Технологии в образовании: EdTech в странах ССАГПЗ и вызовы COVID-19
Технологии в образовании: EdTech в странах ССАГПЗ и вызовы COVID-19
Аннотация
Код статьи
S268684310018027-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шалупкин Вадим Владимирович 
Должность: Студент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
122-137
Аннотация

На протяжении последних лет понятия «EdTech» и «E-Learning» успешно вошли в нашу жизнь. Со вспышкой эпидемии COVID-19 существенно перевернулось представление о социальном развитии, о характере прогресса и внедрения информационных технологий, в том числе о целесообразности развития и перехода на дистанционное образование. Несмотря на наличие определенных недостатков такого образования, в период наиболее острых вспышек пандемии во всем мире наблюдалось резкое принятие целых комплексов мер по внедрению EdTech. В стороне не остались и арабские страны.

Статья посвящена анализу развития сферы образовательных инновационных технологий в государствах Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ) в период до пандемии и за последующие полтора года. В статье используется сравнительный подход: несмотря на очевидное сходство экономической, политической и культурной областей, все шесть государств-членов Совета по-разному относились к целям образования, реформированию данной сферы и использованию технологий для дистанционного обучения.

Статья разделена на две основные части по хронологическому принципу: в первой кратко описываются процессы внедрения образовательных технологий до 2020 г., делается попытка охарактеризовать общую динамику развития сектора в каждой из шести стран. Вторая часть охватывает период распространения пандемии COVID-19, давая представление о мерах и шагах, предпринятых в странах ССАГПЗ, что помогает сделать выводы об их эффективности и причинах успеха или неудач. Притом что данная проблема недостаточно широко освещена в академической среде, она представляется крайне актуальной. Дальнейшее изучение опыта арабских стран не только позволяет сделать ряд предположений об эффективности тех или иных мер, например, в России, но и способно стать базой широкого сравнительного исследования, охватывающего весь регион Ближнего Востока и Северной Африки.

Ключевые слова
образование, инновации, EdTech, E-Learning, регион БВСА, страны ССАГПЗ, COVID-19
Классификатор
Дата публикации
26.12.2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
1471
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 “Our first priority is education, second priority is education, and third priority is education.”
2 Мухаммад б. Рашид Ал Мактум1
1. Эмир Дубая, премьер-министр и вице-президент Объединенных Арабских Эмиратов. См: UAE E-Learning Platform Reaches Senegal. Bahrain News Agency. URL: >>>> (accessed 03.07.2021).
3 На протяжении десятилетий государства, входящие в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), а именно Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман, считались «сырьевым придатком» современного цивилизованного общества. Тем не менее рост их значимости на мировой арене, амбиции лидеров, эволюция менталитета требовали изменения этой «роли». В настоящее время молодежь стран ССАГПЗ стремится быть конкурентоспособной на глобальном рынке труда, правительства стараются развивать новые индустрии, вкладывая доходы в различные сферы, от сельского хозяйства до космических программ и искусственного интеллекта (ИИ). При этом важнейшей целью является развитие систем образования: чтобы иметь квалифицированных специалистов, их необходимо подготовить. Одни раньше, другие позже, государства ССАГПЗ принимались за реформирование этой сферы, а ключевым критерием выступило соответствие мировым стандартам.
4 Мировые стандарты, между тем, вовсю внедряются и в различных областях экономики, управления, социальной среды. Наиболее важные из них связаны с современными технологиями; так, правительство ОАЭ способствовало разработке Национальной программы искусственного интеллекта и в 2017 г. назначило первого в мире министра по ИИ2, а в Королевстве Саудовская Аравия был учрежден специальный орган для реализации национальных проектов в области ИИ.
2. Министр магИИ: зачем ОАЭ министр по искусственному интеллекту. РБК. URL: >>>> (accessed 03.07.2021).
5 Неудивительно, что в образовании цифровые технологии также оказывались если не наиболее приоритетным, то одним из основных направлений. Цифровизация потребовала улучшения учебных программ, внедрения элементов электронного обучения, приучения обучающихся к современным технологиям.
6 Способствуя повышению качества образования, правительства вкладывают значительные средства в инфраструктуру и человеческий капитал и активно поощряют инвестиции со стороны частного сектора. Их действиям способствуют благоприятная демография (≈ 35 % населения в 2019 г. моложе 24 лет3) и высокие доходы на душу населения. Монархии Залива финансируют сектор образования из бюджетных средств, при этом явным лидером выступает Эр-Рияд — порядка 30 % от общих государственных расходов (например, в 2016 г. — $36,7 млрд4).
3. World Population Prospects 2019. United Nations. URL: >>>> (accessed 30.06.2021).

4. Education Statistics. The World Bank. URL: >>>> (accessed 29.06.2021).
7 Однако сектор по-прежнему сталкивается с рядом проблем, например, с усилением конкуренции между частными учебными заведениями, нехваткой кадров, высокими расходами. Эти факторы были усугублены сложными макроэкономическими условиями для стран ССАГПЗ, особенно после двойного шока пандемии COVID-19 и падения цен на нефть. Впрочем, пандемия предоставила уникальную возможность для роста сектора образования в связи с масштабными усилиями по использованию технологий.
8 В результате EdTech стал важнейшей составляющей образовательной стратегии, в регионе наблюдается высокая адаптивность образовательных проектов и решений, основанных на инновационных технологических инструментах. В статье рассматривается разнообразие векторов развития сферы EdTech в монархиях Персидского залива, выделены основные этапы внедрения образовательных технологий, особенности каждой из шести стран ССАГПЗ в отдельности, а также проанализирован прогресс, достигнутый в сфере в ответ на вызовы пандемии COVID-19.
9 Перед тем, как перейти к раскрытию темы данного исследования, кратко охарактеризуем основные типы источников информации. В академическом сообществе опыт внедрения и использования EdTech на Аравийском полуострове рассматривался, в первую очередь, самими представителями арабских стран (большинство статей опубликовано на английском языке). На протяжении последних полутора десятилетий арабы анализировали успехи и неудачи в данной сфере, пытались выработать рекомендации для ее дальнейшего развития. Значительная часть публикаций, впрочем, относится к периоду, предшествующему вспышке эпидемии COVID-19: за исключением ряда статей, например, Ибрахима ал-Хути из Кувейтского Университета, или Зухейра Слими из Международного Морского колледжа (Сохар, Оман) [Alhouti, 2020; Slimi, 2020]. В арабской академической среде практически нет принципиально новых исследований. Между тем, чувствуется нехватка работ, в которых приводилась бы серьезная аналитика, направленная на оценку возможных перспектив дальнейшего развития EdTech.
10 Публикации неарабских исследователей (в том числе из Европы, США и России) малочисленнее, однако подход в них зачастую отличается большей глубиной проработки, привязкой проблематики к общей теме внедрения инновационных систем в странах ССАГПЗ (и, как следствие, более объективным рассмотрением контекста). В России интерес к образовательным системам стран Залива и внедряемым ими инновациям обозначился в середине 2010-х гг. [см., напр., Асмятуллин, 2016], к концу десятилетия образование было одним из тематических направлений, анализируемых в рамках процессов модернизации как специалистами по региону Персидского Залива, как, например, Е. С. Мелкумян, так и экспертами в сфере экономики, в том числе инновационной, как Ю. В. Соловьёва [Соловьёва, 2019; Мелкумян, 2020]. Однако нельзя не отметить, что русскоязычные (как и англоязычные) работы отличались недостаточной детальностью и, несмотря на значимость рассмотрения темы в более широком контексте, их следует скорее считать вторичными по отношению к материалам арабских специалистов.
11 В связи с малым количеством работ, связанных с периодом господства в регионе дистанционной формы обучения, существенный объём информации при написании данной статьи был почерпнут из текстов новостного характера. Несмотря на определённый уровень недоверия российских исследователей к арабской прессе, некоторые детали — события, имена, цифры, конкретные мероприятия и меры — в совокупности позволяют составить весьма полную и репрезентативную картину происходившего в регионе. Большинство подобных материалов были заимствованы с сайтов медиакомпаний, базирующихся в странах Залива и знакомых с ситуацией «изнутри».
12 Исторический background
13 Несмотря на стереотипы об однородности монархий Персидского залива, развитие их социальной сферы, включая образование (и, в свою очередь, EdTech) шло совершенно разными путями, и рассматривать страны как в исторической перспективе, так и в случае изучения последствий COVID-19 стоит по отдельности.
14 Королевство Саудовская Аравия
15 Несмотря на то что консерватизм характеризовал саудовское образование на протяжении большей части ХХ в., уже в 1979 г. в королевстве появились первые элементы дистанционного образования — радиопередачи, поддерживаемые на правительственном уровне [Alqarni, 2015, p. 65]. Вскоре подготовка студентов стала приоритетной областью и в процессе освоения интернета: именно Университет нефти и минералов им. короля Фахда в Дахране стал первой саудовской структурой, подключившейся к сети [Abouelnaga, 2019, p. 4151].
16 В 2003 г. появился первый центр электронного образования на базе Университета им. короля Фахда [Alqarni, 2015, p. 65–66]. В течение нескольких лет аналогичные центры возникли и при других крупных вузах; целью ставилось развитие отраслей технического сопровождения очного образовательного процесса. К концу 2000-х гг. в королевстве наблюдался рост популярности программ, в которых наряду с очными занятиями использовались сетевые элементы [Alqarni, 2015, p. 66].
17 В 2011 г. король ‘Абдалла подписал указ о создании Электронного Университета Саудовской Аравии5, и в том же году осенью в Университет им. короля ‘Абд ал-‘Азиза была запущена первая программа аспирантуры, образовательный процесс в рамках которой был полностью выстроен в дистанционном формате [Abouelnaga, 2019, p. 4153]. На протяжении следующего десятилетия сфера электронного обучения развивалась ровно и поступательно. С учетом того, что на сферу образования правительство выделяет около трети бюджета, недостатка в средствах не наблюдалось, однако электронные средства в целом рассматривались лишь как вспомогательные. Впрочем, нельзя не отметить, что страна оказалась в полной готовности к вызовам пандемии COVID-19.
5. Saudi Electronic University. URL: >>>> (accessed 08.07.2021).
18 Объединенные Арабские Эмираты
19 С 1990-х гг. образовательные учреждения в Объединенных Арабских Эмиратах развивались на фоне растущих потребностей высококонкурентного рынка труда. В 2010 г. министерство образования ОАЭ приняло стратегию «Образование 2020»6 — серию амбициозных пятилетних планов, предусматривающую разработку интеллектуальных учебных программ и новых кодексов для учителей, системы лицензирования и оценивания и т. д.
6. The Ministry of Education Strategy 2010–2020. URL: >>>> _Strategy.pdf (accessed 11.07.2021).
20 Основное внимание было уделено обновлению двенадцатилетней школьной программы, чтобы выпускники школ были адаптированы к обучению по глобальным стандартам и готовы поступать в университеты по всему миру7. Также важную роль играет STEM-образование8, особенно с учетом акцента ведущих рекрутеров на технологических ноу-хау для развивающегося рынка труда.
7. Quality Education. UN’s 2030 Agenda. URL: >>>> (accessed 11.07.2021).

8. С англ. STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) — «Наука, технологии, инженерные дисциплины, математика». STEM-образование — это модель, объединяющая естественные науки и инженерные предметы в единую систему.
21 Важной частью национальной стратегии UAE Vision 2021 стала программа «Первоклассное образование» (англ. First-Rate Education), направленная на реформы в области учебной программы и профессионального развития, на что руководство страны определило свыше 20 % федерального бюджета9.
9. Farid S. UAE Top Performer in EdTech, Focus on Education. EdArabia. URL: >>>> (accessed 11.07.2021).
22 Огромный спрос на дистанционное обучение и образование с использованием цифровых методов потребовал больших расходов. Инвестиции ОАЭ в ИКТ и образовательные технологии выросли в 2014 г. до $15 млрд, и в дальнейшем руководство страны продолжало вкладывать значительные суммы. Немаловажную роль продолжали играть и частные инвесторы.
23 В 2017 г. премьер-министр ОАЭ шейх Мухаммад б. Рашид Ал Мактум запустил бесплатную образовательную платформу, доступную порядка 50 млн студентов во всем арабском мире. Выступая на Всемирном правительственном саммите, он отметил: «Предоставление высококачественного образования в области естественных наук и математики всем арабским студентам является неотъемлемой частью нового этапа цивилизационного развития; при этом дистанционное обучение — самый быстрый способ преодолеть образовательный разрыв в арабском мире10».
10. Gokulan D. Education in the UAE: Then, Now and Tomorrow. Khaleej Times. URL: >>>> (accessed 12.07.2021).
24 В целом ОАЭ к 2020 г. оставались региональным лидером и законодателем мод в том, что касалось EdTech: грамотное вложение средств, постоянное обновление методов обучения и разумное использование аудиторных технологий позволили добиться существенного прогресса в данной сфере.
25 Катар
26 Первая современная школа в Государстве Катар появилась лишь в 1949 г., Катарский университет — в 1973 г., и тем не менее страна сумела в короткие сроки сделать рывок. В 1995 г. был основан Образовательный Город, в пределах которого разместились филиалы престижных зарубежных ВУЗов, а в 2001 г., по итогам аудита системы образования со стороны правительства и корпорации RAND, была продумана образовательная реформа [Karkouti, 2016, pp. 183–184].
27 Реформа, официально объявленная в 2003 г., предполагала развитие потенциала EdTech в образовании на всех уровнях для создания гибкой электронной среды, которая бы органично дополняла очное образование. Поскольку в рамках аудита RAND одной из претензий к Катару стал подход к обучению, направленный скорее на зубрежку, чем на развитие критического мышления, преобразование программ сопровождалось внедрением технологий, обеспечивавших умение искать и анализировать информацию [Karkouti, 2016, pp. 185–186]. Уже в середине-конце 2000-х гг. были внедрены и опробованы такие платформы, как Knowledge Net, E-Schoolbag, Global Gateaway, Model e-school.
28 Тем не менее в последующее десятилетие перед EdTech сферой продолжал стоять ряд проблем — например, отсутствие контента на арабском языке: несмотря на распространение английского языка, естественным желанием оставалось развитие арабоязычного образования, направленного на формирование отечественного человеческого капитала, на соответствие запросам катарских работодателей [Karkouti, 2016, pp. 187–188].
29 Серьезные подвижки, позволившие считать Катар лидером в сфере EdTech11, произошли лишь в период пандемии, но об этом ниже.
11. Varghese J. WISE Initiative to Make Qatar Mena Frontrunner in EdTech. Gulf Times. URL: >>>> (accessed 10.07.2021).
30 Кувейт
31 Руководители министерства образования Кувейта поднимали вопрос о внедрении и использовании EdTech технологий, в том числе переход к онлайн-обучению, на протяжении двух десятилетий. Каждый министр во время пребывания в должности считает своим долгом обозначить переход к данному формату своей целью, однако лишь некоторым удалось частично реализовать свои идеи.
32 Первый проект был представлен министром Муса‘идом ал-Харуном в 2002 г., после чего была создана рабочая группа по интеграции онлайн-обучения на всех уровнях к 2003–2004 учебному году. Однако проект так и не был реализован [Alhouthi, 2020, p. 215].
33 В 2011 г. министр Ахмад ал-Мулайфи предложил отсканировать все учебные материалы и загрузить их на индивидуальный USB флэш-накопитель школьника12. Генеральный директор регионального центра развития программного обеспечения в сфере образования Надир Мар‘афи отметил, что подобное решение — первое в своем роде в арабском регионе. Однако проект был свернут, так как министерство не разработало нормативные документы [Alhouthi, 2020, p. 216].
12. Wazir at-tarbiya: naffazna “al-flash maimuriy” fi 4 ashhur bi-taklifat 259 alf dinar. Al-Anba’. URL: >>>> (accessed 05.07.2021).
34 В 2013 г. министр Наиф Фалах ал-Хаджраф объявил, что министерство образования работает над реструктуризацией плана по внедрению онлайн-обучения13. Под руководством господина ал-Хаджрафа министерство организовало трансляцию школьной программы по телевидению в качестве дополнительной поддержки учащихся вне школы. Однако бюджет был сокращен, поэтому весь контент был переведен на YouTube-канал, обновление которого более не проводилось, а вскоре сам министр оказался отстранен от должности.
13. Al-Hadjraf: I‘adat an-nazar fi-istratidjiyyat at-ta‘lim al-iliktruniy. Al-Djarida. URL: >>>> (accessed 05.07.2021).
35 В 2015 г. в рамках проекта интеграции онлайн-обучения в учебный процесс, получившего название «ат-Таблат» ( التابلت, от англ. tablet, «планшет») учащиеся 10–12 классов и их учителя получили 80 тыс. планшетов, что обошлось министерству экономики приблизительно в 26 млн кувейтских динаров (≈ $84,5 млрд)14. Однако, как и в случае предыдущих проектов, «ат-Таблат» был отменен, а учителей и студентов попросили вернуть планшеты15.
14. Waqf mashru‘ “at-Tablat” ba‘da hadr 26 milyun dinar! Al-Qibs. URL: >>>> (accessed 06.07.2021).

15. Waqf mashru‘ “at-Tablat” ba‘da hadr 26 milyun dinar! Al-Qibs. URL: >>>> (accessed 06.07.2021).
36 Попытки министерства образования Кувейта использовать элементы EdTech в обучении иллюстрируют две вещи. Во-первых, идея внедрения информационных технологий не нова для правительства страны. Во-вторых, нестабильность в администрации влияет на реализацию этих проектов, поскольку каждый новый министр привносит свою команду и свою повестку дня. В последние два десятилетия правительство часто менялось из-за сложной политической ситуации в стране, и каждый раз, когда назначался новый министр образования, он не были заинтересован в реализации проектов своего предшественника.
37 Бахрейн
38 Старт освоению компьютерных наук, а затем и задействованию технических приспособлений в процессе обучения в Бахрейне был весьма резким и плодотворным: уже в середине 1990-х гг. в стране появились лабораторные компьютерные классы, в которых местных учителей обучали новым технологиям16.
16. Razzak N. A. E-Learning and National Innovation in Bahrain: Opportunities, Challenges, and Future Developments. Conference Paper. ResearchGate. URL: >>>> (accessed 08.07.2021).
39 В 2003 г. стартовала национальная кампания под названием «Школа Будущего им. короля Хамада» по внедрению электронных технологий в процесс школьного образования. В 2005 г. в поддержку кампании в рамках ЮНЕСКО была запущена выдача призов имени короля Хамада авторам блестящих инициатив в сфере продвижения EdTech в образовании17. В 2008 г. в Манаме был создан Региональный центр технологий, информации и коммуникации18, ставший своеобразным исследовательским хабом для всех стран ССАГПЗ, и Бахрейн начал претендовать на лидерство в EdTech сфере.
17. Empowering Disadvantaged Communities Through Innovative Education. UNESCO. URL: >>>> (accessed 09.07.2021).

18. The Regional Centre for Information and Communication Technology. URL: www.regcict.com (accessed 09.07.2021).
40 Это стимулировало внедрение в образовательный процесс электронных библиотек, а затем — электронных курсов и программ. Впрочем, ряд факторов, включая консерватизм, недостаточную оснащенность учреждений, отсутствие программного обеспечения на арабском языке, повлиял на снижение темпов развития сферы [см. подробнее: Lightfoot, 2014, p. 69–83]. В Бахрейне не было создано ни одного целиком виртуального образовательного центра, а программное обеспечение оказывалось использовано лишь отчасти.
41 В результате, на протяжении 2010-х гг. интеграция электронных технологий в образование от резких скачков перешла к поступательному развитию, как в Саудовской Аравии, хотя стагнации не достигла.
42 Султанат Оман
43 Система образования в Султанате Оман на протяжении десятилетий сохраняла консервативный характер. Только в 1995–1998 гг. были реализованы реформы, причем поначалу — для решения других проблем: повышения количества учителей, увеличения доли женщин и т. д. [Raseekh, 2004, p. 7–10].
44 Первые серьезные попытки внедрения элементов электронной среды пришлись на 2003–2004 гг., основным «двигателем» стал Университет султана Кабуса в Маскате. Надо отметить, что практика внедрения WebCT-технологий для реализации части дисциплин через дистанционное обучение была признана удовлетворительной. Количество электронных курсов стало расти [Al Musawi, 2007, p. 400–401]. В начале 2010-х гг. в Омане началось внедрение массовых открытых онлайн-курсов (Massive Open Online Courses, MOOC), однако их распространение оказалось сопряжено с новыми проблемами19. Сказались низкая мотивация, непризнание сертификатов, незнание языка.
19. Подробнее см.: Balaji R. D., al-Fatnassi T., al-Mahri F. Social Impact of MOOC’s in Oman Higher Education. ResearchGate. URL: >>>> (accessed 09.07.2021).
45 Министерство образования целенаправленно развивало возможности дистанционного обучения, но для магистров. В результате, проблемы, связанные, например, с упомянутыми MOOC, не получали должного внимания. Напротив, EdTech скорее ограничивался ввиду неготовности столкнуться с вопросами кибербезопасности, инвестиционных рисков и т. д. [Slimi, 2020, p. 45–46].
46 EdTech в период пандемии
47 Пандемия COVID-19 значительно ускорила процесс цифровизации и диджитализации образования в ССАГПЗ. Сотрудничество с такими платформами, как MOOC, ZOOM, Webinars, Webex, способствовало быстрому внедрению технологий. Для создания цифровой инфраструктуры страны-участники Совета наладили партнерство с технологическими конгломератами, такими, как Amazon и Microsoft, а также задействовали собственные платформы — телевидение и радиовещание. Например, ОАЭ использовали правительственную платформу Madrasa20, в Саудовской Аравии уроки транслировались через медиа-платформы министерства образования21. Образовательные учреждения использовали электронные книги и планшеты, а для маленьких детей в учебную программу была внедрена геймификация22.
20. Madrasa (Mohammed bin Rashid Al Maktoum Global Initiative). URL: >>>> (accessed 12.07.2021).

21. Desh S. EdTech in the Era of a Pandemic: the GCC Perspective. Khaleej Times. URL: >>>> (accessed 12.07.2021).

22. Desh S. EdTech in the Era of a Pandemic: the GCC Perspective. Khaleej Times. URL: >>>> (accessed 12.07.2021).
48 В Заливе работают различные EdTech-платформы, например, Tarjama, Coded Minds, AIMentor, Little Thinking Mind, Noon Academy, Baims, SchoolVoice. Многие из них привлекли значительные инвестиции в достаточно сложных современных экономических реалиях, например, Aanaab (Саудовская Аравия) привлекла $1,5 млн на этапе финансирования в марте 2020 г.23
23. Wamda Invests in Arabic Teacher Training Platform Aanaab. Wamda. URL: >>>> (accessed 12.07.2021).
49 На фоне тенденций, общих для всех шести изучаемых стран, каждая из них нашла индивидуальные решения для их применения.
50 Королевство Саудовская Аравия
51 Саудовская Аравия отреагировала на пандемию незамедлительно. В первую неделю марта 2020 г. дистанционное образование было введено во всех школах и университетах. Электронный Университет Саудовской Аравии и Национальный центр электронного обучения обеспечили данный переход во всех вузах Королевства. В апреле министерство образования приняло интенсивную программу обучения преподавателей и создало коммуникационный центр Tawasul («На связи») для обеспечения технической поддержки. Министерство также добавило порядка 400 серверов24. Помимо этого, Саудовская Аравия создала 24–часовую горячую линию с чат-ботом на базе искусственного интеллекта для студентов, учителей и родителей.
24. Leading Efforts to Combat Coronavirus Pandemic. UNESCO. URL: >>>> (accessed 13.07.2021).
52 Школьное образование в данной сфере слегка отставало, однако в августе 2020 г. министерство образования представило бесплатную национальную онлайн-платформу Madrasati («Моя школа»), направленную на обучение более 6 млн учеников25, а к сентябрю было создано 23 образовательных телеканала для доступа к прямым трансляциям и записям, YouTube-канал iEN Satellite TV Lessons и платформы Unified Education system («Единая система образования»), Future Gate Portal («Портал “Ворота в будущее”»), The National iEN Portal Platform и Virtual Kindergarten («Виртуальный детский сад»)26.
25. Saudi E-Learning Portal Ushers in ‘New Normal’ with Virtual Classrooms. Arab News. URL: >>>> (accessed 13.07.2021).

26. Leading Efforts to Combat Coronavirus Pandemic. UNESCO. URL: >>>> (accessed 13.07.2021).
53 Объединенные Арабские Эмираты
54 Эффективность образования в ОАЭ не подлежит никакому сомнению: благодаря солидной базе инициатив умного обучения (например, уже созданных Mohammed bin Rashid Smart Learning Initiative, Madrasa и The Digital School)27 удалось осуществить плавный переход 1,2 млн студентов на онлайн-обучение в сжатые сроки.
27. ELearning, MLearning and Distance Learning. The United Arab Emirates` Government Portal. URL: >>>> (accessed 13.07.2021).
55 Государственные школы Эмиратов проводили программу домашнего обучения Learn from Afar («Учись издалека»), в то время как частные школы использовали цифровые платформы, такие как Google Classroom, ClassDojo, Seesaw, Microsoft Teams и ZOOM. Министерство образования выпустило учебное пособие для обеспечения соответствия учащихся школьным ценностям, прилагались усилия по мотивации их к учебе путем организации онлайн-семинаров с участием популярных артистов и спортсменов28.
28. Dajani H. Coronavirus: How UAE Moved Education for 1.2 million Pupils Online after Outbreak. UAE National News. URL: >>>> (accessed 14.07.2021).
56 Федеральное управление по делам молодежи запустило единую платформу Emirates Youth Opportunities, которая помогает молодому поколению в области саморазвития. Управление знаний и человеческого развития открыло платформу электронного обучения In This Together Dubai, которая включает в себя приложения, веб-сайты и другие ресурсы29. Департамент частного образования в Шардже учредил электронную платформу Sharjah Education Academy для подготовки учителей к цифровому переходу. Департамент также отвечал за формирование Комитета по мониторингу и оценке последствий COVID-19 в секторе частного образования30.
29. Distance Learning in Times of COVID-19. The United Arab Emirates` Government Portal. URL: >>>> (accessed 14.07.2021).

30. Has Covid-19 Changed GCC Education Forever? Oxford Business Group. URL: >>>> (accessed 13.07.2021).
57 Кроме того, министерство образования планирует внедрить в 196 школах ОАЭ платформу Alef на базе искусственного интеллекта31. Ряд региональных игроков EdTech также расширили услуги, чтобы удовлетворить рост спроса на онлайн-обучение (так, платформа детского образования Lamsa World отметила трехкратный рост потребления контента с момента закрытия школ в стране)32.
31. Covid-19: AI-Powered E-Learning Platform in all UAE Public Schools Soon. Khaleej Times. URL: >>>> (accessed 15.07.2021).

32. How Coronavirus Crisis Reinvented Online Learning as a Necessity. Arab News. URL: >>>> (accessed 15.07.2021).
58 Катар
59 Катарские меры также оказались быстрыми и эффективными. С первых дней правительство предлагало компьютеры и другие устройства студентам, которые не имели доступа к технике. В апреле 2020 г. министерство образования представило платформу онлайн-обучения Mzeed, обеспечившую доступ к учебным ресурсам: учебникам, интерактивным книгам и обучающим видео, с постоянным обновлением контента33. Также министерство запустило платформу Q-Learning для полной поддержки учащихся государственных школ в рамках дистанционного обучения34. В дополнение к двум онлайн-учебным платформам был запущен канал на YouTube Qatar's Distance Learning для студентов 12 классов, состоящий из 19 субканалов, которые также обслуживают взрослых учащихся и студентов с ограниченными возможностями.
33. Ministry of Education Launches Mzeed Educational Platform. IloveQatar. URL: >>>> (accessed 16.07.2021).

34. Q-Learning Witnesses 839,351 Text Messages Between Teachers, Students on March 31. Peninsula Qatar`s Daily Newspaper. URL: >>>> (accessed 17.07.2021).
60 Не меньший прогресс наблюдался в вузах. Университет Хамада Бен Халифы инициировал внедрение электронных средств обучения для своих студентов и подготовил сканированные версии всех печатных книг из своей библиотеки. Медицинская школа Weill Cornell Medicine-Qatar предоставила студентам доступ к видеозаписям лекций, демонстрациям в записи и режиме реального времени, инструментам моделирования и виртуальным лабораториям для проведения значимых лабораторных исследований. Также были внедрены игры, опросы и открытый чат для взаимодействия, чтобы держать студентов вовлеченными в обучение во время пандемии35.
35. Afsal M. How QF Universities Adapted to Distance Learning. QRMedia. URL: >>>> (accessed 17.07.2021).
61 Кувейт
62 Прежние неудачи определяли неэффективность Кувейта на фоне эпидемии. Когда в июне 2020 г. министерство образования объявило о запуске учебной платформы ekwti в тестовом режиме, организовало тренинги для учителей и попросило всех учащихся 12 класса зарегистрироваться на этой платформе, обучение на ней так и не началось [Alhouthi, 2020, p. 219].
63 В октябре министерство образования выбрало Microsoft Teams и Office 365 для развертывания платформы онлайн-обучения для 400 тыс. преподавателей и студентов36. Отдельно Microsoft объединилась с пятью частными школами, что помогло обеспечить доступ к дистанционному обучению для ≈ 13 тыс. учащихся37. Однако студенты старших классов в стране оставались дома без какой-либо формы обучения большую часть 2019–2020 учебного года38: Кувейт упустил возможность реализовать инновации, гарантирующие образование в стране.
36. Ndichu D. Kuwait Picks Microsoft Teams for National Online Education Platform. Gulf Business. URL: >>>> (accessed 16.07.2021).

37. Al Rayan Schools and Microsoft Successfully Conduct Remote E-Learning for More than 13,000 Students in Kuwait. Microsoft News. URL: >>>> (accessed 16.07.2021).

38. Al Mulla Y. COVID-19: Kuwait Schools to Continue E-Learning for Second Semester. Gulf News. URL: >>>> (accessed 16.07.2021).
64 Среди университетов наиболее подготовленным к переходу на онлайн оказался Австралийский Колледж в Кувейте, который еще в 2019 г. совместно с Кувейтским фондом развития науки организовал конференцию о важности электронного обучения в арабском мире39.
39. Has Covid-19 Changed GCC Education Forever? Oxford Business Group. URL: >>>> (accessed 13.07.2021).
65 Бахрейн
66 Бахрейн инициировал внедрение решений онлайн-обучения в начальный период пандемии. Основная часть работы была проведена через электронный образовательный портал, созданный министерством образования и Управлением информации и электронного правительства Бахрейна совместно с платформой облачных вычислений Amazon Web Services (AWS).
67 В качестве альтернативы правительство поручило телевидению транслировать уроки по восемь часов в сутки. Министерство образования также помогло школам получить бесплатный доступ к Office 365, включая Microsoft Teams для студентов и преподавателей40. В новом 2020–2021 учебном году государственные школы провели уроки через различные платформы, в том числе бахрейнское телевидение, каналы YouTube и социальные сети. Принимая во внимание финансовую нагрузку на родителей во время пандемии, министерство образования приказало частным учреждениям снизить плату на 65 %41.
40. Covid-19 — A Timeline of Developments across the Education Sector. Bahrain This Month. URL: >>>> (accessed 17.07.2021).

41. Apen-Sadler D. Most Private Schools in Bahrain to Reduce Tuition Fees or Postpone Payments. Time Out Bahrain. URL: >>>> (accessed 17.07.2021).
68 В октябре 2020 г. Университет Бахрейна, крупнейший университет страны с более чем 28 тыс. студентами, вступил в заключительную фазу перехода всей своей IT-инфраструктуры на AWS. Это стало наглядным свидетельством усилий министерства по оцифровке инфраструктуры высшего образования в соответствии с технологиями, такими как облачные вычисления, AI/ML и др.42.
42. University of Bahrain Goes all-in on AWS. Amazon Web Services. URL: >>>> (accessed 17.07.2021).
69 Султанат Оман
70 2020–2021 учебный год был объявлен годом гибридного обучения, в ходе которого правительство надеялось позволить студентам получить навыки и знания, упущенные в результате пандемии. В октябре руководство страны разрешило школьникам 1–11 классов учиться дистанционно, тогда как как учащимся с 12 класса было предложено посещать школу по недельной системе43. Министерство образования предложило доступ к Google Classroom для 5–12 классов и к цифровой платформе для учащихся первых классов в сотрудничестве с Omantel и Google.
43. Remote Learning for All Students Except Grade 12. Times of Oman. URL: >>>> (accessed 15.07.2021).
71 Министерство образования также сотрудничало с Ooredoo в создании платформы, включающей виртуальные классы и поддерживающей взаимодействие между студентами и преподавателями44. Обучение в 11–12 классах осуществлялось по каналам Oman Mubasher Live TV и Oman Culture satellite channels45. Управление Телекоммуникациями Омана (TRA-Oman) совместно с министерством предложило бесплатные средства дистанционного обучения студентам и родителям46. В августе 2020 г. министерство образования объединило усилия с Национальным банком Омана для запуска электронной библиотеки.
44. Ooredoo Joins Hands with Ministry of Education to Launch E-Learning Platform for Academic Year 2020-2021. Ooredoo. URL: >>>> (accessed 15.07.2021).

45. National Learning Platforms and Tools. UNESCO. URL: >>>> (accessed 15.07.2021).

46. Mingas M. TRA-Oman Greenlights Additional Spectrum During Covid-19. Capacity Media. URL: >>>> (accessed 16.07.2021).
72 Со своей стороны министерство высшего образования совместно с Omantel внедрило среди студентов ВУЗов платформу G Suite, а также обеспечило проведение онлайн-конференций с помощью приложений, включая ZOOM, GoToMeeting и Teams [Slimi, 2020, p. 47].
73 ***
74 С тех пор как руководства стран ССАГПЗ осознали необходимость трансформации системы образования в соответствии с современными стандартами, прошли десятилетия. Наиболее мощный толчок оказала пандемия COVID-19, вынудившая монархии увеличить финансирование, договариваться с компаниями, предпринимать комплексы мер и действий. По прошествии более чем года с начала этих процессов можно оценить прогресс и первые краткосрочные последствия, которые имели образовательные реформы.
75 Королевство Саудовская Аравия продемонстрировало серьезный подход к дистанционному образованию. Занимаясь внедрением технологий в обучение на протяжении десятилетий, Эр-Рияд сумел отреагировать на пандемию оперативно и эффективно. Запуск новых программ и платформ охватывал все ступени образования, обеспечив непрерывность учебы.
76 Объединенные Арабские Эмираты сумели принять еще более решительные меры. Руководство ОАЭ не только снабдило студентов всем необходимым, опираясь на достижения 2000–2010-х гг., но и укрепило позиции на мировой арене, приняв деятельное участие в организации работы целого ряда платформ международного уровня.
77 Катар на протяжении всего периода проявлял себя относительно пассивно. Реформирование катарской системы образования началось позже, чем в соседних странах, а электронное обучение в его рамках рассматривалось лишь в качестве вспомогательной опции. С одной стороны, после вспышки COVID-19 руководство страны сделало ряд шагов, с другой стороны, прорыв в данной сфере пока едва ли заметен на фоне широкомасштабных мер, предпринятых Эр-Риядом и Абу Даби.
78 Кувейт, обладая огромными доходами от продажи нефти, стремился к внедрению электронного образования давно, однако внутриполитические противостояния и текучка кадров в правительстве не позволили эмирату реализовать планы. Результат стал очевиден после начала эпидемии: руководство Кувейта крайне неэффективно отреагировало на необходимость перевести на дистанционное обучение школьников и студентов, некоторые вовсе остались без обучения.
79 Реформирование в маленьком (и отчасти именно поэтому эффективном) Королевстве Бахрейн прошло весьма успешно. Степень цифровизации сферы образования впечатляет, и, если руководство страны не сбавит темпы, Бахрейн может стать региональным лидером в области EdTech.
80 В Султанате Оман, несмотря на критичную ситуацию с пандемией, переход на онлайн-обучение был неполным, правительство приложило максимум усилий, чтобы эта мера оставалась скорее опцией, чем обязанностью. Развитие Омана можно считать наиболее последовательным: внешние факторы едва ли способны повлиять на него. И несмотря на все минусы, это можно считать показателем того, что руководство страны стремится при любых обстоятельствах чётко придерживаться единой стратегии.
81 В целом, на сегодняшний день EdTech стал неотъемлемой частью систем образования в странах ССАГПЗ. В регионе появились новые возможности дистанционного обучения, а в настоящее время образовательные институты интегрируют передовые технологии, такие как AI/ML и робототехнику, чтобы улучшить процесс обучения и отслеживать прогресс студентов.
82 В дальнейшем создание мощной технологической инфраструктуры не только дополнит общее развитие образовательной экосистемы ССАГПЗ, но и укрепит тенденцию к высокому росту сектора и его инвестиционные возможности. «Сырьевой придаток» в ходе пандемии показал степень эффективности и перспективности, до которой далеко многим «передовым» странам мира.

Библиография

1. Асмятуллин Р. Р. Страны арабского мира на мировом рынке услуг высшего образования: сотрудничество с Россией. Международная торговля и торговая политика. 2016. No. 3. С. 100–114.

2. Мелкумян Е. С. Развитие арабских монархий Залива: прорыв в будущее. Азия и Африка сегодня. 2020. Вып. 2. С. 37–42.

3. Соловьёва Ю. В. Инновационные системы стран Персидского залива: формирование и перспективы развития. Азия и Африка сегодня. 2019. Вып. 11. С. 36–42.

4. Abouelnaga H. M. et al. A Survey on Educational Technology in Saudi Arabia. International Journal of Applied Engineering Research. 2019. Vol. 14. No. 22. Pp. 4149–4160.

5. Alhouti I. Education during the Pandemic: The Case of Kuwait. Journal of Professional Capital and Community. 2020. Vol. 5. Issue 3/4. Pp. 213–225.

6. Al Musawi A. Sh. Current Status of Educational Technologies at Omani Higher Education Institutions and Their Future Prospective. Educational Technology Research and Development. 2007. Vol. 55. No. 4. Pp. 395–410.

7. Alqarni A. A. Educational Technology in Saudi Arabia: A Historical Overview. International Journal of Education, Learning and Development. 2015. Vol. 3. No 8. Pp. 62–69.

8. Karkouti I. M. Qatar’s Educational System in the Technology-Driven Era: Long Story Short. International Journal of Higher Education. 2016. Vol. 5. No. 3. Pp. 182–189.

9. Lightfoot M. Education Reform for the Knowledge Economy in the Middle East: a study of education policy making and enactment in the Kingdom of Bahrain. Doctoral thesis. London: UCL Institute of Education, 2014.— 169 p.

10. Rassekh S. Education as a Motor for Development. Geneva: International Bureau of Education, 2004. — 47 p.

11. Slimi Z. Online Learning and Teaching during COVID-19: A Case Study from Oman. International Journal of Information Technology and Language Studies (IJITLS). 2020. Vol. 4. Issue 2. Pp. 44–56.

12. Министр магИИ: зачем ОАЭ министр по искусственному интеллекту. РБК. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5db858b39a7947f514da853d (accessed 03.07.2021).

13. Afsal M. How QF Universities Adapted to Distance Learning. QRMedia. URL: https://qrmedia.world/covid-19-how-qf-universities-adapted-to-distance-learning/ (accessed 17.07.2021).

14. Al-Hadjraf: I‘adat an-nazar fi-istratidjiyyat at-ta‘lim al-iliktruniy. Al-Djarida [Al-Hadjraf: Reconsidering the Strategy of the Electronic Education. Al-Djarida (in Arabic)]. URL: https://www.aljarida.com/articles/1462105058477581400/ (accessed 05.07.2021).

15. Al Mulla Y. COVID-19: Kuwait Schools to Continue E-Learning for Second Semester. Gulf News. URL: https://gulfnews.com/world/gulf/kuwait/covid-19-kuwait-schools-to-continue-e-learning-for-second-semester-1.77125435 (accessed 16.07.2021).

16. Al Rayan Schools and Microsoft Successfully Conduct Remote E-Learning for More than 13,000 Students in Kuwait. Microsoft News. URL: https://news.microsoft.com/en-xm/2021/01/26/al-rayan-schools-and-microsoft-successfully-conduct-remote-e-learning-for-more-than-13000-students-in-5-schools/ (accessed 16.07.2021).

17. Apen-Sadler D. Most Private Schools in Bahrain to Reduce Tuition Fees or Postpone Payments. Time Out Bahrain. URL: https://www.timeoutbahrain.com/kids/440751-most-private-schools-in-bahrain-to-reduce-tuition-fees-or-postpone-payments (accessed 17.07.2021).

18. Balaji R. D., al-Fatnassi T., al-Mahri F. Social Impact of MOOC’ s in Oman Higher Education. ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/274730339_Social_Impact_of_MOOC%27s_in_Oman_Higher_Education (accessed 09.07.2021).

19. Covid-19: AI-Powered E-Learning Platform in all UAE Public Schools Soon. Khaleej Times. URL: https://www.khaleejtimes.com/coronavirus-pandemic/covid-19-ai-powered-e-learning-platform-in-all-uae-public-schools-soon (accessed 15.07.2021).

20. Covid-19 — A Timeline of Developments across the Education Sector. Bahrain This Month. URL: https://www.bahrainthismonth.com/magazine/features/covid-19-a-timeline-of-developments-across-the-education-sector (accessed 17.07.2021).

21. Dajani H. Coronavirus: How UAE Moved Education for 1.2 Million Pupils Online after Outbreak. UAE National News. URL: https://www.thenationalnews.com/uae/education/coronavirus-how-uae-moved-education-for-1-2-million-pupils-online-after-outbreak-1.1073708 (accessed 14.07.2021).

22. Desh S. EdTech in the Era of a Pandemic: the GCC Perspective. Khaleej Times. URL: https://www.khaleejtimes.com/business/local/edtech-in-the-era-of-a-pandemic---the-gcc-perspective (accessed 12.07.2021).

23. Distance Learning in Times of COVID-19. The United Arab Emirates` Government Portal. URL: https://u.ae/en/information-and-services/education/distance-learning-in-times-of-covid-19 (accessed 14.07.2021).

24. Education Statistics. The World Bank. URL: https://datatopics.worldbank.org/education/indicators (accessed 29.06.2021).

25. ELearning, MLearning and Distance Learning. The United Arab Emirates` Government Portal. URL: https://u.ae/en/information-and-services/education/elearning-mlearning-and-distant-learning (accessed 13.07.2021).

26. Empowering Disadvantaged Communities Through Innovative Education. UNESCO. URL: http://www.unesco.org/new/en/media-services/single-view/news/empowering_disadvantaged_communities_through_innovative_educ/ (accessed 09.07.2021).

27. Farid S. UAE Top Performer in EdTech, Focus on Education. EdArabia. URL: https://www.edarabia.com/uae-top-performer-edtech-innovation/ (accessed 11.07.2021).

28. Gokulan D. Education in the UAE: Then, Now and Tomorrow. Khaleej Times. URL: https://www.khaleejtimes.com/kt-40-anniversary/education-in-the-uae-then-now-and-tomorrow (accessed 12.07.2021).

29. Has Covid-19 Changed GCC Education Forever? Oxford Business Group. URL: https://oxfordbusinessgroup.com/news/has-covid-19-changed-gcc-education-forever (accessed 13.07.2021).

30. How Coronavirus Crisis Reinvented Online Learning as a Necessity. Arab News. URL: https://www.arabnews.com/node/1722671/middle-east (accessed 15.07.2021).

31. Leading Efforts to Combat Coronavirus Pandemic. UNESCO. URL: https://iite.unesco.org/publications/leading-efforts-to-combat-coronavirus-pandemic/ (accessed 13.07.2021).

32. Madrasa (Mohammed bin Rashid Al Maktoum Global Initiative). URL: https://madrasa.org/ (accessed 12.07.2021).

33. Mingas M. TRA-Oman Greenlights Additional Spectrum During Covid-19. Capacity Media. URL: https://www.capacitymedia.com/articles/3825229/tra-oman-greenlights-additional-spectrum-during-covid-19 (accessed 16.07.2021).

34. Ministry of Education Launches Mzeed Educational Platform. IloveQatar. URL: https://www.iloveqatar.net/news/education/ministry-of-education-launches-mzeed-educational-platform (accessed 16.07.2021).

35. National Learning Platforms and Tools. UNESCO. URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/nationalresponses (accessed 15.07.2021).

36. Ndichu D. Kuwait Picks Microsoft Teams for National Online Education Platform. Gulf Business. URL: https://gulfbusiness.com/kuwait-picks-microsoft-teams-for-national-online-education-platform/ (accessed 16.07.2021).

37. Ooredoo Joins Hands with Ministry of Education to Launch E-Learning Platform for Academic Year 2020-2021. Ooredoo. URL: https://www.ooredoo.om/AboutOoredoo/Media/PressReleases/DetailPressRelease/tabid/2375/ArticleId/4360/Ooredoo-Joins-Hands-with-Ministry-of-Education-to-Launch-E-Learning-Platform-for-Academic-Year-2020-2021.aspx (accessed 15.07.2021).

38. Q-Learning Witnesses 839,351 Text Messages Between Teachers, Students on March 31. Peninsula Qatar`s Daily Newspaper. URL: https://www.thepeninsulaqatar.com/article/03/04/2020/Q-Learning-witnesses-839,351-text-messages-between-teachers,-students-on-March-31?__cf_chl_captcha_tk__=pmd_sO5c5C.azSrzQUvK7mBzTWhhBbFhjs.fXPidMIXwFAE-1629242984-0-gqNtZGzNAyWjcnBszQaR (accessed 17.07.2021).

39. Quality Education. UN’s 2030 Agenda. URL: https://u.ae/en/about-the-uae/leaving-no-one-behind/4qualityeducation (accessed 11.07.2021).

40. Razzak N.A. E-Learning and National Innovation in Bahrain: Opportunities, Challenges, and Future Developments. Conference Paper. ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/316989815_E-Learning_and_National_Innovation_in_Bahrain_Opportunities_Challenges_and_Future_Developments_April_2-3_2017 (accessed 08.07.2021).

41. Remote Learning for All Students Except Grade 12. Times of Oman. URL: https://timesofoman.com/article/94560-remote-learning-for-all-students-except-grade-12 (accessed 15.07.2021).

42. Saudi E-Learning Portal Ushers in ‘New Normal’ with Virtual Classrooms. Arab News. URL: https://www.arabnews.com/node/1730541/saudi-arabia (accessed 13.07.2021).

43. Saudi Electronic University. URL: https://seu.edu.sa/en/home/ (accessed 08.07.2021).

44. The Ministry of Education Strategy 2010–2020. URL: https://www.moe.gov.ae/Arabic/Docs/MOE _Strategy.pdf (accessed 11.07.2021).

45. The Regional Centre for Information and Communication Technology. URL: www.regcict.com (accessed 09.07.2021).

46. UAE E-Learning Platform Reaches Senegal. Bahrain News Agency. URL: https://www.bna.bh/en/UAEelearningplatformreachesSenegal.aspx?cms=q8FmFJgiscL2fwIzON1%2BDu7X%2B%2FXk%2BCJHGebSRhFZdsQ%3D (accessed 03.07.2021).

47. University of Bahrain Goes all-in on AWS. Amazon Web Services. URL: https://aws.amazon.com/ru/blogs/publicsector/university-of-bahrain-goes-all-in-aws/ (accessed 17.07.2021).

48. Varghese J. WISE Initiative to Make Qatar Mena Frontrunner in EdTech. Gulf Times. URL: https://www.gulf-times.com/story/693178/WISE-initiative-to-make-Qatar-Mena-frontrunner-in- (accessed 10.07.2021).

49. Wamda Invests in Arabic Teacher Training Platform Aanaab. Wamda. URL: https://www.wamda.com/2020/03/wamda-invests-arabic-teacher-training-platform-aanaab (accessed 12.07.2021).

50. Wazir at-tarbiya: naffazna “al-flash maimuriy” fi 4 ashhur bi-taklifat 259 alf dinar. Al-Anba’. URL: https://www.alanba.com.kw/ar/kuwait-news/education/237505//وزير-التربية-نفذنا-الفلاش-ميموري-اشهر-بتكلفة-الف-دينار-2011-10-25 (accessed 05.07.2021).

51. Waqf mashru‘ “at-Tablat” ba‘da hadr 26 milyun dinar! Al-Qibs. URL: https://alqabas.com/article/514015-وقف-مشروع-التابلت-بعد-هدر-26-مليون-دين (accessed 06.07.2021).

52. World Population Prospects 2019. United Nations. URL: https://population.un.org/wpp/Download/Standard/Interpolated/ (accessed 30.06.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести