Арабо-мусульманская воинская этика в арабо-мусульманских династийных хрониках (по материалам Базы данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник IX–X вв.)
Арабо-мусульманская воинская этика в арабо-мусульманских династийных хрониках (по материалам Базы данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник IX–X вв.)
Аннотация
Код статьи
S268684310015775-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Микульский Дмитрий Валентинович 
Должность: Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
113-129
Аннотация

Значительная часть материалов, содержащихся в арабо-мусульманских династийных хрониках IX–X вв. (сочинениях, где мусульманская история излагается в соответствии с правлениями халифов), посвящена этике поведения на войне. Анализируемые исторические сочинения показывают, что, ведя войну, арабы-мусульмане провозглашали определенные этические принципы и в значительной мере следовали им. Они понимали, что война — источник бедствий, и, участвуя в ней, должно полагаться на волю Аллаха, без раздумий идя навстречу смерти. К побежденному противнику пристало проявлять милосердие, а надругательство над телом убитого врага — дело низменное. Тем более заслуживает защиты и снисхождения женщина, попавшая на театр военных действий. Проанализированные в статье пассажи предоставляют не только богатый «событийный» материал, касающийся хода военных действий, но и дают пищу для размышления о социальной психологии участников исторического процесса в арабо-мусульманском мире.

Ключевые слова
арабо-мусульманские династийные хроники, этика на войне, война в арабо-мусульманском мире, добыча в арабо-мусульманском мире, аман, женщина на войне, доблестный арабский витязь
Классификатор
Получено
27.07.2021
Дата публикации
03.08.2021
Всего подписок
15
Всего просмотров
1518
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Как писал великий североафриканский мыслитель Ибн Халдун (1332–1406), война существует с самого начала мира [Ibn Khaldûn, 2002, p. 422]. Эта очевидная, но мудрая мысль прочно подтверждается материалами Базы данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник, которая, в виде документа Word, доступна на сайте ИВ РАН1. Достаточно сказать, что из около четырех тысяч информационных единиц, охваченных Базой, 612 посвящены войнам арабов-мусульман с врагами-немусульманами (рубрика «Войны с внешними врагами») и 1114 касается конфликтов между мусульманами (рубрика «Усобицы»).
1. База данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник. Ivran.ru. URL: >>>> (accessed 18.06.2021).
2 Основные принципы арабо-мусульманской воинской этики
3 Всякому, кто знаком с арабо-мусульманскими нарративными историческими источниками, а также имеет представление об истории арабо-мусульманского мира, написанной на основе таких источников, — ясно, что эти источники открыто содержат этические принципы, которых следует придерживаться на войне. Изучая Базу, мы обнаружили 62 сообщения, которые содержат мотивы воинско-этического свойства. Такие мотивы зафиксированы в следующих памятниках арабо-мусульманской династийной историографии, охваченных Базой: Та’рих («История»: Т) ал-Йа‘куби (ум. 897) [A. b. a. Ya’qub b, б. г.]2; Китаб ал-ахбар ат-тивал («Книга длинных известий»: КАТ) ад-Динавари (ум. 891) [Аd-Dinaweri, 1888]3, ат-Та’рих ал-маджму‘ [«Всеобщая история»: ТМ] Евтихия Александрийского (Са‘ида б. Битрика; 876–939) [Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales, 1899]4 и Китаб ал-бад’ ва-т-та’рих («Книга начала и истории: КБТ5) ал-Мукаддаси (ум. в конце Х в.) [The Book of Creation… 1899]6. О распределении сообщений, содержащих мотивы воинско-этического характера, в названных источниках дает представление Таблица 1.
2. Об ал-Йа‘куби и его «Истории» см.: [Семенова, 2011].

3. Об ад-Динавари и КАТ см.: [Kratchkovsky, 1912, p. 20–53; 53–56; Микульский, 2006, с. 20, 30, 31, 33].

4. О Евтихии и его труде см.: [Micheau, 1995]. Собственно о ТМ см.: [Micheau, 1995, p. 854–855].

5. При цитировании после заглавных литер, символизирующих название памятника, арабской цифрой обозначается номер тома (например, КБТ5).

6. Об ал-Мукаддаси (sic!) и его труде см.: [Крачковский, 2004, с. 226–229].
4 Таблица 1
5 Распределение сообщений, содержащих воинско-этические мотивы между источниками
6
№ / п Источник количество сообщений
1. Т 27
2. КАТ 19
3. КБТ 13
4. ТМ 2
Всего: 59
7 Отмеченные мотивы сводятся к следующим тематическим блокам, то есть выражают следующие принципы.
8 Таблица 2
9 Воинско-этические принципы и частотность мотивов, которые их выражают
10
№ принципа по значимости Наименование принципа Частотность
1. Война — источник бедствий 1
2. На войне следует полагаться на волю Аллаха 4
3. Проявление милосердия / немилосердия к побежденным противникам-мусульманам 30
4. Подлинному витязю следует непоколебимо идти навстречу смертельной опасности 9
5. Качества опытного воина и службы, которые он должен нести 1
6. Отношения между воеводой и простыми воинами 6
7. Допустимость / недопустимость участия женщины в военных действиях (родственницы Пророка на войне) 2
8. Арабо-мусульманскому воину предпочтительнее сражаться с язычниками, нежели с мусульманами 2
9. Роль родственных связей на войне 3
10. Качества опытного воина 1
11. Этические аспекты военной хитрости 3
Всего: 62
11 Рассмотрим, каким конкретно образом раскрываются отмеченные тематические блоки.
12 Тема бедствий войны, характерная для доисламской арабской поэзии7, присутствует в грамотах, которыми, согласно ад-Динавари, Му‘авия б. Абу Суфйан8 и ‘Али б. Абу Талиб9 обменялись в ходе битвы при Сиффине10 [КАТ, с. 199–200].
7. См. об этом: [Фильштинский, 1985, с. 89].

8. Му‘авия б. Абу Суфйан (ок. 605–680) — первый халиф из династии Омейядов (правил 661–680). Противник ‘Али б. Абу Талиба в борьбе за верховную власть в Халифате. Проявил себя как мудрый государственный деятель. Покровительствовал поэтам и первым мусульманским ученым. В VIII–IX вв. Аббасиды и шииты объявили Му‘авию узурпатором и нечестивцем, однако в народной памяти, особенно в Сирии, о Му‘авии сохранилась память как о добром и справедливом государе. Стал знаменем борьбы суннитов против шиитов [Большаков, 1991b].

9. ‘Али б. Абу Талиб (ум. 661) — четвертый Праведный халиф (656–661); двоюродный брат и зять пророка Мухаммада. С именем ‘Али б. Абу Талиба связано зарождение шиитского направления в исламе, в котором ‘Али — главный священный персонаж, оттесняющий на второй план самого пророка Мухаммада. Противник Му‘авии б. Абу Суфйана в борьбе за верховную власть в Халифате [Прозоров, 1991а, с. 18–19].

10. Битва при Сиффине — сражение между сторонниками четвертого Праведного халифа ‘Али б. Абу Талиба (656–661) и Му‘авии б. Абу Суфйна (правил как первый халиф из династии Омейядов в 661–680 гг.), которое произошло в урочище Сиффин, на границе между исторической Сирией и историческим Ираком в 657 г. См.: [Большаков, 1998, с. 53–64].
13 Ведя войну или готовясь к ней, арабы-мусульмане были уверены в том, что победа даруется Аллахом. Такую мысль, согласно ад-Динавари, высказывает один из братьев ‘Абд ал-Малика б. Марвана11, когда тот собирается идти в поход против Мус‘аба б. аз-Зубайра12, брата знаменитого ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра13, имевшего репутацию непобедимого полководца: «Сойдется конница с конницей, а пехота — с пехотой. Победа же от Аллаха» [КАТ, с. 316].
11. ‘Абд ал-Малик б. Марван — пятый халиф из династии Омейядов (685–705). Прославился как замечательный, подчас циничный политик, мужественный военачальник, реформатор финансовой и хозяйственной жизни Халифата. Сумел восстановить мир и стабильность на территории своего государства, погрузившегося в пучину междоусобиц. Слыл прекрасным оратором и любителем поэзии [Gibb, 1986b].

12. Мус‘а б. аз-Зубайр (ум. 691) занимал должность наместника Ирака, будучи назначен своим братом. Погиб в сражении [Lammens, Pellat, 1993].

13. ‘Абдаллах б. аз-Зубайр (624–692) — сын видного сподвижника пророка Мухаммада аз-Зубайра б. ал-Аввама (он приходился Пророку двоюродным братом по женской линии) и дочери Абу Бакра Асмы (она была сестрой любимой жены Пророка А’иши). Считается, что Абдаллах был первым ребенком, родившимся в Медине у мухаджиров. В 656 г., последовав за своим отцом аз-Зубайром и теткой А’ишей, примкнул к противникам Али б. Абу Талиба и командовал в их войске пехотой во время Верблюжьей битвы. В 683 г., находясь в Мекке, провозгласил себя Повелителем Верующих, однако в итоге был разбит и пал в бою, защищая Каабу от войск, возглавляемых ал-Хаджжадж б. Йусуфом, отправленным омейядским халифом Абд ал-Маликом б. Марваном [Gibb, 1986a].
14 Для того чтобы Господь был на стороне сражающихся, Ему следует молиться. Так, отмечает ал-Мукаддаси, при Нихаванде (642)14 арабы-мусульмане совершают решающий натиск на персидское войско, помолившись [КБТ5, с. 181]. При Сиффине же, воюя с Му‘авией, ‘Али б. Абу Талиб следующим образом воодушевляет своих воинов: «О люди! Стройтесь в ряды и двигайтесь на врага вашего. Опустите взоры, умерьте голоса, сократите речи и явите стойкость. Многократно упоминайте Аллаха. Не прекословьте, а то потерпите неудачу и уйдет ветер ваш. Явите терпение, ведь Аллах — с терпеливыми» [КАТ, с. 193–194].
14. О сражении при Нихаванде см.: [Большаков, 1993, с. 96–101].
15 На войне Аллах не только дарует победу, но и наказывает за нарушения воинской дисциплины: так, согласно историческому преданию, приводимому ал-Мукаддаси, невольник Посланца Аллаха Мид‘ам уже после окончания военных действий был убит шальной стрелой за то, что украл из добычи, захваченной мусульманами в Хайбаре15, некую толику кислого винограда, Пророк же предсказывает душе убиенного наказание в адском огне [КБТ5, с. 24]16.
15. Хайбар — оазис к северу от Медины, населенный иудеями. Существовал уже в VI в. до н. э. [Большаков, 1989, с. 147–150].

16. Этот эпизод присутствует в жизнеописании пророка Мухаммада Ибн Исхака – Ибн Хишама (VIII–IX вв.). См.: [Ас-Сира ан-Набавиййа, 2012; Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales, 1899, p. 353–354].
16 Милость к падшим
17 По всей видимости, из представления о том, что на войне все происходит по воле Аллаха, вытекает принцип следования (в известной степени) милосердию во время военных действий. Таких правил, согласно ал-Йа‘куби, придерживался еще сам Посланец Аллаха. Отправляя в какой-либо поход дружину сторонников, он следующим образом напутствовал воеводу и рядовых воинов: «Воюйте именем Аллаха, на пути Аллаха, и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха. Не надевайте оков, не будьте коварны, не обезображивайте [трупов] и не убивайте новорожденных» [Т, с. 77]. Этим принципом руководствовался второй халиф ‘Омар б. ал-Хаттаб (634–644), вернув в родные племена полонян, захваченных мусульманами во время войны 632–633 гг. с аравийскими бедуинами, отступившими от ислама [Т, с. 132]17.
17. См. об этом: [Большаков, 1989, с. 191–207].
18 Рассказывая о ходе междоусобных войн, которые пришлось вести ‘Али б. Абу Талибу, авторы изучаемых хроник приписывают этому любимому герою арабо-мусульманской истории великодушие к противникам-мусульманам. Так, согласно ал-Йа‘куби, ‘Али следующим образом наставляет одного из своих воевод: «Сражайся лишь с тем, кто станет с тобою сражаться. Не добивай раненого, не отбирай верховых животных. Если выступишь [в поход], то и сотоварищи твои выступят. Не отбирай воду у хозяев ее. Пейте лишь то, что останется, после того как удовольствуют они самих себя. Не ругай мусульманина, ни мусульманки. Полагай должным для себя самого то, в чем ты, возможно, мог бы наставить другого» [Т, с. 200].
19 Согласно ал-Йа‘куби, перед началом так называемой Верблюжьей битвы (656)18 между сторонниками ‘Али б. Абу Талиба и его противниками, во главе которых стояли сподвижники пророка Мухаммада Талха б. ‘Убайдаллах19 и аз-Зубайр б. ал-‘Аввам20 (оба погибли), а также любимая жена Пророка ‘А’иша (ок. 614–678)21, ‘Али просит своих сторонников проявлять сдержанность и милосердие к противникам-мусульманам [Т, с. 182]. Приверженность подобному принципу приписывает ‘Али также и ад-Динавари [КАТ, с. 152]. Одержав победу в Верблюжьей битве, ‘Али, согласно ал-Йа‘куби, велит воинам не преследовать и не добивать убегающего противника [Т, с. 183]. Примерно таким же образом передает слова ‘Али в конце Верблюжьей битвы и ад-Динавари [КАТ, с. 160].
18. См. о ходе этого сражения: [Большаков, 1998, с. 38–40]. Это сражение получило название Верблюжьей битвы, так как центром боевого построения противников ‘Али был верблюд, на котором в паланкине восседала ‘А’иша.

19. О Талхе б. ‘Убайдаллахе см.: [Madelung, 2000].

20. Об аз-Зубайре б. ал-‘Авваме см.: [Hasson, 2002b].

21. Об ‘А’ише см.: [Montgomery Watt, 1986].
20 Нужно сказать, что подобные этические принципы были присущи и арабо-мусульманским воинам, выступившим под знаменами самого лютого врага ‘Али, Му‘авии б. Абу Суфйана. Согласно ал-Йа‘куби, перед началом сражения при Сиффине они тщетно просили своего эмира не обрекать войско ‘Али на мучения от жажды, заграждая проходы к источникам воды [Т, с. 187–188]. Согласно же ад-Динавари, в ночь, наступившую после одного из боев при Сиффине, воины обеих сторон, не трогая друг друга, выносят с поля битвы и предают земле своих убитых [КАТ, с. 193].
21 Милосердное обращение ‘Али со сторонниками Му‘авии вызвало неприятие у хариджитов22. Согласно ал-Мукаддаси, они говорят ‘Абдаллаху б. ал-‘Аббасу23, который прибыл к ним для переговоров: «‘Али убивал сторонников Му‘авии, но не грабил их имущества и не уводил в полон их чад и домочадцев. Если сторонники Му‘авии — верующие, то зачем их убивать? Если же они неверующие, и следует их и убивать, и грабить, и захватывать в полон их чад и домочадцев. Поэтому ‘Али б. Абу Талиб уже не Повелитель Верующих, но Повелитель Неверующих» [КБТ5, с. 223–224].
22. Хариджиты (ал-хаваридж) — самая ранняя секта в исламе, возникшая в ходе противоборства ‘Али и Му‘авии. Хариджиты полагали, что истинно верующим мусульманам следует подчиняться установлениям Корана и сунны, а имам-халиф должен быть избираем верующими. Хариджиты различных группировок вели в VII–X вв. вооруженную борьбу против властей предержащих, которых считали нечестивыми [Прозоров 1991a].

23. ‘Абдаллах б. ал-‘Аббас (б. ‘Аббас) (Ибн [ал-]‘Аббас; 619–686) — двоюродный брат пророка Мухаммада. Согласно мусульманскому преданию считается основоположником традиции толкования Корана. Ему приписываются один или несколько комментариев к Корану, доказать подлинность или подложность которых на нынешнем уровне развития науки невозможно. ‘Абдаллаху б. ал-‘Аббасу также приписывается замысел создания сборника хадисов. Помимо этого он получил известность как собиратель повествований об истории доисламской Аравии и походах Пророка. Был одним из первых толкователей вопросов мусульманского права, поддерживал ‘Али в борьбе с противниками. Является прародителем халифской династии Аббасидов [Бойко, 1991].
22 Вероятно, хариджитам было известно наставление, данное первым Праведным халифом Абу Бакром (632–634) воинам, выступившим на войну с отступниками во время ар-Ридды24 (это наставление приводит ал-Мукаддаси): таких врагов дозволительно убивать мечом, жечь огнем, брать в полон их чад и домочадцев, захватывать и делить их имущество [КБТ5, с. 156–157].
24. Отступление от веры. С ар-Риддой пришлось, в частности, столкнуться халифу Абу Бакру после смерти Мухаммада, когда многие из вождей племен отказывались признавать его власть. По: >>>> (accessed 27.06.2021)
23 Вообще же, герои арабо-мусульманской истории осуждают напрасное кровопролитие и показную жестокость на войне.
24 Так, ‘Али проклинает убийцу аз-Зубайра б. ‘Аввама ‘Амра б. Джурмуза (он привез имаму доспехи и оружие одного из его главных противников в Верблюжьей битве) — ведь аз-Зубайр раскаялся, прекратил сражаться и был убит, когда совершал молитву (быть убитым таким образом — одно из свидетельств праведности, проявляющееся в арабской воинской этике и в Новое время). Сообщения о проклятии, произнесенном ‘Али, приводят ад-Динавари [КАТ, с. 157–158] и ал-Мукаддаси [КБТ5, с. 215–216]25.
25. Сцена убиения аз-Зубайра б. ал-‘Аввама и реакции ‘Али б. Абу Талиба на известие о его смерти присутствует и в погодной хронике ат-Табари (839–923) [at-Tabari. Series V, 1893, p. 3218–3219].
25 Надругательство над телом поверженного врага — дело отвратительное. Это истину, согласно сообщению, приведенному ал-Йа‘куби, объясняет командующему сирийским войском, захватившим Мекку и обстреливавшим из камнеметных машин Каабу, ал-Хаджжаджу б. Йусуфу26 мать павшего в бою и распятого по повелению сирийского воеводы ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра Асма’ бинт Абу Бакр Зат ан-Нитакайн27 [Т, с. 267].
26. Ал-Хаджжадж [б. Йусуф ас-Сакафи] (660–714) — крупный государственный деятель и военачальник. Многолетний наместник Ирака. Любимец омейядских халифов ‘Абд ал-Малика б. Марвана (685–705) и ал-Валида б. ‘Абд ал-Малика (705–715). Прославился жестокостью (но в то же время определенной степенью великодушия), ораторским искусством и склонностью к занятиям филологией [Dietrich 1986].

27. Асма’ бинт Абу Бакр (Зат ан-Нитакайн) (ум. 693) — старшая сестра любимой жены пророка Мухаммада ‘А’иши. После хиджры (622 г.) вышла замуж за аз-Зубайра б. ал-‘Аввама. Их сын ‘Абдаллах б. аз-Зубайр считался первым младенцем, родившимся у мусульман в Медине. Во время гибели сына и после этого события вела себя мужественно и стойко [Gibb, 1986c].
26 Нужно сказать, что принцип милосердного обращения с побежденным противником-мусульманином оставался действенным и столетия спустя. Так, согласно ал-Йа‘куби, во времена второго аббасидского халифа ал-Мансура (754–775) аббасидский эмир, дядя ал-Мансура и его старшего брата, первого аббасидского халифа Абу-л-‘Аббаса ас-Саффаха (749–754) Исма‘ил б. ‘Али б. ‘Абдаллах б. ‘Аббас28 милует побежденных бунтовщиков-мусульман, руководствуясь примером ‘Али б. Абу Талиба. На упреки приближенных он ответил следующим образом: «Первый, кто научил Людей Киблы (т. е. мусульман. — Д. М.) сражаться, — был ‘Али б. Абу Талиб, а он [никогда] не убивал пленного, не преследовал бегущего и не добивал раненого» [Т, с. 383].
28. Сведения об этом историческом персонаже в источниках весьма скудны. Скорее всего, он умер во время правления аббасидского халифа ал-Махди (775–785).
27 Во время военных действий следует щадить не только людей, но и религиозные святыни: время осады Мекки военачальником халифа Йазида б. Му‘авии (680–683)29 ал-Хусайном б. Нумайром30 кади ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра ‘Абдаллах б. ‘Умайр ал-Лайси31 призывает сирийцев пощадить Каабу, ибо она представляет собой заповедное святилище со времен ал-джахилиййи32 [Т, с. 251–252].
29. Йазид б. Му‘авия (680–683) — второй халиф из династии Омейядов (661–750). Был назначен преемником отца, Муавии б. Абу Суфйана (661–680), еще при жизни последнего. При Йазиде б. Му‘авии в Халифате началась смута (фитна), чуть было не приведшая к гибели Омейядской династии. В правления Йазида был убит внук Пророка ал-Хусайн б. ‘Али (октябрь 680 г.), взята штурмом и разграблена Медина, осаждена и обстреляна из камнеметных машин Мекка (683 – нач. 684 г.). Считается, что Йазид продолжил внутреннюю политику Му‘авии б. Абу Суфйана, основанную на личных связях между халифом, его наместниками и вождями крупнейших арабских племен. В арабо-мусульманском историческом предании, возможно, значительно искажающем историческую правду, Йазид предстает развратным безбожником. В то же время он изображается как покровитель поэтов, ценитель музыки и пения [Hawting, 2002].

30. Ал-Хусайн б. Нумайр (ум. 686) — видный военачальник, служивший первым омейядским халифам (Суфйанидам). Особо отличился во время похода на Медину и Мекку. После смерти халифа Йазида б. Му‘авии (683 г.), не сумев убедить ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра принять его поддержку и отправиться вместе с ним в Сирию, чтобы принять там халифский сан, снял осаду Мекки и увел войско в Сирию. Там способствовал приходу к власти Марвана б. Мухаммада (683–685). В 686 г. погиб в ходе смуты, охватившей Халифат [Lammens, Cremonesi, 1986].

31. ‘Абдаллах б. ‘Умайр ал-Лайси — сподвижник пророка Мухаммада. Согласно одной из версий исторического предания, был слепым. После стал сторонником ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра; исполнял при нем должность кади. См. о нем: [at-Tabari. Series IV, 1890, p. 2818, 2829; Series III, 1882–1885, p. 1436].

32. Ал-Джахилиййа («неведение») — в Коране и в арабо-мусульманской мысли, эпоха язычества, предшествовавшая появлению ислама [Пиотровский, 1991].
28 Видимо, арабо-мусульманское историческое предание приписывает милосердие на войне праведным историческим персонажам, в то время как нечестивцы его лишены. Так, по сообщению ад-Динавари, назначив Муслима б. ‘Укбу главнокомандующим похода против ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра, Йазид б. Му‘авия дает воеводе наставления и рекомендует ему при взятии Медины не удерживать сирийских воинов и позволить им грабить Город Пророка в течение трех дней33. Подобного же мнения придерживается и сам Муслим б. ‘Укба, рекомендуя своему преемнику ал-Хусайну б. Нумайру не сдерживать ярость сирийцев, когда они примутся штурмовать Мекку [КАТ, с. 274–275, 277].
33. Муслим б. ‘Укба ал-Мурри (ум. 683) — омейядский военачальник, прославившийся победой в битве при харре (под Мединой), а затем взятием и разграблением Медины (683). См. о нем и его походе к священным городам ислама: [Большаков, 1998, с. 209–212].
29 Однако и праведник не способен простить ярость, явленную тюрком-язычником в боях с мусульманами: согласно сообщению, приведенному ал-Йа‘куби, ‘Омар б. ‘Абд ал-‘Азиз34 велит казнить пленного тюрка, имевшего подобную репутацию [Т, с. 302].
34. ‘Омар б. ‘Абд ал- ‘Азиз — омейядский халиф (717–720), племянник ‘Абд ал-Малика б. Марвана (685–705). В арабо-мусульманской историографии сложился житийный образ этого благочестивого государя, которого арабо-мусульманские историки называли «пятым праведным халифом». В исторических сочинениях зафиксированы предания об аскетическом образе жизни ‘Омара. На самом деле, они не соответствуют действительности. Прежде чем сделаться халифом, ‘Омар вел образ жизни, характерный для людей его круга: порой, по требованию верховных властей, он поступал как жесткий администратор. В 706–712 гг. занимал пост наместника ал-Хиджаза. Первоначально управлял одной только Мединой, а впоследствии также Меккой и ат-Та’ифом. Будучи возведен в халифское достоинство, ‘Омар перестал демонстрировать роскошь и сделался приверженцем политики, направленной на смягчение социальных противоречий [Большаков, 1991с, с. 240–241].
30 Женщины на войне
31 Особый статус присущ женщине, вовлеченной в вооруженный конфликт, она требует особого милосердия и попечения. Так, по свидетельству ал-Йа‘куби и ал-Мукаддаси, Пророк освобождает женщин и детей племени хавазин, попавших в плен после сражения при Хунанйне (630)35, по просьбе своей молочной сестры (ал-Йа‘куби) или кормилицы (ал-Мукаддаси) [Т, с. 63; КАБ4, с. 237–238]. Захватив лагерь сирийского войска, знаменитый военачальник Ибн ал-Аштар (Ибрахим б. ал-Аштар)36 возмещает вдове погибшего злейшего врага ‘Убайдаллаха б. Зийада37 стоимость утраченного ею имущества и отсылает ее к отцу в Басру [КАТ, с. 303].
35. Об этом сражении см.: [Большаков, 1989, с. 163–164].

36. Ибрахим б. ал-Аштар (ум. 691) — сын знаменитого воина Малика б. ал-Хариса ан-Наха‘и ал-Аштара, известный воин и военачальник, преданный потомкам ‘Али б. Абу Талиба. Воевал на стороне ал-Мухтара б. Абу ‘Убайда ас-Сакафи. В августе 686 г. нанес сокрушительное поражение омейядским войскам недалеко от ал-Мада’ина (вблизи современного Багдада). Собственноручно убил в ходе битвы вражеского воеводу ‘Убайдаллаха б. Зийада б. Абихи и нескольких его приближенных, головы которых отослал ал-Мухтару. После гибели ал-Мухтара (апрель 687) перешел на сторону ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра. Погиб в октябре 691 г., сражаясь в рядах войска Мус‘аба б. аз-Зубайра (брата ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра) [Ibrahim b. al-Ashtar, 1986, p. 987].

37. ‘Убайдаллах б. Зийад (ум. 687; известен также как Ибн Марджана) — видный государственный деятель и военачальник; ярый сторонник династии Омейядов. Согласно одной из версий арабо-мусульманского исторического предания, именно Ибн Зийад пинал отрубленную гoлову ал-Хусайна б. ‘Али. Был сыном знаменитого Зийада б. Абихи от его жены Марджаны, дочери некого знатного иранца. Разведясь с матерью ‘Убайдаллаха, Зийад выдал ее за Шируййа ал-Усвари, иранского военачальника, принявшего ислам и поступившего на службу к арабам-мусульманам. Поэтому, проведя ранние годы в семье матери и отчима, иранцев, ‘Убайдаллах б. Зийад говорил по-арабски нечисто. Погиб в бою со сторонниками ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра [Robinson, 2000, p. 763–763].
32 Обида, нанесенная женщинам, — это casus belli: ‘Али призывает своих сподвижников сражаться против Му‘авии также и потому, что когда одна из застав войска ‘Али подверглась коварному нападению, вражеские вояки подвергли женщин убитых воинов поруганию — срывали с них ножные браслеты [КАТ, с. 225–226].
33

Именно поэтому, думается, убиение Мус‘абом б. аз-Зубайром жены ал-Мухтара38 ‘Амры бинт ан-Ну‘ман б. Башир за то, что она отказалась проклясть покойного мужа, произвело столь тягостное впечатление на мусульман (сообщение об этом приводит ал-Йа‘куби [Т, с. 264])39.

38. Ал-Мухтар б. Абу ‘Убайд ас-Сакафи (ум. 687) — сын известного военачальника и витязя Абу Убайда ас-Сакафи, погибшего в 634 г. в сражении с сасанидскими войсками. Стал во главе проалидского движения, которое в 685–687 гг. контролировало Куфу. Утверждал, будто действует от имени сына Али б. Абу Талиба Мухаммада Ибн ал-Ханафиййи. Движение, возглавленное ал-Мухтаром, считается одним из ранних проявлений крайнего шиизма. В конце концов ал-Мухтар вместе с группой сподвижников был осажден в замке Куфы войсками Абдаллаха б. аз-Зубайра. Погиб во время вылазки. Многие его сторонники, в том числе и одна из жен, были впоследствии предательски убиты [Hawting, 1993, р. 521–524].

39. Об убиении ‘Амры и впечатлении, которое это событие произвело на современников, см.: [at-Tabari. Series II, 1881–1882, p. 743–745].
34 В рамках темы «женщина на войне» особы выделяются два случая, зафиксированные арабо-мусульманским историческим преданием, когда участницами военных действий оказывались женщины, близкие к Пророку (оба сообщения приведены в труде ал-Йа‘куби). В первом случае тетка пророка Мухаммада, мать аз-Зубайра б. ал-‘Аввама Сафиййа бинт ‘Абд ал-Мутталиб (ок. 570–641), подвергнувшись нападению некоего иудея, вместе с другими женщинами и знаменитым струсившим во время битвы при Оходе (Ухуде; 625)40 стихотворцем Хассаном б. Сабитом (ум. 674) убивает врага и получает от Посланца Аллаха положенную воину часть добычи [Т, с. 48]. Во втором случае вдова Пророка ‘А’иша, вдохновительница Верблюжьей битвы, находившаяся в паланкине на верблюде, стоявшем в центре построения противников ‘Али, подвергается после битвы горькому порицанию со стороны имама, сказавшего: «Ослица! Завершила ли ты поход свой?» [Т, с. 183]. Столь противоположная оценка поведения двух знаменитых женщин вызвана, как представляется, тем, что одна сражалась за правое, с точки зрения мусульман, дело, а вторая, как ей и предсказывал Пророк, оказалась на неправой стороне [КБТ5, с. 211].
40. О ходе этого сражения см. в: [Большаков, 1989, с. 113–116]. См. этот эпизод исторического предания также в: [at-Tabari. Series III. 1882–1885, p. 1479–1480].
35 Аман
36 Одной из форм проявления милосердия на войне выступает для героев арабо-мусульманского исторического предания предоставление амана41. В статье 2012 года на эту тему автором был рассмотрен значительный пласт сообщений такого рода, имеющихся в Базе [Микульский, 2012], в настоящей же работе приведены данные, не вошедшие в прежнюю публикацию. В одном из них (у ал-Йа‘куби) рассказано, как Абу Бакр в итоге предоставляет аман отошедшему от ислама знаменитом витязю ал-Аш‘асу42 — тот попросил аман для своей ‘аширы (семейно-родственной группы), а о себе самом сказать забыл. Когда ал-Аш‘аса доставили к Абу Бакру в кандалах, тот, узнав, в чем дело, и видя раскаяние ал-Аш‘аса все же предоставляет ему аман [Т, с. 132].
41. Аман («безопасность») — гарантия безопасности, предоставляемая мусульманами сдающемуся врагу. [Большаков, 1991а, с. 20].

42. Ал-Аш‘ас (Ма‘дикариб) б. Кайс ал-Кинди (ум. 661) — один из вождей южноарабского племенного объединения кинда. Принял ислам в 631 г. При Абу Бакре (632–634) отступился от ислама, но был прощен. Принял участие в арабо-мусульманских завоеваниях. Во время противоборства ‘Али б. Абу Талиба и Му‘авии б. Абу Суфйана уговорил первого пойти на соглашение с противником, по причине чего шииты считают его предателем [Reckendorf, 1986].
37 У того же ал-Йа‘куби [Т, с. 140] и Евтихия [ТМ, с. 15–16] арабские военачальники спорят, подлежат ли жители Дамаска предоставлению амана: одни считают, что город взят миром, а другие, что с бою. В конце концов, у обоих авторов аман предоставлен, однако разорение и грабеж также произведены43.
43. О захвате арабами-мусульманами Дамаска в 635 г. см.: [Большаков, 1993, с. 34–37].
38 Фактически столетие спустя, при штурме Дамаска (около 750 г.), как сообщает ал-Йа‘куби, аббасидский эмир ‘Абдаллах б. ‘Али44 первоначально предоставляет жителям Дамаска аман, после отказывается от данного слова, но после, укоренный, вновь дарует аман, но в ограниченном масштабе [Т, с. 356].
44. ‘Абдаллах б. ‘Али б. ‘Абдаллах б. [ал-]‘Аббас (ум. 764) — аббасидский эмир; дядя аббасидских халифов ас-Саффаха и ал-Мансура, видный военачальник и государственный деятель. Стал претендовать на халифскую власть, однако был разбит известным сподвижником Аббасидов Абу Муслимом, схвачен и подвергнут заключению, а затем убит [Zetterstéen, Moscati, 1986, p. 43].
39

Повествуя о сражении при ан-Нахраване (небольшом городке севернее современного Багдада)45, ад-Динавари сообщает, что ‘Али заранее объявил аман всем хариджитам, которые прибегнут под его знамя (об этом сообщает ад-Динавари [КАТ, с. 223–224]).

45. О ходе сражения см.: [Большаков, 1998, с. 70–72].
40

Как и ‘Али при ан-Нахраване, бунтовщикам, восставшим в Хорасане аман предоставляет военачальник аббасидского халифа ал-Махди (775–785) Йазид б. Мазйад аш-Шайбани — он сохраняет жизнь тем, кто собирается под поднятым им красным стягом (об этом также сообщает ал-Йа‘куби: [Т, с. 397])46.

46. Повествование об этом выступлении см. в [at-Tabari… Series III, 1879–1880, p. 470–471]. Ат-Табари, приводящий такие сведения под 160 (786–787) г. х., не сообщает подробностей, упоминаемых ал-Йа‘куби.
41 Воинская честь, кровь в голосе и убийственная куропатка
42 Как бы то ни было, в обстановке, грозящей опасностью, настоящему мужчине-воину следует непоколебимо идти навстречу смерти. Пример такого мужественного поведения являет мединский иудей Ка‘б б. ал-Ашраф, не только оплакавший язычников, погибших при Бадре, но и отправившийся в Мекку и призвавший курайшитов продолжать войну с Мухаммадом (таким образом, он нарушил договор, заключенный между иудеями и мусульманами; сообщение об этом приводит ал-Мукаддаси). Пророк же отправил группу сподвижников, чтобы убить Ка‘ба. Подойдя ночью к дверям укрепленного дома-башни Ка‘ба, те просят ссудить их едой под залог. Жена предупреждает мужа: «Не ходи. Я чувствую запах крови в голосе этом». Ка‘б же отвечает ей: «Перестань. Если приглашают ночью сына свободнорожденной на удар копья, положено ему отозваться». Взяв с собой куропатку и спустившись к непрошенным гостям, Ка‘б был изрублен мечами [КБТ4, с. 197]47.
47. Несколько отличная версия этого рассказа приведена у Ибн Исхака — Ибн Хишама: [ас-Сира ан-Набавиййа ли-Ибн Хишам, 2012, 3, с. 59–60].
43 Сам Пророк ведет себя подобным же образом. Поддавшись на уговоры сподвижников, он, согласно сообщению, приводимому ал-Мукаддаси, решает против собственного желания дать битву при Оходе (Ухуде; 625) и облачается в панцирь. Раскаявшиеся сподвижники уговаривают его отказаться от битвы. Мухаммад же отвечает им: «Если надел Пророк панцирь, то не должен его снимать» [КБТ4, с. 199]48.
48. Весьма близкая версия этого рассказа приводится у Ибн Исхака в [ас-Сира ан-Набавиййa, 2012, 3, с. 67–68].
44 К этой же поведенческой парадигме относится и деяние витязя Зухайра б. ал-Кайна. Как сообщает ад-Динавари, возвращаясь с женой из хаджа, он встречает ал-Хусайна б. ‘Али49 и решает к нему присоединиться, обрекая себя на верную смерть, дает супруге развод и велит слугам поставить свой шатер рядом с шатром ал-Хусайна [КАТ, с. 259]50.
49. Ал-Хусайн б. ‘Али б. Абу Талиб — младший сын ‘Али б. Абу Талиба от дочери Пророка Фатимы; третий шиитский имам. После смерти Му‘авии б. Абу Суфйана (680) выступил из Медины в Куфу, рассчитывая на поддержку тамошних жителей и стремясь возглавить их выступление, направленное на свержение Йазида б. Му‘авии и установление собственной власти. Восстание куфийцев не состоялось, а ал-Хусайн с несколькими десятками сородичей и сторонников был блокирован в местности Карбала’ четырехтысячным войском, отправленным из Куфы тамошним наместником ‘Убайдаллахом б. Зийадом. 10 октября 680 г. ал-Хусайн и почти все его сторонники были убиты. Их головы отослали к халифу Йазиду б. Му‘авии, публично выразившему огорчение в связи со случившимся. Гибель ал-Хусайна произвела огромное впечатление на всех мусульман. Это событие способствовало сплочению сторонников семейства ‘Али б. Абу Талиба и кристаллизации шиизма как особого направления ислама. Карбала’ стала одной из главных шиитских святынь, а день гибели ал-Хусайна отмечается шиитами как трагическая, траурная дата (‘ашура'). Образ ал-Хусайна приобрел в шиизме ряд мифических черт. Прочие мусульмане почитают ал-Хусайна как праведника и мученика [Прозоров, 1991c].

50. Ат-Табари кратко сообщает о присоединении Зухайра б. ал-Кайна, возвращавшегося из хаджа, к отряду ал-Хусайна, а после, рассказав о его воинских подвигах, повествует, как израненный Зухайр был взят в плен и, проявив бесстрашие, убит [at-Tabari… Series II, 1883–1885, p. 286, 350].
45

Такого же боевого духа был исполнен и ‘Абдаллах б. аз-Зубайр. Когда он был осажден в Мекке омейядскими войсками под командованием ал-Хаджжаджа б. Йусуфа, брат его ‘Урва б. аз-Зубайр51, как об этом свидетельствует ал-Мукаддаси, предложил ‘Абдаллаху заключить с противником мир, подобно тому как поступил в свое время ал-Хасан б. ‘Али52. В ответ ‘Абдаллах пнул брата ногой и сказал: «Не сын ты отца нашего» [КБТ6, с. 26]. Буквально на пороге гибели ‘Абдаллах б. аз-Зубайр все же заколебался и посоветовался с матерью, Асмой бинт Абу Бакр Зат ан-Нитакайн, не стоит ли ему все же сдаться на милость победителя. Однако эта древняя старица воодушевляет сына мужественно принять последний бой (в нашей Базе данных сообщения об этом приводят ал-Йа‘куби [Т, с. 267] и Евтихий Александрийский [ТМ, с. 40]). Наличие сообщения с подобной фабулой у арабо-христианского историка свидетельствует о восприятии им элементов арабо-мусульманского исторического предания, то есть, о том, что арабы-христиане в некоторой степени находились в эпоху Евтихия (вторая половина IX – первая половина X в.) в едином с арабами-мусульманами культурном контексте. Восприятие же арабами-христианами арабо-мусульманского исторического предания требует дальнейшего изучения, в том числе и на основе имеющихся в нашем распоряжении материалов.

51. ‘Урва б. аз-Зубайр (ок. 643 – ок. 713) — младший брат Абдаллаха б. аз-Зубайра; сын видного сподвижника пророка Мухаммада аз-Зубайра б. ал-Аввама и дочери Абу Бакра Асмы. Вместе с отцом и старшим братом сражался против Али б. Абу Талиба в Верблюжьей битве (656 г.). После, когда Абдаллах б. аз-Зубайр провозгласил себя халифом, принял сторону брата. После гибели последнего стал главой потомков аз-Зубайра б. ал-Аввама. Был знатоком хадисов. Считается одним из первых арабских собирателей исторических преданий (ал-ахбар) [Schoeler, 2000, p. 910–913].

52. Ал-Хасан б. ‘Али б. Абу Талиб (ум. 669) — старший сын ‘Али б. Абу Талиба от дочери Пророка Фатимы; второй шиитский имам. После кончины Фатимы у ал-Хасана сложились напряженные отношения с ‘Али и прочими его сыновьями: ал-Хасан часто женился, а затем расторгал браки (за всю свою жизнь около ста раз), и это вредило репутации всего семейства. К тому же ал-Хасан страдал дефектом речи, что не способствовало его популярности среди сторонников ‘Али. Однако в 661 г., когда ‘Али был убит, ал-Хасана провозгласили халифом. Примерно через полгода после этого он заключил с Му‘авией б. Абу Суфйаном устное соглашение о мире и об отречении от халифской власти — за значительную денежную компенсацию. Согласно шиитской версии предания, договор предусматривал возвращение халифской власти ал-Хасану после смерти Му‘авии. Ал-Хасан же поселился в Медине как частное лицо. В шиитском предании сложился идеализированный образ ал-Хасана: ему приписывалась способность совершать чудеса. Сама кончина ал-Хасана представляется шиитам мученической: согласно одной версии, он был смертельно ранен под ал-Мада’ином и скончался в Мекке, согласно другой, отравлен по наущению Му‘авии, по причине чего шииты провозгласили ал-Хасана «господином мучеников» (саййид аш-шухада') [Прозоров, 1991b, с. 276].
46

Другой брат ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра и видный военачальник Мус‘аб, вместе с подчиненным ему Ибрахимом б. ал-Аштаром готовы бестрепетно встретить смерть на войне против ‘Абд ал-Малика б. Марвана (сообщение об этом приводится в сочинении ад-Динавари [КАТ, с. 318]). В контексте такой этической установки вполне естественно, что другой противник Омейядов, и в особенности ал-Хаджжаджа б. Йусуфа, ‘Абд ар-Рахман б. Мухаммад б. ал-Аш‘ас53, упрекает одного из своих воинов за то, что тот позволил врагам себя ограбить [КАТ, с. 325].

53. ‘Абд ар-Рахман б. Мухаммад б. ал-Аш‘ас ал-Кинди (Ибн ал-Аш‘ас) — видный арабо-мусульманский военачальник. Его дед — ал-Аш‘ас (Ма‘дикариб) ал-Кинди — владетель Хадрамаута во времена пророка Мухаммада. Участник военно-политических событий последней четверти VII в. Отправленный наместником Ирака ал-Хаджжаджем б. Йусуфом в Сиджистан во главе сильного войска, через некоторое время поднял мятеж, вступил в сговор с одним из местных правителей, вторгся в Ирак и долго воевал с правительственными войсками. Разбитый ал-Хаджжаджем, умер в 704 г. Имеются разноречивые сведения о кончине Ибн ал-Аш‘аса: возможно, он был убит в Сиджистане тамошним царем Рутбилом [Veccia Vaglieri 1986].
47 Понятно, в связи с этим, что ‘Амр б. ал-‘Ас54, опозоривший в свое время врученное ему Пророком знамя, так как он выступил под ним при Сиффине против мусульман, подвергается осуждению со стороны ‘Али б. Абу Талиба (об этом сообщает ад-Динавари; [КАТ, с. 186–188]).
54. ‘Амр б. ал-‘Ас (ум. ок. 663) — один из крупнейших арабо-мусульманских военачальников и государственных деятелей. Происходил из племени курайш. Принял ислам ок. 630 г., еще до занятия мусульманами Мекки. Таким образом, он явил политическую прозорливость. Был откомандирован пророком Мухамадом в Оман и способствовал обращению в ислам тамошних правителей. Позже командовал арабо-мусульманскими войсками в Палестине и Иордании. Завоевал Египет (640–642). Во время усобицы между ‘Али и Му‘авией присоединился к последнему; командовал сирийской кавалерией при Сиффине (657 г.). Подчинил Египет власти Му‘авии. Был представителем Му‘авии на Третейском суде, где также показал себя изворотливым политиком и дипломатом. Оставался наместником Египта до самой своей смерти [Wensinck, 1986, p. 451].
48 Воинская дисциплина и военная демократия
49 Как известно, одна из основ воинской дисциплины — это взаимоотношения между военачальниками и простыми воинами. Интересно в связи с этим отметить, что в войске ‘Али б. Абу Талиба воины не всегда немедленно подчинялись приказам своего верховного воеводы. Однажды, как сообщает ал-Йа‘куби, имаму даже пришлось обратиться к ним с особой речью и подчеркнуть в ней, что дурно не отзываться на призыв халифа о выступлении в поход [Т, с. 195]. Возможно, в таких взаимоотношениях между воинами и воеводой проявлялись элементы военной демократии, характерной для арабского доисламского общества и раннего арабо-мусульманского социума.
50 Об этом же, думается, свидетельствует и наставление второго Праведного халифа ‘Омара б. ал-Хаттаба (634–644) арабо-мусульманским воеводам, которые вели боевые действия в Сирии (его приводит ал-Йа‘куби), обеспечивать рядовым воинам такой же дневной рацион, как и им самим [Т, с. 147]. В рамках этих же установлений, как представляется, пребывает и решение военачальника Хабиба б. Масламы ал-Фихри55, во времена ‘Омара б. ал-Хаттаба (634–644) совершившего поход в глубь Ромейской земли (т. е., Византии), задержаться с возвращением восвояси из-за болезни одного из его рядовых воинов [Т, с. 155–156]. Ну и, наконец, совсем уже архаично и в то же время по-рыцарски, как сообщает ад-Динавари, ‘Али б. Абу Талиб предлагает Му‘авии б. Абу Суфйану решить конфликт между ними личным поединком [КАТ, с. 189].
55. Хабиб б. Маслама ал-Фихри (ум. после 671) — военачальник, начавший службу при ‘Омаре б. ал-Хаттабе (634–644). Умер, находясь на службе, при Му‘авии б. Абу Суфйане (661–680). См. о нем: [at-Tabari… Series V, 1893, p. 2663 et passim].
51 О скупости и съеденных финиках
52 В свете подобных отношений между военачальником и воинами недопустимо выглядит такое негативное качество командующего, как скупость. Эта черта тем более невыносима, что щедрость — одно из неизбывных качеств араба-бедуина. Весьма скупым человеком, как свидетельствует арабо-мусульманское историческое предание, был ‘Абдаллах б. аз-Зубайр, что, как полагали арабо-мусульманские историки, и стало одной из главных причин его поражения. В связи с этим ал-Йа‘куби [Т, с. 266] и ал-Мукаддаси [КБТ6, с. 25] приводят известное изречение ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра, характеризующее покинувших его бедуинов-ополченцев, которым новоявленный Повелитель Верующих выдавал жалование финиками: «Финики мои вы съели, а приказа моего выполнить не захотели!» (араб. Акалтум тамри ва халафтум амри). Причем, ал-Йа‘куби прямо отмечает, что Ибн аз-Зубайр был чрезвычайно скуп.
53

Поскольку семейно-родственный и племенной принцип был исконно главнейшим в арабском обществе, то он оказал значительное воздействие не только на организационные принципы, согласно которым формировалось и действовало арабо-мусульманское войско, но и на воинскую этику. В связи с этим ал-Мукаддаси приводит два варианта сообщения о том, что в конце жизни Пророк собрал дружину, поставил во главе ее Усаму б. Зайда56 и велел ему идти походом на Балку, что на византийской территории, дабы отомстить за кровь отца Усамы, Зайда (Зайда б. Харисы)57, а также за кровь Джа‘фара б. Абу Талиба58 и прочих мусульман, прежде погибших от рук византийцев при Му’те [КБТ4, с. 241; КБТ5, с. 152]59. Правда, во времена Пророка, и особенно в Битве при Бадре, случалось так, что мусульманину оказывалось не только дозволительно, но и похвально убить сородича, если тот был язычником (свидетельство об этом приводит ал-Йа‘куби, описывая битву при Бадре [Т, с. 191]).

56. Усама б. Зайд б. Хариса [ал-Калби] (ум. ок. 674) — маула (вольноотпущенник) пророка Мухаммада, сын его маулы Зайда б. Харисы и вольноотпущенницы эфиопского происхождения Умм Айман. Участвовал в ряде военных предприятий. После гибели ‘Османа б. ‘Аффана отказался присягнуть ‘Али б. Абу Талибу, так как сторонники ‘Али обошлись с ним дурно. В последующей усобице на участвовал. К Усаме восходит ряд хадисов. См. о нем: [Большаков, 1989, с. 129, 144, 185,186, 191–193 et passim].

57. Зайд б. Хариса (ал-Хариса) — невольник первой жены Мухаммада Хадиджи, которого Пророк отпустил на волю. Погиб при Муте (629). См. о нем: [Большаков, 1989, с. 68, 75, 82 et passim].

58. Джа‘фар б. Абу Талиб [ат-Таййар] — брат ‘Али б. Абу Талиба. Погиб в сражении при Му’те (629). См. о нем: [Большаков, 1989, с. 75, 80, 150, 151, 153, 155, 156].

59. См. об этом походе и о приготовлениях совершить поход на Балку: [Большаков, 1989, с. 155–156; 185–186].
54

Как бы то ни было, уже в эпоху ‘Али б. Абу Талиба (656–661), когда произошла первая усобица между мусульманами, ее участникам представлялось, что это некое отступление от принципов ислама и что мусульманам пристало воевать с язычниками, а не друг с другом. Именно с таким призывом, как сообщает ад-Динавари, в конце битвы при Сиффине сирийские войны обращаются к иракцам: «Кто завтра защитит женщин и детей от ромеев и персов?». Правда, сам ‘Али не верит искренности этого обращения [КАТ, с. 202–203]. Тем не менее вскоре, когда после разгрома хариджитов он вновь общается к иракским воинам с призывом выступить на войну со сторонниками Му‘авии, чтецы Корана (курра’), находившиеся в его войске, просят направить их вместо этого на границу мусульманских владений, чтобы сражаться с язычниками (об этом также сообщает ад-Динавари [КАТ, с. 174–176]).

55

Существует арабская поговорка: «Война — обман», отражающая один из принципов ведения войны арабами-мусульманами. Так, ‘Амр б. ал-‘Ас нарочно откладывает прочтение грамоты, присланной ему ‘Омаром б. ал-Хаттабом, и благодаря этому осуществляет завоевание Египта [Т, с. 147–148]. Алйун ал-Мар‘аши (будущий византийский император Лев III (717–741), отправившийся было на войну с соотечественниками в союзе с арабами-мусульманами, обманывает последних и становится ромейским государем (об этом сообщает ал-Мукаддаси [КБТ6, с. 43–44])60. С другой стороны, воевода ал-Ма’муна ‘Уджайф б. ‘Анбаса61 обманом освобождается из византийского плена [Т, с. 467].

60. Этот эпизод арабо-мусульманского исторического предания рассмотрен в: [Микульский, 2020, с. 123].

61. ‘Уджайф б. ‘Анбаса (ум. 838) — аббасидский военачальник. По всей видимости, происходил из хорасанских или среднеазиатских арабов. Со временем сделался одним из ведущих военачальников ал-Ма’муна (813–833); пользовался также и благосклонностью ал-Му‘тасима (833–842). В 838 г., во время похода этого государя на византийскую крепость Амориум, выразил ал-Му‘тасиму несогласие в связи с финансированием и снабжением войска. Попал из-за этого в немилость, был обвинен в организации заговора с целью устранить правящего халифа и поставить на его место одного из сыновей ал-Ма’муна. Был убит [Bosworth, 2000b, p. 778].
56 Характеристика испытанного воина
57 Ну и, наконец, среди рассматриваемых пассажей, отражающих принципы арабской воинской этики, имеется характеристика испытанного воина и служб, которые он способен нести. Речение это вложено в уста знаменитого Зийада б. Абихи62 и приводится ал-Йа‘куби: «Четыре должности исправляет престарелый, [что] кусает коренными зубами: [охрана] пограничной крепости (ас-сагр)63, [командование] летним походом (ас-са'ифа)64, [руководство] воинами городовой стражи (аш-шурат)65 и [отправление] судейства» [Т, c. 235]. Так что ветераны ценятся в любом ремесле.
62. Зийад б. Абихи (Зийад б. Абу Суфйан; (622–673) — знаменитый государственный и военный деятель эпохи Праведных халифов (632–661) и начала правления Омейядской династии (661–750). Матерью Зийада была рабыня Сумаййа, принадлежавшая лекарю ал-Харису б. Каладе ас-Сакафи и занимавшаяся проституцией в пользу своего господина. Отец Зийада был неизвестен, хотя формально им считался ‘Убайд, один из невольников жены ал-Хариса б. Калады. Отсюда происходит презрительное именование Зийада б. Абихи — «Зийад, сын своего отца». Согласно историческому преданию, Зийад с раннего возраста проявил блестящие способности. Он принял ислам в годы халифства Абу Бакра (632–634). Позже служил ‘Али б. Абу Талибу (656–661). После гибели ‘Али Му‘авия б. Абу Суфйан (661–680), угрожая убийством детей, вынудил Зийада поступить к себе на службу. Затем, в 665 г., признал его своим братом (якобы отпрыском союза Абу Суфйана и Сумаййи). Зийад был назначен наместником Басры, а после также и Куфы. На посту наместника Зийад выказал себя одним из самых одаренных государственных мужей, умело сочетавшим кнут и пряник в обращении с бедуинами, служившими в иракском ополчении. В деле управления ему способствовал незаурядный ораторский дар. Есть сведения, что Зийад претендовал на наследие халифской власти после Му‘авии [Hasson, 2002a].

63. Имеются в виду ас-сугур (ед. ч. ас-сагр) — линии укреплений на границе между Халифатом и Византией. [Bosworth, 2000a].

64. Военные походы, которые арабы-мусульмане ежегодно осуществляли на византийскую территорию (начиная примерно с 640 г. и до 840-х гг.). Обычно такие походы организовывались в летние месяцы (отсюда их название — са’ифа (мн. сава’иф) — т. е., «летние [походы]». Такими предприятиями руководили эмиры правящего дома, либо сами халифы. Советниками при них могли состоять опытные военачальники [Bosworth, 1995, p. 869].

65. Воины, служившие в аш-шурте, элитарном формировании халифских войск, призванном следить за порядком в городах. Начальником аш-шурты был сахиб аш-шурта (полицмейстер), должность которого считалась одной из важнейших. Аш-Шурта была образована, согласно различным источникам, в 640-х – 660-х гг. [Nielsen, 1997, p. 510].
58 Таким образом, пассажи, посвященные военным действиям, содержащиеся в проанализированных исторических сочинениях, предоставляют не только богатый «событийный» материал, касающийся хода военных действий, но и дают пищу для размышления о социальной психологии участников исторического процесса в арабо-мусульманском мире.
59 Список сокращений / List of Abbreviations
60 Т — «История»: Та’рих ал-Йа‘куби, см.: [A. b. a. Ya’qub b, б. г.]
61 КАТ — «Книга длинных известий»: Китаб ал-ахбар ат-тивал, см.: [Аd-Dinaweri, 1888]
62 ТМ — «Всеобщая история»: ат-Та’рих ал-маджму‘, см.: [Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales, 1899]
63 КБТ — «Книга начала и истории»: Китаб ал-бад’ ва-т-та’рих, см: [The Book of Creation… 1899]
64 EI2The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Leiden: Brill

Библиография

1. Ас-Сира ан-Набавиййа ли-Ибн Хишам… Ал-Джуз’ аввал – ал-джуз’ ар-раби‘. Каир: Ал-Хай'a ал-‘амма ли-кусур ас-сакафа, 2012.

2. Бойко К. А. ‘Абдаллах б. ‘Аббас. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Главная редакция восточной литературы (ГРВЛ), 1991. С. 7–8.

3. Большаков О. Г. Аман. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: ГРВЛ, 1991a. С. 20.

4. Большаков О. Г. История Халифата. I. Ислам в Аравии. М.: ГРВЛ, 1989. — 312 c.

5. Большаков О. Г. История Халифата. II. Эпоха великих завоеваний. 633–656. М.: Восточная литература, 1993. — 294 с.

6. Большаков О. Г. История Халифата. III. Между двух гражданских войн. 656–696. М.: Восточная литература, 1998. — 382 c.

7. Большаков О. Г. Му‘авийа б. Аби Суфйан. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: ГРВЛ, 1991b. С. 166–167.

8. Большаков О. Г. ‘Умар (Омар II) б. ‘Абд ал-‘Азиз. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: ГРВЛ, 1991c. С. 240–241.

9. Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература. М.: Восточная литература, 2004. — 920 с.

10. Микульский Д. В. Арабо-мусульманская культура в сочинении ал-Мас‘уди «Золотые копи и россыпи самоцветов» («Мурудж аз-захаб ва ма‘адин ал-джаухар»). Х век. М.: Восточная литература, 2006. — 175 с.

11. Микульский Д. В. Арабы и византийцы в арабо-мусульманских династийных хрониках: принципы восприятия «чужого». Восточный курьер / Oriental Courier. 2020. № 1–2. С. 119–125.

12. Микульский Д. В. Понятие аман в арабо-мусульманской правовой культуре. Безопасность как ценность и норма: опыт разных эпох и культур. (Материалы международного семинара. Суздаль, 15–17 ноября 2011 г.). СПб.: ИВ РАН. Фонд им. Фридриха Эберта в Российской Федерации, 2012. С. 99–105.

13. Микульский Д. В. Принципы арабской воинской этики в арабо-мусульманских династийных хрониках (по материалам Базы данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник IX–X вв.). ХХХ Межд. конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. К 150-летию акад. В. В. Бартольда (1869–1930). Том 1. СПб: СПбГУ, 2019. С. 137–139.

14. Пиотровский М. Б. Ал-Джахилийа. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: ГРВЛ, 1991. С. 63–64.

15. Прозоров С. М. ‘Али б. Аби Талиб. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: ГРВЛ, 1991. С. 18–19.

16. Прозоров С. М. Ал-Хаваридж. Ислам. Энциклопедический словарь. М. ГРВЛ, 1991a. C. 260.

17. Прозоров С. М. А-Хасан б. ‘Али. Ислам. Энциклопедический словарь. М. ГРВЛ, 1991b. С. 276.

18. Прозоров С. М. Ал-Хусайн б. ‘Али. Ислам. Энциклопедический словарь. М. ГРВЛ, 1991c. С. 285.

19. Семенова Л. А. Введение. ал-Йа‘куби. Книга стран (Китаб ал-булдан). Вст. статья, пер., комм. и ук. Л. А. Семеновой. М.: Восточная литература, 2011. С. 3–5.

20. Фильштинский И. М. История арабской литературы. V – начало   века. М.: ГРВЛ, 1985. — 531 c.

21. A.b.a. Ya’qub b. Ga’far b. Wahb b. Wadih al Katib al Ya’qubi al-‘Abbasi. Tarih. Tome II. Beirut – Lebanon: Dar Sader publishers. P.O.B. 10, n. d. [A.b.a. Ya’qub b. Ga’far b. Wahb b. Wadih al Katib al Ya’qubi al-‘Abbasi. The History. Vol II. Beirut – Lebanon: Dar Sader publishers. P.O.B. 10, n. d. (in Arabic)].

22. Аd-Dinaweri. Abu Hanîfa ad-Dinaweri. Kitab al-Ahbar at-Tiwal. Publié par Vladimir Guirgass. Leiden: Brill, 1888. — 402 p. (in Arabic).

23. At-Tabari. Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari, cum aliis edidit M. J. de Goeje. Series I–V. Lugd. Bat.: Brill, 1879–1900. — 716 p.

24. Bosworth C. E. Sa’ifa. 1. EI2. Vol. VIII. Leiden: Brill, 1995. P. 869.

25. Bosworth C. E. Al-Thughur. 1. EI2. Vol. X. Leiden: Brill, 2000a. Pp. 446–447.

26. Bosworth C. E. ‘Udjayf b. ‘Anbasa. EI2. Vol. X. Leiden. Brill, 2000b. P. 778.

27. Dietrich A. Al-Hadjdjadj b. Yusuf. EI2. Vol. III. Leiden, London: Brill–Luzac, 1986. Рр. 39–43.

28. Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales. Pars posterior… Conjucta opera ediderunt L. Cheicko s.j., B. Carra de Vaux, H. Zayyat. Beryti – Parisiis – Lipsiae: E Typographeo Catholico – Carolus Poussielgue, Bibliopola; 15, Rue Cassette, Otto Harrassowitz, MDCCCCIX (1899). — 234 p.

29. Gibb H. A. R. ‘Abd Allah b. al-Zubayr. EI2. Vol. I. Leiden: Brill, 1986a. Рр. 54–55.

30. Gibb H. A. R. ‘Abd al-Malik b. Marwan. EI2. Vol. I. Leiden. E.J. Brill, 1986b. Рр. 76–77.

31. Gibb H. A. R. Asma’. EI2. Vol. I. Photomechanical Reprint. Leiden: Brill, 1986c. Рр. 713–714.

32. Hasson I. Ziyad b. Abihi. EI2. Vol. XI. Leiden: Brill, 2002a. Pp. 519–522.

33. Hasson I. Al-Zubayr b. al-‘Awwam. EI2. Vol. XI. Leiden: Brill, 2002b. Pр. 549–551.

34. Hawting G. R. Al-Mukhtar b. ‘Ubayd. EI2. Vol. VII. Leiden – New York: E.J. Brill, 1993. Рр. 521–524.

35. Hawting G. Yazid (I) b. Mu‘awiya. EI2. Vol. XI. Leiden: Brill, 2002. Pp. 309–311.

36. Ibn Khaldûn. Discours sur l’histoire universelle. Al-Muqaddima. Traduction nouvell, preface et noted par Vincent Monteil. Troisième éditionrevue. Beyrouth: “Thesaurus” Sindbad, 2002. — 679 p.

37. Ibrahim b. al-Ashtar (ed.). EI2. Vol. III. Photomechanical Reprint. Leiden – London: Brill – LUZAC & CO., 1986. P. 987.

38. Kratchkovsky I. Abu Hanifa ad- Dinaweri. Kitab al- Ahbar at-Tiwal. Préface, variants et Index. Publiés par Ignace Kratchkovsky, docent d’arabe à l’Université Impériale de St. Petersbourg. Leiden: Libraire et imprimerie ci-devant Brill, 1912. — 177 р.

39. Lammens H., Cremonesi V. Al-Husayn b. Numayr. EI2. Vol. III. Leiden, London: Brill–Luzac, 1986. Pр. 620–621.

40. Lammens H., Pellat Ch. Mus‘ab b. al-Zubayr. EI2. Vol. VII. Leiden – New York: Brill, 1993. Pp. 649–650.

41. Madelung W. Talha b. ‘Ubayd Allah. EI2. Vol. X. Leiden. Brill, 2000. Pp. 161–162.

42. Micheau Fr. Sa‘id b. Bitrik. EI2. Vol. VIII. Leiden: Brill, 1995. Pp. 853–856.

43. Montgomery Watt W. ‘A’isha bint Abi Bakr. EI2. Vol. I. Leiden: Brill, 1986. Рр. 307–308.

44. Nielsen J. S. Shurta. A. 1. EI2. Vol. IX. Leiden: Brill, 1997. P. 510.

45. Reckendorf H. Al-Ash‘ath. EI2. Vol. I. Photomechanical Reprint. Leiden: Brill, 1986. Р. 697.

46. Robinson C. F. ‘Ubayd Allah b. Ziyad. EI2. Vol. X. Leiden: Brill, 2000. Р. 763.

47. Schoeler G. ‘Urwa b. al-Zubayr. EоI2. Vol. X. Leiden: Brill, 2000. Pр. 910–913.

48. The Book of Creation and History. By Motahhar b. Tahir al-Maqdisi, Sometimes Regarded as the Work of Abu Zaid Ahmad B. Sahl al-Balkhi. Ed. by Cl. Huart. Рaris, 1899. Vol. 4–6. Teheran: M. H. Asadi’s Publications Series.

49. Veccia Vaglieri L. Ibn al-Asha‘th. EI2. Vol. III. Leiden, London: E. J. Brill–Luzac & CO; 1986. Рр. 715–719.

50. Wensinck A. J. ‘Amr b. al-‘As. EI2. Vol. I. Leiden: Brill, 1986. P. 451.

51. Zetterstéen K. V., Moscati S. ‘Abd Allah b. ‘Ali. EI2. Vol. I. Leiden: Brill, 1986. P. 43.

52. База данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник. Ivran.ru. URL: https://book.ivran.ru/f/baza-dannyh-v2.pdf; URL: https://book.ivran.ru/f/dinastijnye-hroniki_1.pdf (accessed 18.06.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести