Музей Сакыпа Сабанджи: история и коллекция одного из наиболее влиятельных частных музеев в Турции
Музей Сакыпа Сабанджи: история и коллекция одного из наиболее влиятельных частных музеев в Турции
Аннотация
Код статьи
S268684310012394-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Вяземская Ксения Тимуровна 
Должность: Бакалавр востоковедения и африканистики, специализируется на изучении культуры Ближнего Востока и Османской империи. Магистр искусствоведения, автор ряда научных публикаций про османскую живопись и литературу.
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Канада, Ванкувер
Выпуск
Страницы
262-271
Аннотация

Материал представляет собой краткий обзор коллекции и истории становления Музея Сакыпа Сабанджи (Стамбул), одного из крупнейших частных музеев в Турции. Автор рассматривает представленную в музее коллекцию османского каллиграфического искусства и живописи, а также делает попытку проанализировать место Музея Сакыпа Сабанджи в культурно-политическом контексте развития Турецкой Республики XX и XXI века.

Ключевые слова
Сакып Сабанджи, Турция, Стамбул, частные музеи, музеи Турции, турецкие меценаты
Классификатор
Получено
01.11.2020
Дата публикации
08.12.2020
Всего подписок
16
Всего просмотров
2091
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Музей Сакыпа Сабанджи (тур. Sakıp Sabancı Müzesi), которому посвящена эта статья, — ведущий частный музей османского искусства в Турции, входящий в число наиболее влиятельных культурных учреждений страны. Хотя музей не попадает в стандартные туристические маршруты и часто остается за пределами внимания иностранных посетителей Стамбула, он занимает важнейшее место в культурно-историческом развитии страны в XXI веке.
2 Музей Сакыпа Сабанджи был основан в 2002 г. незадолго до кончины его знаменитого создателя — бизнесмена, коллекционера и мецената Сакыпа Сабанджи (1933–2004). Также известный в Турции под уважительным обращением Сабанджи-ага, к концу жизни С. Сабанджи стал обладателем огромного состояния: холдингу Сабанджи (тур. Sabanci Holding) принадлежит более 60 компаний, включая сеть крупнейших супермаркетов в Турции, автомобильные и текстильные заводы, банки и страховые фирмы. На момент своей кончины в 2004 г. Сакып Сабанджи занимал 150 место в списке самых состоятельных людей планеты журнала Forbes.
3 Именно коллекция османской живописи, каллиграфии и декоративно-прикладного искусства, собранная Сабанджи-ага, легла в основу музейной экспозиции, которая в настоящее время занимает особняк семьи Сабанджи в районе Эмирган на берегу Босфора в Стамбуле. Илл. 1.
4

5 Илл. 1. Особняк семьи Сабанджи — дом одноименного музея. Courtesy Sakıp Sabancı Museum © Murat Germen По: URL: https://www.sothebys.com/en/museums/sakıp-sabancı-museum?slide=exterior-view-sakip-sabanci-museum
6 Само по себе здание, ставшее неотъемлемой частью музея, примечательно как архитектурный памятник: белоснежный особняк был построен в 1925 г. итальянским архитектором Эдоардо Де Нари по заказу египетского принца Мехмеда Али Хасана из династии Хидив. В 1951 г. в качестве летнего дома для своей семьи особняк купил отец Сакыпа — Хаджи Омер Сабанджи (1906–1966) (Илл. 2 a, b).
7
8 Илл. 2 (а, b). Вид из окна на усадебный сад и интерьер одной из комнат музея. Фото © Д. Дубровская, 2018.
9 В честь выполненной в 1864 г. скульптуры французского ваятеля Луи-Жозефа Домá (Louis-Joseph Doumas; 1801–1887), которую Хаджи Омер Сабанджи приобрел в год покупки дома и установил в саду, особняк получил название «дом с лошадьми» (тур. Atlı Köşk) (Илл. 3). Также в саду Дома с лошадьми на высоком постаменте находится копия одного из коней Квадриги Святого Марка — бронзовых статуй четырех лошадей, вывезенных из Стамбула в Венецию после разграбления города крестоносцами в 1204 г1.
1. О скульптурных конях Дома с лошадьми см.: Museum History. Sakip Sabanci Museum. URL: >>>> SSM's Horse Sculptures. Sakipsabancimuzesi.org. URL: >>>> Дата обращения 10.10.2020.
10 После смерти отца в 1966 г. С. Сабанджи многие годы жил в этом особняке, где хранил и свою масштабную коллекцию искусства. В 1998 г. семья Сабанджи приняла решение о передаче здания вместе с мебелью и коллекцией искусства Университету Сабанджи — еще одному масштабному учреждению, созданному под руководством мецената — для превращения в публичный музей.
11 В 2002 году Музей Сакыпа Сабанджи открыл свои двери для посетителей.
12

13 Илл. 3. Знаменитая статуи лошади авторства французского скульптора Луи-Жозефа Домá — символ музея. Фото © Д. Дубровская; М. Федотова, 2018
14 Музей Сакыпа Сабанджи и феномен частных музеев Турции
15 В то время как музей Сабанджи уникален с точки зрения коллекции, размаха культурной деятельности и истории, он не единственный в своем роде: на рубеже XX и XXI в. в Турции сформировалось сразу несколько крупных частных музеев, в основу которых легли коллекции богатейших бизнесменов и меценатов страны.
16 Помимо Музея Сакыпа Сабанджи стоит отметить музей Istanbul Modern, основанный в 2004 г. создателем первой турецкой фармацевтической компании Неджатом Эдзаджибаши; Музей Рахми Коча (Rahmi M. Koç Müzesi; 2004), получивший название в честь одного из самых состоятельных бизнесменов Турции; Музей Пера (тур. Pera Müzesi; 2005) и его основателей, супружескую пару предпринимателей Инана и Суну Кырач (İnan Kıraç; род. 1937; Suna Kıraç; 1941–2020). Именно эти коллекции дали толчок возникновению массы других частных музеев в Турции, число которых к концу 2019 г. составило 2682. Вместе эти музеи формируют целый феномен частных музеев, оказывая существенное влияние на культурную жизнь страны. У частных музеев, основанных в начале XXI в., самый разнообразный фокус — османская каллиграфия и живопись, история транспорта, современное искусство. Однако их созданию сопутствовали единые культурные и политические предпосылки, определившие развитие многих сфер жизни в современной Турции.
2. Number of museum visitors increases in Turkey in 2019. Salaam Gateway. URL: >>>> (дата обращения 10.10.2020).
17 Помимо обзора коллекции и истории Музея Сакыпа Сабанджи, одна из целей предлагаемой статьи — проследить исторический контекст, которым обусловлен турецкий феномен частных музеев.
18 Политические предпосылки становления частных музеев в Турции
19 Стамбул всемирно известен как один из крупнейших культурных центров на Востоке, объединяющий в себе наследие западной и восточной цивилизаций, христианской и мусульманской религий. Захваченные в масштабных походах османских султанов ценности, а также созданные при богатейшем дворе памятники архитектуры, каллиграфии и живописи, пережили свержение династий, многочисленные войны и перевороты, которые сопровождали страну вплоть до конца XX в. Несмотря на сложную и кровавую политическую историю, сегодня с целью посетить национальные памятники в Стамбуле — Собор Святой Софии, Цистерну Базилику, музей дворца Топкапы, Археологический музей и многие другие приезжают посмотреть миллионы туристов со всего мира.
20 В то время как государству удалось аккумулировать эти ценности, заслуги в сохранении и развитии большого пласта культурного наследия Османской Империи и Турции принадлежат отдельным личностям и их частным коллекциям, формировавшимся в течение XX века и превратившихся в музеи к концу столетия, как только это позволила политическая обстановка в стране.
21 В 1923 г. после пяти веков доминирования на Ближнем Востоке прекратила свое существование Османская Империя — одно из сильнейших государств в мире, к тому времени получившее неприятное политическое прозвище «Больной человек Европы» (“Sick man of Europe”). В 1928 г. произошло одно из определяющих событий для дальнейшего развития молодой Турецкой Республики — была принята поправка к Конституции, убравшая упоминание об исламе как государственной религии. Другими словами, Турция стала секулярным государством. В 1930-х гг. этот курс дополнился прогрессивными реформами Ататюрка, ориентированными на превращение Турции в государство западного типа [Еремеев, Мейер; 1992]. По словам историка Ахмеда Эмре Атеша, именно секуляризация и вестернизация заложили основу современной культурной сцены Турции (см. [Яковлев, 2020]). Последовавший за реформами Ататюрка период оказал огромное влияние на «эмансипацию турецкого искусства».
22 По словам Атеша, в 1950–1980 гг., турецкое искусство нашло нового клиента — частный сектор”3. В этот период не обладающие знатным происхождением предприниматели и бизнесмены, сколотившие состояния после распада Османской Империи, впервые получили доступ к произведениям искусства. Обладая достаточным капиталом, многие из них начали активно собирать личные коллекции произведений искусства. Одним из таких меценатов и был Хаджи Омер Сабанджи, чье собрание декоративных предметов османской эпохи впоследствии приумножил и превратил во всемирно известную коллекцию его сын Сакып Сабанджи (Илл. 4, 5).
3. Ateş A. Private Museums in Turkey and Their Role in Democratization Process. Bremen: ECPR Graduate Student Conference, 2012. URL: >>>> (дата обращения 10.10.2020).
23

24 Илл. 4. Сакып Сабанджи с портретами родителей — отца Хаджи Омера и матери Садики Сабанджи © Sözcü gazetesi. По: URL: https://www.sozcu.com.tr/2018/ekonomi/basarilarla-dolu-71-yilin-hikayesi-sakip-sabanci-2341449/
25

26 Илл. 5. Дэвид Крегин (David Cregeen; род. 1945). Семья Сабанджи. 2006. Бронза. Фото © Д. Дубровская, 2018
27 Как ни парадоксально, но важную роль в становлении современной музейной культуры в Турции сыграла серия военных переворотов, решающим из которых стал переворот 1980 г. под руководством главы генерального штаба Турции Ахмета Кенана Эврена (Ahmet Kenan Evren; 1917–2015). Несмотря на проявления насилия и временное устранение демократии, одним из основных итогов переворота стал экономический подъем, руководство которым было поручено экономисту Тургуту Озалу (Turgut Özal; 1927 – 1993) [Еремеев, Мейер; 1992]. Вследствие предложенных им реформ, государство взяло курс на поддержку крупного бизнеса, что еще больше укрепило позиции ведущих коллекционеров и покровителей искусств в стране. В 1980-е гг. Сакып Сабанджи смог существенно расширить коллекцию за счет приобретения других частных собраний. К 1990-м гг. она достигла уникальных для частного собрания масштабов, и ее стали активно экспонировать за рубежом.
28 Коллекция Музея Сакыпа Сабанджи
29 Основная коллекция Музея Сакыпа Сабанджи состоит из нескольких частей: книжное и каллиграфическое искусство, живопись, ценная мебель и произведения декоративно-прикладного искусства. Кроме того, в музее хранится архив турецкого художника Абидина Дино (Abidin Dino; 1913–1993), состоящий из его рисунков, заметок и писем, а также архив фотографий исторического района Эмирган, в котором располагается Дом с лошадьми. Коллекция книжного и каллиграфического искусства — гордость музея и центральная часть постоянной экспозиции. Согласно официальным источникам, начало коллекции положило приобретение Сакыпом Сабанджи каллиграфической панели (тур. levha) Султана Махмуда II. После этого коллекция мецената выросла до 400 предметов. за несколько десятилетий.
30 Сегодня в коллекции Музея Сакыпа Сабанджи находятся манускрипты Корана, декоративные каллиграфические панели, официальные документы с печатью султана и многое другое. В постоянной экспозиции музея представлена лишь треть работ: из-за хрупкости и чувствительности к свету многие экспонаты доступны зрителями лишь на временных выставках. Также в коллекцию входят инструменты каллиграфов, которые использовались для создания рукописных шедевров, сделанные из серебра, слоновой кости и панциря черепахи (Илл. 6–8).
31

32 Илл. 6. Образцы каллиграфии и инструментарий каллиграфа из музея Сабанджи Courtesy © Sakıp Sabancı Museum. По: URL: https://www.sakipsabancimuzesi.org/en/collections/arts-book-and-calligraphy-sakip-sabanci-museum
33

34 Илл. 7. Инструментарий турецкого и арабского каллиграфа, 2018. Фото © Д. Дубровская, 2018
35

36 Илл. 8. Образцы арабской каллиграфии в форме представителей фауны и предметов. Фото © Д. Дубровская, 2018
37 Коллекция отдает дань существенному культурному пласту Османской Империи. Украшенные орнаментами книги и панели с цитатами из Корана являются одним из наиболее распространенных видов искусства в исламском мире, где по традиции не принято изображать людей. Стоит упомянуть, что именно по этой причине живопись не получила активного развития в Османской Империи, и стала активно развиваться по западному образцу лишь в начале XIX в.
38 Османская живопись представляет собой другую масштабную часть коллекции Музея Сакыпа Сабанджи. В коллекции представлены полотна художников Константина Капыдагы (конец XVIII в.), Османа Хамди Бея (1842–1910) (см. о нем: [Вяземская, 2019]), Шекера Ахмеда Паши (1841–1907), Фейхамана Дурана (1886–1970) и других. Музей позиционирует свою коллекцию живописи как логическое продолжение коллекции каллиграфии, отмечая неотъемлемую связь этих двух этапов истории османского изобразительного искусства.
39 Также примечательно, что в музее хранится ряд полотен Ивана Айвазовского (1817–1900), написанных художником во время многократных посещений Стамбула во второй половине XIX века (Илл. 9).
40

41 Илл. 9. Образцы живописи, в том числе, Ивана Айвазовского, из музея Сакыпа Сабанджи (детали). Courtesy © Sakıp Sabancı Museum. По: URL: https://www.sakipsabancimuzesi.org/en/collections/arts-book-and-calligraphy-sakip-sabanci-museum
42 Выставочная деятельность музея
43 Помимо основного собрания и масштабной образовательной деятельности, стоит отметить, что Музей Сакыпа Сабанджи — один из наиболее активных организаторов «привозных» выставок в Турции (Илл. 10). В период с 2004 по 2015 год музей представил турецкой публике более 30 выставок, благодаря которым многие жители Стамбула впервые вживую увидели полотна Пикассо, Миро, Родена, и даже шедевры советского авангарда4, предоставленные Всероссийским музеем декоративно-прикладного искусства и Мультимедиа Арт Музеем.
4. The Russian Avant-garde. Dreaming the Future Through Art and Design. URL: >>>> (дата обращения 10.10.2020).
44

45 Илл. 10. Современная пристройка для экспонирования «привозных» выставок, искусства ХХ века и актуального искусства. Фото © Д. Дубровская, 2018
46 Среди наиболее примечательных выставок последних десятилетий: «Пикассо в Стамбуле» (24.11.2005–26.03.2006), на которой было представлено 135 ранее не показанных широкой публике произведений; «Сальвадор Дали: Сюрреалист в Стамбуле» (20.09.2008–01.02.2009), «Сад Монэ» (09.10.2012–06.01.2013) и «Хуан Миро. Женщины, птицы, звезды» (23.09.2014–08.03.2015).
47 Среди других частных музеев, вносящих большой вклад в экспонирование зарубежных произведений искусства, также стоит отметить Музей Пера, который за 15 лет своего существования показал публике работы Фриды Кало, Диего Риверы, Нико Пиросмани и других художников.
48 Помимо признанных классиков, Музей Сакыпа Сабанджи также активно выставляет и современное искусство: в 2013 году музей представил публике выставку работ британско-индийского скульптора Аниша Капура (р. 1954), а в 2017–2018 гг. — фарфоровые скульптуры скандально известного китайского художника Ай Вэй Вэя (р. 1957) (Илл. 11–14).
49
50 Илл. 11 (а, b). Фарфоровые крабы
51

52 Илл. 12. «Носики». Тысячи носиков от чайников времен династии Сун (960–1279) собирались Ай Вэйвэем в течение многих лет и выложены в инсталляции как ковер, чтобы переопределить понятия ценности, древности, современности и создать метафору свободы слова. Фото © Д. Дубровская, 2018
53
54 Илл. 13 (a, b).
55 В одном из залов выставки были представлены стилизованные обои, изображающие трагедию беженцев, посвященные той же теме аутентичные фарфоровые вазы, расписанные художником, и три фотографии сáмого скандального перформанса Ай Вэйвэя — процесса разбиения вазы времен династии Хань (206 до н. э. – 220 н. э.)
56

57 Илл. 14. Оригинальные вазы времен династии Мин (1368–1644), окрашенные художником при помощи промышленных красителей. Все фото — © Д. Дубровская, 2018
58 Таким образом, выставочная деятельность Музей Сакыпа Сабанджи совмещает в себе кардинально разные направления искусства — от классической исламской каллиграфии до работ самых известных ныне живущих художников.
59 Наряду с другими культурными учреждениями, его активное сотрудничество с ведущими музеями мира помогает Стамбулу оставаться связующим звеном и мостом между западной и восточной цивилизацией, которым город являлся на протяжение многих столетий.

Библиография

1. Вяземская К. Т. Осман Хамди Бей (1842–1910): первый турецкий ориенталист? Восточный курьер / Oriental Courier. 2019. № 1–2. С. 126–137.

2. Еремеев Д. Е., Мейер М. С. История Турции в средние века и новое время. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 246 с.

3. Яковлев А. И. Некоторые аспекты модернизации на Востоке в ХХ в. Восточный курьер / Oriental Courier. 2020. № 1–2. С. 80–98.

4. Sakip Sabanc Muzesi. URL: https://www.sakipsabancimuzesi.org/en (дата обращения: 10.10.2020).

5. SSM’s Horse Sculptures. Sakipsabancimuzesi.org. URL: https://sakipsabancimuzesi.org/en/collections/ssms-horse-sculptures (дата обращения: 10.10.2020).

6. Ateş A. Private Museums in Turkey and Their Role in Democratization Process. Bremen: ECPR Graduate Student Conference, 2012. URL: https://silo.tips/download/private-museums-in-turkey-and-their-role-in-democratization-process-ahmet-emre-a (дата обращения: 10.10.2020).

7. Number of museum visitors increases in Turkey in 2019. Salaam Gateway. URL: https://www.salaamgateway.com/story/number-of-museum-visitors-increases-in-turkey-in-2019 (дата обращения: 10.10.2020).

8. The Russian Avant-garde. Dreaming the Future Through Art and Design. URL: https://www.sakipsabancimuzesi.org/en/page/exhibitions/russian-avant-garde-dreaming-future-through-art-and-design (дата обращения: 10.10.2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести