Cultural Heritage Sites of Afghanistan: The Problem of Preservation in the Conditions of Military Conflicts of the 20th–21st Centuries
Table of contents
Share
QR
Metrics
Cultural Heritage Sites of Afghanistan: The Problem of Preservation in the Conditions of Military Conflicts of the 20th–21st Centuries
Annotation
PII
S268684310023712-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vasily Khristoforov 
Occupation: Head of the Department of International Security
Affiliation: Russian State University for Humanities
Address: Moscow, Russian Federation
Edition
Pages
11-28
Abstract

Afghanistan’s cultural heritage sites have been at risk for more than 40 years, being deliberately and recklessly destroyed, robbed, illegally exported and sold on the black market. Anecdotal reports of the destruction of cultural heritage sites could be observed in real time, with the destroyers openly displaying photographs and video footage emphasizing their disregard for international humanitarian law, as it was with the destruction of two giant Buddha statues in Bamiyan province. It is impossible to name the exact number of destroyed cultural objects and missing values in Afghanistan, since there is no reliable information about this, and the access of observers is associated with a risk to life. The need to preserve historical and cultural monuments in Afghanistan has repeatedly drawn the attention of the international community and UNESCO. However, the problem of their preservation in Afghanistan is far from real solution. The article gives a classification and periodization of military conflicts in Afghanistan in 1978–2021, clarifies the composition of the participants in each of the periods under consideration, shows the negative consequences of each of the periods of the conflict for the preservation of the country’s cultural heritage. The military conflict in Afghanistan (1978–2021) is a series of civil wars that were fought, including the participation of foreign military contingents, which caused significant and sometimes irreparable damage to the Afghan society and the country’s cultural heritage. The author identifies five main stages of the military conflict in Afghanistan, when civil wars were fought in the country with many participants. In each of the stages of the military conflict, hostilities were conducted with varying degrees of intensity, as a result of which damage was inflicted to museums, archives, libraries, and archaeological sites. The main reasons for the destruction and looting of cultural monuments were: Intense hostilities in the areas where museums, archives, libraries, archaeological sites are located, the consequences of artillery shelling and bombing, the deliberate destruction of monuments, the activities of “black” archaeologists in the absence of the ability to control the areas where excavations were carried out, the lack of protection of cultural heritage monuments and funding for their repair, restoration and maintenance.

Keywords
Afghanistan, Taliban, cultural heritage, military conflict, Russia, USA, UNESCO
Received
18.12.2022
Date of publication
29.12.2022
Number of purchasers
6
Views
400
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Материальное наследие Афганистана представляет собой тесное переплетение древнейших культур Центральной Азии и Среднего Востока. В первом тысячелетии до н. э. на северо-востоке Ирана и в сопредельных областях Афганистана и Центральной Азии был широко распространен зороастризм. На сопредельных территориях современных Таджикистана, Узбекистана и Афганистана, между горной цепью Гиндукуш на юге и Ферганской долиной на севере располагалась историческая область Бактрия и примерно 300 лет существовало греко-бактрийское государство. Затем на территории современного Афганистана широкое распространение получил буддизм, появились новые типы культовых построек: ступы, монастыри, храмы. Здесь располагались множество промежуточных центров на древнем Шелковом пути. Утверждение в VIII–IX вв. на афганской территории ислама, оказало существенное влияние на культурное наследие, появились крупные архитектурные ансамбли, мечети, минареты. Находясь на перекрестке цивилизаций, культурное и археологическое наследие Афганистана в религиозном отношении состоит из зороастрийских, буддийских и исламских памятников.
2 Уникальные коллекции афганских музеев, отражающие историческое и культурное прошлое народов страны, систематически пополнялись в 1920–1970-е гг. предметами разных исторических эпох, найденными французскими и советскими археологами, проводившими изыскания в историко-культурных центрах Афганистана.
3 Как историческое наследие в целом, так и археологические или исторические факты являются конструктами, которые по-разному и в разные периоды выстраиваются в интересах общества, отдельных социальных групп или государства. Эти конструкты тесно связаны с идентичностью и социальной практикой. Борьба за историческое наследие нередко выходит далеко за научные рамки и затрагивает межэтнические, межконфессиональные, межнациональные и межгосударственные отношения. Эта борьба чревата серьезными конфликтами вплоть до вооруженных. В этом случае историческое культурное наследие (музеи, исторические памятники, места археологических раскопок) подвергается серьезной опасности; ему грозит полное уничтожение. Уничтожение культурных ценностей — это посягательство на культурную самобытность, память, достоинство и будущее целого народа. Согласно международному гуманитарному праву1, культурные ценности — это объекты движимого или недвижимого имущества, имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа. Это могут быть памятники архитектуры или истории, места археологических раскопок, произведения искусства или книги.
1. Защита культурных ценностей: вопросы и ответы. МККК. 30.10.2017. URL: >>>> (accessed 05.10.2022).
4 Цель нашего небольшого исследования рассмотреть, как сохранялось / разрушалось культурное наследие Афганистана в период вооруженных конфликтов в этой стране, а также ответить на вопрос, что нам может сказать политика движения «Талибан»2 в отношении сохранности культурных ценностей и национального строительства?
2. Запрещенная в РФ организация.
5 В американской прессе, в оценках экспертов после повторного прихода талибов к власти в Афганистане в августе 2021 г. звучит сравнение текущей культурной политики талибов с событиями «культурной революции» в Китае, в ходе которой китайские традиции и многие китайские культурные объекты подверглись нападениям и были разрушены. Между этими событиями проводятся прямые параллели.
6 Еще один вопрос связан с тем, что актуальная западная историография, изучающая различные аспекты сохранения культурных и археологических памятников, предлагает выработать новый «деколонизованный язык» для его описания. По мнению некоторых ученых, археология должна отказаться от глобальных построений с их универсальной эволюционной парадигмой и вместо этого создавать локальную теорию и служить локальным общинам.
7 Современные вооруженные конфликты сопровождаются преднамеренным и непреднамеренным разрушением и расхищением культурных ценностей. В связи с тем, что военный конфликт в Афганистане продолжается уже более 40 лет, вопрос о том, кому принадлежит ценное историческое культурное наследие того или иного региона, — коренному населению, нации или мировому сообществу — почти неактуален.
8 По мнению экспертов в сфере культуры, в современных условиях культурное наследие стало новой мишенью экстремизма, а главной целью экстремистов является именно уничтожение культурного наследия, и, как следствие, стирание идентичности и культурных маркеров, а не просто разграбление и уничтожение музеев и памятников. В последнее десятилетие активно используется понятие «культурная чистка». Несмотря на то, что «культурная чистка» не имеет устоявшегося определения в международном праве, это понятие широко используется в научных кругах. По мнению И. Боковой3, понятие «культурная чистка» охватывает не только преднамеренное уничтожение культурных объектов, но и отдельные нарушения прав человека, например, преследование по этническим или религиозным признакам, нападения на журналистов, разрушение школ4.
3. Ирина Георгиева Бокова (род. 12.07. >>>> , >>>> , >>>> ) — >>>> политический и общественный деятель, дипломат. Генеральный директор ЮНЕСКО (2009–2017).

