Подходы правительства Н. Беннета и Я. Лапида к ключевым региональным угрозам безопасности Израиля
Подходы правительства Н. Беннета и Я. Лапида к ключевым региональным угрозам безопасности Израиля
Аннотация
Код статьи
S268684310025308-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Царёв Матвей Александрович 
Должность: магистрант
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
91-105
Аннотация

Настоящая аналитическая статья посвящена анализу подходов израильского правительства во главе с Нафтали Беннетом и Яиром Лапидом, пришедшего к власти в Израиле 13 июня 2021 г., к двум ключевым угрозам безопасности Израиля: потенциальной «ядерной сделке» с Ираном (развитием Ираном ядерной программы) и поддержке иранским режимом палестинских группировок в Секторе Газа, а также к проблеме решения палестино-израильского конфликта.

Автор проанализировал устные выступления и программные статьи Н. Беннета и Я. Лапида за период с 2010 по 2021 гг., когда оба лидера нового правительства находились на разных постах в правительствах Б. Нетаньяху, либо в оппозиции к ним. Используемый подход позволил автору лучше понять процесс формирования стратегии Израиля к ключевым угрозам его безопасности в регионе. Особенно актуальным это представляется в условиях активного развития узлового и порядкоформирующего кризиса системы международных отношений, потенциал которого может затронуть в том числе и подсистему международных отношений на Ближнем Востоке.

Автор приходит к выводу, что в отношении решения иранской ядерной проблемы наиболее релевантной стратегией видится сдерживание путём повышения риска (например, постепенное уничтожение ключевых узлов функционирования ядерной программы Ирана), менее вероятной — стратегия упреждающей эскалации (полное лишение Ирана возможности угрожать Израилю, прежде чем Тегеран сможет реализовать свои угрозы, или даже объявить их). Это свидетельствует о том, что Израиль нацелен на сохранение существующего статуса-кво. Напротив, в стремлении элиминировать проблему поддержки Ираном палестинских группировок в Секторе Газа, Израиль будет придерживаться стратегии эскалационного доминирования, что сигнализирует о его заинтересованности в изменении статуса-кво. Решение палестинской проблемы будет во многом зависеть от успешности политических и экономических действий израильского правительства в отношении как палестинцев, проживающих на Западном берегу р. Иордан (находящихся под контролем Палестинской администрации в Рамалле и тех, кто живет на территориях, подконтрольных Израилю), так и арабского населения Государства Израиль.

Автор полагает, что остановить процесс исламизации палестинцев можно путем создания государственной мифологемы. Только создание новой идеологии может стать мультипликатором экстрактивной способности государства, что будет означать в представлении арабской части израильского общества легитимацию права органов центральной исполнительной власти на управление ими.

Ключевые слова
Израиль, Иран, Палестина, ядерная сделка, идеология, стратегия, Беннет, Лапид, ХАМАС
Классификатор
Получено
13.05.2023
Дата публикации
23.05.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
392
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

*1

1. Автор признателен М. А. Никулину (к. и. н, ст. преподавателю кафедры ТИМО РУДН) за ценные комментарии, высказанные в ходе дискуссий по тематике статьи, а также А. И. Василенко (редактору журнала «Восточный курьер») за профессионализм и терпение.  The author is grateful to M. A. Nikulin (PhD in History, senior lecturer, Department of Theory and History of International Relations, RUDN University) for valuable comments made during the discussions about the article, as well as Anastasiya I. Vasilenko (editor of “Oriental Courier”) for her professionalism and patience.
2 Правительство Нафтали Беннета и Яира Лапида, принявшее присягу 13 июня 2021 года, во многом было уникально и представляло собой широкую коалицию. Оно было ротационным: кресло премьера между собой поделили лидер правой партии Нафтали Беннет (до 1 июля 2023 года) и лидер центристской партии «Еш Атид» Яир Лапид (до 29 декабря 2023 года). Эта коалиция опиралась на разные слои израильского общества — религиозных и светских; левых, правых и национально-либеральных центристов; евреев и арабов. Такое многоголосие означало серьезный компромисс, на который пошли лидеры многих израильских партий. Особенно тех, кто представляет правый лагерь. Зависеть от голосов исламистов из РААМ2 — серьезный политический риск, тем более в свете эскалации палестино-израильского конфликта, произошедшего в мае 2021 года.
2. РААМ — аббревиатура политической арабской партии Израиля «Объединенный арабский список».
3 Новое правительство столкнулось с необходимостью выработать подходы к решению важных проблем и задач: элиминации военной угрозы со стороны Ирана и выстраиванию конструктивного диалога с США по вопросу иранской ядерной программы; деэскалации в противостоянии с ХАМАС и решению палестинской проблемы; углублению политических и экономических соглашений с арабскими странами; развитию сотрудничества с Китаем; сохранению прагматичных отношений с Россией; борьбе с антисемитизмом в мире; борьбе в информационном поле за имидж страны.
4 Большое влияние на внешнюю политику Израиля, особенно на ее региональный вектор, оказала активная фаза узлового кризиса системы международных отношений, начавшаяся в 2022 году. Данный кризис имеет потенциал создать новую среду на финансовых и энергетических рынках региона. Именно на его фоне произошла историческая встреча президента Израиля И. Герцога и президента Турции Р. Эрдогана, имеющая потенциал стать толчком к нормализации отношений между двумя странами.
5 И в России, и за рубежом понимают важность изучения внешней политики Израиля и ее региональных аспектов, поскольку, будучи средней державой, Израиль проводит стратегию хеджирования (т. е. диверсификации) своих внешнеполитических партнеров: он заинтересован реализовывать стратегию балансирования, а не только использовать стратегию примыкания к США. Среди ключевых отечественных исследователей стоит выделить Е. М. Примакова [Примаков, 2016]; И. Д. Звягельскую [Звягельская, 2012]; Т. А. Карасову [Карасова, 2019]; Н. А. Семенченко и Т. В. Носенко [Носенко, Семенченко, 2015]; Ю. И. Костенко [Костенко, 2020], а также Д. А. Марьясиса [Марьясис, 2007, 2018], В. М. Морозова [Морозов, 2021] и др.
6

Исследовательский вопрос настоящего исследования заключается в следующем: как израильское правительство Беннета-Лапида подходило к пониманию ключевых региональных вызовов для безопасности Израиля: потенциальной «ядерной сделке» с Ираном (развитием Ираном ядерной программы) и поддержке иранским режимом палестинских группировок в Секторе Газа, а также к проблеме решения палестино-израильского конфликта.

