Общественно-политический статус женщины в Египте при президенте Абдельфаттахе ас-Сиси
Общественно-политический статус женщины в Египте при президенте Абдельфаттахе ас-Сиси
Аннотация
Код статьи
S268684310028145-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Константинова Дарья Андреевна 
Должность: студентка факультета гуманитарных и социальных наук
Аффилиация: Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
160-169
Аннотация

Египет считается родиной феминистического движения на Арабском Востоке, поскольку именно там начали свою деятельность первые женские активистки, а в дальнейшем и первые женские организации. События Арабской весны 2011 г. оказали значительное влияние на весь регион Арабского Востока: некоторые арабские страны встали на путь демократизации, в том числе и в области решения «женского вопроса». После политических изменений 2011 2014 гг. египтянки столкнулись со многими трудностями в разных сферах деятельности, которые необходимо было преодолеть, чтобы наладить их социальное и экономическое положения. В данной статье рассматривается общественно-политический статус женщины в Египте при действующем президенте Абдельфаттахе ас-Сиси. В работе проанализированы правовые основы женского участия в деятельности государственных органов и политических партий, а именно международные документы и статьи Конституции Египта 2014 г., относящиеся к данной тематике. Более того, приведены сравнительные статистические данные по количеству женщин в национальном парламенте. В статье также характеризуется деятельность гендерно-ориентированных институтов в контексте расширения политических прав египтянок, в том числе цели и направления «Национальной стратегии расширения прав и возможностей египетских женщин на период до 2030 г.», дополнительного приложения к стратегии страны “Egypt Vision 2030”. Автор делает выводы о роли египтянки, степени ее участия в общественно-политической жизни современного Египта, а также об основных трудностях, среди которых, в первую очередь, выделились низкая осведомленность населения о гендерных вопросах и недостаточное финансирование программ. В заключении высказываются предположения о перспективах расширения женского присутствия в политической сфере страны.

Ключевые слова
Египет, гендерные права, общественно-политический статус женщины, политические права женщин, женский вопрос
Классификатор
Получено
18.10.2023
Дата публикации
29.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
223
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Положение женщины в арабских странах активно дискутируется в науке, что во многом связано с индивидуальной спецификой каждой страны арабского региона. В Египте, родине феминистического движения на Арабском Востоке, статус женщины в разных сферах деятельности также менялся и продолжает меняться в зависимости от направлений и приоритетов политики государства.
2 Целый ряд экономических, социальных и политических проблем наряду с «дискриминационными» законами по отношению к населению, в частности к женщинам, стали причиной демонстрации 2011 г. в Египте, когда и мужчины, и женщины вышли на улицы с требованиями смены правительства и отставки Хосни Мубарака, а после отставки женщины настаивали на участии в построении нового государства и выстраивании политики страны. События Арабской весны негативно повлияли на положение египтянки, поскольку любая дестабилизация и смена власти повышает уровень насилия и преступности в стране. Так, в этот период значительно вырос уровень сексуального насилия [Study on Ways… 2013, p. 4–5]. Более того, Арабская весна привела к росту исламистских настроений, что замедлило расширение политических и социальных прав женщин в стране.
3 Автор подробно останавливается здесь на участии женщин в общественно-политической жизни при действующем президенте Египта Абдельфаттахе ас-Сиси. Для определения современного общественно-политического статуса женщины в Египте необходимо проанализировать правовую основу ее участия в политической жизни, женское представительство в парламенте, партиях и органах местного самоуправления, охарактеризовать институты, которые стимулируют участие женщин в государственной деятельности Египта. Более того, определив обозначенные выше области, важно выделить перспективы и трудности развития данного вопроса в стране.
4 Правовые аспекты политического участия женщин
5 События Арабской весны привели к еще большей дестабилизации общества и практически абсолютному аннулированию достижений, связанных с гендерным равенством и участием женщин в общественно-политической и экономической жизни страны. Однако ситуация стала меняться к лучшему после стабилизации обстановки и прихода к власти Абдельфаттаха ас-Сиси в 2014 г. Новый президент стал активно заниматься решением насущных экономических, политических и социальных проблем, в том числе и «женским вопросом». Одним из путей решения данной проблемы стало расширение и создание правовой основы для участия в женщин в политике.
6 Четкие ориентиры, касающиеся расширения политических прав и возможностей женщин, содержатся в многочисленных международных конвенциях и документах по правам человека, касающихся гражданских и политических прав и ликвидации всех форм дискриминации. Страны, ратифицирующие данные документы, несут ответственность за выполнение и применение обязательств посредством своих институтов. Египет, в свою очередь, ратифицировал некоторые из конвенций ООН, среди которых можно выделить Международную конвенцию о политических правах женщин [МКПЧ, 1981] (ратифицирована в 1981 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах [МПГПП, 1966] (1982 г.), Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [КЛДЖ, 1979] (1981 г.), Резолюцию 1325 Совета Безопасности о женщинах, мире и безопасности [Резолюция 1325 СБ ООН, 2000] в 2000 г. и др., став одной из первых арабских стран, ратифицировавших упомянутые документы. Во многом именно на их базе он формирует свою политику в отношении женщин и разрабатывает программы по улучшению их социально-политического и экономического положения.
7 Если же говорить о принятии международных стандартов в отношении гендерного равенства и о расширении женского представительства в различных сферах, Египет все еще не подписал многие конвенции относительно экономических условий труда и дискриминации женщин в трудовой сфере, например, Протокол 1990 г. к конвенции (пересмотренной) 1948 г. о ночном труде женщин [Protocol… 1990]. Ратификация данных международных документов представляется необходимой, так как экономическая и политическая сферы тесно связаны друг с другом. Политические кампании и политическая деятельность — достаточно затратное занятие, которое могут позволить себе только те, у кого есть средства, поэтому, сталкиваясь с экономическими трудностями в работе, женщины имеют меньше возможностей для самореализации в сфере государственного управления.
8 Помимо международных конвенций и договоров важно отметить особенности национального законодательства в отношении женщины, а именно — рассмотреть положение женщины в рамках Конституции Египта. События Арабской весны 2011 г. и дальнейший приход к власти «Братьев-мусульман»1 привели к росту исламистских настроений, что, в свою очередь, замедлило расширение как политических, так и социальных прав женщин в стране. Ситуация изменилась после проведения референдума и принятия нового проекта конституции с приходом к власти А. ас-Сиси в 2014 г.
1. Деятельность данной террористической организации запрещена на территории РФ.
9 Новая конституция [Конституция Египта, 2014] обеспечивает «равные возможности для всех граждан без дискриминации» (ст. 9), а также отдельно подчеркивает, что любая дискриминация, в том числе на основании «пола», является «преступлением, наказуемым законом» (ст. 53). Более того, в новом Законе Египта была выделена отдельная статья (ст. 11), посвященная положению женщины, где отмечается, что «государство обязуется достичь равенства между женщинами и мужчинами во всех гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах», а также «предоставляет женщинам право занимать государственные должности и высшие руководящие должности в государстве, а также право назначения в судебные органы и организации без дискриминации». Несмотря на то что в данной статье не указаны гарантии обеспечения данного права, ее принятие способствовало расширению политического участия женщин на разных уровнях.
10 Конституция Египта 2014 г. также предусматривает деятельность независимых национальных советов, куда входят национальные советы по правам человека, по вопросам женщин, детства и материнства и т. д. Данные советы пользуются финансовой и административной независимостью и имеют право уведомлять государственные органы о любых нарушениях, связанных с их деятельностью (ст. 214). Более подробно деятельность данных институтов будет разобрана ниже.
11 Участие женщин в политических институтах Египта
12 На основании вышеупомянутых статей Конституции в Египте начался очередной этап процесса расширения политического участия женщин, который ранее был прерван в результате роста внутриполитической нестабильности. Одним из первых результатов реализации принятых норм является Закон № 46 Палаты представителей 2014 г., в котором были определены квоты в избирательных списках для разных категорий населения (ст. 5). Так, существует четыре списка: два с 45 кандидатами в каждом и два с 15 кандидатами в каждом. Список из 15 мест должен содержать:
13
  • трех кандидатов – христиан;
14
  • двух кандидатов из числа рабочих или фермеров;
15
  • двух кандидатов из числа молодежи;
16
  • кандидата с ограниченными возможностями;
17
  • кандидата–египтянина, проживающего за границей.
18 Кроме того, в эти или другие группы должно входить не менее 7 женщин.
19 В свою очередь, списки с 45 местами должны содержать по крайней мере следующие категории и количество кандидатов:
20
  • девять кандидатов-христиан;
21
  • девять кандидатов из числа рабочих или фермеров;
22
  • шесть кандидатов из числа молодежи;
23
  • трех кандидатов–инвалидов.
24 В эти или другие группы должно входить не менее 21 женщины [Law № 46, 2014].
25 Если сравнить количество женщин в Палате представителей с 2009 по 2022 г., можно наблюдать скачок почти в 9 раз (Рис. 1). Рост с 2019 по 2020 г. связывается, в первую очередь, с принятием поправок в Конституцию, согласно которым как минимум ¼ от числа мест в парламенте должны занимать женщины [How The Constitutional Amendments… 2019]. Таким образом, определив точную квоту участия женщин в деятельности египетского парламента, мы можем сделать вывод о положительной динамике в том, что касается расширения женского представительства в органах власти Египта.
26

27 Рис. 1. Количество женщин в египетском парламенте с 2009 по 2022 г.
28 Построено автором на основе: IPU Parline: Egypt. URL: >>>> (accessed 10.02.2023)
29 Fig. 1. Number of women in Egyptian Parliament from 2009 to 2022
30 Made by the author based on: IPU Parline: Egypt. URL: >>>> (accessed 10.02.2023)
31 Рассматривая актуальные данные по количеству женщин, участвующих в деятельности национальных парламентов стран Арабского Востока, мы можем увидеть, что на 2022 г. Египет занимает четвертое место по проценту женщин в парламенте (27,53%), уступая ОАЭ (50%), Ираку (28,8%) и Судану (27,65%) (Рис. 2).
32

33 Рис. 2. Процент женщин в нижних и однопалатных парламентах на Ближнем Востоке и в Северной Африке, 2022 г. (в процентах)
34 Построено автором на основе: IPU Parline: Egypt (см. ниже)
35 Fig. 2. Percentage of women in lower chambers and unicameral parliaments in the Middle East and North Africa, 2022.
36 Made by the author based on: IPU Parline: Egypt. URL: >>>> (accessed 10.02.2023)
37 Кроме национальных парламентов участие женщин в политической жизни страны проявляется в их работе в местных советах. Как и в случае с парламентами, выборы в локальные советы также претерпели ряд изменений после событий Арабской весны и последующим приходом к власти А. ас-Сиси. Согласно Конституции 2014 г., при выборах в местные советы должны соблюдаться следующие требования: «Одна четверть мест должна распределяться среди молодежи до 35 лет, одна четверть — среди женщин, и 50 процентов — среди рабочих и фермеров» [Конституция Египта, 2014]. До введения данной квоты женщины добились наибольших успехов на районном уровне и наименьшего прогресса — в деревнях. Эти различия были обусловлены тем, что районы часто расположены в крупных городах, где социальные нормы могут быть более снисходительными к включению женщин в политическую сферу, чем в деревнях.
38 Несмотря на введение квоты, участие женщин в политической деятельности на местном уровне происходит медленными темпами, поскольку проведение выборов на муниципальном уровне откладывается с 2014 г., несмотря на проведение в 2020 г. общенациональных выборов в парламент. До этого выборы в муниципальные советы проводились лишь в 2008 г. Исходя из этого отсутствуют какие-либо данные о текущей представленности женщин в местных органах власти, поэтому невозможно сделать выводы о позитивном или негативном влиянии мер, принятых действующим правительством.
39 Наряду с участием женщин в национальных и местных институтах государственной власти, египтянки все более активно включаются в деятельность политических партий. После событий Арабской весны количество партий в Египте резко возросло. Перед новыми выборами в январе 2014 г. Хала Шукралла, активистка партии «Ад-Дустур» была избрана ее председателем, что стало первым прецедентом в Египте. Данный факт был расценен многими как значимое и уникальное событие в современной истории страны [Турк, 2017, с. 70].
40 В разных политических партиях сформированы различные взгляды на место и роль женщины в обществе, ее участие в общественно-политической жизни страны. В большинстве из них были созданы внутренние структуры для женщин. Так, например, партия «Вафд» включала в число своих специализированных органов Женский комитет, в задачи которого входило проведение мероприятий и исследований, посвященных женщинам. Либеральная и Насеристская партии включали центральный женский секретариат, где в каждой мухафазе партия стремилась нанять женщину-секретаря [OECD, 2018, p. 53].
41 Таким образом, общественно-политическая активность женщин с вступлением на пост президента Абдельфаттаха ас-Сиси значительно возросла вследствие введения квот в национальный парламент, а также поощрения их деятельности в политических партиях и местных советах. Несмотря на положительные статистические результаты участия женщин в политике, в частности в парламенте, остаются вопросы относительно эффективности прописанных в Конституции норм, поскольку выборы в местные советы откладываются, а деятельность женщин в партиях и государственных органах зачастую ограничивается лишь решением «женских вопросов».
42 Деятельность гендерно-ориентированных институтов
43 С приходом к власти ас-Сиси наряду с такими традиционными политическими институтами, как парламент, местные советы и политические партии, в стране стали развиваться структуры, ориентированные на продвижение гендерного равенства и расширение социальных и политических прав женщин.
44 Активную деятельность в стране ведет Национальный Совет по делам женщин. Основанный еще в 2000 г. президентским указом для консолидации всех национальных усилий по обеспечению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин, Совет значительно активизировал свою деятельность при президенте Абдельфаттахе ас-Сиси. Так, в 2017 г. в качестве дополнения к общей стратегии государства «Egypt Vision 2030» [Sustainable Development Strategy, 2016] была принята «Национальная стратегия расширения прав и возможностей египетских женщин на период до 2030 г.: видение и основные принципы» — документ, в котором выделены основные цели Совета в области улучшения положения египтянки [National Strategy, 2017]. Среди этих целей особое внимание отводилось расширению политических прав и возможностей женщин, повышению политического потенциала и навыков женщин.
45 Программа расширения политических прав и возможностей позволила Национальному Совету добиться значительного прогресса. Так, еще до формирования египетской стратегии по отношению к женщинам, в преддверии парламентских выборов 2015 г. Совет запустил кампанию, направленную на повышение осведомленности женщин об избирательном процессе, роли парламента и местных советов, важности и праве женщин на свободное и тайное голосование на выборах [OECD, 2018, p. 44].
46 Для мониторинга достижений принятой стратегии была создана Египетская национальная обсерватория по делам женщин [Egyptian Women's Observatory], которая следит за достижением целевых показателей в области положения женщин в 2017–2030 гг. посредством мониторинга и оценки, включая установление базовых и дополнительных показателей для измерения и отслеживания прогресса в этой сфере.
47 Национальный Совет по делам женщин играет центральную роль в продвижении равноправия и выявлении любых форм дискриминации в политических институтах Египта. Правительство Египта создало подразделения по обеспечению равных возможностей в 29 министерствах и три дополнительных подразделения в государственном аппарате. Эти подразделения работают в поддержку реализации политики гендерного равенства путем включения гендерной проблематики в планы и программы министерств, обучения сотрудников министерств вопросам учета гендерной проблематики во всех программах и проектах и урегулирования жалоб, связанных с дискриминацией женщин на рабочих местах. Однако данные гендерные подразделения сталкиваются с многочисленными проблемами, связанными во многом с отсутствием политической воли у министерских и административных руководителей в принятии и реализации выдвигаемых предложений, недостаточным финансированием, а также ограниченностью полномочий самих гендерных структур.
48 Таким образом, активизация деятельности таких гендерно-ориентированных институтов, как Национальный Совет по делам женщин, является безусловным достижением правительства ас-Сиси в области улучшения положения женщин в стране. В рамках женской национальной стратегии были предприняты важные шаги по расширению экономических и политических возможностей египтянок, проведены кампании по привлечению женщин к общественной жизни, а также сформированы особые подразделения в политических органах, занимающихся решением гендерных вопросов. Однако уровень эффективности проведения всех вышеперечисленных мер ставится под сомнение, поскольку их реализация сопровождалась рядом трудностей, вызванных, в первую очередь, неосведомленностью и неподготовленностью сотрудников в области гендерных вопросов.
49 Перспективы и трудности расширения общественно-политического участия женщин в Египте
50 Рассмотрев основные современные направления по расширению общественно-политического участия женщин в Египте, можно сделать вывод о значительных достижениях в этой области при действующем президенте А. ас-Сиси. Привлечение женщин к принятию государственных решений и движение к формированию гендерного баланса в политической сфере относятся к перспективным направлениям администрации Египта. Однако многие из упомянутых ранее достижений во многом показательны лишь в сравнении с результатами предыдущих администраций. Если же рассматривать последние годы руководства ас-Сиси, можно прийти к выводу, что в области обеспечения женщин политическими правами и привлечения их к активной общественной деятельности наблюдаются в последнее время медленные и незначительные улучшения, т. к. решение «женского вопроса» сталкивается с многочисленными трудностями.
51 Во-первых, наблюдается недостаточная осведомленность населения о гендерных вопросах, а также неподготовленность сотрудников политических институтов к изменениям, касающимся включения женщин в деятельность государственных структур. Поскольку процесс достаточно нов для страны, действующие политические деятели лишь начинают знакомиться и приспосабливаться к новым реалиям и требованиям гендерно-ориентированных структур.
52 Во-вторых, имеет место неготовность политических институтов к притоку женских рабочих кадров. Данная проблема вытекает из предыдущего пункта и подразумевает необходимость создания механизмов и условий для женского присутствия в политической сфере. Кроме того, необходимо создать и улучшить инфраструктуру, учитывающую гендерные аспекты, в том числе центры по уходу за детьми, а также разработать политику по борьбе с дискриминацией на рабочих местах и ограничить работу в ночное время. Отсутствие приемлемых условий труда значительно затрудняет приток женского населения в сферу политики и экономики.
53 В-третьих, деятельность женщин в политических органах существенно ограничена. Несмотря на рост числа женщин в парламенте и партиях, их реальный вклад и вес не столь значительны, поскольку часто их сфера деятельности ограничивается решением именно «женского вопроса». Необходимо включать женщин в решение более широкого круга вопросов, так как преобразованный, учитывающий гендерные аспекты парламент и другие государственные структуры будут лучше отражать потребности, интересы и опыт мужчин и женщин в решении ключевых проблем, затрагивающих все население страны.
54 Согласно исследованию Египетской национальной обсерватории, после 2018 г. 54% египтян считают, что женщины способны быть парламентариями наравне с мужчинами. Более того, около 72% верили, что женщины могут быть министрами, однако только 54% считали, что женщина способна быть премьер-министром, а 25% выразили согласие с тем, что женщина может занимать пост президента. Следует отметить, что данные результаты отражают изменение представлений египтян о возможностях женщин в лучшую сторону, так как в 2014 г. уверенность в том, что женщины способны быть президентом, демонстрировали только 13% опрошенных, а премьер-министром — лишь 43% [Girgis, 2019, p. 7]. Предполагается, что вышеупомянутые показатели, рассчитанные за 2022 г., продемонстрируют рост ввиду продолжения политики расширения политических прав женщин, однако необходимость решения указанных проблем остается актуальной.
55 Таким образом, проведенное исследование выявило, что общественно-политический статус женщин значительно укрепился с приходом к власти А. ас-Сиси. Такой вывод подтверждается новыми конституционными нормами, высокими — по сравнению с прошлыми периодами — показателями участия женщин в национальном парламенте и активизацией деятельности Национального Совета по делам женщин. Степень вовлеченности женщин в политическую жизнь страны будет увеличиваться, если будет решен ряд вышеперечисленных проблем, которые не позволяют женщинам вносить более весомый вклад в принятие важных государственных решений.

Библиография

1. КЛДЖ. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Официальный сайт ООН. 1979. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml (accessed 26.01.2023).

2. Конституция Египта. 2014 [Constitution of Egypt. 2014. (in Russian)]. URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Egypt_2014.pdf (accessed 26.01.2023).

3. МКПЧ. Международная конвенция о политических правах женщин. Официальный сайт ООН. 1981. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/women_politrights.shtml (accessed 26.01.2023).

4. МПГПП. Международный пакт о гражданских и политических правах. Официальный сайт ООН. 1966. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (accessed 26.01.2023).

5. Резолюция 1325 Совета Безопасности о женщинах, мире и безопасности. Официальный сайт ООН. 2000. URL: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/SC_ResolutionWomenPeaceSecurity_SRES1325%282000%29%28russian%29.pdf (accessed: 26.01.2023).

6. Турк С. Н. Феминистское движение в Египте во второй половине ХХ – начале ХХI в.: проблемы и перспективы. Общество: философия, история, культура. 2017. № 2. Pp. 69‑71.

7. Egyptian Women’s Observatory. Official site. URL: https://en.enow.gov.eg/عن%20المرصد (accessed 26.01.2023).

8. Girgis H. Egyptians’ Perceptions Regarding Appointing Women in Leadership Positions in Egypt. Egyptian National Observatory for Women. 2019. 10 p. URL: https://en.enow.gov.eg/Report/07.pdf (accessed 26.02.2023).

9. How The Constitutional Amendments Are Empowering Women in Egypt. Egypt Forward. 17.04.2019. URL: https://egyptfwd.org/Article/99/286/How-The-Constitutional-Amendments-Are-Empowering-Women-in-Egypt (accessed 24.09.2023).

10. IPU Parline: Egypt. URL: https://data.ipu.org/node/53/data-on-women?chamber_id=13379 (accessed 10.02.2023).

11. Law No. 46 on the House of Representatives. National Election Authority. 2014. URL: https://www.elections.eg/images/pdfs/laws/HouseOfRepresentatives2014-46_en.pdf (accessed 26.01.2023).

12. National Strategy for the Empowerment of Egyptian Women 2030: Vision and Pillars. National Council for Women: official site. 2017. URL: https://docs.euromedwomen.foundation/files/ermwf-documents/8056_4.170.nationalstrategyfortheempowermentofegyptianwomen2030–visionsandpillars.pdf (accessed 26.01.2023).

13. OECD. Women’s Political Participation in Egypt: barriers, opportunities and gender sensitivity of select political institutions. 2018. 72 p. URL: https://www.oecd.org/mena/governance/womens-political-participation-in-egypt.pdf (accessed 26.01.2023).

14. Protocol of 1990 to the Night Work (Women) Convention (Revised). International Labour Organization. 1990. URL: https://web.archive.org/web/20100828134810/http://www.ilo.org/ilolex/cgi-lex/convde.pl?P089 (accessed 26.01.2023).

15. Study on Ways and Methods to Eliminate Sexual Harassment in Egypt. UN Women. 2013. Archived from the original on 21 July 2017. Retrieved 16 February 2016. URL: https://web.archive.org/web/20170721200450/http://www.dgvn.de/fileadmin/user_upload/DOKUMENTE/English_Documents/Sexual-Harassment-Study-Egypt-Final-EN.pdf (accessed 24.09.2023).

16. Sustainable Development Strategy: Egypt’s Vision 2030. Ministry of Planning, Monitoring and Administrative Reform Cairo, Egypt. 2016. URL: https://andp.unescwa.org/sites/default/files/2020-09/Sustainable%20Development%20Strategy%20%28SDS%29%20-%20Egypt%20Vision%202030.pdf (accessed 26.01.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести