Гетерогенность эмоциональной импрессии и визуального облика Тао-те в периоды древнекитайских династий Ся, Шан-Инь и Чжоу
Гетерогенность эмоциональной импрессии и визуального облика Тао-те в периоды древнекитайских династий Ся, Шан-Инь и Чжоу
Аннотация
Код статьи
S268684310023805-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шаповалова Светлана Николаевна 
Аффилиация: Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ)
Адрес: Российская Федерация, Владивосток
Выпуск
Страницы
132-140
Аннотация

Оценивая инкрустацию предметов искусства и ритуала эпохи Шан-Инь (1554-1046 гг. до н. э.) с изображением Тао-те, исследователь отмечает особую виртуозность древних мастеров в расположении визуальных акцентов, где зрительным центром инкрустации и фиксации взгляда, является образ звероподобного монстра, имеющего угрожающий свирепый вид. Благоговение и страх — идея, вложенная в образ Тао-те, воздействие которого сравнимо со встречей с агрессивным животным или с чем-то необъяснимо мистическим. Его пасть предполагает оскал, без имеющихся видимых очертаний нижней челюсти, дополненная змееобразными деталями, закрученными в волны и спирали, добавляя впечатление напряженного, готового к атаке тела. Так выглядят змея, тигр или даже кошка, имеющие в момент агрессии изогнутый напряженный корпус. Возникающая при этом психологическая реакция расценивает объект как потенциально опасное существо. Несмотря на господствующее положение изображений Тао-те на предметах искусства и ритуала появившееся в эпоху металла, его облик не одинаков для трех династий. Возникая из несовершенных изображений в виде орнамента в период Ся (2070-1765 гг. до н. э.), связанных вероятнее всего с возможностями бронзолитейного производства, он совершенствуется в династию Шан, когда символу придается больше значения, чем письменности. В эпоху Чжоу (1045-770 гг. до н. э.) образ приобретает нечеткие, без акцента на изображенное существо черты, объяснимые в первую очередь сменой приоритетов культа предков к культу неба. Изменения визуального облика указывает на разное отношение к персонажу, почтительно особое в период Шан и ранних бронз эпохи Ся, и некое отчуждение в династию Чжоу когда образ все еще используется, но при этом лишь напоминает национальный орнамент предков.

Ключевые слова
Древний Китай, образ Тао-те, личина, мифология Китая, искусство Китая, древние бронзовые изделия, археология Китая, Куй, Нюй-ва, Ди-ку, божественные предки
Классификатор
Получено
25.12.2022
Дата публикации
30.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
301
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Визуальный образ неизвестного существа, присущий нескольким векам древнего искусства и религии — культовое изображение эпохи бронзы в Китае, неразгаданный по сей день и возбуждающий интерес исследователей. Его облик представлен личиной с выпуклыми глазами, образованной из симметрично расположенных, змеевидных фигур, мифологического дракона Куй1, дополненных различными спиралевидными, крючкообразными элементами, имеющий современное название — Тао-те (Taotie (饕餮)) (Илл. 1). «Дракон Kуй — стилизованное изображение фантастического существа, в котором сочетаются черты внешнего облика хищного зверя (голова, пасть, лапы) и змеи (змееобразное туловище)» [Кравцова, 2004, с. 131].
1.
2

3 Илл. 1. Маска Тао-те на бронзовых сосудах эпохи Шан-Инь (1554-1046 гг. до н. э.)
4 Fig. 1. Taotie Mask on Bronze Vessels, Shang-Yin era (1554-1046 BC)
5 По: Иллюстрация Национального музея г. Шанхай, Китай
6 Существует несколько теорий о происхождении и значении китайской орнаментальной иконографии. Многие ученые, в том числе и китайские, предполагают космологические или мифологические причины мотива изучаемой инкрустации. Версии других ученых основываются на поздних чжоуских книгах описывающих чудовище — людоеда Тао-те, обжору, поверженного «Желтым императором», а в знак победы, изображение которого должно было оставаться на сосудах и оружии до скончания веков.
7 Археологические находки и коллекции музеев, располагающие значительным количеством древних бронзовых изделий, свидетельствуют о том, что изображение Тао-те чаще всего принадлежит ритуальным сосудам, по этой причине можно предположить, как складывались ассоциации образа с ненасытным существом, пожирающим жертвенную пищу. Аналогия так же могла быть связана с самим обрядом жертвоприношений, для чего собственно и использовалась посуда. В данном случае общепринятое убеждение в том, что Тао-те — существо в облике личины без тела неверно, и более подробно рассмотрены в других статьях автора.
8 В качестве методов изучения визуального облика Тао-те в периоды трех древних эпох металла в Китае используются методы:
9
  1. иконографический, исследующий варианты изображения образа;
10
  1. иконологический, раскрывающий исторически обусловленное образно-символическое содержание персонажа;
11
  1. гермевтический, учитывающий правильное прочтение, истолкование смысла текстов и изображений, понимание эпохи и культуры;
12
  1. общенаучные методы исторического исследования: классический̆ историко-культурный анализ письменных источников;
13
  1. семиотический метод с использованием методов синтагматики и прагматики.
14 Предпосылки китайского декоративно-прикладного искусства
15 Важнейшее историческое событие, связанное с технологией производства металлов, предполагает значительные достижения в области знаний, указывающих на очередной виток развития цивилизации. Металлургическая промышленность — производство, требующее высокой организации труда, инвестиций в рабочую силу, начиная с добычи и доставки больших партий руды, технических условий ремесла для конструкций сложных печей, контроль охлаждения, многочисленные инженерные навыки и знания. Сложность процесса и итоговая, быстрая упорядоченность, определившая возникновение стратифицированного общества, является одной из загадок Древнего Китая.
16 Основной репертуар бронзового века, сформированный еще в эпоху неолита, демонстрирующий впечатляющее стилистическое развитие и ставший исходным для всего последующего китайского декоративно-прикладного искусства, обладает строгими нормативными правилами, имея при этом отличительные особенности для каждого из трех периодов древних государств.
17 Изображение древними мастерами облика Тао-те можно разделить на три этапа, относящиеся как к периоду времени, так к внешнему виду представленного существа:
18
  1. Первые два: от зооморфной фигуры в виде орнамента, одухотворенность которой определяется только по наличию зрачка (эпоха Ся, 2070-1765 гг. до н. э.), до личины звероподобного монстра с угрожающим эмоциональным посылом (эпоха Шан, 1554-1046 гг. до н. э.), описательный портрет которого содержит змееобразное тело, предполагающее двойственность (создан из двух зооморфных фигур), спиралевидные, крючкообразные элементы в виде рук, лап или перьев, звероподобная, быкообразная личина с тигриной или драконьей пастью с клыками и без нижней челюсти.
19
  1. Третий, заключительный вариант изображения облика Тао-те, возникший в эпоху Западного Чжоу (1045-770 гг. до н. э.), существует в искусстве Китая по сей день и характеризуется размытой стилистикой изображения с нечетко выраженными элементами, исполненный в национальных традициях символизма предков, но без акцента на изображенное существо [Васильев, 2001].
20 Государство Ся (2070-1765 гг. до н. э.)
21 Первый этап декоративной инкрустации бронзы, относящийся к периоду Ся (Илл. 2), или ранней династии Шан-Инь, слабо отличим от орнамента, а присутствие зооморфных образов определяется только по наличию овального или круглого зрачка. Начальный период связан с формированием металлургического производства, в чем поддерживается точка зрения исследователя Макса Лера (Max Loehr) (Илл. 3), утверждавшего, что орнамент и облик Тао-те зависел от технических возможностей бронзолитейного производства того времени. Выраженный в некой нескладности бронзовых изделий и нечеткости изображаемого образа, больше напоминающий замысловатый узор, где именно символика глаза указывает на изображение некоего одухотворенного существа. Особенностью бронзовых изделий эпохи Ся можно считать в первую очередь несовершенство бронзолитейного процесса, отсутствие инкрустации совсем, либо использование ее в небольшом количестве, стилистика которой сохранялась в традиционных мотивах предков и полностью соответствовала неолитическому репертуару.
22

23 Илл. 2. Бронзовые изделия XVI-XV вв. до н. э., Китай
24 Fig. 2. Bronze Vessels of the 16th –15th centuries BC, China
25 По: [Bagley, 2014, p. 39]
26

27 Илл. 3. Стили Макса Лера (Max Loehr)
28 Fig. 3. Max Loehr Styles
29 По: [Bagley, 1999]
30 Государство Шан-Инь (1554-1046 гг. до н. э.)
31 Династия Шан-Инь — период расцвета облика Тао-те, так же будет предана предыдущему стилю инкрустации, орнаменту предков, но характеризуется прежде всего четкостью исполнения отдельных элементов и выразительностью звероподобного образа. Зооморфные фигуры (Илл. 4) в некоторых случаях принимают горизонтальное симметричное расположение, создавая при этом легко определимый визуальный образ неизвестного существа. Развитие изображения Тао-те протекает на протяжении всей иньской эпохи и при всех различных стилистических подходах в воспроизведении мифологического существа на предметах искусства и ритуала, строгими остаются правила включающие в себя: верность более раннему стилю предков; отчетливость и подчеркнутость отдельных деталей инкрустации; симметричность расположения зооморфных фигур Куй, образующих маску Тао-те, а так же предполагаемое семантическое значение некоторых элементов более подробно изложенных в других статьях автора.
32 Государство Западное Чжоу (1045-770 гг. до н. э.)
33 Особенностью изображения Тао-те в его заключительном чжоуском этапе (Илл. 5), как говорилось выше, является как нечеткость и размытость образа, так и неопределимость самих зооморфных фигур, входящих в состав личины, облик все еще напоминает орнаментальные мотивы предков, но не акцентирует внимание на изображенное существо. Присутствие образа на ритуальной бронзе, не демонстрирует как безусловную значимость самого персонажа, так и отдельных элементов инкрустации.
34

35 Илл. 4. Бронзовые изделия эпохи раннего Шан-Инь (1554-1046 гг. до н. э.), (слева направо, сверху вниз):
36 Котел ли
37 Котел янь
38 Чайник ху
39 Кубок цзя
40 Fig. 4. Bronze vessels, Shang-Yin Era (1554-1046 BC)
41 Li Cauldron
42 Yan Cauldron
43 Hu Kettle
44 Jia Cup
45 По: [Bagley, 2014, р. 43]
46

47 Илл. 5. (Слева направо, сверху вниз):
48 Котел гуй, Ранняя Шан (1554-1046 гг. до н. э.)
49 Котел Дин, Шан (1554-1046 гг. до н. э.)
50 Сосуд гуй, бронза, поздняя Шан (1554-1046 гг. до н. э.)
51 Fig. 5. (From left to right, from top to bottom):
52 Gui Cauldron, Early Shang (1554-1046 BC)
53 Ding Cauldron, Shang (1554-046 BC)
54 Gui Vessel, Bronze, Later Shang (1554-1046 BC)
55 По: [Bagley, 2014, p. 45]
56 Нара, Национальный Музей, Япония
57 Для понимания причин произошедшей трансформации в изображении Тао-те в период смен династий Шан и покорившей ее Чжоу, необходимо учитывать серьезные изменения в религиозных взглядах, выраженные в первую очередь в смене приоритетов: от культа предков к культу Неба. Культ поклонения предкам и похоронная церемония — два важнейших и взаимосвязанных между собой религиозных обряда древнего Китая. Несомненно, что оба культа существовали задолго до эпохи Шан. Религиозные убеждения основывались на представлениях о жизни после физической смерти, при этом родители (предки) не прекращали активного участия в жизни потомков, и в случае правильно проведенных церемоний, ритуалов и принесения качественных жертвенных даров могли благоденствовать как на судьбы отдельных людей (ванов и приближенных), так и в целом на все древнейшее царство. В этом случае, даже с учетом банальности аргументации, нельзя игнорировать принадлежность бронзовых изделий к ритуальной деятельности древних государств. Сосуды, музыкальные инструменты и часть боевого оружия были основными атрибутами для совершения церемониальных действий. Изделия были настолько ценны, что их хоронили в гробницах вместе с владельцами, а в некоторых случаях артефакты изготавливались специально для похоронного обряда, после смерти владельца. Религиозность и жертвоприношения (в том числе и человеческие) были основой стабильности древних обществ, а смысл существования правящей элиты укладывался в три понятия — управление, ритуал и война.
58 Жертвенные дары состояли только из отобранных, наилучших образцов, будь то приготовленная пища, зерно или скот. Оценить грандиозность и значимость ритуалов можно в текстах Хань шу: «В храме предков в течение года совершались двенадцать церемоний Цы, в пятой луне — церемония Чанмай, (в период) трех декад максимальной̆ жары Саньфу в шестой-седьмой луне, в начале осени (лицю) — церемония Чулоу, а также в первый̆ вечер восьмой луны (проводили) жертвоприношение готовой̆ пищей — при всех их (использовали) один набор тайлао: быка, барана и свинью, а при жертвоприношении вином Чжоуцзи использовали девять тайлао (т. е. девять быков, девять баранов и девять свиней). В десятой луне приносили в жертву рис (нового урожая), а затем жертву вином и готовой пищей, (каждый̆ раз используя) два тайлао. И еще ежемесячно (жертвовали) одним тайлао, а если (в високосном году появлялся) дополнительный̆ месяц, то добавляли еще одно жертвоприношение. Вместе с теми двенадцатью, (о которых говорилось) выше, получается двадцать пять церемоний» [Становление династии Чжоу.., 2017, с. 213]. Любой предмет, относящийся к ритуальному жертвоприношению, должен был обладать наивысшим качеством. Это само по себе указывает на то, что ничего случайного в предметах, принимающих участие в священном ритуале, быть не могло, и каждая деталь имела особое значение. История культуры любого древнего общества свидетельствует о том, что всё, связанное с религиозными представлениями заключает в себе закодированный смысл. Это правило отображено в предметах культового значения: талисманах, оберегах, идолах из камня и дерева. И только в тот момент, когда значимость самого культа теряется или трансформируется, как произошло в эпоху Чжоу, возможно, забывают или намерено искажают начальное концептуальное содержание предмета или знака, символ все еще используется, но несет в себе другую семантическую нагрузку. Подобный процесс не единожды случался в истории религий: и в христианстве, в отношении языческих праздников, которые не исчезали, а наполнялись новым содержанием.
59

60 Илл. 6. Инкрустация сосудов Чжоуской эпохи, (слева направо):
61 Сосуд дин, бронза, Западная Чжоу (1045-770 гг. до н. э.)
62 Котел дин, бронза, Западная Чжоу (1045-770 гг. до н. э.)
63 Fig. 6. Inlay Vessels of the Zhou Era, (left to right):
64 Ding Vessel, bronze, Western Zhou (1045-770 BC)
65 Ding Cauldron, bronze, Western Zhou (1045-770 BC)
66 По: Нара, Национальный Музей, Япония.
67 Национальный дворцовый музей, Тайвань.
68 Отсутствие информации о Тао-те может говорить о намеренном, умышленном забвении имени и персонажа изображенного существа, связанного с революционной переменой в мировоззрении в период смены династий Шан и Чжоу, в основе которого лежала смена приоритета от культа предков, к культу Неба. Именно это обстоятельство с точки зрения исследования, повлияло на заметные изменения в изображении Тао-те, допуская предположение, что образ существа, присутствующего на ритуальных бронзах иньской эпохи  — и есть изображение мифического древнекитайского первопредка.
69 Использование в инкрустации артефактов особенных элементов орнамента, зооморфных образов и личины неизвестного существа, присутствует в искусстве Китая с эпохи неолита, демонстрируя долгую историю мифологии существ и символизм деталей узора. Первый период, условно принадлежащий началу эпохи металла (государство Ся), характерен инкрустацией бронзовых изделий элементами орнамента, в которых различимы профильные фигуративные образы неизвестного, одухотворенного, зооморфного существа, определяющегося по выпуклому элементу в виде глаза.
70 Эпоха Шан, показывающая значительные изменения, раскрывает облик Тао-те во всей устрашающей красоте. В это время изображение образовано двумя симметрично расположенными фигурами, название которых в китайской мифологии определено как дракон Куй. Горизонтально развернутые (в некоторых случаях только личина, расположение корпуса может быть вертикальным) фигуры существа, синтезированы друг с другом половинами голов, при этом тело каждого дракона Куй, является туловищем Тао-те, и в данном случае единственной возникающей проблемой в описании монстра может быть вопрос о количестве тел, которых либо два, либо это профильный вид одной половины. Типология иньских личин Тао-те отлична своей природой от сансиньдуйских (зооморфной и антропоморфный вид), что может указывать на различие в представлении неизвестного мифологического существа, изображенного на бронзе, тем самым указывая на разницу в некоторых религиозных миропредставлений двух культур.
71 Эпоха Чжоу с революционными преобразованиями в мировоззрении древнего общества, внесла коррективы в понятие дэ, на смену доминирующему поклонению предкам, пришел культ почитания Неба. Вместе с этим произошла трансформация изначальных значений символики государств Ся и Шан-Инь, полностью от них не отказавшись, используя древний мотив как узор принадлежащий предкам и атрибутику власти. Это событие заметно отобразилось в облике Тао-те, утратился смысл тщательного нанесения деталей, рисунок приобрел размытые, стилизованные формы напоминающие древние образы (Илл. 6). Тао-те, наряду с другими мифологическими существами Куй, все еще принадлежат изделию, но уже в виде национального орнамента, как элемент декора.
72 Выводы
73 Оценивая инкрустацию предметов искусства и ритуала с изображением Тао-те, хочется отметить особую виртуозность древних мастеров в расположении визуальных акцентов, где зрительный центр инкрустации и фиксации взгляда — образ звероподобного монстра, имеющего угрожающий свирепый вид.
74 Важным визуальным приемом в произведении впечатления на зрителя и удержания его внимания, является создание сильного акцента и смыслового центра композиции. Основное внимание привлекает объект, размещенный в центре, где совмещен геометрический и смысловой центр. Построение идеальной композиции строится на совпадении зрительного и смыслового центра, где часть, привлекающая внимание, является зрительным центром картины, а центром сюжета, темы или замысла является смысловым центром картины.
75 Благоговение и страх — идея, вложенная в образ Тао-те, воздействие которого сравнимо со встречей с агрессивным животным или с чем-то необъяснимо-мистическим. Его пасть предполагает оскал, без имеющихся видимых очертаний нижней челюсти, дополненная змееобразными деталями, закрученными в волны и спирали, добавляя впечатление напряженного, готового к атаке тела. Так выглядят змея, тигр или даже кошка, имеющие в момент агрессии изогнутый напряженный корпус. Возникающая при этом психологическая реакция расценивает объект как потенциально опасное существо. История анималистического образа прослеживается с эпохи неолита, указывая на сходство с изображениями пасти с клыками в культуре Гаомяо, с ликами луншаньских демонов и с обликом лянчжурских царей, сидящих верхом на чудовище.
76 Несмотря на господствующее положение изображения Тао-те, на предметах искусства и ритуала появившееся в эпоху металла, его облик не одинаков для трех династий. Возникая из несовершенных изображений в виде орнамента в период Ся, связанных вероятнее всего с возможностями бронзолитейного производства, он совершенствуется в династию Шан, когда символу придается больше значения, чем письменности. В эпоху Чжоу его образ приобретает нечеткие, без акцента на изображенное существо черты, объяснимые в первую очередь сменой приоритетов культа предков к культу Неба.
77 Изменения визуального облика указывает на разное отношение к персонажу, почтительно-особое в период Шан и ранних бронз эпохи Ся, и некое отчуждение в династию Чжоу, когда его образ все еще используется, но при этом лишь напоминает национальный орнамент предков.
78 Отвечая на вопрос, с чем же связано столь заметное различие в облике Тао-те, единственным объяснением этой особенности, представляется революционное изменение в мировоззрении иньской и чжоуской эпох. В этот исторический период меняются приоритеты от культа предков к культу неба. Можно предположить, что изображение Тао-те — образ мифологического первопредка, черты которого в период Чжоу сознательно размывались и трансформировались в орнамент.

Библиография

1. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература РАН, 2001. — 488 с.

2. Кравцова М. Е. История искусства Китая. Учебное пособие. СПб: «Лань», «TPИADA», 2004. — 960 с.

3. Становление династии Чжоу (Чжоу Ли). Перевод с китайского: Кучера С. Р. М.: ИВ РАН, 2017. — 447 с.

4. Bagley R. G. Erligang Bronzes and the Discovery of the Erligang Culture. Art and Archaeology of the Erligang Civilization, Trustees of Princeton University, Princeton. 2014. Pp. 19-48.

5. Bagley R. The Archaeology of Bronze Metallurgy. Ed. Loewe M. and Shaughnessy E. L., The Cambridge History of Ancient China. 1999. Pp. 136-231.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести