Религиозно-политическая идентичность и деятельность движения «ширазистов»
Религиозно-политическая идентичность и деятельность движения «ширазистов»
Аннотация
Код статьи
S268684310029203-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ашуров Мехрубон Додохонович 
Должность: Магистрант
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
33-42
Аннотация

В связи с усиливающейся политизацией Ближнего Востока в целом, и шиитов в частности, весьма актуально исследование религиозно-политических особенностей одного из самых влиятельных движений в шиитском исламе — движения «ширазистов». Этому транснациональному движению, к сожалению, уделяется мало внимания в сравнении с другими шиитскими исламистскими организациями и движениями. В работе рассматриваются истоки возникновения данного транснационального движения, его эволюция и особенности. Особое внимание уделено эволюции идеологии движения «ширазистов». Утверждается, что религиозно-политическая идентичность движения стала результатом фракционных конфликтов внутри шиизма, в частности давнего соперничества между религиозными школами Наджафа и Кербелы. Также определена специфика движения, ее отличия и сходства с другой транснациональной шиитской организацией — Даава. Анализируется деятельность движения в странах Персидского залива, а также вопросы взаимоотношений «ширазистов» с официальными властями Ирана.

Ключевые слова
шиизм, ширазисты, аятолла аш-Ширази, хауза, Кербела, Наджаф, вилаят аль-факих, вилаят аль-фукаха
Классификатор
Получено
16.12.2023
Дата публикации
19.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
327
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Наряду с оказывающими определенное влияние на региональную политику межконфессиональными противоречиями на Ближнем Востоке [Wehrey, 2018, p. 11–35] существуют и внутриконфессиональные проблемы. Несмотря на малочисленность шиитов (от 10 до 15% из 1,5 млрд мусульман) [Конфликт, 2016] по сравнению с суннитами и на активную внешнеполитическую деятельность Исламской Республики Иран по продвижению и поддержке среди единоверцев в других странах доктрины вилаят аль-факих1, в иснаашаритском2 шиизме сохраняется разнообразие [Беренкова, 2018, с. 121]. Так, до антишиитских репрессий в Ираке (1970е гг.) и до исламской революции в Иране (1979 г.) святые для шиитов иракские города Наджаф и Кербела были центрами религиозной жизни этого направления ислама. После свержения режима Саддама Хусейна в 2003 г. прежняя роль этих городов начала восстанавливаться

1.  Вилаяят аль-факих (араб. власть факиха) — политико-правовая доктрина шиитов-двунадесятников, подразумевающая, что в эпоху Большого сокрытия двенадцатого имама Махди руководство шиитами переходит к компетентным факихам и муджтахидам. Представляет собой политический строй в Исламской Республике Иран.

2.  Шииты-двунадесятники или иснаашариты — преобладающее направление в рамках шиитского ислама, распространенное в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Ливане и в других странах. Его сторонники признают духовными руководителями 12 имамов из рода Али ибн Абу Талиба, зятя и двоюродного брата пророка Мухаммада.
2 Институт марджаийя
3

Территория современного Ирака занимает центральное место в шиитской истории со времен средневековья: именно там зародился институт религиозного наставничества в шиитском исламе — марджаийя. Марджаийя — это институт религиозной власти, в котором верующий шиит, не имеющий высокого уровня знаний в области религиозных наук, должен следовать мнению самого квалифицированного муджтахида (богослов, имеющий право выносить фетвы3), марджаа ат-таклид (образец для подражания). По сей день марджаа осуществляют религиозное и социальное наставничество, а также уполномочены собирать религиозный налог — хумс4. Наиболее авторитетные возглавляют глобальные сети религиозных, образовательных и благотворительных учреждений, а некоторые обладают также и большим политическим влиянием [Louër, 2020, p. 40].

3.  Фетва — решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики.

4.  Хумс (араб. пятая часть) — обязательный налог у мусульман-шиитов, составляющий одну пятую от годового дохода.
4 Наиболее известные и влиятельные шиитские марджаа традиционно проживали и до сих пор осуществляют свою деятельность в хаузах5 в Наджафе, а также в Кербеле, Куме и Мешхеде, где находятся шиитские святыни6. Экономические, региональные и национальные факторы предопределили борьбу между богословами за религиозную власть. Сумевшие мобилизовать сети поддержки в ряде слоев общества марджаа приобрели наибольшее влияние как внутри самого религиозного учреждения и среди состоятельных людей, так и в регионах страны, и за пределами национальных границ. Идеологизация ислама поставила во главу угла политику в борьбе за право быть наиболее влиятельным марджаа. В этом контексте к марджаа все чаще обращались с призывом занять позицию по основным политическим вопросам и определить позицию по вопросу о государстве и правительстве, которых «большинство их предшественников изо всех сил старались избегать» [Louër, 2020, p. 53].
5.  Хауза — традиционная шиитская исламская академия, духовная семинария, в которой изучаются исламские дисциплины.

6.  В Наджафе находится место погребения первого шиитского имама Али, в Кербеле третьего имама Хусейна, в Куме дочери седьмого имама Мусы Фатимы Масуме, а в Мешхеде восьмого имама ар-Рида.
5 «Ширазисты» и давнее соперничество между Наджафом и Кербелой
6 Именно по вопросам политики в 1960х гг. в шиитской интеллектуальной среде Ирака произошел раскол между партией «Ад-Даава аль-исламийя» («Исламский призыв», или Даава) во главе с Мухаммадом Бакиром ас-Садром, одним из религиозных лидеров хаузы Наджафа, и движением «Рисала» (араб. «послание»), возглавляемым Мухаммадом аш-Ширази, главой хаузы Кербелы.
7 Хауза Наджафа в отличии от Кербелы не представляла собой единой религиозной составляющей, т. к. там помимо религиозных деятелей, считающих, что богословы должны играть важную роль в политике, были и не менее влиятельные духовные лица, считавшие, «что религиозный класс должен избегать политической активности» [Zargar, 2020, p. 47] (например, аятолла Абу аль-Касим аль-Хои — один из наиболее популярных и влиятельных марджаа таклид прошлого века, преемником которого стал аятолла Али Систани, также считающий, что религиозные лица не должны вмешиваться в политику)7.
7.  Аятолла Систани всего несколько раз прямо вмешивался в политику. Самыми яркими случаями были прекращение боевых действий между шиитскими партизанами из Армии Махди и американскими войсками в Наджафе, а также его фетва о начале боевых действий против террористов ИГИЛ в Ираке, благодаря чему мобилизовались многие иракцы.
8 Движение «Послание» более известно как ширазийун (араб. «ширазисты»), т. к. тесно связано с семьей аш-Ширази из Кербелы, считающейся одной из самых авторитетных в богословии [Louër, 2012, p. 90]. Раньше направление было известно под несколькими названиями: Движение авангарда посланников (Харакат аль-Талаи аль-Рисалийин), Движение Марджаийя (Харакат аль-Марджаийя), Движение посланий (аль-Харакат аль-Рисалийя). Последователями этого движения называют шиитов, выбравших себе в марджаа аятоллу Мухаммада аш-Ширази (а после его смерти — его брата и преемника Садика аш-Ширази). Для школы Ширази характерна доктринальная строгость и непримиримая позиция к другим течениям современного шиизма, она также известна оппозицией концепции вилаят аль-факих. Хотя мы не располагаем точной статистикой количества приверженцев этой школы, «ширазисты» преуспели в распространении своих идей благодаря наличию значительных средств от хумса, в дополнение к ряду популярных среди шиитов спутниковых каналов, расположенных в Великобритании [Кто такие ширазисты, 2018].
9 Раскол между шиитскими интеллектуалами можно рассматривать в рамках давнего соперничества между школами Наджафа и Кербелы, в котором последние не признавали своей второстепенной позиции в области теологии [Беренкова, 2018, c. 125]. Другой не менее важной причиной стала конкуренция за получение поддержки населения и выплаты ими хумса. Возникновение движения во многом результат маргинализации Кербелы как религиозного центра (ввиду массового отъезда из города интеллигенции после османских набегов в 1840х гг. [Кто такие ширазисты, 2018]) и последующего соперничества, сложившегося между муджтахидами и их коллегами из Наджафа.
10 Семья аш-Ширази прибыла в Ирак из иранского Шираза в девятнадцатом веке [Louër, 2012, p. 91–93]. Первым покинул Шираз и переехал в Ирак Мирза Хасан Ширази, автор знаменитой антитабачной фетвы8 и марджаа ат-таклид своего времени. Другим известным представителем семейства стал Мухаммад Таки аш-Ширази, муджтахид, возглавивший революцию 1920 г. против англичан. Мирза Хасан приходился Мухаммаду аш-Ширази двоюродным дядей по отцовской линии, а Мухаммад Таки —двоюродным дядей по материнской.
8.  Антитабачная фетва — фетва, в которой было сказано, что курение табака равносильно войне против сокрытого 12 шиитского имама Махди. Фетва возымела сильный эффект и вызвала протесты, вызвавшие национально-освободительное движение, приведшее впоследствии к Конституционной революции 1905–1911 гг. в Персии.
11 Возвышение Кербелы как религиозного центра шиитского мира во многом связано именно с аш-Ширази. Отец Мухаммада аш-Ширази Мирза Махди аль-Ширази (1884–1960) после получения образования в Наджафе в 1930х гг. вернулся в Кербелу и основал религиозную школу. В 1950х гг. он отличился тем, что принял несколько фетв, осуждающих присоединение к Коммунистической партии. Все его четыре сына получили образование в его хаузе под его руководством и стали муджтахидами: Мухаммад, Хасан, Садик и Муджтаба. После смерти отца аш-Ширази стал главой хаузы и марджаа всего в 33 года [Louër, 2012, p. 91–92].
12 Богословы из Наджафа не признали Мухаммада марджаа, сославшись на его возраст и недостаточный уровень учености. Конфликт между аш-Ширази и марджаией Наджафа принял аспект традиционного спора о религиозном руководстве. Однако в Кербеле, в которой в отличии от Наджафа было много иранцев, М. аш-Ширази пользовался поддержкой влиятельных семей богословов (Модарреси и Казвини) и укрепил свои позиции как лидера.
13 Однако помимо традиционных богословских споров с улемами из Наджафа «ширазисты» выступили в качестве инициаторов реформ хаузы, которая, по их мнению, [Louër, 2012, p. 93] рисковала стать институтом, возглавляемым горсткой геронтократов, отдаленной от государственных дел и забот простых людей. По их мнению, руководство хаузой должен был взять на себя более молодой улем, более осведомленный о современном обществе9. Стремясь укрепить хаузу в Кербеле, М. аш-Ширази открыл профессиональные школы и благотворительные учреждения по всей стране. Важным аспектом реформ, предложенных М. аш-Ширази, было то, что он выступал за активное обсуждение улемами вопросов политики и экономики. Однако «ширазисты», в отличие от Даавы, в религиозном плане не отказались от практики татбира10, а отказывающихся ее соблюдать обвиняли в отходе от «пути имама Хусейна» [Kadhem, 2012, p. 311].
9.  Скорее всего, М. аш-Ширази имел в виду себя.

10.  Татбир — шиитский ритуал массового кровавого самоистязания цепями и т. п., проводимый в день гибели имама Хусейна 10 мухаррама по исламскому календарю с целью искупления вины за неспособность защитить имама.
14 Конфликт между «ширазиcтами» и марджаийей Наджафа, первоначально ограниченный религиозной сферой, вскоре приобрел политическую окраску, когда Даава попыталась распространить влияние в Кербеле. По-видимому, ее лидеры убедили представителей аш-Ширази принять участие в предварительных обсуждениях по формированию единой партии. Аш-Ширази согласились с предложением, но, вероятно, осознав, что смогут играть лишь второстепенную роль, решили отступить [Abdul-Jabar, 2002, p. 104]. Соперничество между партией Даава и «ширазистами» регулярно приводило к прямым столкновениям, особенно после того как первым удалось взять под контроль правление Исламской благотворительной ассоциации, созданную аш-Ширази в Кербеле в 1962 г. Затем, воспользовавшись массовым эффектом во время шествия ашура11, сторонники аш-Ширази разграбили офис ассоциации, изгнали сторонников Даавы из Кербелы и вернули контроль над благотворительной организацией [Abdul-Jabar, 2002, p. 96].
11.  Ашура — 10 день месяца мухаррама по исламскому календарю, когда был убит внук пророка Хусейн. В этот день шииты проводят массовые религиозные шествия и поминают его.
15 «Ширазисты» и Даава: схожесть и расхождения в идеях
16 «Ширазисты» расходились с Даавой в понимании религиозной и политической власти. Последователи аш-Ширази считали концепцию «политической партии» чуждой исламу, поскольку она влекла за собой отрицание верховной власти марджаийи [Louër, 2012, p. 96], фактически совпадая таким образом с позицией наиболее консервативных кругов истеблишмента Наджафа.
17 Однако в отличие от муджтахидов, питавших отвращение к любой идее политического действия и проводивших различие между религиозной и политической властью, аш-Ширази считал, что вовлеченность в политику входит в обязанности священнослужителей [Ayub, 1999, p. 43]. Подобно Мухаммаду Бакру ас-Садру и активистам-клерикалам Даавы, он был глубоко убежден в том, что в связи с ростом популярности светских идеологий настало время предпринять прямые политические действия для «восторжествования ислама». Однако, по его мнению [Ayub, 1999, p. 48–49], для полного соответствия исламу любое политическое действие должно быть передано под надзор марджаийи. Таким образом, двойной источник власти, одобренный Даава был для «ширазистов» неприемлем.
18 В конце 1970х гг. племяннику аш-Ширази Мухаммаду Таки аль-Модарреси удалось создать сеть благотворительных и религиозных фондов в шиитских странах [Louër, 2012, p. 98]. Фактически, движение, ранее известное как движение «Послания», получило окончательное название только после 1979 г. — оставаясь и по сей день «Организацией исламского действия» (Муназзамат аль-Амаль аль-Ислами). В соответствии с концепциями обоих дядьев (и с целью не походить на Дааву), Мухаммад Таки аль-Модарреси сознательно избегал в названии организации термина «хизб» («партия»).
19 Однако на самом деле у Даавы и Организации исламского действия было много общих черт. Во-первых, обе организации стремились создать пирамидальную структуру командования и продвигали идею лояльности лидеру, занимающей центральное место в эффективности политических действий. Расхождения коснулись только характера командования: Даава как политическая партия считала, что управление должно осуществляться в рамках формального руководства партии [Shanahan, 2004, p. 16–21], тогда как близкая к «ширазистам» Организация исламского действия утверждала, что окончательное решение должно принадлежать марджаа аш-Ширази. На практике разница не так велика: оба движения были связаны с марджаийей, хотя и действовали как автономные организации.
20 Несмотря на то, что аш-Ширази оказывал организации поддержку, он никогда официально не соглашался стать лидером и не входил в ее командную структуру: настоящим лидером всегда оставался Мухаммад Таки аль-Модарреси, бывший муджтахидом, но объявивший о своем марджаате лишь в конце 1990х гг. Будучи политическими и религиозными оппонентами, «ширазисты» и партия Даава действительно имели определенные сходства. Позиция аш-Ширази по основным политическим вопросам находилась между идеями партии Даава и традиционными представлениями о власти муджтахидов Наджафа.
21 Деятельность движения «ширазистов» в странах Персидского залива
22 Как и Даава, «ширазисты» подвергались жестоким репрессиям со стороны иракских властей: основной причиной преследований была их политическая активность, но и статус иракцев иранской национальности также вызывал особые подозрения со стороны сил правопорядка [Louër, 2020, p. 53]. Брат М. аш-Ширази Хасан был первым кого арестовали в 1969 г. После нескольких месяцев жестоких пыток он бежал из Ирака в Ливан и Сирию. В течение нескольких месяцев после его отъезда все члены семей аш-Ширази и Модарреси перебрались в Кувейт, а оттуда рассеялись по нескольким монархиям Персидского залива [Reisinezhad, 2019, p. 260–265].
23 В 1970х гг. в Ираке начались репрессии в отношении шиитов, подозреваемых в подрывной деятельности и часто объявлявшихся агентами иранского влияния, вследствие чего многие активные шиитские деятели перебрались в соседний Кувейт.
24 До начала революции 1979 г. в Иране аш-Ширази и большинство членов его семьи, включая племянников Мухаммада Таки и Хади аль-Модарреси, также прибыли в Кувейт, где легко интегрировались в существующие шиитские общинные учреждения (мечети и религиозные школы). Более того, они создали ряд учреждений, в том числе религиозно-педагогическую семинарию, мечеть, хусейнию12 и библиотеку, существующие и по сей день [Louër, 2020, p. 70]. В результате Кувейт стал главным центром деятельности аш-Ширази в 1970-х гг., что отражало его умение устанавливать доверительные отношения как с местным шиитским населением, так и с членами правящей династии.
12.  Хусейния — место, где в день ашура собираются шииты для проведения траурных мероприятий.
25 В 1970х гг. семинария привлекла много студентов-шиитов из стран Персидского залива и сыграла ключевую роль в распространении движения «Послание» в Саудовской Аравии, где после революции в Иране шииты начали проявлять политическую активность [Jones, 2006, p. 3–15]. Большинство должностных лиц саудовского отделения движения «Послание», связанного с «ширазистами», прошли подготовку в кувейтской семинарии, созданной аш-Ширази. Главным среди них был основатель филиала Хасан ас-Саффар, по сей день остающийся ведущей фигурой саудовского шиитского исламизма. В восстании шиитов 1979 г. в Восточной провинции ведущие роли играли именно представители движения «ширазистов» [Louër, 2020, p. 77; Matthiesen, 2010, p. 179–177].
26 Движение «ширазистов» распространилось также на Бахрейн, куда его представитель Хади аль-Модарреси переехал еще в 1973 году. Как и его дяде в Кувейте, ему удалось завязать связи с местной знатью и получить бахрейнское гражданство. «Ширазисты» воспользовались тем, что Манама в то время рассматривала религиозные движения как противовес влиянию марксистских и арабских националистических организаций, составляющих основную оппозицию [Мелкумян, 2016, с. 183186].
27 На Бахрейне «ширазисты» создали партию «Исламский фронт» и обширную сеть религиозных и благотворительных организаций. В 1981 г. «Исламский фронт», поддерживаемый в то время Ираном, осуществил попытку государственного переворота и установления теократического правления, что предопределило дальнейшую политику Манамы в отношении шиитов. После этого главными противниками бахрейнских властей вместо националистических и социалистических движений стали и остаются шииты, обвиняющиеся в тесном сотрудничестве с Ираном.
28 Движение «ширазистов» до сих пор имеет влияние и поддержку на Бахрейне: последователи движения сыграли немаловажную роль в восстании 2011 г. [Беренкова, 2018, с. 128]. И в восстании в Саудовской Аравии, и на Бахрейне «ширазисты» пользовались иранской поддержкой — тогда движение поддерживало хорошие отношения с Тегераном, использовавшим обширные влиятельные сети «ширазистов» в рамках стратегии по экспорту исламской революции [Ильина, 2016, с. 36–42].
29 «Ширазисты» и виляат аль-факих
30 В 1965 г. аятолла аш-Ширази встретился в Ираке с аятоллой Хомейни в первые годы поддерживал Исламскую революцию в Иране. Аш-Ширази тогда не был противником концепции виляат аль-факих [Cole, 2002, p. 191–200]. Можно сказать, что концепция виляат аль-факих выражала общее мнение шиитских теологов Ирака (М. Бакир ас-Садра и др.), выступавших в пользу широкого участия богословов в политике.
31 Идеи аш-Ширази были схожи с доктриной вилаят аль-факих, сформулированной Хомейни в 1970 г., наделявшей марджаа высшей политической властью, то есть управлением государством в отсутствие 12-го имама [Mavani, 2011, p. 807824]. Примерно в это же время Аш-Ширази сформулировал схожую концепцию хукумат аль-фукаха13 (правительство правоведов). Подобно идее Хомейни, в ней утверждалось, что в отсутствие имама марджа должны быть наделены политической властью. Сходство политических концепций помогает объяснить, почему у аш-Ширази сложились тесные отношения с Хомейни: «он был единственным муджтахидом, организовавшим официальную церемонию приветствия по прибытии Рухоллы Хомейни в Ирак в 1965 г., после того как он был изгнан [иранским] шахом» [Louër, 2012, p. 97–98].
13.  Шурат аль-фукаха (совет правоведов), или хукумат аль-фукаха (правление правоведов) — религиозно-политическая теория, разработанная аятоллой аш-Ширази, подразумевающая, что исламским государством должен управлять не один священнослужитель, а совет ученых.
32 Итак, «ширазисты», как и реформаторы из Наджафа (Хомейни, Садр и др.), были горячими сторонниками политической вовлеченности улемов.
33 ***
34 После исламской революции в Иране аш-Ширази из-за репрессий иракских властей в отношении политически активных шиитов переехал на историческую родину и продолжил свою деятельность там. Его сторонники возглавляли политические партии и религиозные и благотворительные организации внутри Ирана, за его пределами и в странах Персидского залива.
35 С самого начала своей деятельности аш-Ширази оставался независимым и от других влиятельных богословов, и от властей. В постреволюционном Иране, где Хомейни сосредоточил все рычаги власти, конфликт между ним и аш-Ширази был неизбежен. Последний стремился сохранить независимость и не подчиняться власти, способной ограничить его свободу и деятельность. Иранские власти считали, что аш-Ширази должен подчиняться иранскому законодательству и начали «репрессии» против него14. Аятолла аш-Ширази рассчитывал играть более значительную роль в постреволюционном Иране. Кроме того, конфликт между ним и Хомейни произошел и за звание самого главного марджа ат-таклид, по крайней мере в пределах Ирана [Scharbrodt, 2020, p. 9–38].
14.  هم الشيرازيون وما هي خلافاتهم مع ولاية الفقيه؟. العربية [Who are Shirazists and What Is Their Disagreement with Wilayat al-Faqih. Al Arabiya (in Arabic)]. URL: https://www.alarabiya.net/iran/2018/03/10/من-هم-الشيرازيون-وما-هي-خلافاتهم-مع-ولاية-الفقيه؟ (accessed 26.02.2023).
36 Отношения между Ширази и иранской властью начали обостряться, а в 1984 г. ситуация ухудшилась окончательно. Аш-Ширази отказался от концепции виляат аль-факих и провозгласил свою теорию правления хукумат аль-фукаха единственно верной и более справедливой, поскольку считал, что Хомейни монополизировал основные решения в стране [Cole, 2002, p. 191–200, Scharbrodt, 2020, p. 9–38].
37 Согласно теории аш-Ширази, идеальное исламское государство должно управляться в консультативной форме, с учетом мнений самых авторитетных священнослужителей. Доктрина охватывала не одну конкретную страну, но всю умму: он выступал за создание Всеобщего исламского правительства, охватывающего все мусульманские страны в соответствии с хукумат аль-фукаха [Ayub, 1999, p. 55–60].
38 Таким образом, став идеологическим соперником основы иранского политического строя, предложив более инклюзивную (для богословов) систему правления и имея значительное религиозное и политическое влияние в Иране и в других странах с шиитским населением, аятолла аш-Ширази стал восприниматься Хомейни как серьезная угроза. В результате, опасаясь роста его влияния и возможного мятежа богословов, в конце 1980х гг. иранское правительство поместило аятоллу под домашний арест. Основания тому были: аш-Ширази поддерживал аятоллу Монтазери — одного из самых влиятельных политиков и богословов постреволюционного Ирана, открыто критиковавшего политику Хомейни, официально считавшегося преемником Хомейни [Беренкова, 2018, с. 126].
39 Репрессии затронули и других членов семейства аш-Ширази. Например, его сын Муртаза после публичной критики правительства в 1995 г. был заключен под стражу, и по сообщениям близких, подвергался пыткам и унижениям. В 2018 г. был арестован племянник аятоллы аш-Ширази Хусейн, после того как во время занятий в кумской хаузе сравнил руководителя Ирана аятоллу Хаменеи с фараоном [Семья Ширази и Иран, 2018]. Таким образом, несмотря на определенную схожесть идеологий и неплохие отношения в прошлом, «ширазисты» со временем стали идеологическими противниками Исламской Республики.
40 «Ширазисты» в политическом дискурсе Исламской Республики Иран
41 Критика последователей аятоллы аш-Ширази была озвучена на самом высоком уровне в 2013 г.: верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи охарактеризовал их как «последователей ереси и агентов британского MI6, ЦРУ и Моссада, действующих во вред исламу» [Iran targets ‘MI6 Shiites’, 2015]. «Ширазисты» также подвергаются критике из-за «бессердечного безразличия к ситуации и преступлениям в Йемене, совершенными союзником США — Саудовской Аравией» [Кто такие ширазисты, 2018]. Согласно заявлению секретаря Всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов15 аятоллы М. Араки, «движение принимает политику молчания в отношении политики США в регионе и закрывает глаза на присутствие их войск в Ираке. Однако они обвиняют Иран в преступлениях и террористических актах, направленных против иракцев» [Ayatollah Araki, 2015].
15.  Мазхаб — религиозно-правовая школа в Исламе.
42 «Ширазисты» подвергаются критике иранских властей за непримиримое отношение к суннитам, в отличие от последователей вилаят аль-факих, ратующих за вахдат («единство») в умме. Свидетельства можно найти в материалах близких к «ширазистам» сайтов, содержащих радикальные высказывания в адрес суннитской доктрины16.
16.  См. материалы на русском языке: >>>> >>>> >>>>
43 Как упоминалось, «ширазисты» стали идеологическими противниками вилаят аль-факих: у них появилась альтернативная теория государственного устройства, религиозные отличия, значительные средства от хумса, подконтрольные СМИ и т. д. Представители иранской теократии довольно критично отзываются о «ширазистах»: в дискурсе Исламской Республики движение рассматривается как «группа заблудшей секты, вступившая в сговор с антиисламскими силами» [Кто такие ширазисты, 2018].
44 Заключение
45 Большую роль в формировании и развитии транснациональных шиитских движений играли религиозные деятели, многие из которых являлись марджаа ат-таклид (или даже имели статус аятолл) и представляли семьи с долгой богословской традицией.
46 Можно констатировать, что семейству аш-Ширази принадлежит значительная роль в восстановлении Кербелы как центра богословия. Развиваясь автономно от Наджафа хауза, Кербела приобрела собственную религиозную-политическую идентичность, тем не менее впитав определенную часть идей муджтахидов Наджафа.
47 Сегодняшнее соперничество между хаузами Кербелы и Наджафа является своего рода продолжением давней конкуренции. Все же несмотря на то, что марджаа Наджафа были и на сегодняшний день остаются наиболее популярными в шиитском мире, «ширазисты» смогли завоевать симпатии шиитских правоверных. Росту популярности «ширазисты» обязаны разветвленным благотворительным и религиозным организациям и многочисленным СМИ.
48 «Ширазисты» смогли предложить собственную концепцию религиозно-политического лидерств — шурат аль-фукаха (более инклюзивную, по сравнению с вилаят аль-факих), тем самым став идеологическим соперником Исламской Республики.
49 Транснациональная шиитская организация «ширазистов» играет определенную роль в региональной политике: последователи движения играли активную роль в восстании шиитов в Саудовской Аравии и на Бахрейне начиная с конца 1970х гг., а также во время событий «арабской весны».

Библиография

1. Беренкова Н. А. Особенности шиитских транснациональных движений в арабских странах Ближнего Востока. Религия и общество на Востоке. 2018. № 2. С. 113–135.

2. Ильина Ю. И. Религиозно-политическое влияние Ирана в странах Персидского залива (на примере Бахрейна, Саудовской аравии и Кувейта). Вестник РУДН. Политология. 2016. № 3. С. 36–42.

3. Конфликт между шиитами и суннитами: давнее противостояние. Дойче Велле. 06.01.2016 . URL: https://www.dw.com/ru/konflikt-mezhdu-shiitami-i-sunnitami-istorija/a-18959791 (accessed 26.02.2023).

4. Кто такие ширазисты? Janoubia. 2018.03.14 (من هم الشيرازيون؟ جنوبية) . URL: https://janoubia.com/2018/03/14/من-هم-الشيرازيون؟/ (acccessed 26.02.2023).

5. Кто такие ширазисты и в чем их разногласия с вилаят аль-факих? Аль-Арабия. 2018.03.10 (هم الشيرازيون وما هي خلافاتهم مع ولاية الفقيه؟. العربية) . URL: https://www.alarabiya.net/iran/2018/03/10/من-هم-الشيرازيون-وما-هي-خلافاتهم-مع-ولاية-الفقيه؟  (accessed 26.02.2023).

6. Мелкумян Е. С. История государств Арабского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман) в XX – начале XXI в. М.: ИВ РАН, 2016. 430 с.

7. Семья Ширази и Иран. Ранние споры. Аль-Арабия. 2018.03.12 (عائلة الشيرازي وإيران الخلافات المبكرة. العربية) . URL: https://www.alarabiya.net/politics/2018/03/12/عائلة-الشيرازي-وإيران-الخلافات-المبكرة-1 (accessed 26.02.2023).

8. Abdul-Jabar F. Ayatollahs, Sufis and Ideologues. State, Religion and Social Movements in Iraq. London: Saqi Books, 2002. 290 p.

9. Ayatollah Araki: “Shirazis Get Support from Britain and Saudi”. Wilayah News. 16.09.2015. URL: https://wilayah.info/en/ayatollah-araki-shirazi-circles-get-support-from-britain-and-saudi/ (accessed 26.02.2023).

10. Ayub M. G. Aspects of the Political Theory of Ayatollah Muhammad Shirazi. Washington: Fountain Books, 1999. 81 p.

11. Cole J. Sacred Space and Holy War: The Politics, Culture and History of Shi’ite Islam. London: I.B. Tauris & Co Ltd, 2002. 254 p.

12. Jones T. C. Rebellion on the Saudi Periphery: Modernity, Marginalization, and the Shiʿa Uprising of 1979. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. 21 p.

13. Iran Targets ‘MI6 Shiites’. Al-Monitor. 2015. URL: https://www.al-monitor.com/originals/2015/04/iran-shia-shirazi-movement-secterian.html (acccessed 26.02.2023).

14. Kadhem F. J. The Sacred and the Secular: The ‘ulama of Najaf in Iraqi politics between 1950 and 1980. Exeter: Univ. of Exeter, Inst. of Arab & Islamic Studies, 2012. 394 p.

15. Louër L., Rundell E. Sunnis and Shi’a. Princeton: Princeton Univ. Press, 2020. 214 p.

16. Louër L. Transnational Shia Politics: Religious and Political Networks in the Gulf. London: Hurst Publishers, 2012. 342 p.

17. Matthiesen T. Hizbullah al-Hijaz: A History of The Most Radical Saudi Shi'a Opposition Group. Middle East Journal. 2010. Pp. 179–177.

18. Mavani H. Ayatullah Khomeini’s Concept of Governance (wilayat al-faqih) and the Classical Shi’i Doctrine of Imamate. Middle Eastern Studies. Vol. 47. No. 5 (Sept. 2011). Pp. 807–824.

19. Reisinezhad A. The Shah of Iran, the Iraqi Kurds, and the Lebanese Shia. Miami: Florida International University, 2019. 357 p.

20. Scharbrodt O. Khomeini and Muḥammad al-Shīrāzī: Revisiting the Origins of the “Guardianship of the Jurisconsult” (wilāyat al-faqīh). Die Welt des Islam. 2020. Vol. 61(1). Pp. 9–38.

21. Shanahan R. The Islamic Da’wa Party: Past Development and Future Prospects. Middle East Review of International Affair. June 2004. Vol. 8. No. 2. Pp. 16–25.

22. Wehrey F. M. Beyond Sunni and Shia: The Roots of Sectarianism in a Changing Middle East. New York: Oxford University Press, 2018. 352 p.

23. Zargar C. The Legal and Spiritual Authority of the Marāji‘. Los Angeles: Univ. of California, 2020. 309 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести