Экосистема индийских Гималаев: вызовы техногенной цивилизации и уроки рукотворных катастроф. Часть II
Экосистема индийских Гималаев: вызовы техногенной цивилизации и уроки рукотворных катастроф. Часть II
Аннотация
Код статьи
S268684310031321-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Челышев Дмитрий Евгеньевич 
Должность: -
Аффилиация: -
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
184-198
Аннотация

В первой части статьи (см.: [Челышев, 2024]), опираясь на выдержки из древнеиндийских священных текстов и обширный пласт более поздней религиозной философской и эпической литературы Индии, автор обосновывает тезис о том, что формировавшееся на их основе общественное сознание жителей страны было пронизано идеей обожествления природы и ее неразрывной связи с жизнью человека. Во второй части статьи на многочисленных примерах показано, как эти традиционные представления входят в противоречие с потребностями и интересами современного общества, что зачастую приводит к трагическим последствиям и губительно сказывается на хрупкой экологической системе Гималаев.

Ключевые слова
Гималаи, Химачал-Прадеш, Кедарнатх, Бадринатх, чардхам, Джошиматх, Риши Ганга, Дхаули Ганга
Классификатор
Получено
19.06.2024
Дата публикации
25.07.2024
Всего подписок
4
Всего просмотров
194
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Интересы развития промышленности и бизнеса, характерные для современного мира, все более диссонируют с представлениями верующих индусов о божественной сущности природы и с наставлениями древних текстов о необходимости бережного отношения к ней. Деятельность человека все чаще приводит к масштабным техногенным авариям, уносящим множество человеческих жизней и наносящим серьезный урон окружающей среде.
2 Трагедия Кедарнатха
3 16 июня 2013 г. в штате Уттаракханд произошла трагедия. Это произошло в благоприятный для верующих индусов период, когда миллионы людей направились в паломничество, чтобы посетить четыре высокогорных храма — Ямунотри (исток р. Ямуны), Ганготри (исток р. Ганги), Бадринатх (вишнуитская святыня) и Кедарнатх (один из наиболее почитаемых шиваитстких храмов севера Индии). Этот популярный маршрут известен как малый чардхам1 (далее — чардхам).
1.  Паломнический маршрут чардхам (хинд. «четыре святых места») изначально предполагал посещение четырех главных святынь Индии, расположенных по периметру полуострова Индостан — храмов в Пури на востоке, Рамешварама на юге, Дварки на западе и Бадринатха на севере в предгорьях Гималаев. Считается, что в VIII в. н. э. его проложил известный философ-реформатор индуизма Ади Шанкарачарья. Позже по аналогии с этим маршрутом возник так называемый «малый чардхам» — паломнический маршрут по четырем священным храмам, расположенным на территории предгималайского штата Уттаракханд. До 1950 г. по нему удавалось пройти немногим, поскольку путь преодолевался пешком по пересеченной гористой местности. С начала 60-х гг., когда после пограничного конфликта с Китаем Индия была вынуждена улучшить транспортную инфраструктуру в регионе, маршрут превратился в объект массового паломничества.
4 Начавшиеся в том году почти на месяц раньше положенного срока мощнейшие тропические ливни, которые как правило предваряют начало сезона дождей, резко усилили и без того аномально интенсивное таяние ледников в горах, что привело к разрушению ледяной кромки на громадном естественном водоеме в горах над Кедарнтахом. Мощный поток воды хлынул вниз, приведя к стремительному подъему уровня воды на 6–7 м в притоках р. Ганги — реках Бхагиратхи, Алакнанда и Мандакини. Разрушительные селевые потоки в считанные минуты смели малоэтажные дома, построенные в непосредственной близости от рек, и уничтожали далее все на своем пути — людей, животных, автомобили, автобусы, сельскохозяйственные угодья и жилища.
5 Самый мощный удар стихии пришелся на древний храм Кедарнатх, почитаемый индусами как последнее земное пристанище легендарного индийского философа Шанкары2, и его окрестности. В считанные минуты оживленный паломнический город, разросшийся вокруг святилища, был стерт с лица земли. Каким-то чудом уцелел только сам храм: его буквально спас гигантский валун, оказавшийся в нескольких метрах от стены храма и послуживший волнорезом, рассекшим воды бурного селевого потока и направившим его двумя рукавами в обход святилища. Благодаря чудесному спасению каменная глыба обрела в глазах местных жителей сакральный статус (Илл. 1). Позже эти трагические события легли в основу сюжета масштабного художественного фильма «Кедарнатх» (Kedarnath, 2018 г., режиссер А. Капур).
2.  Шанкара (Ади Шанкарачарья; 788–820 гг.) — индийский мыслитель, религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт. На основе Упанишад создал последовательную монистическую систему — адвайта-веданту.
6

7 Илл. 1. Поток, образовавшийся после прорыва дамбы в горах над храмом Кедарнатх, оставил громадные разрушения. Гигантский валун чудом остановился в нескольких метрах от святыни, тем самым предотвратив ее разрушение
8 Fig. 1. A water flow that formed after a dam broke in the mountains above the Kedarnath temple left behind enormous destruction. And only by some miracle the giant boulder stopped literally a few meters from the shrine, thereby preventing its destruction
9 Source: >>>> (accessed 31.01.2024)
10 Только по официальным данным наводнение унесло жизни свыше 5000 человек. По мнению же независимых экспертов число погибших намного больше. По статистике, ежегодное путешествие по популярному маршруту чардхам с конца апреля по ноябрь совершают от 1.5 до 2 млн человек, передвижение которых, несмотря на все усилия местных властей, было и остается беспорядочным, а число сезонных наемных работников, стекающихся в эти места, вообще не поддается исчислению.
11 Индийская пресса много писала о вине руководства штата, несмотря на полученную от метеослужбы информацию о надвигающемся мощнейшем циклоне не предпринявшего никаких шагов, чтобы оповестить паломников о грозящей опасности.
12 Через год после наводнения известный фотограф Ашок Дилвали3 опубликовал в центральной прессе разгромную статью с анализом причин этой катастрофы. Одной из причин бедствия он назвал осквернение ритуальной чистоты сакральных мест — «там, где бок о бок со священными реликвиями разворачивается шоу с песнями из популярных кинофильмов, бойко торгуют лавочники, возводятся гостиницы, автостоянки и коммерческие комплексы, не может сохраняться особая позитивная аура, которая окутывала эти места с глубокой древности» [Dilwali, 2013].
3.  Ашок Дилвали (род. 1944 г.) — известный индийский фотограф, лауреат престижных премий. Особенно прославился уникальными фотографиями Гималаев, опубликованными в 25 фотоальбомах.
13 Одним из предложений Дилвали было упорядочение движения паломников по маршруту чардхам так, чтобы большую часть пути верующие преодолевали пешком, как подобает паломникам. Возможно, только так и можно было бы снизить антропогенную нагрузку на хрупкую экосистему Гималаев.
14 Ущерб, нанесенный экономике и сельскому хозяйству штата Уттаракханд, оказался чудовищным. Общее число жертв так и не удалось подсчитать — без вести пропавшими числятся сотни, даже тысячи людей. Так может быть правы те, кто утверждает, что коммерческая деятельность человека в Гималаях переполнила чашу терпения богов, и они явили людям свой гнев в форме сокрушительного наводнения?
15 Многие ученые предполагали, что трагедия может повториться. Профессор университета им. Дж. Неру Милап Пуния в докладе, посвященном причинам уттаракхандской катастрофы, указывал на риск наводнений, связанных с интенсивной хозяйственной деятельностью, разворачиваемой на фоне глобальных климатических изменений. Он отмечал, в частности, зону повышенного риска в областях между городом Джошиматх и популярным местом паломничества в Бадринатхе. В особенности ученый подчеркивал серьезную угрозу, представляемую проектом автомагистрали по маршруту чардхам [Mehta, Bhaduri, 2021].
16 На эти тревожные предупреждения никто не обратил внимания. Как и раньше, невзирая на губительные последствия для окружающей среды, продолжалось строительство гидроэлектростанций и возведение плотин; прокладывались тоннели и строились автомобильные дороги в местах, где это делать не рекомендуется — в зонах тектонических разломов. Полным ходом шла массовая вырубка лесов под строительство коммерческого жилья.
17 Можно ли строить ГЭС в Гималаях?
18 К сожалению, новая трагедия не заставила себя долго ждать. Причем произошла она в округе Чамоли, где в 70-е гг. зародилось популярное движение в защиту окружающей среды чипко [Bahuguna, 2021; Челышев, 2024]. Катастрофическое наводнение практически полностью разрушило деревню Рени — родину Гауры Деви, лидера движения (Илл. 2).
19

20 Илл. 2. Гаура Деви, основательница движения чипко
21 Fig. 2. Gaura Devi, founder of the Chipko movement
22 Source: >>>> (accessed 31.01.2024)
23 Хотя пресса обвинила в случившейся катастрофе глобальное потепление, факты свидетельствуют о другом. После того как в 2000 г. правительство штата Уттаракханд выдало разрешение на строительство гидроэлектростанции Тапован-Вишнугард на р. Дхаули Ганга, недалеко от деревни Рени [Prakash, 2021], работы по реализации проекта развернулись полным ходом, но проводились с нарушениями норм безопасности и экологических стандартов. Извлекаемая при строительстве плотин и обводных тоннелей породу порой сваливали в самые неподходящие для этого места. Зачастую груды обломков скал и земли сбрасывали у р. Дхаули Ганга, перекрывая ее течение и загрязняя воду, необходимую для жизнедеятельности людей. Чиновники Департамента контроля за состоянием окружающей среды штата Уттаракханд неоднократно указывали на нарушения, призывали соблюдать элементарные экологические нормы и выписывали штрафы за их нарушение [Prakash, 2021].
24 Проявились и другие негативные последствия масштабного строительства. В результате выработки грунта начали заметно проседать горные склоны, многие дома близлежащих деревень покосились и стали покрываться трещинами. Местные жители неоднократно просили переселить их в более безопасные места, но просьбы остались без ответа.
25 В 2012–2021 гг. Департамент мониторинга стихийных бедствий штата Уттаракханд выявил 465 деревень, жителей которых следовало переместить в безопасные места. Однако по словам секретаря департамента, были эвакуированы жители лишь 44 деревень [Bhatt, 2021]. Остальные так и остались в аварийных домах.
26 Еще одна катастрофа произошла 7 февраля 2021 г. На высоте около 5600 м раскололся ледник хребта Нанда Дэви, и вниз по склону в сторону водохранилища гидроэлектростанции устремилась лавина. Динамическая энергия, сгенерированная огромной массой льда вперемешку с камнями, деревьями и обломками скал была настолько велика, что, пройдя по дну водохранилища, она вздыбилась на противоположный крутой склон на высоту нескольких десятков метров. Огромная поднявшаяся волна смела плотину электростанции, и бурный поток устремился вниз, разрушая все на своем пути. Погибло свыше двухсот человек, в основном рабочие, трудившиеся над завершением гидротехнического проекта. Стремительные воды унесли строительную технику, жилища рабочих и их семей, домашний скот. Множество деревень ниже по течению реки на многие месяцы остались без энергоснабжения. Никто не оценивал количество людей, пропавших без вести.
27 Жители, проживавшие ниже по течению реки, ничего не подозревали о грядущей беде. Система аварийного оповещения, о которой много раз говорилось в отчетах специалистов и общественных деятелей после трагедии в Кедарнатхе, так и не вступила в действие.
28 Изучению причин катастрофы и выработке рекомендаций по снижению их последствий было уделено немало внимания, в том числе на федеральном уровне. По просьбе правительства штата Уттаракханд Министерство внутренних дел Индии сформировало междисциплинарную комиссию, члены которой составили подробный отчет о случившемся. К отчету прилагались скрупулезные описания ущерба, схемы, диаграммы и снимки со спутников, предоставленные Индийской организацией космических исследований [Kumar, Mehta, 2022]. Главной причиной схода лавины было объявлено интенсивное таяние ледников, вызванное глобальным потеплением.
29 «Из случившегося страшного наводнения 2013 г. не было извлечено никаких практических уроков», — считает Хемант Дхьяни, главный вдохновитель «Движения за спасение Ганги» (Ganga Ahwant Movement), основанного в штате Уттар-Прадеш на гандистских принципах и активно поддерживаемого многими активистами и религиозными деятелями. Дхьяни утверждал, что значительную часть вины за случившееся несут коррумпированные чиновники и алчные предприниматели — бездеятельность первых и безудержная жажда наживы вторых наносят колоссальный вред окружающей среде. Бороться с этим можно двумя способами: первым делом запретить или строго регламентировать строительство любых гидротехнических сооружений в ледниковой зоне Гималаев. Кроме того предлагается объявить на законодательном уровне весь предгималайский регион экологически хрупкой зоной, где жестко пресекается бесконтрольная застройка, варварская вырубка лесов и загрязнение рек [Mehta, Bhaduri, 2021].
30 Аналогичные суждения высказывались на форуме научной общественности, организованном в Нью-Дели Центром изучения воздействия экономической деятельности на природу Гималаев. Организатор форума Раджиндер Сингх прямо указал, что правительству штата придется сделать непростой выбор между перспективой развития туристического сектора и насущной необходимостью сбережения природных ресурсов, прежде всего лесов и рек: «в противном случае сооружение плотин и иных гидротехнических сооружений в критически опасной с точки зрения геологии зоне может повлечь за собой катастрофические экономические потери» [Mehta, Bhaduri, 2021].
31 Пока научная общественность и многочисленные добровольные природоохранные организации бьют тревогу и призывают чиновников правительственных структур и представителей частного бизнеса трезво оценить ситуацию и ради своего собственного блага задуматься о будущем предгималайского региона, процессы техногенного развития и коммерциализации только набирают обороты. Вектор современного развития региона все более удаляется от парадигмы гармоничного сосуществования человека и окружающей природы.
32 Проблема Джошиматха
33 Есть все основания предполагать, что в том же самом округе Чамоли, на этот раз в городе Джошиматх назревает очередное экологическое бедствие. Небольшой населенный пункт с населением около 20 тыс. человек (по некоторым данным — 48 тыс. человек), широко известен благодаря географическому положению — это последний перевалочный пункт паломников, следующих по маршруту чардхам к одной из четырех святынь индуизма — храму Бадринатх. Однако ничем не примечательный с виду город — не просто промежуточная точка на популярном маршруте. Его история уходит своими корнями в глубокое прошлое, когда он обладал гораздо более значительным статусом. В VII–VIII вв. здесь располагалась столица могущественной династии Катьюров, господство которых распространялось на обширные территории, входящие ныне в округ Гарвал.
34 В городе сохранилась одна из самых старых построек, датируемых этим периодом — храм Васудео, в котором на одной из каменных плит выбито имя первого раджи династии. Там же и приблизительно тогда же основал монастырь известный религиозный реформатор и философ-просветитель Ади Шанкарачарья, высоко чтимый индусами во всей Индии. Считается, что именно он заложил основы распространения в северной Индии индуизма — который стал постепенно вытеснять бытовавшие там древние культы, связанные с местными верованиями. Со временем монастырь превратился центр религиозно-проповеднической деятельности Шанкары и его последователей в северных регионах страны. Обитель сохранилась и функционирует по сей день.
35 Особый интерес представляет расположенный неподалеку от монастыря храм, посвященный Вишну в его грозной ипостаси — Нарасимхи, или «человека-льва». Выполненный из черного оникса и освященный, как считается, самим Шанкарой священный образ имеет загадочную особенность: одна рука изваяния, по свидетельствам старожилов, без видимой причины с течением времени становится все тоньше. Любопытно, что это явление было описано в некоторых древнеиндийских текстах, где ему давалось исчерпывающе объяснение: одна рука божества истончается по мере приближения к концу последнего временного цикла, определяемого в индуистской мифологии как век Кали-юги. Когда рука станет совсем тонкой и отпадет, наступит конец нынешнего летоисчисления, сопровождаемый колоссальным природным катаклизмом — горы Джая и Виджая, возвышающиеся по пути в Бадринатх по обе стороны Вишну Праяга, обрушатся и навсегда перекроют путь к этой святыне.
36 В районе города Джошиматх несколько столетий тому назад был заложен небольшой храм, получивший название «новый Бадринатх». Здесь же существует храм Кедарнатх — другая святыня паломничества чардхам, что свидетельствует о том, что предки современных жителей региона всерьез относились к грозному пророчеству и не хотели, чтобы беда застигла их врасплох (Илл. 3, 4).
37

38 Илл. 3. Город Джошиматх, через который паломники следуют к одной из конечных точек маршрута чардхам — вишнуистскому храму Бадринатх
39 Fig. 3. The town of Joshimath, through which pilgrims proceed to one of the destination points of the Chardham route — the Vaishnava temple of Badrinath
40 Photo © Д. Е. Челышев, 2024 г.
41

42 Илл. 4. Статуя Нарасимхи в одном из храмов Джошиматха, рука которой, как считается, истончается и скоро совсем отпадет, что запустит механизм эпохальной катастрофы, в ходе которой современная дорога к одной из святынь индуизма — храму Бадринатх, будет навсегда перекрыта
43 Fig. 4. A statue of Narasimha in one of the Joshimath temples, whose arm is believed to be thinning and will soon completely disappear, which will trigger the mechanism of an epoch-making catastrophe, during which the modern road to one of the shrines of Hinduism — the Badrinath temple, will be forever blocked
44 Photo © Д. Е. Челышев, 2024 г.
45 Как ни парадоксально, древние легенды не столь далеки от реальности. В 1976 г. учрежденный федеральным правительством Индии комитет составил доклад, в котором на основании многосторонних исследований делался вывод, что город Джошиматх расположен не на твердой скальной породе, а на обломках гигантского оползня, сошедшего с гор в незапамятные времена. Почва, на которой расположен город, омываемый с двух сторон притоками р. Алакананды — реками Риши Ганга и Дхаули Ганга, с годами становится все более зыбкой и нестабильной. Заключение ученых было однозначным: любое масштабное бесконтрольное строительство на этой территории, тем более проведение гидротехнических или иных работ, связанных с выемкой грунта, чреваты катастрофическими последствиями [Nautiyal, 2023] (Илл. 5).
46

47 Илл. 5. Дома, находящиеся в аварийном состоянии из-за усилившегося проседания почвы, помечаются специальными опознавательными знаками. Их жители в лучшем случае могут рассчитывать на переселение, а в худшем — просто останутся на улице без крыши над головой
48 Fig. 5. Houses that are in disrepair due to increased soil subsidence are marked with special identification signs. Its’ residents, at best, can expect to be resettled, and at worst, they will simply remain on the street without a roof over their heads
49 Source: >>>> (accessed 31.01.2024)
50 Выходит, древние легенды и сказания имеют под собой вполне реальное основание. К сожалению, авторы, работавшие над составлением доклада, оказались правы. Февральская катастрофа 2021 г. на реках Риши Ганга и Дхаули Ганга послужила мощным катализатором процессов, о которых шла речь еще в далекие 70-е гг. — почва в городе стала проседать все больше, в домах и на дорогах появились трещины. Процесс эрозии грунта существенно усугубился благодаря мощнейшим ливням, обрушившимся на город в октябре того же года: к рукотворному процессу присоединился природный фактор, связанный с глобальными процессами изменения климата.
51 Встревоженные жители города стали обращаться с жалобами в местную администрацию, требуя отремонтировать жилища и привести в порядок городские улицы. В итоге дорожное полотно кое-как подлатали, потому что через этот населенный пункт ежегодно следуют сотни тысяч паломников и туристов — через Джошиматх пролегает маршрут к Хемкунд Сахиб, священному для всех сикхов озеру в Гималаях и популярному лыжному курорту Аули. Больше ничего не было сделано, несмотря на то что созданная по решению правительства штата Уттаракханд рабочая группа известных ученых из разных областей вынесла по итогам исследований заключение, подтверждающее, что многие дома в городе подверглись серьезной деформации (Илл. 6, 7, 8), и дальнейшая застройка в регионе должна быть максимально ограничена [Subramaniam, Sud, 2023].
52

53 Илл. 6. Эксперты полагают, что город Джошиматх постепенно сползает с вершины холма, на котором расположен
54 Fig. 6. Experts believe that the town of Joshimath is gradually sliding down from the top of the hill on which it is located
55 Source: URL: >>>> (accessed 31.01.2024)
56

57 Илл. 7. Похоже, обитатели уже покинули этот дом в Джошиматхе
58 Fig. 7. Inhabitants, as it looks, have already abandoned this house in Joshimath
59 Source: URL: >>>> (accessed 31.01.2024)
60

61 Илл. 8. Несчастная женщина потеряла кров и, похоже, больше ни на что не надеется
62 Fig. 8. This poor woman has lost her home and seems to have no hope
63 Photo © Brijesh Sati. URL: >>>> (accessed 31.01.2024)
64 К сожалению, рекомендации были проигнорированы. Бесконтрольная и хаотичная застройка города продолжилась, новые здания возводились вопреки существующим нормам строительства в рискованной сейсмоопасной зоне, множились новые отели. На р. Дхаули Ганга в непосредственной близости от города полным ходом развернулось строительство еще одной гидроэлектростанции мощностью 520 МВт, сопровождаемое бурением водоотводного тоннеля под холмом, на котором расположен город Джошиматх. Масштабные работы в скальной породе включали использование взрывных технологий и выемку значительных объемов грунта.
65 Мощным вредоносным фактором, еще больше усугубившим экологическую ситуацию, стало начало строительства широкополосной автомобильной дороги по горным склонам в обход Джошиматха. Этот амбициозный проект задумывался как часть всепогодной автомагистрали протяженностью 825 км, связывающей все четыре точки паломничества чардхам — Бадринатх, Кедарнатх, Ямунотри и Ганготри. В ходе масштабных дорожных работ началась массовая вырубка деревьев и выемка грунта со склонов отрогов Гималаев, существенно увеличившая нагрузку на хрупкую горную породу.
66 Последствия этих безответственных действий не заставили себя долго ждать. Уже в январе 2023 г. страницы всех центральных газет Индии и интернет-порталов наводнили сообщения о грядущей грандиозной экологической катастрофе в Джошиматхе. Проседание почвы на холме, где расположен город, и ее сползание по склону в сторону реки резко ускорилось, в результате чего свыше 700 домов деформировались и были признаны непригодными для проживания. Людей в спешном порядке стали эвакуировать и перевозить в оборудованные на скорую руку безопасные временные места проживания. Перемещаемым семьям правительство штата выплатило смехотворную компенсацию — 150 тыс. рупий (что в пересчете на тогдашний курс составляло чуть более $ 1800), которая, конечно, никого не устраивала и не покрывала стоимости утраченного имущества. Люди выходили на демонстрации, требуя возместить причиненный ущерб полностью.
67 Не помогли даже обращения в Верховный суд Индии с петицией признать статус происходящего в Джошиматхе «катастрофой национального масштаба», что дало бы возможность получить более весомую поддержку из федерального бюджета. Эта высокая инстанция предпочла дистанцироваться от проблемы, ответив, что в штате «существуют институты, избранные демократическим путем, и по всем важным вопросам следует обращаться к ним» [Buildings in sinking Himalayan town… 2023].
68 Немалый протестный резонанс вызвало решение о сносе двух гостиниц — Malari Inn и Mount View, владельцы которых утверждали, что о решении их не уведомили официально и они узнали о нем из газет, умалчивая при этом, что гостиницы были построены в обход правил, запрещающих многоэтажную застройку в городе.
69 На волне массовых протестов и жалоб в инстанции работы на гидротехническом проекте были приостановлены. Подрядчики уверяли, что нормы безопасности неукоснительно соблюдались, и строительство ГЭС не имеет никакого отношения к ухудшению экологической обстановки. Автомагистраль продолжает строиться. К чему приведет эта интенсивная хозяйственная деятельность в хрупком с экологической точки зрения регионе, предсказать никто не берется.
70 К описанной пессимистичной картине можно добавить, что бесконтрольная хозяйственная деятельность, не учитывающая природные особенности этих регионов, приводит к аналогичным последствиям и в других городах штата Уттаракханд.
71 В г. Карнапраяг в 82 км от Джошиматха вниз по течению р. Алакнанды, после январской аварии 2023 г. при прокладке водоотводного тоннеля при строительстве уже упоминавшейся ГЭС, стала проседать почва. Во многих домах появились трещины, некоторые и вовсе были признанными непригодными для проживания. И без того плачевную экологическую ситуацию усугубляет строительство автомагистрали и прокладка новой железнодорожной ветки от Ришикеша [Not Just Joshimath… 2023], что привело к возникновению аварийной ситуации во многих домах в Ришикеше и окрестных населенных пунктах.
72 В январе 2023 г. аналогичные тревожные новости о проседании почвы и появлении трещин в постройках стали поступать из других регионов Гарвала: из г. Тери (что особенно опасно, ибо там находятся ГЭС и дамба, считающаяся второй по высоте в мире); из г. Чамбы, где в горном склоне пробивается тоннель для той же автомагистрали; из курортного городка Массури, где уходит почва из-под легендарного столетнего базара Ландури, а в более чем 500 домах появились трещины; из популярного курорта Наинитал и даже из г. Альмора, расположенного на значительном удалении от этих мест. Анализируя ситуацию, эксперты приходят к однозначному выводу: причина происходящего кроется в просчетах при планировании строительных проектов на фоне стремительного роста численности населения, возрастающего притока паломников и туристов и многократно возрастающей автомобильной нагрузки на дорожную инфраструктуру [Not Just Joshimath… 2023].
73 В поисках компромисса
74 Конфликт между реалиями современного технологического развития и необходимостью бережного отношения к хрупкой экологической среде предгималайских регионов разрастается. Каким же образом его разрешить, как обеспечить население электроэнергией, необходимой для удовлетворения бытовых нужд, в том числе водоснабжения, создать нормальную дорожную инфраструктуру и приблизить жизнь людей к реалиям XXI века?
75 Небезразличные к природе люди задаются вопросом: как случилось, что в стране, священные тексты которой тысячелетия назад провозгласили бережное отношение к окружающему миру, эти заветы ныне беззастенчиво попираются как ненужный хлам, тормозящий научно-технический прогресс? Может, и не было никакого «золотого века», периода гармоничного сосуществования человека и природы? Ответить на вопрос возможным не представляется: документальных свидетельств, проливающих свет на то, следовали ли люди этим предписаниям не существует. Но если священные тексты устарели, то как объяснить существование традиций и обычаев жителей горных районов Индии, воплощающиеся в мудрых наставлениях и порождающие такие массовые движения, как чипко, не на пустом месте.
76 Над дилеммой размышляют не только в Индии, но и за ее пределами. Вот, что думает по этому поводу Присцилла Тэй, выпускница факультета международных и общественных отношений Колумбийского университета в США. Отталкиваясь в реферате на тему об экологической ситуации в Индии от так называемого «Конклава индусских духовных лидеров», прошедшего в 2019 г. на базе Йельского университета в США, она задается риторическим вопросом: а могут ли общемировые религии, прежде всего индуизм, служить основой для экологически безопасной деятельности человека, тем более, если учесть, что сами индийцы не следуют на практике тому, что проповедует их религия? [Tay, 2019]. Приводя многочисленные примеры того, как сами индусы буквально повседневно нарушают священные писания, автор ссылается на религиозные фестивали Кумбха Мела, собирающие многомилионные массы верующих, что влечет за собой чудовищный ущерб окружающей среде и загрязнение р. Ганги, в которую по традиции сбрасывают пепел сожженных на костре усопших, не всегда полностью сгоревших, и многое другое. Автор задается вопросом: может ли вообще религия, даже такая, как индуизм, глубоко коренящийся в экологическом сознании, выступать стимулом для сколько-нибудь эффективных движений в защиту окружающей среды?
77 Читателю предлагаются три варианта — 1) полностью устранить несоответствия между священными текстами и современными реалиями; 2) переиначить древние тексты и придумать что-то новое, что соответствовало бы сегодняшним потребностям; 3) привести деятельность в соответствие со священными канонами. Сама автор склоняется в пользу третьего варианта; полагаться же нужно не на опыт народных движений, вдохновляемых вековыми традициями, а на внешнее глобалистское руководство псевдо-индусских организаций вроде Брахма Кумарис4 и аналогичных популярных в Западной Европе и Северной Америке объединений, не пользующихся уважением в самой Индии.
4.  Брахма Кумарис («Дочери Брахмы») — неоиндуистская организация, проповедующая форму медитации раджа-йоги в крайне упрощенном варианте. Организация с штаб-квартирой в г. Маунт Абу в штате Раджастан по всем признакам относится к тоталитарным сектам с жесткой дисциплиной, безусловным подчинением духовному лидеру и навязчивой прозелитистской активностью. Адепты в основном женщины, хотя руководящие посты занимают мужчины. Основана в 1936 г. индийским бизнесменом средней руки Дада Лекхраджем Крипалани, принявшим имя Праджапита Брахма и почитаемым адептами святым, несмотря на криминальное прошлое. По данным сайта организации, она насчитывает свыше 8500 центров в 100 странах мира с несколькими сотен тысяч последователей. Центры организации существуют и в России, хотя их деятельность отторгается значительной частью общественности и подвергается резкой критике со стороны РПЦ. На определенном этапе рассматривался вопрос о запрете организации на территории РФ, однако она до сих пор функционирует.
78 Возглавлять движение в защиту окружающей среды в Индии вполне может, по мнению Присциллы Тэй, идейный вдохновитель и спонсор «Конклава индусских духовных лидеров», прошедшего в 2019 г. Это некто Свами Махешварананда, родившийся в Индии в 1945 г. в одном из округов штата Раджастан. В 1971 г. он перебрался в Европу с намерением основать там движение, базирующееся на принципах объединения йогической практики с достижениями современной науки. В этом 26-летний индиец, не имевший до сей поры никаких связей и контактов в чужой стране, очень быстро преуспел. На вопросы о том, в чем секрет такого головокружительного успеха, откуда взялись деньги на аренду помещений, рекламу, а также как ему удалось так быстро установить связи, необходимые для реализации столь масштабного проекта, его адепты предпочитают не отвечать. Как бы там ни было, но уже в 1972 г. он основал в Вене ашрам «Йога в повседневной жизни» (англ. Yoga in Daily Life). Очень скоро после этого его деятельность широко распространилась в странах Западной Европы и США, а также в Австралии и Новой Зеландии, — там было открыто несколько десятков центров под его руководством.
79 В чем же состоит секрет столь быстрого успеха? Причину в общих чертах раскрывает в глубоком и хорошо аргументированном исследовании Вероника Алтглас, сотрудница факультета политических и общественных наук Кембриджского университета. Прежде всего она верно отмечает, что подобные движения и организации «основатели которых происходят родом из Индии и апеллирующие к индуизму, ориентированы прежде всего на западную аудиторию и там же и базируются» [Altglas, 2007]. Автор предлагает вполне приемлемое, хотя и не бесспорное объяснение: «Запад в настоящий момент все более тяготеет к “ориентализации”, что является следствием широкого распространения восточных ценностей и практик». Связано же это с закатом влияния христианских идей и все более явно выраженным тяготением к восточным религиям, в которых при поверхностном восприятии все выглядит более привлекательным и удобным — «имманентно присущая каждому вечная жизнь и свобода выбора пути духовного развития противопоставляются безусловной вере в единого Бога, а вместо христианских рая и ада, куда после естественного окончания земной жизни попадают все люди, предлагается теория вечных перевоплощений» [Altglas, 2007].
80 Тем временем, летом 2023 г. индийская пресса вновь запестрила сообщениями о катастрофических последствиях муссонных дождей в Индии. В том, что в июле-августе во многих штатах Индии выпадают обильные осадки, нет ничего необычного. Но последствия, к которым они стали приводить, вызывают серьезную тревогу. Многие города и населенные пункты оказываются подтопленными, гибнут люди, безвозвратно теряется имущество, перестает нормально функционировать транспортная инфраструктура. Конечно, это можно было бы списать на глобальное изменение климата планеты. Однако главная причина бедствий не в этом. Всему виной бесконтрольная застройка городских территорий в предгорных районах, в ходе которой перекрываются ливневые стоки и дренажные системы, безответственное возведение домов и отелей около рек, то есть в зоне повышенного риска, и иные подобные рукотворные факторы. Именно они лежат в основе происходящих катастроф, уносящих бесчисленные человеческие жизни и причиняющих громадный ущерб экономике.
81 Каждый раз после катастрофы создаются комиссии, в которые входят ученые и чиновники из профильных министерств и ведомств. Выносятся научно обоснованные заключения, в которых указывается на преступное пренебрежение нормами безопасности при строительстве в зоне повышенного риска и прописывается подробная схема геотехнических и геологических работ, предшествующих любому строительству в гималайском регионе. Но едва успевают высохнуть чернила на документах, как происходит новая трагедия. Похоже, разумный компромисс между современными потребностями и экологической безопасностью найти пока не удается.
82 История повторяется
83 Наглядным подтверждением может служить очередная масштабная авария, случившаяся 12 ноября 2023 г. при строительстве тоннеля Силкьяри в дистрикте Уттаркаши штата Уттаркханд на уже упоминавшейся новой современной многополосной автостраде. Часть тоннеля обвалилась; под завалами оказался 41 человек. В Корпорации национальных автодорог и развития инфраструктуры (National Highways and Infrastructure Development Corporation), занимающейся осуществлением этого амбициозного дорожного проекта с 2014 г., рассчитывали, что тоннель длиной 4531 м значительно ускорит путешествие туристов и паломников к почитаемым святыням, увеличит пассажиропоток и существенно пополнит бюджет штата (Илл. 9, 10).
84

85 Илл. 9. Спасательные работы в обвалившемся тоннеле Силкьяри в Уттаркаши. 18 ноября 2023 г. В результате аварии под землей оказались заблокированы более 40 рабочих
86 Fig. 9. Rescue operations at the Silkyari tunnel collapse site in Uttarkashi, November 18th, 2023. More than 40 workers were trapped underground in the Silkyari tunnel near Uttarkashi after the accident
87 Source: URL: >>>> (accessed 31.01.2024)
88 Надежды могли бы оправдаться, если бы при строительстве были учтены все рекомендации и нормы безопасности. К сожалению, все пошло по печально известному сценарию, что лишь чудом не привело к гибели десятков людей. Стремясь выиграть время и сэкономить, строители грубо пренебрегли нормами безопасности и не учли рекомендации специалистов, настаивающих на том, что строительству в этой зоне должна предшествовать тщательная геотехническая и геологическая экспертиза. Предостережение прозвучало не на пустом месте: дистрикт находится в зоне тектонического разлома, пролегающего вдоль гималайских хребтов с северо-запада на юго-восток почти на 2000 км. Литосферная плита, на которой покоится полуостров Индостан, надвигается вдоль этой линии на Евразийскую платформу, что генерирует значительное напряжение земной коры, часто приводящее к оползням горной породы, обвалам и землетрясениям.
89 Развернувшиеся драматические события на долгие 17 дней приковали внимание всей страны и потребовали вмешательства федерального центра и задействования армейской авиации, с помощью которой к месту аварии перебрасывалось современное буровое оборудование. По приглашению центрального правительства на помощь прибыли консультанты из Норвегии и Таиланда.
90 Расплачиваться за халатность строителей пришлось всем миром: заблокированных под землей рабочих удалось вызволить только благодаря неимоверным усилиям спасателей. На этот раз, к счастью, обошлось без жертв, и главный министр штата Уттаракханд, желая успокоить общественность, торжественно пообещал, что правительство извлечет из случившегося надлежащие уроки, и все проекты тоннелей в штате будут пересмотрены.
91 Хрупкая экология не выдерживает растущей антропогенной нагрузки. Кажется, будто природа жестоко наказывает людей, посягающих на ее неприкосновенность. Местные жители и вовсе убеждены, что несчастья и стихийные бедствия, с пугающей частотой происходящие в Гималаях, являются прямым следствием гнева богов, издревле охраняющих эту территорию. Так случилось, по их мнению, и в случае с аварией в тоннеле Силкьяри, где при строительстве был снесен храм высоко почитаемого местного божества Баукхнаага. По мнению местных жителей, строители осквернили святыню, чем навлекли на себя гнев всемогущего божества, который их покарал. Иными словами, кармический закон в сознании местного населения продолжает действовать, предопределяя и верша человеческие судьбы.

Библиография

1. Челышев Д. Е. Экосистема индийских Гималаев: вызовы техногенной цивилизации и уроки рукотворных катастроф. Часть I. Восточный курьер. 2024. № 1. С. 214–225.

2. Altglas V. The Global Diffusion and Westernization of Neo-Hindu Movements: Siddha Yoga and Sivananda Centres. Religions of South Asia. 2007. Vol. 1 (2). URL: https://pure.qub.ac.uk/en/publications/the-global-diffusion-and-westernization-of-neo-hindu-movements-si (accessed 31.01.2024).

3. Bahuguna P. Chipko: A Movement that Gave Forest Conservation a New Life. Frontline. 21.08.2021. URL: https://frontline.thehindu.com/environment/photo-essay-chipko-a-movement-that-gave-forest-conservation-a-new-life/article35831455.ece (accessed 31.01.2024).

4. Bhatt T. Long Road Home: Unttarakhand Increasingly Declares Vollages Disaster-Prone. DownToEarth. 07.09.2021. URL: https://www.downtoearth.org.in/news/natural-disasters/long-road-home-uttarakhand-increasingly-declares-villages-disaster-prone-78821 (accessed 31.01.2024).

5. Buildings in Sinking Himalayan Town of Joshimath Set to be Demolished. Frontline News Desk. 10.01.2023. URL: https://frontline.thehindu.com/news/buildings-in-sinking-himalayan-town-of-joshimath-set-to-be-demolished/article66360738.ece10.01.2023 (accessed 31.01.2024).

6. Dilwali A. To Save the Hills in Uttarakhand, Stop Pilgrimage Tourism. Times of India. 01.07.2013. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/to-save-the-hills-in-uttarakhand-stop-pilgrimage-tourism/articleshow/20851130.cms (accessed 31.01.2024).

7. Kumar V., Mehta M. Detailed Report-Study of Cases & Impacts of the Uttarakhand Disaster on February 7th, 2021. National Disaster Management Authority. Ministry of Home Affairs, Government of India. https://www.researchgate.net/publication/370059259_Detailed_Report-Study_of_Causes_Impacts_of_the_Uttarakhand_Disaster_on_7th_Feb_2021 (accessed 31.01.2024).

8. Mehta S., Bhaduri A. Lessons from Uttarakhand Disaster. India Waterportal. 21.03.2021. URL: https://www.indiawaterportal.org/articles/lessons-uttarakhand-disaster (accessed 31.01.2024).

9. Nautiyal A. Cracks in Joshimath, Cracs in Policy: A Warning Against Short-Term Profits. TheIndianExpress. 10.01.2023. URL: https://indianexpress.com/article/opinion/columns/joshimath-crisis-uttarakhand-town-sinking-anoop-nautiyal-opinion-8371465/ (accessed 31.01.2024).

10. Not Just Joshimath, Ground’s Also Slipping Under Rishikesh, Nainital. Times of India. 27.01.2023. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/city/dehradun/not-just-joshimath-grounds-also-slipping-under-rishikesh-nainital/articleshow/97361581.cms (accessed 31.01.2024).

11. Prakash M. Invitation to Disaster. GaonConnection. 01.03.2021. URL: https://en.gaonconnection.com/uttarakhand-disaster-ntpc-violating-muck-disposal-norms-at-tapovan-project/ (accessed 31.01.2024).

12. Subramaniam T., Sud V. A Hardline Crack Became a 3-foot Chasm. That’s When He Knew They Had to Leave. CNN. 15.01.2023. URL: https://edition.cnn.com/2023/01/13/india/india-joshimath-uttarakhand-sinking-city-intl-hnk-dst (accessed 31.01.2024).

13. Tay P. Can Religion Teach Us to Protect Environment? Analyzing the Case of Hinduism. Ethics & International Affairs. 23.04.2019. URL: https://www.ethicsandinternationalaffairs.org/online-exclusives/can-religion-teach-us-to-protect-our-environment-analyzing-the-case-of-hinduism (accessed 31.01.2024).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести