False Door, Burial Chamber and Shaft Mouth: on the Logic of Mutual Arrangement in the Ancient Egyptian Rock-cut Tombs at Giza Necropolis
Table of contents
Share
QR
Metrics
False Door, Burial Chamber and Shaft Mouth: on the Logic of Mutual Arrangement in the Ancient Egyptian Rock-cut Tombs at Giza Necropolis
Annotation
PII
S0031531-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey V. Vetokhov 
Occupation: Senior researcher, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article attempts to understand the possible reasons for the different mutual location of the main spatial elements of rock-cut tombs in the Giza Necropolis — false doors, burial shaft mouths and burial chambers. Thus, along with the typical location of the mouths of burial shafts near the false doors along the western wall of the chapel, there are examples of their quite significant distance from each other. It has been suggested that there may have been ideological underlying reasons for these decisions. The importance of the connection between the false door and the burial chamber was also pointed out by previous researchers of the rock-cut tombs and mastabas at Giza. The tendency to place the burial on the axis and under the false door can be traced both in the early rock-cut tombs of the IV Dynasty and in the later tombs of the VI Dynasty. But in the early tombs this was solved at the expense of additional rooms, and the later tombs, having in their bulk one-room chapels, had only to preserve the belonging of each false door to a particular shaft, placing them in close proximity to each other. In rare cases, the masters still managed to place the superposition of the false door relative to the burial chamber within the boundaries of a single room. For example, in the tomb of Perseneb, where the desire to «tie» the false door to the burial chamber was realized by constructing an additional room. As a result, all late rock-cut tomb layouts were resolved within spatial possibilities, both exterior and interior.

Keywords
Ancient Egypt, Ancient Kingdom, Giza, Giza necropolis, ancient Egyptian architecture, rock tomb, false door, burial chamber
Received
24.07.2024
Date of publication
05.10.2024
Number of purchasers
0
Views
31
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Известно, что в Гизе крайне трудно найти две идентичные по планировке скальные гробницы: некоторое сходство возможно проследить в деталях, но не в целом. Причин такого разнообразия может быть множество. Так, ранее мы уже говорили о возможно существовавших архетипах часовен для сооружения гробниц в зависимости от задач и возможностей владельцев [Ветохов, 2022, с. 37]. Также обсуждали примеры вынужденных планировочных решений, когда мастера неожиданно сталкивались с плохим качеством скалы или близко расположенной другой гробницей [Лебедев, Ветохов, 2021, с. 84, 88], приводили примеры, когда, гробницы расширялись для организации нового культового места (LG 64, LG 66, GE 19). Другими словами, мы пытались выделить практические, естественные и искусственные причины формирования планировочных решений, но не затрагивали идеологические первопричины, возможно, лежащие в основе этих решений.
2 Так в типичной культовой часовне скальной гробницы находилось два основных пространственных элемента, варьирующихся по количеству: ложные двери и шахты, ведущие к погребальным камерам. Ложные двери, как правило, располагались на западной стене часовни, а устья шахтных погребений размещались в полу часовни возле дверей, т. е. тоже вдоль западной стены.
3 Немногочисленные примеры нетрадиционного расположения ложной двери (на любой, кроме западной стены), также демонстрируют стремление любой ценой разместить ложную дверь максимально близко к устью шахты, обозначить принадлежность ложной двери к конкретному погребению [Ветохов, 2021]. Но как объяснить примеры, когда ложные двери и устья шахт совершенно не «привязаны» друг к другу и расположены не только у противоположных стен часовни, но подчас и в разных помещениях? Попробуем в этом разобраться.
4 Ложная дверь возле шахты
5 У скальных гробниц, появившихся одними из первых на Восточном плато Гизы (ок. середины V династии), мы видим стремление разместить устья шахт непосредственно напротив ложных дверей (например, Хафраанх (G 7948) или Ченти II (GE 12)) (Илл. 1, а). Похоже, что реализация этих гробниц соответствовала первоначальному замыслу, позволив точным образом разместить шахтные погребения напротив ложных дверей. Схожую ситуацию мы наблюдаем и у гробниц, появившихся позднее — в конце V–VI династий (например, у LG 65). Хотя к концу Древнего царства наличие ложных дверей в часовнях становится редкостью — их количество значительно меньше количества погребений (так можно сказать практически обо всех гробницах, в которых есть хотя бы одна ложная дверь) или вообще стремится к нулю (например, LG 63, LG 70, GE 101–104, GE 107–108).
6 Также, нельзя не отметить значимость, которую хозяева гробниц к концу Древнего царства начали придавать наличию статуй, размещая их в часовне напротив входа и делая главным культовым объектом в гробнице. Отсутствие ложных дверей в пользу расширенных групп статуй во многих гробницах, относящихся к VI династии, только усиливает это впечатление.
7 Масштабный рост количества дополнительных погребений в скальных гробницах привел к практической невозможности обеспечить все погребения своей отдельной ложной дверью. Как, например, в гробнице Кахерптаха (G 7721), где располагаются восемь шахтных погребений, всего две ложные двери. В этой гробнице очевидно, что две существующие ложные двери были запланированы для двух погребальных шахт, а остальные шахты появились заметно позднее, когда архитектура часовни уже была завершена и не могла вместить новые ложные двери.
8 В гробнице Каемнефрета (LG 63), имеющей рельефное оформление, статуи и пять шахтных погребений, вообще не обнаружено ни одной ложной двери1.
1. Возможно, первоначально одна ложная дверь все же существовала в гробнице, разрушенная сооружением прохода из помещения А в помещение В, но и в этом случае четыре из пяти шахтных погребений оставались без индивидуальных ложных дверей [Ветохов, 2023, с. 248].
9 Ложная дверь по оси погребальной камеры
10 В некоторых гробницах устья шахтных погребений размещены вдалеке от ложных дверей. Например, в гробнице Персенеба (GE 20-22) и GE 23 (Илл. 1, б).
11 Так, скальная гробница GE 23, расположенная на восточной окраине Восточного плато Гизы, в верхнем ряду скалистого утеса и к северу от помещения GE 22 гробницы Персенеба, представляет собой L-образную в плане часовню, ориентированную по оси север-юг, со входом в южной части восточной стены. На западной стене часовни размещаются две ложные двери, не содержащие надписей и изображений. В часовне имеются две погребальные шахты (1 и 2), располагающиеся вдоль восточной стены, что является не обычным решением, поскольку, как мы уже отметили ранее, как правило шахты размещаются вдоль западной стены — у ложных дверей.
12 Может показаться, что мы имеем дело с желанием владельцев гробницы сохранить свободным пространство перед ложными дверьми для культовых действий и жертвенных даров. Но если сопоставить расположение ложных дверей с погребальными камерами, то окажется, что их оси точным образом совпадают. Данный факт может объяснять столь странное на первый взгляд размещение устьев шахт относительно ложных дверей2.
2. На южной стене погребальной камеры шахты 2 видны следы от незавершенной прорубки камеры в южном направлении глубиной ок. 14 см, вероятно, связанные с первоначальным желанием сделать ориентацию камеры по оси север-юг, как в соседней с ней шахте 1.
13 Другой пример значительной удаленности ложной двери от шахты находится в соседней гробнице — гробнице Персенеба. Гробница состоит из трех помещений: 1) GE 22, содержащего 2 ложные двери, 6 статуй, вырезанных в массиве скалы и 2 погребальные шахты; 2) GE 20 с двумя парами статуй, а также фрагментами росписи на восточной стене и лишь подготовленной к росписи западной; 3) GE 21, ведущего из помещения GE 20 и содержащего незавершенную ложную дверь.
14

15 Илл. 1. Примеры различного взаимного расположения ложной двери относительно погребальной камеры: а — ложная дверь возле шахты, б — ложная дверь по оси погребальной камеры. Темным выделены ложные двери, серым — погребальные камеры
16 © Рисунок автора
17 Fig. 1. Examples of different mutual location of the false door relative to the burial chamber: a — false door near the shaft, b — false door on the axis of the burial chamber. False doors are marked in dark; burial chambers are marked in gray
18 Picture © by the author
19 Учитывая, что две ложные двери в помещении GE 22 располагаются напротив шахтных погребений, то ложная дверь в помещении GE 20 могла предназначаться для какого-то нового предполагаемого шахтного погребения, но нереализованного. На ложной двери сохранились следы древнего раствора, свидетельствующие, что ей был придан вид завершенности, а значит, она могла выполнять свои функции. Но опять же, для какой шахты?
20 И только сопоставив на едином плане все элементы сооружения, мы видим, что помещение GE 20 было сооружено так, чтобы ложная дверь на ее западной стене располагалась строго по оси погребальной камеры шахты 2.
21 Таким образом, гробница Персенеба — еще один пример, где прослеживается стремление «привязать» ложную дверь к погребальной камере, даже за счет сооружения дополнительного помещения. Если учесть, что все упомянутые гробницы расположены в непосредственной близости друг от друга и относятся к одному историческому периоду (середине — второй половине V династии)3, то почему появляются разные случаи взаимного расположения ложной двери по отношению к шахте и погребальной камере?
3. Гробница Персенеба построена в середине — конце V династии [Kormysheva, Malykh, Lebedev, Vetokhov, 2018, p. 70], Ченти II — второй половине — конце V династии [Kormysheva, Malykh, Lebedev, Vetokhov, 2015, p. 65], Хафраанх — середине V династии [Kormysheva, Malykh, Vetokhov, 2010, p. 248].
22 Примеры на Центральном плато
23 Питер Яноши в масштабном исследовании «Гиза при IV династии» обращает внимание на близкое расположение места культа к погребальной камере практически у всех самых ранних скальных гробниц в Гизе, появившихся на Центральном плато при IV династии (Небемахет (LG 86), Рехитра, Анхмара (G 8460) и мн. др.) (Илл. 2) [Jánosi, 2005, S. 328].
24 Яноши отмечает, что стремление «связать» место жертвоприношения и погребение не случайно, а обусловлено особенностями архитектуры скальной гробницы. А именно, в скальной гробнице было утрачено единство между подземным комплексом и культовой часовней, в отличии от мастабы, в которой эти элементы объединялись надстройкой. Вероятно, это также объясняет, почему шахты скальных гробниц не отличались особой глубиной, а коридоры, ведущие в погребальные камеры, не слишком длинны по сравнению с таковыми в мастабах [Jánosi, 2005, Ss. 328–329].
25 Между прочим, такая же закономерность прослеживается и в приведенных нами скальных гробницах на Восточном плато — небольшая глубина шахты при расположении погребальной камеры под ложной дверью (шахта 2 в гробнице Персенеба — глубина 2,90–3,01 м; шахты 1 и 2 в гробнице GE 23 — глубина 2,08–2,32 м и 2,40–2,50 м соответственно), а в гробницах с глубокими шахтами ложная дверь размещается по оси устья шахты (например, шахта 3 в гробнице Хафраанха — глубина 11,05 м).
26

27 Илл. 2. Примеры ранних скальных гробниц в Гизе, относящихся к IV династии: Небемахет (LG 86 = G 8172)
28 (по: Hassan, 1943, fig. 103, 104 и Jánosi, 2005, Abb. 90); Рехитра (по: Hassan, 1950, fig. 1 и Jánosi, 2005, Abb. 119); Анхмара (G 8460) (по: Hassan, 1950, fig. 28, 33, 33 и Jánosi, 2005, Abb. 114).
29 Fig. 2. Examples of early rock-cut tombs at Giza dating to the IV Dynasty: Nebemakhet (LG 86 = G 8172)
30 (after: Hassan, 1943, fig. 103, 104 and Jánosi, 2005, Abb. 90); Rechitre (after: Hassan, 1950, fig. 1 and Jánosi, 2005, Abb. 119); Ankhmare (G 8460) (after: Hassan, 1950, fig. 28, 33, 33 and Jánosi, 2005, Abb. 114).
31 Примеры в мастабах
32 Важность связи ложной двери и погребальной камеры также подчеркивается Германом Юнкером во многих исследованных им мастабах в Гизе [Junker, 1950, S. 8]. Так, только в одном погребальном комплексе мастабы Сешемнефера IV прослеживается целых три подобных случая [Junker, 1953, Abb. 49]. При этом, устья двух шахт расположены за пределами массива мастабы, что объясняет стремление «связать» если не шахты, то погребальные камеры с местом культа.
33 Таким образом, в ранних скальных гробницах в Гизе, появившихся на Центральном плато, тесное расположение погребальной камеры с местом культа в часовне было реализовано за счет выноса начала шахты в отдельное помещение. Но в подавляющем числе однокомнатных скальных гробниц Восточного плато реализовать это не представлялось возможным, так как шахты размещаются в часовнях так же, как и ложные двери. Именно поэтому в однокомнатных часовнях оставалось только «привязать» устье шахты к ложной двери. Особенно, в стесненных условиях плотного соседства и постоянного появления новых погребений. В гробнице GE 23 идея разместить погребальные камеры под ложными дверьми могла быть заимствована от мастеров, сооружавших гробницу Персенеба или даже быть исполненной той же строительной бригадой.
34 Крайне мало гробниц, про которые можно с уверенностью сказать, что их планировка соответствует первоначально задуманному плану. Вообще, быстрое изготовление гробницы по проекту — крайне труднореализуемая задача. Сооружение гробницы — это долгий поэтапный процесс, во время которого первоначальная задача может несколько раз корректироваться и, как правило, в сторону увеличения количества погребений. Это стало учитываться еще на начальном этапе сооружения гробницы, когда начали изготавливать шахты-заготовки, вырубленные на небольшую глубину — ок. 10–25 см, для предполагаемых будущих погребений. Так, обнаружение угловых выступов4 на стенках шахтных погребений говорит об их поэтапном сооружении, в то время как ложные двери являются частью оформления часовни, изготавливаемые на начальном этапе строительства гробницы. Именно поэтому мы видим частое несоответствие количества ложных дверей с шахтными погребениями.
4. Угловые выступы (тип 1) — небольшие фрагменты скалы на границах этапов вырубки, сохраненные мастерами для фиксации объемов выполненных ими работ, то есть, по сути, строительные метки. Находясь в углах шахт на разных уровнях, они могут отражать не только поэтапность их сооружения, но и служить хронологическим маркером [Ветохов, 2016, с. 50].
35 Как это «работало»?
36 Ложная дверь обеспечивала «связь» между миром живых и миром мертвых. Посетитель в часовне подносил дары к жертвенному месту перед ложной дверью, осуществляя тем самым реальные физические действия. В то время как покойный, для которого эти дары предназначались, «выходил» из ложной двери для их принятия, что является уже метафизическим действием, для которого, в представлении древних египтян, скальный массив гробницы не являлся препятствием. Между тем, к концу Древнего царства присутствует тенденция постепенного продвижения ложной двери к погребальной камере, причина которой лежит уже в другой плоскости.
37 Например, в погребальной камере гробницы судьи Инти, сына визиря Кара, в южном Абусире, датируемой VI династией, была обнаружена известняковая ложная дверь, расположенная перед восточной стороной саркофага в погребальной камере. На двери был изображен перечень основных подношений и молитв, необходимых духу умершего для его беспроблемного существования в потустороннем мире [Bárta, 2011, pp. 249–251]. По мнению Мирослава Барты причина, по которой ложная дверь была размещена под землей на глубине 22 м, лежала в политической ситуации конца Древнего царства, когда нарастающий общественный кризис вынуждал владельцев гробниц обезопасить свои гробницы от ограбления или узурпации. Вероятно, именно эта тенденция привела впоследствии к появлению надписей с жертвоприношениями на внутренней и внешней сторонах саркофагов. По этой же причине, при VI династии сердабы начали размещать надписи в стенках шахт (например, в гробницах Нипепи и Ичети в Саккаре [Myśliwiec, 2008. P. 170–178; Drioton, Lauer, 1958. P. 215]).
38 В итоге, стремление разместить погребение по оси и под ложной дверью всегда сохранялось. Это мы наблюдаем как у ранних скальных гробниц, относящихся к IV династии, так и у поздних, сооруженных при VI династии (например, мастаба Кара (G 7101) на Восточном плато [план: Simpson, 1976, fig. 1]). В ранних гробницах это достигалось за счет дополнительных помещений, в поздних — оставалось только сохранить принадлежность каждой ложной двери к конкретной шахте, размещая их в непосредственной близости друг от друга, что в рамках одного культового помещения оказалось крайне сложно сделать. В редких случаях мастерам все же удавалось и в границах одного помещения разместить ложную дверь над погребальной камерой (GE 23). В итоге, все планировки гробниц решались в рамках пространственных возможностей, как внешних, так и внутренних.

References

1. Vetokhov S. V. The Building Corner Marks in the Shafts of the Late Dynasty V and Dynasty VI at Giza: Notes on the Preliminary Planning of the Egyptian Rock-Cut Tombs of the Old Kingdom. Vostok (Oriens). 2016. No. 3. Pp. 46–62 (in Russian).

2. Vetokhov S. V. Non-standard Position of the False Door in Giza Tombs — a Building Mistake or a Least-evil Solution? Vostok (Oriens). 2021. No. 4. Pp. 6–24 (in Russian).

3. Vetokhov S. V. Dimensions and Proportions of Ancient Egyptian Rock-Cut Tombs in the Eastern Field of the Giza Necropolis. Vostok (Oriens). 2022. No. 6. Pp. 29–44 (in Russian).

4. Vetokhov S. V. Architectural features of the Ancient Egyptian rock-cut tomb of Kaemnefret (LG 63) on the Eastern Field of the Giza Necropolis. Vostok (Oriens). 2023. No. 3. Pp. 240–259 (in Russian).

5. Lebedev M. A., Vetokhov S. V. The Practice of Building and Decorating Ancient Egyptian Rock-Cut Tombs: The Case of the Tomb of Nefersefekhptah (LG 79/GE 29) at Giza. Vestnik Instituta vostokovedenija RAN. 2021. No. 4. Pp. 82–96 (in Russian).  

6. Bárta M. Journey to the West. The world of the Old Kingdom tombs in Ancient Egypt. Prague, 2011. 342 p.

7. Drioton E., Lauer J.- Ph. Un groupe de tombes a Saqqarah // ASAE 55. Le Caire: IFAO, 1958. Pp. 207–251.

8. Hassan S. Excavations at Giza IV. 1932–1933. Cairo: Government Press, 1943. 218 p.

9. Hassan S. Excavations at Giza VI. 1934–1935. Part 3: The Mastabas of the Sixth Season and their Description. Cairo: Government Press, 1950. 266 p.

10. Jánosi P. Giza in der 4 Dynastie. Wien: Verlag der österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2005. 459 p.

11. Junker H. Giza IX. Das Mittelfeld des Westfriedhofs. Wien: Rudolph M. Rohrer, 1950. 284 p.

12. Junker H. Giza XI. Der Friedhof südlich der Cheopspyramide: Ostteil. Bericht über die von der Akademie der Wissenschaften in Wien auf gemeinsame Kosten mit Dr. Wilhelm Pelizaeus unternommenen Grabungen auf dem Friedhof des Alten Reiches bei den Pyramiden von Giza. Akademie der Wissenschaften in Wien Philosophisch-historische Klasse Denkschriften 74, Abhandlung 2. Wien: Rudolph M. Rohrer, 1953.  298 p.

13. Kormysheva E., Malykh S., Vetokhov S. Giza. Eastern Necropolis I. The Tomb of Khafraankh. Moscow: IOS RAS, 2010. 271 p.

14. Kormysheva E., Malykh S., Lebedev M., Vetokhov S. Giza. Eastern Necropolis III. Tombs of Tjenty II, Khufuhotep, and Anonymous Tombs GE 17, GE 18, GE 47, GE 48, and GE 49. Moscow: IOS RAS, 2015. 400 p.

15. Kormysheva E., Malykh S., Lebedev M., Vetokhov S. Giza. Eastern Necropolis IV. Tombs of Perseneb, Ipy and Anonymous Tombs GE23 and GE58. Moscow: IOS RAS, 2018.  336 p.

16. Myśliwiec K. A Contribution to the Second Style in Old Kingdom Art // S. H. D’Auria, ed., Servant of Mut: Studies in Honor of Richard A. Fazzini. Leiden–Boston: Brill, 2008. Pp. 170–178.

17. Simpson W. K. Giza Mastabas. Vol. 2. The Mastabas of Qar and Idu, G 7101 and 7102. Boston: Museum of Fine Arts, 1976. 31 p.

Comments

No posts found

Write a review
Translate