7 Новизна настоящего исследования заключается в том, что автором были проанализированы и сравнены устные выступления и программные статьи Н. Беннета и Я. Лапида за период с 2010 по 2021 гг., когда оба лидера нового правительства находились на разных постах в правительствах Б. Нетаньяху, либо в оппозиции к ним.
8 По ряду проблем (иранская ядерная программа; комплексный подход к действиям Ирана в регионе) любые израильские правительства наследуют и развивают подходы своих предшественников, поскольку эти угрозы являются витальными для Государства Израиль. Более того, Н. Беннет был министром обороны в правительстве Б. Нетаньяху и формулировал подходы Израиля к обеспечению его безопасности, которые до сих пор используются в военно-политическом планировании. Что касается палестино-израильской проблемы, здесь также представлены подходы ярких представителей двух групп в израильском политическом истеблишменте — более «консервативных» (как Н. Беннет) и более «либеральных» (как Я. Лапид).
9 В рамках данной статьи будет рассмотрен подход правительства Беннета-Лапида к проблеме иранской ядерной программы и укрепления позиций Тегерана в регионе, а также к решению проблемы палестино-израильского конфликта.
10 Иран как главный вызов для безопасности Израиля
11 Одной из ключевых угроз для безопасности Израиля является развитие Ираном своей ядерной программы. Израиль видит в ней попытку Тегерана создать ядерное оружие, которое будет отождествлять стратегию сдерживания Израиля: либо сдерживанием путем воспрещения (нападение Израиля будет бессмысленным, так как он в результате ничего не добьется), либо сдерживанием путем наказания (цена победы для Израиля будет слишком высока, т. е. победа окажется «пирровой»).
12 «Ядерная сделка» Ирана
13 Одним из основных региональных триггеров для Израиля является ядерная программа Ирана. Выступая в Кнессете 13 июня 2021 г. перед голосованием об одобрении нового правительства, Н. Беннет назвал ошибкой обновление ядерной сделки3. Эта проблема известна давно: Израиль противостоял попыткам Ирана обзавестись ядерным оружием при всех кабинетах министров после 1979 г. Однако позиция4 администрации Дж. Байдена, пришедшей к власти в США в 2021 г., относительно возможности возобновления диалога с Ираном о ядерной сделке, вызвала в Израиле алармистские настроения.
3. Bennett’s Full Speech to Knesset. The Jerusalem Post. URL: >>>> (accessed 08.02.2022).

4. Secretary of State Confirmation Hearing. C-SPAN. URL: >>>> (accessed 08.02.2022).
14 И Беннет, и Лапид во многом одинаково смотрели на «ядерную сделку» США с Ираном. Для Н. Беннета она была неприемлема в том виде, в котором она существовала при Б. Обаме, он считал ее «плохой сделкой»5. Она, по его мнению, позволяет Ирану сохранить всю необходимую инфраструктуру для оперативного возобновления обогащения урана. По его мнению, «хорошая сделка» — это демонтаж и ликвидация необходимой для создания ядерного оружия инфраструктуры, когда для того, чтобы создать ядерную бомбу, Ирану потребуется «три года вместо шести недель». Беннет четко дал понять «что бы ни произошло, у Израиля есть возможность защитить себя, и он себя защитит»6. Эту же мысль он повторил уже в качестве премьер-министра перед голосованием о доверии новому кабинету министров 13 июня 2021 г.
5. Naftali Bennett and Dan Senor: Threats Facing Israel in A Changing Middle East. 92Y. URL: >>>> (accessed 10.02.2022).

6. Naftali Bennett and Dan Senor: Threats Facing Israel in A Changing Middle East. 92Y. URL: >>>> (accessed 10.02.2022).
15 Такого же мнения придерживался и Я. Лапид7. Он считал, что Иран должен демонтировать плутониевый реактор и центрифуги. Я. Лапид выделял три возможных варианта обновленной ядерной сделки с Ираном. Первый — самый оптимальный. Соглашение должно, помимо прочего, включать в себя программу создания баллистических ракет, должно предоставлять больше полномочий МАГАТЭ по наблюдению за иранской ядерной программой и предполагать более тщательный контроль за действиями Ирана, а также положение об истечении срока действия заключенных соглашений. Оно также должно говорить о том, что Иран является крупнейшим поставщиком терроризма на Ближнем Востоке. Второй вариант — это продолжение санкций. По мнению Лапида, санкции, если бы они применялись правильно, могли бы способствовать реализации ключевых интересов Израиля. О том, что только ужесточение санкций может заставить иранцев сесть за стол переговоров, говорил и Н. Беннет в феврале 2020 г. в бытность министром обороны8. Третий и наихудший вариант — это «неправильное соглашение», служащее для иранцев всего лишь инструментом для продолжения своей политики мимикрирования, суть которой заключается в следующем: «давайте позволим странам Запада слышать то, что они хотят слышать, делая то, что мы хотим».
7. Countdown to Israel’s Election: A Conversation with Yair Lapid. The Washington Institute for Near East Policy. URL: >>>> (accessed 10.02.2022).

8. «Главная цель — Иран». Интервью с министром обороны Нафтали Беннетом. News.ru.co.il. URL: >>>> (accessed 17.02.2022).
16

Израиль вряд ли сможет (при любом правительстве) что-то противопоставить желанию США пойти на «ядерную сделку» с Ираном. В 2015 г. у правительства Б. Нетаньяху ничего не вышло. В ответ, как это ранее бывало не раз, Израиль может прибегнуть к стратегии балансирования и разыграть китайскую карту, подписав очередной контракт на реализацию китайских проектов на территории Израиля в инфраструктурной или инновационно-технологических областях, являющихся чувствительными для США. Но есть и другой вариант решения — силовой. Израиль может усилить силовое давление на Иран, используя либо стратегию сдерживания путем повышения риска (например, постепенно уничтожая ключевые узлы функционирования ядерной программы Ирана), либо стратегию упреждающей эскалации (полностью лишив Иран возможности угрожать Израилю, прежде чем Тегеран сможет реализовать свои угрозы, или даже объявить их). На данном этапе, превентивная эскалация, конечно, представляется гипотетической, но многое будет зависеть как раз от действий США — сумеют ли они остановить Иран в его ядерной деятельности в пределах красной линии для Израиля.

17 Комплексный подход к проблеме Ирана
18 Впрочем, по мнению Беннета, подход к Ирану должен быть комплексным. Израиль должен действовать против него экономическими, дипломатическими, военными и прочими методами. По мнению Беннета 70 процентов проблем безопасности Израиля связаны с действиями Ирана9. Будучи министром обороны, он занимался разработкой новой активной стратегии борьбы с иранской угрозой. Смысл заключался в том, чтобы «расплачивался Иран, а не его “посланники”».
9. «Главная цель – Иран». Интервью с министром обороны Нафтали Беннетом. News.ru.co.il. URL: >>>> (accessed 17.02.2022).
19 Речь идет о так называемой «доктрине Беннета»10. Первые упоминания о ней появились в израильской прессе в конце осени 2019 г. Она предусматривает интенсивные атакующие действия преимущественно против иранских целей на территории самого Ирана, но также и против иранских подразделений в Сирии11. Предполагается применять практику непропорциональных ответов. Таким образом, Израиль придерживается стратегии эскалационного доминирования, что сигнализирует о заинтересованности в изменении статуса-кво. Первую военную операцию в рамках своего оперативного плана уже в статусе премьер-министра Беннет провел в ночь на 17 июня 2021 г., когда танки ЦАХАЛ атаковали «проиранскую» цель в Сирии12. Против иранских целей в рамках данной стратегии удары наносились также: в августе 2019 г.13, в июне 2021 г. по объекту, связанному с иранской ядерной программой14, в мае 2022 г. удар был нанесен по объекту ВПК15. Также в мае 2022 г. в ответ на попытку убийства израильтян на Кипре, в Иране был убит полковник КСИР С. Ходаи, которого израильтяне подозревали в организации похищений и убийств израильских граждан16.
10. Удары, совершенные в январе 2023 г. по объектам в Исфахане, могут свидетельствовать о том, что нынешний премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху принял решение взять на вооружение антииранскую программу «Щупальца осьминога», разработанную Н. Беннетом. Ее смысл заключается в нанесении ударов по наиболее чувствительным местам Ирана вместо хаотичной борьбы на периферии. См. Bergman R., Sanger D. E., Fassihi F. Israel Launched Drone Attack on Iranian Facility, Officials Say. The New York Times. URL: >>>> (accessed 20.02.2023).

11. От сдерживания к нападению: план Беннета по выводу иранских сил из Сирии (מבלימה להתקפה: תוכנית בנט להוצאת הכוחות האיראניים מסוריה). Ynet. URL: >>>> (accessed 20.02.2022).

12. «Доктрина Беннета» в действии: новый премьер Израиля ударил по «Хизбалле» в Сирии. EDaily.com. URL: >>>> (accessed 20.02.2022).

13. Hubbard B., Bergman R. Warning Shots: Israel Spares Hezbollah Fighters to Avert a War. The New York Times. URL: >>>> (accessed 20.02.2022).

14. Fassihi F., Bergman R. Iran Atomic Agency Says It Thwarted Attack on a Facility. The New York Times. URL: >>>> (accessed 20.02.2022).

15. Fassihi F., Bergman R. Sensitive Iranian Military Site Was Targeted in Attack. The New York Times. URL: >>>> (accessed 20.02.2023).

16. Fassihi F., Bergman R. Israel Tells U. S. It Killed Iranian Officer, Official Says. The New York Times. URL: >>>> (accessed 20.02.2023).
20 В свою очередь Иран не считает, что политика еврейского государства как-либо изменится по отношению к исламской республике17.
17. Iran says Israel’s policy will not change with new government — ISNA. Reuters. URL: >>>> (accessed 20.02.2022).
21 Мало вероятно, что США допустят, чтобы Израиль нанес действительно сокрушительный удар по ядерной сфере Ирана. Между США и Израилем действует договоренность о принципе «без сюрпризов» в сфере безопасности и иностранных дел18.
18. Ravid B. U.S., Israel Vow ‘No Surprises’ Policy on Iran Nuke Talks. Haaretz. URL: >>>> (accessed 15.02.2022).
22 Подход к палестинской проблеме
23

Другие проблемы, стоящие перед израильским руководством, — необходимость установления долгосрочного мирного состояния с палестинскими группировками в Секторе Газа, а также решение вопроса о создании палестинского государства на Западном берегу р. Иордан.

24 Политический аспект в подходе к проблеме Сектора Газа
25 Впрочем, как такового политического решения по установлению долгосрочного мирного состояния с политическими группировками в Секторе Газа ни Беннет, ни Лапид не приводили19. Однако есть два других — экономический и военный. Выступая в 2014 году на форуме Sabana в Институте Брукингса, бывший на тот момент министром экономики Н. Беннет предложил соблюдать дихотомию20 в отношениях с Газой21.
19. Впрочем, Я. Лапид рассматривал проблему Сектора Газа шире, чем отношения между анклавом и Израилем, предлагая вести диалог с Египтом. Тот же самый подход он предлагал и в отношении Иорданской долины (взаимодействие с Иорданией), а также по проблематике создания палестинского государства (подключение государств Персидского залива) (см.: Glasser S. B. Yair Lapid: The Full Trascript. Politico. URL: >>>> (accessed 27.03.2023)). Причем он выступал за региональный формат обсуждения палестинской проблематики последовательно. В 2014 г. он и вовсе предлагал вынести на региональный саммит вопрос о «реабилитации анклава путем его демилитаризации» (тезис о демилитаризации будет положен им в 2021 г. в план его экономического восстановления). Тогда Лапид также предлагал дать Палестинской Автономии больше возможностей, чтобы сделать Рамаллу более весомым игроком в урегулировании проблематики Сектора Газа (например, он предлагал вернуть представителей Автономии на пограничные контрольно-пропускные пункты) (см.: Lapid: Diplomacy, demilitarization of Gaza only way forward. Ynetnews.com. URL: >>>> (accessed 27.03.2023); Brändlin A. S. Lapid: ‘Israel Will Protect Its Interests No Matter What’. Deutsche Welle. URL: >>>> (accessed 27.03.2023); PM Lapid's Speech to the United Nations General Assembly. Prime Minister’s Office. URL: >>>> (accessed 27.03.2022)).

20. Н. Беннет предлагал отделять невоенное досье от вопросов, связанных с укреплением безопасности ХАМАС. К первым он относил, например, открытие границ анклава для допуска на его территорию товаров гражданского назначения. Ко вторым он относил все запрещенные для поставки товары и услуги (в т. ч. двойного назначения), которые могли бы укрепить власть и военную мощь группировки в Секторе Газа.

21. Israel’s Future: A Conversation with Naftali Bennett, Minister of Economy; Minister of Religious Services, Jerusalem and Diaspora Affairs; Chairman, Jewish Home Party. Saban Forum. Brookings. URL: >>>> (accessed 15.02.2022).
26 С одной стороны, Беннет, будучи на посту премьер-министра, выступал за деблокирование поставок всех гражданских товаров (как на импорт, так и на экспорт). Так, например, уже 21 июня 2021 г. Израиль разрешил ограниченный экспорт фруктов, овощей и текстиля из Газы, а также пропустил в анклав почту с Западного берега (в Газу направлялись палестинские паспорта)22. Израильская администрация восстановила и в два раза увеличила зону рыболовства для жителей Газы. При этом на большие уступки Израиль пойти не мог — это могло быть неправильно считано и трактовано руководителями ХАМАС, то есть как сигнал их полной и безоговорочной победы. С другой стороны, Беннет выступал против поставок в Сектор Газа тех товаров, которые могут укрепить боеспособность ХАМАС. И Н. Беннет, и министр обороны Бенни Ганц предлагали внимательно следить за поставками двойного назначения.
22. Al-Mughrabi N., Ayyub R. Israel Allows Some Gaza Exports, Hamas Demands More Amid Fragile Truce. Reuters. URL: >>>> (accessed 15.02.2022).
27 Экономический аспект в подходе к проблеме Сектора Газа
28 Проблема экономического восстановления Сектора Газа чувствительна, политизирована и секьюретизирована для всех акторов, втянутых в палестино-израильское противостояние. Израиль и при правительстве Нетаньяху (в предыдущие каденции), и при правительстве Беннета-Лапида связывал ее с необходимостью возвращения ХАМАСом пленных израильтян, находящихся в анклаве еще с 2014–2015 годов. Пока они не будут возвращены, заявлялось, что Сектор Газа будет удерживаться на «базовом гуманитарном пороге»23.
23. Lis J. Gantz: Non-humanitarian Aid to Gaza Depends on Return of Israeli Soldiers’ Bodies. Haaretz. URL: >>>> (accessed 15.02.2022); Bar’el Z. Israel’s Offer to Hamas: Captives for Coriander. Haaretz. URL: >>>> (accessed 15.02.2022).
29 Остро стоит вопрос финансовых выплат, напрямую касающийся восстановления анклава. Многие страны и организации осуществляют финансовую помощь (выплаты) Сектору Газа, направленную на его восстановление и поддержку его развития. Однако по мнению израильских властей, деньги оседают в карманах высших функционеров ХАМАС и идут на строительство военных объектов, закупку и модернизацию вооружений. Даже те денежные средства, что доходят до обычных жителей Газы, — это деньги, выплаченные за их наемный труд в интересах ХАМАС.
30 В результате проблема финансовой помощи Сектору Газа используется всеми акторами в качестве политического торга. Так, например, палестинские власти в Рамалле заинтересованы, чтобы финансовые потоки проходили через них. США не выступают против этого. При таком раскладе власти на Западном берегу получают инструмент давления на своих политических оппонентов в Секторе Газа. Такой подход неприемлем для ХАМАС, учитывая его амбиции установить свою власть и в Рамалле.
31 Израиль также использует этот инструмент как фактор торга с ХАМАС. Правительство Нетаньяху проводило политику «умиротворения» радикалов путем разрешения ввоза на территорию анклава огромного количества наличных денег из Катара, что, впрочем, не привело к диалогу и длительному перемирию между враждующими сторонами. Сложность заключается еще и в том, что Израиль не хочет передавать решение этого вопроса палестинским властям в Рамалле.
32 В свою очередь, ХАМАС, помимо всего прочего, также ставит переговорный процесс о более долгосрочном перемирии в зависимость от обмена заключенными с Израилем и пропуска в Сектор Газа финансовой и другой помощи24.
24. Boxerman A. Hamas says willing to hold ‘immediate negotiations’ with Israel on prisoner swap. The Times of Israel. URL: >>>> (accessed 17.02.2022).
33 Военный аспект в подходе к проблеме Сектора Газа
34 Куда более четко Н. Беннет формулировал военный подход к проблеме Сектора Газа: в случае новой эскалации, ХАМАС натолкнется на «железную стену»25. Ранее, еще будучи министром обороны, Нафтали Беннет заявлял, что не видит выхода из той ситуации, которая сложилась в Секторе Газа. Он также отмечал, что будет вынужден провести широкомасштабную и «совершенно иную военную операцию», целью которой является кардинальное изменение ситуации в анклаве и вокруг него — «полный перезапуск (restart) системы отношений с Газой»26.
25. Bennett’s full speech to Knesset. The Jerusalem Post. URL: >>>> (accessed 08.02.2022).

26. «Главная цель — Иран». Интервью с министром обороны Нафтали Беннетом. News.ru.co.il. URL: >>>> (accessed 17.02.2022).
35 Он предлагал не ждать, пока радикалы начнут эскалацию, а действовать превентивно. Особенность подхода Беннета заключалась в том, что он не разделял радикалов в Газе на группировки — вся ответственность лежит на ХАМАС27. По мнению Беннета, в ответ на действия ХАМАС и «Исламского джихада» должны поражаться иранские прокси в Сирии, поскольку за действиями организаций и группировок в Секторе Газа стоит Иран28. Впрочем, чего-то совершенного нового в подходе Беннета не было. Еще в каденцию его предшественника Б. Нетаньяху в ответ на действия палестинских группировок из анклава, Израиль наносил удары по целям в Сирии, оказывая давление как на власти в Дамаске, так и на Тегеран.
27. «Главная цель — Иран». Интервью с министром обороны Нафтали Беннетом. News.ru.co.il. URL: >>>> (accessed 17.02.2022).

28. «Главная цель — Иран». Интервью с министром обороны Нафтали Беннетом. News.ru.co.il. URL: >>>> (accessed 17.02.2022).
36 Первые удары по Газе в качестве премьер-министра Нафтали Беннет санкционировал в ночь с 15 на 16 июня 2021 г. в ответ на террор «огненных шаров» (запуски радикалами заминированных шаров и шаров с зажигательной смесью). Впрочем, несмотря на то, что сценарий широкомасштабной операции исключать нельзя, новый виток конфликта в анклаве пока что не выгоден.
37 Что касается Я. Лапида, то он не артикулировал военную составляющую своей стратегии по Сектору Газа, больше говоря о необходимости проведения регионального диалога и экономического восстановления территории29. Однако, заняв пост премьер-министра, в августе 2022 г. он санкционировал проведение упреждающей военной операции «Рассвет» против базирующегося в анклаве движения «Палестинский исламский джихад»30. Лапид подчеркнул, что государство «не будет сидеть сложа руки, когда его гражданскому населению пытаются нанести вред», а также что его «правительство проводит политику нулевой терпимости к любым попыткам нападений из Газы на израильскую территорию»31.
29. Непосредственно конкретный двухэтапный план по экономическому восстановлению анклава Я. Лапид представил уже на посту министра иностранных дел в 2021 г. (он также подтвердил его в 2022 г в качестве премьер-министра после проведения военной операции «Рассвет» против «Палестинского исламского джихада» в Секторе Газа). Причем он заявлял, что войны и блокады не приносят желаемый результат. См.: Lis J. Israel's Lapid Presents Plan for Gaza Reconstruction, Saying Wars and Blockade Are Not Working. Haaretz. URL: >>>> (accessed 27.03.2023); Экономика в обмен на безопасность — речь главы МИД Израиля Яира Лапида. Министерство иностранных дел. URL: >>>> (accessed 27.03.2023).

30. В отличие от Н. Беннета и Б. Нетаньяху, Я. Лапид все же разделяет военные группировки в анклаве. Так, например, во время операции «Рассвет» в августе 2022 г. он не упоминал ХАМАС как сторону конфликта.

31. Full text of Israeli Prime Minister Yair Lapid’s comments on Gaza military operation. Jewish News Syndicate. URL: >>>> (accessed 27.03.2023).
38 Проблема создания Палестинского государства
39 Что касается Палестинской национальной автономии в той ее части, что контролируется ФАТХ, и создания на ее основе палестинского государства — здесь взгляды Беннета и Лапида расходятся. Если Я. Лапид видел решение палестинской проблемы в создании государства палестинского народа на Западном берегу, то Н. Беннет выступал против такого исхода. В чем они оба согласны — Иерусалим неделим, и должен оставаться израильской столицей.
40 Нафтали Беннет выступал против создания палестинского государства «в сердце Израиля». Во-первых, создание независимого государства повлечет за собой вынужденную потерю Израилем контроля над ситуацией в новообразованной политической единице. В одном из своих интервью он говорил, что откуда бы Израиль ни уходил, он получал террор с этих территорий. При этом Беннет любит подчеркивать, что Израиль не подвергается ракетным атакам с Западного берега, потому что Израиль не передал эти земли арабам. Во-вторых, уход израильских сил безопасности, по его мнению, приведет к тому, что власть в палестинском государстве окажется в руках радикальных исламистов. В-третьих, если построить государство палестинцев в «сердце Израиля», в него устремятся миллионы палестинских беженцев из других арабских стран. Беннет считал, что в Рамалле беженцы будут не нужны, напротив, их будут подстрекать вернуться туда, откуда им пришлось бежать — в Хайфу и другие израильские города. По всей видимости, это станет триггером нового регионального конфликта.
41 По мнению Беннета, «идеального» решения данной проблемы не существует32. Кратко концепцию Беннета можно представить следующими ключевыми пунктами: совершенствование Палестинской автономии; улучшение инфраструктуры Западного берега; укрепление экономических отношений между Израилем и Палестинской автономией; и самое интересное — предоставление гражданства палестинцам, проживающим в зоне С, через распространение над ней израильского законодательства (поскольку она должна будет отойти Израилю).
32. Bennett N. For Israel, Two-State Is No Solution. The New York Times. URL: >>>> (accessed 17.02.2022).
42 Таким образом, Н. Беннет предлагал палестинцам расширенную автономию, отличающуюся от государства тем, что администрация автономии не будет контролировать свои границы и не будет иметь собственных вооруженных сил. При этом ХАМАС исключается из каких-либо соглашений. Еще одно ограничение, которое накладывал Беннет на Палестинскую автономию — необратимость наказания террористов в случае их нахождения на ее территории. Включение же палестинцев, проживающих в зоне С на Западном берегу, по его мнению, никак не изменит демографический состав еврейского государства. Что касается Иерусалима, то он предлагает два подхода33. Первый — предоставить полный спектр услуг арабам, живущим в Иерусалиме. Второй — придерживаться принципа нулевой терпимости к беззаконию в арабском секторе Иерусалима (и шире — в арабских деревнях на территории Израиля).
33. Israel’s Future: A Conversation with Naftali Bennett, Minister of Economy; Minister of Religious Services, Jerusalem and Diaspora Affairs; Chairman, Jewish Home Party. Saban Forum. Brookings. URL: >>>> (accessed 15.02.2022).
43 План Беннета довольно амбициозен и трудно выполним. Но Нафтали Беннет не был намерен сдаваться. «Я буду работать, чтобы сделать этот план государственной политикой», — резюмировал он в своей статье. При этом Беннет настаивал, что невозможно решить палестино-израильскую проблему, действуя непоследовательно. В его словах заложена критика того подхода, который практикует как Нетаньяху, так и Лапид. Единственный возможный вариант создания полноценного палестинского государства по Беннету — через всенародный референдум.
44 Напротив, Я. Лапид — сторонник решения палестино-израильского конфликта по формуле «два государства для двух народов» (“separation”)34. Причем такое решение является критически важным для сохранения статуса Израиля как еврейского государства. Однако в этом случае Израилю придется отдать так называемые «отдаленные поселения»35. По его мнению, этот вопрос стоит отложить, и направить все внимание на скорейшее создание палестинского государства в тех районах Западного берега, где нет евреев. Срок установления окончательных границ — от 3 до 5 лет. Палестинское государство должно быть демилитаризовано. Желательно, чтобы толчок к новому раунду дали США. Такое желание Лапида можно трактовать, во-первых, как снятие с себя ответственности за неудачу, или наоборот за большие уступки, во-вторых, как попытку легитимизировать сам раунд переговоров и ускорить его: некая аллюзия на посредническую роль США во время саммитов в Кемп-Дэвиде 1979 и 2000 гг.
34. Countdown to Israel’s Election: A Conversation with Yair Lapid. The Washington Institute for Near East Policy. URL: >>>> (accessed 10.02.2022).

35. Ruderon J. Fresh Israeli Face Plays Down Dimming of Political Star. The New York Times. URL: >>>> (accessed 18.02.2022).
45 Стоит отметить, что Яир Лапид — не сторонник изменения поселенческой политики Израиля. Он не собирался останавливать так называемое «естественное расширение» (“natural expansion”) израильских поселений на Западном берегу, а также сокращать финансовые стимулы, предлагаемые израильтянам для переезда в поселения. Лапид считал, что под израильским контролем должны остаться Восточный Иерусалим и окружающие его районы (например, Маале-Адумим), а также Иорданская долина. При этом Лапид определял контроль израильтян над историческими (библейскими) и стратегически значимыми землями через определение «суверенитет» (“sovereignty”), отделяя его от «аннексии» (“annexation”). Разница между двумя этими понятиями, по его мнению, заключается в том, что «аннексия» — это односторонний шаг. То есть установление израильского контроля над исторически и стратегически важными территориями должно быть проведено не как односторонний шаг, а не иначе как в процессе создания палестинского государства36.
36. Причем Я. Лапид выступал с позиции, что Государству Израиль должны отойти уже возведенные поселения (особенно крупные блоки поселений вокруг городов Иерусалим и Ариэль) (см.: Brändlin A. S. Lapid: ‘Israel will protect its interests no matter what’. Deutsche Welle. URL: >>>> (accessed 27.03.2023)). В 2018 г. он также призывал не ждать, когда будут построены промышленные объекты в зоне С, а присоединять ее территории пока США оказывают Израилю широкую поддержку. См.: The INSS Plan: A Political-Security Framework for the Israeli-Palestinian Arena. INSS. URL: >>>> (accessed 27.03.2023).
46 Впрочем, такой шаг должен расцениваться не как уступка или подарок кому-либо, а лишь как способ реализации интересов самого Израиля. Отказ от односторонних действий продиктован еще и той «травмой», которая была нанесена Израилю действиями Ариэля Шарона, когда он отошел к границе 1967 г., в одностороннем порядке проведя размежевание с Сектором Газа. Нужно отметить, что двугосударственное решение не приведет к окончанию противостояния между израильтянами и палестинцами, но зато его упорядочит, сделает более понятным. Так мыслил Яир Лапид, когда говорил о данной формуле. Такой подход отличает его как от правых (они против такого подхода), так и от левых (в их понимании такой сценарий должен привести к миру).
47 Стоит указать на существенный нюанс — ни Беннет, ни Лапид не верили, что стоит идти на соглашения с нынешним режимом в Рамалле и с Махмудом Аббасом, в частности. Беннет считал его подстрекателем и одним из спонсоров терроризма (обвиняя его в выплате пособий семьям палестинцев, находящимся в израильских тюрьмах), а Лапид считал его «одним из отцов-основателей концепции виктимизации палестинцев»37. Они оба не торопились реализовывать свои планы и готовы были сохранять сложившийся статус-кво.
37. Countdown to Israel’s Election: A Conversation with Yair Lapid. The Washington Institute for Near East Policy. URL: >>>> (accessed 10.02.2022).
48 То же самое касается и Рамаллы. Несмотря на заявление премьер-министра ПНА Мухаммеда Штайе, что уход Нетаньяху ознаменовал собой окончание главы одного из «худших периодов»38 палестино-израильского конфликта, он также не видел перспектив на пути продвижения Израиля к мирному соглашению с палестинцами.
38. Ramallah says Netanyahu departure ends ‘one of worst periods’ of conflict. The Times of Israel. URL: >>>> (accessed 03.03.2022).
49 К тому же существует вероятность того, что власть ФАТХа в Рамалле может быть сметена самими палестинцами, недовольными коррумпированностью режима М. Аббаса. ХАМАС активно проводит стратегию подрыва — способствует радикализации молодежи с целью воздействия на внутреннюю ситуацию. Растущая популярность ХАМАСа среди молодежи Западного берега вынудила президента ПНА весной 2021 г. вновь отложить парламентские и президентские выборы.
50 Modus operandi
51 Решение иранской проблемы связано с действиями США. Есть основания полагать, что Соединенные Штаты, вне зависимости от того, какое правительство у власти в Израиле, будут прислушиваться к заявлениям своего союзника, но действовать будут на свое усмотрение. У Байдена всегда есть возможность либо усилить антииранский блок в регионе, добавив к «Соглашениям Авраама» Саудовскую Аравию, либо наоборот, вынудить еврейское государство пойти на неофициальные переговоры с Ираном. Это сигнализирует о том, что США будут проводить стратегию давления по отношению к Израилю с целью сохранить существующий статус-кво.
52 Что касается силового давления на Иран со стороны Израиля, то более жизнеспособной стратегией здесь видится сдерживание путем повышения риска (например, постепенно уничтожая ключевые узлы функционирования ядерной программы Ирана), менее вероятной — стратегия упреждающей эскалации (полное лишение Ирана возможности угрожать Израилю, прежде чем Тегеран сможет реализовать свои угрозы, или даже объявить их). Это свидетельствует о том, что Израиль нацелен на сохранение существующего статуса-кво. Стоит еще раз подчеркнуть, что на данном этапе, превентивная эскалация представляется гипотетической. Многое здесь будет зависеть от действий США — сумеют ли они остановить Иран в ядерной деятельности в пределах красной линии для Израиля.
53 Израиль и дальше будет стремиться элиминировать проблему поддержки Ираном палестинских группировок в Секторе Газа, путем реализации «доктрины Беннета», проводя интенсивные атакующие действия против иранских целей в Иране, Сирии и Ливане. Это предполагает применение практики непропорциональных ответов. Таким образом, в отношении данного типа угроз Израиль придерживается стратегии эскалационного доминирования, что сигнализирует о заинтересованности в изменении статуса-кво.
54 Решение палестинской проблемы остается наиболее трудным и требует большого временного и волевого ресурса. Разные подходы Н. Беннета и Я. Лапида к вопросу о создании палестинского государства, сложный состав самой коалиции — она состояла из сил, представляющих совершенно разные, порой диаметрально противоположные политические лагеря Израиля, и короткий срок нахождения ее у власти не создавал иллюзий насчет урегулирования данной проблемы. Однако и Беннет, и Лапид понимали, что необходимо выработать государственную стратегию в отношении арабского (в том числе и палестинского) меньшинства. Подход к разным группам арабского населения должен был быть как комплексным, так и индивидуальным, опираясь на их самоидентификацию: интегрирование арабской молодежи в израильскую социальную и политическую жизнь; создание новой мифологемы для этой социальной страты, которая заменит их идентификацию с «великой Палестиной от реки до моря»; установление контроля над большей частью имамов в Израиле и развитие государственной системы светского образования для всех групп арабов.
55 Только создание новой идеологии может поспособствовать изменению представлений арабской части израильского общества по отношению к израильскому руководству и привести к легитимации права органов центральной исполнительной власти Израиля на управление ими. Так можно остановить процесс исламизации, охвативший арабскую улицу. Иначе этим дискурсом и дальше будут пользоваться радикальные группировки из Сектора Газа.
56 Для сохранения умеренных сил на Западном берегу и дерадикализации молодежи, Израилю необходимо предпринять политические и экономические шаги. Определенный статус-кво этой части автономии обеспечивали мелкие и средние собственники. Им было что терять, и они наполняли городские бюджеты, а потому муниципальные власти шли на сотрудничество с израильскими властями. Потеря этой прослойки палестинского общества может привести к тому, что Израиль получит второй Сектор Газа.

Библиография

1. Звягельская И. Д. История Государства Израиль. М.: «Аспект Пресс», 2012. 360 с.

2. Карасова Т. А. Новые тенденции в региональной политике Израиля (2009–2019 гг.). Вестник МГИМО-Университета. 2019. T. 12. № 4. С. 180–200

3. Костенко Ю. И. Региональная стратегия Израиля: Вызовы и ответы. М.: «Аспект Пресс», 2020. 192 с.

4. Марьясис Д. А. Израиль в системе международных экономических отношений (1985–2005). М.: ИВ РАН, ИБВ, 2007. 324 с.

5. Марьясис Д. А. Китай и Израиль: 25 лет экономического сотрудничества. Азия и Африка сегодня. 2018. № 7. С. 40–46

6. Морозов В. М., Байков А. А., Гневашева В. А., Микаелян А. А. «Инновационное стратегическое сотрудничество»: китайско-израильские отношения в сферах экономики и безопасности. Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 12. С. 15–26

7. Носенко Т. В., Семенченко Н. А. Напрасная вражда. Очерки советско-израильских отношений 1948–1991  гг. М.: «Крафт+», ИВ РАН, 2015. 260 с.

8. Примаков Е. М. Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами. М.: «Центрполиграф», 2016. 415 с.

9. «Главная цель — Иран». Интервью с министром обороны Нафтали Беннетом. News.ru.co.il. URL: https://www.newsru.co.il/israel/26feb2020/bennet_int_701.html (accessed 17.02.2022).

10. «Доктрина Беннета» в действии: новый премьер Израиля ударил по «Хизбалле» в Сирии. EDaily.com. URL: https://eadaily.com/ru/news/2021/06/17/doktrina-benneta-v-deystvii-novyy-premer-izrailya-udaril-po-hizballe-v-sirii (accessed 20.02.2022).

11. От сдерживания к нападению: план Беннета по выводу иранских сил из Сирии (מבלימה להתקפה: תוכנית בנט להוצאת הכוחות האיראניים מסוריה). Ynet. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5633824,00.html (accessed 20.02.2022).

12. Экономика в обмен на безопасность — речь главы МИД Израиля Яира Лапида. Министерство иностранных дел. URL: https://www.gov.il/ru/departments/news/fm-lapid-presents-plan-economy-for-security-for-gaza (accessed 27.03.2023).

13. Al-Mughrabi N., Ayyub R. Israel Allows Some Gaza Exports, Hamas Demands More Amid Fragile Truce. Reuters. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/israel-allows-some-gaza-exports-one-month-after-truce-2021-06-21/ (accessed 15.02.2022).

14. Bar’el Z. Israel’s Offer to Hamas: Captives for Coriander. Haaretz. URL: https://www.haaretz.com/opinion/.premium-israel-s-offer-to-hamas-return-israeli-captives-and-we-ll-give-you-coriander-1.9848077 (accessed 15.02.2022).

15. Bennett N. For Israel, Two-State Is No Solution. The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2014/11/06/opinion/naftali-bennett-for-israel-two-state-is-no-solution.html (accessed 17.02.2022).

16. Bennett’s Full Speech to Knesset. The Jerusalem Post. URL: https://www.jpost.com/israel-news/bennetts-full-speech-to-knesset-read-it-here-670913 (accessed 08.02.2022).

17. Bergman R., Sanger D. E., Fassihi F. Israel Launched Drone Attack on Iranian Facility, Officials Say. The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2023/01/29/world/middleeast/iran-drone-strike-israel.html (accessed 20.02.2023).

18. Boxerman A. Hamas says willing to hold ‘immediate negotiations’ with Israel on prisoner swap. The Times of Israel. URL: https://www.timesofisrael.com/hamas-says-willing-to-hold-immediate-negotiations-with-israel-on-prisoner-swap/ (accessed 17.02.2022).

19. Brändlin A. S. Lapid: ‘Israel will protect its interests no matter what’. Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/en/yair-lapid-israel-will-protect-its-interests-no-matter-what/a-39168640 (accessed 27.03.2023).

20. Countdown to Israel’s Election: A Conversation with Yair Lapid. The Washington Institute for Near East Policy. URL: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/countdown-israels-election-conversation-yair-lapid (accessed 10.02.2022).

21. Glasser S. B. Yair Lapid: The Full Trascript. Politico. URL: https://www.politico.com/magazine/story/2017/03/susan-glasser-yair-lapid-transcript-214909/ (accessed 27.03.2023).

22. Fassihi F., Bergman R. Iran Atomic Agency Says It Thwarted Attack on a Facility. The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2021/06/23/world/middleeast/iran-atomic-agency-attack.html (accessed 20.02.2022).

23. Fassihi F., Bergman R. Israel Tells U.S. It Killed Iranian Officer, Official Says. The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2022/05/25/world/middleeast/iran-israel-killing-khodayee.html (accessed 20.02.2023).

24. Fassihi F., Bergman R. Sensitive Iranian Military Site Was Targeted in Attack. The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2022/05/27/world/middleeast/iran-drone-attack.html (accessed 20.02.2023).

25. Full text of Israeli Prime Minister Yair Lapid’s comments on Gaza military operation. Jewish News Syndicate. URL: https://www.jns.org/full-text-of-israeli-prime-minister-yair-lapids-comments-on-gaza-military-operation/ (accessed 27.03.2023).

26. Hubbard B., Bergman R. Warning Shots: Israel Spares Hezbollah Fighters to Avert a War. The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2020/04/22/world/middleeast/israel-hezbollah-knock-on-roof.html (accessed 20.02.2022).

27. Iran says Israel’s policy will not change with new government — ISNA. Reuters. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/iran-says-israels-policy-will-not-change-with-new-government-isna-2021-06-14/ (accessed 20.02.2022).

28. Israel’s Future: A Conversation with Naftali Bennett, Minister of Economy; Minister of Religious Services, Jerusalem and Diaspora Affairs; Chairman, Jewish Home Party. Saban Forum. Brookings. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2014/12/Transcript-uncorrected-naftali-bennett.pdf (accessed 15.02.2022).

29. Lapid: Diplomacy, demilitarization of Gaza only way forward. Ynetnews.com. URL: https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4566160,00.html (accessed 27.03.2023).

30. Lis J. Gantz: Non-humanitarian Aid to Gaza Depends on Return of Israeli Soldiers’ Bodies. Haaretz. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/.premium-gantz-non-humanitarian-aid-to-gaza-depends-on-return-of-israeli-soldiers-bodies-1.9836555 (accessed 15.02.2022).

31. Lis J. Israel's Lapid Presents Plan for Gaza Reconstruction, Saying Wars and Blockade Are Not Working. Haaretz. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/2021-09-12/ty-article/.premium/lapid-presents-plan-for-gaza-reconstruction-saying-wars-and-blockade-arent-working/0000017f-db27-d3a5-af7f-fbaf1fcc0000 (accessed 27.03.2023).

32. Naftali Bennett and Dan Senor: Threats Facing Israel in A Changing Middle East. 92Y. URL: https://www.92y.org/archives/naftali-bennett-and-dan-senor-threats-facing-israel-in-a-changing-middle-east (accessed 10.02.2022).

33. PM Lapid's Speech to the United Nations General Assembly. Prime Minister’s Office. URL: https://www.gov.il/en/departments/news/event-speech-un220922 (accessed 27.03.2022).

34. Ramallah says Netanyahu departure ends ‘one of worst periods’ of conflict. The Times of Israel. URL: https://www.timesofisrael.com/liveblog_entry/ramallah-says-netanyahu-departure-ends-one-of-worst-periods-of-conflict/ (accessed 03.03.2022).

35. Ravid B. U.S., Israel Vow ‘No Surprises’ Policy on Iran Nuke Talks. Haaretz. URL: https://www.haaretz.com/.premium-u-s-israel-vow-no-surprises-on-iran-1.5251434 (accessed 15.02.2022).

36. Ruderon J. Fresh Israeli Face Plays Down Dimming of Political Star. The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2013/05/20/world/middleeast/fresh-israeli-face-plays-down-political-decline.html (accessed 18.02.2022).

37. Secretary of State Confirmation Hearing. C-SPAN. URL: https://www.c-span.org/video/?507953-1/secretary-state-nominee-antony-blinken-testifies-confirmation-hearing (accessed 08.02.2022).

38. The INSS Plan: A Political-Security Framework for the Israeli-Palestinian Arena. INSS. URL: https://www.inss.org.il/inss-plan-political-security-framework-israeli-palestinian-arena-2/ (accessed 27.03.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести