The Arab Spring in the Syrian Arab Republic and Russian Interests
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Arab Spring in the Syrian Arab Republic and Russian Interests
Annotation
PII
S268684310021463-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yuriy Gutenev 
Occupation: Postgraduate student
Affiliation: Institute of Oriental Studies RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
36-43
Abstract

The article examines the dynamics of political processes in the Middle East after the beginning of the Arab Spring at its various stages, how the foreign policy changes of recent years in the Middle East reflected important events in the international arena and influenced the Syrian crisis. Using the example of the Syrian Arab Republic (SAR), the author analyzes the relations of the main actors of political processes whose interests were affected by the Arab Spring, as well as the approaches of the Russian Federation to ensuring collective security in the region. Special attention is paid to the complex relations between the Russian Federation, the United States and the Republic of Turkey. The differences in the sphere of regional interests are analyzed. The author also examines the confrontation between the State of Israel and the Islamic Republic of Iran as one of the imbalances that hinder the settlement of the Middle East conflict. A brief analysis of the imbalances that are the driving force in international relations and aggressive actions of the actors, such as military intervention and the struggle for regional influence, are the main subject of the study in this article. The author relies in the analysis mainly on the works of domestic orientalists who gave a tentative assessment of the driving forces of the Arab Spring, paying special attention to the change in the position of the Russian Federation from expectant observation at the beginning of the events under consideration to subsequent active intervention and transition to influencing the situation in the region at the present time.

Keywords
Middle East, conflict, safety, Russia, Turkey, Syria, USA, Arab Spring
Received
11.08.2022
Date of publication
19.09.2022
Number of purchasers
11
Views
365
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 В последнее десятилетие мировое сообщество внимательно наблюдает за конфликтом в Сирийской Арабской Республике (САР). В этом конфликте участвует несколько внешнеполитических акторов (Израиль, Иран, Российская Федерация, США, Турция). Основные официальные причины присутствия России в регионе — необходимость ликвидации террористических группировок в этой горячей точке планеты и решение вопросов, связанных со ее безопасностью.
2 Борьба за региональное влияние на территории САР между государством Израиль и Исламской Республикой Иран (ИРИ) приводит к изменению баланса сил. Во внешнеполитических действиях ИРИ опирается и на религиозный фактор: сторонники-шииты в Ираке, шиитское ответвление — алавиты в САР и шиитская Хезболла в Ливане. Хезболла как инструмент была создана в противовес Израилю в 1982 г. и в настоящее время поддерживается ИРИ [Вахшихтех, 2019].
3 Иран поддерживает сохранение легитимного правящего режима Б. Асада, т. к. Тегеран заинтересован в создании военно-политического союза против региональных противников (Израиль, Катар, Саудовская Аравия) [Богачева, 2020]. В Государстве Израиль Иран видит основную угрозу и стремится создать сдерживающую «Ось сопротивления», которая, по мнению ИРИ, должна пролегать от «шиитского пояса» (Ирак, ИРИ, САР и Ливан) через Средиземное и Красное моря до Йемена. Реализация такой задачи позволит Тегерану создать свою военную инфраструктуру в регионе и оказывать давление на Тель-Авив и Эр-Рияд.
4 Таким образом из-за действий ИРИ перед Израилем остро стоит вопрос безопасности, вынуждающий его ликвидировать на территории САР зачатки иранской военной инфраструктуры1. Вместе с тем у Израиля возникает необходимость в свержении правительства Б. Асада, что позволит ликвидировать связующее звено между ИРИ и Хезболлой в Ливане или по крайней мере ослабить их позиции. В сирийском конфликте Израиль пытается сдерживать ИРИ и по возможности минимизировать влияние России [Васнецова, 2016], в свою очередь, поддерживающей режим Асада и имеющей общие интересы с Ираном в Сирии.
1. Наливайко А. Как и зачем Израиль бомбит Сирию? Warhead. URL: >>>> (accessed: 11.02.2022).
5 Самой острой проблемой для Израиля является перспективная иранская ядерная программа. Несмотря на свои претензии, Израиль владеет собственным ядерным исследовательским центром возле города Димоны «Нахаль Сорек». По всей видимости, ИРИ уже близок к созданию ядерного оружия, и реализация этого проекта лишь вопрос времени. Сейчас перед Израилем стоит задача сделать так, чтобы возможность его производства состоялась как можно позже.
6 Исходя из сложившейся внешнеполитической конъюнктуры, Израиль хочет сформировать механизм противостояния росту влияния Ирана на Ближнем Востоке (БВ). В качестве такого противовеса создается антииранская ось: Египет, Бахрейн и ОАЭ2.
2. Премьер Израиля хочет создать ближневосточную коалицию против Ирана. ТАСС. URL: >>>> (accessed: 25.09.2021).
7 Следующие игроки в сирийском конфликте — США и Турция — считают, что отставка Асада позволит стабилизировать внутреннюю обстановку в стране, но такая позиция во многом мотивированна наличием их собственных геополитических интересов. На самом деле поводов для внешнего вмешательства не было. Стоит отметить, что социально-экономическое развитие САР до 2011 г. превосходило уровень Туниса и Египта. По данным МВФ, на 2010 г. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Сирии составлял 5260 долл. в год, что выше показателей многих арабских стран. Уровень безработицы, не доходивший до 14 %, в 2011 г. был ниже, чем в Тунисе и Египте, где безработица достигала 50 % [Долгов, 2020].
8 Допущенные сирийским руководством ошибки в государственном управлении, с одной стороны, стали достаточным основанием для возникновения поддерживаемой извне вооруженной оппозиции, а, с другой способствовали возникновению лагеря сторонников Б. Асада. Сложившейся ситуацией незамедлительно воспользовались внешние акторы. Как заявил Илия Саман, член политбюро НСП: «Главным дестабилизирующим фактором в Сирии является политика США, Франции и Англии, действующих в интересах Израиля и имеющих целью разделить Сирию на пять государственных образований по религиозному и этническому признаку» [Долгов, 2016, с. 88].
9 В результате возрастающих деструктивных действий, сначала в Ираке, а позже в САР, начали набирать силу различные террористические организации. Ослабленные светские институты и либерализация общественно-политической жизни позволили радикалам заявить о себе как о политической силе, претендующей на власть.
10 После того, как ИГ захватило значительную часть территории САР и Ирака, США заявили о намерении покончить с экстремистами. Военные операции со стороны США ограничились лишь малоэффективными ударами по позициям ИГ. Оружие, предназначавшееся для борьбы с ИГ, по стечению «странных» обстоятельств, оказывалось в руках самих террористов3. США оказывают поддержку Израилю, воздействуя на ИРИ, обеспечивают безопасность другим своим союзникам (КСА, Катар) и внимательно следят за действиями России, которая набирает политический вес на Ближнем Востоке. Вашингтон является силовым фактором, сдерживающим проасадовские войска: не позволяет им освободить от курдских отрядов самообороны сирийский северо-восток, где находится важная экономическая зона с нефтяными полями. США пытаются оправдать свое присутствие в САР, опираясь на нормативные документы, например, на резолюцию ООН 2254 от 18 декабря 2015 г. Данная резолюция подтверждает твердую приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики и осуждает последствия терроризма. Очевидно, что США хотят укрепить свое внешнеполитическое положение на Ближнем Востоке, сделав ставку на курдов, сдерживают влияние Анкары в регионе курдским фактором: снабжают курдов оружием и предоставляют им военных инструкторов.
3. Эрдоган: США продолжают поставлять вооружение террористическим организациям в Сирии. ТАСС. URL: >>>> (accessed: 29.05.2022).
11 Следующий игрок — Турецкая Республика. Продвигая свои интересы, Р. Т. Эрдоган строит своего рода постмодернистский халифат4, таким образом пытаясь отвлечь внимание от внутригосударственных проблем5. Политическая идеология Турции используется для наращивания влияния в странах, ранее входивших в состав Османской империи.
4. 03.03.1924 в Турции был издан закон № 431, согласно которому все прямые члены династии Османов изгонялись из страны. Последний халиф в истории Абдул Меджид II (1868–1944) отбыл в Швейцарию в 1924 г.

5. Асалыоглу А. Эрдоган нацелился на создание постмодернистского халифата. ИА Rex. URL: https://iarex.ru/articles/80217.html (accessed: 22.02.2022).
12 В политике Турции остро стоит курдский вопрос. При поддержке США курды на северо-востоке САР могут создать независимое государство и с этих территорий нести серьезную угрозу безопасности Сирии. В январе 2014 г. курды заявили об учреждении Автономной администрации северной и восточной Сирии (Рожавский политический проект), что для Турции принципиально неприемлемо. Желая создать буферную зону на чужой территории, в 2016 г. Турецкая Республика начала предпринимать более активные действия в сирийском конфликте. Под видом борьбы с ИГ (официальный повод), но на самом деле с основной целью ликвидации курдских вооруженных отрядов были проведены военные операции: «Щит Евфрата» (24 августа 2016 – 29 марта 2017 г.), «Оливковая ветвь» (20 января – 24 марта 2018 г.)6, «Источник мира» (9–22 октября 2019 г.)7.
6. История военных операций Турции в Сирии. ТАСС. URL: >>>> (accessed: 20.05.2022).

7. Турция начала в Сирии военную операцию «Источник мира». ТАСС. URL: >>>> (accessed: 20.05.2022).
13 Что касается Российской Федерации, то она пытается отстаивать свои интересы, проводя гибкую дипломатию в противостоянии со всеми акторами-участниками на Большом Ближнем Востоке (ББВ). Россия занимает схожие с ИРИ позиции по Афганистану, Ираку, Сирии и Персидскому заливу [Вахшихтех, 2019]. У Российской Федерации вызывают раздражение азербайджано-израильские контакты, в которых Израиль ставит цель приблизиться к границам Ирана8, что негативно влияет на безопасность в Закавказье.
8. Азербайджан может стать посредником между Израилем и Ираном. CALEBER.AZ. URL: >>>> (accessed: 24.04.2022).
14 Израиль, Иран и Россия не имеют достаточных рычагов для решения проблем в этом треугольнике. Для России принять чью-то сторону и утратить влияние на другую означает дипломатический провал, но выходить из игры нельзя, необходимо продолжать присутствовать в регионе. Сложившуюся ситуацию оценил зам. председателя СФ РФ К. И. Косачев: «Для России нет врага в ирано-израильском противостоянии, для нее враг — само это противостояние...»9.
9. Косачев: Россия готова работать с Ираном и Израилем для снятия напряженности в регионе. 10.05.2018. ТАСС. URL: >>>> (accessed: 22.02.2022).
15 Из-за сложившейся внешнеполитической конъюнктуры в первых числах сентября 2013 г. дипломатическое вмешательство РФ в сирийский конфликт позволило сдержать уже готовое вторжение войск НАТО. Тогда Президент США Б. Обама обвинил Президента САР Б. Асада в использовании химического оружия10. Однако в результате переговоров во время саммита G20 в поселке Стрельна между РФ и США, судя по последующим действиям со стороны США и НАТО, был достигнут компромисс. Взамен на невмешательство сил НАТО в САР Б. Асад передал свое химическое оружие под международный контроль и присоединился к Конвенции о нераспространении химоружия. США, будучи поставлены в политический тупик, так и не начали боевые действия. Настолько хорошо проработанный вопрос МИДом РФ позволил получить преимущества на политической арене БВ. Пока происходил вывоз химоружия, а США были в политической стагнации, Россия провела ряд успешных переговоров с сирийским руководством и подготовила военную инфраструктуру в САР для борьбы на дальних рубежах с ИГИЛ.
10. Как Сирию обвиняли в применении химического оружия. Досье. ТАСС. URL: >>>> (accessed: 20.05.2022).
16 США создали на территории САР несколько опорных пунктов и оборудовали аэродромы, пригодные для использования военной авиацией11. По заявлениям США, в опорных пунктах действуют тренировочные лагеря по подготовке боевиков для борьбы как с ИГИЛ, так и с сирийской правительственной армией. Такие методы не устраивают РФ, которая пытается всячески ослабить, а лучше выдавить своего геополитического конкурента из региона БВ. Усилия, направленные на достижение мира и безопасности на БВ, предпринимаются в рамках практической реализации утверждённой Президентом России Путиным В. В. Концепции внешней политики Российской Федерации № 640 от 30 ноября 2016г., в которой говорится о базовых принципах, приоритетных направлениях, целях и задачах внешней политики Российской Федерации.
11. Стратегия национальной безопасности США 2017 г. Cт. 4. Президент США. White House. URL: >>>> (accessed: 22.02.2022).
17 Так, вторая конференция по Сирии — «Женева-2»12 (январь-февраль 2014г.) была проведена по инициативе главы МИД РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри. На конференции были представлены обе стороны конфликта: делегация сирийского руководства во главе с министром иностранных дел САР Валидом Муаллемом и делегация оппонентов режима Б. Асада в лице главы Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Ахмада аль-Джарба. Преодолеть разногласия участникам не удалось. Они смогли достичь лишь договоренностей о поставках в Хомс гуманитарной помощи и эвакуации гражданских лиц. По поводу конференции министр иностранных дел РФ С. В. Лавров заявил, что попытки представить «Женеву-2» как провал неприемлемы13.
12. Женева-2. Досье. ТАСС. URL: >>>> (accessed: 17.04.2022).

13. Попытки представить «Женеву-2» как провал неприемлемы, заявил Лавров. РИА. URL: >>>> (accessed: 17.04.2022).
18 Целью Венских мирных переговоров по Сирии (октябрь-ноябрь 2015 г.) было выработать сценарии мирного урегулирования между воюющими сторонами. При поддержке РФ и ИРИ во время переговоров стороны обсудили следующие вопросы: о сохранении легального правительства Асада, о целостности Сирии и ее государственных институтов, об окончательном устранении ИГ и др.14. По итогам встречи договорённости между группой государств достигнуты не были.
14. Заявление Международной группы поддержки Сирии. Вена, 14.11.2015. МИД РФ. URL: >>>> (accessed: 15.02.2022).
19 На мирных переговорах по Сирии «Женева-3» (январь-сентябрь 2016 г.) из-за многочисленных разногласий сторон существенные результаты также достигнуты не были. Приезд сирийских оппозиционеров из Эр-Рияда принципиально не устраивал Москву, а предложение Москвы о том, чтобы на переговорах присутствовали сирийские курды вызвало крайне негативную реакцию Турции15. Следующие мирные переговоры по Сирии — «Женева-4» (февраль-март 2017 г.) и «Женева-5» (январь 2021 г.) между САР и сирийской оппозицией не привели к прорыву. Россия разговаривала с каждым участником отдельно и пыталась привести всех к единому консенсусу. Однако этого сделать не удалось. В результате сложившейся тупиковой ситуации возникла необходимость в организации более эффективного решения сирийской проблематики. Была создана «астанинская тройка» (январь 2017 – декабрь 2021 г.), в которую вошли ИРИ, РФ и Турция. Цель «астанинской тройки» — урегулирование вооруженного конфликта в САР.
15. Лавров: Россия будет жестко настаивать на участии курдов в переговорах по Сирии в Женеве. ТАСС. URL: >>>> (accessed: 23.04.2022).
20 После того как в Астане не удалось договориться с сирийской оппозицией, потребовавшей вывода всех иностранных вооруженных формирований с территории САР и исключения ИРИ из списка стран-гарантов перемирия, Астанинский формат трансформировался в Астанинскую тройку (ИРИ, РФ и Турция). После шестнадцати раундов переговоров страны участницы организовали трехстороннюю комиссию контроля за соблюдением прекращения огня в САР и, начав сотрудничать в вопросах борьбы с фундаменталистами, создали подотчетную ООН рабочую группу, придя к важному заключению о том, что сирийский конфликт невозможно решить военным путем, а только лишь с помощью политико-дипломатических методов16.
16. Совместное заявление представителей Ирана, России и Турции по итогам 17 Международной встречи по Сирии в Астанинском формате. Нур-Султан, 21–22.12.2021. 22.12.2021. МИД РФ. URL: >>>> (accessed: 22.02.2022).
21 Сочинские переговоры 22 октября 2019 г. позволили остановить турецкую операцию «Источник мира» на севере Сирии. В ходе встречи президенты Турции и России договорились о создании зоны безопасности на севере Сирии17.
17. Пресс-конференция по итогам российско-турецких переговоров. Кремль. URL: >>>> (accessed: 24.04.2022).
22 Между Россией и США в последнее время также возникло взаимопонимание: американцы не спешат с планами свержения президента Асада и понимают, что в случае его внезапного падения процессы на Ближнем Востоке могут стать совсем неконтролируемыми18. ***
18. Супонина Е. В. На пути успеха по Сирии встал город Алеппо. РИА НОВОСТИ. 13.02.2016. URL: >>>> (accessed: 22.02.2022).
23 Из проведенного анализа вытекает, что Российская Федерация точечно достигает серьезных результатов, но не может добиться окончательной цели: стабилизировать неустойчивое состояние на Ближнем Востоке в военно-политическом аспекте. Динамика изменения политических процессов на Ближнем Востоке, в частности на примере Сирии, позволяет утверждать, что регион представляет собой значимость для многих внешних игроков. Агрессивные действия единичных внешнеполитических акторов при отсутствии у них необходимых ресурсов для достижения целей, вызывают дисбаланс в регионе и вынуждают заинтересованные страны заключать между собой временные союзы, что также не приводит к политической устойчивости. В итоге сирийский конфликт до сих пор невозможно разрешить, так как факторов, мешающих окончательной стабилизации региона, слишком много, и они тесно переплетены между собой.

References

1. Vakhshikhtekh A. N. Russia and Iran in the Syrian Settlement: Strategic Partnership or Tactical Alliance? Vlast’. 2019. Vol. 27. No. 1. Рp. 279–287 (in Russian).

2. Вogacheva A. S. Iran’s Policy in Syria. Analysis and Forecast. Journal of IMEMO RAS. 2020. No. 1. Рp. 74–80 (in Russian).

3. Vasnetsova E. S. Russia and Israel in the Syrian Crisis. Bulletin of the RUDN, Political Science series. 2016. No. 2. Рp. 7–14 (in Russian).

4. Dolgov B. V. The Syrian crisis (2011–2020): The Beginning. Vostok (Oriens). 2020. No. 6. Рp. 118–128 (in Russian).

5. Dolgov B. V. The Syrian Crisis and Radical Islamism. Asia and Africa Today. 2016. No. 3. Рp. 87–12 (in Russian).

6. Asalioglu A. Erdogan set his sights on the creation of a postmodern caliphate. IA Rex (in Russian). URL: https://iarex.ru/articles/80217.html (accessed 22.02.2022).

7. Azerbaijan can become a mediator between Israel and Iran. CALIBER.AZ (in Russian). URL: https://caliber.az/ru/post/71050/ (accessed 24.04.2022).

8. Geneva-2. Dossier. TASS (in Russian). URL: https://n.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1721384?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (accessed 17.04.2022).

9. Statement by the International Syria Support Group. Vein, 14.11.2015. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (in Russian). URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1518769/ (accessed 15.02.2022).

10. History of Turkish military operations in Syria. TASS (in Russian). URL: https://n.tass.ru/info/6981077 (accessed 20.05.2022).

11. How Syria was accused of using chemical weapons. Dossier. TASS (in Russian). URL: https://n.tass.ru/info/5108148 (accessed 20.05.2022).

12. Kosachev: Russia is ready to work with Iran and Israel to relieve tension in the region. 10.05.2018. TASS (in Russian). URL: https://tass.ru/politika/5189529 (accessed 22.02.2022).

13. Lavrov: Russia will strongly insist on the participation of the Kurds in the negotiations on Syria in Geneva. TASS (in Russian). URL: https://n.tass.ru/politika/2734365 (accessed 23.04.2022).

14. Nalivaiko A. How and why is Israel bombing Syria? Warhead (in Russian). URL: https://warhead.su/2020/07/26/kak-i-zachem-izrail-bombit-siriyu? (accessed 11.02.2022).

15. Attempts to present Geneva 2 as a failure are unacceptable, Lavrov said. RIA (in Russian). URL: https://ria.ru/20140219/995848195.html (accessed 17.04.2022).

16. Israeli Prime Minister wants to create a Middle East coalition against Iran. TASS (in Russian). URL: https://n.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12212987 (accessed 25.09.2021).

17. Press conference on the results of Russian-Turkish negotiations. Kremlin (in Russian). URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/61388 (accessed 24.04.2022).

18. Joint statement by representatives of Iran, Russia and Turkey on the results of the 17th International Meeting on Syria in the Astana format. Nur-Sultan, 21–22.12.2021. 22.12.2021. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (in Russian). URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1791660/ (accessed 22.02.2022).

19. Suponina E.V. The city of Aleppo stood on the path of success in Syria. RIA (in Russian). 13.02.2016. URL: https://ria.ru/20160213/1374023451.html (accessed 22.02.2022).

20. Turkey launched a military operation "Peace Spring" in Syria. TASS (in Russian). URL: https://n.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6979878 (accessed 20.05.2022).

21. Erdogan: US continues to supply weapons to terrorist organizations in Syria. TASS (in Russian). URL: https://n.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14762647 (accessed 29.05.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate