Искусство стран Востока в собрании БГХМ им. М. В. Нестерова (история коллекции, проблемы изучения, открытия)
Искусство стран Востока в собрании БГХМ им. М. В. Нестерова (история коллекции, проблемы изучения, открытия)
Аннотация
Код статьи
S268684310023808-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Капина Татьяна Николаевна 
Должность: научный сотрудник; преподаватель
Аффилиация:
БГХМ им. М. В. Нестерова
Уфимское училище искусств (колледж)
Адрес: Российская Федерация, Уфа
Выпуск
Страницы
189-198
Аннотация

Коллекция искусства стран Востока — одна из уникальных в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. Ее составляют произведения из таких стран, как Китай, Япония, мавританская Испания, Иран, Турция. Башкирский государственный художественный музей начал свою историю с коллекции русского искусства XIX – начала XX века, подаренной Михаилом Васильевичем Нестеровым. Благодаря активным поступлениям из разных источников в 1920-1930-е годы состав собрания вышел за пределы коллекции отечественного искусства. Именно в эти годы начала свою историю коллекция восточного искусства. Несмотря на отсутствие целенаправленности в ее собирательстве, поступившие из разных источников произведения представляют большой интерес и позволяют получить представление о художественной культуре различных стран Востока.

Ключевые слова
коллекция музея, искусство востока, декоративно-прикладное искусство, БГХМ им. М. В. Нестерова
Классификатор
Получено
26.12.2022
Дата публикации
30.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
241
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

История формирования коллекции искусства стран Востока связана с поступлениями в музей 1920–1930-х гг. Их источниками были: Уфимский губернский музей, Уфимский губчека, Управление социального обеспечения населения, Государственные Московский и Петроградский музейные фонды и частные лица. В 1953 г., ознаменовавшемся расцветом советско-китайских отношений, в собрание художественного музея им. М. В. Нестерова из Государственного музея восточных культур в Москве (ныне — Государственный музей искусства народов Востока) были переданы предметы, отражающие дружественный характер этих отношений. Начавшаяся в 1945 г. работа по описанию коллекции и созданию инвентарной картотеки, в составлении которой, в частности, по фарфору принимал участие бывший сотрудник Государственного Эрмитажа Е. С. Витцель, продолжается до сих пор. Сегодняшний этап работы заключается в научной обработке коллекции: ее систематизации по странам и видам искусства, классификации по техникам исполнения; специальное направление составляет интерпретация образов и сюжетов, атрибуция произведений. Сложность такой работы заключается в том, что приходится иметь дело с разрозненными произведениями, часто не обладающими сопроводительной информацией. Важным источником в процессе изучения коллекции оказывались исследования, посвященные собраниям искусства стран Востока в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, консультации с научными сотрудниками Государственного музея искусства народов Востока, Государственного Эрмитажа. Научной базой в работе послужили издания таких авторов, как А. А. Иванов [Иванов, 2014], Э. Г. Аствацатурян [Аствацатурян, 2002], Т. Б. Арапова [Арапова, 1977], В. А. Друзь [Друзь, 2008], Л. И. Кузьменко [Кузьменко, 2009], М. А. Неглинская [Неглинская, 2006], М. В. Кулланда [Кулланда, 2014].

2 На сегодняшний день в коллекции искусства стран Востока художественного музея им. М. В. Нестерова 290 экспонатов: 193 из них представляют искусство Китая, 71 — искусство Японии, 26 — искусство мусульманских стран. Одно из важнейших направлений в научной обработке коллекции — экспонирование произведений на выставках. Так, в 2017 г. в художественном музее им. М. В. Нестерова впервые были показаны выставки «Искусство Японии» и «Искусство Китая», которые позволили зрителям познакомиться с основными экспонатами этих разделов коллекции. В 2021 г. была организована самая полная выставка искусства стран Востока, которая позволила впервые показать наряду с искусством Китая и Японии произведения мусульманских стран.
3 В состав коллекции искусства Китая входят скульптура, графика, бронза, фарфор, перегородчатая и расписная эмаль, ткани, вышивка, резьба по дереву, камню и кости. Временной период XVII–XX вв. дает богатое представление о традициях художественных ремесел Китая.
4

5 Илл. 1. Цзонкаба
6 Тибет
7 Бронза; литье, позолота, тонировка, гравировка
8 XVIII век
9 H. 48; основание 35,5х24,5
10 Инв. № С-78
11 БГХМ им. М. В. Нестерова
12 Поступление: 1946 год, место неизвестно
13 Fig. 1. Tsongkaba
14 Tibet
15 Bronze; casting, gilding, tinting, engraving
16 18th century
17 H. 48; base 35,5x24,5
18 Inv. No. C-78
19 Bashkir State Art Museum named after M. V. Nesterov
20 Acquisition: 1946, unknown place
21 Скульптура в Китае получила значительное развитие с приходом буддизма. Тибетское художественное творчество широко использовало лучшие достижения китайского и индийского искусства, не утратив при этом своей самобытности. Тибетское искусство было подчинено религиозным культовым требованиям ламаизма и развивалось главным образом в монастырях. Представленная в коллекции бронзовая скульптура изображает основателя буддийской секты «желтошапочников» в Тибете Цзонкаба (Илл. 1). С утверждением позиций ламаизма в Тибете связаны четыре деяния Цзонкабы, среди которых реставрация и переосвящение изображения Майтрейя — Будды грядущего мирового порядка. В связи с этим сложилась иконография самого Цзонкабы: сидящая фигура в высоком головном уборе в виде золоченой статуи с цветами дерева нага.
22 Для изготовления скульптуры китайские мастера, наряду с бронзой, умело использовали дерево. Образцом такого рода скульптуры представляется скульптура буддийского небесного существа — бодхисаттвы. Искусство резьбы по камню представлено в коллекции небольшим количеством экспонатов ХIХ – начала ХХ века, выполненных из полудрагоценного камня агальматолита, часто называемого «мыльным камнем». Среди них настольные украшения и скульптура буддийских и даосских божеств. Но, несмотря на малочисленность этого раздела коллекции, ее экспонаты позволяют понять и почувствовать особенности этого вида искусства в культуре Китая.
23 Широкое распространение получила в Китае и миниатюрная скульптура из слоновой кости. В Европе восхищались настольными украшениями «шар в шаре», где несколько шаров, вращающихся друг в друге, выточены в цельном куске слоновой кости. В коллекции музея представлено два таких предмета. Каждый шар имеет сложный ажурный орнамент. Подобная работа требовала от мастера виртуозности, огромного терпения и времени. Шары являли собой иллюстрацию мысли о нераздельности целого и отдельных его элементов.
24

25 Илл. 2. Ваза гуань
26 Китай
27 Фарфор; подглазурная роспись кобальтом
28 Начало XVIII века
29 Период Канси (1662–1722)
30 H. с крышкой 21,2; D. 10,3
31 Инв. № Ф-417 1\2
32 БГХМ им. М. В. Нестерова
33 Поступление: 25.05.1920, из Горхоза, у гр. Вороновой (Уфа)
34 Fig. 2. Guan vase
35 China
36 Porcelain; cobalt underglaze painting
37 The beginning of the 18th century
38 Kangxi period (1662–1722)
39 H.with cover 21,2; D. 10,3
40 Inv. No. F-417 1\2
41 Bashkir State Art Museum named after M. V. Nesterov
42 Acquisition: 05/25/1920, from the municipal economy, from citizen Voronova (Ufa)
43 Наиболее значительную часть коллекции представляет фарфор. На протяжении XVIII и XIX вв. китайский фарфор становится неотъемлемой частью быта и оформления интерьеров в России. С изменением моды, художественных стилей и вкусов набор предметов менялся, но они постоянно присутствовали в царских дворцах и дворцах русской знати. В коллекции художественного музея им. М. В. Нестерова представлены группы фарфора, расписанные кобальтом и изделия, оформленные пятицветной росписью эмалевыми красками поверх глазури. Среди них — ваза типа гуань (Илл. 2): она имеет широкое низкое горло и крышку, увенчанную шишечкой, и по всему тулову украшена фигурной композицией на фоне пейзажа. Эта ваза изготовлена, предположительно, в мастерских Цзиндэчжэня и датируется первой половиной XVIII века. Другой пример — большое блюдо, оформленное в стиле «зеленого семейства» с характерной росписью, получившей название байгу («сто древностей») по причине объединения в изображении различных антикварных предметов: курильницы, вазы, кисти, свитка и прочих элементов «кабинетного» интерьера.
44

45 Илл. 3. Ваза-курильница
46 Китай
47 Медь; литье, ковка, пайка, перегородчатая эмаль
48 XVIII–XIX вв.
49 Н. 30; В. 23х12
50 Инв. № Ф-621
51 БГХМ им. М. В. Нестерова
52 Поступление: 02.09.1970, из коллекции А. В. Деревянко
53 Fig. 3. Vase-incense burner
54 China
55 Copper; casting, forging, soldering, cloisonne
56 18th-19th centuries
57 N. 30; V. 23x12
58 Inv. No. F-621
59 Bashkir State Art Museum named after M. V. Nesterov
60 Acquisition: 02.09.1970, from the collection of A.V. Derevianko
61 Наряду с фарфором одними из самых распространенных изделий китайского ремесла были перегородчатые эмали, отличавшиеся яркостью и красочностью. В составе коллекции 15 предметов, датируемые XIX–ХХ вв. Другую часть эмальерного раздела коллекции представляют расписные эмали, получившие название «хуафалан». Все эмали можно разделить на три группы. В первую входят изделия некитайских форм, во вторую — изделия традиционных китайских форм, в третью — предметы, формы которых сочетают китайские и иноземные элементы. В восточной коллекции музея им. М. В. Нестерова представлены произведения первой и второй групп, среди которых особо выделяется умывальный таз в форме раковины, выполненный в мастерских Гуанчжоу в первой половине ХVIII в.  
62 В составе коллекции японского искусства — скульптура малых форм, бронза, фарфор, перегородчатая эмаль, мебель, холодное оружие, ткани и вышивка.
63 Японская художественная бронза относится к числу предметов, которые ярко характеризуют национальные традиции, эстетику, бытовой уклад страны и отвечают представлениям японцев о прекрасном. В коллекции представлены шесть образцов художественного металла XIX – начала XX века. Среди них образ бога счастья Дайкоку, восседающий на куле с рисом с деревянным молотком в руке, образ богини Каннон, подсвечник в виде дракона, ваза.
64 Отдельный раздел коллекции японского искусства составляет деревянная скульптура малых форм. Для изготовления окимоно использовали слоновую кость, различные породы камня, а также дерево. В коллекции музея представлены три скульптуры из дерева.
65

66 Илл. 4. Блюдо
67 Япония
68 Фарфор, надглазурная роспись железными красной и черной красками, эмалями, позолота. КУТАНИ
69 Начало ХХ века
70 D. 18,7
71 Инв. № Ф-441
72 Поступление: 06.11.1925, у гр. Ахметовой (Уфа)
73 Fig. 4. Dish
74 Japan
75 Porcelain, overglaze painting with iron red and black paints, enamels, gilding. KUTANI
76 Early 20th century
77 D. 18.7
78 Inv. No. F-441
79 Bashkir State Art Museum named after M. V. Nesterov
80 Acquisition: 06.11.1925, from citizen Akhmetova (Ufa)
81 Одна из самых значительных составляющих традиционной культуры Японии — фарфор. Японские фарфоровые изделия отличаются многообразием форм и стилей декора, а также широким диапазоном технических приемов орнаментации. В целом они дают уникальную по самобытности картину, в которой в равной степени нашли отражение непосредственные влияния китайских классических образцов и их творческая интерпретация, мотивы, типичные для всего дальневосточного ареала, и особая образная система, обусловленная особенностями национальной эстетики. В коллекции художественного музея им. М. В. Нестерова выделяются несколько групп фарфора: ко-Имари, Кутани и фаянс СацумаТехника перегородчатой эмали юсэн-сиппо представлена в музее в количестве 18 предметов.
82 Древние традиции, в том числе и символические, имеет и искусство изготовления и украшения японского холодного оружия. Так, меч рассматривался японцами как сакральный предмет, подаренный богиней солнца Аматэрасу Омиками своему внуку, которого она послала на землю править и искоренять зло. Мечи были принадлежностью не только военного костюма и снаряжения, но и гражданского платья и носились всеми представителями сословия самураев, начиная от рядового дружинника и заканчивая военным правителем. Тати — меч с длинным, слегка изогнутым однолезвийным клинком, его форма и строение сложились в период Хэйан в 794–1185 гг. и практически без изменений сохранились до ХХ века. Представленная в коллекции художественного музея им. М. В. Нестерова оправа меча отличается высочайшими художественными достоинствами: она изготовлена из слоновой кости на деревянной основе и искусно оформлена тонкой резьбой, изображающей традиционные мотивы цветов и птиц, соответствующие различным временам года.
83 В XVIII веке в искусстве Японии широкое распространение получила гравюра укиё-э. Представленная в восточной коллекции музея гравюра «Военная сцена» датирована 1882 г. и относится к периоду Мэйдзи (1868–1912), отмеченному появлением новых тем и сюжетов. Их источниками стали две войны, которые Япония победоносно выиграла: Японо-китайская (1894–1895) и Русско-японская (1904–1905). Именно эти победы инспирировали появление в японской гравюре нового жанра — сэнсо-га (изображение войны).
84

85 Илл. 5. Ширма
86 Япония
87 Дерево, шелк
88 XIX – начало XX века
89 232х175
90 Инв. № П-773
91 БГХМ им. М. В. Нестерова
92 Поступление: 15.02.1920, из Уфимского Губернского музея
93 Fig. 5. Folding screen
94 Japan
95 Wood, silk
96 19th – early 20th century
97 232x175
98 Inv. No. P-773
99 Bashkir State Art Museum named after M. V. Nesterov
100 Acquisition: 15.02.1920, from the Ufa Provincial museum
101 В коллекции японского искусства представлены и уникальные предметы интерьера, среди которых особо выделяется ширма (Илл. 5), оформленная резьбой по дереву и вышивкой. Как известно, в традиционном японском доме постоянной мебели практически не было, ширмы же, напротив, использовали повсеместно: они выполняли роль и перегородок, и картин одновременно. В ширме из коллекции музея изящная вышивка шелковыми нитками представляет собой пейзажную картину с традиционной японской архитектурой синтоистских и буддийских храмов. 
102

103 Илл. 6. Ваза
104 Валенсия
105 Фаянс, оловянная глазурь, люстр
106 Середина XVII века
107 Н. 21; D. основания 9,8
108 Инв. № Ф-549
109 БГХМ им. М. В. Нестерова
110 Поступление: 10.05.1925, из Петроградского музейного фонда
111 Fig 6. Valencia
112 Faience, tin glaze, lustreware
113 Mid 17th century
114 N. 21; D. bases 9.8
115 Inv. No. F-549
116 Bashkir State Art Museum named after M. V. Nesterov
117 Acquisition: 10.05.1925, from the Petrograd Museum Fund
118 Общеизвестен большой вклад, который внесли в мировую культуру народы Ближнего Востока. Глубокое и самобытное творчество арабов, иранцев, турок по праву занимает в ее сокровищнице одно из первых мест. Большинство стран, чьи произведения представлены в восточной коллекции музея, с VII века и по 1517 год были частью Арабского халифата. Под влиянием ислама искусство многочисленных восточных народов обрело общие черты, которые сохранялись вплоть до рубежа XIX–ХХ вв. Наиболее раннее по времени создания произведение в восточной коллекции художественного музея им. М. В. Нестерова — ваза, расписанная люстром и относящаяся к испано-мавританской керамике XVII века (Илл. 6). Названия «испано-мавританская керамика», как и «испано-мавританское прикладное искусство» идут из далеких VII–VIII веков, когда страны Северной Африки и Южная Испания входили в состав Арабского халифата и развивались в тесном взаимодействии. В XII веке в арабской Испании развивалось производство люстровой керамики. Более поздние изделия, к которым относится и ваза из коллекции музея, сохранили традиции средневековых арабских мастеров. В это время широко прославились валенсийские фаянсы, спрос на которые был велик и на Востоке, и в Западной Европе. Ваза из коллекции музея несет в своем облике все приметы валенсийского керамического производства.
119 Мусульманский Иран, с древности славившийся художественной обработкой металла, получившей название «торевтика», поначалу продолжал древние традиции, используя сасанидские мотивы животных, Древа жизни, охотничьи сцены. Но со временем их заменила арабская каллиграфия, растительные и геометрические орнаменты.
120

121 Илл. 7. Чаша исцеления
122 Иран
123 Латунь, гравировка
124 Первая половина XVII века
125 D. основания 8,9; верха – 19,2
126 Инв. № П-345
127 БГХМ им. М. В. Нестерова
128 Поступление: 01.09.1926, из Московского музейного фонда. Бывшее собрание Брокар
129 Fig. 7. Chalice of Healing
130 Iran
131 Brass, engraved
132 The first half of the 17th century
133 D. base 8,9; top – 19,2
134 Inv. No. P-345
135 Bashkir State Art Museum named after M. V. Nesterov
136 Acquisition: 01.09.1926, from the Moscow Museum Fund. Former Brocard Collection
137 В 1926 г. из Московского музейного фонда в коллекцию музея поступило пять образцов восточной торевтики. Это медные чаши, тарелки и бокальчики. Среди них особый интерес представляет чаша из латуни (Илл. 7) — полусферическая, приземистая, с широким ровным бортом и на низкой кольцевой ножке, имеющая на дне шаровидный выступ. Наружные стенки чаши покрыты гравировкой в четыре полосы, в которых арабские надписи различных размеров чередуются с орнаментом. Поверх этих полос выгравировано шесть отдельных медальонов с арабской вязью. На внутренней поверхности чаши, также сплошь покрытой арабской вязью, выделяются двенадцать двойных кругов. В процессе исследования этого произведения выяснилось, что чаша не является обычной — в мусульманских странах такие чаши имели особое применение в народной медицине. Дело в том, что иранские мастера, производя медную посуду различного назначения, создавали и так называемые магические чаши. Традиционными для чаш являлись коранические тексты, перечисление имен Аллаха, исцеляющие молитвы, некоторые хадисы пророка Мухаммеда о болезнях и исцелении, различные числовые комбинации, которые были призваны наделять воду целительными свойствами и освящать ее. Перевод каллиграфических надписей на чаше из коллекции музея позволил определить, что они являются благословениями шиитским имамам, что наиболее характерно для иранских памятников XVII века.
138 В истории культуры народов Ближнего Востока значительное место принадлежит Турции. В XVIII веке изготовление керамики в Изнике и Дамаске, пришедших к тому времени в упадок, почти прекращается, и значение центра керамического производства переходит к Кютахье — небольшому городу, расположенному к юго-востоку от Стамбула. Ведущее место в керамическом производстве Кютахьи с самого начала заняло изготовление всевозможных предметов утвари, которые и определяют характер одной из поздних групп турецкой керамики. Наиболее употребительной маркой кютахийских изделий была звездочка, нанесенная несколькими тонкими черными черточками. Такого рода марка имеется и на чаше, представленной в коллекции музея. Музейная чаша позволяет продемонстрировать и основные стилистические принципы кютахийской керамики.
139 В коллекции музея представлен и оригинальный тип турецкого холодного оружия — ятаган без ножен. У большинства ятаганов клинок имеет двойной изгиб, сначала от рукояти вверх, затем примерно от середины вниз. Режущая часть клинка не наружная — выгнутая, а внутренняя — вогнутая. Таким клинком можно наносить и режуще-рубящий и колющий удар. Второй особенностью ятагана является форма рукояти — наличие широко расставленных резко выступающих «ушей». Необычную форму таких «ушей» связывают с формой берцовой кости крупного животного, которая, возможно, имела какое-то символическое значение. Рукоять ятагана из музея им. М. В. Нестерова имеет форму резко выступающих «ушей», но выполнена из дерева, что, вероятно, может свидетельствовать о более поздней реставрации. Массовое изготовление ятаганов в Турции можно отнести не ранее, чем ко второй половине XVIII века. Клинок музейного ятагана украшен растительным орнаментом и картушем, внутри которого сохранена надпись с именами мастера и владельца: ближе к рукояти значится имя владельца «Сахиб Омар-ага» (хозяин Омар-ага), с другой стороны «Амаль Абдалла» (Сделал Абдалла) (перевод М. В. Кулланды). Кроме имен владельца и мастера, на ятагане сохранена надпись на османском языке, которая представляет собой традиционное изречение «Бычак эльде герек, дильде субхан» (руке нужен нож, сердцу — слава) (перевод М. В Кулланды). Помимо узоров и надписей на клинке, выполненных поверхностной инкрустацией (насечкой), ятаган украшен еще и металлическими накладками. На пяте клинка помещена фигурная накладка, оформленная стилизованными растительными орнаментами в технике чеканки. При этом рукоять богато украшена. В средней ее части, между ушами, находится оклад — серебряная пластинка, украшенная розетками, внутри которых в специальных гнездах закреплены кораллы. Такого рода ятаганы бытовали довольно широко (особенно в XVIII–XIX веках) — практически на всей территории Османской империи; прижились они и на Балканах, и в Албании.
140 В восточной коллекции художественного музея им. М. В. Нестерова представлен и пистолет. Кремневые пистолеты были широко распространены в Османской империи с конца XVII века. Каждый янычар, как и большая часть кавалеристов, носил пистолет. Помимо пистолетов, целиком выполненных в Османской империи, в ходу были и такие, в которых одна часть деталей выполнялась в Европе, а другая — в Османской империи. Пистолет из коллекции музея как раз принадлежит к группе пистолетов смешанного типа: основа пистолета (ствол, замок, прибор, ложа) чисто европейская, а монтировка и декор выполнены в Османской империи. Замок представляет собой французский тип кремневого батарейного замка. А вот деревянное ложе оковано серебром с характерными для Османской империи орнаментами — полумесяцем со звездой и ромбовидными орнаментами. Яблоко рукояти почти полностью покрыто серебром, на поверхности которого стоит клеймо в виде декоративной подписи, называемой тугрой. Клеймо на музейном пистолете представляет собой тугру султана Махмуда II, правившего в 1808–1839 гг., что позволяет точно датировать предмет: являясь османским пистолетом смешанного типа, пистолет был создан в первой половине XIX века.
141 Таковы основные памятники коллекции искусства стран Востока в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. Представляя традиционные для восточных стран художественные ремесла и отражая типичные для этих цивилизаций культурные и художественные традиции, каждый из рассмотренных экспонатов — уникальное произведение искусства, обогащающее историю формирования и состав собрания одного из старейших музеев России.

Библиография

1. Арапова Т. Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа. Конец XIV – первая треть XVIII века. Л.: Аврора, 1977. — 135 с.

2. Аствацатурян Э. Г. Турецкое оружие. СПб.: ГПТ «Атлант», 2002. — 336 с.

3. Друзь В. А. Искусство Японии. Путеводитель по постоянной экспозиции (2-е издание). М.: ГМВ, 2008. — 244 с.

4. Кузьменко Л. И. Китайский фарфор XVII–XVIII веков. М.: ГМВ, 2009. — 197 с.

5. Кулланда М. В. Османское художественное ремесло второй половины XVI–XIX вв.: Эволюция производства как отражение перемен в жизни империи. М,: ГМВ, 2014. — 216 с.

6. Иванов А. А. Медные и бронзовые (латунные) изделия Ирана второй половины XIV – середины XVIII века: каталог коллекции. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. — 304 с.

7. Неглинская М. А. Китайские перегородчатые эмали XV – первой трети XX века. Собрание Государственного музея Востока. М.: Любимая книга, 2006. — 166 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести