Танпин (躺平) — обломовщина по-китайски: кризис молодого поколения Китая
Танпин (躺平) — обломовщина по-китайски: кризис молодого поколения Китая
Аннотация
Код статьи
S268684310030189-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бачинский Вадим Владимирович 
Должность: магистрант
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
184-191
Аннотация

Танпин (躺平) — это китайский неологизм, дословный перевод которого — «лежать пластом». Недавно появившееся выражение набрало популярность в китайских социальных сетях и на интернет-форумах. Термин танпин олицетворяет социокультурное явление в современном Китае, суть которого сводится к принятию определенной жизненной философии среди китайской молодежи, преимущественно среди молодых мужчин. Концепция танпин возникла как ответ на давление со стороны общества и гиперконкурентной социальной среды, навязывающих необходимость достижения карьерного роста, материального благополучия и респектабельного социального статуса. Философия танпин сводится к отказу от следования традиционной жизненной парадигме, заключающейся в постоянном побуждении к трудовым и карьерным свершениям, что часто сопровождается переработками, стрессом и выгоранием. Адепты танпин отдают предпочтение личному благополучию, психическому здоровью и балансу между работой и личной жизнью. Они предпочитают вести аскетичную, но вместе с этим и менее «сложную» жизнь, сопротивляясь сложившемся общественным догмам. Образ жизни танпинов можно рассматривать как форму пассивного сопротивления или протеста против давления общества. Критики же утверждают, что отсутствие амбиций и пассивное отношение к жизни чревато деградацией общества в целом.

Ключевые слова
социокультурный феномен, кризис молодежи, социальные проблемы Китая, молодежная культура, субкультура
Классификатор
Получено
04.03.2024
Дата публикации
22.04.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
539
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Танпин (躺平) — неологизм, описывающий социокультурный феномен, недавно (2021 г.) возникший в Китае. Дословно термин можно перевести как «принять горизонтальное положение», «лежать плашмя», «лежать пластом». Первые упоминания о танпин датируются 2020–2021 гг. Выражение появилось на просторах социальных сетей «Вэйбо» (微博) и «Байду теба» (百度贴吧). В удаленных ныне публикациях автор одного из первых постов по данной теме рассказал, что полноценно (на полную занятость) не трудоустроен уже в течение двух лет, перебивается подработками и случайными заработками, ограничив свой бюджет 200 юанями в месяц (ок. 30 долларов США или чуть больше 2 тыс. рублей), а освободившееся время посвящает себе, словом, ведет аскетичный образ жизни. Отдельно автор уточнил, что не собирается заводить семью и детей, равно как и приобретать недвижимость [Бикбулатов, 2021; Kuo, 2021]. После этого поста и серии подобных публикаций от пользователей с похожими жизненными историями термин танпин начал обрастать конкретными коннотациями — нежеланием участвовать в социальной конкуренции, стремлением вырваться из традиционной жизненной парадигмы [Picoche, 2022; Hsu, 2022].
2 Почему легли молодые китайцы?
3 В причинах возникновения танпин попробовали разобраться китайские и иностранные исследователи и представители СМИ. В целом они сводятся к гиперконкурентной среде практически на всех этапах жизни среднего китайца — и эта конкуренция начинается еще со вступительного экзамена в вузы (高考, гаокао), то есть приблизительно с 18 лет. В силу особенностей приемной кампании и/или ввиду неудачно сданного экзамена не все абитуриенты проходят в желаемые престижные вузы, что может стать большим ударом для молодого человека — провал на самом решающем экзамене в жизни равносилен потере лица перед семьей и друзьями [Jingyi, 2022, pp. 5–12].
4 Смежным фактором, ведущим к высокой конкуренции, является массовизация высшего образования [Пацукевич, 2018, с. 180–183]. Еще в 1982 г. 22,8 % населения страны были полностью неграмотными или малограмотными. Можно предположить, что доля населения с высшим профессиональным или академическим образованием была мизерной. Но затем последовали радикальные реформы системы образования, с 1999 г. прием в вузы ежегодно увеличивался на 20–30 %, то есть на 40–50 тысяч человек, и сейчас около 250 млн человек имеют высшее образование. Однако несмотря на непрекращающийся рост китайской экономики, она не в состоянии обеспечить рабочими местами всех [Сидорова, 2011, c. 140–150], к чему добавляется и то, что востребованность специалистов тех или иных отраслей в современных реалиях быстро меняющейся экономики нестабильна — она часто может как возрастать, так и падать, а переобучение и переквалификация человека занимает время и требует финансовых вложений (особенно впечатляют сообщения о рекордной безработице среди недавних выпускников вузов [Fu, 2023; Huileng, 2023]). Кроме того, из-за пандемии COVID-19, начавшейся в Поднебесной и наиболее жестко ударившей именно по ней, провинциальные правительства неоднократно вводили карантин и режим комендантского часа, что, помимо прочего, привело к остановке работы коммерческих предприятий и, как следствие, к увольнениям [Афонский, 2022].
5 Другая причина появления философии танпин — рабочая атмосфера. В китайских компаниях широко распространены жесткие рабочие графики. Зачастую используется график «9-9-6» (996工作制, цзюцзюлю гунцзочжи), при котором человек трудится с 9:00 до 21:00 шесть дней в неделю; т. е. 72 часа в неделю, или же система 007, подразумевающая работу 24 часа в сутки 7 дней в неделю (как правило, в этом случае речь идет об удаленной работе) [Yi, 2021; China’s new… 2021]. Такая схема работы широко распространена среди китайских IT-компаний, где всячески поощряется сверхурочная работа [Wang, 2020]. Критики этой системы считают, что она нарушает закон и, в целом, представляет собой современную инкарнацию рабства. В 2021 г. Верховный народный суд КНР признал систему 996 рабочих часов незаконной, однако это не слишком повлияло на фактический отказ от нее [Goh, Perry, 2021].
6 Наконец, один из наиболее важных факторов неуверенности китайской молодежи в будущем — значительный рост стоимости жизни, особенно стоимости жилья. Например, к концу 2020 г. цена квадратного метра недвижимости в крупнейших городах Китая — Шанхае, Пекине и Шэньчжэне превысила 59 тыс. юаней ($9,1 тыс.), 64 тыс. юаней ($9,9 тыс.) и 87 тыс. юаней ($13,4 тыс.) соответственно [Дагаев, 2021]. Во многом именно рост стоимости жизни порождает аспект философии танпин, предполагающий отсутствие семьи: это решение продиктовано не нежеланием брать на себя ответственность, а, напротив, вполне ответственным пониманием того, что семью содержать весьма сложно. В современном китайском обществе покупка жилья, машины, создание семьи и основание своего бизнеса стали критериями личного успеха. Тем не менее молодым китайцам эти достижения зачастую недоступны [Seow, 2021].
7 Проводимая до 2016 г. политика «Одна семья — один ребенок» (一孩政策, ихай чжэнцэ) тоже утяжелила груз ответственности молодых людей, породив проблему демографического дисбаланса по формуле «4–2–1», при которой один человек должен содержать двух родителей и четырех бабушек и дедушек. Современные китайцы поколения 80-х и 90-х после женитьбы должны заботиться о двух родителях и четырех стариках. В 2021 г. власти страны разрешили гражданам иметь троих детей [Власти Китая разрешили… 2021]. Сами граждане, как правило, отзываются об этом с долей скепсиса — в соцсетях регулярно появляются публикации с опасениями и страхам молодежи, которая задается вопросом: «Как содержать семью с детьми, если денег еле-еле хватает на себя»?
8

9 Илл. 1. Интернет-мем «Новое движение несотрудничества — танпин»
10 Fig 1. Internet meme “tangping, the new movement of non-cooperation”
11 Photo © ec.ltn.com.tw
12 Source: [Дагаев, 2021]
13 Побратимы танпин
14 Конечно, танпин — явление не уникальное. В ряде публикаций его сравнивают с итальянской забастовкой1 («работа по правилам», work to rule, «quiet quitting» [Lord, 2022]), а также с NEET2, с поколением сатори3, с поколением сампхо4 и с «клубничным поколением»5. Кроме того, в определенной степени прослеживается связь танпин с недеянием (у-вэй, 無為) — одним из основных понятий даосской философии, означающим отсутствие действия, мешающего естественному развитию природы или идущего вразрез с ним [Ян Хин-Шун, 1972, с. 348]. Логично предположить и некоторую связь с принципом «непротивления злу насилием» в религиозно-философском учении Л. Н. Толстого, поскольку писатель часто обращался к идеям Лао-цзы [Мышинский, 2015, с. 565–671].
1.  Итальянская забастовка — форма протеста, при которой сотрудники предприятия предельно строго исполняют свои должностные обязанности и правила, ни на шаг не отступая от них и ни на шаг не выходя за их пределы.

2.  Not in Education, Employment or Training — поколение молодых людей, которые в силу различных факторов экономического, социального или политического характера не работают и не учатся. Наиболее схожа с предметом статьи подкатегория «разочаровавшийся NEET», где человек, испытав стресс и/или получив негативный опыт на работе, предпочитает отказаться от дальнейшей трудовой занятости.

3.  Сатори (悟り) — термин для описания поколения молодых японцев, которые словно бы достигли сатори, состояния катарсиса и свободы от материальных желаний, но деле эти люди отказались от амбиций, поиска работы и надежд на построение карьеры из-за макроэкономических тенденций в Японии (подробнее см. [Леонтьева, 2006, с. 353–402]).

4.  Поколение сампхо (삼포세대) — термин для обозначения поколения южнокорейской молодежи, которое отказывается от свиданий, брака и рождения детей. Многие отказываются от этих трех вещей из-за социальных и экономических проблем, таких, как рост стоимости жизни, плата за обучение, дефицит доступного жилья и т. д.

5.  «Клубничное поколение» (草莓族, цаомэй цзу) — термин для обозначения поколения тайваньцев, родившихся в 1980-е гг., которые подобно клубнике «легко мнутся», то есть не выдерживают социального давления или тяжелого труда, в отличие от поколения их родителей. Этот термин обозначает непокорных, избалованных, эгоистичных, высокомерных и ленивых людей.
15 Помимо этих формальных схожестей нельзя не отметить и менее академические параллели. В частности, некоторые из комментаторов с вышеупомянутых форумов, так или иначе задействованных в обсуждении концепта танпин, провели сравнение с инволюцией — процессом, обратным эволюции, то есть с регрессией и деградацией, интерпретировав проблему как абсурдность постоянно растущей бессмысленной конкуренции [Wang, Ge, 2020].
16 В противовес танпин существует понятие шанцзин (上进). Его можно перевести как «стремиться вперед», «стремиться быть лучше», «стремиться к прогрессу» или «продвигаться по службе». В англоязычной среде антиподом феномена танпин можно счесть effort making «[предпринимаемые] усилия», а человека, чье жизненное кредо противоположно таковому у танпинов, — go-getter («достигатель»).
17 Империя наносит ответный удар
18 Очевидно, что перед китайским правительством в какой-то момент встал вопрос, что делать с распространяющейся философией танпин. Весьма показательно, что практически сразу, после того как публикации по теме начали набирать популярность, началась зачистка социальных сетей от сообществ, сконцентрированных вокруг идеи танпин вплоть до удаления даже мимолетных упоминаний явления [Дагаев, 2021]. Подконтрольные государству СМИ тотчас обрушились на танпинов с критикой. Так, в разных вариациях был массово опубликован материал с хлестким заголовком «Позорное лежание. Какой в нем смысл?» (“躺平”可耻,哪来的正义感?”, танпин кэчи, на лай дэ чжэнъи гань?), в котором отчасти признается проблема гиперконкуренции в китайском обществе, но при этом постулируется идея о том, что приверженность концепту танпин — удел маргинального меньшинства [Ван, 2021].
19 По словам авторов статьи, большая часть китайской молодежи по-прежнему предпочитает трудиться на благо родины, а аскетизм и отсутствие стремлений к трудовым свершениям называют нехарактерными чертами для молодого поколения. Помимо этого, была снята социальная реклама о пользе многочасовой работы, героем которой стал 86-летний ученый, каждый день работающий по 12 часов. В ролике подчеркивается твердое нежелание ученого отдыхать даже в преклонном возрасте. К кампании по дискредитации танпинизма также подключились некоторые ученые и общественные деятели [Чэ, 2021]. Например, профессор университета Цинхуа Ли Фэнлян (李锋亮) назвал приверженность танпин безответственным отношением к жизни. По его мнению, такое учение оскорбляет не только родителей молодых людей, но и сотни миллионов усердно работающих налогоплательщиков [Профессор университета… 2021]. Более агрессивную позицию занял ведущий китайского телевидения Бай Яньсун (白岩松), обвинивший молодежь страны в невозможности противостоять даже самой малой нагрузке: «Неужели все наши желания сводятся к дешевым квартирам и работе, которую легко найти? Хотите, чтобы нагрузки не было совсем? Чтобы каждая понравившаяся девушка становилась вашей? Это невозможно» [Ждете снижения… 2021].
20 Молниеносная реакция по искоренению танпинизма обусловлена подходом властей Китая к мобилизации трудовых ресурсов. На Новый 2017 г. генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая Си ё Цзиньпин в поздравительной речи произнес лозунг «[Надо] работать, засучив рукава» (撸起袖子加油干, луци сюцзы цзяю гань) [Председатель КНР… 2016], призвав к мобилизации трудоспособных сил общества. Желание молодежи снять с себя лишнюю нагрузку и проводить жизнь без стресса создает оппозицию политике партии и официальной доктрине Китая — «социализму с китайской спецификой» (中国特色社会主义; чжунго тэсэ шэхуэй чжуи). Государство опасается, что отказ части граждан работать в поте лица создаст угрозу производительной мощи Китая и, как следствие, приведет к экономическому упадку страны [James, 2021].
21 Таким образом, танпин — это отнюдь не лень или инфантильность китайской молодежи, как можно было бы подумать, но осознанный протест против жесткого, заранее определенного жизненного уклада. Дистанцируясь от системы и отказываясь играть по ее правилам, люди выбирают аскетичный, но гораздо менее стрессовый образ жизни. Кроме того, танпин — это способ привлечь внимание к проблемам бедности и социальной стратификации, то есть, к классовому неравенству. Чтобы дать молодому поколению возможность осуществить мечты и закрепить видение лучшего будущего, Китай должен более точно подстраивать систему образования под нужды рынка труда, тем или иным образом снижать токсичность социальной гонки для молодежи и предлагать более справедливые конкурентные условия и возможности. Иными словами, танпин — это институциональная проблема, и подход к ее решению должен быть соответствующим.

Библиография

1. Афонский А. Под замком. Китайцев третий год заставляют ходить в масках и сидеть на карантине. Чем это грозит мировой экономике? Lenta.Ru. 02.12.2022. URL: https://lenta.ru/articles/2022/12/02/lock/ (accessed 14.04.2023).

2. Бикбулатов Б. Танпины ― молодые бездельники в Китае. Блог «Шэнсяо». 18.08.2021. URL: https://blog.shensyao.com/tanpiny-molodye-bezdelniki-v-kitae/ (accessed 19.04.2023).

3. Ван Ц. Позорное лежание. Какой в нем смысл? “躺平”可耻,哪来的正义感?新华网. 20.05.2021. URL: http://www.xinhuanet.com/comments/2021-05/20/c_1127467232.htm (accessed 20.04.2023).

4. Власти Китая разрешили семьям заводить третьего ребенка. BBC. 31.05.2021. URL: https://www.bbc.com/russian/news-57305771 (accessed 17.04.2023).

5. Дагаев А. Танпинское восстание: почему среди китайской молодежи стал популярен стиль жизни без стресса? ЭКД. 28.06.2021. URL: https://ekd.me/2021/06/tanpinskoe-vosstanie-pochemu-sredi-kitajskoj-molodezhi-stal-populyaren-stil-zhizni-bez-stressa/ (accessed 14.04.2023).

6. Ждете снижения цен на жилье и подыскиваете работу попроще? Бай Яньсун, разоблачая бесстыдников, говорит: «Так не получится». 指望房价低、工作随便找?白岩松一句“不会吧”,揭开谁的遮羞布. Sohu. 19.06.2021. URL: https://www.sohu.com/a/471925866_120270729 (accessed 20.04.2023).

7. Леонтьева Е. Л. Дефляционный кризис в Японии. Экономический журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 10, № 3. С. 353–402 .

8. Мышинский А. Л. Лев Толстой и Лао-цзы. Общество и государство в Китае. 2015. № 1. С. 565–671 .

9. Пацукевич О. В. Феномен массовизации высшего образования в азиатских странах (на примере Индии и Китая). Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 1. С. 180–183 .

10. Председатель КНР Си Цзиньпин выступил с новогодним посланием на 2017 год. 国家主席习近平发表二〇一七年新年贺词. 新华网. 31.12.2016. URL: http://www.xinhuanet.com//politics/2016-12/31/c_1120227034.htm (accessed 21.04.2023).

11. Профессор университета Цинхуа заявил, что отношение к жизни в стиле танпин крайне безответственно, пользователи сети ему возразили: «Языком чесать — не мешки ворочать». 清华教授称躺平态度极不负责任,网友:“站着说话不腰疼”. 163.com. 29.05.2021. URL: https://www.163.com/dy/article/GB6UPBLJ0514R9P4.html (accessed 20.04.2023).

12. Сидорова А. В. Проблема безработицы среди выпускников вузов КНР в свете реформы высшего образования. Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 4. С. 140–150 .

13. Чэ С. Отказываясь «лежать плашмя», 86-летний ученый трудится в поте лица. 拒绝“躺平”,86岁老科学家有个超“燃”作息表. 新华网. 1.06.2021. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2021-06/01/c_1127515376.htm (accessed 20.04.2023).

14. Ян Хин-Шун (сост.) Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х тm. Т. 1. М.: Мысль, 1972. 363 с.

15. China’s New “Tang Ping” Trend Aims to Highlight Pressures of Work Culture. BBC. June 3rd, 2021. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-china-57348406 (accessed 14.04.2023).

16. Fu C. 1 in 5 Young Chinese Is Jobless, and Millions More Are About to Graduate. The New York Times. May 19th, 2023. URL: https://www.nytimes.com/2023/05/19/business/china-youth-unemployment.html (accessed 20.07.2023).

17. Goh B., Perry M. Chinese Authorities Say Overtime “996” Policy Is Illegal. Reuters. August 27th, 2021. URL: https://www.reuters.com/world/china/chinese-authorities-say-overtime-996-policy-is-illegal-2021-08-27/ (accessed 15.04.2023).

18. Hsu H. Y. How Do Chinese People Evaluate “Tang-Ping” (Lying Flat) and Effort-Making: The Moderation Effect of Return Expectation. Frontiers in psychology. 2022. No. 13. URL: https://www.researchgate.net/publication/365435215_How_do_Chinese_people_evaluate_Tang-Ping_lying_flat_and_effort-making_The_moderation_effect_of_return_expectation (accessed 15.04.2023).

19. Huileng T. China’s Youth Unemployment Is So Dire That It’s Inspired Recent College Grads to Post Pictures of Themselves Sprawled on the Ground in “Zombie-Style” Poses. Insider. July 4th, 2023. URL: https://www.businessinsider.com/china-economy-college-grads-lying-flat-zombie-photos-youth-unemployment-2023-7?r=US&IR=T (accessed 20.07.2023).

20. James C. Why Chinese Youth Are “Lying Flat” as a Form of Resistance to CCP Rule. ABC Money. June 22nd, 2021. URL: https://www.abcmoney.co.uk/2021/06/why-chinese-youth-are-lying-flat-as-a-form-of-resistance-to-ccp-rule/ (accessed 20.04.2023)

21. Jingyi Z. “Tang Ping” of Chinese Youth: Origin Tracing and Social Identity Survey. Academic Journal of Humanities & Social Sciences. 2022. No. 5 (4). Pp. 5–12

22. Kuo L. Young Chinese Take a Stand Against Pressures of Modern Life — by Lying Down. The Washington Post. June 5th, 2021. URL: https://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/china-lying-flat-stress/2021/06/04/cef36902-c42f-11eb-89a4-b7ae22aa193e_story.html (accessed 15.04.2023).

23. Lord J. Quiet Quitting Is a New Name for an Old Method of Industrial Action. The Conversation. September 9th, 2022. URL: https://theconversation.com/quiet-quitting-is-a-new-name-for-an-old-method-of-industrial-action-189752 (accessed 16.04.2023).

24. Picoche A. Tang Ping: The Chinese Millennials Lying Flat to Protest Against Overwork. Welcome to the Jungle. January 17th, 2022. URL: https://www.welcometothejungle.com/en/articles/tang-ping-chinese-milennials-protest-overwork (accessed 18.04.2023).

25. Seow B. Y. Young Chinese “Lying Flat” to Cope with Life. The Taipei Times. June 6th, 2021. URL: https://www.taipeitimes.com/News/biz/archives/2021/06/06/2003758647 (accessed 21.04.2023)

26. Wang J. J. How Managers Use Culture and Controls to Impose a “996” Work Regime in China That Constitutes Modern Slavery. Accounting and Finance. 2020. No. 60 (4). Pp. 4331–4359.

27. Wang Q., Ge S. How One Obscure Word Captures Urban China’s Unhappiness. Sixth Tone. November 4th, 2020. URL: https://www.sixthtone.com/news/1006391 (accessed 17.04.2023).

28. Yi L. L. China’s “Involuted” Generation. The New Yorker. May 14th, 2021. URL: https://www.newyorker.com/culture/cultural-comment/chinas-involuted-generation (accessed 19.04.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести