Экологическая политика КНР в ХХI в.: Проблемы и международное сотрудничество
Экологическая политика КНР в ХХI в.: Проблемы и международное сотрудничество
Аннотация
Код статьи
S111111110007890-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Петерикова Елизавета Игоревна 
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
77-87
Аннотация

В работе рассмотрены основные современные экологические проблемы КНР и роль Китая в международном экологическом сотрудничестве. Автор предоставляет характеристики экологических проблем, определяет фундаментальные положения экологической политики и анализирует недостатки экологической дипломатии Китая. Базируясь на экологическом состоянии КНР в XXI в., автор делает вывод о невозможности Китая решить проблемы экологического характера без отказа от экономоцентричной модели социально-экономического развития. Укрепление статуса Китая в рамках международного экологического сотрудничества ставится под сомнение, если КНР не пересмотрит основные положения своей экологической дипломатии.

Ключевые слова
Китай, экология, экологическая политика, экологические проблемы, экологическая дипломатия, вызовы XXI века
Классификатор
Получено
15.09.2019
Дата публикации
16.12.2019
Всего подписок
87
Всего просмотров
3358
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

КНР — один из ключевых акторов на международной арене, поэтому необходимо, чтобы Китай пересмотрел свое отношение к охране окружающей среды. Власти КНР обеспокоены негативными тенденциями экологической жизни страны и предпринимают меры для изменения неблагоприятной ситуации. Однако до сих пор все попытки преодолеть накопившиеся трудности в области экологии имели весьма ограниченный характер.

2

Цель исследования — выявление характерных черт экологической политики КНР и проведение комплексного анализа экологического состояния страны, а также определение места Китая в международном экологическом сотрудничестве.

3

Автор ставит перед собой ряд задач, среди которых оценка современных экологических проблем КНР, определение места Китая в решении глобальных экологических проблем посредством экологической дипломатии и выявление слабых сторон экологической дипломатии КНР.

4

Триада экологических проблем современного Китая

 

Помимо набора проблем, характерных для развивающихся стран (эрозия почв, опустынивание пастбищ и вырубка лесов), Китай вынужден искать и решение экологических проблем, характерных для развитых стран. Наиболее острая экологическая проблема КНР — загрязнение воздуха. Этот тезис подтверждается результатами эксперимента в рамках расследования китайской журналистки Чай Цзин: в 2014 г. фотографы в нескольких городах Китая ежедневно снимали на пленку состояние неба в одном и том же месте. Результаты показали, что за весь 2014 г. в Пекине, Тяньцзине, Шэньяне (Ляонин), Чэнду (Сычуань), Ланьчжоу (Ганьсу) и Шицзячжуане (Хэбэй) отмечено соответственно 175, 197, 152, 125, 112 и 264 дня, когда качество воздуха не соответствовало нормам1.

1. Chai Jing`s review: Under the Dome — Investigating China`s Smog (документальный фильм) // Youtube. URL: >>> (дата обращения: 10.10.18).
5

Ситуация с загрязнением воздуха повышает уровень смертности населения в КНР. По заявлению министра здравоохранения Чэнь Чжу2, загрязнение атмосферы в Китае ежегодно становится причиной смерти порядка 500 тыс. человек3. По данным, предоставленным некоммерческой организацией Berkeley Earth, каждый год из-за загрязнения воздуха умирают около 1,6 млн человек, что составляет 17 % от общего коэффициента смертности в КНР. Другими словами, по причине высочайшего уровня загрязнения воздуха каждый день в Китае умирает 4 400 человек4.

2. Чэнь Чжу (陈竺;род. 1953 г.) — министр здравоохранения КНР с 2007 г. Второй (после Вань Гана) не член КПК на посту министра КНР.

3. Chai Jing`s review: Under the Dome — Investigating China`s Smog (документальный фильм).

4. R. A. Rohde, R. A. Muller. Air Pollution in China: Mapping of Concentrations and Sources // Plos One. 2015. 10(8). URL: >>> (дата обращения: 26.01.19).
6

Загрязнение воздуха в Китае вызвано использованием угля в качестве топлива — как источника энергии, так и для бытовых нужд. Китай ныне держит абсолютное первенство по внутреннему потреблению угля. Значение этого показателя в 2017 г. для КНР составляло 3,607 млн т, второе место в списке принадлежит Индии с колоссальным отставанием в более 2,5 млн т5, то есть ни одна страна мира не имеет шанса обогнать Китай по потреблению угля (см. Илл. 1).

5. Объем потребления угля в разных странах мира // Статистический ежегодник мировой энергетики. URL: >>> (дата обращения: 25.11.18).
7

При рассмотрении проблемы потребления угля в первую очередь выделим две главных тенденции. С одной стороны, Китай сжигает огромное количество этого топлива, а с другой, эффективность сжигания несоразмерно низка. Так, в 2013 г. в Китае сожжено 3,6 млн т угля, что превышает весь объем угля, использованный во всем остальном мире6. При этом КНР не единственная страна, использующая уголь как источник энергии: жгут его и в Германии, и в Великобритании. Разница в том, что европейские страны, в отличие от Китая, используют бурый уголь и подвергают его первоначальной обработке, в результате чего топливо очищается от бесполезных и опасных примесей. В Китае половина сжигаемого угля этой процедуре не подвергается.

6. Chai Jing`s review: Under the Dome — Investigating China`s Smog (документальный фильм).
8

Илл. 1. Объем потребления угля в странах мира за 2017 г. (млн т) [Статистический ежегодник мировой энергетики]

9

КНР действительно придется перейти на иной тип источников энергии, то есть заменить уголь природным газом — сравнительно чистым источником энергии. Потребление природного газа в мировых масштабах составляет ныне 24 % от общего объема энергоресурсов, а в КНР значение этого показателя равно лишь 5 %. Может создаться впечатление, что такое положение вещей вызвано элементарной нехваткой позволяющих отказаться от потребления угля ресурсов в Китае. Это в целом действительно так, однако необходимо учесть важное уточнение. Согласно данным Министерства земельных и природных ресурсов КНР, в Китае разработаны лишь 22 % всех залежей природного газа и 38 % месторождений нефти7. В 2016 г. объем извлекаемых запасов природного газа составил 5,44 трлн куб. м, а нефти — 35,01 млрд т.8 Это означает, что Китай обладает достаточным потенциалом для действительно эффективного перехода на другие источники энергии помимо угля, способные улучшить экологическую ситуацию в стране, однако по какой-то причине правительство КНР не предпринимает никаких шагов в этом направлении.

7. Chai Jing`s review: Under the Dome — Investigating China`s Smog (документальный фильм).

8. 中国土地矿产海洋资源统计公报 2017 [Чжунго туди куанчань хайян цзыюань тунцзи гунбао 2017, Статистический бюллетень полезных ископаемых и морских ресурсов Китая 2017] // Ministry of Natural Resources of the People`s Republic of China. URL: >>> (дата обращения: 20.03.19).
10

К основным экологическим проблемам КНР относится и ситуация с водными запасами страны. Проблема заключается не только в недостаточной обеспеченности водой, но и в высокой степени загрязнения пресных вод. Наиболее остро проблема проявляется в приморских и восточных регионах Китая. Тот факт, что в 2003 г. объем сброса сточных вод достиг 68 млрд т (66 % которых приходится на промышленность, в два раза превышая объем бытовых стоков), ставит под вопрос дальнейшую обеспеченность Китая водой [Кузык, Титаренко, 2006, с. 160].

11

Илл. 2. Распределение водных ресурсов Китая (м3/чел.) в 2018 г. [World Bank Open data]

12

Особенно остро дефицит влаги ощущается на севере Китая, так как на территории к югу от Янцзы приходится 75 % водного стока, а к северу — всего 8 % (см. Илл. 2). Между тем, более 60 % всех пахотных угодий расположено в северной половине страны, где в некоторых провинциях (Хэбэй, Хэнань, Шаньдун, Шаньси) на душу населения приходится лишь 5 % водных ресурсов от среднемирового уровня [Курбатов, 1996, с. 176].

13

Еще одна экологическая проблема КНР вышла за пределы экологического урона и угрожает существованию малых народов, населяющих Китай и живущих за счет пастбищного животноводства (монголы, тибетцы и др.). Речь идет о проблеме эрозии почв. Около 90 % пастбищ испытывают на себе влияние проблемы, подрывающей способность травяного покрова к регенерации [Курбатов, 1996, с. 188]. Для полноты понимания того, насколько сильно Китай страдает от эрозии почв, приведем статистические данные. Эрозии в Китае подвержено более 40 % пахотных земель, в результате чего страна ежегодно лишается от 3 до 5 млрд т почвы. Еще более серьезным испытанием для почв КНР является угроза засоления, которой сейчас подвержено 50 % всех орошаемых земель. Невозможно проигнорировать и проблему выброса твердых промышленных отходов, отравляющих поверхность почвы. Ежегодный объем твердых отходов в КНР, от которых страдает почва, составляет по меньшей мере 600 млн т [Лю, 2014, с. 337].

14

Продолжением описанной проблемы представляется опустынивание территории по причине чрезмерной вырубки лесов и неконтролируемого выпаса скота в зеленой зоне, граничащей с пустыней Алашань. В результате пустыня растет, погребая под собой территорию, пригодную для скотоводства и пашни, тем самым уже сейчас сократив ее на 82 % [Кузык, Титаренко, 2006, с. 188].

15

Все эти проблемы невозможно рассматривать, не назвав, пожалуй, одну из важнейших экологических проблем Китая, превращающуюся в настоящее экологическое бедствие. Речь идет о кислотных дождях9. После того как в 1980 г. кислотные дожди зафиксированы в Шанхае, сфера их распространения стала постепенно расширяться, а средняя частота выпадения кислотных дождей в городах страны поднялась с 31,1 % в 1982 г. до 43,3 % в 1983 г. Помимо Шанхая, кислотные дожди наблюдались в Чанша, Сучжоу, Чанчжоу, Гуйлине, Чунцине, Ибине, Фучжоу, Гуйяне, Гуанчжоу, Наньчане10 (см. Илл. 3).

9. Кислотные дожди образуются при промышленных выбросах в атмосферу диоксида серы и оксидов азота, которые, соединяясь с атмосферной влагой, образуют серную и азотную кислоты.

10. Yinjun Zhang, Qian Li, Fengying Zhang, Gaodi Xie. Estimates of Economic Loss of Materials Caused by Acid Deposition in China // Sustainability. 2017. 9 (4). URL: >>> (дата обращения: 11.02.19).
16

Илл. 3. Содержание PM2,5 в воздухе в восточном регионе Китая (слева) и «коридоре» Пекин- Шанхай (справа) в 2015 г. [Berkeley Earth]

17

Возможный выход из сложившейся экологической ситуации в КНР видится в облагораживании самой окружающей среды с учетом специфики регионов страны. В горных и холмистых районах необходимо насаждение деревьев и трав. Засушливые и полузасушливые степные районы требуют возврата части распаханных земель под пастбища и борьбы с эрозией. Для засушливых полей необходимо практиковать «сельское хозяйство, экономящее воду», что на фоне дождевого питания в конечном счете должно привести к восстановлению водного баланса. На вторичных рисовых почвах необходимо сочетать орошение с дренажем, чтобы по мере надобности заливать и осушать поля. Все эти меры должны прини- маться на фоне уменьшения степени промышленного загрязнения земли, воды и воздуха [Курбатов, 1996, с. 163].

18

Суть экологической политики КНР

 

Основные направления экологической политики КНР сформированы в докладе Ху Цзиньтао на XVII съезде ЦК КПК в 2007 г. и содержат следующие положения11:

11. 胡锦涛在中国共产党第十七次全国代表大会上的报告 [Ху Цзиньтао цзай Чжунго гунчаньдан дишици цы цюань- го дайбяо дауэй шан дэ баогао, Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК] // Жэньминь жибао. URL: >>> (дата обращения: 11.03.18).
19

— регулирование и оптимизация развития регионов страны с учетом экологических, демографических и социальных условий региона; освоение морской экосистемы;

20

— экономная эксплуатация ресурсов на фоне повышения эффективности их использования: не только экономия ресурсов и поиск альтернативных источников энергии, но внедрение энергосберегающих передовых технологий для повышения коэффициента использования угольной энергии с 20 % до, как минимум, 50 %12.

12. Экономия ресурсов — один из способов осуществления поступательного развития Китая // Китайский информационный Интернет-центр. URL: >>> (дата обращения: 10.11.18).
21

Илл. 4. Общий объем производства электроэнергии в Китае в 2012 г. (слева), объем возобновляемой энергетики в 2012 г. (справа) [China Renewable Energy Center]

22

В 2012 г. в рамках китайско-датской правительственной программы в КНР создан Национальный центр исследования возобновляемой энергетики (China National Renewable Energy Center, CNREC). Работа Центра уже принесла положительные результаты: в 2012–2013 гг. более 20 % электроэнергии в Китае получены за счет возобновляемых ресурсов, при этом основное место отводится гидроэнергетике13 (см. Илл. 4).

13. China National Renewable Energy Center. URL: >>> (дата обращения: 29.11.18).
23

— охрана природной экосистемы и ее восстановление. Руководство КНР должно понимать, что Китай не может и не должен слепо перенимать опыт западного мира в том, что касается «зеленого» развития и формирования стандартов потребления, поскольку Запад базирует свою экологоцентричную модель экономического развития на переносе опасного производства в развивающиеся страны;

24

— создание системы экологической культуры. В целях реализации этой задачи в Китае введены такие меры, как механизм компенсации за нанесение экологического ущерба, привлечение к ответственности в сфере охраны экосреды, а также механизм платного пользования ресурсами.

25

Формирование экологической культуры осуществляется через выпуск научно-популярных изданий китайских и иностранных авторов об охране окружающей среды, организацию специальных пропагандистских мероприятий в целях привлечения внимания к проблемам экологии (например, Всемирный день защиты окружающей среды, День посадки деревьев и Неделя любви к птицам). По сообщению правительства КНР, на тему экологических проблем опубликовано 10 тысяч репортажей и передано 1 600 теленовостей14.

14. Охрана окружающей среды в КНР (Белая книга) // Китайский информационный Интернет-центр. URL: >>> (дата обращения: 19.09.18).
26

Сейчас руководство КНР признает наличие проблем экологического характера и рассматривает поддержание экологии в сбалансированном состоянии как обязательное условие устойчивого развития. Экономическое развитие Китая невозможно без достижения гармонии между демографией, ресурсопотреблением и экосистемой. Ху Цзиньтао подчеркнул, что при условии соблюде- ния вышеуказанных установок «социально-экономическое развитие будет продолжаться вечно»15.

15. Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК.
27

Китай на международных экологических форумах

 

Экологическое состояние современного мира требует создания условий для экологически безопасного развития человечества, выходит на передний план и перекрывает социально-экологические различия и противостояния государств. Именно по этой причине каждому государству необходимо разработать не только функционирующую без сбоев экологическую политику, но и сбалансированную экологическую дипломатию, что в перспективе обладает потенциалом формирования глобальной экологической цивилизации.

28

Стартовой точкой формирования государственной экологической дипломатии КНР стало участие Китая в прошедшей в Стокгольме первой экологической конференции ООН16. Подписание Стокгольмской декларации означало для КНР подтверждение намерения участвовать в решении проблем использования ресурсов, предотвращения загрязнения природной среды и урегулирования несоответствия между потребностями развития и потребностями улучшения окружающей среды17.

16. Состоялась 5–16 июня 1972 г. В работе Стокгольмской конференции приняли участие делегаты 113 стран и 40 международных организаций, известные ученые и общественные деятели. По итогам конференции подписана Стокгольмская декларация.

17. Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment // UN Documents. URL: >>> (дата обращения: 16.09.18).
29

Будучи развивающимся государством, Китай в некоторых аспектах остался в выигрыше. Например, все государства обязаны повышать потенциал развития развивающихся стран, оказывая им необходимую техническую и финансовую помощь. С другой стороны, Китай, будучи регионом, где высокая плотность населения и его быстрый прирост отрицательно влияют на экологическое развитие государства, берет на себя обязанность по проведению демографической политики, прописанную условиями декларации.

30

Переломным моментом в развитии экологической дипломатии КНР стали 1990-е гг. Помимо организации в Пекине Конференции глав министерств развивающихся стран по вопросу охраны окружающей среды, КНР приняла активное участие в Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро18 в 1992 г. Китай продемонстрировал серьезное отношение к вопросу, представив на конференции «Доклад об окружающей среде и развитии в Китае». Доклад включал в себя множество проблем: загрязнение атмосферы, вызываемое сжиганием угля, борьбу с промышленным загрязнением, противоречия между стремительной урбанизацией и отсталой инфраструктурой городов и их влияние на окружающую среду и многие другие [Дин, 2007, с. 169]. Итак, Китай признал наличие в стране серьезнейших экологических проблем и заметное отставание от развитых странах. Отмечалась в докладе и отсталость технической оснащенности для решения проблем экологии. Тот факт, что техническая оснащенность значительной части промышленных предприятий «заморозилась» на уровне 1950–1960-х гг., не позволял снизить ресурсоемкость и повысить эффективность производства. Более того, на тот период Китай мог тратить на решение этих вопросов лишь 0,7 % ВВП, а повышение этого процента не представлялось возможным по причине низкого ВВП на душу населения. Не упрощали дела и осложнения в виде высокой международной задолженности КНР [Дин, 2007, с. 169].

18. Проходила 3–14 июня 1992 г. В конференции приняли участие представители более 170 государств, а также около трех тысяч представителей неправительственных международных организаций. Девиз конференции: «Наш последний шанс спасти планету». По итогам конференции подписана Рио-де-Жанейрская декларация.
31

Спустя несколько лет, в 2002 г., Китай не остался в стороне и от третьего — наиболее масштабного — мероприятия, связанного с экологией, а именно Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге19. Подписание КНР Йоханнесбургской декларации означало согласие не только с необходимостью обеспечения условий устойчивого развития, но и с требованием решения проблем охраны окружающей среды20. Для КНР краеугольным камнем декларации стало заявление о необходимости перехода к более безопасной для экологии экономике. Однако в декларации отсутствует четкое определение деталей и сроков осуществления поставленной цели. Основные задачи противостояния ухудшению экологической среды остались теми же, а это говорит о замедленном прогрессе в решении проблем экологического характера.

19. Проходил с 26 августа по 4 сентября 2002 г. По итогу встречи подписана Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию.

20. Johannesburg Declaration on Sustainable Development // UN Documents. URL: >>> (дата обращения: 28.10.18)
32

Становление экологической дипломатии КНР свелось к следующим положениям:

33

Внесен серьезный вклад в многостороннее экологическое сотрудничество под эгидой ООН, КНР приняла участие во всех значимых конференциях, подписав около 50 международных соглашений по охране окружающей среды [Ван, 2011, с. 337].

34

Экологическая дипломатия КНР сфокусирована не только на международном сотрудничестве в рамках ООН: Китай активно развивает экологическую политику в контексте регионального сотрудничества. Так, стоит упомянуть о первом совещании по экологическому сотрудничеству в регионе с участием России, Японии, Кореи и Монголии (NEAC) в 1992 г. Годом позже по инициативе Китая прошло совещание по вопросам экологических проблем с участием России, Японии, Кореи, КНДР и Монголии (NEASPEC). В регионе действует еще ряд экологических организаций, в которые входит и КНР — это Трехсторонний саммит министров экологии Китая, Японии и Южной Кореи (TEMM), Саммит министров экологии Азии и Европы (AUSEM), Министерская конференция по экологии и развитию в АТР (MCED) и еще порядка десяти организаций схожего направления [Кондратенко, 2016, с. 51].

35

Китайское правительство заявляет, что оно «неуклонно и со всей серьезностью выполняет взятые на себя обязательства по международным конвенциям и соглашениям относительно охраны окружающей среды, которые подписал, ратифицировал и к которым присоединился Китай»21.

21. Охрана окружающей среды в КНР (Белая книга). URL: >>> (дата обращения: 19.09.18)
36

В рамках международных организаций Китай ведет и активную природоохранную деятельность: особенно стоит подчеркнуть, что КНР является членом всех созывов ЮНЕП22. Сам факт того, что в 1987 г. ЮНЕП основала штаб-квартиру Международного центра по подготовке кадров для борьбы с дезертификацией в Ланьчжоу, говорит об эффективности этих отношений23. Через ЮНЕП Китай установил партнерские отношения с такими международными организациями, как Всемирный банк, Азиатский банк развития и Фонд глобальной окружающей среды, что предоставляет КНР возможность пользоваться кредитами этих международных организаций.

22. ЮНЕП — программа ООН по окружающей среде (англ. United Nations Environmental Programme). Целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды.

23. Охрана окружающей среды в КНР (Белая книга). URL: >>> (дата обращения: 19.09.18)
37

Препятствия в осуществлении прогрессивной экологической политики КНР

  

Определение уровня экологической эффективности государства возможно благодаря выработанному ООН механизму — значению индекса EPI (Environmental Perfomance Index)24. По результатам подсчета значения этого индекса возможно сделать вывод о состоянии охраны здоровья человека и защиты окружающей среды в государстве. По данным индекса EPI за 2018 г., Китай находится на 120 месте из 180 возможных, между Танзанией (119) и Таиландом (121)25. Для сравнения: на первом месте в этом индексе ожидаемо расположена Швейцария, а Россия занимает 52 место.

24. Индекс рассчитывается Йельским и Колумбийским университетами, исходя из количественного анализа параметров экологического состояния и качества экологической политики государства, и рассчитан для 180 государств. EPI ранжирует страны по результативности в нескольких категориях и публикуется раз в два года.

25. Рейтинг стран по значению индекса EPI // Environmental Performance Index. URL: >>> (дата обращения: 23.08.18).
38

Экологическая дипломатия КНР испытывает значительное давление со стороны внутренних экологических проблем. Подчеркнем особо проблему выброса парниковых газов, в связи с которым в глазах мирового сообщества Китай представляется виновником изменения общемировых климатических условий. По подсчетам Международного энергетического агентства, к 2025 г. Китай станет самым крупным производителем парниковых газов на планете, увеличив их объем по сравнению с 2000 г. на 118 % [Чуфрин, 2007, с. 145]. И если не предпринять меры по сокращению выбросов парниковых газов в Китае, усилия развитых стран по борьбе с глобальным потеплением будут в значительной степени обесценены.

39

Помимо этого Китай выказывает неоднозначное отношение к участию в Киотском протоколе26. Несмотря на то, что протокол ратифицирован КНР в 2002 г., Китай оставил за собой некоторые пути отступления, объявляя себя развивающейся страной, что снимает с него ограничения выбросов углекислого газа в атмосферу27.

26. Киотский протокол — международное соглашение, принятое в 1992 г. в Киото (Япония). Протокол обязывает страны-участницы сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Цель ограничений — снизить совокупный средний уровень выбросов на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 г. Документ является дополнением к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г.

27. Китай ратифицировал Киотский протокол // РИА Новости. URL: >>> (дата обращения: 07.09.18).
40

После того как США не разделили предложение мирового сообщества подписать Киотский протокол, КНР получила новую альтернативу — Тихоокеанское партнерство по чистому развитию и климату28, инициатором которого выступили США. И в рамках Тихоокеанского, и в рамках Киотского протокола Китай берет на себя обязательство по сокращению скорее потенциальных, нежели реальных выбросов29. В этом и заключается этический парадокс: на долю КНР приходится четверть объема парниковых газов в мире, но страна не связана обязательствами по сокращению выбросов углекислого газа, так как де юре является государством с развивающейся экономикой.

28. Соглашение подписано 26 июля 2005 г. в Австралии шестью странами Азиатско-Тихоокеанского региона: США, КНР, Австралия, Индия, Япония и Южная Корея. 29. У Киотского протокола появился двойник // Коммерсант. URL: >>> (дата обращения: 24.11.18).
41

Экологическая дипломатия Китая испытывает на себе влияние пока не обострившихся проблем. Например, одной из них является трансграничное загрязнение морей. Несмотря на то что загрязнение Желтого моря чревато столкновением экономических интересов Китая и Южной Кореи, об этом пока не говорят ни власти, ни общественность. Будь соглашение такого рода подписано, Китай оказался бы в экономически уязвимом положении, взяв на себя обязательства обеспечить мониторинг ситуации загрязнения воды, что, в свою очередь, невозможно без мобилизации крупных финансовых и технических средств. Сейчас же меры по контролю загрязнения Желтого моря не выходят за рамки проведения совместных экспедиций Китая и Южной Кореи [Чуфрин, 2007, с. 147].

42

Не торопится Китай заключать и соглашение о контроле над трансграничным загрязнением атмосферы, хотя именно эта проблема привлекает к себе пристальное внимание соседних стран — Японии и Южной Кореи, попадающих в зону кислотных дождей, источником которых являются в основном выбросы китайских тепловых станций, сжигающих уголь с высоким содержанием серы и не оснащенных системами десульфуризации [Чуфрин, 2007, с. 147–148].

43

Международное сообщество вправе потребовать от Китая более конструктивной и взаимовыгодной позиции в разработке экологической политики, поскольку КНР серьезно опирается на финансовую и техническую помощь международного сообщества. Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, когда Китай, с одной стороны, активно участвует в международной деятельности по охране окружающей среды, а с другой, все еще очень зависим от экстенсивной модели экономики, перестройка которой потребует не только коренных изменений в системе государственного хозяйствования, но и глубокого пересмотра ценностей социальноэкономического развития.

44

Заключение

 

Проведение анализа экологического состояния и экологической политики КНР, а также международного сотрудничества в этой области позволило сделать ряд выводов.

45

Во-первых, в настоящее время Китай находится в состоянии глубокого экологического кризиса. Об этом говорит множество факторов, однако наиболее очевидным доказательством является наличие экологических проблем, ставящих под угрозу дальнейшее благополучное развитие страны: от опустынивания территорий и эрозии почв, сокращающих размер посевных площадей, до проблем загрязнения воды и воздуха, повышающих уровень смертности населения.

46

Во-вторых, руководство Китая действительно предпринимает меры по решению экологических проблем в рамках реализации экологической политики, в том числе и на международном уровне. Это подтверждается участием Китая во всех решающих конференциях, затрагивающих тему экологической стабильности и устойчивого развития, и подписание соответствующих деклараций.

47

Вместе с тем, экологической дипломатии КНР свойственна некоторая двойственность. Так, с целью решения собственных внутренних социально-экономических проблем Китай зачастую опирается не на использование собственных ресурсов, а на активное привлечение экономической, политической и другой помощи со стороны мирового сообщества. О двойственности экологической дипломатии КНР говорят также неоднозначное отношение Китая к Киотскому протоколу и отказ от открытого диалога по проблемам использования трансграничных водных ресурсов.

48

Вышеперечисленное подтверждает тот факт, что Китай, будучи крупной мировой державой, обязан проводить экологическую политику таким образом, чтобы исключить вероятность серьезных негативных последствий для других государств. Для Китая, экономика и уровень жизни которого напрямую держится на ресурсоемком и энергоемком потреблении, угроза экологического бедствия ощущается особенно остро. Единственным средством выхода из сложившейся ситуации и решения не только глобальных, но и свойственных именно Китаю экологических проблем представляется налаживание сбалансированной экологической политики и рассмотрение ее в качестве залога успешного развития страны.

Библиография

1. Ван Гуаньцзюнь. Экологическая дипломатия Китая: история развития и современные проблемы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. № 131. С. 334–341

2. Кондратенко Г. В. Экологическая дипломатия стран Северо-Восточной Азии // Известия Восточного института, 2016. № 32 (30). С. 47–64.

3. Кузык Б. Н., Титаренко М. Л. Китай-Россия 2050: стратегия соразвития. М.: ИЭС РАН, 2006. — 656 с.

4. Курбатов В. П. Актуальные проблемы КНР: демография, агросфера, экология. М.: ИВ, 1996. — 195 с.

5. Лю Чжэн. Состояние природной среды и экологическая политика Китая // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. № 8. С. 335–338

6. Чуфрин Г. И. Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. М.: Наука, 2007. — 327 с.

7. 丁金光. 国际环境外交:成就与问题 [Дин Цзиньгуан. Гоцзи хуаньцзин вайцзяо: чэнцзю юй вэнти. Дин Цзиньгуан. Экологическая дипломатия Китая: достижение и проблемы] // Социальная наука Ганьсу. Циндаоский университет, 2007. № 7. С. 168–170.

8. Китай ратифицировал Киотский протокол // РИА Новости. URL: https://ria.ru/politics/20020903/217548. html (дата обращения: 07.09.18).

9. Объем потребления угля в разных странах мира // Статистический ежегодник мировой энергетики. URL: https://yearbook.enerdata.ru/ (дата обращения: 25.11.18).

10. Охрана окружающей среды в КНР (Белая книга) // Китайский информационный Интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/txt/2002-06/10/content_2032923.htm (дата обращения: 19.09.18).

11. Рейтинг стран по значению индекса EPI // Environmental Performance Index. URL: https://epi.envirocenter.yale.edu/ (дата обращения: 23.08.18).

12. У Киотского протокола появился двойник // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/596816 (дата обращения: 24.11.18).

13. Экономия ресурсов — один из способов осуществления поступательного развития Китая // Китайский информационный Интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn/russian/264315.htm (дата обращения 10.11.18).

14. Chai Jing’s review: Under the Dome — Investigating China’s Smog // Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=T6X2uwlQGQM (дата обращения: 10.10.18).

15. China National Renewable Energy Center. URL: http://www.cnrec.org.cn/english/ (дата обращения: 29.11.18).

16. Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment // UN Documents. URL: http://www.un-documents.net/unchedec.htm (дата обращения: 16.09.18).

17. Johannesburg Declaration on Sustainable Development // UN Documents. URL: http://www.un-documents.net/jburgdec.htm (дата обращения: 28.10.18).

18. R. A. Rohde, R. A. Muller. Air Pollution in China: Mapping of Concentrations and Sources. // Plos One, 2015. 10(8). URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0135749 (дата обращения: 26.01.19).

19. Yinjun Zhang, Qian Li, Fengying Zhang, Gaodi Xie. Estimates of Economic Loss of Materials Caused by Acid Deposition in China // Sustainability, 2017. No 9 (4). URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/9/4/488/htm#B13-sustainability-09-00488 (дата обращения: 11.02.19).

20. 胡锦涛在中国共产党第十七次全国代表大会上 的报告 [Ху Цзиньтао цзай Чжунго гунчаньдан дишици цы цюаньго дайбяо дахуэй шан дэ баогао, Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК] // Жэньминь жибао. URL: http://cpc.people.com.cn/GB/104019/104099/6429414.html (дата обращения: 11.03.18).

21. 中国土地矿产海洋资源统计公报 2017 [Чжунго туди куанчань хайян цзыюань тунцзи гунбао, 2017, Статистический бюллетень полезных ископаемых и морских ресурсов Китая, 2017] // Ministry of Natural Resources of the People`s Republic of China. URL: http://gi.mlr.gov.cn/201805/P020180518560317883958.pdf (дата обращения: 20.03.19).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести