Tǎngpíng (躺平) — Life Apathy of Modern Chinese Youth
Table of contents
Share
QR
Metrics
Tǎngpíng (躺平) — Life Apathy of Modern Chinese Youth
Annotation
PII
S268684310030189-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vadim Bachinskiy 
Occupation: Master’s student
Affiliation: the State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
184-191
Abstract

Tǎngpíng (“躺平”) is a Chinese neologism that roughly translates as “lying flat”. It has gained popularity in recent years (being a buzzword in Chinese web media since 2021) as a social phenomenon and a philosophy of life among certain individuals, particularly in mainland China. The concept of tǎngpíng emerged as a response to societal pressure and expectations related to chasing career success, material wealth, and social status. Tǎngpíng describes a personal rejection of societal pressures to overwork and over-achieve with ever diminishing returns. Those who participate in tǎngpíng choose to stick to indifferent attitude towards life and to “lie down flat” because of a low desire to chase success. Majority of government-biased media criticized the phenomenon of tǎngpíng. However, besides criticizations, a row of Chinese media and scholars noted the socio-economic structural background behind tǎngpíng: high pressure imposed by society in conducting marriage, starting a family and child-parenting, over-competitions in education and the workplace, low return rate after effort-making etc.

Keywords
socio-cultural phenomenon, youth crisis, social problems of China, subculture, youth culture
Received
04.03.2024
Date of publication
22.04.2024
Number of purchasers
4
Views
369
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Танпин (躺平) — неологизм, описывающий социокультурный феномен, недавно (2021 г.) возникший в Китае. Дословно термин можно перевести как «принять горизонтальное положение», «лежать плашмя», «лежать пластом». Первые упоминания о танпин датируются 2020–2021 гг. Выражение появилось на просторах социальных сетей «Вэйбо» (微博) и «Байду теба» (百度贴吧). В удаленных ныне публикациях автор одного из первых постов по данной теме рассказал, что полноценно (на полную занятость) не трудоустроен уже в течение двух лет, перебивается подработками и случайными заработками, ограничив свой бюджет 200 юанями в месяц (ок. 30 долларов США или чуть больше 2 тыс. рублей), а освободившееся время посвящает себе, словом, ведет аскетичный образ жизни. Отдельно автор уточнил, что не собирается заводить семью и детей, равно как и приобретать недвижимость [Бикбулатов, 2021; Kuo, 2021]. После этого поста и серии подобных публикаций от пользователей с похожими жизненными историями термин танпин начал обрастать конкретными коннотациями — нежеланием участвовать в социальной конкуренции, стремлением вырваться из традиционной жизненной парадигмы [Picoche, 2022; Hsu, 2022].
2 Почему легли молодые китайцы?
3 В причинах возникновения танпин попробовали разобраться китайские и иностранные исследователи и представители СМИ. В целом они сводятся к гиперконкурентной среде практически на всех этапах жизни среднего китайца — и эта конкуренция начинается еще со вступительного экзамена в вузы (高考, гаокао), то есть приблизительно с 18 лет. В силу особенностей приемной кампании и/или ввиду неудачно сданного экзамена не все абитуриенты проходят в желаемые престижные вузы, что может стать большим ударом для молодого человека — провал на самом решающем экзамене в жизни равносилен потере лица перед семьей и друзьями [Jingyi, 2022, pp. 5–12].
4 Смежным фактором, ведущим к высокой конкуренции, является массовизация высшего образования [Пацукевич, 2018, с. 180–183]. Еще в 1982 г. 22,8 % населения страны были полностью неграмотными или малограмотными. Можно предположить, что доля населения с высшим профессиональным или академическим образованием была мизерной. Но затем последовали радикальные реформы системы образования, с 1999 г. прием в вузы ежегодно увеличивался на 20–30 %, то есть на 40–50 тысяч человек, и сейчас около 250 млн человек имеют высшее образование. Однако несмотря на непрекращающийся рост китайской экономики, она не в состоянии обеспечить рабочими местами всех [Сидорова, 2011, c. 140–150], к чему добавляется и то, что востребованность специалистов тех или иных отраслей в современных реалиях быстро меняющейся экономики нестабильна — она часто может как возрастать, так и падать, а переобучение и переквалификация человека занимает время и требует финансовых вложений (особенно впечатляют сообщения о рекордной безработице среди недавних выпускников вузов [Fu, 2023; Huileng, 2023]). Кроме того, из-за пандемии COVID-19, начавшейся в Поднебесной и наиболее жестко ударившей именно по ней, провинциальные правительства неоднократно вводили карантин и режим комендантского часа, что, помимо прочего, привело к остановке работы коммерческих предприятий и, как следствие, к увольнениям [Афонский, 2022].
5 Другая причина появления философии танпин — рабочая атмосфера. В китайских компаниях широко распространены жесткие рабочие графики. Зачастую используется график «9-9-6» (996工作制, цзюцзюлю гунцзочжи), при котором человек трудится с 9:00 до 21:00 шесть дней в неделю; т. е. 72 часа в неделю, или же система 007, подразумевающая работу 24 часа в сутки 7 дней в неделю (как правило, в этом случае речь идет об удаленной работе) [Yi, 2021; China’s new… 2021]. Такая схема работы широко распространена среди китайских IT-компаний, где всячески поощряется сверхурочная работа [Wang, 2020]. Критики этой системы считают, что она нарушает закон и, в целом, представляет собой современную инкарнацию рабства. В 2021 г. Верховный народный суд КНР признал систему 996 рабочих часов незаконной, однако это не слишком повлияло на фактический отказ от нее [Goh, Perry, 2021].
6 Наконец, один из наиболее важных факторов неуверенности китайской молодежи в будущем — значительный рост стоимости жизни, особенно стоимости жилья. Например, к концу 2020 г. цена квадратного метра недвижимости в крупнейших городах Китая — Шанхае, Пекине и Шэньчжэне превысила 59 тыс. юаней ($9,1 тыс.), 64 тыс. юаней ($9,9 тыс.) и 87 тыс. юаней ($13,4 тыс.) соответственно [Дагаев, 2021]. Во многом именно рост стоимости жизни порождает аспект философии танпин, предполагающий отсутствие семьи: это решение продиктовано не нежеланием брать на себя ответственность, а, напротив, вполне ответственным пониманием того, что семью содержать весьма сложно. В современном китайском обществе покупка жилья, машины, создание семьи и основание своего бизнеса стали критериями личного успеха. Тем не менее молодым китайцам эти достижения зачастую недоступны [Seow, 2021].
7 Проводимая до 2016 г. политика «Одна семья — один ребенок» (一孩政策, ихай чжэнцэ) тоже утяжелила груз ответственности молодых людей, породив проблему демографического дисбаланса по формуле «4–2–1», при которой один человек должен содержать двух родителей и четырех бабушек и дедушек. Современные китайцы поколения 80-х и 90-х после женитьбы должны заботиться о двух родителях и четырех стариках. В 2021 г. власти страны разрешили гражданам иметь троих детей [Власти Китая разрешили… 2021]. Сами граждане, как правило, отзываются об этом с долей скепсиса — в соцсетях регулярно появляются публикации с опасениями и страхам молодежи, которая задается вопросом: «Как содержать семью с детьми, если денег еле-еле хватает на себя»?
8

9 Илл. 1. Интернет-мем «Новое движение несотрудничества — танпин»
10 Fig 1. Internet meme “tangping, the new movement of non-cooperation”
11 Photo © ec.ltn.com.tw
12 Source: [Дагаев, 2021]
13 Побратимы танпин
14 Конечно, танпин — явление не уникальное. В ряде публикаций его сравнивают с итальянской забастовкой1 («работа по правилам», work to rule, «quiet quitting» [Lord, 2022]), а также с NEET2, с поколением сатори3, с поколением сампхо4 и с «клубничным поколением»5. Кроме того, в определенной степени прослеживается связь танпин с недеянием (у-вэй, 無為) — одним из основных понятий даосской философии, означающим отсутствие действия, мешающего естественному развитию природы или идущего вразрез с ним [Ян Хин-Шун, 1972, с. 348]. Логично предположить и некоторую связь с принципом «непротивления злу насилием» в религиозно-философском учении Л. Н. Толстого, поскольку писатель часто обращался к идеям Лао-цзы [Мышинский, 2015, с. 565–671].
1.  Итальянская забастовка — форма протеста, при которой сотрудники предприятия предельно строго исполняют свои должностные обязанности и правила, ни на шаг не отступая от них и ни на шаг не выходя за их пределы.

2.  Not in Education, Employment or Training — поколение молодых людей, которые в силу различных факторов экономического, социального или политического характера не работают и не учатся. Наиболее схожа с предметом статьи подкатегория «разочаровавшийся NEET», где человек, испытав стресс и/или получив негативный опыт на работе, предпочитает отказаться от дальнейшей трудовой занятости.

3.  Сатори (悟り) — термин для описания поколения молодых японцев, которые словно бы достигли сатори, состояния катарсиса и свободы от материальных желаний, но деле эти люди отказались от амбиций, поиска работы и надежд на построение карьеры из-за макроэкономических тенденций в Японии (подробнее см. [Леонтьева, 2006, с. 353–402]).

4.  Поколение сампхо (삼포세대) — термин для обозначения поколения южнокорейской молодежи, которое отказывается от свиданий, брака и рождения детей. Многие отказываются от этих трех вещей из-за социальных и экономических проблем, таких, как рост стоимости жизни, плата за обучение, дефицит доступного жилья и т. д.

5.  «Клубничное поколение» (草莓族, цаомэй цзу) — термин для обозначения поколения тайваньцев, родившихся в 1980-е гг., которые подобно клубнике «легко мнутся», то есть не выдерживают социального давления или тяжелого труда, в отличие от поколения их родителей. Этот термин обозначает непокорных, избалованных, эгоистичных, высокомерных и ленивых людей.
15 Помимо этих формальных схожестей нельзя не отметить и менее академические параллели. В частности, некоторые из комментаторов с вышеупомянутых форумов, так или иначе задействованных в обсуждении концепта танпин, провели сравнение с инволюцией — процессом, обратным эволюции, то есть с регрессией и деградацией, интерпретировав проблему как абсурдность постоянно растущей бессмысленной конкуренции [Wang, Ge, 2020].
16 В противовес танпин существует понятие шанцзин (上进). Его можно перевести как «стремиться вперед», «стремиться быть лучше», «стремиться к прогрессу» или «продвигаться по службе». В англоязычной среде антиподом феномена танпин можно счесть effort making «[предпринимаемые] усилия», а человека, чье жизненное кредо противоположно таковому у танпинов, — go-getter («достигатель»).
17 Империя наносит ответный удар
18 Очевидно, что перед китайским правительством в какой-то момент встал вопрос, что делать с распространяющейся философией танпин. Весьма показательно, что практически сразу, после того как публикации по теме начали набирать популярность, началась зачистка социальных сетей от сообществ, сконцентрированных вокруг идеи танпин вплоть до удаления даже мимолетных упоминаний явления [Дагаев, 2021]. Подконтрольные государству СМИ тотчас обрушились на танпинов с критикой. Так, в разных вариациях был массово опубликован материал с хлестким заголовком «Позорное лежание. Какой в нем смысл?» (“躺平”可耻,哪来的正义感?”, танпин кэчи, на лай дэ чжэнъи гань?), в котором отчасти признается проблема гиперконкуренции в китайском обществе, но при этом постулируется идея о том, что приверженность концепту танпин — удел маргинального меньшинства [Ван, 2021].
19 По словам авторов статьи, большая часть китайской молодежи по-прежнему предпочитает трудиться на благо родины, а аскетизм и отсутствие стремлений к трудовым свершениям называют нехарактерными чертами для молодого поколения. Помимо этого, была снята социальная реклама о пользе многочасовой работы, героем которой стал 86-летний ученый, каждый день работающий по 12 часов. В ролике подчеркивается твердое нежелание ученого отдыхать даже в преклонном возрасте. К кампании по дискредитации танпинизма также подключились некоторые ученые и общественные деятели [Чэ, 2021]. Например, профессор университета Цинхуа Ли Фэнлян (李锋亮) назвал приверженность танпин безответственным отношением к жизни. По его мнению, такое учение оскорбляет не только родителей молодых людей, но и сотни миллионов усердно работающих налогоплательщиков [Профессор университета… 2021]. Более агрессивную позицию занял ведущий китайского телевидения Бай Яньсун (白岩松), обвинивший молодежь страны в невозможности противостоять даже самой малой нагрузке: «Неужели все наши желания сводятся к дешевым квартирам и работе, которую легко найти? Хотите, чтобы нагрузки не было совсем? Чтобы каждая понравившаяся девушка становилась вашей? Это невозможно» [Ждете снижения… 2021].
20 Молниеносная реакция по искоренению танпинизма обусловлена подходом властей Китая к мобилизации трудовых ресурсов. На Новый 2017 г. генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая Си ё Цзиньпин в поздравительной речи произнес лозунг «[Надо] работать, засучив рукава» (撸起袖子加油干, луци сюцзы цзяю гань) [Председатель КНР… 2016], призвав к мобилизации трудоспособных сил общества. Желание молодежи снять с себя лишнюю нагрузку и проводить жизнь без стресса создает оппозицию политике партии и официальной доктрине Китая — «социализму с китайской спецификой» (中国特色社会主义; чжунго тэсэ шэхуэй чжуи). Государство опасается, что отказ части граждан работать в поте лица создаст угрозу производительной мощи Китая и, как следствие, приведет к экономическому упадку страны [James, 2021].
21 Таким образом, танпин — это отнюдь не лень или инфантильность китайской молодежи, как можно было бы подумать, но осознанный протест против жесткого, заранее определенного жизненного уклада. Дистанцируясь от системы и отказываясь играть по ее правилам, люди выбирают аскетичный, но гораздо менее стрессовый образ жизни. Кроме того, танпин — это способ привлечь внимание к проблемам бедности и социальной стратификации, то есть, к классовому неравенству. Чтобы дать молодому поколению возможность осуществить мечты и закрепить видение лучшего будущего, Китай должен более точно подстраивать систему образования под нужды рынка труда, тем или иным образом снижать токсичность социальной гонки для молодежи и предлагать более справедливые конкурентные условия и возможности. Иными словами, танпин — это институциональная проблема, и подход к ее решению должен быть соответствующим.

References

1. Afonsky A. Under Lock and Key. The Chinese Have Been Forced to Wear Masks and Remain in Quarantine for the Third Year. How Does This Threaten the Global Economy? Lenta.Ru (in Russian). 02.12.2022. URL: https://lenta.ru/articles/2022/12/02/lock/ (accessed 14.04.2023).

2. Bikbulatov B. Tangping Are Young Idlers in China. Blog “Shenxiao” (in Russian). 18.08.2021. URL: https://blog.shensyao.com/tanpiny-molodye-bezdelniki-v-kitae/ (accessed 19.04.2023).

3. Wang Q. “Liying Down” Is Shameful, Where Is the Sense? Xinhua (in Chinese). 20.05.2021. URL: http://www.xinhuanet.com/comments/2021-05/20/c_1127467232.htm (accessed 20.04.2023).

4. Chinese Authorities Allow Families to Have a Third Child. BBC (in Russian). 31.05.2021. URL: https://www.bbc.com/russian/news-57305771 (accessed 17.04.2023).

5. Dagaev A. Tanping Uprising: Why Has a Stress-Free Lifestyle Become Popular among Chinese Youth? EKD (in Russian). 28.06.2021. URL: https://ekd.me/2021/06/tanpinskoe-vosstanie-pochemu-sredi-kitajskoj-molodezhi-stal-populyaren-stil-zhizni-bez-stressa/ (accessed 14.04.2023).

6. Do You Expect Housing Prices to Be Low and Jobs to Be Easily Found? Bai Yansong Sais “No Way”, Revealing the Nature of Tangping. Sohu (in Chinese). 19.06.2021. URL: https://www.sohu.com/a/471925866_120270729 (accessed 20.04.2023).

7. Leontyeva E. L. Deflationary Crisis in Japan. Economic Journal of the Higher School of Economics. 2006. Vol. 10. No. 3. Pp. 353–402 (in Russian).

8. Myshinsky A. L. Leo Tolstoy and Lao Tzu. Society and State in China. 2015. No. 1. Pp. 565–671 (in Russian).

9. Patsukevich O. V. The Phenomenon of Massification of Higher Education in Asian Countries (On the Example of India and China). Bulletin of the Belarusian State Agricultural Academy. 2018. No. 1. Pp. 180–183 (in Russian).

10. President Xi Jinping Delivers 2017 New Year’s Message. Xinhua (in Chinese). 31.12.2016. URL: http://www.xinhuanet.com//politics/2016-12/31/c_1120227034.htm (accessed 21.04.2023).

11. Tsinghua Professor Says, an Attitude to Life as Lying Down Is Extremely Irresponsible. Net Users Replied: “It Doesn’t Hurt My Back to Talk While Standing”. 163.com (in Chinese). 29.05.2021. URL: https://www.163.com/dy/article/GB6UPBLJ0514R9P4.html (accessed 20.04.2023).

12. Sidorova A. V. The Problem of Unemployment among Chinese University Graduates in the Light of Higher Education Reform. Problems of the Far East. 2011. No. 4. Pp. 140–150 (in Russian).

13. Che X. Refusing to “Lie Down”, the 86-Year-Old Scientist Has a Super Burning Schedule. Xinhua (in Chinese). 1.06.2021. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2021-06/01/c_1127515376.htm (accessed 20.04.2023).

14. Yang Hing-Shun (comp.) Ancient Chinese Philosophy. Coll. of Texts in 2 vols. Vol. 1. Moscow: Mysl, 1972. 363 p. (in Russian).

15. China’s New “Tang Ping” Trend Aims to Highlight Pressures of Work Culture. BBC. June 3rd, 2021. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-china-57348406 (accessed 14.04.2023).

16. Fu C. 1 in 5 Young Chinese Is Jobless, and Millions More Are About to Graduate. The New York Times. May 19th, 2023. URL: https://www.nytimes.com/2023/05/19/business/china-youth-unemployment.html (accessed 20.07.2023).

17. Goh B., Perry M. Chinese Authorities Say Overtime “996” Policy Is Illegal. Reuters. August 27th, 2021. URL: https://www.reuters.com/world/china/chinese-authorities-say-overtime-996-policy-is-illegal-2021-08-27/ (accessed 15.04.2023).

18. Hsu H. Y. How Do Chinese People Evaluate “Tang-Ping” (Lying Flat) and Effort-Making: The Moderation Effect of Return Expectation. Frontiers in psychology. 2022. No. 13. URL: https://www.researchgate.net/publication/365435215_How_do_Chinese_people_evaluate_Tang-Ping_lying_flat_and_effort-making_The_moderation_effect_of_return_expectation (accessed 15.04.2023).

19. Huileng T. China’s Youth Unemployment Is So Dire That It’s Inspired Recent College Grads to Post Pictures of Themselves Sprawled on the Ground in “Zombie-Style” Poses. Insider. July 4th, 2023. URL: https://www.businessinsider.com/china-economy-college-grads-lying-flat-zombie-photos-youth-unemployment-2023-7?r=US&IR=T (accessed 20.07.2023).

20. James C. Why Chinese Youth Are “Lying Flat” as a Form of Resistance to CCP Rule. ABC Money. June 22nd, 2021. URL: https://www.abcmoney.co.uk/2021/06/why-chinese-youth-are-lying-flat-as-a-form-of-resistance-to-ccp-rule/ (accessed 20.04.2023)

21. Jingyi Z. “Tang Ping” of Chinese Youth: Origin Tracing and Social Identity Survey. Academic Journal of Humanities & Social Sciences. 2022. No. 5 (4). Pp. 5–12

22. Kuo L. Young Chinese Take a Stand Against Pressures of Modern Life — by Lying Down. The Washington Post. June 5th, 2021. URL: https://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/china-lying-flat-stress/2021/06/04/cef36902-c42f-11eb-89a4-b7ae22aa193e_story.html (accessed 15.04.2023).

23. Lord J. Quiet Quitting Is a New Name for an Old Method of Industrial Action. The Conversation. September 9th, 2022. URL: https://theconversation.com/quiet-quitting-is-a-new-name-for-an-old-method-of-industrial-action-189752 (accessed 16.04.2023).

24. Picoche A. Tang Ping: The Chinese Millennials Lying Flat to Protest Against Overwork. Welcome to the Jungle. January 17th, 2022. URL: https://www.welcometothejungle.com/en/articles/tang-ping-chinese-milennials-protest-overwork (accessed 18.04.2023).

25. Seow B. Y. Young Chinese “Lying Flat” to Cope with Life. The Taipei Times. June 6th, 2021. URL: https://www.taipeitimes.com/News/biz/archives/2021/06/06/2003758647 (accessed 21.04.2023)

26. Wang J. J. How Managers Use Culture and Controls to Impose a “996” Work Regime in China That Constitutes Modern Slavery. Accounting and Finance. 2020. No. 60 (4). Pp. 4331–4359.

27. Wang Q., Ge S. How One Obscure Word Captures Urban China’s Unhappiness. Sixth Tone. November 4th, 2020. URL: https://www.sixthtone.com/news/1006391 (accessed 17.04.2023).

28. Yi L. L. China’s “Involuted” Generation. The New Yorker. May 14th, 2021. URL: https://www.newyorker.com/culture/cultural-comment/chinas-involuted-generation (accessed 19.04.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate