Икебана: Путешествие сквозь века и границы
Икебана: Путешествие сквозь века и границы
Аннотация
Код статьи
S268684310032480-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лапшина Ольга Александровна 
Аффилиация: Независимый исследователь
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Икебана — это японское искусство аранжировки цветов, символизирующее гармонию и баланс. Это не просто создание цветочных композиций, а философия, отражающая глубокую связь с природой и стремление к внутреннему покою. В икебане важны не только цветы, но и их расположение, форма ваз, ветви и даже пространство вокруг композиции. История икебаны началась в VI в., когда цветы стали приносить в буддийские храмы в качестве подношений. Постепенно эта практика переросла в искусство создания гармоничных композиций, отражающих естественные формы и линии. Икебана эволюционировала на протяжении веков, распадаясь на различные стили; появлялись и школы икебаны. Одна из самых известных школ — школа Икэнобо, основанная в XV в. и заложившая основы современного искусства икебаны. Школа сохранила традиционные принципы и добавила в искусство икебаны новые элементы.

Ключевые слова
икебана, Согэцу, Икэнобо, Софу Тэсигахара
Классификатор
Получено
30.09.2024
Дата публикации
05.10.2024
Всего подписок
0
Всего просмотров
57
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Икебана — «вторая жизнь цветов» — зародилась в Японии во времена распространения буддизма. После 1955 г. этот термин стал ассоциироваться с искусством создания цветочных композиций и служит зонтичным термином, охватывающим все школы и стили описываемого искусства — как традиционные, так и авангардные. Существует также понятие кадо, или «путь цветка», возникшее в середине XIX в. и произошедшее из направления хана итидо («единственный путь цветка».), сформировавшегося в период Муромати (1336–1573); кадо обладает более глубоким философско-эстетическим смыслом. В искусстве икебаны растения обретают новую жизнь, превращаясь в художественные произведения, однако, будучи недолговечными, эти композиции одновременно символизируют быстротечность жизни [Нелидова, 2022, с. 3].
2 На данный момент в Японии существует более трех тысяч различных школ икебаны, из них 60 крупных и 3 основных — школа Икэнобо (XIV в.), школа Охара (ХІХ в.) и школа Согэцу (XX в.).
3 Попытаемся понять, что такое икебана, почему она считается символом Японии и почему так популярна во всем мире.
4 Истоки и религиозные корни
5 Буддизм и его роль в возникновении икебаны
6 Возникновение икебаны можно проследить с VI в., когда буддизм был привнесен в Японию из Китая и Кореи. Буддистские монахи использовали цветы в качестве подношений, символизировавших уважение к буддийским божествам, и украшали ими алтари. Изначально цветочные композиции были простыми и функциональными, но со временем начали приобретать отдельную эстетическую ценность и усложняться.
7 Первые композиции ставили у статуи Будды по двум сторонам алтаря; они достигали 7 м в длину, цветы и ветки направляли вверх, к небу, символизируя этим веру и воззвание к богам. Огромные ветки, чаще сосны, хорошо соотносились по размерам с пространством храма; так появился стиль рикка («стоящие цветы»). Кроме сосны использовали кедр, кипарис и бамбук, особое место отводилось белым хризантемам. Так началась история икебаны. Первоначально этим искусством занимались только буддийские монахи-мужчины. В отличие от китайских предшественников, японцы превратили составление букетов в настоящее искусство, но подношение цветов в храме еще нельзя назвать икебаной в полном смысле этого понятия (Илл. 1).
8

9 Илл. 1. Тёдзю дзинбуцу гига («Свиток с резвящимися животными и людьми»)
10 На свитке изображено буддийское цветочное подношение периода Хэйан: лотос предлагается лягушке, имитирующей Будду
11 Свиток принадлежит храму Кодзандзи, Киото
12 Fig. 1. Choju jinbutsu giga (“Scroll with frolicking animals and people”). This scroll depicts a Buddhist flower offering from the Heian period. A lotus is offered in front of a frog imitating Buddha
13 The original scroll belongs to Kozanji Temple, Kyoto
14 Source: URL: >>>> (accessed 20.06.24)
15 Буддизм привнес в икебану философский аспект, подчеркивая важность гармонии и внутреннего покоя. Композиции цветов в буддийской традиции отражают концепцию ваби-саби — японскую эстетику простоты, мимолетности и изящного несовершенства. Это стремление к гармонии и внутреннему равновесию нашло выражение в структуре и принципах икебаны.
16 Икебана тесно связана с учением буддийской школы дзэн (1141–1215), идеи которой получили покровительство сёгунов. Поначалу эти идеи влияли только на политическую мысль, а позже распространились на всю японскую действительность. На основе дзэн культивируется чайная церемония, складывается практика постановки цветов, формируется садово-парковое искусство. Дзэн-буддизм улавливает тягу японцев к любованию природой, к размышлению и уединению. Здесь в явном виде проявляется японское понятие ваби-саби, которое означает для японца прелесть обычного, изящество простоты. Так, японские сады и парки рассчитаны не на внешнее подчеркивание элементов природы, а на побуждение человека к любованию и созерцанию.
17 Согласно дзэн, внешнее несущественно, главное обнаруживается внутри, нужно почувствовать ощущение красоты в обычном, простом, каждодневном, и задача художника, поэта, зодчего, мастера икебаны состоит в том, чтобы оживить именно внутренние силы.
18 Синтоизм и его влияние на икебану
19 Синтоизм, древнейшая религия Японии, основанная на поклонении природным духам и божествам (ками), также оказала значительное влияние на икебану. В синтоизме природа воспринимается как священное проявление божественной силы, а цветы занимают особое место в ритуалах и праздниках.
20 Цветочные композиции в синтоистских храмах использовались для украшения святилищ и проведения обрядов, а синтоистские принципы уважения природы и стремления к гармонии с окружающим миром нашли отражение в эстетике и технике икебаны. Природные элементы — ветви, листья и цветы, стали основными компонентами цветочных аранжировок, символизирующих связь человека с природой.
21 Древняя японская религия синто обожествляет все явления природы, предметы и саму природу, воспитывает поклонение красоте. Конечно, важным моментом является и многообразие природы Японских островов с их четко выраженной сезонностью, с разнообразием флоры и фауны, делающими эту страну уникальной. Красота пронизывает всю жизнь японцев, находя отражение абсолютно во всем: в живописи, искусстве, поэзии, в национальных традициях и, в первую очередь, в икебане.
22 Знаменитый японский писатель Ясунари Кавабата, лауреат Нобелевской премии по литературе, писал: «Снег, луна, цветы, олицетворяющие красоту сменяющих друг друга четырех времен года, по японской традиции определяют понятие прекрасного: красоту гор, рек, трав, деревьев, различных явлений природы, в том числе и человеческих чувств» [Григорьева, 1993, с. 17].
23 Синтез буддизма и синтоизма и эволюция икебаны
24 Влияние на икебану буддизма и синтоизма привело к формированию уникального искусства, объединяющего элементы обеих религий. Буддистская философия привнесла в икебану концепцию гармонии и медитации, а синтоизм добавил уважение к природе и восприятие красоты в простых вещах. Этот синтез сделал икебану не только искусством аранжировки цветов, но и глубокой духовной практикой.
25 Сегодня икебана остается важной частью японской культуры, продолжая отражать философские и религиозные традиции страны. Буддизм и синтоизм не только сформировали ее основы, но и продолжают вдохновлять современных мастеров, стремящихся к гармонии и красоте. Икебана остается живым свидетельством глубокого взаимодействия религий и культуры в Японии.
26 С течением времени искусство аранжировки цветов вышло за пределы храмов и стало популярным среди самураев и аристократии. Существует мнение, что истоки цветочной аранжировки в Японии связаны с принцем Сётоку (574–662), сыгравшим ключевую роль в распространении буддизма в стране. И синтоизм, и буддизм значительно повлияли на формирование философских основ икебаны. В ранние времена преобладания синтоизма, искусство икебаны базировалось на концепции противоборства двух сил — света и тьмы, воплощающих Небо и Землю, вследствие чего основа композиции состояла из двух ключевых элементов — двух ветвей. Однако в середине VII в., когда из Китая вернулся монах Сэнно (Оно-но Имоко), под влиянием конфуцианства в структуру икебаны был добавлен третий элемент, символизирующий человека, что привнесло в искусство идею гармонии между человеком и природой. Первые композиции Сэнно были крайне простыми и включали три элемента — ветки или цветы.
27 Икебана отразила буддийскую идею о мимолетности красоты и бренности жизни. Композиции рикка, к XII в. достигшие монументальных форм, стали более изящными и скромными. Икебана вышла за пределы храмов и стала украшением дворцов аристократии, а позже и домов военной знати, превратившись в элемент быта.
28 С приходом к власти сёгунов Асикага (1338–1573), бывших крупными меценатами и покровителями искусств, пышность сменились изяществом и простотой, возникли каменные сады, чайная церемония и поэзия рэнга. Икебана превратилась в отдельное искусство, а основным покровителем искусств стал Асикага Ёсимицу (1358–1408), прозванный «изящный сёгун», инициировавший выставки икебана в императорском дворце и храме Кинкаку-дзи и способствовавший росту популярности этого искусства. Выставки в свою очередь привели к возникновению большего разнообразия сосудов и к развитию техник постановки, а цветочная композиция закрепилась в сознании людей как предмет для любования.
29 С развитием чисто японского архитектурного стиля периода Муромати (1338–1573) появилась токонома — специальная стенная ниша, куда стали устанавливать цветочные композиции.
30 В XV в. возникла школа Икэнобо, считающаяся одной из старейших и наиболее влиятельных школ икебаны. Ее основатель монах Сэнно Икэнобо разработал стиль рикка, отражвший стремление к достижению гармонии между природой и человеком (Илл. 2).
31

32 Илл. 2. Као Ираи но Каденсё
33 Считается, что это старейшая из сохранившихся рукописей учений икебаны, переданных в школу Икэнобо, 1486–1499 гг.
34 Fig. 2. Kao Irai no Kadensho
35 The scroll is believed to be the oldest surviving manuscript of the Ikebana teachings transmitted to Ikenobo school in 1486–1499
36 Source: URL: >>>> (accessed 20.06.2024)
37 В период Адзути-Момояма (1568/1573–1600/1603) возникает и получает широкое распространение чайная церемония, предъявляющая новые требования к цветочным композициям. Появившийся в этот период стиль получил название нагэирэбана. Развивается новая эстетика, основы которой заложил мастер чайной церемонии Мурата Дзюко (1423–1502), — эстетика маленьких чайных комнат для церемоний, проводившихся в стиле ваби. Нагэирэбана — собирательный стиль аранжировки, на ранних этапах развития искусства включавший любые композиции, выполненные не в стиле рикка.
38 Согласно свидетельствая XVIII в., к нагэирэбане относились, собственно, нагэирэ — «цветы, брошенные в воду», тябана — «чайные цветы» и сёка — трехлинейный асимметричный стиль. Со временем каждый из этих стилей развился в самостоятельное направление. Если рикка отличалась театральностью и помпезностью, строго следуя обрядовым правилам и оставаясь недоступной для большинства населения Японии, нагэирэбана вошла в повседневную жизнь человека, возвращая искусству икэбаны изначальную идею — наслаждение естественной красотой цветов.
39 Нагэирэ называют натуралистическим методом аранжировки, поскольку по его правилам цветы расставляются в вазе в естественном виде. Считается, что стебельки всех цветков должны стоять самостоятельно, ничем не заслоняемые, допускается подрезание листьев, стеблей и даже цветов. Этот стиль отражает естественную красоту простых цветов, «небрежно» помещенных в простые керамические вазы или в плетеные корзинки. До конца ХIХ в. никаких фиксированных правил расстановки растений в вазе стиля нагэирэ не существовало.
40 Поскольку доктрина дзэн сосредоточивает внимание на единичном, в икебане подчеркивается уникальность каждого цветка. «Один цветок лучше, чем сто, он передает великолепие цветка, — писал Ясунари Кавабата. — В Японии и теперь во время чайной церемонии в нише чайной комнаты стоит всего один нераскрывшийся цветок» (цит. по: [Григорьева, 1993, с. 18]).
41 В период Адзути-Момояма украшение и убранство интерьеров стали более роскошными. Это время связано с расцветом культуры, напрямую подверженной влиянию самурайского сословия, поэтому и цветочные композиции снова становятся больше, многоцветнее и объемнее. В это же время чайные домики, напротив, уменьшались в размерах и делались скромнее, как того добивался приверженец стиля ваби великий мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю. Подобному настроению соответствовала композиция тябана, отражавшая представления о том, что даже один цветок может передать напряжение жизненных сил природы и Вселенной в целом. Тябана отличалась простотой, скромностью и цветов, и вазы, включая всего 12 цветка и лист.
42

43 Илл. 3. Сюнкосай Хокусю. Мемориальный портрет актера Итикавы Эбидзюро
44 1828 г.
45 На гравюре изображен актер театра Кабуки, составляющий икебану
46 Fig. 3. Shunkosai Hokushu. Memorial Portrait of Actor Ichikawa Ebijuro
47 1828. The woodprint depicts Kabuki actor making ikebana
48 Source: URL: >>>> (accessed 04.09.24)
49 В период Эдо (1603–1868) икебана стала доступной широким слоям населения (Илл. 3), возникли новые стили и школы. Стиль сэйка, или сёка, возник в начале XVIII в. в период Эдо как ответ на жесткий и сложный стиль рикка. Это была упрощенная версия рикка: количество и разнообразие растений уменьшились, а техника их размещения в вазе стала проще. К концу XVIII в. сэйка, объединившая элегантность рикка и простоту нагэирэ, заняла место в токонома. Основой трехлинейной асимметричной структуры сэйка стал разносторонний треугольник, символизирующий связь Неба, Земли и Человека. Мастеру икебаны предоставили большую свободу в выборе материалов, хотя их изобилие и разнообразие оставались под строгим контролем. Отмечается, что в рамках периода Эдо появление этого стиля стимулировало возникновение ряда новых школ икебаны, среди которых выделилась поныне существующая Корю [Николаенко, 1996, с. 10].
50 Эпоха Мэйдзи (1868–1912) в Японии стала периодом значительных перемен и модернизации. В это время страна стремительно переходила от феодального общества к индустриальному, открываясь для западного мира и внедряя современные технологии и идеи. Изменения не могли не отразиться на всех аспектах жизни, включая традиционное искусство икебаны. С самого начала периода Мэйдзи правительство Японии активно поощряло модернизацию и заимствование западных технологий и культурных практик. Японское общество претерпело значительные изменения: была отменена система сословий, появились новые социальные группы, развивались наука и образование. Эти преобразования оказали влияние на традиционные искусства, включая икебану.
51 В эпоху Мэйдзи Япония во многом попадает под иностранное влияние. Японский исследователь полагает, что «существуй на Западе свое искусство икебана, японская икебана, возможно, оказалась бы подавлена им, но, к счастью, там бытовал лишь жанр цветочной декорации (flower decoration), а уж он-то, конечно, не мог возобладать. …стало понятно, что новой эпохе не интересна икебана домэйдзийского времени, а западное “декорирование цветами” тоже не поможет ее развитию» [Тэсигахара, 2003, с. 20].
52 Усилилась критика классической икебаны. Так как большинство школ икебаны до этого времени были связаны с храмами, их популярность пришла в упадок. Но духовные традиции, к счастью, не были утеряны. Множество школ закрылись, а иэмото — хранители знаний и секретов мастерства, — покинули крупные города, в поисках новых возможностей отправившись в провинцию. Консервативная школа Икэнобо, тесно связанная с сёгунатом, оказалась в центре глубокого кризиса. В такой обстановке многие иэмото открыли двери искусства икэбаны для женщин, разрешив им не только изучать ее на профессиональном уровне, но и получать разрешение на преподавание.
53 Период Мэйдзи внес изменения в роль женщин: хотя их положение оставалось традиционным, женщины стали получать больше возможностей для образования и участия в общественной жизни. Икебана стала важной частью женского образования, считавшейся необходимой для воспитания утонченности и эстетического вкуса (Илл. 4).
54

55 Илл. 4. Тоёхара Тиканобу. Чайная церемония с поочередным составлением букетов (тяною маварибана)
56 Из серии «Внутренний дворец Тиёда» («Тиёда но-Ооку»)
57 1895 г.
58 Fig. 4. Toyohara Chikanobu. Tea Ceremony: Taking Turns in Flower Arranging (Chanoyu mawaribana)
59 From “Chiyoda Inner Palace” series (“Chiyoda no Ôoku”)
60 1895
61 Source: URL: >>>> (accessed 04.09.24)
62 В связи с ростом националистических движений и новым политическим курсом в Японии 80-х гг. ХIХ в. установилась благоприятная обстановка для возрождения традиционных искусств. Иэмото вернулись в города, началось возрождение школ икебаны.
63 Основные элементы построения икебаны остаются прежними — треугольник, образуемый тремя главными элементами, символизирующими Небо, Человека и Землю. Главная линия — это стебель, обозначающий Небо, часто называемый син. Именно этот стебель образует основу икебаны, поэтому он должен быть достаточно прочным и сильным. Рядом с ним помещается второй стебель — символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Третий стебель — тай или хикаэ, символизирует Землю, он самый короткий.
64 В период Мэйдзи Япония активно участвовала в международных выставках и культурных связях, что привело к росту интереса к японскому искусству за рубежом. Икебана начала распространяться за пределы Японии, завоевывая признание на Западе: художники и дизайнеры стали увлекаться японскими традициями, включая икебану.
65 Эпоха Мэйдзи стала важным этапом развития икебаны: это традиционное искусство претерпело значительные изменения и эволюционировало под влиянием модернизации и западных идей. Икебана стала более доступной широкой публике, появились новые стили и техники, интерес к этому искусству увеличился как в Японии, так и за ее пределами. Именно эпоха Мэйдзи сыграла ключевую роль в формировании современной икебаны, сохранив ее традиции и одновременно открыв новые горизонты для творчества и самовыражения.
66 Основные школы икебаны
67 Икэнобо (池坊)
68 Икэнобо считается старейшей и одной из самых влиятельных школ икебаны. Она возникла в XV в. в храме Роккакудо в Киото (Илл.5).
69

70 Илл. 5. Хирозуми Сумиёси. Рикка
71 Ок. 1700 г.
72 Fig. 5. Hirozumi Sumiyoshi. Rikka
73 Са. 1700
74 Source: URL: >>>> (accessed 26.06.2024)
75 Икэнобо — фамилия многовековой династии настоятелей храма Роккаку-до, или Сиундзан Тёходзи, в Киото, построенного в 587 г. по приказу принца Сётоку (574 – ок. 622) для почитания богини милосердия Нёирин Каннон.
76 Оно-но Имоко, служивший императрице Суйко и принцу Сётоку, в 603 г. привез из Китая обычай установки цветочных подношений перед буддийскими табличками с именами умерших. Он считается основателем искусства икебаны. Пруд, у которого он жил в VII в., сохранился до наших дней и находится на территории храма Роккаку-до. Потомки Оно-но-Имоко получили фамилию Икэнобо (ike — пруд, bo: — жилище священника, пристроенное к буддийскому храму) и имена, начинающиеся на Сэн, как у основателя династии Сэнно (Оно-но Имоко взял это имя, став монахом). Эта традиция сохраняется до сих пор.
77 Настоятели храма Роккаку-до также являются иэмото школы Икэнобо, управляют школой, владеют секретами мастерства и присуждают звания, дают разрешения на преподавание. Только иэмото имеют право вносить изменения в традиции школы [Нелидова, 2022, с. 9]. К началу ХVІІ в. школа Икэнобо приобретает могущественное влияние в области цветочного искусства.
78 Стиль рикка характеризуется сложными и формальными композициями, отражающими природные элементы, такие, как горы, водопады и деревья. Основная идея заключается в достижении гармонии и баланса через строгое соблюдение правил и принятых структур (Илл.6).
79

80 Илл. 6. Татьяна Лохова. Рикка
81 Филиал института Икэнобо в России
82 Фото © Наталья Есипович
83 Fig. 6. Tatyana Lokhova. Rikka
84 Branch of the Ikenobo Institute in Russia
85 Photo by © Natalia Esipovich
86 В современной школе Икэнобо существует пять стилей: рикка, сёка (сэйка), морибана, нагэирэ и дзиюка, которые можно разделить на две группы: в первую из которых входят рикка, сёка, морибана и нагэирэ. Композиции в этих стилях имеют определенную форму и создаются на основе строгих законов и схем. Ко второй относится стиль дзиюка, не имеющий установленной формы (Илл. 7, 8).
87

88 Илл. 7. Наталья Есипович. Дзиюка
89 Филиал института Икэнобо в России
90 Фото © Наталья Есипович
91 Fig. 7. Natalya Esipovich. Jiyuka
92 Branch of the Ikenobo Institute in Russia
93 Photo by © Natalia Esipovich
94

95 Илл. 8. Галина Давиденко, профессор «Дзюн-катоку» икебаны школы Икэнобо
96 Дзиюка
97 Филиал института Икэнобо в России
98 Фото © Галина Давиденко
99 Fig. 8. Galina Davidenko, professor of “Jun-katoku” ikebana of the Ikenobo school
100 Jiyuka
101 Branch of the Ikenobo Institute in Russia
102 Photo by © Galina Davidenko
103 Охара (小原)
104 Школа Охара была основана в 1897 г. мастером Охара Унсин и возникла в период, когда Япония активно заимствовала западные технологии и культурные практики. Школа известна стилем морибана, позволяющим создавать свободные и естественные композиции в низких широких сосудах. Отличие стиля морибана состоит в том, что растения устанавливаются в плоских низких вазах на специальных наколках — кэндзанах (Илл. 9). Этот стиль фокусируется на передаче естественной красоты природы и предоставляет мастерам больше свободы для творчества.
105

106 Илл. 9. Морган Серрано. Морибана
107 Fig. 9. Morgan Serrano. Moribana
108 Source: URL: >>>> (accessed 26.06.24)
109 Согэцу (草月)
110 Школа Согэцу была основана в 1927 г. мастером Софу Тэсигахара (勅使河原 蒼風; 1900–1979) и известна авангардным и новаторским подходом к икебане. В отличие от традиционных школ, Согэцу подчеркивает индивидуальность мастера, позволяя использовать любые материалы и стили (Илл. 10, 11).
111

112 Илл. 10. Софу Тэсигахара. Локомотив. 1930 г.
113 Fig. 10. Sofu Teshigahara. Lokomotiv. 1930
114 Source: URL: >>>> (accessed 26.06.24)
115

116 Илл. 11. Наталья Есипович. Согэцу. Свободная форма
117 Московский филиал Согэцу
118 Фото © Наталья Есипович
119 Fig. 11. Natalya Esipovich. Sogetsu. Free form
120 Moscow branch of Sogetsu
121 Photo by © Natalia Esipovich
122 Согэцу — самая молодая, самая популярная, авангардная и смелая школа. Основной ее девиз: «Радость творчества и свобода творческого духа». Главная идея школы состоит в том, что икебана может быть создана кем угодно и где угодно; это делает искусство общедоступным.
123 Софу Тэсигахара — художник, скульптор, смелый экспериментатор, которого часто называют «Пикассо цветов» и заслуженно считают японским авангардистом. Свободный и счастливый художник, Софу был прост в общении, склонен к шуткам и розыгрышам, любил эпатировать публику, делая скульптуры из ржавого железа. По масштабу таланта Софу сравним с такими фигурами, как Пабло Пикассо, Казимир Малевич и Сальвадор Дали (недаром с некоторыми из них он дружил).
124 Софу родился 17 декабря 1900 г. вблизи г. Осака. Отец будущего мастера, продолжая семейную традицию, обучался искусству аранжировки цветов и даже организовал «Японский флористический клуб». Софу учился у отца, и уже в 15 лет получил прозвание «маленький учитель», но вскоре ему стало тесно в рамках традиционного искусства. Правила и требования использовать только определенные виды растений сдерживали фантазию юноши, и он выбрал творчество, а не подражание.
125 В 1927 г. молодой мастер создал новую школу икебаны и назвал ее Согэцу: со (草 — трава) и гэцу (月 — луна), взяв за основу изображение герба семьи Тэсигахара. Уже через несколько лет школа приобрела большую популярность. Создатель писал: «икебана рождается из сознания того, что цветы наши друзья; высший идеал для икебана быть другом человека в повседневной жизни и совершенствоваться благодаря его любви» [Тэсигахара, 2003, с. 17]. Софу раздвинул границы возможностей цветочных композиций, начав использовать немыслимые ранее материалы: засохшие растения, перья, пластмассу, стволы деревьев, корни, камни, металл. Учитель поставил здравый смысл и интуицию художника выше традиций и сделал это энергично и уверенно.
126 «Я основал школу Согэцу в те времена, когда состояние икебаны в Японии вызывало у меня ощущение неудовлетворенности и безысходности. Тогда мне все было ясно, и теперь, спустя 40 лет, я с ностальгическим чувством вспоминаю свой юношеский энтузиазм. Время молодости, когда смело смотришь в будущее, бесценно. Но и сейчас я верен тому духу, что лег в основу школы Согэцу. Впереди жизнь, проникнутая все теми же идеями. Мне стыдно даже представить себе, чтобы дух школы, которую я создал, вдруг стал бы потакать нравам, а идеалы утратили бы ясность. Я не хочу быть ничем связан, я хочу оставаться свободным» [Тэсигахара, 2003, с. 31].
127 Икебана как традиционное японское искусство аранжировки цветов, постепенно стала известна за пределами Японии благодаря культурным связям, международным выставкам и деятельности энтузиастов. Рассмотрим, как и когда икебана впервые появилась в других странах и как это искусство распространилось по миру.
128 Икебана за пределами Японии
129 Первые международные контакты с икебаной произошли в конце XIX – начале XX вв. благодаря международным выставкам, таким, как Всемирные выставки (Экспо), проводившиеся в различных городах мира. Япония активно участвовала в Экспо, демонстрируя свои культурные достижения, включая икебану. Важную роль в распространении икебаны сыграли также миссионеры, дипломаты и торговцы, приезжавшие в Японию: они возвращались на родину с рассказами и организовывали демонстрации икебаны.
130 После Второй мировой войны, в период оккупации Японии американскими силами множество американских военнослужащих и членов их семей, изучали икебану и другие традиционные японские искусства. По возвращении домой они способствовали распространению икебаны в США и других странах.
131 В середине XX в. крупные школы икебаны вроде Икэнобо, Охара и Согэцу, начали открывать филиалы за пределами Японии. Эти школы активно продвигали икебану через преподавание, выставки и демонстрации. Возникли международные общества икебаны, такие, как организация Ikebana International, сыгравшая ключевую роль в распространении икебаны. Платформой для объединения любителей икебаны из разных стран стало и основанное в 1956 г. сообщество Ikebana International. Японские мастера икебаны начали активно проводить мастер-классы за рубежом, и все описанные мероприятия в целом стали важным инструментом для привлечения поклонников и продвижения икебаны в мире (Илл. 12). С развитием медиа и интернета икебана стала еще более доступной для широкой аудитории. Видеоуроки, онлайн курсы и виртуальные выставки позволили людям из разных уголков мира изучать и практиковать икебану, не выходя из дома.
132

133 Илл. 12. Аканэ Тэсигахара. Инсталляция школы Согэцу в садах Лонгвуд, США 2019 г.
134 Fig. 12. Akane Teshigahara. Sogetsu School Installation at Longwood Gardens, USA 2019
135 Source: URL: >>>> (accessed 26.06.24)
136 Развитие икебаны в России
137 Рассмотрим распространение икебаны в России на примере школы Согэцу. В 1960–1970-х гг. в СССР вырос интерес к японской культуре; икебана занимала важное место на выставках японского искусства, что стимулировало интерес к икебане среди российской публики.
138 Главный редактор журнала «Цветоводство», член правления общества дружбы «СССР–Япония» и руководитель Московского клуба «Икебана»: Н. П. Николаенко вспоминает: «В июне 1968 г. в нашу страну прибыл сам Софу Тэсигахара вместе с супругой Хамой, секретарем М. Танибаяси и четырьмя ассистентами-преподавателями Согэцу. В свои 67 лет Софу за месяц провел в Москве, Ленинграде, Киеве и Сочи 7 публичных демонстраций икебаны, на которых присутствовало свыше двух тысяч человек, и 4 большие выставки, где побывало более ста тысяч человек.
139 Распоряжением тогдашнего Министра культуры СССР Е. А. Фурцевой Тэсигахара предоставили для выставки в Ленинграде Золотой Зал Зимнего дворца в музее Эрмитаж. Обилие позолоченной лепнины и деревянной резьбы на стенах, потолке, дверях, роскошный мозаичный паркет... Впишутся ли в такой пышный, богатый интерьер японские цветочные композиции из стволов? Но великий Мастер икебаны сумел не только “ужиться” с подобной роскошью, но и подчеркнуть художественную значимость убранства зала» [Николаенко, 2001] (Илл. 13).
140

141 Илл. 13. Софу Тэсигахара на занятиях с членами Московского клуба «Икебана» в Главном ботаническом саду АН СССР
142 Fig. 13. Sofu Teshigahara in class with members of the Moscow Ikebana Club at Main Botanic Garden, USSR Academy of Sciences
143 Source: [Френкина, б. д.]
144 Вместе с дочерью Касуми Тэсигахара Софу Тэсигахара участвовал в московской выставке икебаны Согэцу в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Выставку, проходившую в Римском дворике, в Белом зале и в галерее Розовой лестницы, открывали министр культуры Е. А. Фурцева и директор музея И. А. Антонова. Это было грандиозное событие для Москвы. Залы моментально заполнились посетителями. В Белом зале впервые проходит демонстрация искусства икебаны. Для многих тогда это стало большим эмоциональным потрясением. Первые сподвижники икебаны в СССР появились именно тогда. Это было знаковое событие — зарождение искусства икебаны в нашей стране. С этого события началось активное распространение икебаны Согэцу в России, наблюдаемое и до сих пор.
145 Одна из исследовательниц замечает: «в 70-е и 80-е гг. началось официальное зарождение и развитие школы Согэцу в России исключительно благодаря доброй воле господина Софу Тэсигахара и Чрезвычайного Посла Японии господина Сигэмицу и его супруги. Супруги Сигэмицу отобрали сотрудников посольства, отдав предпочтение тому, чтобы жены сотрудников имели диплом школы Согэцу с именем мастера. И господин Софу Тесигахара, и госпожа Аяко Сигэмицу не пожалели средств и усилий на приобретение декоративных материалов и оригинальных японских керамических ваз для школы Согэцу в Москве» [Антохина, 2018, с. 15].
146 В 1994 г. при содействии Посольства Японии на базе Московского клуба «Икебана» был создан первый в России Московский филиал Согэцу. В него вошли 11 человек-членов Ассоциации преподавателей Согэцу, которым от имени Школы было предоставлено право преподавания этого искусства: Н. Николаенко, Н. Наумова, М. Антохина, Л. Артемьева, Т. Задворная, Е. Кильчевская, Г. Кузнецова, Н. Тихомирова, О. Файтлина, Н. Фатеева, О. Фомичева [Фомичева, 2004]. Экзамен проводил господин Тосиюки Оки — инструктор штаб-квартиры школы Согэцу в Токио, после которого и было отобрано 11 человек (Илл. 14, 15).
147

148 Илл. 14. Ольга Фомичева. Согэцу. Свободная форма. 2005 г.
149 Московский филиал Согэцу
150 Фото © Ольга Фомичёва
151 Fig. 14. Olga Fomicheva. Sogetsu. Free Form. 2005
152 Moscow branch of Sogetsu
153 Photo by © Olga Fomicheva
154

155 Илл. 15. Наталья Фатеева. Прозрачные потоки
156 Согэцу. Свободная форма. 2022 г.
157 Московский филиал Согэцу
158 Фото © Наталья Фатеева
159 Fig. 15. Natalya Fateeva. Transparent Streams
160 Sogetsu. Free Form. 2022
161 Moscow branch of Sogetsu
162 Photo by © Natalya Fateeva
163 Почетными членами филиала стали старейшины движения икебана в России — Нина Павловна Николаенко и Нина Владимировна Наумова. Н. П. Николаенко — основатель и бессменный руководитель Московского клуба «Икебана» с 1967 г. За заслуги в популяризации этого искусства в нашей стране и развитие культурных связей между Японией и Россией Правительство Японии наградило Н. П. Николаенко орденом Священного Сокровища V степени, а в 2001 г. такой же высокой наградой была отмечена деятельность Н. В. Наумовой (Илл. 16).
164

165 Илл. 16.Н. В. Наумова
166 Фото © из личного архива Л. Ю. Воронковой
167 Fig. 16. N. V. Naumova
168 Photo © from the personal archive of Lyudmila Yu. Voronkova
169 В число активных членов клуба «Икебана» входили также сотрудники Главного ботанического сада МГУ Елена Сергеевна Саркисова и Татьяна Марковна Клевенская, а ведущий мастер-инструктор Согэцу господин Тосиюки Оки регулярно посещал Москву для проведения мастер-классов, проводил демонстрации искусства икебана для широкой публики (Илл. 17).
170

171 Илл. 17. Мастер-инструктор школы Согэцу в Токио Оки Тосиюки демонстрирует искусства икебаны. 10-летие Московского филиала Согэцу в Центральном Доме Предпринимателя в Москве
172 16 октября 2004 г.
173 Fig. 17. Demonstration of the art of ikebana by Oki Toshiyuki, master instructor of the Sogetsu school in Tokyo, dedicated to the 10th anniversary of the Moscow branch of Sogetsu in the Central House of Entrepreneurs in Moscow
174 October 16th, 2004
175 Source: [Рублев, 2004]
176 Важный элемент обучения, необходимый для истинного понимания и совершенствования в искусстве икебаны, —взаимодействие с мастерами-инструкторами из Японии, ведь японские мастера часто имеют за плечами десятилетия опыта и глубокие знания, передаваемые из поколения в поколение, которые учителя Московского филиала Согэцу в свою очередь передают уже своим ученикам (Илл. 18).
177

178 Илл. 18. Инструктор школы Согэцу (Токио) Кэн Катаяма проводит демонстрацию на 25-летии Московского филиала Согэцу
179 Октябрь 2019 г.
180 Фото © Ольга Лапшина
181 Fig. 18 Demonstration by Sogetsu Tokyo school instructor Ken Katayama at the 25th anniversary of the Moscow branch of Sogetsu
182 October 2019
183 Photo by © Olga Lapsina
184 Московский филиал школы Согэцу — это некоммерческая организация, деятельность которой направлена на популяризацию искусства икебана как в Москве, так и в России в целом. До настоящего времени большинство преподавателей из первых одиннадцати членов Ассоциации преподавателей Согэцу продолжают обучение и делятся знаниями и мастерством с новыми поколениями (Илл. 19).
185

186 Илл. 19. Елена Кильчевская, преподаватель икебана высшей степени Риджи Согэцу
187 Свободная форма, 2023 г.
188 Московский филиал Согэцу
189 Фото © Алексей Попов
190 Fig. 19. Elena Kil’chevskaya, the ikebana teacher of the highest degree of Riji of the Sogetsu school
191 Free Form. 2023
192 Moscow branch of Sogetsu
193 Photo by © Alexey Popov
194 Ежегодно проводятся выставки, в которых принимают участие как дипломированные мастера икебаны, так и их ученики. В 2024 г. московскому филиалу исполняется 30 лет (Илл. 20).
195

196 Илл. 20. Фото членов Московского филиала Согэцу с гостями на юбилейной выставке «Слово весны» в Восточном культурном центре Института востоковедения РАН, 2024 г.
197 Фото © Екатерины Гращенковой
198 Fig. 20. Photo of members of the Moscow branch of Sogetsu with guests at the anniversary exhibition “Word of Spring” in the Eastern Cultural Center of IOS RAS. 2024
199 Photo by © Ekaterina Grashchenkova
200 На данный момент в Москве работают два филиала школы Согэцу: Московский филиал Согэцу и Филиал в Московском архитектурном институте Согэцу МАрхИ (Центр Округ Бранч). Нельзя не вспомнить о выдающемся деятеле на ниве популяризации японской культуры в СССР и России, в частности икебаны школы Икэнобо в России, — госпоже Ямада Мидори. Ямада Мидори была носителем и хранителем традиционного искусства Японии — профессором Со-катоку (высшая ступень профессора Икэнобо), мастером чайного действа школы Омотэ Сэнкэ, членом Почетного комитета Всеяпонской ассоциации искусства письма тушью, кавалером Ордена «Восходящее Солнце — Золотые и Серебряные Лучи», послом доброй воли японской культуры в России и СНГ (Илл. 21).
201

202 Илл. 21. Ямада Мидори, профессор Со-катоку школы Икэнобо
203 2007 г.
204 Fig. 21. Yamada Midori, professor of So-katoku at the Ikenobo School
205 2007
206 Source: URL: >>>> (accessed 26.06.24)
207 С 1991 г. госпожа Ямада почти постоянно проживала в Москве, преподавала икебану в России и странах бывшего СССР, а также возглавила московский филиал школы Икэнобо. С этого же времени каждый год приглашала преподавателей из Японии, проводила выставки и курсы по икэбане [Ямада Мидори…2024].
208 Икебана: новые горизонты
209 Сохранение и развитие традиций икебаны крайне важно для поддержания культурного наследия и укрепления межкультурных связей. Распространение икебаны за пределы Японии и ее адаптация в различных странах способствуют взаимопониманию и уважению культурных различий, поэтому важно поддерживать и развивать школы икебаны, проводить международные выставки, чтобы это искусство продолжало вдохновлять и объединять людей по всему миру. Жизнь стремительно движется вперед, и преподаватели икебаны московского филиала школы Согэцу идут в ногу со временем.
210 Достаточно недавно появился новый вид обучения: «Икебана тур» школы «Восток-Запад» Елены Кильчевской. Этот уникальный формат сочетает в себе искусство икебаны и любование красотой природы, предлагая совершенно новый подход к обучению. Вместо привычных парт и классных комнат, в качестве учебных помещений выступают горы, реки и долины. Педагоги школы «Восток-Запад» привносят в процесс обучения современные методики, адаптированные под условия открытого пространства, специальные нерастительные материалы, позволяющие создать по-настоящему оригинальные работы (Илл. 22, 23).
211

212

213 Илл. 22, 23. Икебана тур
214 Поселок Архыз в Карачаево-Черкесии на р. Большой Зеленчук, 2023 г.
215 Участники тура за изготовлением групповой икебаны
216 Фото © Елена Кильчевская
217 Fig. 22, 23. Ikebana tour
218 The village of Arkhyz in Karachay-Cherkessia on the Bolshoi Zelenchuk River, 2023
219 Participants creating group ikebana
220 Photo by © Elena Kilchevskaya
221 В данный момент важную роль в развитии икебаны стала коллаборация с российскими художниками и культурными деятелями, совместные выставки и мастер-классы. В 2023 г. в Москве стартовал проект АРТ-ИКЕБАНА, направленный на популяризацию икебаны как живого и динамичного искусства. Регулярные мероприятия позволяют широкой аудитории оценить разнообразие и красоту икебаны; в творческих лабораториях мастера икебаны расширяют границы традиционного искусства. Автор проекта — член Московского филиала Согэцу Ольга Лапшина.
222 Как считал Софу Тэсигахара: «Без участия в выставках многого не поймешь. Профессионал должен не бояться школы мастерства, не избегать ее, а стремиться к ней. Недаром в Японии есть выражение “ступить на сцену из кипариса”1. Ступив на такую сцену, понимаешь свои возможности. Не сделав этого шага, так и не поймешь» [Тэсигахара, 2003, с. 93] (Илл. 24, 25, 26, 27).
1.  Cценическая площадка в театре, традиционно сделанная из древесины кипариса; существенный элемент ее оформления — композиция в стиле рикка.
223

224 Илл. 24. Выставка «Пространство абстракций» IV Московского салона абстрактного искусства «ARTABS 2023» проекта «АРТ-ИКЕБАНА»
225 Куратор Ольга Лапшина
226 Москва, Центр искусств «ART Коробка»
227 2–26 февраля 2023 г.
228 Фото © Алена Плеханова
229 Fig. 24. “Space of Abstractions” Exhibition, 4th Moscow Salon of Abstract Art ARTABS 2023 of the ART-IKEBANA project, curated by Olga Lapshina
230 Moscow, ART Box Art Center
231 February 2nd26th, 2023
232 Photo by © Alyona Plekhanova
233

234 Илл. 25. Ольга Лапшина. Один из объектов выставки «Пространство абстракций» IV Московского салона абстрактного искусства «ARTABS 2023» проекта «АРТ-ИКЕБАНА»
235 Куратор Ольга Лапшина
236 Москва, Центр искусств «ART Коробка»
237 2–26 февраля 2023 г.
238 Фото © Алена Плеханова
239 Fig. 25. Olga Lapshina. Ikebana from “Space of Abstractions” Exhibition, 4th Moscow Salon of Abstract Art ARTABS 2023 of the ART-IKEBANA project, curated by Olga Lapshina
240 Moscow, ART Box Art Center
241 February 2nd26th, 2023
242 Photo by ©Alena Plekhanova
243

244

245 Илл. 26, 27. Проект АРТ-ИКЕБАНА на IV фестивале Современного российского искусства и дизайна «Игры цвета» в залах Всероссийского музея Декоративного искусства, 2024 г.
246 Куратор Ольга Лапшина
247 Авторы: Юрико Камимура, Ольга Лапшина, Вероника Фам, Ольга Митрофанова (Илл. 26); Елена Рогачева, Елена Бусова (Илл. 27)
248 Фото © Елена Кузнецова
249 Fig. 26, 27. ART-IKEBANA project at the 4th Festival of Contemporary Russian Art and Design “Games of Color” in the All-Russian Museum of Decorative Arts, 2024, curated by Olga Lapshina
250 Authors: Yuriko Kamimura, Olga Lapshina, Veronica Pham, Olga Mitrofanova (Fig. 26); Elena Rogacheva, Elena Busova (Fig. 27)
251 Photo by © Elena Kuznetsova

Библиография

1. Антохина М. П. По белым волнам моей памяти. М.: Тара-тут, 2018. 152 с.

2. Григорьева Т. П. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993. 460 с.

3. Нелидова Ю. М. Икэбана. История и философия. Екатеринбург: Ridero, 2022, 106 с.

4. Николаенко Н. П. Икэбана. М.: Изограф, 1996. 213 с.

5. Николаенко Н. П. Мои встречи с Софу Тэсигахара. Окно в Японию. 12.06.21. URL: http://ru-jp.org/sofu_nik.htm (accessed 20.08.24).

6. Рублев В. Демонстрация искусства икэбана (икебана). Школа Согэцу. Мастер-инструктор Оки Тосиюки. Яварда. 16.10.04. URL: https://yavarda.ru/ikebanasogesuschool.html (accessed 20.08.24).

7. Тэсигахара С. Кадэнсё. Откровение о цветке. М.: Август Борг, 2003. 118 с.

8. Фомичева О. Ю. Софу Тэсигахара. Десять бесед об искусстве икэбана. Окно в Японию. 24.10.04. URL: http://ru-jp.org/sofu_teshigahara_besedy01.htm (accessed 20.08.24).

9. Френкина Т. А. История цветочной аранжировки. Беседа вторая. Начало становления флористики в России. Искусство икэбаны в России. Greeninfo. Б. д. URL: https://www.greeninfo.ru/floristics/index.html/Article/_/aID/4378 (accessed 20.08.24).

10. Ямада Мидори (15.02.1936–26.04.2023). Общество «Россия-Япония». 27.04.24. URL: https://russiajapansociety.ru/?p=57984 (accessed 20.08.24).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести