Stone Figurine from the Farmers Burial Ground of Gelot
Table of contents
Share
QR
Metrics
Stone Figurine from the Farmers Burial Ground of Gelot
Annotation
PII
S268684310023801-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalia M. Vinogradova 
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Yuri Kutimov
Occupation: Research Fellow
Affiliation: Department of Archeology of Central Asia and the Caucasus, Institute for the History of Material Culture of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Edition
Pages
39-48
Abstract

Archaeological excavations of the Gelot burial ground were carried out in Southern Tajikistan in the vicinity of the city of Kulyab on the loess hills adjacent to the village of Gelot. In one of the excavations, a rich grave was discovered, i. e. burial No. 2. This is a catacomb-type burial with an entrance pit and a chamber where there was a skeleton of a woman in a crouched position with a rich accompanying inventory. The most remarkable find in this grave was a stone figurine of a man of indeterminate gender, which probably depicts a man. It was found under the heel bone of the skeleton’s right foot. Spectral analysis showed that the statuette is made of soft white stone, a kind of gypsum. The weight of the figure is 555 gr, its height is 13.2 cm, and its shoulder width is 8.2 cm. The finds of the grave No. 2 burial complex in Gelot date back to the Sapalli-Dzarkutan stage of the Sapalli culture and date back to the end of the 3rd millennium BC. The figurines from burial No. 2 in Gelot, unlike the ceramic material, do not find direct analogies in the Bactrian-Margian complexes. According to the style of execution, this figurine can be compared with the Mesopotamian plastic of the Early Dynastic period: broad shoulders, widely spaced arms, an image of a face with “smiling lips” and large almond-shaped eyes. The Gelot figurine, in addition to the above parallels with Mesopotamian sculpture, has a certain similarity in Bactrian and Margian plastic. This is a subtle modeling of the eyes, the auricle, and the hairstyle — the hair is laid with a roller on the back of the head. This hairstyle is typical for Bactrian composite figurines. Another line of parallels of the Gelot statuette can be drawn with Eastern Iran — Shahdad (Necropolis A). Characteristic of sculptures sculpted under the influence of Mesopotamian plastics are: broad shoulders and widely spaced arms. They are folded on the chest or on the belt. It is these elements in the image of the torso of the statues that brings the Gelot statuette closer to the Shahdad. The Gelot statuette was made from local stone in Bactria under the influence of Southeastern Iran. The discovery of the stone statuette from Gelot once again confirms P. Amiet’s opinion about a certain influence of Elam (“the second Sumer”) on the formation of the Bactrian civilization [Amiet, 1989, p. 135].

Keywords
Southern Tajikistan, Burial ground, Burials, Statuette, Burial Ground of Gelot
Received
25.12.2022
Date of publication
30.12.2022
Number of purchasers
6
Views
438
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Кишлак Гелот находится в 6 км к северо-западу от г. Куляб и расположен на второй пойменной террасе реки Яхсу. На адырных лессовых холмах, примыкающих к кишлаку с северо-запада, было заложено несколько раскопов (Илл. 1)1. Наиболее интересные результаты были получены на раскопе 6 [Виноградова, Кутимов, 2018, с. 55–66]. Стратиграфия расположения погребений на раскопе следующая: на глубине 1,1–1,3 м встречаются погребения вахшской культуры. Ниже, на уровне 1,9–2,2 м, в слое чистого лесса находятся захоронения земледельческой сапаллинской культуры. В некоторых случаях вахшские могилы перекрывают сапаллинские. Так вахшское погребение № 1, расчищенное на глубине 1,1 м, находится непосредственно над могилой № 2 сапаллинской культуры.
1. Археологические исследования на могильнике Гелот проводились ЮТАЭ с 2007 по 2010 гг. под руководством Б. А. Литвинского. В работе экспедиции принимали участие сотрудники Немецкого археологического Института (Берлин) — М. Тойфер и Музея восточного искусства в Риме — Дж. Ломбардо.
2

3 Илл. 1. Карта основных памятников эпохи бронзы Кулябо-Пархарского региона Таджикистана По: [Виноградова, Кутимов, 2018, с. 109, рис. 1]
4 Fig. 1. Map of the main monuments of the Bronze Age of the Kulyab-Parkhar region of Tajikistan Source: [Vinogradova, Kutimov, 2018, p. 109, fig. 1]
5 Погребение № 2 частично попало в борт западной стенки и, благодаря этому удалось зафиксировать часть входной ямы. Глубина дромоса около 1,2 м (Илл. 2). В разрезе входной ямы хорошо видны куски плотной глины с растительными примесями. Размеры «кирпичей» 20×20×30 см; 12×12×20 см. Они закрывали вход в погребальную камеру. Погребальная камера вырыта в северо-восточной части входной ямы в сторону повышения склона. В камеру вела ступенька высотой около 40 см. Погребальная яма овально-вытянутой формы 2,6×1,6 м; высота свода предположительно 0,9 м. Камера как бы разделена на две половинки — восточную и западную. В восточной части расчищен скелет в скорченной позиции, на левом боку, головой к дромосу; руки лежат перед лицом (Илл. 3). Скелет головой обращен на юго-восток, лицом на запад. У пяточной кости правой ноги найдена антропоморфная мраморная фигурка (Илл. 4). У лобной кости черепа расчищены три лазуритовые и одна золотая бусины. У левой руки скелета находилось зеркало округлой формы без ручки. Рядом с зеркалом найден фрагмент каменной печати и небольшие фрагменты бронзовых предметов. Из этих обломков различима лишь форма лопаточки. У входа в камеру также расчищены мелкие фрагменты бронзовых вещей. В западной части погребальной камеры было найдено 11 гончарных сосудов. Слева от входной ямы в кучку были сложены кости барана (ребра, лопатка, ноги). По антропологическому определению2 пол скелета — женский, 35–40 лет. Череп олихронной формы с выступающим подбородком. Сохранившийся лицевой скелет посмертно деформирован. Анализ керамического материала из погребения № 2 позволяет отнести это захоронение к ранним периодам сапаллинской культуры — Сапалли и Джаркутан I (Илл. 5).
2. Все антропологические исследования проведены сотрудником Музея естественной истории г. Уфы А. И. Нечвалода.
6

7 Илл 2. Могильник Гелот. Погребения 1, 2. План и разрезы
8 По: [Виноградова, Кутимов, 2018, с. 140, рис. 33 и с. 141, рис. 34]
9 Fig. 2. Gelot Burial Ground. Burials 1, 2. Plan and Sections
10 Source: [Vinogradova, Kutimov, 2018, p. 140, fig. 33 and p. 141, fig. 34]
11

12

Илл3. Могильник Гелот. Погребение 2.

13 По: Фотоархив ЮТАЭ в ИВ РАН
14 Fig 3. Gelot Burial Ground. Burial 2.
15 Source: The STAE photo archive of IOS RAS
16

17 Илл. 4. Могильник Гелот. Погребение 2. Статуэтка у ног скелета
18 По: Фотоархив ЮТАЭ в ИВ РАН
19 Fig. 4. Gelot Burial Ground. Burial 2. Statuette at the Feet of the Skeleton
20 Source: The STAE photo archive of IOS RAS
21

22 Илл. 5. Могильник Гелот. Погребение 2. Керамика
23 По: Фотоархив ЮТАЭ в ИВ РАН
24 Fig. 5. Gelot burial ground. Burial 2. Ceramics
25 Source: The STAE photo archive of IOS RAS
26 Самая замечательная находка была сделана в этом богатом захоронении, где под пяточной костью правой ноги умершей была расчищена каменная статуэтка человека (Илл. 6а, б, в, г)3. Фигурка лежала на спине, лицом вверх. Высота 13,2 см, ширина в плечах 8,2 см. Нижняя часть статуэтки вырезана в форме усеченного конуса. Срез овальной формы (8×5,7 см), и он является основанием, на котором стоит скульптура. Голова фигуры округлой формы (4×4 см) с выделенным прямым носом, подбородком и «улыбающимися» губами. Уголки губ как бы растянуты в улыбке. Глаза большие, миндалевидной формы. Пластически проработаны брови и глазное яблоко. Переход от головы к плечам плавный, шея короткая, плечи широкие. Руки сложены на поясе, большие пальцы слегка подняты вверх и соприкасаются между собой. Другие пальцы сжаты в кулак. Прекрасно моделированы уши и прическа. Лоб и уши не закрыты волосами. Ушная раковина и мочка эллипсовидной формы. Волосы прямые, прочерчены тонкими углубленными линиями. На концах они собраны в косу и свернуты валиком на затылке в пучок. Судя по изображению прически, фигурка могла изображать женщину (Илл. 6а, б, в, г).
3. Спектральный анализ Центральной лаборатории Управления геологии г. Душанбе показал, что статуэтка изготовлена из мягкого белого камня — ангидрита (разновидность гипса). Этот камень встречается в неогеновых породах Афгано-Таджикской депрессии. Вес фигурки 555 г.
27

28

29

30

31 Илл. 6а, б, в, г. Могильник Гелот. Погребение 2. Каменная фигурка
32 По: [Виноградова, Кутимов , 2018, с. 145, рис. 38, с. 146, рис. 39]
33 Fig. 6a, b, c, d. The Gelot Burial Ground. Burial 2. Stone Figurine
34 Source: [Vinogradova, Kutimov, 2018, p. 145, fig. 38, p. 146, fig. 39]
35 Находка статуэтки из погребения №2 раскопа №6 в Гелоте, в отличие от керамического материала, не находит прямых аналогий в бактрийско-маргианских комплексах. По стилю исполнения эту фигуру можно сопоставить с месопотамской пластикой раннединастического времени: широкие плечи, широко расставленные руки, изображение лица с «улыбающимися губами» и большими глазами миндалевидной формы. Для сравнения могут быть приведены статуэтки, которые изображают фигуры в молитвенной позе (“Beterstatuetten”) — руки всегда сложены на груди или на поясе. Многие фигурки с надписями (имя бога или жертвователя). Их находят среди храмовых предметов, в алтарях, под полами, в фундаментах святилища [Braun-Holzinger, 1997, p. 1]. После смерти жертвователя фигурка могла почитаться как изображение предков [Braun-Holzinger, 1997, р. 19]. Более ранние находки этих статуэток происходят из области Дияла, более поздние — из Мари. Статуэтка из Гелота по общей манере исполнения лица, рук может быть сравнима со скульптурой из Мари [Braun-Holzinger, 1997, fig. 24ad, fig. 30ab].
36 Особое внимание привлекает поза рук гелотской фигуры: пальцы сжаты в кулак, большие пальцы рук слегка подняты вверх и соприкасаются между собой. Подобное изображение рук мы находим в Месопотамии — в Уруке, где статуэтка изображает мужскую фигуру со сложенными в кулак руками, большие пальцы отогнуты вверх [Basmachi, 1975–1976].
37 Жесты рук, разные позиции ладони и пальцев имели определенную символику. А. Оппенхейм [1990, c. 139] пишет, что в месопотамской религиозной практике молитвы сопровождались определенным ритуалом, который тщательно был написан для жреца и молящихся. Этот ритуал регламентировал движения и жестикуляцию, а также характер приношения, его время и место.
38 Жест руки, сжатой в кулак и выпрямленным большим пальцем, часто изображается на навершиях булавок, найденных в погребениях. В Месопотамии известна только одна такая бронзовая булавка в царском некрополе Ура [Woolley, 1934, p. 147, 527; Winkelmann, 1998, p. 9]. Булавки с изображением руки в различных позициях ладони и пальцев хорошо известны в бактрийско-маргианских погребенных комплексах: серебряные и костяные — в Гонуре [Sarianidi, 1996, fig. 13; Сарианиди, 2001, илл. 38], бронзовые — из разграбленных могил в Афганистане [Sarianidi 1986, fig. 70], в Сапаллитепа [Аскаров, 1977, c. 76; Kaniuth, 2006, p. 112], в Джаркутане [Аскаров, Абдуллаев, 1983, табл. 6, 34; Širinov, Baratov 1997, fig. 4, 2].
39 На наш взгляд, жесты пальцев рук на статуэтках и на навершиях булавок связаны между собой и свидетельствуют об определенном ритуале, который предписывался в погребальной практике для жрецов и молящихся. Статуэтка из Гелота, кроме выше приведенных параллелей с месопотамской скульптурой, имеет определенное сходство в бактрийской и маргианской пластике4. Это тонкая моделировка глаз, ушной раковины и прически. В Гонуре, было найдено серебряное навершие булавки [Сарианиди, 1995, c. 78]. Оно изображает женщину, сидящую в кресле и одетую в каунакес. Лицо ее отлично от гелотской фигурки, но большое сходство в изображении больших миндалевидных глаз, ушных раковин эллипсовидной формы и прически. Волосы прочерчены тонкими углубленными линиями, уложены валиком на затылке. Эта прическа характерна для бактрийских составных статуэток. Интересны черты лица и прически фигурки, изображенной на печати из Северного Афганистана. Это богиня, сидящая на льве. Глаза большие, миндалевидные. Уголки губ растянуты в улыбке. Волосы собраны в пучок [Winkelmann, 2004, p. 71, 190]. С. Винкельман проводит аналогии с цилиндрическими печатями Некрополя А Шахдада и датирует их раннединастическим периодом до начала Аккадского времени.
4. В Маргиане в Большом некрополе Гонура в погребениях были найдены составные каменные статуэтки, которые могли изготавливаться на самом Гонуре [Сарианиди, 2001, С. 49–51; Sarianidi, 2007, Pp. 71–75]. Отдельные детали этих фигурок имеются в инвентаре «погребения ювелира» — № 1200. Статуэтки могли изображать мифологических персонажей женского пола [Антонова, 2020, c. 150] шумеро-эламского пантеона.
40 Другая линия параллелей статуэтки из Гелота может быть проведена с Восточным Ираном, где в Шахдаде на Некрополе А были найдены глиняные статуи в молитвенной позе. Они довольно больших размеров от 45 до 97 см [Hakemi, Sajjadi, 1990, p. 147], и некоторые имеют портретное сходство с умершими. Характерны скульптуры, вылепленные под влиянием месопотамской пластики — широкие плечи, широко расставленные руки. Они сложены на груди или на поясе. Именно эти элементы в изображении торса статуй сближает гелотскую статуэтку с Шахдадом [Hakemi, 1997, p. 300 (No. 1479), 457 (No. 3432), 469 (No. 3520)].
41 Подводя итоги описанию статуэтки из Гелота, мы склоняемся к мнению, что она была изготовлена в Бактрии мастерами из местного камня (ангидрат) под влиянием месопотамских эталонов. Связи с Эламом и Месопотамией осуществлялись через Северный Афганистан и Восточный Иран. Находка каменной статуэтки в Гелоте еще раз подтверждает мнение П. Амье об определенном воздействии Элама («второго Шумера») на сложение бактрийской цивилизации. «Граница сферы влияния Элама, сначала находившаяся в Восточном Иране, продвинулась до Бактрии» [Amiet, 1989, p. 135]. Художественные изделия Древней Бактрии, особенно в области торевтики и глиптики, испытывают сильное влияние новошумерского стиля. «Западные, особенно месопотамские эталоны отвечали культурным и интеллектуальным запросам местного общества, активно продвигающегося по пути цивилизации» [Массон, 2006, c. 81].

References

1. Antonova E. V. Bactria and Margiana in the Ancient East. Essays. Moscow: T. 8 Izdatel’skie Technologii, IOS RAS, 2020 — 227 p. (in Russian).

2. Askarov A. A. Bronze Age Ancient Farming Culture of Southern Uzbekistan. Tashkent: FAN, 1977. — 232 p. (in Russian).

3. Askarov A. A., Abdullaev B. P. Dzharkutan. Tashkent: FAN, 1983. — 122 p. (in Russian).

4. Vinogradova N. M., Kutimov Yu. G. Funerary Monuments of the Bronze Age in Southern Tajikistan (Gelot and Darnaichi Burial Grounds). Moscow: The MBA Publishing company, IOS RAS, 2018. — 272 p. (in Russian).

5. Masson V. M. Cultural Genesis of Ancient Central Asia. St. Petersburg: Faculty of Philology of St. Petersburg State University, 2006. — 379 p. (in Russian).

6. Oppenheim A. Ancient Mesopotamia. Moscow: Nauka, 1990. — 319 p. (in Russian).

7. Sarianidi V. I. Composite figurines of Bactria and Margiana. VDI. 1995. No. 1. Pp. 75–79 (in Russian).

8. Sarianidi V. I. Gonur Necropolis and Iranian Paganism. Moscow: The Mir-media Publishing company, 2001. — 244 p. (in Russian).

9. Amiet P. Elam and Bactria. Ligabue G., Salvator S. (Publishers). Bactria — An Ancient Oasis Civilization from the Sands of Afghanistan. Venedig, 1989. Pp. 127–140.

10. Braun-Holzinger E. A. Frühdynastische Beterstatuetten. Abhandlungen der deutschen Orient Gesellschaft. Berlin. No. 19. 1977.

11. Basmachi F. Treasures of the Iraq museum. Baghdad: Ministry of Information, Directorate General of Antiquities, 1975–1976.

12. Hakemi A. Shahdad: Archaeological Excavations of a Bronze Age Center in Iran. Rome: IsMEO Reports and Memoirs, 1997. — 721 p.

13. Hakemi A., Sajjadi S. Shahdad Excavations in the Context of the Oases Civilization Bactria. Bactria — an Ancient Oasis Civilization from the Sands of Afghanistan. Venedig, 1989. Pp. 143–153.

14. Kaniuth K. Mеtallobjekte der Bronzezeit aus Nordbaktrien. Archäologie in Iran und Turan. 2006. Pp. 81–102.

15. Sarianidi V. Die Kunst des alten Afghanistan. Leipzig: VEB, E. A. Seeman Verlag, 1986.

16. Sarianidi V. The Biblical Lamb and the Funeral Rites of Margiana and Bactria. Mesopotamia. 1996. Pp. 33–47.

17. Sarianidi V. Necropolis of Gonur. Athens: Kapon Editions, 2007. — 340 p.

18. Širinov T., Baratov S. Bronzezeitliche Grabstätten aus der Nekropole Dzarkutan 4 C (Süd–Uzbekistan). Archäologische Mitteilungen aus Iran. 1997. Pp. 65–120.

19. Winkelmann S. Seals of the Oasis From the Ligabue Collection. Venece: Il Punto, 2004. — 205 p.

20. Winkelmann S. Bemerkungen zum Grab 18 und den Silbernadeln von Gonur depe. Archäologische Mitteilungen aus Iran. 1998. Bd. 30. P. 1–16.

21. Woolley S. L. Ur Excavations. The Royal Cemetry. Vol. II. London, 1934.

Comments

No posts found

Write a review
Translate