Лувр Абу-Даби: на пересечении цивилизаций
Лувр Абу-Даби: на пересечении цивилизаций
Аннотация
Код статьи
S268684310010397-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Вяземская Ксения Тимуровна 
Аффилиация: Бакалавр востоковедения и африканистики, специализируется на изучении культуры Ближнего Востока и Османской империи. Магистр искусствоведения, автор ряда научных публикаций про османскую живопись и литературу. Лауреат международных грантов по изучению осм
Адрес: Канада, Ванкувер
Выпуск
Страницы
196-202
Аннотация

Статья представляет собой краткий обзор Лувра Абу-Даби — крупнейшего музея изобразительного искусства на Аравийском полуострове, имеющем важнейшее культурное и геополитическое значение для Объединенных Арабских Эмиратов и всего Персидского Залива. На основе ряда аналитических источников по истории и экспозиции музея, а также на материале личных наблюдений во время посещения Лувра Абу-Даби в декабре 2017 года, автор анализирует ключевые составляющие структуры музея, которые делают его уникальным и отчасти противоречивым феноменом в современной мировой культуре.

Ключевые слова
Лувр, Абу-Даби, Лувр Абу-Даби, ОАЭ, Ближний Восток
Классификатор
Получено
10.07.2020
Дата публикации
31.07.2020
Всего подписок
29
Всего просмотров
2758
Оценка читателей
5.0 (1 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 История Лувра Абу-Даби неразрывно связана с масштабным движением последнего десятилетия в странах Персидского Залива — стремительно набирающей обороты «культурной гонкой вооружений» [Shaj, 2017], призванной утвердить место столицы Объединенных Арабских Эмиратов среди ведущих культурных центров мира.
2 Несмотря на богатую историю Аравийского полуострова, на протяжении многих тысячелетий служившего стратегическим торговым пунктом для ведущих мировых цивилизаций, международное сообщество традиционно видит ОАЭ как страну с бедным культурным наследием, начавшую стремительное развитие лишь после обнаружения в стране нефти в 1980-х гг.
3 Сегодня ОАЭ — одна из наиболее динамично развивающихся экономик стран Персидского Залива и мира — активно борется с этим стереотипом с помощью амбициозных культурных, религиозных и архитектурных проектов. Национальный Музей Катара в Дохе (2008), монументальная Мечеть Шейха Заеда в Абу-Даби (2007), Бурдж Халифа в Дубае (2007) — громкое заявление правительства Эмиратов о месте государства в мировой культуре, а также приглашение к напряженному соревнованию, в котором лидирующие страны региона состязаются за превосходство.
4 Распахнувший двери для широкой публики в ноябре 2017 г. Лувр Абу-Даби — главная ставка ОАЭ на победу в этой гонке. Парящий узорчатый купол, беспрецедентный бюджет и уникальная для региона коллекция сделали Лувр Абу-Даби международной сенсацией задолго до торжественного открытия, на котором присутствовала вся государственная элита Арабских Эмиратов, а также целая плеяда политических деятелей во главе с французским президентом Эммануэлем Макроном. В речи на открытии президент подчеркнул особое значение музея для Франции и кросс-культурных коммуникаций во всем мире.
5 В представленной статье делается попытка кратко рассмотреть историю, архитектуру, экспозицию и геополитическое значение Лувра Абу-Даби, за недолгое время существования успевшего стать одним из самых известных музеев Ближнего Востока и мира XXI века.
6

Илл. 1. Лувр Абу-Даби, вид с водяной глади. Архитектор Жан Нувель. Фото © Roland Halbe. По: https://www.archdaily.com/883157/louvre-abu-dhabi-atelier-jean-nouvel

7

Музей-рекорд

8 Лувр Абу-Даби был возведен в рамках масштабного проекта правительства ОАЭ по превращению расположенного всего в семи минутах от центра Абу-Даби острова Саадият в ведущий культурный центр Персидского Залива (Илл. 1). Из семи музеев, строительство которых было запланировано на острове в течение десяти лет, на сегодняшний день завершены всего два: Лувр и Манарат Аль-Саадият. Строительство еще двух музеев — Гуггенхайма Абу-Даби (архитектор — прославленный мэтр Фрэнк Гери)1 и Национального Музея Шейха Зайда (архитектор — еще более прославленный сэр Норман Фостер) планируется завершить к 2022 году.
1. Музей Гуггенхайма в Абу-Даби планируют открыть в 2022–2023 г. The Art Newspaper Russia. URL: >>>> (дата обращения 08.06.2020).
9 От государства, построившего самое высокое здание в мире (Башня Бурдж Халифа) нельзя было ожидать меньшего в сфере культуры и искусства. Подчеркивая заявленный статус и оправдывая возложенную на себя роль, Лувр Абу-Даби бьет мировые рекорды музейного строительства по многим параметрам, начиная с размеров: занимая площадь более 24,000 квадратных метров (экспозиционная площадь 8,600 кв. м.), он возглавляет список крупнейших музеев на всем Аравийском полуострове.
10 Кроме того, арабский Лувр — самый дорогой музей XXI века: расходы на его строительство и открытие оцениваются в сумму около двух миллиардов долларов. За использование торговой марки Лувра, а также за консультации в области музейного дела правительство ОАЭ заплатило Франции 1.3 миллиона долларов. Около 520 миллионов долларов ушло на право использовать название «Лувр в Абу-Даби» в течение 30 лет, $250 миллионов — на аренду порядка 300 шедевров из парижской коллекции Лувра на десятилетие. В 250 миллионов долларов Эмиратам обошлись «специальные выставки» [Rabbat, 2018], которые Парижский Лувр обязался организовывать в Абу-Даби в течение 15 лет с момента открытия. Помимо этого, ОАЭ выделили более 30 миллионов долларов на реставрацию одной из галерей Лувра в Париже.
11 Отдельная статья расходов — монументальное здание музея, обошедшееся правительству ОАЭ в 650 миллионов долларов.
12

Архитектура

13 Здание — настолько же неотъемлемый показатель уровня современного музея, как и его коллекция. Архитектурные инновации ведущих культурных учреждений мира задают высокую планку для строящихся в XXI веке музеев: к показательным примерам относятся стеклянная пирамида, построенная архитектором Бэй Юймином (Йо Минг Пей; 貝聿銘; 1917–2019) для Лувра в 1989 г., а также застекленный Большой двор Британского музея, спроектированный Норманом Фостером в 2000-м.
14 Стремясь приблизиться к уровню Лувра, Британского музея и музея Метрополитен, правительства и частные организации выделяют на строительство огромные бюджеты и обращаются к самым знаменитым архитекторам современности. К возведению Музея Исламского Искусства в Дохе, открывшегося в 2008 г., был привлечен легендарный архитектор Бэй Юймин, которому на тот момент уже было более 90 лет. Для постройки Фонда Луи Вуиттон в Париже (2014) президент компании Бернар Арно привлек лауреата престижнейшей архитектурной Притцкеровской премии Фрэнка Гери (род. в. 1929). Оба здания, созданные архитекторами, — выдающиеся образцы музейной архитектуры XX в.
15 Для возведения Лувра Абу-Даби, имеющего огромное политическое и социально-культурное значение для Арабских Эмиратов, выбор правительства пал на французского архитектора Жана Нувеля (род. в 1945 г.) — признанного виртуоза работы с естественным светом, который неоднократно работал с ближневосточной тематикой на протяжении своей карьеры.
16 В 1987 г. Нувель, также лауреат Притцкеровской премии, построил здание Института Арабского Мира (Institut du Monde Arabe) в Париже, в 2008-м — здание Национального Музея Катара, а в 2012 г. — 46-этажную Башню Доха (Doha Tower) в столице Катара. Также ему принадлежит проект музея Исламской Культуры в Нью-Йорке. Среди других знаковых работ архитектора — здание музея искусства коренных народов Африки, Океании, Азии и Америки на набережной Бранли в Париже и здание Парижской Филармонии.
17 Здание Лувра Абу-Даби, вне всякого сомнения, является кульминацией в развитии арабского направления творчества архитектора. По заказу правительства Арабских Эмиратов для Лувра Абу-Даби Жан Нувель создал проект огромного парящего купола, ставшего визитной карточкой музея и одним из наиболее узнаваемых зданий в регионе (см. Илл. 2). Замысловатая система водных каналов, вдохновленная арабской инженерной системой falaj (от араб. «канал»), пронизывает пространство музейного комплекса, создавая ощущение оазиса посреди пустыни; множественные слои купола с неравномерной перфорацией напоминают ветви огромного дерева, переплетающиеся над головой у посетителей, закрывая вас от палящего солнца. Отдельные лучи проникают в белоснежный внутренний двор, где располагается экспозиция.
18

Илл. 2. Лувр Абу-Даби. Под кружевной крышей. Фото: © Laurian Ghinitolu. По: https://www.archdaily.com/883202/jean-nouvels-louvre-abu-dhabi-photographed-by-laurian-ghinitoiu

19

Особенности экспозиции

20 Официальный девиз музея — «Увидеть человечество в новом свете» (“See humanity in the new light”) — тонко прослеживается во всей экспозиции Лувра Абу-Даби. 600 экспонатов в 12 галереях и 55 комнатах рассказывают историю человечества от «Первых деревень» (“First Villages”) до «Мировой сцены» (“A Global Stage”) в непривычном для зрителя формате — древности из удаленных уголков планеты, классические полотна и работы самых дорогостоящих художников современности располагаются в тематическом, а не в привычном хронологическом порядке. В одном зале создатели экспозиции музея объединили объекты из самых разных стран и эпох, показывая незримые связи и параллели, связывающие цивилизации и культуры сквозь века.
21 Так, в одном из залов музея рядом на подиуме располагается «Шагающий человек» (1961) Альберто Джакометти (1901–1966), «Петух» (1935) Константина Бранкузи (1876–1957) и змеиная маска из Папуа Новой Гвинеи (ок. III в. н.э.) (Илл. 3). На первый взгляд не имеющие ничего общего объекты при более внимательном рассмотрении имеют неуловимые черты сходства, объединяющие кардинально разные эпохи и стили. По такому принципу построена вся экспозиция Лувра Абу-Даби: после ее посещения действительно создается ощущение, что вам удалось взглянуть на цивилизацию с новой, свежей и непредвзятой точки зрения. В последней галерее музея — «Мировая сцена» — самые разнообразные произведения искусства расставлены по залу без определенной иерархии и порядка, еще раз подчеркивая основную философию экспозиции [Gronlund, 2018].
22

Илл. 3. Скульптуры Альберто Джакометти, Константина Бранкузи и Змеиная маска из Папуа — Новой Гвинеи в одном выставочном пространстве. Фото © Anne Chepeau / Radio France. По: https://www.francetvinfo.fr/culture/arts-expos/louvre/avec-le-louvre-d-abu-dhabi-jean-nouvel-signe-une-agora-arabe-ouverte-sur-le-monde_2457454.html

23 Несмотря на то что Лувр Абу-Даби не уступает ведущим музеям мира масштабностью проекта и архитектурным замыслом, между ним и другими музейными институциями существует ряд фундаментальных отличий. В то время как в основу Парижского Лувра, Британского музея, музея Метрополитен легли аристократические коллекции и дары богатых покровителей, коллекция арабского Лувра сформировалась лишь в течение последних 10 лет. Произведения искусства, легшие в основу коллекции, были приобретены по заказу правительства Эмиратов через частные галереи, закрытые продажи и аукционы.
24 Такой метод формирования корпуса арт-объектов наложил на коллекцию Лувра Абу-Даби определенные ограничения — музей мог приобретать лишь те объекты, которые были доступны на рынке искусства на момент формирования коллекции. Собранные усилиями ведущих экспертов экспонаты отличает отменное качество, однако 300 скульптур и полотен явно недостаточно для наполнения музея такого масштаба.
25 Именно по этой причине экспозиция Лувра Абу-Даби была дополнена за счет соглашения об аренде с Agence France-Museums, консорциумом 12 ведущих музейных учреждений Франции. Среди полотен, переданных музею, — «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» Жана Луи Давида, «Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи, «Дама у зеркала» Тициана, а также работы таких мастеров, как Пабло Пикассо и Рене Магритт2. В сентябре 2018 г. в Лувре Абу-Даби была запланирована выставка «Спасителя Мира» — произведшего фурор изображения Христа, ушедшего с молотка в руки анонимного покупателя на аукционе Christies в ноябре 2017 г. за $450 миллионов. Картина, авторство которой приписывают Леонардо Да Винчи, стала самым дорогим произведением искусства, когда либо проданным на аукционе. По неизвестным причинам выставка отменилась, а в прессе появились публикации о пропаже картины. В настоящее время ее местонахождение неизвестно, а Департамент культуры и туризма Абу-Даби отказывается отвечать на вопросы прессы и публики.
2. Официальный сайт Лувра Абу-Даби. URL: >>>> (дата обращения: 12.05.2020).
26

Этические вопросы и будущее музея

27 Несмотря на то что международное научное сообщество признает важнейшую роль Лувра Абу-Даби в развитии региона и культурного обмена с Европой, самобытность и инновационность подхода в формировании экспозиции, сам музей — как и стратегия ОАЭ в целом — часто подвергаются критике.
28 Государства Персидского Залива и возведенные ими культурные и образовательные учреждения часто обвиняют в культурном заимствовании и слепой имитации западных ценностей. Абу-Даби известен разнообразием филиалов западных компаний: в столице ОАЭ есть кампусы NYU и Сорбонны, американские госпитали и европейские продуктовые магазины, поэтому закономерно, что арабский Лувр рассматривают в первую очередь как попытку имитации, а не как самобытный национальный проект.
29 Другая часть критиков обращается к политике — согласно распространенному мнению, такие монументальные проекты, как Лувр Абу-Даби, не возвеличивают нацию, а лишь подчеркивают глобальный разрыв между правящим классом и 90 % бедного населения. Также существует мнение, что средства на строительство музея были получены за счет продажи оружия, что строительство осуществлялось за счет привлечения рабочей силы иммигрантов, а посещение музея могут себе позволить лишь богатые эмиратцы и туристы.
30 Хотя приведенные аргументы и небезосновательны, достижения правительства Арабских Эмиратов в сфере культуры и искусства невозможно недооценить — Лувр Абу-Даби является наглядным доказательством того, что даже при отсутствии исторических музейных коллекций, молодое государство способно создать культурное учреждение, способное сравниться с ведущими музеями мира. Парижский Лувр подчеркивает3 стремление Лувра Абу-Даби выстроить собственную коллекцию произведений искусства и, опираясь на “skill-transfer approach”, со временем стать независимым игроком на международной музейной сцене.
3. См. официальный сайт парижского Лувра. URL: >>>> (дата обращения 26.05.2020).

Библиография

1. Gronlund M. World at Large: The Louvre Abu Dhabi. New York: Artforum International, 2018. 203 p.

2. Rabbat N. France’s Oriental Dream: The Louvre Abu Dhabi. New York: Artforum. 2018. 231 p.

3. Shaj M. The Power of the Louvre Abu Dhabi. New York: The New Republic. 2017. 302 p.

4. Официальный сайт Лувра Абу-Даби. URL: https://www.louvreabudhabi.ae (дата обращения: 12.05.2020).

5. Louvre Abu Dhabi and From One Louvre to Another: Opening a Museum for Everyone. URL: www.louvre.fr/en (дата обращения: 13.05.2020).

6. Официальный сайт Лувра. URL: https://www.louvre.fr/en/louvre-abu-dhabi (дата обращения: 13.05.2020).

7. Музей Гуггенхайма в Абу-Даби планируют открыть в 2022–2023 году. The Art Newspaper Russia. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6867/ (дата обращения: 08.06.2020).

Комментарии

Написать отзыв
Перевести