Интеллектуальность, аномальность и потенциал реформистского иудаизма в России. Рецензия на книгу Е. Э. Носенко-Штейн «Реформистский иудаизм в России: есть ли у него будущее?»
Интеллектуальность, аномальность и потенциал реформистского иудаизма в России. Рецензия на книгу Е. Э. Носенко-Штейн «Реформистский иудаизм в России: есть ли у него будущее?»
Аннотация
Код статьи
S268684310030216-5-1
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хлебникова Луиза Романовна 
Должность: доцент кафедры иудаики Института стран Азии и Африки
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
239-243
Аннотация

втор книги сама провела анкетирование, интервьюирование респондентов, в том числе глубинные и экспертные интервью, и использовала метод включенного наблюдения в московской еврейской общине Ле-дор ва-дор.

Вокруг реформистского иудаизма сформировано много мифов и предрассудков, например, что он тождественен светскости.

В данной рецензии показано, что монография последовательно раскрывает особенности данной деноминации и ее положения в России, разбивает сложившиеся стереотипы вокруг нее, дает оценку межобщинными связям, анализирует роль Израиля в идентичности российских евреев и выявляет основные вызовы, с которыми евреи-реформисты сталкиваются сегодня.

Ключевые слова
иудаизм, реформистский иудаизм, Израиль, еврейская община
Классификатор
Получено
07.03.2024
Дата публикации
22.04.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
385
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 В 2020 г. вышла в свет долгожданная книга доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Елены Эдуардовны Носенко-Штейн «Реформистский иудаизм в России: есть ли у него будущее?» [Носенко-Штейн, 2020]. Данный труд стал результатом многолетних полевых и не только исследований автора. Накопленные знания и опыт, которые были апробированы на многочисленных конференциях, в том числе и на мероприятиях Отдела изучения Израиля и еврейских общин ИВ РАН, легли в основу монографии.
2 Данная книга вносит большой вклад в изучение не только самого реформистского иудаизма, в том числе и его российской части, но и в целом еврейской общины России. Одним из самых главных достоинств книги является именно то, что она представляет собой не сплошное повествование, а непосредственно исследование, основанное на специальных методах, в том числе глубинных интервью и методах включенного наблюдения в московской общине Ле-дор ва-дор. Использование методологии придает работе вес. В конце книги приведены, как видится без коррекции, интервью Елены Эдуардовны с информантами, что помогает дополнительно ознакомиться с материалами, не попавшими полностью на страницы монографии. Отдельно представлены фотографии с мероприятий общины, таблицы и диаграммы, демонстрирующие результаты проведенных опросов. К сожалению, выборка в опросах небольшая, о чем автор сразу сообщает, и это связано с тем, что численность общины не превышает несколько сотен человек. Мой опыт показывает, что в Российской Федерации до сих пор присутствует предубеждение к участию в опросах и исследованиям ученых, что требует от нас дополнительных усилий по привлечению и работе с респондентами.
3 Научная новизна книги Елены Эдуардовны бесспорна, до этого труда не было полноценного исследования реформистского иудаизма, его основных положений и его состояния в РФ. В российской иудаике есть мощнейшие труды по советскому и российскому еврейству, статьи про российскую реформистскую общину (например, работы Г.С. Зелениной [Зеленина, 2015] и М. А. Шишигиной [Шишигина, 2019]), однако, отдельной работы про реформизм в России не было. Книга Е.Э. Носенко-Штейн восполняет этот очевидный пробел.
4 Первая часть работы посвящена появлению, развитию и современному состоянию реформистского иудаизма — темы, заслуживающей отдельной монографии. Однако она не является предметом исследования автора, кратко вводящего в курс дела читателя, мало знающего про тонкости и особенности реформистского иудаизма, чье изучение невозможно без обращения к американскому опыту. В США реформистский иудаизм является самым распространенным течением иудаизма, хотя из-за демографических показателей есть тенденция к тому, что ортодоксальное направление будет доминировать в будущем, как демонстрирует исследование Йельского университета 2021 года [Pinker, 2021]. В этой части работы автор анализирует основополагающие тезисы догматики этой деноминации и разбирает ритуальную особенность, которая подвергалась изменениям со временем.
5 Реформистский иудаизм не является синонимом «светской религии», хотя в таком значении встречается даже в работах ученых. Миф о том, что реформистские евреи не соблюдают или даже активно возражают против предписаний иудаизма, не отражает реальную картину. Как указывает автор, «новый реформизм» стал бережнее относиться к ритуальной составляющей. Например, по данным Елены Эдуардовны, более 50% российских респондентов ответили, что соблюдают Шаббат, чуть меньше — следуют кашруту.
6 При этом еврейская идентичность в России, в большей степени, связана с этнической, а не с религиозной идентичностью. Однако и здесь, согласно результатам анкетирования автора, можно увидеть, что есть неопределенности с самоидентификацией реформистских евреев: определяют ли они себя как просто евреи, русские евреи, российские евреи или россияне? [Носенко-Штейн, 2020, с. 39–40]. Автор выделяет в шестой главе «Разнообразия символов» традиционные «негативные факторы», влияющие на формирование еврейской идентичности или ее пробуждение, такие как память о Холокосте и угроза антисемитизма. Для реформистов память о Холокосте не является основным фактором, вокруг которого конструируется идентичность, как показал анализ Е. Э. Носенко-Штейн. В современной России проблема антисемитизма не стоит так остро, как в советское время, он также изменился в своих проявлениях [Носенко-Штейн, 2020, с. 92–93]. В основном он явно проявляется в интернете, но не исчез и «бытовой антисемитизм». Большинство молодых реформистов (до 34 лет) почти ни разу не сталкивались с антисемитизмом. В целом, конструирование «нового еврея», обладающего позитивной формой еврейской самоидентификации по сравнению с советской, являлось важной целью для многих общинных лидеров и организаций в России. И она принесла свои плоды.
7 В целом, большинство евреев в РФ — светские. При этом общинная жизнь в еврейской части России очень активная. Среди российских соблюдающих евреев наиболее распространенным является ортодоксальный иудаизм, который часто автоматически ассоциируется с Любавическими хасидами или Хабад Любавич. Если в США ортодоксальный иудаизм подразделяется на современную ортодоксию и ультра-ортодоксию, с разбивкой на подгруппы внутри, то в России ключевую позицию заняли представители Хабада. Как метко утверждает Е. Э. Носенко-Штейн, «российские евреи плохо ориентируются в различных направлениях и течениях иудаизма». Почти все крупные еврейские культурные центры «курируются» Хабадом.
8 Названия двух глав книги включают слово «смысл», в частности: «Быть евреем: поиски смыслов» и «Выбор смысла». Реформисты в РФ довольно молодая, высокообразованная и финансово стабильная группа, как показывает автор. Последователи реформистского иудаизма отдают предпочтение данному течению из-за наличия интеллектуальной свободы и отсутствия жесткого религиозного догматизма. Не последнее место занимает и отношение реформизма к гендерным и другим вопросам, что отличает его от ортодоксальной деноминации [Носенко-Штейн, 2020, с. 57]. При этом важно привести цитату раввина Лыскового, который в интервью Елене Эдуардовне подчеркнул, что, в отличие от американских реформистов, огромную роль в российском обществе играет фактор доминирования консервативных настроений, что сильно влияет на отношение к реформизму в еврейской (светской и религиозной) общине. Например, в социальных сетях реформистское движение России старается использовать термин «современный иудаизм», избегая отсылки к принятому в США — либеральному или прогрессивному.
9 Елена Эдуардовна особое внимание уделяет сложным межобщинным связям в России, приводя в пример разные стереотипы о реформистах, где их «демонизация» вписывается в дихотомию «свой–чужой». В России реформизм не всеми приемлем и считается «отклонением от нормы», тогда как в реформистской общине аномалией воспринимается ортодоксальный иудаизм. Устойчивой тенденции на сближение между этими группами пока нет [Носенко-Штейн, 2020, с. 100]. Схожие проблемы в межобщинных контактах мы можем найти и в еврейской общине США, где реформисты и ортодоксы мало пересекаются и не имеют ничего общего друг с другом, как показывают опросы американского исследовательского Центра Пью [Pew Research Center, 2021].
10 Отдельно стоит указать на роль Израиля в конструировании идентичности российской реформистской общины — ей посвящена отдельная глава. В отличие от еврейской общины США, российские евреи чаще посещают Израиль и больше о нем знают, но как указывает автор книги «в самоидентификации российских реформистов, равно как и в самоидентификации российских евреев в целом, Израиль центрального места не занимает» [Носенко-Штейн, 2020, с. 79]. Они укоренены в России и большинство респондентов, пусть и при маленькой выборке, считают ее своей родиной [Носенко-Штейн, 2020, Табл. 21]. В идентичности американских евреев значимость Израиля также ослабевает, но в России он не является причиной раскола общины и не провоцирует продолжительных дебатов.
11 ***
12 Реформистский иудаизм — это маленькая по численности последователей, высоко интегрированная в общество, часть еврейской общины России. При этом, как пишет автор исследования, он сталкивается с рядом вызовов: недостаточная финансовая поддержка, организационные промахи, высокая конкуренция с Хабад, консерватизм, характерный для российского общества в целом. Обращаясь к этим вопросам, представленная монография развивает научную дискуссию о еврейской общине в России, особенно о той ее части, которая обычно остается за рамками обсуждений.
13 В заглавии книги Е. Э. Носенко-Штейн вынесен вопрос: есть ли будущее у реформистского иудаизма в РФ? В заключении автор делает вывод, что это течение иудаизма заняло свою нишу и у него есть потенциал. Может показаться, что это уклончивый ответ на поставленный вопрос, однако, в эпоху тотальной нестабильности он кажется наиболее обнадеживающим.

Библиография

1. Зеленина Г. Портрет на стене и шпроты на хлебе: московские евреи между двумя «сектами». Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 3 (33). C. 121–169

2. Носенко-Штейн Е. Э. Реформистский иудаизм в России: есть ли у него будущее? М.: Институт востоковедения РАН, 2020. 184 с.

3. Шишигина М.А. «Евреи по выбору»: религиозная идентичность в прогрессивном иудаизме. Тирош —труды по иудаике. 2019. С. 267–283.

4. Pew Research Center. Jewish community and connectedness. Jewish Americans in 2020. URL: https://www.pewresearch.org/religion/2021/05/11/jewish-community-and-connectedness/ (accessed 30.09.2023)

5. Pinker E. J. Projecting Religious Demographics: The Case of Jews in the United States. Journal for the Scientific Study of Religion. 2021. Pp. 229–251. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/jssr.12716 (accessed 30.09.2023)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести