Племенной фактор в мирном урегулировании ливийского кризиса
Племенной фактор в мирном урегулировании ливийского кризиса
Аннотация
Код статьи
S268684310025567-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лученков Иван Романович 
Должность: Магистрант программы «Политика и международные отношения стран Азии и Африки»
Аффилиация: Кафедра теории общественного развития стран Азии и Африки, Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Россия
Адрес: Санкт-Петербург, Красносельское шоссе 54/1, 529
Выпуск
Страницы
229-242
Аннотация

варфалла и Туарегского совета старейшин, которые в течение долгих лет призывают покончить со смутой, акцентируя внимание на традиционно исламской категории — фитна, подтверждая, что ливийский кризис не может быть решен за пределами страны, и что иностранное вмешательство наносит урон интересам ливийского народа.

Она не является обязательным атрибутом традиционного кочевого или племенного сообщества и не основана исключительно на кровнородственных связях. Однако данный термин употребляется зачастую в негативной коннотации, поскольку означает радикальную приверженность к определенной группе, которая формирует особые семейно-клановые отношения.

играют заметную роль в обеспечении политического равновесия, борьбе с террористическими группировками и поддержании уровня безопасности, оказывая широкую поддержку политическим лидерам, претендующим на главенство в деле реконсолидации Ливии.

Тем не менее стоит дистанцироваться от дестабилизирующих проявлений межплеменных взаимоотношений, поэтому целью настоящего исследования является изучение роли арабо- и бербероязычных племен трех основных регионов Ливии: Киренаики, Триполитании и Феззана в деэскалации конфликта, направленной на восстановление ливийской государственности и проведение парламентских и президентских выборов.

Ключевые слова
Ливия, племена, асабийя, фитна, парламентские и президентские выборы, регионализм, ливийская нация
Классификатор
Получено
11.05.2023
Дата публикации
23.05.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
445
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 В канун самопровозглашения Абу Бакра аль-Багдади халифом запрещенной на территории Российской Федерации террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» в интервью «Радио Свободы» от 25 июня 2014 года известный израильский публицист и политический эксперт советского происхождения Яков Кедми высказал мнение, заключавшееся в том, что на всей территории арабского Ближнего Востока, за исключением Египта, государственность представляет собой институционализированные племенные структуры, делая основной акцент на текущую, на тот момент, ситуацию в Ливии1.
1. Кара-Мурза В. А. Грани Времени. Арабский Восток: новая угроза стабильности? Радио Свобода. 25.06.2014. URL: >>>> (accessed 15.02.2022).
2 К этому времени в Ливии уже полтора месяца набирает обороты новый этап гражданской войны; ведущие региональные коллективные политические акторы в лице Палаты представителей Ливии и Нового Всеобщего национального конгресса и аффилированных с ними военных формирований де-факто делят страну на два противоборствующих лагеря — Запад и Восток [Бабкин, Егорин, Миронова, Подцероб, 2021, c. 35–40]. Однако дихотомизирование этих процессов, происходивших в пределах ливийских государственных границ, населенных многочисленными племенными конфедерациями, необъективно отражало бы реальность.
3 Уже к октябрю 2014 года, главным образом, Сирт и Дерна были захвачены вторгшимися на ливийское побережье последователями квазихалифата, однако к 2016 году они были разгромлены, а эти города освобождены. В дальнейшем всякое противостояние между ливийскими акторами постепенно теряло религиозную окраску и сводилось к борьбе не столько за территорию, сколько за ресурсы, в частности нефтяные месторождения [Васильев et al., 2021, c. 8–12]. В свою очередь основные стороны конфликта подписывают в марокканском городе Схират соглашение, предвосхитившее начало процесса по стабилизации и деэскалации политического диалога, направленного на восстановление ливийской государственности и проведение парламентских и президентских выборов [Lacher, 2020, pp. 44–45].
4 Племена Ливии, независимо от этнической принадлежности, играют заметную роль в обеспечении политического равновесия, борьбе с террористическими исламистскими группировками и поддержании уровня безопасности, оказывая широкую поддержку политическим движениям и их лидерам, претендующим на главенство в деле реконсолидации ливийских территорий.
5 Целями настоящего исследования являются изучение роли племен в мирном урегулировании ливийского кризиса в контексте подготовки к президентским и парламентским выборам, неоднократно переносимых на неопределенный срок, и анализ взаимодействия главных политических ливийских деятелей современности с данными структурами. Важно отметить, что текущий перенос президентских и парламентских выборов не был неожиданным, так как обсуждение по этому вопросу проходило на высоком уровне почти за год до предполагаемой даты2.
2. Наджиди А. (نجيدي احمد) Марокко предупреждает об институциональном вакууме в Ливии (المغرب يحذر من الفراغ المؤسساتي في ليبيا). Аль-Араб. 22.12.2022. URL: https://www.alaraby.co.uk/politics/المغرب-يحذر-من-الفراغ-المؤسساتي-في-ليبيا (accessed 23.02.2021).
6 В этой связи заслуживает особого внимания активная социальная деятельность Общественного совета ливийских племен варфалла и Туарегского совета старейшин, которые являются репрезентативными для ситуации на западе и юге Ливии — Триполитании и Феззана. Что же касается востока страны — Киренаики, то на момент наступления на Триполи в 2019 году племенные коллективные органы этого региона не обладали значительным политическим весом, так как здесь военные структуры под руководством Халифы Хафтара занимали доминирующее положение. Тем не менее, после провала операции на Западе страны Хафтар потерял значительную часть инструментов политического влияния, и к 2020 году племена восточной Ливии, главным образом, города Дерна, заявили о своей приверженности Каирской декларации, отвергнутой в Триполи и выдвинутой спикером парламента Агилой Салехом для урегулирования ливийского кризиса, оказывая ему полную поддержку в грядущей президентской кампании3.
3. Шами Х. (خالد الشامي) Племена Киренаики поддерживают Агиллу Салеха и Хафтара (قبائل برقة تدعم عقيلة صالح وحفتر). Almasryalyoum.com. 12.06.2021. URL: https://www.almasryalyoum.com/news/details/2105263 (accessed 10.02.2022).
7 Данные организации в течение долгих лет призывают покончить со смутой, которую принесла братоубийственная война, акцентируя внимание на традиционно исламской категории — фитна4, подтверждая, что бремя окончательного урегулирования сложившегося кризиса лежит на самих ливийцах, он не может быть решен за пределами страны, и излишнее иностранное вмешательство лишь наносит урон интересам ливийского народа.
4. Джума А. (أحمد جمعة) Ливийские племена Варфалла призывают к необходимости мобилизации и изгнания из страны наемников ("قبائل ورفلة" الليبية تدعو لضرورة إخراج المرتزقة وتحشد لطردهم من البلاد). Youm7.com. 07.08.2021. URL: https://m.youm7.com/amp/2021/7/8/قبائل-ورفلة-الليبية-تدعو-لضرورة-إخراج-المرتزقة-وتحشد-لطردهم-من/5383520 (accessed 10.02.2022).
8 Категория асабийя или социальная солидарность имеет ключевое значение в рамках исследуемого кейса. Она не обязательно является атрибутом традиционного кочевого или племенного сообщества и не основана исключительно на кровнородственных связях [Latiff, Razali, Mohd Tohar, 2016, pp. 66–67]. Согласно одной из распространенных интерпретаций [Yıldız, 2010, s. 35], данный термин может употребляется в негативной коннотации, поскольку означает радикальную приверженность к определенной группе, которая формирует семейно-клановые отношения, демонстрирующие особую лояльность и сплоченное неразрывное единство независимо от обстоятельств.
9 Исследовательская методология базируется на эмпирическом методе, который заключается в анализе официальных документов: коммюнике и постановлений Общественного совета ливийских племен варфалла и Туарегского совета старейшин, а также иных соглашений и публикаций СМИ.
10 В основе теоретической базы данной работы лежат фундаментальные исследования, направленные на изучение череды событий, произошедших в Ливии за последние десять лет: коллективная монография отечественных исследователей ИВ РАН «Ливия после Каддафи» [Бабкин et al., 2021], статья авторов-востоковедов, преподавателей НИУ ВШЭ — Москва “Libya, the United States and Russia in the Never-Ending Game of Checkers” [Chuprygin, Chuprygina, Matrosov, 2021] и работа немецкого исследователя-международника Вольфрама Лэхера “Libya’s Fragmentation. Structure and Process in Violent Conflict” [Lacher, 2020].
11 В виду того, что племенные отношения зачастую выходят за рамки политологического анализа, данное исследование синтезирует в себе методы политической антропологии, главным образом структурного функционализма, опираясь на работу классика социально-культурной антропологии Альфреда Радклифа-Брауна “Structure and Function in Primitive Society” [Radcliffe-Brown, 1952] и монографию французского социолога Жоржа Баландье “Anthropologie Politique” [Balandier, 2013].
12 Согласно определению британского социокультурного антрополога, оппонента Радклифа-Брауна, Эдуарда Эвана Эванс-Притчарда, ключевыми характеристиками племени как социо-политической единицы являются: общее наименование, проживание на общей территории, наличие общего самосознания, а также ряд таких моральных обязательств, как посредничество при разрешении межплеменных конфликтов, и безоговорочное объединение в войне против других племен [Evans-Pritchard, 1945, pp. 70–72].
13 В статье Эванс-Притчарда “The Sanusi of Cyrenaica” мы можем найти анализ борьбы племенных шейхств как против итальянской колониальной экспансии, так и между собой, в жизни которых, пользуясь марксисткой терминологией, суфийская версия ислама была лишь надстройкой, в свою очередь именно традиционные племенные кровнородственные связи имели первостепенное значение [Evans-Pritchard, 1945, Pp. 71–75].
14 Племя в социо-политической жизни Ливии
15 Сильная племенная консолидация как социальное явление всегда была одним из доминирующих факторов в политической жизни Ливии. Муаммар Каддафи вступил в открытую конфронтацию с лидерами племен с целью нейтрализации их политического веса и влияния после осуществления государственного переворота 1969 года против короля Идриса ас-Санусси, в свержение которого ведущий вклад внесли именно офицеры, происходившие из племен варфалла [Cole, McQuinn, 2015, p. 288]. Важно отметить, что внутренняя политика полковника Каддафи долгие годы была нацелена на построение режима «прямой демократии» [Тюрин, 2017, с. 18] с опорой на особенности племенного менталитета трех географических регионов страны — Триполитании, Киренаики и Феззана.
16 После свержения Каддафи наличие доминирующего племенного фактора стало очевидным, поскольку племена сформировали собственные вооруженные отряды. В разгар бушующего противостояния между Правительством национального согласия во главе с Фаизом ас-Сараджем с одной стороны, и Ливийской национальной армией во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром с другой стороны, именно племена стали опорой в этом конфликте, поддерживая ту или иную конкурирующую сторону.
17 Племенная география Ливии
18 Племенная карта Ливии напрямую свидетельствует о борьбе за влияние и власть. На западе страны велика роль племенной конфедерации варфалла, численность которой превышает один миллион человек, чьим антагонистом выступают племена тархуна, составляющие около трети населения столицы, и племена г. Мисраты. Наряду с Сиртом Бени-Валид, главный город племен варфалла, был центром координации сторонников Муаммара Каддафи. Несмотря на причастность варфалла к попытке свержения Каддафи в 1993 году и последовавшую жесткую реакцию, шейхи Бени-Валид с самого начала событий 2011 г. последовательно придерживались негативной риторики в отношении структур-наследниц антикаддафистких движений. При этом, впрочем, часть племени, проживающая в Киренаике, столь же последовательно поддерживала повстанцев [Lacher, 2020, pp. 73–76].
19 Также в четырех округах Триполитании (аль-аджайлат, аз-завия, ар-руджбан и аз-зинтан) проживают племена ас-сайан и ан-навайель, аль-машашия, аль-асаба, аль-арбана, ауляд брик, аль-кавалиш, злитен, сирт, джаду, яфран и налут. Племена Киренаики делятся на четыре подплемени, а именно хадур, аль-джабарна, аль-хараби и аль-мурабитин, сыгравших в последнее время заметную роль в поддержке Ливийской национальной армии Халифы Хафтара в ее борьбе против террористических исламистских группировок. На юге проживают феззанские племена: ауляд сулейман, аль-магарха, аль-каддафа, хадарат, хасауна и вади аль-хайят, а также такие народы как бербероязычные туареги и негроидные тубу [Ben Lamma, 2017, pp. 7–19].
20 Их многочисленные коллективные племенные органы не противодействовали формированию Правительства национального согласия (2015), подписанию Схиратского соглашения (2016), работе Форума ливийского политического диалога (2021) и передаче мандата Правительству национального единства (2021). Тем не менее, в контексте подготовки к общенациональным выборам племена не раз высказывали свою озабоченность.
21 Проблематика формирования ливийского общенационального правительства
22 За прошедшее десятилетие в Ливии в условиях братоубийственной войны нашли свое прибежище многочисленные террористические группировки, промышляющие контрабандой нефти, торговлей оружием и наркотиками, организацией нелегальной миграции из стран Африки южнее Сахары5, с которым боролись с опорой на племенные подразделения силы «Национального совета» переходного периода и постоянно сменяющихся друг за другом правительств Махмуда Джибриля аль-Варфали, Али Ат-Тархуни, Абдул Рахима аль-Киба, Али Зайдана, Абдуллы ат-Тани, Ахмеда Майтыга, Омара Аль-Хаси, Халифа аль-Гвейля, Фаиза ас-Сараджа и Абдель Хамида ад-Дбейбы6.
5. Лукьянов Г. В. Итоги революции: как «арабская весна» обернулась для Ливии десятилетней зимой. НИУ ВШЭ. 25.02.2021 (accessed 23.02.2022).

6. Асвад А. (الحبيب الأسود) Политик и бизнесмен: Кто победит в борьбе за лидерство в ливийском правительстве? (السياسي ورجل الأعمال: أيهما ينتصر في الصراع على رئاسة الحكومة الليبية؟). Аль-Араб. 16.01.2022. URL: >>>> (accessed 20.02.2022).
23 Зачастую в наименовании подобных органов использовались такие эпитеты как «спасение», «национальное примирение» и «национальное единство», которые в свою очередь носили неприкрытую популистскую риторику. Подобные не имеющие силы призывы к сплочению во имя обеспечения и защиты демократии, свободы и суверенитета страны, в действительности становились синонимом коррупции и разграбления богатств Ливии, парализуя работу общенациональных государственных структур и коллективных органов7. Помимо этого, наблюдалась ситуация, когда в Ливии функционировало несколько де-факто легитимных правительств: Всеобщий национальный конгресс, избранный в 2012 году, затем сменившая его в 2014 году Палата представителей при параллельной работе, учрежденного в 2016 году Высшего государственного совета.
7. Джума А. (أحمد جمعة) Ливийские племена Варфалла призывают к необходимости мобилизации и изгнания из страны наемников ("قبائل ورفلة" الليبية تدعو لضرورة إخراج المرتزقة وتحشد لطردهم من البلاد). Youm7.com. 07.08.2021. URL: >>>> (accessed 10.02.2022).
24 При этом после заключения Схиратского соглашения создалась ситуация, когда те или иные органы продолжали свою работу даже после окончания мандата, определяющего срок их полномочий, что свидетельствует не столько об анархии, сколько о фрагментации, доходящей до уровня отдельных муниципалитетов.
25 Западные, преимущественно американские, эксперты призывают к безотлагательному проведению выборов, обращаясь к региональным племенным структурам как к ливийской нации [Blanchard, 2022, pp. 1–5]. Этот факт говорит о дисбалансированном характере попыток построения государствообразующего фундамента в Ливии на «демократических» основах. В свою очередь их российские коллеги более осторожны в суждениях, отмечая, что ливийское общество не готово к избирательной кампании, а текущее переходное правительство еще не выполнило все поставленные перед ним задачи по обеспечению внутренней безопасности, также отмечая, что характер ливийской общности все еще остается иллюзорным [Chuprygin, Chuprygina, Matrosov, 2021, pp. 53–58].
26 Политика племен Триполитании и Киренаики по отношению к предстоящим выборам
27 В ситуации с предстоящими выборами многие племена отказываются от высказывания определенной позиции или конкретных предпочтений. Так, Туарегский совет старейшин не счел нужным выпустить определенной директивы в поддержку конкретного кандидата, ограничиваясь туманными заверениями о необходимости избрания президента, который обеспечил бы объединение всех ливийцев и положил бы конец расколу ливийского общества8. Также коллективный орган туарегов обязуется соблюдать результаты Женевской конференции и дорожной карты по Ливии, подчеркивая лежащую на нем историческую ответственность перед страной, переживающей кризис, осознавая страдания ливийцев, которые превзошли все представления, и, как следствие, выраженных в значительном понижении уровня жизни большинства ливийских граждан.
8. Ливия… Национальная миссия ждет племена на выборах (ليبيا.. مهمة وطنية تنتظر القبائل في الانتخابات). Sky News Arabia. 18.02.2022. URL: >>>> (accessed 10.02.2022).
28 Наиболее активной среди племен западной Ливии является политическая деятельность варфалла в лице ее Общественного совета. В своих официальных коммюнике он регулярно высказывает приверженность по вопросу обеспечения единства Ливии9. При декларировании аналогичных патриотических заверений одними из основных требований совета являются освобождение всех политических заключенных и восстановление транспортной инфраструктуры10. На конец 2021 года варфалла также не оказала явной поддержки ни одному из кандидатов, однако колебалась в отношении даты проведения избирательной кампании, то высказываясь о неукоснительном соблюдении назначенного срока, то наоборот требуя его переноса, оставаясь при этом твердой в отстаивании точки зрения об единовременном проведении президентских и парламентских выборов11.
9. Племена Варфалла: Мы не выдвигали никаких личностей на президентские или парламентские выборы (قبائل ورفلة: لم نرشح أي شخصية للانتخابات الرئاسية أو النيابية) Libiyaakbar.com. 07.11.2021. URL: >>>> (accessed 10.02.2022).

10. Джума А. (أحمد جمعة) Ливийские племена Варфалла призывают к необходимости мобилизации и изгнания из страны наемников ("قبائل ورفلة" الليبية تدعو لضرورة إخراج المرتزقة وتحشد لطردهم من البلاد). Youm7.com. 07.08.2021. URL: >>>> (accessed 10.02.2022).

11. Племена Варфалла: Мы не выдвигали никаких личностей на президентские или парламентские выборы (قبائل ورفلة: لم نرشح أي شخصية للانتخابات الرئاسية أو النيابية). Libiyaakbar.com. 07.11.2021. URL: >>>> (accessed 10.02.2022).
29 Племена проявляют единодушие в том, что достижение национального согласия и объединение ливийцев являются приоритетными задачами для будущего руководителя страны12. Считать продекларированный ими нейтралитет признаком политической апатии невозможно, так как высказывание каких-либо определенных предпочтений или явное следование авторитету конкретного харизматического лидера лишь усилит раскол в ливийском обществе, превращая выборы из символа единения в прецедент для развязывания нового вооруженного конфликта.
12. Габара А. (عبدالباسط غبارة) Возобновление борьбы за легитимность в Ливии. (صراع الشرعية المتجدد في ليبيا). AfrigateNews.net. 18.02.2022. URL: >>>> (accessed 20.02.2022).
30 Национальный вопрос в контексте асабийи
31 Ливия является конгломератом племен, и мы можем резюмировать, что политическая ливийская национальная идентичность, декларируемая в официальных заявлениях различных племенных и политических групп, хоть и не отсутствует, но находится на высоком уровне фрагментации. В данном случае под нацией мы подразумеваем не культурно-этническую группу, а политико-правовые связи между гражданами и суверенным государством. Этот факт подтверждают многочисленные попытки провести в Ливии президентские и парламентские выборы, так как де-факто каждое племя выдвигает своего кандидата, а затем противостоит кандидату другого племени. Город Эз-Завия признал недействительной кандидатуру Халифы Хафтара. В то же время Триполи признал недействительной кандидатуру Абдель Хамида ад-Дбейбы, а Сабха — Сайф аль-Ислама Каддафи, в свою очередь Апелляционный суд как беспристрастный арбитр не всегда справляется с возложенными на него обязанностями13. Мы можем наблюдать ситуацию, в которой одно племя признает недействительной кандидатуру другого, различные военизированные группировки устраивают взаимные провокации, а суды кассируют решения друг друга.
13. Сараф А. (احمد صراف) Племенная демократия в Ливии (الديمقراطية القبلية في ليبيا). Аль-Араб. 04.12.2021. URL: >>>> (accessed 05.02.2022).
32 Присутствие нескольких десятков кандидатов14 на президентских выборах в Ливии означает, что за этот пост борются несколько десятков племенных, клановых, политических или иных структур. Мы можем выдвинуть гипотезу о том, что в сложившейся реальности ни один кандидат не сможет набрать необходимые 51 % голосов для победы в первом туре. Лучшим результатом для самых успешных выдвиженцев будет считаться достижение порога не более 20 % голосов. Фактически это связано с численностью населения племени или региона, который он представляет, в то время как другие племена не изберут его, потому что каждое из них отдаст свои голоса лишь собственному представителю. Подобное обстоятельство важно в контексте того, что в внутриливийском дискурсе не высказывается какая-либо риторика относительно возможности проведения второго тура, так как механизм проведения президентских выборов сам по себе все еще отсутствует.
14. 98 candidates register for Libya's presidential poll Africanews.com. 24.11.2021 URL: >>>> (accessed 05.02.2022).
33 Объяснением данной закономерности и служит практика асабийи. Как отмечал Ибн Халдун асабийя слабее в городской среде, нежели среди жителей сельской местности [Yıldız, 2010, s. 40], о чем свидетельствует снижение уровня племенных практик в связи с урбанизацией свойственной периоду Муаммара Каддафи [Lacher, 2016, pp. 65–66]. Однако на сегодняшний день мы наблюдаем некий откат к племенной реконсолидации, и поэтому можем интерпретировать происходящие события в Ливии как фитну, то и политико-племенной фактор превращает разрозненные полюсы силы в аналог средневековых тайф, то есть максимально фрагментированных социо-политических единиц. Беря за основу исторические практики, мы можем сказать, что племенам нехарактерно избирать себе шейхов из других племен, они не будут подчиняться его авторитету, пытаясь лишить легитимности.
34 Важно отметить, что согласно Ибн Халдуну, на этапе становления государства, в понимании данного термина в контексте реалий XIV в., одних кровных уз недостаточно, община находит в религии новую силу, в которой нуждается для внутренней реорганизации. Религия в качестве догматизированной системы верований (дин) развивается и распространяется среди группы с самой сильной асабийей [Yıldız, 2010, s. 41]. Поскольку религия выходит за рамки мирских желаний и родства, она создает гораздо более сильное чувство верности, чем асабийя, основанная на кровных узах. По мнению Ибн Халдуна, религия как институт, а не просто как вера в сверхъестественное, является высшей силой в создании цивилизации и в то же время наиболее эффективным средством для ее сохранения. По этой причине ислам является неотъемлемой частью политико-племенной жизни Ливии даже при активном декларировании следования светским устоям в рамках государственного строительства.
35 Исходя из изложенных факторов, можно выдвинуть гипотезу о намеренном занятии арабоязычными племенами варфалла и бербероязычными туарегами, так и в целом различными племенами ливийского юга и запада, в отличие от востока страны, нейтральной позиции по отношению к кандидатам на грядущих президентских выборах, победитель которых должен стать не авторитарным лидером, а консенсуальным «шейхом шейхов», способным решать межплеменные разногласия, закончить фитну и впоследствии в качестве арбитра обеспечить общенациональное единство и положить начало воссозданию ливийской нации посредством конституции, которая станет для страны долгожданным переосмыслением традиционной байа, то есть присягой единоличному лидеру, интерпретируемой частью российских исследователей как высший общественный договор [Исаев, 2017, c. 150]. В определенном смысле мы можем считать подобный шаг проявлением асабийи, так как и Салех, и Хафтар выходцы из эль-Куббы и Адждабии, городов Киреинаки.
36 Проблематика властных отношений в Ливии
37 В данном контексте мы можем сказать, что подобная организационная структура во многом семантически повторяет как характер сегментарной власти по Баландье [Balandier, 2013, pp. 72–76], так и социального равновесия по Радклиффу-Брауну [Radcliffe-Brown, 1952, pp. 188–205], в основе которого лежит групповой интерес в решении социальных конфликтов, в результате чего интегративная роль символа президентской власти смешивается с традиционными представлениями о роли межплеменного лидера какими и были в свое время как Мухаммад Идрис ас-Сануси, первый и единственный король Ливии, так и Муаммар Каддафи, лидер революции, первый и единственный братский вождь Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии. В первую очередь они были лидерами полярных друг другу Киренаики и Триполитании, в чьем противостоянии малонаселенный и наименее арабизированный Феззан является лишь второстепенным игроком.
38 При достижении этих условий всенародно избранному президенту может помочь только инклюзивное межплеменное правительство, которое станет необходимой составляющей поддержания регионального единства страны, что также поможет избежать ошибок, сделанных Муаммаром Каддафи. Некоторые арабские эксперты утверждают, что в контексте ливийского кейса сильная президентская республика может быть действеннее и эффективнее, чем парламентская15, однако мы в свою очередь должны отметить, что без принятия формального законодательства и реальной консолидации политической нации как таковой, подобная форма правления может привести к тирании и культу личности.
15. Сараф А. (احمد صراف) Племенная демократия в Ливии (الديمقراطية القبلية في ليبيا). Аль-Араб. 04.12.2021. URL: >>>> (accessed 05.02.2022).
39 Муаммар Каддафи нуждался в собственной диктатуре, потому что он не обладал иным способом регулирования властных отношений над племенными сообществами кроме как принуждения и силы, фактически руководствуясь лишь переосмыслением местных обычаев, но не посредством всеобъемлющих социальных реформ.
40 В этой связи становятся понятны опасения племен, желающих упрочить собственную автономию и повысить свою значимость в ливийских государственных институтах, касательно двух наиболее известных кандидатов в президенты: арабские эксперты приводят мнение племенных элит о том16, что и Сайф аль-Ислам Каддафи, и Халифа Хафтар смогут достичь лишь регионального, но не общенационального влияния, что в масштабах страны способно привести к началу нового крупномасштабного конфликта, который может затянуться еще на одно десятилетие. Эта угроза подкрепляется общим возрастающим недоверием к органам исполнительной и законодательной власти при сохранении, тем не менее, положительного отношения к судебным структурам17.
16. Асвад А. (الحبيب الأسود) Политик и бизнесмен: Кто победит в борьбе за лидерство в ливийском правительстве? (السياسي ورجل الأعمال: أيهما ينتصر في الصراع على رئاسة الحكومة الليبية؟). Аль-Араб. 16.01.2022. URL: >>>> (accessed 20.02.2022).

17. Советник Агилла Салех: Ливия вступила в стадию примирения, и Дабайба должен передать власть Фатхи Башаге (مستشار عقيلة صالح ليبيا دخلت مرحلة المصالحة وعلى الدبيبة تسليم السلطة لفتحي باشاغا). Mubasher.aljazeera.net. 11.03.2022. URL: >>>> (accessed 12.02.2022).
41 Судьба Ливии после 10.02.2022
42 Хотя в начале 2022 года Абдель Хамид ад-Дбейба утрачивал возможность оказывать влияние на процессы внутри парламента в Тобруке с поддержкой последнего кандидатуры Фатхи Башаги, уроженца Мисраты, на пост премьер-министра нового правительства сроком на 14 месяцев, сформированного 10 февраля 2022 года, но, тем не менее, за последние полгода смог восстановить свое влияние18. По мнению Фатхи аль-Марими, советника по вопросам средств массовой информации при спикере Палаты представителей Агилы Салеха, это решение стало возможным при достижении полного консенсуса между фракциями ливийского парламента. Важно отметить, что избрание Башаги было тепло встречено как Египтом, так и Турцией, редко приходивших к взаимопониманию по ливийскому вопросу19. Дбейба де-факто саботирует решение парламентариев, в очередной раз призывая народные массы в Триполи, не апеллируя при этом к племенной солидарности, сплотиться с целью давления на общенациональные государственные структуры, требуя провести президентские выборы, как можно скорее. Однако наиболее сложным вызовом для Башаги являются формирование общенациональной армии, разоружение региональных ополчений, закрытие иностранных военных баз, а также урегулирование вопросов безопасности на линии Сирт – эль-Джуфра, как зоны геополитического противостояния Турции и Египта, так и условной границы между Западом и Востоком Ливии, проходящей в самом сердце пересечения племенных структур обоих ливийских макрорегионов.
18. Libya, Turkey double down with defence deals after maritime pact. EURACTIV.com. 26.10.2022. URL: >>>> (accessed 21.03.2023).

19. Советник Агилла Салех: Ливия вступила в стадию примирения, и Дабайба должен передать власть Фатхи Башаге (مستشار عقيلة صالح ليبيا دخلت مرحلة المصالحة وعلى الدبيبة تسليم السلطة لفتحي باشاغا). Mubasher.aljazeera.net. 11.03.2022. URL: >>>> (accessed 12.02.2022).
43 Главными задачами нового правительства станут содействие Комитету по разработке конституции Ливии в устранении неточных формулировок текущего проекта конституции и поиск примирения посредством как общенациональных государственных институтов, так и коллективных племенных органов, что поможет положить конец расколу между Востоком, Западом и Югом страны20. В связи с этим кабинет Башаги потенциально мог репрезентировать интересы всех ливийцев без исключения. Поэтому в начале 2022 г. был наиболее распространен призыв поддержать правительство Башаги и позволить ливийским экспертам переработать проект конституции, что могло привести к окончательному примирению между всеми ливийскими политическими силами и региональными фракциями, но как показало дальнейшее развитие событий, в течение прошедшего года Башага не смог обеспечить выработку общенациональной стратегии, необходимой для артикуляции конкретного плана действий по реконсолидации страны в преддверии парламентских и президентских выборов, или скорее не имел для этого необходимой политической воли и ресурсов, как административных, так и финансовых21.
20. Габара А. (عبدالباسط غبارة) Возобновление борьбы за легитимность в Ливии. (صراع الشرعية المتجدد في ليبيا). AfrigateNews.net. 18.02.2022. URL: >>>> (accessed 20.02.2022).

21. Harchaoui J. Libya’s Fragile Deadlock Warontherocks.com. 06.03.2023. URL: >>>> (accessed 21.03.2023).
44 Тем не менее на сегодняшний день в ливийском обществе существует непопулярное мнение о том, что подобные шаги не приведут к заполнению политического вакуума и умиротворению всех спорных ситуаций и племенных конфликтов, а текущий проект конституции уже содержит ответы на все вопросы, с которыми Ливия может столкнуться в будущем, его же редактура может привести лишь к новым противоречиям, полностью сведущих на нет все достижения многолетнего переговорного процесса22.
22. Габара А. (عبدالباسط غبارة) Возобновление борьбы за легитимность в Ливии. (صراع الشرعية المتجدد في ليبيا). AfrigateNews.net. 18.02.2022. URL: >>>> (accessed 20.02.2022).
45 Важно отметить, что как противники, так и сторонники курса Фатхи Башаги солидарны в том, что они считают текущую ситуацию в Ливии исключительно внутригосударственным вопросом, не находящимся в ведении ООН в лице Миссии Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии (МООНПЛ). Трудно принять за истину точку зрения ливийских коллективных структур, согласно которой бремя окончательного урегулирования сложившегося кризиса лежит на самих ливийцах, он не может быть решен за пределами страны, и излишнее иностранное вмешательство лишь наносит урон интересам ливийского народа23.
23. Сараф А. (احمد صراف) Племенная демократия в Ливии (الديمقراطية القبلية في ليبيا). Аль-Араб. 04.12.2021. URL: >>>> (accessed 05.02.2022).
46 Причина подобного скептицизма заключается в недолговечности ливийской современной государственности, созидаемой в первой половине XX века итальянской колониальной администрацией, чьи границы были закреплены резолюцией Генеральной ассамблей ООН от 24 декабря 1951 года [Lacher, 2020, p. 65]. Этот фактор служит основой заинтересованности ведущих субъектов мировой политики в условиях текущего переговорного процесса.
47 Заключение
48 Подводя итог, можно резюмировать, что фрагментированный характер ливийского государства и общества продолжает сохраняться. Мы не можем однозначно утверждать, что члены племен будут действовать «коллективно» как на президентских, так и парламентских выборах, ожидаемых не ранее 2024 года с завершением мандата правительства Башаги даже при условии активной протестной деятельности ад-Дбейбы, не обладающего в полной мере внушительным административным ресурсом и широкой электоральной поддержкой24. Это правительство нового переходного периода при наличии социального запроса на отказ от крайнего регионализма и сосредоточения усилий на решении общеливийских задач первостепенной важности обязано, тем не менее, учитывать мнение многочисленных племенных структур. Хотя мы можем отметить укрепление позиций племен в жизни ливийцев, подобная племенная консолидация далека от тех, которые наблюдались в начале и во второй половине XX века при короле Идрисе I и Муаммаре Каддафи, а возвращение к исходной социо-политической организации невозможно по причине общественного и технологического прогресса. Мы можем лишь предполагать, что решающий выбор будет зависеть от «личных убеждений» ливийских граждан, голосующих не как члены разрозненных племен, а единой политической нацией.
24. Габара А. (عبدالباسط غبارة) Возобновление борьбы за легитимность в Ливии. (صراع الشرعية المتجدد في ليبيا). AfrigateNews.net. 18.02.2022. URL: >>>> (accessed 20.02.2022).
49 Однако в контексте сложившейся действительности мы констатируем, что на данный момент и еще на долгие годы Ливия будет оставаться в состоянии классического failed state, несостоявшегося государства, в виду того, что эффективное лишь на бумаге и в заявлениях СМИ общенациональное правительство не способно осуществлять суверенитет над всей территорией страны и ее государственными границами. Главным образом причиной этому стала интервенция НАТО в 2011 году, которая и положила конец Джамахирии. При всех недостатках и ошибках режима Муаммара Каддафи, существовавшая на протяжении 40 лет форма общественно-политических отношений удерживала хрупкую целостность ливийского народа, независимо от их этнического или племенного происхождения.
50 В контексте современной геополитической и внутриливийской обстановки полностью невозможно преодолеть как фитну, так и противоречия между племенами, населяющих Триполитанию, Киренаику и Феззан. Внутриплеменная асабийя и в значительной меньшей степени ислам остаются единственными факторами сплочения для отдельных локализированных групп, де-факто обладающих ливийским гражданством. В данный момент проведение президентских выборов станет лишь очередным дестабилизирующим фактором. Лишь время покажет сможет ли ливийское общество обрести общенациональную асабийю, способную окончательно решить десятилетний кризис.

Библиография

1. Бабкин С. Э., Егорин А. 3., Миронова Г. В., Подцероб А. Б. Ливия после Каддафи. Отв. ред. Н. Г. Романова. М.: ИВ РАН, 2021. 410 с. 

2. Васильев А. М., Жерлицына Н. А., Исаев Л. М., Кукушкин В. Ю., Ткаченко А. А. Ситуация в Ливии и интересы России. Азия и Африка сегодня. 2020. № 6. C. 4–13.

3. Исаев Л. М. От фитны к сауре: метаморфозы арабо-мусульманских протестных движений. Неприкосновенный запас. 2017. № 2. С. 146–156.

4. Тюрин И. В. Концепция джамахирии в политическом процессе Ливии: обобщение идей Муаммара Каддафи. Теории и проблемы политических исследований. 2017. №. 6. С. 18–25.

5. Balandier G. Anthropologie Politique. Paris: Presses Universitaires de France. 2013. 288 p.

6. Ben Lamma M. The Tribal Structure in Libya: Factor for Fragmentation or Cohesion? Paris: Foundation pour la Recherche Strategique, 2017. 58 p.

7. Blanchard C. M. Libya: Transition and U.S. Policy. Washington D. C.: Congressional Research Service, 2022. 36 p.

8. Chuprygin A. V., Chuprygina L. A., Matrosov V. A. Libya, the United States and Russia in the Never-Ending Game of Checkers. Russia in Global Affairs. 2021. Vol. 3. No. 19. Pp. 50–63. 

9. Cole P., McQuinn B. The Libyan Revolution and its Aftermath. Oxford: Oxford University Press, 2015. 432 p.

10. Evans-Pritchard E. E. The Sanusi of Cyrenaica. Africa: Journal of the International African Institute. 1945. Vol. 2. No. 15. Pp. 61–79.

11. Lacher W. Libya’s Fragmentation: Structure and Process in Violent Conflict. London: I. B. Tauris, 2020. 286 p.

12. Lacher W. Libya’s Local Elites and the Politics of Alliance Building. Mediterranean Politics. 2016. Vol. 1. No. 21. Pp. 64–85.

13. Latiff L. F., Razali A., Mohd Tohar S. N .A. Contemporary Notions: Ibn Khaldun’s ‘Assabiyyah Revisited. Journal of Techno Social. 2019. Vol. 2, No. 11. Pp. 65–71.

14. Radcliffe-Brown A. R. Structure and Function in Primitive Society. London: Free Press, 1952. 224 p.

15. Yıldız M. İbn Haldun'un Tarihselci Devlet Kuramı. Felsefe ve Sosyal Bilimler Dergisi. 2010. Sayı 10. S. 25–55.

16. Асвад А. (الحبيب الأسود) Политик и бизнесмен: Кто победит в борьбе за лидерство в ливийском правительстве? (السياسي ورجل الأعمال: أيهما ينتصر في الصراع على رئاسة الحكومة الليبية؟). Аль-Араб. 16.01.2022. URL: https://alarab.co.uk/السياسي-ورجل-الأعمال-أيهما-ينتصر-في-الصراع-على-رئاسة-الحكومة-الليبية؟?amp (accessed 20.02.2022).

17. Габара А. (عبدالباسط غبارة) Возобновление борьбы за легитимность в Ливии. (صراع الشرعية المتجدد في ليبيا). AfrigateNews.net. 18.02.2022. URL: https://www.afrigatenews.net/article/صراع-الشرعية-المتجدد-في-ليبيا/ (accessed 20.02.2022).

18. Джума А. (أحمد جمعة) Ливийские племена Варфалла призывают к необходимости мобилизации и изгнания из страны наемников ("قبائل ورفلة" الليبية تدعو لضرورة إخراج المرتزقة وتحشد لطردهم من البلاد). Youm7.com. 07.08.2021. URL: https://m.youm7.com/amp/2021/7/8/قبائل-ورفلة-الليبية-تدعو-لضرورة-إخراج-المرتزقة-وتحشد-لطردهم-من/5383520 (accessed 10.02.2022).

19. Кара-Мурза В. А. Грани Времени. Арабский Восток: новая угроза стабильности? Радио Свобода. 25.06.2014. URL: https://www.svoboda.org/a/25434998.html (accessed 15.02.2022).

20. Ливия… Национальная миссия ждет племена на выборах (ليبيا.. مهمة وطنية تنتظر القبائل في الانتخابات). Sky News Arabia. 18.02.2022. URL: https://www.skynewsarabia.com/amp/middle-east/1480094-ليبيا-مهمة-وطنية-تنتظر-القبائل-الانتخابات (accessed 10.02.2022).

21. Лукьянов Г. В. Итоги революции: как «арабская весна» обернулась для Ливии десятилетней зимой. НИУ ВШЭ. 25.02.2021. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/446641108.html (accessed 23.02.2022).

22. Наджиди А. (نجيدي احمد) Марокко предупреждает об институциональном вакууме в Ливии (المغرب يحذر من الفراغ المؤسساتي في ليبيا). Аль-Араб. 22.12.2022. URL: https://www.alaraby.co.uk/politics/المغرب-يحذر-من-الفراغ-المؤسساتي-في-ليبيا (accessed 23.02.2021).

23. Племена Варфалла: Мы не выдвигали никаких личностей на президентские или парламентские выборы (قبائل ورفلة: لم نرشح أي شخصية للانتخابات الرئاسية أو النيابية). Libiyaakbar.com. 07.11.2021. URL: https://www.libyaakhbar.com/libya-news/1712171.html (accessed 10.02.2022).

24. Сараф А. (احمد صراف) Племенная демократия в Ливии (الديمقراطية القبلية في ليبيا). Аль-Араб. 04.12.2021. URL: https://alarab-co-uk.cdn.ampproject.org/c/s/alarab.co.uk/ديمقراطية-القبيلة-في-ليبيا?amp (accessed 05.02.2022).

25. Советник Агилла Салех: Ливия вступила в стадию примирения, и Дабайба должен передать власть Фатхи Башаге (مستشار عقيلة صالح ليبيا دخلت مرحلة المصالحة وعلى الدبيبة تسليم السلطة لفتحي باشاغا). Mubasher.aljazeera.net. 11.03.2022. URL: http://mubasher.aljazeera.net/news/2022/2/11/مستشار-عقيلة-صالح-ليبيا-دخلت-مرحلة (accessed 12.02.2022).

26. Шами Х. (خالد الشامي) Племена Киренаики поддерживают Агиллу Салеха и Хафтара. (قبائل برقة تدعم عقيلة صالح وحفتر). Almasryalyoum.com. 12.06.2021. URL: https://www.almasryalyoum.com/news/details/2105263 (accessed 10.02.2022).

27. candidates register for Libya's presidential poll Africanews.com. 24.11.2021 URL: https://www.africanews.com/2021/11/24/98-candidates-register-for-libya-s-presidential-poll/ (accessed 05.02.2022).

28. Harchaoui J. Libya’s Fragile Deadlock Warontherocks.com. 06.03.2023. URL: https://warontherocks.com/2023/03/libyas-fragile-deadlock/ (accessed 21.03.2023).

29. Libya, Turkey double down with defence deals after maritime pact. EURACTIV.com. 26.10.2022. URL: https://www.euractiv.com/section/global-europe/news/libya-turkey-double-down-with-defence-deals-after-maritime-pact/ (accessed 21.03.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести