Даосская живопись эпох Тан и Сун: взгляд зарубежных востоковедов второй половины XX – начала XXI века
Даосская живопись эпох Тан и Сун: взгляд зарубежных востоковедов второй половины XX – начала XXI века
Аннотация
Код статьи
S268684310032474-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бейн Павел Владиславович 
Должность: аспирант
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В работах мировой синологии проблематика искусствоведения эпох Тан (618–907) и Сун (960–1279) занимает значительное место. Выступая в качестве вехи культурного подъема, танская и сунская эры стали не только временем творчества живописцев, во многом определивших дальнейший вектор развития художественной традиции Китая, но и тем образным перекрестком, на котором сошлись дороги значительного числа сфер китайской духовной культуры. Взаимодополняющий характер существования в ее рамках трех основных религиозно-философских учений — конфуцианства, даосизма и буддизма — вне сомнений, определил специфику культового творчества. Именно поэтому эпохи Тан и Сун вызывали неизменный интерес многих поколений синологов, посвятивших труды изучению культурного многообразия Китая. Ученые XX века не стали исключением, унаследовав от предшественников пристальный интерес к обозначенному периоду. Череда стремительных метаморфоз, имевших место во второй половине столетия, во многом способствовала поиску новых форм и методов исследовательской деятельности в изменившемся мире и, в частности, в преобразившемся Китае. В статье проведен обзор научной деятельности некоторых авторитетных востоковедов США, Великобритании, Германии и Франции второй половины XX — начала XXI в., чей труд оказал и оказывает существенное влияние на исследования в области даосизма, даосской культуры и ее живописного воплощения в период эпох Тан и Сун, а также традиционной культуры Китая в более широком смысловом диапазоне. Знакомство с биографиями и библиографиями ученых, занятых вопросами китайской духовной культуры, позволяет установить, что новые вызовы и противоречия, с которыми столкнулся как Китай, так и западный мир во второй половине XX в., не смогли стать препятствующим фактором на пути многих выдающихся авторов. Сформированный ими базис позволил обеспечить плавное вхождение искусствоведческого направления синологии в XXI в., где комплексное изучение даосского культового творчества продолжаются под эгидой молодого поколения ученых.

Ключевые слова
зарубежное востоковедение, западная синология, духовная культура Китая, традиционная живопись, культовое искусство, даосское творчество
Классификатор
Получено
30.09.2024
Дата публикации
05.10.2024
Всего подписок
0
Всего просмотров
25
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Место даосской живописи в востоковедных исследованиях США и стран Европы
2 В работах мировой синологии проблематика искусствоведения эпох Тан (618–907) и Сун (960–1279) занимает значительное место. Выступая в качестве вехи культурного подъема, танская и сунская эры стали не только временем творчества живописцев, во многом определивших дальнейший вектор развития художественной традиции Китая, но и тем образным перекрестком, на котором сошлись дороги большого числа сфер китайской духовной культуры. Взаимодополняющий характер существования в ее рамках трех основных религиозно-философских учений — конфуцианства, даосизма и буддизма — вне сомнений, определил специфику культового творчества. Именно поэтому эпохи Тан и Сун вызывали неизменный интерес многих поколений синологов, посвятивших свои труды изучению культурного многообразия Китая. Ученые XX века, безусловно, не стали исключением, унаследовав от своих предшественников пристальный интерес к обозначенному периоду. Череда же стремительных метаморфоз, имевших место во второй половине столетия, во многом способствовала поиску новых форм и методов исследовательской деятельности в изменившемся мире и, в частности, в преобразившемся Китае.
3 Даосская живопись эпох Тан и Сун в американской историографии второй половины XX — начала XXI века
4 При обзоре искусствоведческого направления в востоковедении США в первую очередь важно обратить внимание на Майкла Салливана (Donovan Michael Sullivan; 1916–2013), выдающегося историка искусства и коллекционера традиционной китайской живописи, преимущественно работавшего на базе Калифорнийского университета. Признавая авторитет Салливана, многие современники и последователи выделяют его в качестве одного из пионеров в области исследований китайского искусства. Издательством Калифорнийского университета было опубликовано множество работ автора, так или иначе затрагивающих проблемы культового творчества и его живописного воплощения. Среди наиболее ценных следует выделить такой труд, как “The Birth of Landscape Painting in China: The Sui and T’ang Dynasties” («Рождение пейзажной живописи в Китае: династии Суй и Тан»1), впервые вышедший в печать в 1980 г. Исследование заслужило признание критиков, охарактеризовавших его новаторским для своего времени. Особенное внимание было уделено теоретической составляющей — описанию ландшафтных элементов и композиций — и ее подкреплению историко-культурным контекстом. В рамках этого подхода, помимо всего прочего, Салливан обращается к фрескам в пещерном комплексе Дуньхуан и императорских захоронениях близ Сианя, в пределах которого располагалась древняя танская столица — город Чанъань [Sullivan, 1980, p. 5].
1.  Здесь и далее в скобках приведены переводы названий работ, выполненные автором статьи.
5 Калифорнийский университет, будучи одним из ведущих научных учреждений США, вне сомнений, вписал свое имя в историю востоковедения как центр изучения искусства Дальнего Востока. Способствовала этому деятельность Джеймса Кэхилла (James Cahill; 1926–2014), искусствоведа и коллекционера, также признанного коллегами авторитетным специалистом в сфере исследования китайского искусства. Свободно владея китайским и японским языками, ученый совмещал научную деятельность с преподавательской. Лекции, статьи, книги и иные материалы, опубликованные автором в течение шестидесяти лет, определили новые грани исследований духовной культуры Китая и оказались востребованы за пределами родины. В частности, работы Кэхилла, несколько лет читавшего лекции в Пекине и Ханчжоу, были переведены на китайский язык и изданы в КНР [Rogers, б. д.].
6 Важно более подробно остановиться на книге “Index of Early Chinese Painters & Paintings: T’ang, Sung, Yuan” («Указатель ранних китайских художников и картин: Тан, Сун, Юань») Джеймса Кэхилла, впервые изданной в 1980 г. На момент публикации труд стал наиболее полной энциклопедической подборкой сведений о китайских живописцах и их работах соответствующих периодов с конца VI по середину XIV в. Ссылаясь на проведенные предшественниками исследования, автор снабдил «Указатель» существенным объемом биографических данных художников, описанием их стилистической направленности, информацией об использованных материалах, переводами подписей, печатей и иных текстовых вставок. Обширная библиография включает множество репродукций работ, представленных в китайских, японских и западных источниках. Все перечисленное позволило книге стать фундаментальным пособием для исследований в области культового творчества эпох Тан, Сун и Юань [Cahill, 1980].
7 Еще одним важным исследователем, чей наиболее продуктивный этап научной деятельности приходится на период работы в Университете Южной Калифорнии, является Лоренс Томпсон (1920–2005). Родившись в семье миссионеров и проведя первые 14 лет жизни в Китае, Томпсон с ранних лет имел недоступную многим другим ученым возможность познать духовную культуру Китая изнутри, что впоследствии способствовало становлению автора как передового специалиста в области китайских религиозно-философских учений [Jochim, Taylor, 1992]. Высоко оцененным ранним результатом деятельности Томпсона стал англоязычный перевод трактата китайского философа и реформатора Кан Ювэя (1858–1927) «Датун шу» (大同书, 1935), осуществлявшийся в сотрудничестве с его старшим сыном — Кан Шоуманем. Успешно защищенный в качестве докторской диссертации перевод был издан в 1958 году, получив название “Ta T’ung Shu: The One-World Philosophy of K’ang Yu-wei” («Датун шу: философия Великого единения Кан Ювэя») [Thompson, 1958].
8 Работая в стенах Университета Южной Калифорнии с 1965 г., Лоренс Томпсон успешно продолжил религиоведческие исследования, занимаясь переводом, редактированием и написанием ряда трудов по смежной тематике. Примечательными работами в области китайского религиоведения стали монографии “Chinese Religion: An Introduction” («Китайская религия: введение», 1969) [Thompson, 1969] и “Chinese Way in Religion” («Китайский путь в религии», 1973) [Thompson, 1973]. В качестве magnum opus автора, вне сомнений, следует выделить библиографический труд “Chinese Religions: Publications in Western Languages” («Религии Китая: публикации на западных языках») в 4 томах (1985–2002), охватывающий связанные с китайским религиозным полем публикации на английском, французском и немецком языках c 1980 по 2000 г. Отобранный и представленный автором корпус работ остается в достаточной степени актуальным и востребованным источником для проведения исследований не только в области традиционной даосской и конфуцианской культуры, но и пришедшей извне буддийской [Thompson, 2005].
9 Продолжая описание американского сектора исследований танского и сунского изобразительного искусства, нельзя оставить без внимания Йельский университет. Так, многолетняя деятельность Ричарда Барнхарта (Richard Barnhart, род. 1934) внесла вклад в достижение учреждением влиятельного положения в области изучения и преподавания китайского искусства. Ряд работ автора проливает свет на вопросы становления и развития китайской живописной традиции, неразрывно связанной с религиозно-философскими учениями [Laurans, 2000]. Примечательным в этом отношении является масштабный труд “Three Thousand Years of Chinese Painting” («Три тысячи лет китайской живописи», 1997), написанный в соавторстве с коллегой из Калифорнийского университета — упоминавшимся ранее Джеймсом Кэхиллом [Three Thousand Years… 1997]. Помимо этого, к созданию книги были привлечены специалисты с китайской стороны, что также позволило отразить профессиональный взгляд непосредственно носителей культуры. В рамках работы, как следует из названия, приведены сведения об истории живописи Китая на протяжении трех тысячелетий непрерывного существования. Проведенный на страницах книги анализ наиболее выдающихся образцов живописного творчества опирается на такой фактический материал, как китайские и зарубежные музейные коллекции, археологические памятники, а также расположенные в КНР архивы, что обеспечило включение данных, которые ранее не были доступны широкому кругу западных исследователей [Barnhart et al, 2022]. В частности, подготовленный Ричардом Барнхартом раздел книги, озаглавленный как “The Five Dynasties (907–960) and the Song Period (907–1279)” («Пять династий (907–960) и период Сун (960–1279)»), повествует о сунской традиции изобразительного искусства, в значительной степени подверженной даосскому и буддийскому влиянию [Barnhart, 2002, p. 87–139].
10 Рецензенты со стороны Йельского университета высоко оценили подготовленное исследование, отметив, что коллектив авторов описывает историю китайского искусства во всей его полноте и в движении, независимо от местоположения самих объектов изучения: в музейных коллекциях, в храмах и святилищах или же в пещерах и гротах. Критики также положительно отозвались об методике описательного подхода, который обеспечил поступательный характер знакомства западного читателя с китайскими художественными традициями и практиками путем выработки навыка правильной интерпретации китайской живописи. Комплексное введение позволило детально рассмотреть становление нарративного искусства и классической живописи, взаимосвязь литературной традиции с изобразительными формами творчества, расцвет пейзажной живописи и многое другое. Помимо этого, исследователи также уделили внимание вопросу влияния прошлого на настоящее, рассмотрев, каким образом традиции китайской живописи были перенесены в современную жизнь [Barnhart et al, 2022].
11 Проделанная Барнхартом и его коллегами работа стала важной вехой, ознаменовавшей начало плодотворного сотрудничества издательского дома “Yale University Press” и Американского совета ученых обществ с Китайской международной издательской группой в Пекине, которое было озаглавлено как «Культура и цивилизация Китая». Результатом этого в дальнейшем стала публикация более семидесяти пяти томов, посвященных изобразительному искусству, классической литературе и словесности, религиозно-философским учениям и другим сторонам духовной культуры Китая [Barnhart et al, 2022].
12 Одним из ученых, чей вклад в современное состояние исследований китайского культового творчества в США также заслуживает освещения, является Патриция Айхенбаум Карецки (Patrizia Eichenbaum Karetzky, род. 1947), множество публикаций которой охватывают различные аспекты даосской материальной культуры. Возглавляя кафедру искусства Азии в Бард-колледже с 1988 г. и выступая в качестве редактора (1993–1998) периодического издания “Journal of Chinese Religions”, Айхенбаум Карецки выпустила ряд работ о духовной культуре Китая периода, соотносимого со Средневековьем. Помимо этого, деятельность в качестве куратора выставок соответствующей тематики привела к изданию нескольких каталогов по традиционному китайскому изобразительному искусству [Patricia Eichenbaum Karetzky, б. д.]. Среди работ автора, релевантных обозначенному временному промежутку, важно выделить такие монографии, как “Court Art of the Tang” («Придворное искусство династии Тан», 1996) [Eichenbaum Karetzky, 1996] и “Chinese Religious Art” («Китайское религиозное искусство», 2014) [Eichenbaum Karetzky, 2014].
13 Обращаясь к молодому поколению современных американских исследователей, стоит обратить внимание на выпускницу Йельского университета — Шишань Сьюзан Хуан (Shishan Susan Huang), диссертационное исследование которой на соискание докторской степени “The Triptych of Taoist Deities of Heaven, Earth, and Water and the Making of Visual Culture in the Southern Song China (1127–1279)” («Триптих даосских божеств Неба, Земли и воды и становление визуальной культуры в период Южной Сун (1127–1279)», 2002), проливает свет на остающийся по сей день актуальным спорный вопрос определения авторства выдающего памятника даосской живописи, известного под именем «Даосский триптих». Свиток, традиционно приписываемый кисти У Даоцзы (685–758), выдающегося художника времен династии Тан, получившего признание как один из отцов-основателей китайской живописи, нередко вызывает дискуссии среди искусствоведов, оперирующих разнящимися данными о датировке произведения [Huang, 2002, p. 149–174].
14 Продолжив научную деятельность в Университете Райса, Хуан стала заметной фигурой в исследовании даосского и буддийского культового творчества. Среди ряда изданных работ соответствующей тематики наиболее значима монография “Picturing the True Form: Daoist Visual Culture in Traditional China” («Изображая истинную форму: даосская визуальная культура традиционного Китая», 2012) [Huang, 2012].
15 Другой заметный представитель нового поколения исследователей — доктор Анна Мэдлин Хеннесси (Anna Madelyn Hennessey) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, основными сферами деятельности которой являются религиоведение, философия и история искусств с основным фокусом на культуре и религиозно-философских учениях Китая, а также их взаимосвязи. Важным направлением деятельности ученого стало изучение темы рождения человека, ее образности и ритуалистики в культуре [About Anna Madelyn Hennessey, б. д.]. Единство природных начал и человека, неразрывно связанное с даосским учением, нашло отражение в монографии “Chinese Images of Body and Landscape: Visualization and Representation in the Religious Experience of Medieval China” («Китайские образы тела и ландшафта: визуализация и репрезентация в религиозном опыте средневекового Китая», 2012). Ключевой вопрос, поднимаемый в работе, — то, как жители Китая эпохи Сун, относящие себя к различным течениям, применяли литературные, художественные и иные визуальные образные репрезентации с целью выражения единения мира природы с человеческим телом. Рассматривая различные проявления этого явления, Хеннесси обращается к таким источникам, как работы известных сунских художников-пейзажистов, образцы буддийского культового творчества, труды литераторов-мыслителей и ученых-неоконфуцианцев, а также представления о человеческом теле, зафиксированные в даосских канонах. Исследователь подчеркивает важность широкого применения материальных объектов в базе источников, ставя их в один ряд с документальными свидетельствами. Это позволяет сделать вывод о новаторском подходе Хеннесси, которой была предпринята успешная попытка выделить предметы искусства в контексте религии не только в качестве сугубо репрезентативных, но и основополагающих для религиозного опыта человека. Таким образом, автор приходит к выводу о том, что ориентированные на материальную культуру представления жителей сунского Китая были настолько сильны, что нередко выступали в роли основного канала восприятия религиозно-философских понятий [Hennessey, 2012, p. 10–11].
16 Даосская живопись эпох Тан и Сун в европейской историографии второй половины XX — начала XXI века
17 При переходе к рассмотрению европейских востоковедных исследований культового творчества в первую очередь имеет смысл продолжить обзор англоязычного сегмента и обратиться к Великобритании.
18 Так, современный этап востоковедной научной жизни Оксфордского университета отмечен таким событием, как создание Оксфордского центра азиатской археологии, искусства и культуры (Oxford Centre for Asian Archaeology, Art, and Culture). Основным фокусом этой организации выступает научно-исследовательская деятельность, ориентированная на изучение особенностей духовной и материальной культуры стран Азии. Богатый опыт и объемный материал, накопленные в результате труда многих поколений оксфордских востоковедов, позволили организации выработать комплексную методологию исследовательской и преподавательской деятельности и обеспечить непрерывный поток публикаций о культуре стран Азии. Продуктивности центра также способствует практика приглашения зарубежных специалистов, поддержка крупных исследовательских программ и регулярное проведение как локальных, так и международных академических мероприятий [About the Centre… б. д.].
19 Тематика китайского изобразительного искусства широко представлена в Оксфордском центре азиатской археологии, искусства и культуры. В частности, одним из членов его основного состава является профессор Джессика Роусон (Jessika Rawson; род. 1943), по праву признанная заметным специалистом в области древнего и средневекового китайского искусства. Опубликованный на протяжении многих лет исследовательский материал автора, среди которого следует особенно выделить релевантные теме книги “Ancient China: Art and Archaeology” («Древний Китай: искусство и археология», 1980) [Rawson, 1980] и “Chinese Ornament: The Lotus and the Dragon” («Китайский орнамент: лотос и дракон», 1984) [Rawson, 1984], был замечен за пределами западной научной среды. В частности, в 2017 г. Роусон стала лауреатом премии Тан в области китаеведения, присуждаемой за исследования различных сторон культурной и научной специфики Китая (искусство, история, филология, археология, философия, религия и т. д.). При награждении были особенно отмечены такие качества исследователя, как «мастерство владения искусством чтения материальных произведений и артефактов китайской цивилизации» [Tang Prize, 2017].
20 Тематика культового творчества эпох Тан и Сун в настоящее время также занимает существенное положение в другом крупном британском научном центре — Кембриджском университете. Об этом может свидетельствовать формирование отдельной образовательной программы под названием “The Chinese Tradition: Chinese Art and Visual Culture” («Китайская традиция: китайское искусство и визуальная культура»), направленной на изучение китайского искусства во всей его полноте: начиная с неолита и бронзового века и заканчивая современностью. Важным акцентом при этом служит сфокусированность на династическом периоде истории. Культовая сторона творчества отражена в разработанной программе, внимание в которой уделяется таким темам, как раннее искусство надгробий, тесно связанное с народной религией, даосские и буддийские живопись, скульптура и керамика. Помимо этого, одной из целей курса является поиск отражений той или иной формы китайского искусства на культуру, религию и философию своего периода [The Chinese Tradition, 2023].
21 Руководителем проводимой исследовательской программы является доктор Хайни Элиас (Hajni Elias), получившая образование в таких авторитетных учебных заведениях США, как Принстонский и Колумбийский университеты. Кроме того, Элиас имеет многолетний опыт работы в одном из крупнейших аукционных домов Великобритании — Sothebys. Именно там, выступая в качестве ведущего научного сотрудника отдела китайских произведений искусства, Элиас накопила большой объем сведений о состоянии частных коллекций по всему миру и о степени их насыщенности образцами китайской живописи. Интерес к данной теме, непрерывно растущий в XXI веке, наряду с массивом накопленных данных, позволили Хайни Элиас подготовить и выпустить в соавторстве с Джузеппе Эскенази (Giuseppe Eskenazi)2 уникальный по своему содержанию материал — книгу “A Dealer’s Hand: The Chinese Art World through the Eyes of Giuseppe Eskenazi” («Рука торговца: мир китайского искусства глазами Джузеппе Эскенази», 2012). Труд стал универсальным пособием, охватывающим коллекции средневековой живописи, хранящиеся в частных фондах и музеях, и знакомящим с историей китайского арт-рынка в XX–XXI вв. [Elias, Eskenazi, 2013].
2.  Джузеппе Эскенази (Giuseppe Eskenazi; род. 1939) — известный британский арт-дилер, специализирующийся на китайских произведениях искусства.
22 Анализируя разработанность тематики китайской культовой живописи, нельзя не затронуть исследовательский путь немецкого востоковеда и дипломата Фрица ван Бриссена (Fritz van Briessen; 1906–1987), крупного специалиста по традиционной китайской живописи и бывшего посла Германии в Японии (1961–1962). Много путешествуя по Восточной Азии и в разные годы проживая в Шанхае, Пекине и Токио, ван Бриссен провел несколько лет, изучая технику живописи кистью под руководством известного пекинского художника-пейзажиста Пу Чуаня (1913–1991)3. Это позволило исследователю обрести углубленное понимание философии китайского изобразительного искусства, что в дальнейшем послужило почвой для написания выдающейся работы “Way of the Brush: Painting Techniques of China and Japan” («Путь кисти: живописные техники Китая и Японии», 1962). Монография рассматривает как усвоенную ван Бриссеном технику живописи, так и ее традиционное наполнение, методику и стилистические особенности. Включение существенного количества репродукций (более 250 иллюстраций) и комментариев-пояснений позволяет охватить все ключевые компоненты живописного произведения: от мазков, композиционных решений и поверхности свитка — его видимой части, до более «погруженных внутрь» свойств: смысла, значения, перспективы и философии творца-художника. Новаторскими сторонами работы стали инкорпорирование содержательных подробностей о различных техниках живописи кистью и тушью, а также освещение вопроса интерпретации классических элементов китайской живописной традиции в японском искусстве [Briessen, 1999].
3.  Часть работ художника в настоящее время представлена в Метрополитен-музее в США.
23 С именем ван Бриссена также связано возникновение (1967) Немецкой ассоциации азиатских исследований (Die Deutsche Gesellschaft für Asienkunde), одним из основоположников и первых председателей которой в 1970 г. стал ученый. В настоящее время эта ассоциация считается одной из наиболее важных платформ для диалога и обмена мнениями стран Азии и Германии, определяя свою роль в качестве моста между наукой, политикой, общественностью и бизнесом. Важной функцией организации представляется просветительская: распространение эмпирически обоснованных знаний об Азии, полученных в результате научной деятельности специалистов в определенной сфере [Mission Statement, б. д.].
24 Немецкая школа исследователей даосской духовной культуры также прославлена деятельностью синолога Анны Зайдель (Anna Seidel; 1938–1991). Получив образование в высших учебных заведениях Германии и Франции, Зайдель провела значительную часть жизни в Японии, став членом отделения Французской школы Дальнего Востока (École Française d’Extrême-Orient) в Киото, где со временем обрела международное признание коллег как один из ведущих специалистов по даосизму. Новаторский подход ученого заключался в переосмыслении понимания даосизма в западной синологии. В частности, в предшествующий период, в конце XIX — начале XX в., было принято подразделять даосизм на две формы: вызывавший наибольший исследовательский интерес и определяемый в качестве чистой формы «философский даосизм» Лао-цзы и Чжуан-цзы, «состоящий из причудливых, увлекательных историй и поэтического, мистического видения космоса», и «религиозный даосизм» императорского Китая, ассоциировавшийся с эзотерическими ритуалами и «поклонением демонам». Предвзятое отношение к последнему препятствовало комплексному изучению непосредственно религиозного компонента даосского учения, тесно связанного с народной религией Китая. Рассматривая даосизм под иным ракурсом и более детально изучая его канон на страницах изданной в Париже монографии “La divinisation de Lao tseu dans le taoïsme des Han” («Обожествление Лао-цзы в даосизме династии Хань», 1969) [Seidel, 1992], Зайдель уверенно придерживалась положения о сложном, последовательном и глубоко интегрированном характере учения, в котором тесно переплетены как религиозная, так и философская составляющие. Именно это позволило ученому назвать даосизм «исконной высшей религией Китая» [Oldstone-Moore, б. д.].
25 Существенной для понимания внутренних механизмов функционирования китайской культуры, стала выраженная в статье “Taoism” («Даосизм», 1974) [Seidel, Strickmann, 1974] точка зрения Зайдель о взаимодополняющем характере сосуществования конфуцианства и даосизма, лишенном антагонистических тенденций. Последние представляются немыслимыми при должном понимании общей для двух традиционных учений опоры на древние китайские космологию и религиозность. Исследователь подчеркивает «глубокое, но зачастую едва уловимое» влияние даосизма на культуру Китая, включая феномен взаимодействия автохтонного учения с перенесенной на китайскую почву буддийской верой [Oldstone-Moore, б. д.].
26 Знаменательным моментом стала подготовка и составление Анной Зайдель библиографической работы “Chronicle of Taoist Studies in the West, 1950–1990” («Хроника изучения даосизма на Западе, 1950–1990», 1990), во многом перекликающейся по смыслу и значимости с упоминавшимся трудом американского ученого Лоренса Томпсона. Автор проделала масштабную работу по определению, систематизации и распространению многочисленных достижений западных исследователей в области даосизма [Seidel, 1989]. «Хроника» была воспринята в востоковедной среде в исключительно положительном ключе, получив признание как «впечатляющий и проникновенный акт служения области исследования» [Bell, 1993] и «не просто библиография, но и исчерпывающее изложение проблем, стоящих перед областью, для создания и преобразования которой многое было сделано самой Зайдель» [Teiser, 1994].
27 Переходя к рассмотрению вклада французских ученых в изучение и познание даосизма и даосского культового творчества, нельзя не отметить наличие прочного фундамента в этой сфере, заложенного в предшествующий период, в к. XIX — перв. пол. XX в., такими выдающимися деятелями как Эдуар Шаванн (1865–1918) и его ученик и последователь Поль Пелльо (1878–1945). Их во многом пионерские исследования на стыке истории, культурологии и религиоведения заслужили мировое признание, а также наметили путь, который был продолжен деятелями последующих поколений.
28 Так, во второй половине XX в. особенно выделяется деятельность Николь Вандье-Николя (Nicole Vandier-Nicolas; 1906–1987), профессора китайского искусства в Школе Лувра и профессора китайской цивилизации в Национальном институте восточных языков и культур (INALCO). Питая основной исследовательский интерес к изобразительному искусству Китая и его религиозно-философским учениям, Вандье-Николя посвятила ряд работ поиску точек их соприкосновения. Автору удалось выступить как в роли религиоведа (“Le taoïsme”, 1965) [Vandier-Nicolas, 1965], так и специалиста по китайской культуре (“Esthétique et peinture de paysages en Chine: des origines aux Song”, 1982) [Vandier-Nicolas, 1982].
29 Ярким примером вышеуказанного выступает работа Вандье-Николя “Art et sagesse en Chine. Mi Fou (1051–1107), peintre et connaisseur d’art dans la perspective des lettrés” («Искусство и мудрость в Китае. Ми Фу (1051–1107), художник и знаток искусства с точки зрения ученых-литераторов», 1963) [Vandier-Nicolas, 1985], сочетающая два совершенно разных аспекта. В первую очередь автор знакомит читателя с историей и техникой китайской живописи эпохи Сун, пропуская их сквозь перспективу творческой и социальной среды художника, литератора и каллиграфа Ми Фу (1051–1107), являющегося центральной фигурой исследования. Выделяется тезис о взаимоотношениях между стилями живописного письма и стилями пейзажа: Вандье-Николя подчеркивает стремление сунских художников к графическому выражению творчества, выходящему за рамки фигуративности. Признание критики заслужила «поразительная точность», с которой описаны используемые техники (пуантилизм4, размывка5 и др.), пигменты и прочие живописные приемы, что сделало книгу «отличным введением в китайскую живопись». Вторая сторона книги — изучение теоретических основ китайского изобразительного искусства путем обращения к текстам за авторством Ми Фу и других его современников. Вандье-Николя акцентирует внимание на всеобъемлющем влиянии даосизма и буддизма на творческую манеру, что проявляется в эстетическом видении, ориентированном на «ритуал созидания»: художник и каллиграф стремится восстановить жизненный импульс, находясь в одном ритме с самим Духом, который движет миром. Именно внутри своего разума, путем аскезы, медитации и отрешенности от мирского, творец сможет познать сущность Вселенной, формы которой изменчивы и иллюзорны. Рожденная же как плод сугубо духовного видения, его картина при этом будет столь же физически реальна, как и другие окружающие предметы, однако станет подлинным средством миропонимания. Автор также выделяет творческую спонтанность, которая, в тандеме с созерцанием природы и применением сложных техник, «каким-то образом воссоздает мир, объединяя его с выразительной графикой» [De Keyser, 1967].
4.  Пуантилизм — письмо мелкими мазками правильной, иногда точечной формы.

5.  Размывка — способ работы кистью с использованием растворенного в большом количестве воды красящего вещества.
30 Еще одна примечательная работа Вандье-Николя — “Peinture chinoise et tradition lettrée: expression d’une civilisation” («Китайская живопись и литературная традиция: отражение цивилизации», 1983), в которой проведено исследование взаимосвязи китайской живописи с литературной традицией. Автор, рассматривая эволюционные процессы в живописи Китая на протяжении веков и уделяя первостепенное внимание художникам-литераторам, приходит к убеждению о значительной укорененности изобразительного искусства в китайской культуре. Доказательством этому служат обширное влияние верований, ценностей и традиций духовной культуры на творческий путь художников. Вандье-Николя подчеркивает символическое значение и наполнение различных элементов, повсеместно встречающихся в китайской живописи (ландшафт, флора и фауна), а также приводит объяснение, как именно такие объекты косвенным или прямым образом ретранслируют религиозно-философские соображения. Каллиграфия предстает для исследователя важным средством, применявшимся художниками-литераторами как выразитель эмоций и чувств, пронизывающих живописный свиток [Vandier-Nicolas, 1983, p. 3].
31 Одним из известных современных французских исследователей древнего и средневекового китайского изобразительного искусства стала профессор Флора Бланшон (Flora Blanchon; 1943–2012), работавшая на базе Университета Париж — Сорбонна. Активная научная деятельность ученого, включая сотрудничество с организациями и преподавание в роли приглашенного профессора на материковом Китае и Тайване, привела к появлению в 1990 г. в стенах Сорбонны Центра исследований Дальнего Востока (Centre de Recherche sur l’Extrême-Orient de Paris-Sorbonne — CREOPS), первым руководителем которого стала Бланшон. Основным фокусом Центра является изучение художественных и археологических аспектов древнего Дальнего Востока [Présentation du CREOPS, б. д.]. В качестве наиболее релевантного следует отметить труд автора “Arts et histoire de Chine” («Искусство и история Китая») в 2 томах (1993–1999), где история искусств Китая охарактеризована начиная с «мифического века». Бланшон подчеркивает неразрывный характер связи изобразительного искусства с даосизмом, конфуцианством и буддизмом, по сей день неизменно питающими интеллектуальную жизнь Китая. Красной нитью через работу, опирающуюся в том числе на китайские документальные источники, проходит мысль о наглядно выраженной в культовом творчестве устойчивости, которую не следует путать с неподвижностью [Blanchon, 1993; Blanchon, 1999].
32 Заключение
33 В статье был проведен обзор научной деятельности некоторых авторитетных востоковедов США, Великобритании, Германии и Франции второй половины XX — начала XXI в., чей труд оказал и оказывает существенное влияние на исследования в области даосизма, даосской культуры и ее живописного воплощения в период эпох Тан и Сун, а также традиционной культуры Китая в более широком смысловом диапазоне. Знакомство с биографиями и библиографиями ученых, посвятивших себя китайской духовной культуре, позволяет установить, что новые вызовы и противоречия, с которыми столкнулся как Китай, так и западный мир во второй половине XX в., не смогли стать препятствующим фактором на пути многих выдающихся авторов. Сформированный ими базис позволил обеспечить плавное вхождение искусствоведческого направления синологии в XXI в., где комплексное изучение даосского культового творчества продолжаются под эгидой молодого поколения ученых.
34 Труды ученых США в широком смысле характеризуются новаторским подходом к изучению традиционной живописи. Анализ танских и сунских полотен приводит к убеждению о повсеместности передачи духовных представлений через материальные объекты (А. М. Хеннесси, С. Ш. Хуан). Вместе с этим на первый план выходит не только подкрепление тезиса о тесном характере связи с историко-культурным контекстом и религиозно-философскими учениями, но и масштабная по своему охвату работа по систематизации знаний, накопленных западной синологией (Д. Кэхилл, Л. Дж. Томпсон). Энциклопедичность сведений позволила им во многом стать основой для будущих изысканий. Важно отметить, что новые методы исследования также помогли приоткрыть завесу тайны, окутывающей эстетически созерцательное мировоззрение художников Китая, и для более широкого круга неподготовленных читателей, позволяя обрести истинное понимание смыслового наполнения произведений, их творческой философии и созидательного духа авторов (М. Салливан, Р. М. Барнхарт, П. Айхенбаум Карецки).
35 Процессы институционализации, наблюдаемые в ведущих британских высших учебных заведениях, способствуют выводу изучения и преподавания китайского культового искусства на новый уровень (Д. Роусон), а также рассмотрению его с тех сторон, которые ранее не были широко освещены (Х. Элиас). Работа, проделанная немецкими и французскими востоковедами, обращает на себя внимание углубленным пониманием техник, применявшихся в традиционной живописи, и философского подхода, который обуславливает сюжетно-композиционную основу живописного свитка (Ф. ван Бриссен). Широко освещено влияние духовных ценностей на личность художника и его творческий путь (Н. Вандье-Николя), охарактеризован прочный симбиоз трех учений Китая и его материальной культуры (Ф. Бланшон). Примечательным является новый (на момент времени) взгляд на даосское учение, объединяющее в себе религиозные и философские компоненты (А. К. Зайдель).

Библиография

1. Бейн П. В. Даосская живопись в период эпох Тан и Сун: взгляд отечественных востоковедов. Восточный курьер / Oriental Courier. 2023. № 2. С. 287–295. DOI: 10.18254/S268684310026710-9

2. About Anna Madelyn Hennessey, PhD. Anna M. Hennessey, PhD — Writer & Scholar. Б. д. URL: https://annahennessey.com/about (accessed: 17.04.24).

3. About the Centre. Oxford Centre for Asian Archaeology, Art, and Culture. Б. д. URL: https://ocaaac.arch.ox.ac.uk (accessed: 23.04.24).

4. Barnhart R. M., Yang Xin, Nie Chongzheng, Cahill J., Lang Shaojun, Hung Wu. Three Thousand Years of Chinese Painting. New Haven, London: Yale University Press, 2002. 416 p.

5. Barnhart R., Yang Xin, Nie Chongzheng, Cahill J., Lang Shaojun, Hung Wu. Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press. 2022. URL: https://yalebooks.yale.edu/book/9780300094473/three-thousand-years-of-chinese-painting (accessed: 01.04.24).

6. Bell C. M. In Search of the Tao in Taoism: New Questions of Unity and Multiplicity. History of Religions. 1993. No. 33 (2). Pp. 187–201.

7. Blanchon F. Arts et histoire de Chine. Vol. 1. Des origines de la Royauté aux débuts de l'Empire. Paris: Presses de l'Université de Paris-Sorbonne, 1993. 298 p.

8. Blanchon F. Arts et histoire de Chine. Vol. 2. Paris: Presses de l’Université de Paris-Sorbonne, 1999. 516 p.

9. Briessen F. van. Way of the Brush: Painting Techniques of China and Japan. Boston, Rutland, Tokyo: Tuttle Publishing, 1999. 332 p.

10. Cahill J. Index of Early Chinese Painters & Paintings: T’ang, Sung, Yuan. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1980. 391 p.

11. De Keyser E. Nicole Vandier-Nicolas, Art et sagesse en Chine. Mi Fou (1051–1107), peintre et connaisseur d’art dans la perspective des lettrés [compte-rendu]. Revue Philosophique de Louvain. 1967. No. 85 (65). Pp. 142–143.

12. Eichenbaum Karetzky P. Chinese Religious Art. Lanham, Boulder, New York, Toronto, Plymouth: Lexington Books, 2014. 394 p.

13. Eichenbaum Karetzky P. Court Art of the Tang. Lanham, New York, London: University Press of America, 1996. 370 p.

14. Elias H., Eskenazi G. A Dealer’s Hand: The Chinese Art World through the Eyes of Giuseppe Eskenazi. New York: Scala Arts Publ., 2013. 352 p.

15. Hennessey A. M. Chinese Images of Body and Landscape: Visualization and Representation in the Religious Experience of Medieval China. Santa Barbara: ProQuest, UMI Dissertation Publishing, 2012. 250 p.

16. Huang S. S. Picturing the True Form: Daoist Visual Culture in Traditional China. Cambridge: Harvard University Asia Center, 2012. 497 p.

17. Huang S. S. The Triptych of Taoist Deities of Heaven, Earth, and Water and the Making of Visual Culture in the Southern Song China (1127–1279) (Unpublished PhD thesis). Yale University, New Haven, Connecticut, United States, 2002. 518 p.

18. Jochim C., Taylor R. Laurence G. Thompson: Biographical and Bibliographical Footnotes. Journal of Chinese Religions. 1992. No. 1 (7). Pp. 1–7.

19. Laurans P. Richard M. Barnhart: John M. Schiff Professor of the History of Art. Yale University. Faculty of Arts and Sciences. 2000. URL: https://fas.yale.edu/book/faculty-retirement-tributes-2000/richard-m-barnhart (accessed: 01.04.24).

20. Mission Statement. Deutsche Gesellschaft für Asienkunde. Б. д. URL: https://asienforschung.de/about/mission-statement (accessed: 05.05.24).

21. Oldstone-Moore J. Seidel, Anna Katharina. Encyclopedia.com. Encyclopedia of Religion. URL: https://www.encyclopedia.com/environment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/seidel-anna-katharina (accessed: 16.05.24).

22. Patricia Eichenbaum Karetzky. Patricia Eichenbaum Karetzky — Curator and Asian Art History Professor. Б. д. URL: https://karetzky.com (accessed: 05.04.24).

23. Présentation du CREOPS. Centre de Recherche sur l'Extrême-Orient de Paris-Sorbonne. Histoire de l’art et archéologie. URL: https://creops.sorbonne-universite.fr (accessed: 20.05.24).

24. Rawson J. Ancient China: Art and Archaeology. London: British Museum Publications, 1980. 240 p.

25. Rawson J. Chinese Ornament: The Lotus and the Dragon. London: British Museum Publications, 1984. 240 p.

26. Rogers H., Cahill N., Cahill S. James Cahill (1926–2014): In Loving Memory. James Cahill — Prof. Emeritus, History of Art. UC Berkeley. Б. д. URL: https://jamescahill.info (accessed: 22.03.24).

27. Seidel A. K. Chronicle of Taoist Studies in the West, 1950–1990. Cahiers d'Extrême-Asie. 1989. No.  (Numéro spécial Etudes taoïstes II / Special Issue on Taoist Studies II en l’honneur de Maxime Kaltenmark). Pp. 223–347.

28. Seidel A. K. La divinisation de Lao tseu dans le taoïsme des Han. Paris: École française d’Extrême-Orient, 1992. 171 p.

29. Seidel A. K., Strickmann M. Taoism. Encyclopædia Britannica. 15th Ed. Vol. 17. Chicago: Encyclopædia Britannica, 1974. Pp. 1034–1044.

30. Sullivan M. The Birth of Landscape Painting in China: The Sui and T’ang Dynasties. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1980. 191 p.

31. Tang Prize | Laureates | Jessica Rawson. Tang Prize. 2017. URL: https://www.tang-prize.org/en/owner_detail.php?cat=12&id=1709 (accessed: 23.04.24).

32. Teiser S. F. In Memoriam Anna K. Seidel (1938–1991). Asia Major. 1994. No. 1 (7). Pp. 1–4.

33. The Chinese Tradition: Chinese Art and Visual Culture. University of Cambridge. Faculty of Asian and Middle Eastern Studies. 2023. URL: https://www.ames.cam.ac.uk/study-us/prospective-undergraduates/what-can-i-study/course/c15-chinese-tradition-chinese-art-and (accessed: 27.04.24).

34. Thompson L. G. Chinese Religion in Western Languages: A Comprehensive and Classified Bibliography of Publications in English, French, and German through 1980. Tucson: Association for Asian Studies, 1985. 302 p.

35. Thompson L. G. Chinese Religion: An Introduction. Belmont: Dickenson Publ., 1969. 119 p.

36. Thompson L. G. Chinese Religions: Publications in Western Language. Vol. 3. 1991 through 1995. Tucson: Association for Asian Studies, 1998. 147 p.

37. Thompson L. G. Chinese Religions: Publications in Western Languages, 1981 through 1990. Tucson: Association for Asian Studies, 1993. 288 p.

38. Thompson L. G. Chinese Religions: Publications in Western Languages. Vol. 4. 1996 through 2000. Tucson: Association for Asian Studies, 2002. 197 p.

39. Thompson L. G. Ta T’ung Shu: The One-World Philosophy of K’ang Yu-wei. London: Allen & Unwin, 1958. 300 p.

40. Thompson L. G. The Chinese Way in Religion. Encino, Belmont: Dickenson Publ., 1973. 230 p.

41. Thompson, Laurence G. (1920–2005). Encyclopedia.com. Contemporary Authors. 2005. URL: https://www.encyclopedia.com/arts/educational-magazines/thompson-laurence-g-1920-2005 (accessed: 27.03.24).

42. Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press. 1997. URL: https://yalebooks.yale.edu/book/9780300094473/three-thousand-years-of-chinese-painting (accessed: 01.04.2024).

43. Vandier-Nicolas N. Art et sagesse en Chine. Mi Fou (1051–1107), peintre et connaisseur d'art dans la perspective des lettrés. Paris: Presses universitaires de France, 1985. 348 p.

44. Vandier-Nicolas N. Esthétique et peinture de paysages en Chine: des origines aux Song. Paris: Klincksieck, 1982. 147 p.

45. Vandier-Nicolas N. Le taoïsme. Paris: Presses universitaires de France, 1965. 132 p.

46. Vandier-Nicolas N. Peinture chinoise et tradition lettrée: expression d'une civilisation. Paris: Éditions du Seuil, 1983. 260 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести