообще исчезает, хотя ранее это был важнейший элемент программы входа. Декор барабана двери содержит его имя и главный титул. Важно отметить соотношение текста и изображений на фасаде, где четко соблюдается принцип заполнения всего свободного пространства и большая роль текста, а фигура умершего помещается в обрамление вертикальных регистров надписей. Такой принцип построения сцены станет особенно характерным во время VI династии.
83 Выделим типичную схему для оформления входа, оформленного портиком: на его квадратных в плане пилястрах изображаются стоящие фигуры хозяина, которого часто сопровождают члены семьи. Стены вестибюля портика включают в себя многообразные сцены: приношений, ритуальные, бытовые, сельскохозяйственные, а также большое количество сопроводительных надписей. При этом при обилии сцен существует тенденция к оставлению части пространства стен незаполненной. Простенки входа также включают в себя ритуальные сцены, процессии дароносцев, большое место в соотношение изображение/текст занимают надписи. Таким образом, можно говорить о том, что традиционные изображения хозяина при входе в гробницу, здесь переходят на колонны портика, берущие на себя основную смысловую нагрузку, а группы сцен на его стенах представляют собой сокращенную изобразительную программу всей гробницы. Появление такого обилия сцен, новаторская программа связана с тем, что образцом для саккарских изображений, судя по всему, являлись рельефы солнечных и поминальных храмов фараонов V династии. Заимствовалась, вероятно, и планировка припирамидных храмов. Отсюда такая популярность портиков и внутренних дворов с колоннами начиная с V династии [Матье, 2006, c. 72].
84 Фигура покойного как главный объект культа выделяется размером: вокруг нее группируются и строятся все сцены, к ней направлены процессии дароносцев, а сам хозяин встречает при входе жрецов и посетителей, приносящих ему жертвы. Здесь наиболее ярко выражена функция входа как начала всего комплекса гробничных изображений: начинающегося с фигур хозяина мастабы и заканчивающегося такими же фигурами, но по сторонам от проема ложной двери в самом священном месте гробницы.
85 В оформлении входа прочитывается основная задача всей изобразительной программы гробницы, а именно обеспечение благополучного загробного существования ее хозяина. На это направлены и жертвенные формулы на архитраве, и изображения приношений, и ритуальные сцены, и, если есть возможность для размещения, то бытовые и сельскохозяйственные сцены. Этим объясняется и помещение на входы с портиком практически всей сжатой изобразительной программы гробницы. Все это говорит о важности и уникальном значении входа в гробницу во время Древнего Царства, когда погребение не скрывается и не прячется от глаз посторонних, а вход служит местом контакта живых и мертвых, местом, где два мира соприкасаются друг с другом.

References

1. Bol'shakov A. O. System Analysis of the Old Egyptian Tomb Complexes. Bulletin of Ancient History. 1986. No. 2. Pp. 98–137 (in Russian).

2. Mathieu M. E. Art of Ancient Egypt. Saint Petersburg: Iskusstvo, 2006. — 606 p. (in Russian).

3. Petrova A. A. Ancient Egyptian Noble Tombs of the 5th Dynasty: The Experience of a Comprehensive Study. PhD theses. Moscow, 2011. — 301 p. (in Russian).

4. Safonova N. V. Iconography of the Tombs' Entrances at the Giza Necropolis (Fifth Dynasty). Collection of Academic Articles by Young Scholars of the Institute of Oriental Studies, RAS. Orientalistica Iuvenile. Issue VI. 2015. M. I. Krupyanko (Ed.). Moscow: IV RAN, 2015. Pp. 91–110 (in Russian).

5. Bard K. A. Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt. London-New York: Routledge, 1999. — 1279 p.

6. Harpur Y., Scremin P. J. Decoration in Egyptian Tombs of the Old Kingdom: Studies in Orientation and Scene Content. London and New York: KPI, 1987. — 596 p.

7. Hassan S. The Mastaba of Neb-Kaw-Her. Cairo: Organisation for Government Printing Offices, 1975. — 138 p.

8. Hassan S. Mastabas of Ny-ankh-Pepy and Others. Cairo, 1975b. — 102 p.

9. Helck W., Meyer Ch. Lexikon der Ägyptologie. Bd. V. Wiesbaden: Harrassowitz. — 984 S.

10. Kanawati N., Abder-Raziq M., The Unis Cemetry at Saqqara, The Tombs of Iynefert and Ihy. Oxford: Aris and Phillips Park and Place, 2003. — 88 p.

11. Mariette A. Les Mastabas de L'Ancient Empire. Paris: F. Vieweg, 1889. — 594 p.

12. Moussa A. M., Altenmuller H. Das Grab des Nianchchnum und Chnumhotep. P. v. Zabern, 1977. — 178 p.

13. Porter B., Moss R. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs and Paintings. Memphis. Saqqara to Dahshur Vol. III., Part 2. Griffith Institute, Ashmolean Museum, Oxford: University Press Oxford, 1978. — pp. 393-574.

14. Schäfer H. Principles of Egyptian Art. Oxford: Clarendon Press, 1974. – 470 p.

15. Steindorff G. Das Grab des Ti. Leipzig, 1913. — 12 S., 143 Taf., 20 Bl.

16. Strudwick N. The Administration of Egypt in the Old Kingdom: The Highest Titles and Their Holders. London: KPI, 1985. — 366 p.

17. The Metropolitan Museum of Art. The Tomb of Perneb. New York: Cornell University Library, 1916. — 106 p.

18. An Egyptian Limestone Relief for Ipi. Old Kingdom, Dynasty V, 2465–2323 B. C. Christies. URL: https://www.christies.com/lotfinder/Lot/an-egyptian-limestone-relief-for-ipi-old-4617198-details.aspx (accessed: 24.09.2020).

19. Les collections égyptiennes du Rijksmuseum van Oudheden de Leyde (Leiden). URL: http://www.bubastis.be/art/musee/leiden_05.html (accessed: 24.09.2020).

20. Tombs of Ancient Egypt. Osiris.net.Project. URL: https://osirisnet.net/e_why.htm (accessed: 24.09.2020).