4. Address by Irina Bokova, Director-General of UNESCO, at the Royal Institute of International Affairs: Cultural Heritage: Extremism's New Target. London, 1 July 2015. UNESDOC. URL: >>>> (accessed 25.08.2022).
9 Историография вопроса
10 По вопросу сохранения культурных ценностей довольно активно разрабатывается историография общего плана: деятельность Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)5, общетеоретические вопросы, связанные с сохранением культурного наследия и социальным конструированием, с культурной политикой6.
5. Межправительственный комитет по содействию возвращению культурных ценностей странам их происхождения или их реституции в случае незаконного присвоения: Доклад Секретариата. 2003. Гл. 4. Ст. 34. UNESDOC. URL: >>>> (accessed 10.09.2022); ЮНЕСКО. Во время августовских волнений в Египте из Национального музея Малави в эль-Минье похищены сотни экспонатов. 19.09.2013. ТАСС. URL: >>>> (accessed 20.08.2022).

6. Атанова С. Культурное наследие — невинная жертва трагических обстоятельств. 20.03.2016. РСМД. URL: >>>> (accessed 20.08.2022).
11

Достаточно много работ, посвященных вопросам сохранения культурных ценностей в период Великой Отеческой войны [Зинич, 2003; Бойцов, Васильева, 1998; Мазурицкий, 2015; Николас, 2001], военных конфликтов в Ираке и Сирии [Джанджугазова, Ассаф, 2016]7, в других странах. Вопросы сохранения культурных ценностей Афганистана изучаются археологами, представителями ЮНЕСКО и журналистами. В числе авторов научных трудов по этой теме следует назвать советского археолога В. И. Сарианиди [Сарианиди, 1984] и французского археолога Франсуазу Оливье-Утар [Olivier-Utard, 2003], в работах которых рассматриваются итоги деятельности советской и соответственно французской археологических экспедиций в Афганистане. Однако в них речь идет об относительно благополучном периоде афганской истории до начала 1980-х гг. Научных работ, касающихся современного состояния сохранности культурных ценностей в Афганистане, крайне мало, они ограничиваются несколькими статьями [Мунчаев, Кошеленко, Гаибов, 2012; Манхарт, 2004]8 и исследованием, подготовленным коллективом авторов, в котором подробно освещается катастрофа, обрушившаяся на афганские археологические памятники и музейные коллекции в период вооруженных конфликтов, показывается, как крушение государственной инфраструктуры в 1990-е гг. привело к безнаказанному разграблению памятников вначале местными крестьянами, а затем и полевыми командирами, что привело к расцвету рынков нелегально вывезенных древностей. В книге показан тот огромный вред, который нанесла и деятельность талибов, в первый период своего правления (1996–2001) организовавших систематическое уничтожение хранящихся в музеях произведений искусства прошлого [Кошеленко, Мунчаев, Гаибов, 2014].

7. Чмеленко Ю. Разрушенное наследие Ирака: причины, факты, последствия (ч. 2). 31.10.2013. Посольский приказ. URL: >>>> (accessed 10.10.2022); UNESCO Mission Reports on War Damage to Cultural Heritage in Lebanon. 19.09.2006. UNESCO. URL: >>>> (accessed 10.10.2022); Представитель ООН и ЛАГ по Сирии и глава ЮНЕСКО призвали спасти культурное наследие САР. 12.03.2014. ТАСС. URL: >>>> (accessed 10.10.2022); Как сохранить культурное наследие Сирии. 02.05.2016. Международная жизнь. URL: >>>> (accessed 09.08.2022).

8. Афган, война и медные руды. 24.12.2007. Коммерсантъ. URL: >>>> (accessed 10.10.2022); Ахмади Л. Проблемы сохранения всемирного наследия ЮНЕСКО в Афганистане. Электронный научный журнал «edu.e-history.kz». 2016. № 2 (06). URL: >>>> (accessed 10.10.2022); Новые власти пообещали не разрушать памятники Афганистана. 16.08.2021. МК.ru. URL: >>>> (accessed 10.10.2022); Варвары XXI века: как религиозные фанатики уничтожают памятники культуры. 26.02.2017. РТ на русском. URL: >>>> (accessed 09.08.2022).
12 1978–1989 гг.
13 Разрушения, повреждения и разграбления объектов культурного наследия Афганистана в период военного конфликта в 1978–1989 гг. в котором с декабря 1979 г. принимали участие и советские войска [Христофоров, 2016], происходило по двум основным причинам. Во-первых, были практически свернуты археологические работы, ведущиеся французскими, советскими и афганскими специалистами, в результате чего древние памятники были разграблены «черными археологами». Во-вторых, объекты культурного наследия, оказавшиеся в зоне ведения боевых действий, ведущихся между советскими войсками и афганской оппозиций, подвергались разрушениям и повреждениям из-за интенсивных артиллерийских и бомбовых ударов. Так, советские истребители-бомбардировщики в 1986–1987 гг. дважды ошибочно нанесли бомбовые удары по городу Кандагару [Пластун, 2016, c. 228], в котором находится большое количество памятников культурного наследия и уникальных достопримечательностей9 Афганистана.
9. В XVIII в. произошел расцвет архитектуры в Кандагаре — столице Афганистана. Наиболее значительные сооружения того времени: гробница основателя Афганистана Ахмад Шаха, усыпальница вождя освободительного восстания в Кандагаре (1709) Мир Вайса и др.
14 Во время вооруженного конфликта 1979–1989 гг. Национальный музей Афганистана работал практически постоянно и даже пополнялся экспонатами. Это происходило за счет того, что подразделениями Государственного таможенного комитета СССР выявлялись попытки незаконного перемещения через границу изделий, представляющих историческую и художественную ценность. Так, в январе 1987 г. Брестская таможня обнаружила и задержала контейнер, следовавший из Афганистана через СССР в ФРГ, в котором находились предметы старины — изделия афганских и русских мастеров XVIII в. В контейнере было спрятано 443 кремневых и курковых ружей, 134 старинных пистолета, 16 сабель, 168 предметов посуды, изготовленных афганскими ремесленниками. По оценке советских экспертов, все это представляло значительную ценность и являлось национальным достоянием Афганистана. Учитывая, что ценности принадлежали дружественной СССР стране, они были переданы афганским властям и в последующем пополнили коллекции музеев [Пономарев, 1987, с. 4].
15 1989–1992 гг.
16 В ходе гражданской войны между правительством и вооруженными отрядами оппозиции ситуация с сохранностью культурных ценностей в Афганистане ухудшилась, но не была столь катастрофической. Так, по указу президента страны Наджибуллы, ожидавшего ухудшения обстановки в стране после вывода советских войск, в феврале 1989 г. был закрыт Национальный музей Афганистана, экспонаты перемещены в надежные места хранения, приняты меры к обеспечению безопасности документов афганского национального архива [Христофоров, 2016, с. 46]. Принятыми мерами удалось сохранить более ста тысяч экспонатов музея, относящихся к периодам от древних времен до ХХ в. В то же время продолжалось разграбление археологических памятников «черными археологами».
17 1992–1996 гг.
18 В период военного конфликта в Афганистане между партиями и организациями бывшей афганской оппозиции, уничтожение и разграбление культурного наследия страны достигло не виданных ранее масштабов. Существенный ущерб был нанесен Национальному музею в Кабуле, в котором хранилась богатейшая коллекция монет (свыше 30 тыс.), золотых украшений, статуэток, предметов домашнего обихода, значительная часть из них была найдена советскими и французскими археологическими экспедициями. Были разграблены и вывезены в другие страны для продажи более 70 % объектов в коллекции Национального музея и 100 % объектов, размещенных в Институте археологии Афганистана. Этот период характеризовался активизацией работы «черных археологов», незаконно поставлявших артефакты на международные черные рынки.
19 Национальный музей Афганистана с 1969 г. находился в неоклассическом дворце Дар-уль-Аман, построенном в 1927 г. в Кабуле по проекту архитекторов из Германии и Франции. Как мы отмечали, после вывода советских войск из Афганистана в феврале 1989 г. Национальный музей по приказу президента страны Наджибуллы был закрыт. Ни в период советского военного присутствия в Афганистане (1979–1989), ни во время гражданской войны 1989–1992 гг. Национальный музей практически не пострадал. После падения режима Наджибуллы и начавшегося нового этапа гражданской войны, длившегося четыре года (1992–1996), здание музея оказалось на линии огня противоборствующих сторон. В мае 1993 г. в ходе активных боевых действий в Кабуле здания Национального музея, Национального архива и Института археологии получили существенные повреждения от артиллерийских обстрелов: крыша была пробита и обрушилась, были повреждены стены, выбиты двери и окна, возникали пожары. Все это привело к гибели части экспонатов, а в результате откровенного грабежа из музея и архива исчезли и оказались проданными за рубежом, в основном в Пакистане, более 10 тысяч единиц хранения [Мунчаев, Кошеленко, Гаибов, 2012].
20 1996–2001 гг.
21 Во время гражданской войны в Афганистане в 1996–2001 гг., которая велась между движением «Талибан», пришедшим к власти в Афганистане в 1996 г., и силами «Северного альянса», отношение к сохранности культурных ценностей носило противоречивый характер. Талибы, пришедшие к власти в 1996 г., в первое время демонстрировали заботу об охране объектов культурного наследия, они запретили незаконные археологические раскопки и вывоз из страны предметов, представляющих художественную и историческую ценность. На грант ЮНЕСКО в 1998 г. началась реставрация здания Национального музея. Однако работы не были завершены.
22 Постепенно политика талибов в отношении сохранения культурных ценностей изменилась, существенно ухудшилась ситуация с сохранностью экспонатов исторических и краеведческих музеев Кабула, Герата, Кандагара, Мазари-Шарифа, документов архивов и археологических памятников, началась борьба с чуждыми культурами и идолопоклонничеством.
23 В 1998 г. талибы уничтожили Публичную библиотеку в Пули-Хумри, насчитывающую более 19 тысяч древних рукописей10.
10. Destruction of art in Afghanistan. Wikipedia. URL: >>>> (accessed 12.03.2022).
24 В марте 2001 г. по указу лидера талибов Муллы Омара, вопреки протестам мировой общественности, включая общественность исламских стран, талибы взорвали две крупнейшие в мире статуи Будды, высеченные в скале в VI веке нашей эры в Бамианской долине в центральной части Афганистана11. Предлогом для разрушения статуй стало отнесение их к языческим идолам.
11. Варвары XXI века: как религиозные фанатики уничтожают памятники культуры. 26.02.2017. РТ на русском. URL: >>>> (accessed 09.08.2022).
25 Тогда же в Национальном музее Афганистана были в массовом порядке разбиты на куски около 250 скульптур и рельефов, находившихся на виду.
26 2001–2021 гг.
27 Во время военного конфликта между афганской армией, поддерживаемой войсками США и НАТО с одной стороны, и «Талибаном» и другими международными террористическими группировками — с другой, были приняты меры по восстановлению некоторых объектов культурного наследия, возвращению экспонатов в музеи, документов в архивы. Велись реставрационные и восстановительные работы. В целях предотвращения обогащения террористов за счет разграбления афганского наследия, госдепартамент США ограничил ввоз афганских культурно-исторических ценностей: изделий из керамики, стекла, слоновой кости, дерева, старинных тканей и живописи12.
12. Археологические артефакты датируются с 50 тыс. лет до н. э. по 1747 г., а культурные — по 1920 г. См.: Госдепартамент США ограничил ввоз афганских культурно-исторических ценностей. Telegram-канал Sputnik Афганистан. URL: >>>> (accessed 10.10.2022).
28 После свержения режима талибов в 2001 г. и прихода к власти нового афганского правительства, которое находилось у власти в период американского военного присутствия в Афганистане (2001–2021), международное сообщество и правительство Афганистана стали уделять больше внимания сохранению исторических и культурных памятников, велись обсуждения возможности восстановления бамианских статуй Будды. В этот период были обнаружены и переданы в Национальный музей фрагменты исторического памятника, относящегося к периоду правления Газневидов и имевшего 1100-летнюю историю. Кроме ЮНЕСКО, в реализации программ защиты исторических и культурных ценностей Афганистану оказывал помощь Фонд Ага-Хана. Тем не менее проблемы сохранения культурных ценностей Афганистана сохранились, главными среди них были отсутствие средств, профессиональных кадров и экспертов. По оценкам министерства информации и культуры Афганистана (2010), историческое и культурное наследие Афганистана находилось под серьезной угрозой: от минаретов Герата до афганской фольклорной музыки, культурного и творческого ремесла13.
13. Исторические и культурные памятники Афганистана находятся под угрозой исчезновения. Афганистан.Ру.  URL: >>>> (accessed 09.08.2022).
29 Несмотря на принимавшиеся меры. продолжалось разрушение объектов культурного наследия, что было связано с продолжавшимися боевыми действиями, ненадлежащей их охраной, деятельностью «черных археологов», а также тотальной коррупцией в афганском правительстве: финансовые средства, выделявшиеся международными организациями, в том числе ЮНЕСКО, в большей части банально расхищались и восстановление объектов культурного наследия не проводилось.
30 Так, в 2019 г. было принято решение о выделении двух миллионов долларов США на реконструкцию объекта культурного наследия мирового значения — минарета Джам14 в афганской провинции Гор. Однако работы не были проведены, на что обращали внимание деятели культуры провинции Гор в начале 2022 г., они отмечали, что судьба денег, которые ЮНЕСКО и прежнее правительство Афганистана обещали предоставить для восстановительных работ, неизвестна15. Минарет Джам был построен в XII в. и является одним из самых необычных старейших сохранившихся архитектурных сооружений в мире в виде глинобитных башен. Однако из-за продолжавшихся военных конфликтов и пренебрежения афганских правительств вопросами сохранения культурного наследия минарет Джам находится под угрозой разрушения. Более того, после землетрясения, которое произошло в провинции Гор, и обрушения горы в районе долины Бидан и Чаши минарет Джам накренился и находится под угрозой обрушения.
14. Минарет Джам в 2002 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается уникальным памятником архитектуры эпохи Гуридов — династии, правившей на территории современного Афганистана в XII–XIII вв. н. э. Минарет был построен в 1194 г. по приказу султана Гияс ад-Дина.

15. ترس از فروریختن منار جام؛ دو میلیون دالر بودجه یونسکو کجاست؟ هشت صبح
31 «Талибан» и сохранение культурных ценностей (20212022 гг.)
32 Повторно придя к власти в Афганистане в августе 2021 г., талибы официально заявили о том, что буддистским памятникам ничего не угрожает16. Они начали оценивать сохранность исторических памятников и принимать меры к их восстановлению, например мечети Мир-Хазар в Кандагаре, пытаются организовать борьбу с «черными археологами», изымая у них ценнейшие исторические артефакты.
16. В "Талибане" рассказали, что будет с памятниками буддизма в Афганистане 16.08.2021, РИА Новости. URL: >>>> (accessed 12.03.2022).
33 Разрушения талибами статуй Будды сохранились в исторической памяти и находятся в центре внимания части афганской общественности. В марте 2022 г. в афганской газете «8 утра» было опубликовано заявление группы афганских культурных и гражданских активистов в память о событиях в Бамиане: «Активисты зажигали свечи и произносили мемориальные заявления. В их обращении, направленном в прессу, активисты настаивали на гарантии того, что подобные преступления не повторятся»17.
17. بیست‌و‌یکمین سالروز تخریب مجسمه‌های بودا؛ فعالان فرهنگی بامیان: جامعه جهانی عاملان را پاسخگو سازند و از آنان تضمین بگیرند
34 Необходимо отметить, что культурные памятники Бамиана привлекают туристов со всего мира и в 2022 г. отмечен рост потока туристов в провинцию Бамиан, большинство из которых афганцы, но появились и иностранцы.
35 Вторая по значимости проблемная точка по сохранению культурных ценностей Афганистана — Мес-Айнак18, древние останки которого находятся на промежуточной станции древнего Шелкового пути над медными рудниками с миллиардными запасами полезных ископаемых. В 2007 г. был подготовлен проект разработки Айнакского меднорудного месторождения в Афганистане. Победителем конкурса стал консорциум китайских компаний, который обязался вложить более $3 млрд в его разработку. Следует отметить, что ранее в 1973–1974 гг. здесь работала советская геологоразведочная миссия, которая подготовила геофизическое описание месторождения Айнак. В 2002 г. Россия предлагала афганскому правительству Хамида Карзая начать обсуждение этого проекта. Однако Кабул предпочел разговаривать с Пекином, а не с Москвой. Позиция Хамида Карзая по отношению к России в период его нахождения у власти в Афганистане (2001–2014) существенно отличалась от его позиции после ухода с поста президента Афганистана.
18. Мес-Айнак — древний буддийский город, которому почти 2000 лет, по мнению экспертов, находится под угрозой исчезновения. Археологи раскопали буддийские монастыри, замки, административные здания и дома, а также сотни скульптур, фресок, керамики, монет и рукописей. Талибы подписали контракт на медный рудник Айнак с китайской компанией и есть опасения того, что древний медный город Айнак-Логар может исчезнуть навсегда после добычи меди китайской компанией.
36 Таким образом, развитие экономики в Афганистане создает угрозы разрушения Мес-Айнака и сотен других археологических памятников, разбросанных по всей стране, вполне вероятно, что эта тема также становится ареной глобального противостояния США–Китай.
37 Анализ заявлений талибов и их практических действий в области сохранения культурных ценностей свидетельствует, что их политика на этом направлении работы неоднозначна. С одной стороны, звучат заявления талибов о защите и сохранении афганского культурного наследия, о поддержке деятельности музеев, передаче им археологических находок; ведется борьба с черными археологами, а с другой — предпринимают меры, которые способствуют разрушению культурных ценностей (материальных и духовных).
38 Так, второй вице-премьер правительства талибов Абдул-Салам Ханафи 5 декабря 2021 г., заверил, что исламское право, на которое опираются талибы в государственном строительстве, предусматривает равенство всех групп общества. По его словам, талибы стремятся защитить религиозные и культурные ценности афганцев, обеспечить национальное единство и процветание.
39 Исполняющий обязанности главы министерства информации и культуры правительства талибов Руми Хайрулла Хайрха в начале марта 2022 г. во время визита в провинцию Гильменд заявил о том, что особое внимание будет уделено национальному единству, развитию исламской культуры и защите культурного наследия.
40 Пресс-секретарь правительства талибов Забиулла Муджахид в марте 2022 г. отметил, что несмотря на сложные условия, движение «Талибан» сформировало профильный комитет, призванный следить за сохранностью памятников и артефактов, которые талибы считают народным достоянием и выражением его культуры. Однако и здесь мы видим противоречия: талибы уже обещали сохранять буддистское наследие страны, но по-прежнему одобряют действия предшественников, уничтоживших в 2001 г. статуи бамианских Будд.
41 Талибы принимают конкретные меры по борьбе с черными археологами, периодически изымая у них ценные исторические артефакты. Например, в феврале 2022 г. был изъят древний кувшин, возраст которого, по оценке экспертов управления культуры и информации «Талибана» по провинции Саманган, составляет тысячу лет. Прекрасно сохранившийся артефакт был найден в районе в районе Хульм, провинция Балх, а контрабандистов задержали уже в Самангане. Кувшин, таким образом, «помнит» времена перехода саманидского северного Афганистана (части Хорасана).
42 В целях сохранения культурного наследия талибы провели мероприятия, посвященные памяти тюркских поэтов Алишера Навои и Захируддина Мохаммада Бабура.
43 В марте 2022 г. в Герате в течение трех дней проходила выставка изделий ручной работы: живопись, расписанная посуда, вышивка, одежда и аксессуары. В провинции Логар проведен образовательный конкурс по жизнеописанию Пророка (мира), в котором участвовали все желающие.
44 Провозглашая политику, направленную на сохранение культурных ценностей, талибы одновременно предпринимают непопулярные шаги. Так, они убрали Ашуру и Ноуруз19 из перечня праздничных дней. Мохаммад Садик Акиф Мухаджир, официальный представитель Министерства поощрения желательного и запрещения предосудительного, заявил, что Ноуруз — языческий обряд, и он не видит необходимости отмечать его в рамках исламского государства. При этом в 2009 г. ЮНЕСКО включило Ноуруз в список нематериального культурного наследия человечества.
19. Ноуруз — новый год по иранскому календарю, который именуется солнечной хиджрой. 1401 год наступил 21 марта.
45 В новом списке праздников, составленном талибами, исчез также Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин (25 ноября), в то же время появились дни учителя, врача, журналиста, инвалидов. Выходными являются только исламские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам. В список праздников включены: «годовщина просоветской Саурской революции» (27 апреля 1978 г. произошел военный переворот, в результате которого к власти пришло прокоммунистическое правительство); «день освобождения Афганистана от советской оккупации» (15 февраля 1989 г. — завершение вывода советских войск из Афганистана); «день победы афганского народа в джихаде» (28 апреля 1992 г. пал прокоммунистический режим Наджибуллы); «день освобождения Афганистана от американской оккупации» (15 августа), празднующийся как победа над «мощной и высокомерной силой»; «день независимости Афганистана» (19 августа — освобождение Афганистана от британского колониального господства).
46 Талибы, большинство которых составляют пуштуны, постепенно вытесняют из программы университетов персидскую литературу, заменяя ее предметами исламской культуры (количество часов по ним увеличено втрое).
47 В г. Газни в музее султана Абдула Раззака, где выставлялись исторические памятники провинции Газни, талибы создали военную базу. Историки называют этот музей крупнейшим учреждением по истории исламского периода и первым музеем провинции Газни.
48 Сокращение бюджета Министерства сохранения исторических памятников архитектуры привело к тому, что в 2022 г. прекращено техобслуживание исторического здания соборной мечети Герата; разрушается исторический дом Ахмад-Шаха Дуррани в Кандагаре20. В то же время активно работает музей джихада (Герат), посвященный противостоянию афганских моджахедов советскому военному вторжению21, снимаются кинофильмы о преступлениях американской армии в Афганистане22.
20. Ахмад-Шах Дуррани (1722–1772) объединил территории современных Афганистана и Пакистана в рамках Дурранийской империи под властью пуштунов. Организовывал походы в Иран, Индию и Южный Туркестан. При нем в 1764 г. установлены первые дружественные контакты с Россией. Историческому дому Ахмад-Шаха Дуррани в Кандагаре, памятнику архитектуры, более 300 лет. Его реконструкция планировались при правительстве Гани, но из-за военно-политических потрясений работы не проведены. Ашраф Гани лично обещал реставрировать дом Ахмад-Шаха Дуррани и превратить его в музей.

21. Пресс-секретарь талибов Забиулла Муджахид в конце декабря 2021 г., распространил заявление о том, что 25 декабря 1979 г. начался великий джихад мусульман Афганистана против советских оккупантов, завершившийся их «изгнанием». Талибы официально осуждают вторжение СССР в Афганистан и восхваляют джихад против него. Талибы сами не вмешиваются ни в чьи внутренние дела и не позволят никому вмешиваться в свои, а также призывают страны мира и региона установить позитивные отношения, чтобы обеспечить безопасность и решить проблемы, оставшиеся от войн прошлого.

22. Талибы сняли документальный фильм о преступлениях США в Афганистане, он посвящен бесчеловечному обращению американцев с их узниками на авиабазе Баграм. Там сидели многие талибы, включая Анаса Хаккани, брата действующего и. о. главы МВД. В 2022 г. сняты четыре документальных ленты, посвященные проводимым талибами работам по восстановлению инфраструктуры, включая трассу через перевал Саланг и мост Компани в Кабуле. В Afghan Film планируют и дальше сосредоточивать усилия на жанре документалистики: исторические ценности, красоты природы, достопримечательности разных провинций, чтобы стимулировать туристическую сферу.
49 Продолжается «сокрушение идолов», хотя, безусловно, в гораздо меньших масштабах чем ранее. Например, во дворе факультета изящных искусств Кабульского университета находилась статуя, которая вначале была задрапирована, а затем в 2022 г. снята с постамента. В целом ситуацию с сохранением культурного наследия Афганистана, понесшего необратимые потери и разрушения за последние четыре десятилетия войн, можно назвать катастрофической. На протяжении многих лет ЮНЕСКО, а также неправительственные организации, делали и продолжают делать многое для его защиты.
50 По мнению Брента Э. Хаффмана23, ситуация в Афганистане намного хуже «культурной революции» Китая24: «люди, которые занимаются культурным наследием, могут быть убиты талибами, древние памятники могут быть разграблены и уничтожены, а история Афганистана — навсегда утеряна»25.
23. Брент Эдвард Хаффман (родился 04.09.1979) — американский режиссер, сценарист и оператор документальных фильмов и телевизионных программ, в том числе «Спасти Мес Айнак» (2015) о работе по сохранению 5000-летнего селения со статуями, картинами и другими артефактами Будды.

24. «Культурная революция» в Китае — политическая кампания, проводившаяся лидером компартии Мао Цзэдуном в 1966–1976 гг. с целью создания «нового человека». «Новый человек» должен был стать «бескорыстным общественным созданием в свободном от господства социуме, которое то и дело встречается в разных утопиях». Для достижения этой цели Мао призывал уничтожить «четыре пережитка»: старые идеи, старую культуру, старые обычаи, старые привычки. В ходе «культурной революции» китайские традиции и многие китайские культурные объекты подверглись нападениям и были разрушены.

25. «Талибан» угрожает культурному наследию Афганистана. 26.08.2021. The Epoch Times. URL: >>>> (accessed 15.08.2022).
51 Культурное наследие Афганистана — важная часть мирового наследия. В список всемирного наследия ЮНЕСКО включены: два объекта — минарет и археологические объекты в Джаме (2002); культурный ландшафт и археологические находки в Бамиане (2003); четыре объекта — в «предварительный список» древний город Герат (V в. до н. э.); археологический комплекс Балх (III в. до н. э.); бирюзовые озера Банд-е Амир (Бамиан) — цепочка из шести бирюзовых озер, расположенных на высоте около 3000 метров в горах Гиндукуш, в центральной части Афганистана, в провинции Бамиан; парковый комплекс Баг-е Бабур (г. Кабул) — парковый комплекс в Афганистане, расположенный неподалеку от города Кабула и названный в честь его владельца Бабура, основателя империи Великих Моголов.
52 Минарет Джам из обожженного кирпича расположен в 10 км северо-восточнее кишлака Джам (Jam) в афганской провинции Гор. Ущелье окружают непроходимые горные массивы. Крупные населенные пункты в районе отсутствуют. В 1194 г., как гласит надпись на минарете, он был построен гуридским султаном Гияз-ад-Дином.
53 Серьезные научные исследования памятника пока не проводились из-за труднодоступности и сохраняющейся нестабильной политической обстановки. Сохранности минарета по-прежнему угрожают наводнения, подмывающие основание, землетрясения, часто бывающие в регионе, и незаконные раскопки искателей ценностей. Разрабатывается план по укреплению береговой линии и реставрации памятников.
54 Франческо Бандарин, директор Центра культурного наследия ЮНЕСКО, описывает минарет как одно из самых необычных архитектурных сооружений и старейших сохранившихся глинобитных башен в мире. Однако из-за продолжения войны и пренебрежения афганских правительств культурным наследием это огромное здание из самана находится под угрозой разрушения.
55 В 2013 г. ЮНЕСКО провозгласила афганский город Газни центром исламской культуры в Азии. Наивысшего расцвета город достиг во время правления династии Газневидов (X–XII вв. н. э.), став столицей могущественной империи и торговым и культурным центром региона. Два минарета, построенных в XII веке при газневидских султанах Масуде III и его сыне Бахрам-шахе, сохранились до наших дней.
56 Двадцатиметровые башни из обожженного кирпича расположены на равнине в окрестностях города на расстоянии 600 метров друг от друга. По данным археологов, ранее их высота достигала более 44 метров, однако со временем верхние ярусы были разрушены. Ученые расходятся во мнении относительно цели их постройки. По одной из версий они являлись частью архитектурного ансамбля при мечети, по другой — построены в честь одержанных военных побед.
57 Один из минаретов был возведен по приказу султана Масуда III, правившего государством Газневидов с 1099 по 1115 г. Башня насчитывает 16 граней и украшена изысканным терракотовым орнаментом и кораническими надписями. Во время землетрясения 1902 г. верхняя часть минарета обрушилась.
58 Второй минарет был построен при Бахрам-шахе, сыне Масуда III (правил в 1117–1153 гг.). Его также украшают кирпичная кладка и надписи. Оба сооружения имеют монохромный архитектурный декор. На вершинах башен установлены конические крыши для защиты от снега и дождя. Как и другие древние минареты Афганистана, они находятся под угрозой разрушения из-за природных катаклизмов и нестабильной ситуации с безопасностью в стране. Под воздействием неблагоприятных погодных условий надписи и узоры портятся, в то время как верхушки минаретов нуждаются в дополнительной защите от затопления. Из-за обильных осадков в Газни уже рухнули несколько исторических башен, последний случай — падение башни в июне 2019 г. 26.
26. Минареты Афганистана. Культурное наследие под угрозой разрушения. Афганистан.Ру. URL: >>>> (accessed 07.11.2021).
59 В эпоху расцвета империя Газневидов включала земли современного Афганистана, а также часть территорий Ирана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Пакистана и Индии. Неслучайно Иран считает ряд памятников, находящихся в провинции Газни в Афганистане, наследием не только афганского народа, но населения всего региона и даже исламского мира27. 7 ноября 2021 г. посол Ирана в Кабуле Бахадор Аминиан посетил провинцию Газни, где пообещал, что Тегеран позаботится о местных исторических памятниках, окажет помощь в их реконструкции и сохранении28.
27. В 961–1186 гг. из Газни правила тюркская династия, основанная Алп-Тегином. В момент своего расцвета империя Газневидов включала земли современного Афганистана, часть территорий Ирана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Пакистана и Индии.

28. Минареты Афганистана. Культурное наследие под угрозой разрушения. Афганистан.Ру. URL: >>>> (accessed 07.11.2021).
60 Принимаемые международным сообществом меры по сохранению культурного наследия Афганистана
61 Очередная смена власти в Афганистане, произошедшая 15 августа 2021 г., когда в Кабул вступило движение «Талибан», вызвала тревогу у международного сообщества по поводу сохранения культурных ценностей страны. 17 августа японские ученые, занимающиеся сохранением разрушенных памятников в Бамианской долине и других культурных ценностей в Афганистане, опубликовали экстренное заявление, в котором обратили внимание на то, что культурные ценности Афганистана являются уникальным культурным наследием, принадлежащим всему человечеству. Японские ученые призвали международное сообщество любой ценой избежать дальнейшего кровопролития и предотвратить возможное разрушение культурных ценностей, соединяющих Афганистан с миром, защитить права человека и культурные ценности независимо от того, какая администрация находится у власти в Афганистане29.
29. Японские ученые призвали защитить культурные ценности Афганистана. 18.08.2021. Рамблер. URL: >>>> (accessed 09.08.2022).
62 ЮНЕСКО, внимательно следившая за событиями, происходящими в Афганистане, 17 августа 2021 г. «призвала международное сообщество защитить объекты культурного наследия на территории страны, имеющие исключительную ценность для всего человечества»30.
30. ЮНЕСКО призвала защитить объекты культурного наследия в Афганистане. Новости Беларуси БЕЛТА. URL: >>>> (accessed 09.08.2022).
63 Спустя два дня, 19 августа 2021 г., генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле31 заявила, что любая утрата или разрушение культурного наследия, которое является неотъемлемой частью афганской истории, а также истории человечества, будут иметь негативные последствия для перспектив установления прочного мира и оказания гуманитарной помощи народу Афганистана. Она подчеркнула необходимость создания безопасных условий для специалистов, работающих в сфере охраны культурного наследия, поддержания национального единства и социальной структуры Афганистана. Одрэ Азуле обратила внимание на то, что «в Афганистане расположены такие объекты культурного наследия, как древний город Герат, минарет и археологические объекты в Джаме, культурный ландшафт и археологические находки в долине Бамиан, Национальный музей в Кабуле. Все они должны быть защищены и сохранены»32.
31. Одрэ Азуле ( >>>>  Audrey Azoulay; род. 4 августа 1972 г.) — французский политический и государственный деятель марокканского происхождения. Министр культуры и коммуникаций Франции (2016–2017), генеральный директор ЮНЕСКО с 15.11.2017. 09.11.2021 г. переизбрана на второй срок полномочий.

32. ЮНЕСКО призывает защитить культурное наследие Афганистана. Новости ООН. URL: >>>> (accessed 08.08.2022).
64 В июле 2022 г. по распоряжению ЮНЕСКО были приостановлены все работы в историческом районе Базари-Кохна, расположенном напротив вырубленных в скалах ниш, оставшихся от знаменитых бамианских Будд. Работы были начаты по решению губернатора провинции Бамиан Абдуллы Сархади и начальника бамианского управления культуры и информации Сейфа ар-Рахмана Мохаммади, однако их проект не был согласован с ЮНЕСКО. В августе 2022 г. Бамиан посетила делегация ЮНЕСКО под руководством афганского представительства организации Патрисии МакФиллипс и начальника отдела по культуре Брендона Касара. Они провели осмотр исторических памятников Бамиана, встретились с губернатором Бамиана Абдуллой Сархади и обсудили вопрос о возможности возведения стены для защиты ниш бамианских Будд и исторических памятников в н. п. Гольголя и Заххак.
65 Позиция США. В феврале 2022 г. Госдепартамент США ограничил ввоз афганских культурно-исторических ценностей. Цель — уменьшение стимула для разграбления культурного наследия Афганистана и борьба с прибылью от продажи культурных объектов террористами и преступными организациями. Мотив ограничений: «уменьшение стимула для разграбления культурного наследия Афганистана и борьбы с прибылью от продажи этих культурных объектов террористами и преступными организациями». Решение принято на основании запроса афганского правительства, поданного в апреле 2021 г. Археологические артефакты датируются с 50 тыс. лет до н. э. по 1747 год, а культурные — по 1920 год33.
33. Госдепартамент США ограничил ввоз афганских культурно-исторических ценностей. Telegram-канал Sputnik Афганистан. URL: >>>> (accessed 10.10.2022).
66 Франция занимает в Афганистане традиционно хорошие позиции в сфере археологических изысканий. В 1922 г. по просьбе афганского короля Амануллы хана для начала археологических исследований в Афганистане была создана Французская археологическая экспедиция (делегация) в Афганистане (La Délégation archéologique française en Afghanistan, DAFA), работавшая в стране более 60 лет с перерывом в исследованиях на период Второй мировой войны. 15 декабря 1982 г. работы французских археологов были закрыты просоветским афганским правительством и возобновились лишь в 2002 г. по согласованию с афганскими властями. Деятельность DAFA возобновлена под эгидой МИД Франции в рамках франко-афганских археологических исследований в целях расширения знаний об историческом прошлом Афганистана, инвентаризации археологических останков, ведения археологических раскопок в рамках научных программ, проведения мероприятий по спасению культурных ценностей в связи с их интенсивным разграблением. Археологические открытия и находки французской стороной передаются в Национальный музей Афганистана, где пополняют коллекцию артефактов.
67 Иран, имеющий с Афганистаном совместное культурное наследие, высказывает намерения позаботится об исторических памятниках, оказать помощь в их реконструкции и сохранении. Современный город Газни в 961–1186 гг. был столицей империя Газневидов, в период расцвета включавшей земли современного Афганистана, часть территорий Ирана, Индии, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. В связи с этим Иран считает ряд памятников, находящихся в провинции Газни, наследием не только афганского народа, но населения всего региона и исламского мира.
68 В Иране неоднозначное отношение к талибам. Так, Махмуд Ахмадинежад, бывший президент Ирана, в интервью Aamaj News в январе 2022 г. заявил о том, что талибы не имеют ни религиозной, ни этнической основы — религия строится на любви, а не на оружии, а пуштуны многократно «Талибан» отвергали. Сами себя талибы видят религиозным движением, призванным покорить весь мир, но не могут привлечь на свою сторону даже афганцев, захватив власть лишь силой, при внешней поддержке. Ахмадинежад полагает, что Иран совершил историческую ошибку позитивными действиями в отношении талибов. Россия и Китай тоже пожалеют об этом, пострадает и Пакистан, предоставлявший им территорию. Будущего у талибов нет, как нет ничего общего с культурой и религией жителей региона.
69 Позиция России заключается в том, что необходимо не на словах, а на деле уважительное отношение к культурным и религиозным традициям афганского народа34. В сфере культуры, науки и образования Россия могла бы занять достойное место в современном Афганистане. Положительным примером могут служить советские археологические экспедиции. Золото Бактрии было обнаружено археологами под руководством сотрудника Института археологии АН СССР В. Сарианиди.
34. О талибах, сопротивлении и афганских соседях: большое интервью Замира Кабулова. 29.12.2021. Sputnik Таджикистан. URL: >>>> (accessed 10.10.2022).
70 Китай. В 2021–2022 гг. талибы вели переговоры с представителями КНР о начале работ по добычи меди месторождения Мес-Айнак. Кабул заинтересован в скорейшем начале работ по разработке этого медного месторождения в целях стабилизации экономического положения Афганистана. Позиция Китая заключается в том, что они не располагают сведениями из Министерства культуры и информации талибов по вопросу вывоза исторических артефактов с площадки будущих работ.
71 Выводы
72 В условиях, когда в Афганистане уже более 40 лет продолжается военный конфликт, в результате которого несколько миллионов афганцев покинули места своего жительства и оказались вынужденными переселенцами или мигрантами, когда страна находится на грани гуманитарной катастрофы, существенно разрушена инфраструктура и сохраняется нестабильность, можно предположить, что сохранение национального культурного наследия отходит на вторые роли, уступая место решению экономических и политических вопросов. Однако культурная идентичность афганцев, их прошлое, история, музеи, архивы, библиотеки, памятники играют такую же существенную роль для установления национального единства, что для раздираемого противоречиями Афганистана имеет первостепенное значение. Международному сообществу необходимо обратить внимание и на эту сторону восстановления Афганистана, хотя его влияние по объективным и субъективным причинам на культурную политику талибов ограничено. Интересы отдельных глобальных игроков в Афганистане не способствуют сохранению культурных памятников.
73 Талибы в сфере национального строительства принимают непопулярные меры, которые не поддерживаются национальными меньшинствами страны: проведение пуштунизации (замена наименований университетов, некоторых улиц и площадей с языка дари на язык пушту); принуждение афганского общества жить по понятиям талибских блюстителей шариата (коллективное совершение намаза в мечетях, запрет брить бороды, насаждение «истинно исламской культуры в обществе»)35; продолжение борьбы с идолопоклонничеством, нарушение прав женщин на труд и на получение образования.
35. دستور تازه طالبان در لوگر: نماز‌های پنج‌گانه در جماعت ومسجد ادا شود - روزنامه ۸صبح (Новый порядок талибов в Логаре: пять молитв должны быть совершены в общине и мечети. Газета «8 утра»). URL: >>>> (accessed 24.08.2022).
74 Политика унификации этнической и языковой идентичности ослабила основы единства и солидарности и сейчас, вопреки оптимизму, достигла стадии сплошного распада, создала предпосылки для уничтожения культурных ценностей Афганистана.

References

1. Boitsov M. A., Vasilieva T. A. Card File “Z” of the Operational Headquarters “Reichsleiter Rosenberg”. Cultural Values in the Occupied Territories of Russia, Ukraine and Belarus 1941–1942. Moscow: Moscow University Publ., 1998. — 352 p. (in Russian).

2. Dzhandzhugazova E. A., Assaf B. The Role of UNESCO in the Preservation of the Cultural Heritage of Syria. Russian Regions: Looking into the Future. 2016. No. 1. Pp. 110–112 (in Russian).

3. Zinich M. S. Stolen Treasures: The Withdrawal of Russian Cultural Property by the Nazis. Moscow, 2003. — 277 р. (in Russian).

4. Koshelenko G. A., Munchaev R. M., Gaibov V. A. Archeology of Afghanistan in the Days of Peace and Days of War. Moscow: IA RAN, 2014. — 163 p. (in Russian).

5. Mazuritsky A. M. Resque and Preservation of Cultural Values during the Great Patriotic War. Vestnik MGUKI. 2015. No. 4 (66) July–August. Pp. 194–198 (in Russian).

6. Manhart C. UNESCO’s Mandate and Recent Activities for the Rehabilitation of Afghanistan’s Cultural Heritage. IRRC. 2004. No. 854. Pp. 103–115.

7. Munchaev R. M., Koshelenko G. A., Gaibov V. A. Archeology of Afghanistan in the Days of Peace and in the Days of War. Bulletin of History, Literature, Art. T. 8. Moscow, 2012. Pp. 13–36 (in Russian).

8. Nicholas L. Abduction of Europe: The Fate of European Cultural Values during the Years of Nazism. Transl. from English by S. A. Chervonnaya. Moscow: Logos, 2001. — 640 p. (in Russian).

9. Olivier-Utard F. Politique et Archeologie: Histoire de la Delegation Francoise en Afghanistan, 1922–1982. Paris: Recherche sur les Civilisations, 2003. — 423 p.

10. Plastun V. N. The Underside of the Afghan War 1979–1989: Diary Entries and Comments from a Participant. Moscow: IOS RAS, 2016. — 756 p. (in Russian).

11. Ponomarev V. Property of the Republic. Izvestia. 1987. February 6. P. 4 (in Russian).

12. Sarianidi V.I. Bactria through the Mists of Time. Moscow: Mysl, 1984. — 159 p. (in Russian).

13. Khristoforov V. S. Afghanistan: The Military-Political Presence of the USSR 1979–1989. Moscow: IRI RAN, 2016. — 544 p. (in Russian).

14. Atanova S. Cultural Heritage is an Innocent Victim of Tragic Circumstances. 20.03.2016. RIAC. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/31201/?sphrase_id=90973312 (accessed 20.08.2022).

15. Afghanistan, War and Copper Ores. 24.12.2007. Kommersant (in Russian). URL: https://www.kommersant.ru/doc/838760 (accessed 10.10.2022).

16. Ahmadi L. Problems of Conservation of World Heritage in Afghanistan UNESCO. Electronic academmic journal «edu.e-history.kz». 2016. No. 2(06) (in Russian). URL: https://edu.e-history.kz/ru/publications/view/437 (accessed 10.10.2022).

17. The Taliban Told What Will Happen to the Monuments of Buddhism in Afghanistan. 16.08.2021. RIA Novosti (in Russian). URL: https://ria.ru/20210816/pamyatniki-1745863464.html (accessed 12.03.2022).

18. Barbarians of the 21st Century: How Religious Fanatics Destroy Cultural Monuments. 26.02.2017. RT (in Russian). URL: https://russian.rt.com/world/article/362792-pamyatniki-unichtozhenie-igil-siriya-afganistan-irak (accessed 09.08.2022).

19. The US State Department Has Restricted the Import of Afghan Cultural and Historical Property. The Telegram Channel Sputnik Afghanistan (in Russian). URL: https://t.me/sputnikaf/9151 (accessed 10.10.2022).

20. Protection of Cultural Property: Questions and Answers. ICRC (in Russian). 30.10.2017. URL: https://www.icrc.org/ru/document/zashchita-kulturnyh-cennostey-voprosy-i-otvety (accessed 05.10.2022).

21. The Historical and Cultural Monuments of Afghanistan Are in Danger of Disappearing. Afghanistan.Ru (in Russian). URL: https://afghanistan.ru/doc/18620.html (accessed 09.08.2022).

22. How to Preserve the Cultural Heritage of Syria. 02.05.2016. International Affairs (in Russian). URL: https://interaffairs.ru/news/show/15208 (accessed 09.08.2022).

23. Intergovernmental Committee for Promoting the Return of Cultural Property to its Countries of Origin or its Restitution in Case of Illicit Appropriation: Secretariat report. 2003. UNESDOC. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000129554_rus (accessed 10.09.2022).

24. Minarets of Afghanistan. Cultural Heritage under Threat of Destruction. Afghanistan.Ru (in Russian). URL: https://afghanistan.ru/doc/142566.html (accessed 07.11.2021).

25. The New Authorities Promised not to Destroy the Monuments of Afghanistan. 16.08.2021. MK.ru (in Russian). URL: https://www.mk.ru/culture/2021/08/16/novye-vlasti-poobeshhali-ne-razrushat-pamyatniki-afganistana.html (accessed 10.10.2022).

26. About the Taliban, the Resistance and the Afghan Neighbors: A Big Interview with Zamir Kabulov. 29.12.2021, Sputnik Tajikistan (in Russian). URL: https://tj.sputniknews.ru/20211229/bolshoe-intervu-zamir-kabulov-1044512128.html (accessed 10.10.2022).

27. The Representative of the UN and the Arab League on Syria and the Head of UNESCO Urged to Save the Cultural Heritage of the SAR. 12.03.2014. TASS (in Russian). URL: http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1041086 (accessed 10.10.2022).

28. Taliban Threaten Afghan Cultural Heritage. 26.08.2021. The Epoch Times (in Russian). URL: https://www.epochtimes.ru/mir/taliban-ugrozhaet-kulturnomu-naslediyu-afganistana-118516/ (accessed 15.08.2022).

29. Chmelenko Yu. The Destroyed Legacy of Iraq: Causes, Facts, Consequences (Pt. 2). 31.10.2013. Posol’skii Prikaz (in Russian). URL: http://www.posprikaz.ru/2013/10/razrushennoe-nasledie-iraka-prichiny-fakty-posledstviya-ch-2/ (accessed 10.10.2022).

30. UNESCO: Hundreds of Items Stolen from Malawi’s National Museum in El Minya during August Riots in Egypt. 19.09.2013. TASS (in Russian). URL: http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/678838 (accessed 20.08.2022).

31. UNESCO Called for the Protection of Cultural Heritage Sites in Afghanistan. Belarus News BELTA (in Russian). URL: https://www.belta.by/world/view/junesko-prizvala-zaschitit-objekty-kulturnogo-nasledija-v-afganistane-455618-2021/ (accessed 09.08.2022).

32. UNESCO Calls for the Protection of the Cultural Heritage of Afghanistan. UN News (in Russian). URL: https://news.un.org/ru/story/2021/08/1408502 (accessed 08.08.2022).

33. Japanese Scientists Urged to Protect the Cultural Values of Afghanistan. 18.08.2021. Rambler (in Russian). URL: https://news.rambler.ru/science/47034977/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (accessed 09.08.2022).

34. Address by Irina Bokova, Director-General of UNESCO, at the Royal Institute of International Affairs: Cultural Heritage: Extremism’s New Target. London, 1 July 2015. UNESDOC. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000233661 (accessed 25.08.2022).

35. Destruction of Art in Afghanistan. Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Destruction_of_art_in_Afghanistan (accessed 12.03.2022).

36. UNESCO Mission Reports on War Damage to Cultural Heritage in Lebanon. 19.09.2006. UNESCO. URL: http://whc.unesco.org/en/news/283/ (accessed 10.10.2022).

37. New Taliban Order in Logar: Five Prayers Should be Offered in Congregation and Mosque. Newspaper “8 am” (in Persian). URL: https://8am.af/new-taliban-order-in-logar-fifty-prayers-should-be-offered-in-congregation-and-mosque/ (accessed 24.08.2022).

38. Fear of the Collapse of the Jam Minaret: Where Is the Two Million UNESCO Budget? Newspaper “8 am” (in Persian). URL: https://hashtesubh.com/fear-of-the-collapse-of-the-jam-minaret-where-is-the-2-million-unesco-budget/ (accessed 12.03.2022).

39. Twenty First Anniversary of the Destruction of Buddha Statues; Bamyan Cultural Activists: The International Community Should Hold the Perpetrators Accountable and Guarantee them. Newspaper “8 am” (in Persian). URL: https://8am.media/twenty-first-anniversary-of-the-destruction-of-buddha-statues-bamyan-cultural-activists-the-international-community-should-hold-the-perpetrators-accountable-and-guarantee-them/ (accessed 10.10.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate