Искусство, любовь и драгоценности. Сокровища иранских шахов в балете «Шахерезада»
Искусство, любовь и драгоценности. Сокровища иранских шахов в балете «Шахерезада»
Аннотация
Код статьи
S268684310018019-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Раванди-Фадаи Лана Меджидовна 
Должность: старший научный сотрудник; доцент
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
РГГУ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
209-219
Аннотация

Используя фабулу и особенности постановки недавней балетной сенсации — балета «Шахерезада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, автор дает подробные характеристики и приводит историю наиболее значительных сокровищ иранской короны. Исследуется происхождение и рассматривается местонахождение двух частей знаменитого розового «столового» бриллианта — Большой алмазной скрижали, разделенной на две части (Дарья-йе-Нур и Нур-аль-Айн), прослеживается история и этапы изготовления свадебной тиары и коронационного убора Фарах Пехлеви. В статье приведены сведения о происхождении и хранении после Исламской революции наиболее знаковых сокровищ иранской короны — от трона, на котором последним сидел Мохаммед Реза Пехлеви, до двух наиболее известных шахских корон — короны Киани и короны последнего шаха. Автор особенно отмечает важность трактовки драгоценных артефактов в балете, поставленном Алексеем Мирошниченко, для пробуждения интереса российской публики к культуре и искусству Ирана.

Ключевые слова
история Ирана, драгоценные камни, индийские бриллианты, «Шахерезада», Мохаммед Реза Пехлеви, Фарах Пехлеви, корона, бриллианты иранского шаха
Классификатор
Получено
17.12.2021
Дата публикации
26.12.2021
Всего подписок
5
Всего просмотров
735
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 В 2019 г. в Перми, Москве и Санкт-Петербурге прошла премьера балета «Шахерезада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова в постановке одного из ведущих российских хореографов — главного балетмейстера Пермского театра оперы и балета Алексея Мирошниченко. В балете принимают участие звезды мировой величины — Диана Вишнева и Марсело Гомес. Мирошниченко поставил это произведение Римского-Корсакова как… биографический балет. История главной героини — это история Шахбану Фарах Пехлеви (فرح پهلوی‎, род. 14 октября 1938), жены последнего шаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви (1919–1980)1. С одной стороны, эта история похожа на сказку, ведь Фарах — первая с VII века женщина, ставшая «шахбану» (императрицей), полноправной правительницей Ирана, а с другой стороны, ее долгая жизнь была полна трагизма и потерь (см. подробнее: [Pahlavi, 2005]).
1. Пехлеви — правящая семья Ирана в 1925–1979 гг. Мохаммед Реза Пехлеви — последний шах Ирана (16 сентября 1941–11 февраля 1979). Полный титул — «Его Императорское Величество Шаханшах Арьянмехр» (перс. «шаханшах» — «Царь царей», Арьямехр — «Солнце Ариев»).
2 Сюжет балета позволяет познакомиться с несколькими основными эпизодами из жизни главной героини: здесь и знакомство с шахом во Франции во время учебы, свадьба, коронация, празднование 2500-летия персидской монархии (см. [Раванди-Фадаи, 2021]) и Исламская революция 1979 г., вынудившая шахскую чету с детьми покинуть Иран [Shakibi, 2007, p. 270]2.
2. Как устроена «Шахерезада» в постановке Алексея Мирошниченко. Арзамас [How Works Scheherazade by Aleksei Miroshnichenko. Arzamas]. URL: >>>> (accessed 28.08.2021).
3 Драгоценности шахбану Фарах Пехлеви
4 Связь с историческим контекстом в балете проходит не только через сюжет, но и через удивительные декорации, костюмы, украшения и изделия народных промыслов Ирана. Например, чтобы придумать декорации для первого эпизода — грандиозного события 2500-летия Персидской монархии, создатели балета много месяцев просматривали архивные съемки, документы и видеофильмы3. Поэтому в этой сцене использована основная цветовая гамма этого светского торжества — гранатовый цвет и золото (Илл. 1).
3. См. Балет «Шахерезада». Пролог. YouTube [The Scheherazade Ballet. Prologue. YouTube]. URL: >>>> (accessed 28.08.2021).
5 По словам Альоны Пикаловой, художника-постановщика балета, «в эпизоде с ретроспективным характерным танцем, обозначенным как “Искусства и ремесла”, наша героиня, перелетая из Франции в Персию, в Иран, как бы знакомится со всем богатым культурным наследием своей страны — и вместе с ней знакомимся и мы. Для этого мы купили подлинные вещи, которые были вывезены из Ирана до 1979 г.: там настоящие чеканные подносы, настоящие ковры»4.
4. Как устроена «Шахерезада» в постановке Алексея Мирошниченко. Арзамас [How Works Scheherazade by Aleksei Miroshnichenko. Arzamas]. URL: >>>> (accessed 28.08.2021).
6

7

8 Илл. 1 (а, б). Эскиз декораций
9 Празднование 2500-летия Персидской империи и романтическая сцена на фоне стилизованного персидского ковра
10 Фото © Альона Пикалова
11 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
12 Fig. 1 (a,b). Scenery sketch
13 Celebrating the 2500th anniversary of the Persian Empire and a romantic scene on the backdrop of a stylized Persian carpet
14 Photo © Al’ona Pikalova
15 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
16 Кроме атмосферы, созданной обилием в постановке уникальных предметов народных промыслов Ирана, исторических костюмов и прочих реальных вещей, на сцене представлены копии украшений императрицы, в том числе изделий Van Cleef & Arpels.
17 По традиции иранские монархи дарили своим избранницам роскошные украшения. Для будущей жены — несравненной Фарах шах заказал изысканную свадебную тиару у модного американского ювелира Гарри Винстона (Harry Winston)5. Каскад украшения в венчальной тиаре составляют 325 бриллиантов персикового, белого и голубого цвета (Илл. 2).
5. Harry Winston. URL: >>>> (accessed 29.08.2021).
18

19 Илл. 2. Свадебная тиара Фарах Пехлеви от Harry Winston — с розовым бриллиантом Нур-аль-Айн в центре
20 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
21 Fig. 2. Farah Pahlavi wedding tiara by Harry Winston — with a pink Noor-ul Ain diamond in the center
22 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
23 В центре роскошного украшения — редкий чистейший 60-каратный розовый бриллиант Нур-аль-Айн (Noor-ul-Ain; نور العين‎,, в переводе с арабского — «свет глаз»). В 1834 г. Нур-аль-Айн был вырезан из Великого столового бриллианта «Great Table», по легенде, происходящего из алмазных копей индийской Голконды в Хайдерабаде6. Столовый бриллиант, по-персидски — лоух-е бозорг (Большая скрижаль) представлял собой огромный плоский розовый бриллиант, входивший в сокровищницу императорских драгоценностей Индийского «Повелителя мира» Шах-Джахана (1627–1658). Французский геммолог Жан-Батист Тавернье (Jean-Baptiste Tavernier; 1605–1689) описал этот алмаз в своей книге и дал ему название “Diamanta Grande Table” [Tavernier, 1925].
6. Great Table Diamond. Britannica. URL: >>>> (accessed 29.08.2021).
24 Алмаз был захвачен Надиршахом Афшаром (1688–1747)7 после вторжения в Индию (1738–1740) и исчез после его убийства [Sarkar, 2019]. В 1965 г. команда канадского Королевского музея Онтарио, проводившая исследования Национальной сокровищницы драгоценностей Ирана (Джавахерат-е мелли-йе Иран), пришла к выводу, что два розовых алмаза Дарья-йе-Нур («Море света») (бóльшая часть) и Нур-аль-Айн (меньшая) могут происходить из той самой Большой алмазной скрижали, которая после распила превратилась в два алмаза, среди множества других индийских бриллиантов присвоенных Надир-шахом и вывезенных в Иран8. Дарья-йе-Нур («Море света») (Илл. 3), впечатляющий 182-каратный бриллиант, принадлежавший Шаху Пехлеви, считается сестринским драгоценным камнем знаменитого Кох-и-Нур, или Кохинур («Гора света»), украшающего ныне корону английской королевы Елизаветы II.
7. Надир-шах Афшар ( نادر شاه‎; или Надир-кули хан; 1688–1747) — в 1736–1747 гг. шах Персии, основатель династии Афшаридов, «Наполеон Востока». Регент и великий визирь при последнем сефевидском шахе Аббасе III, наместник ряда восточных областей Ирана в период реставрации Сефевидов.

8. Great Table Diamond. Britannica. URL: >>>> (accessed 29.08.2021).
25

26 Илл. 3. Дарья-йе-Нур — розовый бриллиант-побратим бриллианта Нур-аль-Айн и «сестринский бриллиант» знаменитого Кохинура
27 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
28 Fig. 3. Daria-i-Noor — the pink diamond is a twin of the Noor-ul-Ain diamond and the "sister diamond" of the famous Koh-i-noor
29 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
30 Интересна история знаменитого на весь мир комплекта драгоценностей, в которых великолепная Фарах Пехлеви появилась на коронации. Украшения были изготовлены ювелиром Пьером Арпельсом (Pierre Arpels; 1916–2003). И если иранские шахи были неравнодушны к желтым бриллиантам, а, например, шах Насреддин (1831–1896), будучи в Индии, скупил несколько десятков желтых алмазов по 30–200 каратов каждый, то модный парижский ювелир обожал изумруды.
31

32 Илл. 4. Коронационный убор Фарах Пехлеви производства Пьера Арпельса
33 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
34 Fig. 4. Farah Pahlavi coronation headdress by Pierre Arpels
35 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
36 В 1966 г. компания Van Cleef & Arpels получила один из самых больших и престижных заказов за все время своего существования. Необходимо было создать несколько ювелирных наборов для уникального события — коронации Фарах, третьей жены Мохаммеда Реза Пехлеви. Интересно, что по иранским законам, драгоценные камни, коронационные регалии, и вообще любые драгоценности не могут быть вывезены из страны. На протяжении одного года Арпельс ездил в Тегеран несколько десятков раз. Из сотен тысяч камней сокровищницы Ирана Арпельс выбрал несколько потрясающих изумрудов: камень в форме раковины весом более 50 каратов и шестиугольный камень весом 150 каратов, оба с гравировкой (см. о могольских изумрудах [Пожидаева, 2020]). Всего Арпельс отобрал 143 изумруда, а также тысячи бриллиантов и множество цветных драгоценных камней.
37 Работа заняла не менее одиннадцати месяцев. Каркас короны был выполнен из платины и золота. В изделие вошло 1469 бриллиантов, 105 первоклассных природных жемчужин, 36 изумрудов и 34 рубина. В работе Арпельс учел и исконные традиции персидского искусства: корона не выглядит чем-то чуждым культурному контексту истории Иранского государства, не смотрится как новодел (Илл. 5).
38

39 Илл. 5. Фарах Пехлеви в короне и ожерелье от Пьера Арпельса
40 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
41 Fig. 5. Farah Pahlavi wearing a crown and necklace by Pierre Arpels
42 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
43 Также славится великолепием и колье, в котором Фарах присутствовала на коронации. В нем четыре изумруда в ступенчатой огранке; по середине резной изумруд, жемчужины каплевидной формы; любимые персидскими шахами желтые бриллианты в огранке «кушон». Колье целиком инкрустировано белыми бриллиантами. На игру камней можно смотреть бесконечно! С короной Фарах надела изумрудно-бриллиантовые серьги, и весь ее торжественный наряд был украшен драгоценными камнями.
44 Как свидетельствует художник по костюмам Татьяна Ногинова, занимавшаяся созданием украшений и костюмов для балета «Шахерезада», «коронационные уборы, созданные для спектакля, конечно, бутафорские и сделаны из искусственного камня, то есть стекла. Но мы проделали большую работу: получили от ювелирной компании, которая изготавливала макет коронационного убора для Фарах (Van Cleef & Arpels. — Л. Р.-Ф.) чертежи и рисунки этого убора, а также очень хорошие, детальные фотографии свадебной парюры, которая была изготовлена специально для шахбану. Парюра — это комплект, в который входят головной убор, ожерелья, серьги, браслеты, кольца, возможно подвески. Так что копию той парюры можно увидеть на сцене. Для парадного выхода Фарах — Дианы Вишнёвой — использовались броши из чешского стекла, выполненные под бриллианты»9 (Илл. 6).
9. Как устроена «Шахерезада» в постановке Алексея Мирошниченко. Арзамас. URL: >>>> (accessed 28.08.2021).
45

46 Илл. 6. Диана Вишнева с синей лентой в сцена коронации Фарах Пехлеви из балета «Шахерезада»
47 Фото © Андрей Чунтомов. По: URL: >>>> (accessed 28.08.2021)
48 Fig. 6. Diana Vishneva with a blue ribbon in the coronation scene of Farah Pahlavi from the ballet "Scheherazade"
49 Photo © Andrey Chuntomov. Source: URL: >>>> (accessed 28.08.2021)
50 Комплекты для коронации — не единственные драгоценности, хранящиеся в Национальной сокровищнице Ирана, расположенной в одном из зданий Центрального банка в Тегеране и имеющей необычную историю.
51 Где хранятся сокровища персидских шахов
52 Считается, что в 1855 г. коллекция шахских сокровищ была объединена из разрозненных частей и составила единый корпус «королевских драгоценностей». В 1937 г. шах Реза Пехлеви передал сокровища государству, их переместили в хранилища Национального Банка (ныне Центральный Банк ИРИ) и использовали в качестве обеспечения национальной золотовалютной системы.
53 В 1960 г. Мохаммед Реза Пехлеви велел выставить самые значимые элементы коллекции на всенародное обозрение и с тех пор экспонаты находятся в первом здании Центробанка. После Исламской революции 1979 года музей вновь открылся только в начале 1990-х гг. Сейчас коллекция носит название «Национальная сокровищница драгоценностей Ирана», или «Музей ювелирных изделий». Музей расположен в подвальном этаже Национального банка Ирана. Это сейф и музей одновременно, напоминающий Алмазный Фонд Московского Кремля.
54 История сокровищницы Ирана начинается с сефевидских шахов (1501/2–1722). Вкратце родословная коллекции такова: до Сефевидов в государственной сокровищнице хранились драгоценные предметы; согласно заметкам иностранных путешественников сефевидские правители начали собирать драгоценные камни, для чего специалисты, служившие сефевидскому правительству даже покупали драгоценности на рынках Индии, Османской империи и европейских стран, например Франции и Италии, и привозили их в Исфахан.
55 Таким образом, в конце правления cултана Хусейна I10 с приходом к власти в Иране низложившего его Махмуда Афгана11, сокровища шахского дома оказались разбросаны по стране, а некоторые из них Махмуд Афган даже вывез за пределы Ирана. Когда Тахмасп Второй12 вместе с Надиром (упомянутым выше Надиршахом Афшаром) заняли тогдашнюю иранскую столицу Исфахан, вывоз ценностей из страны удалось остановить, после чего Надир отправился в Индию возвращать другую часть драгоценностей (он написал индийскому двору письма, но не получил удовлетворительного ответа). После похода Надира в Индию, Мухаммад-шах13 передал Надиру наличные деньги, драгоценности и оружие, однако на обратном пути в Иран часть имущества и казны, полученная Надиром в Индии, пропала. После возвращения в Иран Надир отправил значительную долю сокровищ в качестве подарков правителям соседних стран. Кроме того, часть драгоценностей он передал на поддержание архитектурного комплекса мавзолея восьмого шиитского имама Резы (Ар-Риды; 770–818) в городе Мешхеде [Saadat, 1976], а часть распределил среди своего войска.
10. Солтан Хусейн I ( شاه سلطان حسین‎; 1668–1726) — фактически последний шах Персии (1694–1722) из династии Сефевидов. В 1722 г. был низложен афганскими мятежниками.

11. Мир Махмуд-шах Хотаки (1697–1725) — третий эмир Кандагара, первый шах Ирана из афганской династии Хотаки (1722–1725), старший сын Мир Вайса Хотаки, первого независимого правителя Афганского государства.

12. Тахмасп II (1704?–1740) — один из последних шахов Ирана из династии Сефевидов.

13. Мухаммад Шах, или Насир уд-Дин Абу-л-Фатх Мухаммад (1702–1748) — правитель, падишах Империи Бабуридов в Индии (с 1719 г.).
56 После того как в 1747 г. Надир-шах был убит одним из его военачальников, казну с сокровищами Надира разграбил Ахмад-бек Афган Абдали14. Среди драгоценностей, больше не вернувшихся в Иран, оказался алмаз, известный как «Кухе-нур». После Ахмад-бека алмаз ушел к другому великому отцу-основателю — Ранджиту Сингху Панджаби15, но когда Панджаби потерпел поражение от англичан16, алмаз попал в руки Ост-индской компании и в 1850 г. был преподнесен королеве Виктории.
14. Ахмад-шах Абдали, или Ахмад-шах Дуррани, (1722–1772) — основатель Дурранийской империи, представляющей собой исходную независимую территорию современного Афганистана. После убийства Надир-шаха Афшара стал эмиром Хорасана, а позже основателем и правителем собственной империи. Пуштуны Афганистана называют его Baba («отец»).

15. Ранджит Сингх (1780–1839) — первый сикхский махараджа Пенджаба, создатель независимого сикхского государства.

16. Вторая Англо-Сикхская война (1848–1849) между Сикхским государством и Британской Империей привела к завоеванию сикхов, аннексии Пенджаба и расчленению Сикхского государства.
57 Несмотря на некоторые потери, Национальная сокровищница Ирана поражает своими размерами — драгоценности хранятся в тридцати шести хранилищах. Содержание этих хранилищ весьма многообразно и включает украшения, короны, браслеты, вазы, посуду, кальяны, зеркала, подсвечники, бирюзу, мечи, кинжалы, щиты, часы, различные драгоценные камни, трости, медали и даже троны.
58 В музее выставлена корона, которую использовали на коронации Реза-хан 25 апреля 1926 г. и его сын Мохаммад Реза Пехлеви 26 октября 1967 г. (копия этой короны была воссоздана в балете «Шахерезада»).
59 Корона выполнена из золота и серебра, украшена бриллиантами, изумрудами, сапфирами и жемчугом. Каркас короны обтянут благородным красным бархатом. С четырех сторон угадываются сюжеты сцен из битв, а спереди полностью выложенное бриллиантами солнце с расширяющимися лучами и планеты. Корона выдержана в стиле корон Сасанидских правителей (226–651 гг.), вес ее составляет около двух килограммов. В короне 3380 бриллиантов (1144 карата) и 368 жемчужин (Илл. 7).
60

61 Илл. 7. Корона последнего шаха Ирана Мохаммада Реза Пехлеви
62 Fig. 7. Crown of the last shah of Iran, Mohammad Reza Pahlavi
63 Еще одна величественная корона персидских шахов — так называемая «корона Киани» («корона царя-поэта»). Эту корону использовали правители династии Каджаров до Реза-хана Пехлеви, а выполнена она была по заказу Фетх Али-шаха17 в 1796 г. Корона изготовлена из серебра, золота, инкрустирована бриллиантами, изумрудами, рубинами и жемчугом (Илл. 8, 9).
17. Фетх Али-Шах, он же Баба-хан (1772–1834) — второй шах Ирана из династии Каджаров, племянник и преемник основателя Каджарской династии — скопца Аги Мохаммеда.
64

65 Илл. 8. Корона Киани. Фото автора
66 Fig.8. Kiani Crown. Photo by the author
67

68 Илл. 9. Мохаммад Али-шах (1872–1925) в короне Киани
69 Фото © Brooklyn Museum
70 Fig. 9. Mohammad Ali Shah (1872-1925) in Kiani Crown
71 Photo © Brooklyn Museum
72 Кроме украшений, в сокровищнице хранятся и настоящие исторические реликвии, например, главный символ власти персидских властителей — трон Надира. Этот величественный трон, инкрустированный 26 733 драгоценными камнями, создали иранские мастера по указу Фетх Али-шаха. Трон состоит из 12 отдельных частей, и в последний раз его использовал Мохаммед Реза Пехлеви [Taheri, 1991, p. 169] (Илл. 10).
73

74 Илл. 10. Трон Надира. Фото автора
75 Fig. 10. Throne of Nadir. Photo by the author
76 Интересны также щит Надир-шаха, выполненный из кожи носорога и инкрустированный драгоценными камнями, сабля Насреддин-шаха, сверкающая изумрудами, рубинами и алмазами и золотой глобус, на изготовление которого ушло 34 кг золота и множество изумрудов, сапфиров и рубинов, выполняющих роль материков и морей.
77 Невозможно не вспомнить и упоминавшийся выше всемирно известный бриллиант Дарья-йе-нур («Море света») весом 182 карата. Это самый крупный и восхитительный уцелевший бриллиант, хранящийся в коллекции иранских шахов. С его обретением связана красивая легенда.
78 У правителя Индии султана Ала ад-Дина Хилджи18 (1266–1316) было три сына: Хизр-хан, Шихаб уд-дин Умар и Кутб уд-дин Мубарак. По легенде, после смерти отца ставшие претендентами на царство сыновья решили разделить всю территорию страны на три части, для чего отправились в путешествие по владениям отца. В горах путешественников застал ливень, и они решили укрыться от непогоды в близлежащей пещере. Войдя внутрь, они увидели, что пещера освещена необычным светом, исходящим от алмаза, лежащего на гранитном камне. Братья заспорили, кому он должен принадлежать и стали молиться богам: Хизр-хан — Вишну , Умар — душе мира Брахме , а Мубарак — богу-разрушителю Шиве . Шива услышал молитву Мубарака и пустил в алмаз молнию, после чего он раскололся на три части. Каждый осколок превышал по весу семьсот каратов. Хизр-хан взял себе самую крупную часть, которую назвал «Дарья-йе-нур» — «море света». Умар назвал свой камень «Кохи-нур» — «гора света», а Мубарак дал своему камню имя «Хинди-нур» — «свет Индии».
18. Ала ад-Дин аль-Хильджи, он же Ала ад-Дин Мухаммад-шах I ибн Шихаб ад-Дин (1266–1316), султан Дели из тюрко-афганской династии Хильджи.
79 После того как братья взошли на престол, в стране начались несчастья. Голод и эпидемии уносили десятки тысяч жизней. Чтобы вызвать благорасположение Шивы, Мубарак продал свой алмаз шаху Персии. В надежде переломить злой рок, на полученные деньги он построил храм и установил у входа мраморное изваяние Шивы высотой в три человеческих роста. Но несчастья продолжались. И тогда Хизр-хан и Умар приказали каменотесам вставить алмазы «Дери-нур» и «Кохи-нур» в глазницы изваяния. После этого бедствия прекратились.
80 Раньше считалось, что исходный алмаз принадлежал Курушу Великому (царю Киру; 593–530 до н. э.), но после утвердилось мнение, что в 1739 г. его вывез в Иран из столицы Великих Моголов Надир-шах.
81 Сейчас в музее представлена самая богатая в мире коллекция драгоценностей; ни одна сокровищница в мире не может сравниться с ней. На подносах россыпью лежат бриллианты, рубины, изумруды от 30 до 250 каратов. Музей ювелирных изделий открыт для посещения: экспонаты можно посмотреть, спустившись в хранилище, правда съемка там категорически запрещена.
82 Для знакомства с персидскими драгоценностями не обязательно ехать в Иран, ведь теперь и в России можно полюбоваться их точными копиями в балете «Шахерезада» в постановке Алексея Мирошниченко.
83 ***
84 Безусловно, в балете «Шахерезада» воссоздана только часть знаменитых драгоценностей и реликвий. Создатели постановки проделали огромную работу, чтобы зритель мог окунуться в атмосферу происходящего, почувствовал связь с событиями через историю, костюмы и организацию пространства, через цитирование восточных мотивов.
85 Спектакль не скрывает, что несмотря на сияние алмазов и утонченное переплетение узоров, история героини очень грустная. Балет заканчивается тем, что Фарах Пехлеви перерезает синюю ленту на открытии выставки. Эта лента — символ монархии, она впервые появляется на сцене после того, как Фарах стала шахбану, и возвращается как мотив на протяжении всего балета. То есть, перерезая эту ленту, императрица своими руками как бы кладет конец собственной власти. Это очень красивая, но в то же время драматичная история.
86 Поразила и реакция зрителей после премьеры, состоявшейся в Перми в начале апреля 2019 г., где собрались не только пермяки, но и театралы обеих российских столиц. Зритель находился под таким сильным впечатлением от красоты классического искусства Ирана, что многие захотели съездить в Иран и увидеть эту страну своими глазами.
87 Автор искренне советует читателям «Восточного курьера» посмотреть работу талантливого хореографа и его команды — балет «Шахерезада» о женщине-легенде — последней шахбану Ирана Фарах Пехлеви, чтобы лучше понять культуру и искусство Персии.

Библиография

1. Пожидаева И. В. Могольский изумруд в европейском ювелирном искусстве. Восточный курьер / Oriental Courier. 2020. № 1–2. С. 203–216.

2. Раванди-Фадаи Л. М. Самое роскошное королевское торжество в современной истории: празднование 2500-летия возникновения Персидской империи в Иране. Восточный курьер / Oriental Courier. 2021. № 1–2. С. 177–183.

3. Pahlavi F. An Enduring Love: My Life with the Shah: A Memoir. Los Andgeles: Miramax Books, 2005. — 464 p.

4. Saadat B. The Holy Shrine of Imam Reza. Vol. IV. Shiraz: Asia Institute, Pahlavi University, 1976. — 292 p.

5. Sarkar S. Nadir Shah in India. Calcutta: B.R. Publishing Corporation, 2019. — 316 p.

6. Shakibi Zh. Revolutions and the Collapse of Monarchy. London: Bloomsbury Academic, 2007. — 289 р.

7. Tavernier J.-B. Travels in India. Tr. by V. Ball. W. Crooke (Ed.). Vol. I. Oxford: Oxford University Press, 1925.

8. Taheri A. The Unknown Life of the Shah. London: Hutchinson, 1991. — 288 p.

9. Балет «Шахерезада». Пролог. YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9B7qaDj14S4&t=3s (accessed 28.08.2021).

10. Как устроена «Шахерезада» в постановке Алексея Мирошниченко. Арзамас. URL: https://arzamas.academy/materials/2195 (accessed 28.08.2021).

11. Great Table Diamond. Britannica. URL: https://www.britannica.com/art/Great-Table-Diamond (accessed 29.08.2021).

12. Harry Winston. URL: https://www.harrywinston.com/en (accessed 29.08.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести