Ancient Egyptian Pottery from the Collection of Vladimir S. Golenischev at the Pushkin State Museum of Fine Arts: Individual Selection for a Representative Exposition
Table of contents
Share
Metrics
Ancient Egyptian Pottery from the Collection of Vladimir S. Golenischev at the Pushkin State Museum of Fine Arts: Individual Selection for a Representative Exposition
Annotation
PII
S268684310015821-1-1
DOI
10.18254/S268684310015821-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Svetlana E. Malykh 
Occupation: Member of the academic group for the RSF project 19-18-00369, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University; Senior Research Fellow, Institute of Oriental Studies, RAS
Affiliation:
Lomonosov Moscow State University
Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
61-73
Abstract

The article describes the collection of ancient Egyptian ceramic vessels, collected by the famous Russian Egyptologist Vladimir S. Golenischev and now preserved in the Pushkin State Museum of Fine Arts in Moscow. Despite its relatively small size (about 100 samples), the collection is highly representative: It illustrates Egyptian pottery from the early Predynastic Period (Naqada I, 4000–3600 B.C.) to the Arab conquest of Egypt in 641 A.D. and allows to study various aspects of the pottery manufacturing, morphological evolution, features of decor, artistic preferences and foreign influence on this type of craft.

Keywords
Ancient Egypt, ancient Egyptian pottery, Vladimir S. Golenischev, Pushkin State Museum of Fine Arts
Received
06.07.2021
Date of publication
03.08.2021
Number of purchasers
1
Views
191
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

Additional services access
Additional services for the article
1 В собрании Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина хранится около 150 древнеегипетских керамических сосудов1, и две трети из них приобретены В. С. Голенищевым (Илл. 1) в Египте. Среди этой достаточно небольшой коллекции (конечно, в сравнении с крупнейшими музеями мира — Египетским музеем в Каире, Британским музеем, Лувром, музеем Метрополитен и др.) поражает разнообразие типов и форм, что позволяет наглядно иллюстрировать историю древнеегипетского гончарства практически во все исторические периоды — от неолитической эпохи вплоть до поздней античности (Илл. 2).
1. Автор глубоко благодарен Ольге Александровне Васильевой, к. и. н., зав. Отделом Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина, и Ольге Павловне Дюжевой, к. иск., с. н. с. Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина, за предоставленную возможность изучить древнеегипетскую керамику из запасников музея.
2

3 Илл. 1. Владимир Семенович Голенищев (1856–1947). По: Энциклопедия Всемирная история. URL: >>>> (accessed 16.05.2021)
4

5 Илл. 2. Древнеегипетские керамические сосуды времени правления III–XVIII династий (XXVII–XIII вв. до н. э.), приобретенные В. С. Голенищевым в Египте (фото С. Е. Малых)
6 Жемчужиной коллекции древнеегипетской керамики ГМИИ является наиболее обширная ее часть — додинастические расписные сосуды периодов Нагада I–II2 (4000–3200 гг. до н. э., Илл. 3–4), а также сосуды с волнистыми ручками, чей стиль пришел в Египет во второй половине IV тыс. до н. э. из Южного Леванта [Bourriau, 1981, p. 130–133; Braun, 2011, p. 110]. По своей репрезентативности и уникальности сюжетов собрание додинастической орнаментированной керамики В. С. Голенищева не уступает аналогичным коллекциям музеев Каира, Берлина и Лондона. По этим предметам можно наглядно наблюдать не только развитие декоративно-прикладного искусства (вероятно, именно этим сосуды с изображением лодок, сцен охоты, геометрическими орнаментами и привлекли В. С. Голенищева), но и технологическую эволюцию: от ручной лепки из жгутов, применения метода «молот и наковальня»3, до подправки на простейшем варианте поворотного механизма — прообразе ручного гончарного круга медленного вращения4.
2. См.: [Матье, 1961, с. 13–15, рис. 2–3; Путь к бессмертию, 2002, с. 80–81, № 165 (I, 1a 4784); Hodjash, 2005, p. 15–23, pl. 1–3].

3. Подробнее о т. н. методе paddle-and-anvil см.: [Arnold, Bourriau, 1993, p. 17–21].

4. О сочетании нескольких методов изготовления сосудов — лепных и круговых, характерном для керамики архаического Египта, см.: [Arnold, Bourriau, 1993, p. 36–37].
7

8 Илл. 3. Овальная миска со сценой охоты, период Нагада I. © ГМИИ, I, 1а 4777 (по: >>>> (accessed 20.04.2021))
9

10 Илл. 4. Кувшин с изображением лодок, период Нагада II. © ГМИИ, I, 1а 4788 (по: >>>> (accessed 20.04.2021))
11 Керамика раннединастического времени (XXX–XXVII вв. до н. э.) иллюстрируется небольшим числом предметов самых распространенных типов, в частности, цилиндрическими сосудами, уже к этому времени утратившими волнистые ручки и вместо них декорированные волнистыми прочерченными или нарисованными линиями [Arnold, 1978, S. 94–95; Spencer, 1993, p. 51; Stevenson, 2011, p. 67, fig. 7.5], которые и формой, и способом отделки имитировали каменные сосуды [Emery, 1961, p. 212, fig. 122 (nos. 18–19), fig. 125 (nos. 1–22)]. Эти сосуды-маркеры, служащие хронологическими реперами при археологических исследованиях для датировки погребений и слоев поселений, являются наиболее характерными, и если бы специалисту по древнеегипетской керамике предложили отобрать несколько сосудов для иллюстрации древнеегипетского гончарства в начале III тыс. до н. э., то следовало бы остановиться именно на сосудах этого типа.
12 Удивительным образом в коллекции древнеегипетской керамики В. С. Голенищева наблюдается единственный крупный пробел — сосуды Древнего царства (XXVII–XXII вв. до н. э.). Среди всей коллекции находится лишь несколько предметов (например, краснолощеные ваза-хес и шарообразный горшок с носиком), которые не являются наиболее частыми керамическими типами для эпохи строительства пирамид. По какой причине В. С. Голенищев не приобрел керамику этого времени — не понятно. Вряд ли ему не встретились подобные вещи, скорее они не привлекли его. Действительно, бытовая керамика Древнего царства достаточно груба, не имеет орнаментации, многие типы лепные, хотя среди форм, сделанных на гончарном круге, встречаются как грубые, так и аккуратные варианты, например, тонкостенные краснолощеные чаши. Впрочем, в иных случаях отсутствие орнаментации не останавливало коллекционера: в его собрании мы видим достаточно керамических изделий других периодов обычного вида. В целом, этот момент для нас пока не ясен, так как сосуды массовых типов эпохи Древнего царства, например, пивные кувшины, хлебопечные формы и миниатюрные модели сосудов встречаются в большом количестве в некрополях даже на поверхности, поэтому торговых предложений о покупке подобного рода предметов наверняка в каирских лавках было предостаточно; кроме того, у Голенищева было немало знакомых среди торговцев древностями, включая Али Абд эль-Хаджа — известного «шейха Али, антиквара» из Гизы, услугами которого пользовались многие коллекционеры [Большаков, 2011, с. 17–19]. В то же время у луксорских дилеров, с которыми В. С. Голенищев контактировал не меньше, чем с каирскими, керамика Древнего царства могла быть редкостью в силу ее ареала — она доминирует в мемфисском регионе, а для Луксора из-за близости к Фиванскому некрополю обычными были керамические изделия Нового царства, Третьего Переходного и Позднего периодов.
13 Примечательно, что эта лакуна была заполнена в коллекции ГМИИ весьма удачными последующими приобретениями, поэтому сейчас в московском собрании имеется пивной кувшин и 17 предметов миниатюрной вотивной керамики5.
5. О многообразии миниатюрной вотивной керамики эпохи Древнего царства и ее назначении см.: [Малых, 2010].
14 Керамика Среднего царства и Второго Переходного периода (первая половина II тыс. до н.э.) весьма наглядно представлена в собрании В. С. Голенищева. Здесь присутствуют предметы из некрополей, в том числе небольшие красноангобированные чаши с иератическими надписями, сообщающими, что сосуды принадлежали даме Уххотеп, «почитаемой перед богом Осирисом, правогласной» [Hodjash, 2005, p. 46–47, no. 112–113] (Илл. 5). Есть и крупные формы, в том числе продолговатые светлоглиняные сосуды с характерными налепами на горле — традиционная тара для хранения жидких и сыпучих продуктов, использовавшаяся и при жизни, и как погребальный инвентарь [Rzeuska, 2011]. Также следует отметить светлоглиняный мешкообразный горшок с линейной росписью темно-коричневого цвета [Hodjash, 2005, p. 66, no. 206, pl. 14]: такие сосуды первоначально изготовлялись в Леванте и на Кипре и привозились в Египет, повлияв на стиль и форму керамики конца Второго Переходного периода — начала Нового царства [Bourriau, 1981, p. 133–135 (no. 262–263)].
15

16 Илл. 5 (1, 2). Две чаши дамы Уххотеп, Среднее царство. © ГМИИ, I, 1а 5139 и I, 1а 5140 (фото С. Е. Малых)
17 Керамики Нового царства (1550–1070/1069 гг. до н. э.) не много, но она иллюстрирована главными типами — кувшинами с росписью под камень (Илл. 2), амфорами XVIII и XIX династий6, а также фигурными сосудами, изготовлявшимися в двусторонней форме-матрице [Bourriau, 1987, p. 87–93; Arnold, Bourriau, 1993, p. 24–26]. Последние, представленные в московском собрании двумя сосудами в виде женщины, кормящей ребенка, и в виде бога Хапи с символами жизни «анх» в руках [Hodjash, 2005, p. 82, no. 285–286] (Илл. 2), относятся к весьма малочисленной группе, редкой для музейных коллекций. Более того, если схожие сосуды в форме кормящих женщин или женщин с детьми известны7, то сосуды в виде мужчин единичны: кроме московского Хапи в собрании Британского музея находятся три сосуда, изображающие сидящего писца, брадобрея и карлика с кувшином [Murray, 1911, pl. XXIV.54, 57; Bourriau, 1987, p. 91, pl. XXIX.4 (EA 29935); Russmann, 2001, p. 152 (EA 24653)]. Высказывались предположения, что фигурные сосуды в форме кормящих женщин использовались для сбора женского молока, которое входило в рецепт некоторых снадобий, предназначавшихся для детей и женщин. Исходя из того, что такие сосуды обнаружены не только на поселениях, но и в гробницах, они могли символически помогать покойному возродиться в загробной жизни [Desroches-Noblecourt, 1952, p. 49–67; Brunner-Traut, 1970, S. 163; Bourriau, 1987, p. 94]. Другие разновидности фигурных сосудов времени Нового царства, например, в виде стоящей женщины, играющей на лире [Bourriau, 1987, p. 92, pl. XXX.1 (EA5114)], или мужчин могли использоваться для содержания различных косметических веществ. Несмотря на их внешнюю привлекательность, рассматриваемая группа фигурных сосудов бытовала сравнительно недолго — во времена правления фараонов XVIII династии Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV и Аменхотепа III (1479/1473–1388 гг. до н. э.), т. е. не более 100 лет [Bourriau, 1987, p. 81–83].
6. См.: [Путь к бессмертию, 2002, с. 81–82, № 171–173 (I, 1a 5148, 5360, 5361); Hodjash, 2005, p. 81, no. 278–279].

7. См.: [Murray, 1911, pl. XXIV.44–53, XXV.58–66; Bourriau, 1981, p. 35–36 (no. 48, 50); Bourriau, 1987, p. 94–95, pl. XXVIII–XXXI].
18 Расписанный под кальцит (ранее называемый египетским алебастром) кувшин, также относящийся ко времени правления XVIII династии, не только внешней поверхностью, но и формой подражает каменным сосудам, виртуозно изготовлявшимся египтянами в эпоху Нового царства из мягких пород камня (кальцита, серпентина, известняка)8. Такие предметы производились для погребений знати: иероглифическая надпись на московском предмете удостоверяет, что сосуд предназначался для захоронения «госпожи дома Инет-Хапи» [Hodjash, 2005, p. 78, no. 267], а, например, сосуды из Нью-Йорка и Бостона — для «госпожи дома Именмесхет» и «хранителя сокровищницы бога Амона Мери»9. Для погребальных нужд египтяне делали и более дешевые имитации таких сосудов — из раскрашенного дерева [Hodjash, 2005, p. 78–80, no. 268–277].
8. См., например, сосуды из коллекции Британского музея и музея Метрополитен: Vase. EA4555. The British Museum. Collection online. URL: >>>> (accessed 25.04.2021); Stone jug. ca. 1550–1458 B.C. The Metropolitan Museum of Art. The MetCollection. URL: >>>> (accessed 25.04.2021); Jug and Lid with the Head of a Bull or Calf. ca. 1390–1352 B.C. The Metropolitan Museum of Art. The MetCollection. URL: >>>> (accessed 25.04.2021).

9. Vase inscribed for the Mistress of the House Amenemweskhet. ca. 1479–1390 BC. The Metropolitan Museum of Art. The MetCollection. URL: >>>> (accessed 25.04.2021); Open-mouth Jar Inscribed for the Storehouse-Keeper of Amun Mery. ca. 1479–1390 BC. The Metropolitan Museum of Art. The MetCollection. URL: >>>> (accessed 25.04.2021); Long necked flask with horizontal loop handles. Museum of Fine Arts, Boston. Collections. URL: >>>> (accessed 25.04.2021).
19 Один из наиболее эстетически привлекательных типов керамики периода Нового царства — керамика с голубой росписью (“Blue-painted Ware”), представлена в ГМИИ лишь во фрагментах [Hodjash, 2005, p. 65, no. 203, pl. 15]. Видимо, В. С. Голенищеву она не встретилась, что не удивительно, так как при всех своих достоинствах этот тип утвари не получил широкого распространения в Египте и остался люксовым, характерным для погребений царей и высшей знати [Hope, 1989; Hope, 1991; Aston, 2011]; он также был обнаружен при раскопках крупных храмов и царских дворцов, например, во дворцах Эхнатона в Амарне и Аменхотепа III в Малкате [Hope, 1989, p. 3–17; Hope, 1991]; предметы из последнего были выявлены в ходе раскопок музея Метрополитен в 1910–1911 гг. и составили жемчужину его керамической коллекции10.
10. Malqata. The Metropolitan Museum of Art. The MetCollection. URL: >>>> (accessed 25.04.2021).
20

Керамика Третьего Переходного периода (1070/1069–664 гг. до н. э.) представлена в собрании В. С. Голенищева точечно, но наглядно, в основном тарными формами. В первую очередь здесь следует отметить две крупные двуручные продолговатые круглодонные амфоры (Илл. 6), по форме типичные для времени правления XXV–XXVI династий [Masson, 2011, p. 646–647], однако долгое время из-за декора относимые к эпохе Нового царства [Ходжаш, 1951, с. 141; Павлов, Ходжаш, 1959, с. 31–33; Hodjash, 2005, p. 65, no. 201–202, pl. 16–17]. Среди себе подобных эти сосуды выделяются богатой полихромной орнаментацией, совершенно не характерной ни для подобных амфор, ни вообще для египетских гончарных изделий первой половины I тыс. до н. э. Учитывая характер изображенных сцен — фигуры дароносцев женского и мужского пола, заросли папируса, конические хлеба и другие подношения, можно согласиться с предположением А. Массон, что сосуды могли быть расписаны в архаизирующей манере при XXVI династии [Masson, 2011, p. 662–669] — т. е. в Саисский период (664–525 гг. до н. э.), для которого было свойственно обращение к памятникам эпохи Древнего царства (именно это демонстрируют сюжеты на описываемых сосудах). В то же время нельзя исключать и возможность совсем поздней подделки, например, в XIX в. — а такие случаи известны11, хотя все же чисто интуитивно манера росписи заставляет нас видеть здесь работу древнего художника. 

21

22

Илл. 6. Продолговатые амфоры с полихромной росписью, XXV–XXVI династии. © ГМИИ, I, 1а 5144 и I, 1а 5145 (по: https://pushkinmuseum.art/data/fonds/ancient_east/1_1_a/1_1_a_5144/index.php?lang=ru;  https://pushkinmuseum.art/data/fonds/ancient_east/1_1_a/1_1_a_5145/index.php?lang=ru (accessed 20.04.2021))

23 Керамические изделия Позднего периода (664–332 гг. до н. э.) иллюстрируются классическими для этого времени сосудами-бэс, декорированными налепами в форме лица бога Бэса12, кувшинами средних размеров, нередко использовавшихся для хранения остатков от бальзамирования в специальных схронах, а также необычной коллекцией миниатюрных сосудов качественного изготовления, возможно, служивших для содержания ароматических веществ. Параллельно среди приобретений В. С. Голенищева в Египте можно видеть несколько греческих сосудов — чернолаковых амфорисков, канфаров, киликов, в основном из мастерских Аттики, которые были популярны в Египте, особенно в городах со значительным греческим контингентом, например, в Мемфисе, Дафнах, Навкратисе. Со вступлением Египта в пространство эллинистического мира присутствие импорта и его влияние на египетское гончарное ремесло возросло. Иллюстрацией к этому могут служить несколько чернолощеных чаш и арибаллических лекифов (Илл. 7), по виду греческих, но по глине и способу изготовления — египетских, вероятно, сделанных в мастерских города Буто13, располагавшегося в северо-западной дельте Нила.
12. Сосуд ошибочно отнесен к Римскому периоду [Hodjash, 2005, p. 108–109, no. 392, pl. 38].

13. Подробнее см.: [Малых, 2020, с. 29–31].
24

25 Илл. 7. Чернолаковый лекиф египетского производства (мастерские Буто?), V–IV вв. до н. э. © ГМИИ, I, 1a 1466 (фото С. Е. Малых)
26 Как и во всех остальных случаях, керамика греко-римского времени (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.) представлена, образно выражаясь, «точечными уколами шпаги мастера». Репрезентативной является группа небольших рельефных сосудов с черной полублестящей поверхностью, вероятно, производившаяся в мастерских Мемфиса (т. н. Memphis Black Ware) в I в. до н. э. — I в. н. э., в том числе в виде бога-карлика Бэса (Илл. 8), а также их аналоги из красных глин, которые могли изготовляться в гончарнях Фаюмского оазиса и дельты Нила [Васильева, Малых, 2016]. Среди сосудов Римского периода примечательна крупная амфора, декорированная налепами в виде лица бога Бэса. Близкие по форме и декору предметы имеются в коллекциях музеев Каира, Амстердама и Кэмбриджа [Bourriau, 1981, p. 38, no.54]. В случае московского сосуда мы можем констатировать, вслед за Ж. Буррье, что его глина типична для Римского периода и обычно использовалась для изготовления больших амфор [Bourriau, 1981, p. 38], оставленных без декора и служивших для хранения и транспортировки вина. По характеру глины можно предположить, что такие амфоры изготовлялись в Среднем Египте. И, наконец, следует упомянуть красноангобированную расписную чашу Византийского периода — ее форма и декор свойственны третей четверти VI и VII вв. н. э. [Gempeler, 1992, S. 109–110, Abb. 55, Nr. 13 (T 370)], а по характерной глине светло-бежево-розового цвета ее без сомнений можно отнести к продукции гончарных мастерских асуанско-элефантинского региона.
27

28 Илл. 8. Рельефный сосуд в виде бога Бэса, Memphis Black Ware, I в. до н. э. — середина I в. н. э. © ГМИИ, I, 1a 4274 (фото С. Е. Малых)
29 Таким образом, коллекция древнеегипетских керамических сосудов, собранная В. С. Голенищевым, представляет собой уникальную мозаику, практически полностью иллюстрирующую историю древнеегипетского гончарства на протяжении более пяти тысяч лет. Остается только удивляться уникальным и выдающимся способностям египтолога и коллекционера, сумевшему с помощью колоссальных знаний и интуиции собрать воедино такой репрезентативный корпус предметов материальной культуры, позволяющий не только демонстрировать эту сторону древнеегипетской жизни в залах музея, но и заниматься полноценными научными исследованиями на базе этой коллекции.

References

1. Bolshakov A. O. Ancient Egypt in the Hermitage. New Discoveries. Saint Petersburg: State Hermitage Publishing House, 2011. — 176 p. (in Russian).

2. Vassilieva O. A., Malykh S. E. Ancient Egyptian Relief Ceramics of Greek-Roman Times from the Collection of Pushkin State Museum of Fine Arts. Vestnik drevney istorii. 2016. No 4. Pp. 981–1010 (in Russian).

3. Malykh S. E. Egyptian Votive Pottery of the Old Kingdom. Moscow: IOS RAS, 2010. — 320 p. (in Russian).

4. Malykh S. E. Stamped Palmettes on Ancient Egyptian Pottery in the Context of the Mediterranean Culture of the Second Half of 1st Millennium B.C. Vostok (Oriens). 2020. No 3. Pp. 19–34 (in Russian).

5. Matthieu M. E. Art of Ancient Egypt. Moscow, Leningrad: Iskusstvo, 1961. — 592 p. (in Russian).

6. Pavlov V. V., Hodjash S. I. Artistic craft of Ancient Egypt. Moscow: Iskusstvo, 1959. — 268 c. (in Russian).

7. The Path to Immortality. Monuments of Ancient Egyptian Art in the Collection of the Pushkin State Museum. of Fine Arts. Exhibition Catalogue. Moscow: Vostochnaya Literatura RAN, 2002. — 376 p. (in Russian).

8. Hodjash S. I. Egyptian Painted Polychrome Vessels (From the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts). Vestnik Drevney Istorii. 1951. No 1. Pp. 136–142 (in Russian).

9. Arnold Do. (Hrsg.). Meisterwerke Altägyptischer Keramik. 5000 jahre Kunst und Kunsthandwerk aus Ton und Fayence. Katalog. Westerwald: Montabaur, 1978. — 264 S.

10. Arnold Do., Bourriau J. An Introduction to Ancient Egyptian Pottery. Mainz am Rhein: Phillip von Zabern, 1993. — 190 p.

11. Aston D.A. Blue-Painted Pottery of the Late Eighteenth Dynasty. The Material from the Tomb of Maya and Merit at Saqqara. Cahiers de la céramique égyptienne. 2011. No 9. Pp. 1–35.

12. Bourriau J. Umm El-Gaàb. Pottery from the Nile Valley before the Arab Conquest. Catalogue. Cambridge: Cambridge University Press, 1981. — 142 p.

13. Bourriau J. Pottery figure vases of the New Kingdom. Cahiers de la céramique égyptienne. 1987. No 1. Pp. 81–96.

14. Braun E. Early Interaction between Peoples of the Nile Valley and the Southern Levant. In: Teeter E. (ed.). Before the Pyramids. The Origins of Egyptian Civilization. Chicago: Oriental Institute of the University of Chicago, 2011. Pp. 105–122.

15. Brunner-Traut E. Das Muttermilch Krüglein: Ammen mit Stillumhang und Mondamullet. Die Welt des Orients. 1970. No 5. S. 145–164.

16. Desroches-Noblecourt C. Pots anthropomorphes et recettes magico-médicales dans l’Egypte ancienne. Revue d’égyptologie. 1952. No 9. Pp. 49–67.

17. Emery W.B. Archaic Egypt. Culture and Civilization in Egypt five thousand years ago. London: Penguin, 1961. — 269 p.

18. Gempeler R.D. Elephantine X. Die Keramik römischer bis früharabischer Zeit. Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 1992. — 221 S.

19. Hodjash S. Ancient Egyptian Vessels in the State Pushkin Museum of Fine Art, Moscow. Baltimore: Halgo, Inc., 2005. — 160 p.

20. Hope C. Pottery of Egyptian New Kingdom: Three Studies. Melbourne: Victoria College Press, 1989. — 110 p.

21. Hope C. Blue-painted and Polychrome Decorated Pottery from Amarna: A Preliminary Corpus. Cahiers de la céramique égyptienne. 1991. No 2. Pp. 17–92.

22. Masson A. Jarres au décor polychrome du Musée Pouchkine: manifestations originales de la tendance archaïsante des 25e–26e dynasties ? Under the Potter’s Tree. Studies on Ancient Egypt Presented to Janine Bourriau on the Occasion of her 70th Birthday. Eds. Aston D., Bader B., Gallorini C., Nicholson P., Buckingham S. Leuven, Paris, Walpole: Peeters, 2011. Pp. 645–677.

23. Murray M. A. Figure-vases in Egypt. In: Knobel E. B., Midgley W. W., Milne J. G., Murray M. A., Petrie W. M. F. Historical studies. London: School of Archaeology in Egypt University College, Bernard Quaritch, 1911. Pp. 40–46.

24. Russmann E. R. Eternal Egypt: Masterworks of Ancient Art from the British Museum. Berkeley: University of California Press, 2001. — 288 p.

25. Rzeuska T. I. Grain, Water, and Wine. Remarks on the Marl A3 Transport-Storage Jars from Middle Kingdom Elephantine. Cahiers de la céramique égyptienne. 2011. No 9. Pp. 461–530.

26. Spencer A. J. Early Egypt. The Rise of Civilization in the Nile Valley. London: The British Museum Press, 1993. — 128 p.

27. Stevenson A. Material Culture of Predynastic Period. Before the Pyramids. The Origins of Egyptian Civilization. Ed. Teeter E. Chicago: Oriental Institute of the University of Chicago, 2011. Pp. 65–74.

28. Jug and Lid with the Head of a Bull or Calf. ca. 1390–1352 B.C. The Metropolitan Museum of Art. The MetCollection. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/559543?searchField=All&sortBy=Relevance&ft=22.2.31a&offset=0&rpp=20&pos=1 (accessed 25.04.2021).

29. Long necked flask with horizontal loop handles. Museum of Fine Arts, Boston. Collections. URL: https://collections.mfa.org/search/objects/*/58.1362 (accessed 25.04.2021).

30. Malqata. The Metropolitan Museum of Art. The MetCollection. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search#!?q=Malqata&perPage=20&searchField=All&sortBy=Relevance&offset=0&pageSize=0 (accessed 25.04.2021).

31. Open-mouth Jar Inscribed for the Storehouse-Keeper of Amun Mery. ca. 1479–1390 BC. The Metropolitan Museum of Art. The MetCollection. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/554669?searchField=All&sortBy=Relevance&ft=29.2.18&offset=0&rpp=20&pos=1 (accessed 25.04.2021).

32. Stone jug. ca. 1550–1458 B.C. The Metropolitan Museum of Art. The MetCollection. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/544806?searchField=All&sortBy=Relevance&ft=16.10.424&offset=0&rpp=20&pos=1 (accessed 25.04.2021).

33. Vase inscribed for the Mistress of the House Amenemweskhet. ca. 1479–1390 BC. The Metropolitan Museum of Art. The MetCollection. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/554689?searchField=All&sortBy=Relevance&ft=30.8.211a&offset=0&rpp=20&pos=1 (accessed 25.04.2021).

34. Vase. EA4555. The British Museum. Collection online. URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/Y_EA4555 (accessed 25.04.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate