Каменная фигурка из земледельческого погребения могильника Гелот
Каменная фигурка из земледельческого погребения могильника Гелот
Аннотация
Код статьи
S268684310023801-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Виноградова Наталия Матвеевна 
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Кутимов Юрий Геннадьевич
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Отдел археологии Центральной Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
39-48
Аннотация

Археологические раскопки могильника Гелот проводились в Южном Таджикистане в окрестностях города Куляб на лессовых холмах, примыкающих к кишлаку Гелот. В одном из раскопов была обнаружена богатая могила — захоронение № 2. Это погребение катакомбного типа с входной ямой и камерой, где находился скелет женщины в скорченной позе с богатым сопровождающим инвентарем. Самой замечательной находкой в этой могиле была каменная статуэтка человека неопределенного пола, которая, вероятно, изображает мужчину. Она была найдена под пяточной костью правой стопы скелета. Спектральный анализ показал, что статуэтка сделана из мягкого белого камня, разновидности гипса. Вес фигурки составляет 555 гр, высота 13,2 см, ширина плеч 8,2 см. Находки погребального комплекса могилы № 2 в Гелоте датируются сапалли-джаркутанским этапом культуры Сапалли и относятся к концу III-го тыс. до н. э. Статуэтка из погребения № 2 в Гелоте, в отличие от керамического материала, не находит прямых аналогий в бактрийско-маргианских комплексах. По стилю исполнения эту фигурку можно сопоставить с месопотамской пластикой раннединастического времени: широкие плечи, широко расставленные руки, изображение лица с «улыбающимися губами» и большими глазами миндалевидной формы. Гелотская фигурка, кроме вышеприведенных параллелей с месопотамской скульптурой, имеет определенное сходство в бактрийской и маргианской пластике. Это тонкая моделировка глаз, ушной раковины и прически — волосы уложены валиком на затылке. Эта прическа характерна для бактрийских составных статуэток. Другая линия параллелей статуэтки из Гелота может быть проведена с Восточным Ираном — Шахдад (Некрополь А). Характерны скульптуры, вылепленные под влиянием месопотамской пластики: широкие плечи, широко расставленные руки. Они сложены на груди или на поясе. Именно эти элементы в изображении торса статуй сближает гелотскую статуэтку с Шахдадом. Статуэтка из Гелота была изготовлена из местного камня в Бактрии под влиянием Юго-Восточного Ирана. Находка каменной статуэтки из Гелота еще раз подтверждает мнение П. Амье об определенном влиянии Элама («второго Шумера») на формирование бактрийской цивилизации [Amiet, 1989, p. 135].

Ключевые слова
Южный Таджикистан, могильник, погребения, статуэтка, могильник Гелот
Классификатор
Получено
25.12.2022
Дата публикации
30.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
437
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Кишлак Гелот находится в 6 км к северо-западу от г. Куляб и расположен на второй пойменной террасе реки Яхсу. На адырных лессовых холмах, примыкающих к кишлаку с северо-запада, было заложено несколько раскопов (Илл. 1)1. Наиболее интересные результаты были получены на раскопе 6 [Виноградова, Кутимов, 2018, с. 55–66]. Стратиграфия расположения погребений на раскопе следующая: на глубине 1,1–1,3 м встречаются погребения вахшской культуры. Ниже, на уровне 1,9–2,2 м, в слое чистого лесса находятся захоронения земледельческой сапаллинской культуры. В некоторых случаях вахшские могилы перекрывают сапаллинские. Так вахшское погребение № 1, расчищенное на глубине 1,1 м, находится непосредственно над могилой № 2 сапаллинской культуры.
1. Археологические исследования на могильнике Гелот проводились ЮТАЭ с 2007 по 2010 гг. под руководством Б. А. Литвинского. В работе экспедиции принимали участие сотрудники Немецкого археологического Института (Берлин) — М. Тойфер и Музея восточного искусства в Риме — Дж. Ломбардо.
2

3 Илл. 1. Карта основных памятников эпохи бронзы Кулябо-Пархарского региона Таджикистана По: [Виноградова, Кутимов, 2018, с. 109, рис. 1]
4 Fig. 1. Map of the main monuments of the Bronze Age of the Kulyab-Parkhar region of Tajikistan Source: [Vinogradova, Kutimov, 2018, p. 109, fig. 1]
5 Погребение № 2 частично попало в борт западной стенки и, благодаря этому удалось зафиксировать часть входной ямы. Глубина дромоса около 1,2 м (Илл. 2). В разрезе входной ямы хорошо видны куски плотной глины с растительными примесями. Размеры «кирпичей» 20×20×30 см; 12×12×20 см. Они закрывали вход в погребальную камеру. Погребальная камера вырыта в северо-восточной части входной ямы в сторону повышения склона. В камеру вела ступенька высотой около 40 см. Погребальная яма овально-вытянутой формы 2,6×1,6 м; высота свода предположительно 0,9 м. Камера как бы разделена на две половинки — восточную и западную. В восточной части расчищен скелет в скорченной позиции, на левом боку, головой к дромосу; руки лежат перед лицом (Илл. 3). Скелет головой обращен на юго-восток, лицом на запад. У пяточной кости правой ноги найдена антропоморфная мраморная фигурка (Илл. 4). У лобной кости черепа расчищены три лазуритовые и одна золотая бусины. У левой руки скелета находилось зеркало округлой формы без ручки. Рядом с зеркалом найден фрагмент каменной печати и небольшие фрагменты бронзовых предметов. Из этих обломков различима лишь форма лопаточки. У входа в камеру также расчищены мелкие фрагменты бронзовых вещей. В западной части погребальной камеры было найдено 11 гончарных сосудов. Слева от входной ямы в кучку были сложены кости барана (ребра, лопатка, ноги). По антропологическому определению2 пол скелета — женский, 35–40 лет. Череп олихронной формы с выступающим подбородком. Сохранившийся лицевой скелет посмертно деформирован. Анализ керамического материала из погребения № 2 позволяет отнести это захоронение к ранним периодам сапаллинской культуры — Сапалли и Джаркутан I (Илл. 5).
2. Все антропологические исследования проведены сотрудником Музея естественной истории г. Уфы А. И. Нечвалода.
6

7 Илл 2. Могильник Гелот. Погребения 1, 2. План и разрезы
8 По: [Виноградова, Кутимов, 2018, с. 140, рис. 33 и с. 141, рис. 34]
9 Fig. 2. Gelot Burial Ground. Burials 1, 2. Plan and Sections
10 Source: [Vinogradova, Kutimov, 2018, p. 140, fig. 33 and p. 141, fig. 34]
11

12

Илл3. Могильник Гелот. Погребение 2.

13 По: Фотоархив ЮТАЭ в ИВ РАН
14 Fig 3. Gelot Burial Ground. Burial 2.
15 Source: The STAE photo archive of IOS RAS
16

17 Илл. 4. Могильник Гелот. Погребение 2. Статуэтка у ног скелета
18 По: Фотоархив ЮТАЭ в ИВ РАН
19 Fig. 4. Gelot Burial Ground. Burial 2. Statuette at the Feet of the Skeleton
20 Source: The STAE photo archive of IOS RAS
21

22 Илл. 5. Могильник Гелот. Погребение 2. Керамика
23 По: Фотоархив ЮТАЭ в ИВ РАН
24 Fig. 5. Gelot burial ground. Burial 2. Ceramics
25 Source: The STAE photo archive of IOS RAS
26 Самая замечательная находка была сделана в этом богатом захоронении, где под пяточной костью правой ноги умершей была расчищена каменная статуэтка человека (Илл. 6а, б, в, г)3. Фигурка лежала на спине, лицом вверх. Высота 13,2 см, ширина в плечах 8,2 см. Нижняя часть статуэтки вырезана в форме усеченного конуса. Срез овальной формы (8×5,7 см), и он является основанием, на котором стоит скульптура. Голова фигуры округлой формы (4×4 см) с выделенным прямым носом, подбородком и «улыбающимися» губами. Уголки губ как бы растянуты в улыбке. Глаза большие, миндалевидной формы. Пластически проработаны брови и глазное яблоко. Переход от головы к плечам плавный, шея короткая, плечи широкие. Руки сложены на поясе, большие пальцы слегка подняты вверх и соприкасаются между собой. Другие пальцы сжаты в кулак. Прекрасно моделированы уши и прическа. Лоб и уши не закрыты волосами. Ушная раковина и мочка эллипсовидной формы. Волосы прямые, прочерчены тонкими углубленными линиями. На концах они собраны в косу и свернуты валиком на затылке в пучок. Судя по изображению прически, фигурка могла изображать женщину (Илл. 6а, б, в, г).
3. Спектральный анализ Центральной лаборатории Управления геологии г. Душанбе показал, что статуэтка изготовлена из мягкого белого камня — ангидрита (разновидность гипса). Этот камень встречается в неогеновых породах Афгано-Таджикской депрессии. Вес фигурки 555 г.
27

28

29

30

31 Илл. 6а, б, в, г. Могильник Гелот. Погребение 2. Каменная фигурка
32 По: [Виноградова, Кутимов , 2018, с. 145, рис. 38, с. 146, рис. 39]
33 Fig. 6a, b, c, d. The Gelot Burial Ground. Burial 2. Stone Figurine
34 Source: [Vinogradova, Kutimov, 2018, p. 145, fig. 38, p. 146, fig. 39]
35 Находка статуэтки из погребения №2 раскопа №6 в Гелоте, в отличие от керамического материала, не находит прямых аналогий в бактрийско-маргианских комплексах. По стилю исполнения эту фигуру можно сопоставить с месопотамской пластикой раннединастического времени: широкие плечи, широко расставленные руки, изображение лица с «улыбающимися губами» и большими глазами миндалевидной формы. Для сравнения могут быть приведены статуэтки, которые изображают фигуры в молитвенной позе (“Beterstatuetten”) — руки всегда сложены на груди или на поясе. Многие фигурки с надписями (имя бога или жертвователя). Их находят среди храмовых предметов, в алтарях, под полами, в фундаментах святилища [Braun-Holzinger, 1997, p. 1]. После смерти жертвователя фигурка могла почитаться как изображение предков [Braun-Holzinger, 1997, р. 19]. Более ранние находки этих статуэток происходят из области Дияла, более поздние — из Мари. Статуэтка из Гелота по общей манере исполнения лица, рук может быть сравнима со скульптурой из Мари [Braun-Holzinger, 1997, fig. 24ad, fig. 30ab].
36 Особое внимание привлекает поза рук гелотской фигуры: пальцы сжаты в кулак, большие пальцы рук слегка подняты вверх и соприкасаются между собой. Подобное изображение рук мы находим в Месопотамии — в Уруке, где статуэтка изображает мужскую фигуру со сложенными в кулак руками, большие пальцы отогнуты вверх [Basmachi, 1975–1976].
37 Жесты рук, разные позиции ладони и пальцев имели определенную символику. А. Оппенхейм [1990, c. 139] пишет, что в месопотамской религиозной практике молитвы сопровождались определенным ритуалом, который тщательно был написан для жреца и молящихся. Этот ритуал регламентировал движения и жестикуляцию, а также характер приношения, его время и место.
38 Жест руки, сжатой в кулак и выпрямленным большим пальцем, часто изображается на навершиях булавок, найденных в погребениях. В Месопотамии известна только одна такая бронзовая булавка в царском некрополе Ура [Woolley, 1934, p. 147, 527; Winkelmann, 1998, p. 9]. Булавки с изображением руки в различных позициях ладони и пальцев хорошо известны в бактрийско-маргианских погребенных комплексах: серебряные и костяные — в Гонуре [Sarianidi, 1996, fig. 13; Сарианиди, 2001, илл. 38], бронзовые — из разграбленных могил в Афганистане [Sarianidi 1986, fig. 70], в Сапаллитепа [Аскаров, 1977, c. 76; Kaniuth, 2006, p. 112], в Джаркутане [Аскаров, Абдуллаев, 1983, табл. 6, 34; Širinov, Baratov 1997, fig. 4, 2].
39 На наш взгляд, жесты пальцев рук на статуэтках и на навершиях булавок связаны между собой и свидетельствуют об определенном ритуале, который предписывался в погребальной практике для жрецов и молящихся. Статуэтка из Гелота, кроме выше приведенных параллелей с месопотамской скульптурой, имеет определенное сходство в бактрийской и маргианской пластике4. Это тонкая моделировка глаз, ушной раковины и прически. В Гонуре, было найдено серебряное навершие булавки [Сарианиди, 1995, c. 78]. Оно изображает женщину, сидящую в кресле и одетую в каунакес. Лицо ее отлично от гелотской фигурки, но большое сходство в изображении больших миндалевидных глаз, ушных раковин эллипсовидной формы и прически. Волосы прочерчены тонкими углубленными линиями, уложены валиком на затылке. Эта прическа характерна для бактрийских составных статуэток. Интересны черты лица и прически фигурки, изображенной на печати из Северного Афганистана. Это богиня, сидящая на льве. Глаза большие, миндалевидные. Уголки губ растянуты в улыбке. Волосы собраны в пучок [Winkelmann, 2004, p. 71, 190]. С. Винкельман проводит аналогии с цилиндрическими печатями Некрополя А Шахдада и датирует их раннединастическим периодом до начала Аккадского времени.
4. В Маргиане в Большом некрополе Гонура в погребениях были найдены составные каменные статуэтки, которые могли изготавливаться на самом Гонуре [Сарианиди, 2001, С. 49–51; Sarianidi, 2007, Pp. 71–75]. Отдельные детали этих фигурок имеются в инвентаре «погребения ювелира» — № 1200. Статуэтки могли изображать мифологических персонажей женского пола [Антонова, 2020, c. 150] шумеро-эламского пантеона.
40 Другая линия параллелей статуэтки из Гелота может быть проведена с Восточным Ираном, где в Шахдаде на Некрополе А были найдены глиняные статуи в молитвенной позе. Они довольно больших размеров от 45 до 97 см [Hakemi, Sajjadi, 1990, p. 147], и некоторые имеют портретное сходство с умершими. Характерны скульптуры, вылепленные под влиянием месопотамской пластики — широкие плечи, широко расставленные руки. Они сложены на груди или на поясе. Именно эти элементы в изображении торса статуй сближает гелотскую статуэтку с Шахдадом [Hakemi, 1997, p. 300 (No. 1479), 457 (No. 3432), 469 (No. 3520)].
41 Подводя итоги описанию статуэтки из Гелота, мы склоняемся к мнению, что она была изготовлена в Бактрии мастерами из местного камня (ангидрат) под влиянием месопотамских эталонов. Связи с Эламом и Месопотамией осуществлялись через Северный Афганистан и Восточный Иран. Находка каменной статуэтки в Гелоте еще раз подтверждает мнение П. Амье об определенном воздействии Элама («второго Шумера») на сложение бактрийской цивилизации. «Граница сферы влияния Элама, сначала находившаяся в Восточном Иране, продвинулась до Бактрии» [Amiet, 1989, p. 135]. Художественные изделия Древней Бактрии, особенно в области торевтики и глиптики, испытывают сильное влияние новошумерского стиля. «Западные, особенно месопотамские эталоны отвечали культурным и интеллектуальным запросам местного общества, активно продвигающегося по пути цивилизации» [Массон, 2006, c. 81].

Библиография

1. Антонова Е. В. Бактрия и Маргиана на Древнем Востоке. Очерки. М.: Т. 8 Издательские Технологии, ИВ РАН, 2020. — 227 с.

2. Аскаров А. А. Древнеземледельческая культура эпохи бронзы юга Узбекистана. Ташкент: ФАН, 1977. — 232 с.

3. Аскаров А. А., Абдуллаев Б. Н. Джаркутан. Ташкент: ФАН, 1983. — 122 c.

4. Виноградова Н. М., Кутимов Ю. Г. Погребальные памятники эпохи бронзы в Южном Таджикистане (могильники Гелота и Дарнайчи). М.: «Издательство МБА» ИВ РАН, 2018. —272 с.

5. Массон В. М. Культурогенез Древней Центральной Азии. СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2006. — 379 с.

6. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М: Наука, 1990. — 319 с.

7. Сарианиди В. И. Составные статуэтки Бактрии и Маргианы. ВДИ. 1995. № 1. C. 75–79.

8. Сарианиди В. И. Некрополь Гонура и иранское язычество. М.: «Издательство Мир-медиа», 2001. — 244 c.

9. Amiet P. Elam and Bactria. Ligabue G., Salvator S. (Publishers). Bactria — An Ancient Oasis Civilization from the Sands of Afghanistan. Venedig, 1989. Pp. 127–140.

10. Braun-Holzinger E. A. Frühdynastische Beterstatuetten. Abhandlungen der deutschen Orient Gesellschaft. Berlin. No. 19. 1977.

11. Basmachi F. Treasures of the Iraq museum. Baghdad: Ministry of Information, Directorate General of Antiquities, 1975–1976.

12. Hakemi A. Shahdad: Archaeological Excavations of a Bronze Age Center in Iran. Rome: IsMEO Reports and Memoirs, 1997. — 721 p.

13. Hakemi A., Sajjadi S. Shahdad Excavations in the Context of the Oases Civilization Bactria. Bactria — an Ancient Oasis Civilization from the Sands of Afghanistan. Venedig, 1989. Pp. 143–153.

14. Kaniuth K. Mеtallobjekte der Bronzezeit aus Nordbaktrien. Archäologie in Iran und Turan. 2006. Pp. 81–102.

15. Sarianidi V. Die Kunst des alten Afghanistan. Leipzig: VEB, E. A. Seeman Verlag, 1986.

16. Sarianidi V. The Biblical Lamb and the Funeral Rites of Margiana and Bactria. Mesopotamia. 1996. Pp. 33–47.

17. Sarianidi V. Necropolis of Gonur. Athens: Kapon Editions, 2007. — 340 p.

18. Širinov T., Baratov S. Bronzezeitliche Grabstätten aus der Nekropole Dzarkutan 4 C (Süd–Uzbekistan). Archäologische Mitteilungen aus Iran. 1997. Pp. 65–120.

19. Winkelmann S. Seals of the Oasis From the Ligabue Collection. Venece: Il Punto, 2004. — 205 p.

20. Winkelmann S. Bemerkungen zum Grab 18 und den Silbernadeln von Gonur depe. Archäologische Mitteilungen aus Iran. 1998. Bd. 30. P. 1–16.

21. Woolley S. L. Ur Excavations. The Royal Cemetry. Vol. II. London, 1934.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести