Эволюция подходов партии «Зеленые / Союз 90» к отношениям Германии и Израиля
Эволюция подходов партии «Зеленые / Союз 90» к отношениям Германии и Израиля
Аннотация
Код статьи
S268684310028348-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Якимова Елизавета Александровна 
Должность: Научный сотрудник Отдела Израиля и еврейских общин Института Востоковедения РАН
Аффилиация: Отдел изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
68-76
Аннотация

Статья посвящена анализу трансформации подходов к Израилю среди немецких экологически ориентированных политических сил. В центре внимания — курс партии «Зеленые / Союз 90» с момента ее формирования и по сей день, когда она вошла в кабинет министров Германии под руководством О. Шольца. Дополнительно рассматривается восприятие Израиля предшественниками партии — «зелеными» из ФРГ и ГДР. Целесообразность изучения ближневосточного вектора платформы данной политической силы объясняется тем, что на протяжении своей истории она остается привлекательным партнером при формировании правительственных коалиций, выбирая для себя портфель министра иностранных дел. Более того, немецкие «Зеленые» представлены в Европейском парламенте, что дает им возможность участвовать в принятии решений на наднациональном уровне. В исследовании проанализирована специфика политического представительства экологически ориентированных партий в Германии и Израиле; ретроспектива восприятия ближневосточного государства немецкой партией с особым акцентом на курсе, предложенном Й. Фишером; современная политическая программа альянса «Зеленые / Союз 90», с которой он баллотировался на последних федеральных выборах, и деятельность его члена А. Бербок на посту главы МИД ФРГ. Автор приходит к выводу, что немецкие «Зеленые» согласны с необходимостью придерживаться исторических основ двусторонних отношений, имея разные подходы с правительством Израиля к урегулированию ближневосточного конфликта. Вместе с тем, под воздействием позиции старших коалиционных партнеров, актуальных международных событий и необходимости укрепления собственных позиций внутри страны, партия способна смягчать свою риторику.

Ключевые слова
«Зеленые / Союз 90», Израиль, Германия, коалиционное правительство, мирный процесс
Классификатор
Дата публикации
29.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
308
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Партия «Зеленые / Союз 90» и ее предшественники являются активными участниками политической жизни ФРГ с начала 1980-х гг. Также за последние годы партия стала востребованным партнером при формировании правительств на федеральном и земельном уровнях. Доказательством этому могут служить красно-зеленая коалиция Г. Шредера 1998–2005 гг., черно-желто-зеленая «коалиция Ямайка», существовавшая, например, в Сааре с 2009 по 2012 г., а также «коалиция светофор» под руководством О. Шольца, пришедшая к власти в декабре 2021 г. Таким образом «Зеленые» продемонстрировали готовность к сотрудничеству не только с идеологически близкими социал-демократами (СДПГ, «красные»), но и правоцентристами — Христианско-демократическим союзом (ХДС, «черные») или Свободной демократической партией (СвДП, «желтые»). В дополнение к этому, по итогам выборов в Европейский парламент, состоявшихся в мае 2019 г., немецкие «Зеленые» стали вторыми в ФРГ, что свидетельствует об упрочении их позиций на наднациональном уровне, давая возможность влиять на общеевропейский внешнеполитический курс.
2 Возросший авторитет экологической партии во внутренней жизни Федеративной Республики в сочетании с представительством в институтах ЕС повышает важность поддержания контактов с данной политической силой для Израиля. Кроме того, взаимодействие с ней в составе правительства ФРГ считается в ближневосточном государстве более предпочтительным вариантом в сравнении с иными возможными сценариями, среди которых риски усиления ультраправых в лице партии «Альтернатива для Германии» (АДГ). Указанное обстоятельство связано преимущественно с позицией ряда представителей партии относительно места Холокоста в истории страны, в то время как «Зеленые» не считаются склонными к пересмотру основ политики памяти.
3 Вместе с тем существует ряд серьезных барьеров для наращивания взаимодействия. Наиболее очевидный из них — расхождение во взглядах на Ближневосточный мирный процесс. Впрочем, как кажется, проблема в действительности имеет более глубокие корни и состоит в идеологическом несовпадении немецких «Зеленых» и правительств Израиля, где правые партии доминируют последние несколько десятилетий [Эпштейн, 2011, с. 169]. Кроме того, отрицательную роль играет отсутствие с израильской стороны собственного развитого политического представительства экологически ориентированных партий даже в рядах парламентской оппозиции [25th Knesset].
4 Целью настоящей работы является выявление специфики подходов альянса «Зеленые / Союз 90» (сокращенно «Зеленые») к Израилю и связанной с ним региональной проблематике. В фокусе исследования — исторические особенности контактов, программа партии, имеющая прямое или косвенное отношение к израильским интересам, а также перспективы развития межгосударственного взаимодействия с учетом возможных трансформаций как в израильском, так и в немецком правительстве, что в будущем способно отразиться на особом характере сотрудничества двух стран.
5 Становление экоориентированных партий в Германии и Израиле
6 «Зеленая» партия была зарегистрирована в Западной Германии в январе 1980 г., став политическим продолжением общественных антиядерных и экологических движений, получивших распространение в ФРГ в конце 1970-х гг. [Grüne Geschichte] Толчком к их появлению послужили нефтяные кризисы 1973 и 1979 гг., побудившие немецкое правительство к разработке планов строительства сразу нескольких АЭС [Grüne Geschichte]. Популярность проблематики, касающейся окружающей среды, подкреплялась локальными проблемами, такими как загрязнение Северного моря [Mayer, Ely, 1998, p. 33].
7 Первая попытка активного включения в политический процесс была предпринята немецкими экологами еще до регистрации партии на федеральном уровне. За год до этого группа «Зеленых», представляющая ФРГ, приняла участие в выборах в Европейский парламент 1979 г., не преодолев электоральный барьер [Bukow, 2016]. В 1983 г. «Зеленые» избрались в Бундестаг, где заседали в течение последующих семи лет, а в 1985 г. в Гессене впервые вошли в состав земельного правительства.
8 В 1990 г. западногерманские «Зеленые» проиграли федеральные выборы, что стало следствием их внутренних разногласий и неактуальной партийной программы, игнорировавшей вопрос объединения ГДР и ФРГ [Bukow, 2016]. Тогда на политическую арену вышли их коллеги из бывшей Восточной Германии, ранее основавшие собственную экологическую партию. В результате, в первом парламенте объединенной страны «Зеленые» были представлены депутатами от восточных регионов. В 1993 г. произошло окончательное слияние с еще одним восточногерманским блоком — «Союзом 90», включавшим представителей различных общественных движений, в большей степени ориентированных на социально-экономическую, а не экологическую повестку. Так завершилось формирование современной партии «Зеленых» в Германии.
9 В Израиле аналогичный процесс проходил несколько иначе, в том числе потому, что экоактивизм не в полной мере вписывается в сионистскую идеологию, на которой базируется данное государство. В практическом плане политическое и экономическое развитие страны всегда было ориентировано на достижение прогресса, независимо от его последствий для окружающей среды. Однако в философском смысле сионисты стремились проявлять уважение к земле и ее ресурсам, в том числе, принимая во внимание их ограниченность [Tal, 2002, p. 16].
10 На практике предпринималось несколько попыток политической консолидации израильских экоактивистов. «Партия зеленых» была создана в 1997 г. [Greens, 2023]. Поводом для ее учреждения послужило обрушение моста через реку Яркон во время церемонии открытия 15-х международных спортивных соревнований «Маккабиада» [Greens, 2023]. Катастрофа выявила не только нарушения при строительстве переправы, но и загрязнение вод, от которого скончались три участника игр. Помимо вопросов, касающихся окружающей среды, «Зеленые» отстаивали принципы ненасилия и критиковали излишнюю сосредоточенность властей на проблемах безопасности [On the Greens, 2023]. Партия успела зарекомендовать себя на муниципальном уровне. В 1998 г. ее представители вошли в городской совет Тель-Авива, в 2003 — в местные органы власти в 14 муниципалитетах, в 2008 — в 22 [On the Greens, 2023]. С 1999 г. ею предпринимались попытки пройти в Кнессет.
11 Самостоятельно экологические партии Израиля ни разу не преодолевали электоральный барьер, что могло объясняться отсутствием консолидации среди политиков, продвигающих вопросы защиты окружающей среды. Так, в 2008 г. был зарегистрирован еще один список под названием «Зеленое движение», который пытался добиться избрания в парламент через альянсы с более крупными общеизраильскими политическими силами — «Меймад», «Ха-Тнуа», «Демократический лагерь» [Orenstein, Silverman, 2012, p. 377–379]. Данная стратегия оказалась более успешной, депутат Я. Коэн Паран представляла «Зеленое движение» в парламенте в 2015–2019 гг., С. Шапир — в 2019 г.
12 Таким образом, становление «зеленых» политических сил в Израиле и Германии проходило в целом параллельно и в значительной степени оказалось ответом на актуальные экологические вызовы. Вместе с тем, в отличие от коллег из Германии, израильские «зеленые» политики не сумели добиться долгосрочного представительства в органах государственной власти ни через консолидацию в рамках своего политического лагеря, ни посредством вхождения в крупные блоки, что сделало их влияние на жизнь страны крайне незначительным. Кроме того, существенное отличие «зеленых» Израиля и ФРГ состоит в том, что первые не предпринимали попыток обращения к международной проблематике, даже выходя за рамки экологии, они делали акцент лишь на безопасности.
13 Ретроспектива отношений
14 В середине 1980-х гг. представители западногерманских «Зеленых» предпринимали попытки установления связей с Израилем по линии межпарламентских контактов. Однако подобная практика вызывала недовольство принимающей стороны в силу отказа немецких политиков от встреч с официальными лицами, которым они предпочитали оппозицию или неправительственные организации левого толка. Самым серьезным обвинением в адрес «Зеленых» стало подозрение в контактах с палестинскими боевиками. В 1984 г. Израиль отказал во въезде «зеленому» депутату Европарламента Б. Хайнрих, которую сочли связанной с террористической ячейкой из ФРГ, проходившей подготовку на палестинских территориях [Markham, 1984]. На завершающем этапе существования ГДР делались политические шаги для формирования собственных контактов с Израилем, однако представители общественных движений, образовавших в итоге восточногерманские партии «Зеленых» или «Союз 90» в них замечены не были [Якимова, 2020, с. 33–36].
15 Не способствовала сближению и тогдашняя риторика «Зеленых». В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в рядах партии распространился тезис о необходимости создать на Ближнем Востоке демилитаризованную зону. Это предусматривало запрет на поставки в регион любых вооружений, что в Израиле вызывало опасения с точки зрения поддержания боеспособности страны. Также в немецкой партии шли дебаты относительно того, какую из сторон конфликта стоит поддерживать: группа большинства выступала за необходимость отстаивания палестинских прав, в то время как меньшинство предлагало ориентироваться на первостепенный учет израильских интересов [Humphreys, 2004, p. 410–411]. При этом попыток стимулировать пересмотр исторических основ германо-израильских отношений среди «Зеленых» на начальном этапе их политической активности не предпринималось.
16 В 1998 г. представитель партии Й. Фишер занял пост министра иностранных дел в правительстве Г. Шредера. Он продолжил поддержку базовых принципов двустороннего сотрудничества, среди которых особая историческая ответственность Германии перед еврейским народом и вытекающая из этого приверженность обеспечению безопасности Израиля. Кроме того, по собственным утверждениям политика, заметное воздействие на формирование его взглядов оказала израильская операция по освобождению заложников захваченного самолета «Air France» в Энтеббе в 1976 г. В числе террористов были два члена немецкой леворадикальной организации «Революционные ячейки», которые отобрали из пассажиров израильтян и тех, кого посчитали евреями, отпустив остальных. Данный факт, по мнению Й. Фишера, свидетельствовал об «имитации языка и действий нацистов» [Humphreys, 2004, p. 413]. Еще одним событием, оставившим отпечаток на взглядах политика, стал теракт у дискотеки «Дольфи» в Тель-Авиве в 2001 г. После взрыва, унесшего жизни 21 человека, он принял решение на переговорах с Я. Арафатом прилагать больше усилий для сдерживания насилия, а также взял с тогдашнего главы правительства Израиля А. Шарона обещание воздержаться от ответных акций возмездия [Humphreys, 2004, p. 413].
17 В области Ближневосточного урегулирования курс правительства Г. Шредера, выстроенный «Зелеными», базировался на принципе «двух государств для двух народов». Й. Фишер полагал, что Германии не следует выдвигать собственные мирные инициативы, а вместо этого сосредоточиться на работе через ЕС и поддержке американской дипломатии. Он также указывал на значимость экономических инструментов сближения, таких как создание зоны свободной торговли [Chronological Review, 2004], призванной помочь формированию атмосферы взаимного доверия, способствующей будущему политическому соглашению.
18 Комментируя ситуацию в зоне противостояния, министр иностранных дел старался избегать критики только одной из сторон, стремясь тем самым проявлять сбалансированность [Humphreys, 2004, p. 416]. Более того, на протяжении срока своих полномочий Й. Фишер демонстрировал смягчение риторики в адрес Израиля. Если в 2003 г. глава федерального внешнеполитического ведомства подчеркивал, что строительство так называемой «стены безопасности» на границе Израиля и сектора Газа не приведет к повышению защищенности территорий страны [German Foreign Minister… 2003], то уже в следующем году политик настаивал лишь на том, чтобы барьер возводился вдоль международно признанных границ [Musharbash, 2004].
19 После ухода в оппозицию альянс «Зеленые / Союз 90» в целом снизил внимание к внешнеполитической проблематике. Это было связано с ограниченным представительством в Бундестаге и необходимостью сконцентрироваться на внутренней повестке для повышения популярности среди электората. В отношении Ближневосточного урегулирования после Й. Фишера «Зеленые» вновь вернулись к более критическому восприятию Израиля. Особенно сложной ситуация стала в 2013 г., когда представители партии начали отстаивать в Бундестаге необходимость особой маркировки товаров, произведенных в поселениях. Такой подход спровоцировал возражения не только со стороны израильских официальных лиц, но и других парламентских фракций в ФРГ. Последние усмотрели в инициативе признаки «нацистской практики» [Weinthal, 2013].
20 Приведенные факты позволяют утверждать, что «Зеленые» в 1990-е гг. сумели совершить заметную трансформацию своей линии в отношении Израиля в сторону смягчения, отступив тем самым от классических взглядов на Ближневосточный конфликт, свойственных представителям европейского левого политического лагеря, к которому принадлежали. Можно предположить, что причиной для подобных изменений послужило влияние старшего коалиционного партнера — СДПГ, отстаивавшей принципы особых отношений с Израилем. В дальнейшем возвращение к критической линии в адрес государства-партнера могло оказаться следствием ухода в оппозицию, где «Зеленые» начали консолидировать свои усилия с «Левой» партией.
21 Израиль в актуальной программе альянса «Зеленые / Союз 90»
22 Программа, с которой «Зеленые / Союз 90» баллотировались на последних федеральных выборах 2021 г. содержит несколько упоминаний об Израиле. Прежде всего, партия, заявляя о приверженности борьбе с антисемитизмом, считает важным пресекать враждебную риторику, связанную с ближневосточной страной [Deutschland. Alles ist drin, 2021]. В данном тезисе заметно влияние Международного альянса в память о Холокосте, предложившего «рабочее определение» антисемитизма, включающее признание таковым критику евреев за действия Израиля [What is antisemitism, 2023].
23 В региональной повестке блока «Зеленые / Союз 90» заметно наследие Й. Фишера. Во-первых, партия по-прежнему призывает к мирному урегулированию на базе принципа «двух государств для двух народов», признавая как особые обязательства перед Израилем, так и необходимость сдерживания палестинского терроризма [Deutschland. Alles ist drin, 2021]. Во-вторых, в ее программе заметен учет вспомогательных инструментов поддержки политического урегулирования. Комментируя нормализацию отношений между Израилем и умеренными региональными режимами, альянс считает важным предоставить шанс палестинцам извлекать выгоду из новой реальности, характеризующейся расширением экономических возможностей [Bütikofer, 2020]. В духе национальной политики Израиля, «Зеленые» признают его еврейский характер с оговоркой об обязательной защите этнических и религиозных меньшинств [Deutschland. Alles ist drin, 2021], что, однако, не исключает продолжения критики поселенческой активности как основного препятствия к достижению мира.
24 В дополнение к этому можно отметить определенное совпадение взглядов Израиля и альянса «Зеленые / Союз 90» при обращении к иранской проблематике. Так, немецкая партия считает возможным на основании нарушения прав человека в ИРИ в масштабах Евросоюза накладывать индивидуальные санкции на официальных лиц [Grüne fordern Bundesregierung, 2020]. Подход израильского правительства, в свою очередь, заключается в оказании давления на иранский режим с тем, чтобы добиться его смены, которая в будущем способна привести к пересмотру межгосударственных отношений в лучшую сторону. Вместе с тем израильские власти рассматривают меры, продвигаемые «Зелеными», как недостаточные и ограниченные во времени, поскольку смягчение Тегераном внутренней политики приводит и к ослаблению западного давления [Sabti, 2022]. Кроме того, «Зеленые» не поддерживают выход США из «ядерной сделки», в то время как в израильское правительство видит в отказе от исполнения данного соглашения способ расшатывания иранской внутриполитической обстановки.
25 В целом партийная платформа альянса «Зеленые / Союз 90» на выборах 2021 г. содержала преимущественно умеренную критику в отношении Израиля, демонстрирующую опору на наследие Й. Фишера. Это позволило им войти в правительство О. Шольца, закрепив в коалиционном соглашении такие базовые принципы немецкой политики, как особый учет израильских интересов в области безопасности, борьба с антисемитизмом и урегулирование палестино-израильского конфликта. При этом партии удалось привнести в документ и ряд принципиальных для себя пунктов, таких как осуждение израильского поселенчества и иранских нарушений прав человека, дающих основание для наложения рестрикций [Koalitionsvertrag, 2021].
26 Политика МИД ФРГ в отношении Израиля при А. Бербок
27 Пост министра иностранных дел в правительстве О. Шольца получила представительница «Зеленых» А. Бербок. Ввиду критической позиции партии применительно к израильскому поселенчеству, в ближневосточной стране с настороженностью восприняли перестановки во властных кругах ФРГ. Впрочем, уже первые шаги главы внешнеполитического ведомства привели к снятию части опасений. В январе 2022 г. Израиль и Германия вынесли на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН резолюцию с призывом принять рабочее определение антисемитизма Международного альянса в память о Холокосте, а в феврале того же года, впервые посещая Иерусалим в новой должности, А. Бербок в качестве первой остановки выбрала мемориал Катастрофы «Яд ва-Шем» [Жидкова, 2022].
28 Продолжая сохранять преемственность с региональным курсом Й. Фишера, во время той же поездки «зеленый» министр заявила о готовности активизировать миротворческие усилия, в рамках которых один из акцентов был сделан на потенциале экономического и энергетического сотрудничества в регионе с привлечением Израиля и Египта [Жидкова, 2022]. Впрочем, есть основания полагать, что в данном случае МИД руководствовался не только важностью завершения противостояния, но и задачей координации работы со смежным ведомством — министерством экономики и климатической политики. После формирования «коалиции светофор» его возглавил член альянса «Зеленые / Союз 90» Р. Хабек, оказавшийся перед необходимостью диверсификации поставок энергоресурсов в Европу.
29 На начальном этапе пребывания А. Бербок на посту министра, расхождения во взглядах с израильским правительством под руководством ротационных премьер-министров Н. Беннета и Я. Лапида наблюдались на иранском направлении, где ФРГ отстаивала тезис о критической значимости возобновления СВПД по иранской ядерной программе [Жидкова, 2022]. Несмотря на продолжающуюся критику Берлина относительно еврейских поселений на спорных территориях как одного из основных препятствий для завершения ближневосточного конфликта, серьезных разногласий в германо-израильском сотрудничестве данный факт не вызвал. Связано это было с тем, что на тот момент расширение существующих или строительство новых анклавов и форпостов, способных помешать мирному процессу, не планировалось, что Я. Лапид подтвердил на совместной пресс-конференции с А. Бербок в феврале 2022 г. [Lazaroff, 2022].
30 Ситуация существенно изменилась после выборов в Кнессет 25-го созыва в ноябре 2022 г., завершившихся победой партии «Ликуд» во главе с Б. Нетаньяху. Усугубило обстановку включение в новую правительственную коалицию крайне правых партий «Оцма Ехудит» и «ха-Цийонут ха-Датит», а также планы по проведению масштабных внутренних преобразований, которые стали восприниматься в Европе как угроза демократии. В феврале 2023 г. на встрече с новым министром иностранных дел Израиля Э. Коэном А. Бербок раскритиковала проект судебной реформы по причине его возможного негативного влияния вплоть до разрушения системы разделения властей, а также не поддержала законопроект, предусматривающий смертную казнь для лиц, обвиненных в терроризме. При этом немецкий политик подчеркнула, что указанные преобразования помешают партнерам страны поддерживать ее в международных организациях [Жидкова, 2023]. В дополнение к этому МИД ФРГ под руководством «Зеленых» заморозил межправительственные консультации с кабинетом министров Б. Нетаньяху и попытался ограничить контакты своих коалиционных партнеров со страной. Так, в феврале 2023 г. внешнеполитическое ведомство не рекомендовало министру юстиции Германии М. Бушману посещение Израиля из опасений, что он может провести нежелательные переговоры со своим тамошним коллегой Я. Левиным. В итоге поездка все же состоялась, но лишь потому, что ее официальной целью было открытие выставки «Федеральное министерство юстиции в тени нацистского прошлого», срыв которого продемонстрировал бы отказ от исторических основ сотрудничества [Жидкова, 2023].
31 ***
32 Таким образом, за время своего существования альянс «Зеленые / Союз 90» прошел путь от радикально левого восприятия Израиля и его региональной политики к умеренной критике, позволяющей взаимодействовать с данным государством на официальном уровне. Наибольшая сдержанность партии характерна на этапах вхождения в состав правительственных коалиций, где она оказывалась под влиянием старшего партнера — СДПГ. Радикализация, наоборот, заметна в периоды становления партийной линии после объединения политических сил из ГДР и ФРГ, а также в годы нахождения в парламентской оппозиции, где «Зеленые» координировали свои шаги с «Левой» партией. Одним из наиболее существенных препятствий для выстраивания более конструктивных контактов остается заметная разница партийно-политических систем двух государств, приводящая к тому, что немецкие «Зеленые» не имеют в ближневосточной стране влиятельных партнеров в парламентских кругах. Проблема усугубилась после прихода к власти в Израиле правого правительства Б. Нетаньяху, что привело к переориентации альянса «Зеленые / Союз 90» с возражений по поводу поселенческой активности страны на недовольство ее преобразованиями в законодательной сфере, что Израиль способен трактовать как вмешательство в свои внутренние дела.

Библиография

1. Жидкова Л. Ю. О разработке новой стратегии МИД ФРГ в отношении Израиля и ее возможных последствиях для двусторонних отношений. Институт Ближнего Востока. 08.03.2023. URL: http://www.iimes.ru/?p=95690 (accessed 22.05.2023).

2. Жидкова Л. Ю. Первый визит нового главы МИД Германии в Израиль. Институт Ближнего Востока. 12.02.2022. URL: http://www.iimes.ru/?p=83402 (accessed 22.05.2023).

3. Эпштейн А. Д. Генезис и закат «левого» Израиля. М.: Институт Ближнего Востока, 2011. 380 c.

4. Якимова Е. А. Векторы взаимодействия Израиля и Германии в контексте международных отношений. М.: Институт Ближнего Востока, 2020. 340 с.

5. Bukow S. The Green Party in Germany. Green Parties in Europe. Eds. E. von Haute. London: Routledge, 2016. Pp. 112–139.

6. Bütikofer R. Plenarwoche in Brüssel: Rede zu den Abraham Abkommen. Reinhard Bütikofer. 24.11.2020. URL: https://reinhardbuetikofer.eu/2020/11/24/plenarwoche-in-bruessel-meine-rede-zu-den-abraham-abkommen-plenary-session-speech-on-implications-of-the-abraham-accords/ (accessed 22.05.2023).

7. Chronological Review of Events Relating to the Question of Palestine. Monthly media monitoring review. United Nations Organization. February 2004. URL: https://www.un.org/unispal/document/auto-insert-193547/ (accessed 22.05.2023).

8. Deutschland. Alles ist drin. Bundestagswahlprogramm 2021. Bündnis 90/Die Grünen. URL: https://cms.gruene.de/uploads/documents/Wahlprogramm-DIE-GRUENEN-Bundestagswahl-2021_barrierefrei.pdf (accessed 22.05.2023).

9. German Foreign Minister Slams Israel for Building Fence. Haaretz. 18.12.2003. URL: https://www.haaretz.com/2003-12-18/ty-article/german-foreign-minister-slams-israel-for-building-fence/0000017f-e3bf-d9aa-afff-fbff78b30000 (accessed 22.05.2023).

10. Greens. Israel Democracy Institute. URL: https://en.idi.org.il/israeli-elections-and-parties/parties/greens/ (accessed 22.05.2023).

11. Grüne Geschichte. Bündnis 90/Die Grünen. URL: https://www.gruene.de/unsere-gruene-geschichte (accessed 22.05.2023).

12. Grüne fordern Bundesregierung zu mehr Konsequenz gegenüber dem Iran auf. Deutscher Bundestag. 29.09.2020. URL: https://www.bundestag.de/presse/hib/795280-795280 (accessed 22.05.2023).

13. Humphreys A. Die Grünen and the Israeli-Palestinian Conflict. Australian Journal of Politics and History. 2004. Vol. 50. No. 3. Pp. 407–419.

14. Koalitionsvertrag zwischen SPD, Bündnis 90/Die Grünen und FDP. Bundesregierung. 2021. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/koalitionsvertrag-2021-1990800 (accessed 22.05.2023).

15. Lazaroff T. Israel won't build settlements that'll prevent two-states — Lapid. Jerusalem Post. 10.02.2022. URL: https://www.jpost.com/israel-news/article-696111 (accessed 22.05.2023).

16. Markham J. M. Israel Bars a Member of German Green Party. The New York Times. 18.12.1984. URL: https://www.nytimes.com/1984/12/18/world/israel-bars-a-member-of-german-green-party.html (accessed 22.05.2023).

17. Mayer M., Ely J. The German Greens: Paradox Between Movement and Party. Philadelphia: Temple University Press, 1998. 344 p.

18. Musharbash Y. Kureis Charmeoffensive. Spiegel. 16.02.2004. URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/berlin-besuch-kureis-charmeoffensive-a-286643.html (accessed 22.05.2023).

19. On the Greens. Green-Party. URL: http://www.green-party.co.il/news/more/english (accessed 22.05.2023).

20. Orenstein D. E., Silverman E. The Future of the Israeli Enviromental Movement: Is a Major Paradigm Shift Under Way? Between Ruin and Restoration: An Environmental History of Israel. Pittsburg: University of Pittsburgh Press, 2012. Pp. 357–382.

21. Sabti B. The 2022 protests in Iran. The Jerusalem Institute for Strategy and Security. 10.11.2022. URL: https://jiss.org.il/en/sabti-the-2022-protests-in-iran/ (accessed 04.10.2023).

22. Tal A. Pollution in a Promised Land: An Environmental History of Israel. Berkeley: University of California Press, 2002. 564 p.

23. Weinthal B. Politicians slam German Greens for ‘Israel boycott’. Jerusalem Post. 26.05.2013. URL: https://www.jpost.com/diplomacy-and-politics/politicians-slam-german-greens-for-israel-boycott-314363 (accessed 22.05.2023).

24. What is antisemitism? International Holocaust Remembrance Alliance. URL: https://www.holocaustremembrance.com/resources/working-definitions-charters/working-definition-antisemitism (accessed 22.05.2023).

25. 25th Knesset. Knesset.gov.il. URL: https://main.knesset.gov.il/EN/About/History/Pages/KnessetHistory.aspx?kns=25 (accessed 03.10.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести