Особенности стрит-арта в странах Ближнего Востока
Особенности стрит-арта в странах Ближнего Востока
Аннотация
Код статьи
S268684310018032-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сафонова Наталия Вячеславовна 
Должность: Аспирант Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
275-287
Аннотация

В статье идет речь об отличительных особенностях стрит-арта ближневосточного региона. На Ближнем Востоке формирование и развитие этого вида искусства было отличным от Запада. Если в европейских странах и США (в рамках западной культуры) стрит-арт изначально являлся способом личного самовыражения, своеобразным вызывающем заявлением в духе «здесь был я» и стал проявлением индивидуального противопоставления системе и даже ее концептуального разрушения, то на Востоке граффити свойствен коллективный или общинный характер. Надписи на стенах выступают своего рода зеркалом, отражающим жизнь города и его обитателей. Считается, что первые граффити на Ближнем Востоке, ставшие способом коммуникации, обмене новостями о злободневных событиях, появились в Палестине, но традиция нанесения надписей на стены существовала на Ближнем Востоке и раньше. Автор показывает, что в наши дни многие художники подверглись влиянию западной эстетики: одно из современных направлений развития стрит-арта — это англоязычные граффити. Автор рассматривает влияния на процесс формирования этого вида искусства на Ближнем Востоке, его основной посыл, задачи, цели и формы и делает выводы о концептуальном отличии ближневосточного стрит-арта от подобного искусства на Западе. Особый акцент делается на наиболее популярном вида стрит-арта — граффити.

Ключевые слова
стрит-арт, ближневосточное искусство, граффити, современное искусство, Ближний Восток
Классификатор
Дата публикации
26.12.2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
1576
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Стрит-арт — один из видов современного искусства, тесно связанного с городской средой1, тогда как граффити представляет собой одно из направлений стрит-арта наряду с муралами, плакатами, картинами на стенах, скульптурами и инсталляциями. Изначально, граффити — это процарапанные надписи и/или рисунки на любой поверхности, и только с последней четверти XX века складывается понимание граффити как одного из видов уличного искусства. Стрит-арт в целом и граффити в частности считаются способом личного самовыражения и порождением западноевропейской культуры, хотя, например, в древней Руси, как и в древнеримской Помпее, где граффити обнаруживаются на стенах бань и других общественных учреждений, сохранились граффити на древних стенах Софии Киевской.
1. Важным условием для попадания работы в категорию «уличного искусства» является отсутствие рекламной составляющей.
2 Надписи на стенах начинают систематически появляться на стенах улиц крупных американских городов на рубеже 70-х годов. Как порождение культуры окраин, граффити стали маркером «своего» пространства в условиях строгой сегрегации городов. Так, в Нью-Йорке существовало деление на престижные и бедные районы, а в последних оно не несло в себе никакого художественного или политического посыла, это был просто жест, способ выделиться из толпы, метод маркирования собственной индивидуальности и своего места.
3 Первыми граффити становятся личные имена, псевдонимы, адрес, то есть те данности, с которыми ассоциировал себя участник этого уличного движения. Даже не подразумевая никакой общественной критики или политической ангажированности, художник тем не менее ставил себя в некую оппозицию, выделившись из толпы. Постепенно стрит-арт ставит себя в оппозицию мейнстримной культуре, становится частью субкультурного пространства, начинает использовать сатиру, критику и просто юмор. С помощью средств уличного искусства человек выделяет себя не только как индивидуальность, но и демонстрирует принадлежность к определенной группировке, этносу, району или кварталу.
4 Несмотря на свой непредсказуемый характер, граффити связаны с маркированием своего места в большом городе: даже надписи на вагонах метро отмечали различные линии направления движений поездов, у каждого из которых были свои художники. Так поезда пересекали пространство города, создавая альтернативную урбанистическую реальность, наполненную зашифрованными смыслами, знаками (Илл. 1). Таким образом граффити превратились в своеобразную метку «Я здесь был». Как пишет французский культуролог К. Мальбранш: «Принцип граффити — нарисовать маршрут в бетонных джунглях и сообщить свое имя, чтобы показать, что такой-то был здесь в такое-то время… Справедливо в этом случае сказать “я рисую, следовательно, я существую”» [Мальбранш, 2011, с. 35].
5

6 Илл. 1. Марта Купер (Martha Cooper). Два полицейских, патрулирующих метро (Two Cops Patrolling Subway). Бронкс, Нью-Йорк, 1981
7 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
8 Fig. 1. Martha Cooper. Two Cops Patrolling Subway. Bronx, New York City, 1981
9 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
10 Граффити отличаются друг от друга по технике и стилю выполнения надписей. Сегодня выделяют такие виды граффити, как: throw-up, bombing, writing, scratching, stencil. По манере нанесения надписей различают множество стилей: объемный, динамичный, дикий, трафаретный, эклектичный, throw-up и другие2. Так, надписи могут выглядеть лаконично, наноситься просто и быстро, а могут представлять собой яркие массивные буквы, быть кубической формы, сочетать большое количество цветов и шрифтов, превращаться в образы и некие фигуры.
2. Стили и направления граффити. Международная выставка каллиграфии. URL: >>>> (accessed 02.08.2021).
11 Искусство граффити, как и другие виды стрит-арта, быстро становится популярным, особенно у представителей различных субкультур3. Стили уличного искусства постоянно развиваются: эволюционируют приемы и техники и, наконец, лучшие образцы становятся востребованы арт-галереями и переходят в пространство художественных выставок.
3. Популярность граффити в субкультурной среде понятна: они позволяют максимально отразить протестные настроения, поставить себя в оппозицию общепринятым нормам и мейнстриму. Для понимания места граффити в культуре сегодняшней России приведем слова из интервью известного российского художника Кирилла Кто. На вопрос о том, как дальше будет развиваться этот вид искусства, он ответил: «Оно будет синтетически скрещиваться, как и весь сегодняшний культурный продукт постмодерна, со множеством других эпох и жанров. Скрещиваться с цифровыми технологиями, с классическими художественными практиками, с пониманием города, с перформансом, с политикой. Сейчас оно, например, очень хорошо подружилось с околофутбольным хулиганством. Так же как раньше оно рука об руку шло с хип-хопом». Cм.: Интервью с Кириллом Кто. Ч. I. LiveJournal. URL: >>>> (accessed 29.08.2021).
12 Традиционные граффити Ближнего Востока: хадж, свадьбы и каллиграфия
13 На Ближнем Востоке формирование и развитие этого вида уличного искусства имело иную историю. Считается, что граффити возникли в Палестине, в оккупированной Газе как средство коммуникации: способ распространения новостей на оккупированных территориях и общения людей друг с другом, обмена новостей в условиях информационной изоляции.
14 Однако в странах Ближнего Востока существовала более ранняя традиция нанесения надписей на стены, существующая до сих пор и призванная сообщить о совершении жителями дома паломничества (хаджа), женитьбе или рождении ребенка. В этом случае на стены дома наносятся традиционные поздравления (Илл. 2).
15 В Саудовской Аравии до сих пор существует традиция нанесения чисел или определенных закодированных надписей, означающих регион проживания или принадлежность к конкретному племени4 (Илл. 3).
4. Jarbou R. Graffiti without a Cause. Mashallah News, 2014. URL: >>>> (accessed 29.08.2021); Jarbou R. The Medium and the Message. Mashallah News, 2012. URL: >>>> (accessed 29.08.2021).
16

17 Илл. 2. Изображение мечети аль-Акса в Иерусалиме
18 Рядом поздравления с совершением хаджа
19 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
20 Fig. 2. Image of the Al-Aqsa Mosque in Jerusalem next to congratulations on the Hajj
21 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
22

23 Илл. 3. Номера на стенах домов в Саудовской Аравии маркируют район происхождения райтера
24 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
25 Fig. 3. Numbers on the walls of houses in Saudi Arabia mark the area of origin of the graffiti writer
26 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
27 Говоря об искусстве граффити, необходимо упомянуть и о другой традиции: о каллиграфии, в которой и сегодня художники на Востоке черпают вдохновение. Появился и специальный термин — каллиграффити5 (Илл. 4). Один из самых известных и растиражированных его представителей — Эль Сид (eL Seed), который уже не является представителем бунтарской субкультуры: он выполняет заказы правительства по росписи домов и улиц, и даже сотрудничает с индустрией моды.
5. Исследователи спорят, где этот вид визуального искусства появился впервые. Сегодня каллиграффити ассоциируется именно со сплетением арабской каллиграфии и принципов граффити ближневосточных художников. Известные представители: El Seed (Тунис, Франция), Yazan Halwani (Ливан), A1One (Иран), Sadequain (Пакистан), Hassan Massoudy (Ирак); в России получил известность мастер Покрас Лампас.
28

29 Илл. 4. Эль Сид (eL Seed). Представление о Каире (Cairo Perception)
30 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
31 Fig. 4. eL Seed. Cairo Perception
32 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
33 Другой появившийся термин — исламские граффити: ими обозначаются надписи религиозного или политического характера6 — в этом случае они выполняются в стиле каллиграфического письма, на котором был написан Коран.
6. Чаще всего выполняются исламистами.
34 Арабская каллиграфия легла и в основу нового художественного движения хуруфийя. Это движение возникло в Северной Африке в период обретения независимости от колониальных держав и стало поиском нового языка для выражения культурной и национальной идентификации. В этом поиске художники обратились к наследию прошлого, в первую очередь, к каллиграфии7. Сегодня современные художники совмещают в своем творчестве принципы арабской каллиграфии и приемы современного западного искусства (Илл. 5)8.
7. Mavrakis N. The Hurufiyah Art Movement in Middle Eastern Art. McGill Journal of Middle East Studies Blog. URL: >>>> (accessed 06.08.2021).

8. Движения хуруфийя условно восходит к суфийской мистической доктрине начала XIV в., в которой буквы арабского и персидского алфавита (ḥurūf) служат для толкования священного текста Корана и «отражают его божественную сущность». См.: В Баку впервые прошел «Фестиваль Насими. Поэзия. Искусство. Духовность». The Art Newspaper Russia. 2018. URL: >>>> (accessed 02.08.2021). Современные художники, относящие себя к этому движению, используют арабскую графику при создании экспрессивных и абстрактных работ. В основном, они уже не имеют отношения к граффити: их живописные работы выставляются в галереях и собраниях. Яркие представители движения — группа Al Bu'd al Wahad (One Dimension Group), образованная в 1971 г., а также художники Ibrahim el-Salahi, Sadequain и другие.
35

36 Илл. 5. Выставка «Хуруфийя: искусство и идентичность»
37 Фото: Фонд Гейдара Алиева
38 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
39 Fig. 5. Exhibition "Hurufiyya: Art and Identity"
40 Photo: Heydar Aliyev Foundation
41 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
42 Итак, традиция каллиграфии, знаменитые орнаменты мечетей, рукописи, получившие особое развитие на Востоке в связи со сложившимся мусульманским запретом на изображение людей и животных9, представляют собой культурно-историческое наследие ближневосточных художников и, следовательно, одну из особенностей стрит-арта этого региона.
9. Прямой отсылки на запрет изображений людей или животных в Коране нет, однако в сборниках хадисов пророку Мухаммаду приписываются изречения, в соответствии с которыми при изображении живых существ человек приравнивает себя к Аллаху, что является страшным грехом. Cм.: [Ислам и искусство… 2015].
43 Трансформация граффити: от «антисглаза» к активизму
44 Особый вид граффити, представляющий собой не традиционные виды коммуникации, созданные по таким случаям, как хадж или женитьба, а спонтанно возникшие свободные сообщения, выражающие неприятие режима, впервые, как уже упоминалось выше, возникли в Палестине. Тогда же появилась традиция изображать мучеников, погибших за веру, в борьбе за права палестинцев. Сегодня эта традиция продолжается: самый известный случай последних лет — стихийно и повсеместно распространившееся изображении избитого и умершего блогера Халеда Саида в Египте, расследовавшего злоупотребления полицейских10 (Илл. 6). А в самой Палестине стена, сооруженная Израилем, стала местом паломничества для райтеров со всего мира. Арабские художники здесь часто обращаются к образам западной культуры и английскому языку11 (Илл. 7).
10. Khaled Said Five Years on: The State of Egyptian Street Art. Middle East Eye. 2015. URL: >>>> (accessed 09.08.2021). О граффити как форме политического активизма см.: [Стародубцева, 2020].

11. Krohn Z., Lagerweij J. Concrete Messages. All City. 2010. URL: >>>> (accessed 28.08.2021).
45

46 Илл. 6. Выполненный на стене портрет 27-летнего египетского блогера Халеда Саида, убитого в июне 2010 г. Появился в 2012 г., затем был уничтожен
47 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
48 Fig. 6. Wall-mounted portrait of 27-year-old Egyptian blogger Khaled Said, who was killed in June 2010. Appeared in 2012, then destroyed
49 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
50

51 Илл. 7. «Метатель цветов» Бэнкси (Banksy) — часто репродуцируемый в регионе образец, впервые появившийся в Вифлееме после строительства разделительной стены между Израилем и Западным берегом реки Иордан
52 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
53 Fig. 7. Flower Thrower by Banksy is a frequently reproduced specimen in the region, first seen in Bethlehem following the construction of the separation wall between Israel and the West Bank
54 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
55 В Ливане «стихийные» граффити появились примерно в одной время с палестинскими и развивались как форма пропаганды и маркирования территориальных границ различными группами во время Гражданской войны, начавшей в 1975 г. Здесь это искусство попало под сильное влияние западного стиля, хотя сама традиция нанесения граффити на стены была вполне самостоятельной: например, в 80-е годы на стены магазинов каллиграфическими шрифтами наносили описание имеющихся товаров. Знамениты и расписанные граффити грузовые машины, сначала с надписями, предохраняющими от злого глаза, а потом как средство самовыражения владельца12 (Илл. 8).
12. Ближний Восток как гигантское полотно. Международная выставка каллиграфии. 2011. URL: >>>> (accessed 01.09.2021).
56

57 Илл. 8. Граффити с защитными символами «от сглаза» на кузове грузовика в Ливане
58 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
59 Fig. 8. Graffiti with protective symbols "from the evil eye" on the back of a truck in Lebanon
60 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
61 Схожая традиция наблюдалась и в предреволюционном Египте (до Арабской весны), где граффити были распространены в виде поздравлений со свадьбой, с совершенным хаджем, а также в среде футбольных фанатов. Как видим, надписи здесь вписывались в рамки традиционной жизни города, влившись в существующую каллиграфическую традицию. Стихийный и политический характер они приобрели во время Арабской весны, и авторами их стали активисты, а не художники: это была попытка не только выразить личное отношение к происходящему, но и облечь протест в мирную форму.
62 Не напрасно художник Ganzeer, «пионер революционных граффити», акцентирует внимание на том, что «египетские революционные граффити не равноценны стрит-арту, потому что у наших работ была вполне конкретная цель, мы ощущали жизненную необходимость их создавать. Фрески никогда не были для художников средством самовыражения.... Все делалось ради самих работ, потому что мы слишком переживали из-за того, что происходило вокруг. Поэтому мне страшно не нравится, когда меня называют стрит-художником, — то, что я делаю, к уличному искусству имеет мало отношения»13.
13. Египет: искусство до и после революции. Ч. I. Ganzeer. Искусство. 2014. URL: >>>> (accessed: 05.09.2021).
63 Большую популярность снискал проект Walls of Freedom, где фактически законспектирована история трехлетней арабской революции в фотографиях произведений стрит-художников. Добившись развития движения стрит-арта и пережив его бум, художники стали все чаще обращаться к западным образцам, а многие их них позже покинули страну14 (Илл. 9).
14. Walls of Freedom. Street Art of the Egyptian Revolution. Walls of Freedom. URL: >>>> (accessed 05.08.2021).
64

65 Илл. 9. Ganzeer. Армия превыше всего. 2013
66 Граффити на улице Каира
67 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
68 Fig. 9. Ganzeer. Army Above All
69 Graffiti on the street of Cairo
70 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
71 Проблемы легальности и анонимности
72 Стоит упомянуть и проблему легальности нанесения граффити. Тогда как на Западе это действие чаще всего рассматривается как форма вандализма и преследуется по закону, то на Востоке сажать в тюрьму за граффити не станут. Возможно, сказывается предшествующая традиция нанесения надписей: запрещено может быть нанесение определенных изображений и сюжетов, но не сам факт их производства.
73 Один из самых известных художников тунисского происхождения Эль Сид, родившийся и выросший в Париже, для которого арабский язык не родной, использует каллиграфию уже исключительно как средство самовыражения. Чтобы подчеркнуть преемственность с мусульманской культурой, он часто не подписывает свои работы, но его характерный стиль и так легко узнается.
74 На Ближнем Востоке художники-граффитисты свои работы, разумеется, не подписывали. В Бахрейне основным посылом местных граффити являются фразы из Корана, иронические надписи, исторические отсылки. Рана Джарбоу пишет15: «Имя создателя не важно, он всего лишь медиатор, передающий послание ради самого послания»16. Однако и медиатор, и послание становятся своего рода социологическим термометром, отражающим текущие события на острове. И нынешние граффити указывают на гораздо более напряженную борьбу, которая еще впереди17.
15. Jarbou R. Walls of the GCC. Mashallah News, 2017. URL: >>>> (accessed 29.08.2021).

16. Jarbou R. The Medium and the Message. Mashallah News. 2012. URL: >>>> (accessed 29.08.2021).

17. Ближний Восток как гигантское полотно. Международная выставка каллиграфии. 2011. URL: >>>> (accessed 01.09.2021).
75 В Дубае граффити носят характер протеста против материальной культуры, западных ценностей. Один из самых известных представителей стрит-художников — Аркадия Блэнк (Arcadia Blank) арабо-европейского происхождения. Его граффити англоязычны и узнаваемы: они имеют своеобразную подпись — знак U (сокращенно от you (ты)): таким образом, художник обращается к проходящим мимо людям, активно вовлекая их в свое творчество, делает их сопричастными, со-авторами. Когда Аркадия переехал в Дубай, он счел город слишком коммерциализированным, обособленным от общества и лишенным человечности. Начав рисовать, художник попытался определить свое место в городе и дать ему определение, язык. Художник помещает надписи на временные конструкции, гуманизируя наиболее неприветливые урбанистические элементы (щиты, заборы, стройки). Сила произведений Аркадии заключается в эфемерности, идеально вписывающейся в Дубай, где вещи находятся в постоянном движении и изменении18 (Илл. 10).
18. R. Jarbou. Filling in the Blanks on Dubai’s Walls. Mashallah News. 2015. URL: >>>> (accessed 29.08.2021).
76

77 Илл. 10. Аркадия Бланк (Arcadia Blank). Мечту опустить сюда
78 По: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
79 Fig. 10. Arcadia Blank. Insert Dream Here
80 Source: URL: >>>> (accessed 12.11.2021)
81 В заключение перечислим основные отличия граффити в субкультурном пространстве Востока и Запада. На Западе граффити зародилось как средство самовыражения и сейчас чаще всего является заявлением о личном протесте. На Востоке этот протест носит коллективный характер. И там и там, граффити — это средство коммуникации, но посыл (message) этой коммуникации различается: на Западе он может отсутствовать, и тогда основной смысл и задача граффити — разрушить систему через отсутствие смысла, и таким образом показать голос индивидуальности, человека, противостоящего системе и культуре. На Востоке же коммуникативный посыл присутствует всегда, и цель его заключается не в самовыражении, а в том, чтобы быть частью общинного самовыражения, то есть частью процесса гармоничного сосуществования людей друг с другом.
82 Когда сегодня на Востоке у художников-граффитистов наблюдается ярко выраженное индивидуальное начало, это, как правило, говорит об их западном происхождении или следовании западным образцам. Однако, даже усваивая культурные коды Запада, художники находят собственный язык, рассказывая о жизни и проблемах своего города, своего народа.
83 Кроме того, на искусство ближневосточных граффити сильно повлияла традиция каллиграфии, что способствовало ранней эстетизации этого вида искусства. Яркий эстетизм ближневосточных граффити стал своеобразным ноу-хау, весьма успешным при экспорте на Запад. И сегодня мы наблюдаем растущую популярность ближневосточных художников-граффитистов в странах Запада, особенно в связи с их массовой эмиграцией после Арабской весны.

Библиография

1. Мальбранш К. Метафизика настенного искусства. Известия ВГПУ. 2011. № 3. С. 33–36.

2. Ислам и искусство: от запрета изображений к сакрализации каллиграфии. Религия и / или повседневность: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 16–18 апр. 2015. Минск, 2015. С. 309–315.

3. Стародубцева М. В. Визуальный активизм на Ближнем Востоке: как искусство пытается изменить мир. Восточный курьер / Oriental Courier. № 1–2. 2020. С. 180–195.

4. Ближний Восток как гигантское полотно. Международная выставка каллиграфии. 2011. URL: http://calligraphy-expo.com/about/news/blizhniy-vostok-kak-gigantskoe-polotno (accessed 01.09.2021).

5. В Баку впервые прошел «Фестиваль Насими. Поэзия. Искусство. Духовность». The Art Newspaper Russia. 2018. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6142/ (accessed 02.08.2021).

6. Египет: искусство до и после революции. Ч. I. Ganzeer. Искусство. 2014. № 4 (591). URL: https://iskusstvo-info.ru/egipet-iskusstvo-do-i-posle-revolyutsii-chast-i-gazeer/ (accessed 05.09.2021).

7. Интервью с Кириллом Кто. Ч. I. LiveJournal. URL: https://streetart-ekb.livejournal.com/320183.html (аccessed 29.08.2021).

8. Стили и направления граффити. Международная выставка каллиграфии. URL: http://calligraphy-expo.com/aboutcalligraphy/kinds_of_graffiti/stili-i-napravleniya-graffiti (accessed 02.08.2021).

9. Jarbou R. Filling in the Blanks on Dubai’s Walls. 2015. Mashallah News. URL: https://www.mashallahnews.com/filling-dubais-blanks/ (accessed 29.08.2021).

10. Jarbou R. Graffiti without a Cause. Mashallah News. URL: https://www.mashallahnews.com/graffiti-without-a-cause/ (accessed 29.08.2021).

11. Jarbou R. The Medium and the Message. Mashallah News. URL: https://www.mashallahnews.com/the-medium-and-the-message/ (accessed 29.08.2021).

12. Jarbou R. Walls of the GCC. 2017. Mashallah News. URL: https://www.mashallahnews.com/contributors/rana-jarbou/ (accessed 29.08.2021).

13. Khaled Said Five Нears on: The State of Egyptian Street Art. Middle East Eye. 2015. URL: https://www.middleeasteye.net/features/khaled-said-five-years-state-egyptian-street-art (accessed 09.08.2021).

14. Krohn Z., Lagerweij J. Concrete Messages. All City. 2010. URL: https://www.allcity.fr/pdf/allcity-concrete-messages.pdf (accessed 28.08.2021).

15. Mavrakis N. The Hurufiyah Art Movement in Middle Eastern Art. McGill Journal of Middle East Studies Blog. URL: https://mjmes.wordpress.com/2013/03/08/article-5/#_ftnref (accessed 06.08.2021).

16. Walls of Freedom. Street Art of the Egyptian Revolution. Walls of Freedom. URL: http://wallsoffreedom.com/ (accessed 05.08.2021).

17. Worldwide Louis Vuitton. eL Seed, 2013. URL: https://elseed-art.com/projects/louis-vuitton/ (accessed 22.08.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести