Democracy in Israel: Are There Any Reasons for Concern?
Table of contents
Share
QR
Metrics
Democracy in Israel: Are There Any Reasons for Concern?
Annotation
PII
S268684310026689-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yana S. Brilevskaya 
Occupation: 4th year undergraduate student
Affiliation: National Research Tomsk State University
Address: Russian Federation, Tomsk
Edition
Pages
38-47
Abstract

The author examines the current state of democratic governance in the State of Israel. The research focuses on the changes that have taken place in the party and civil environment of the state in the last decade, as well as their impact on Israeli democracy. It also reveals the negative impact of the right-wing nature of the ruling elite on the liberal side of Israeli democratic rule. The paper states the decline of democracy in various regions of the world, in the State of Israel, which is considered the only democratic country in the Middle East. Based on this, the author examines the current state of democratic governance in Israel. The research focuses on the changes that have occurred in the party and civil environment of the state in the last decade, as well as their impact on Israeli democracy. There is a tendency towards the growth of right-wing sentiments both within the political elite and the Israeli society itself, which is the result of a long-term transformation of the political landscape of Israel and is closely related to the security issue. In addition, other reasons for the rise of right-wing sentiments are given, namely: the peculiarities of Israel’s demographic development, the failure of the peace process with the Palestinians, the changing role of religious parties in election campaigns, etc. The paper analyzes several government laws, as well as already approved laws of a legal nature: the boycott law, the Nakba Law, the law on ‘transparency,’ the law on the nation state. The recent legislative initiative of the newly elected Israeli government to limit the powers and role of the Supreme Court is subjected to a separate analysis: the reasons for the nomination of the law are revealed, its main provisions are given, possible consequences of the adoption of this law are established and their assessment in the context of the emerging democratic crisis in Israel. As a result of the above, the negative impact of the right-wing nature of the ruling elite on the liberal side of Israeli democratic rule is revealed. Two key vectors of the current government’s anti-liberal policy have been identified: firstly, changing the system of checks-and-balances within which institutions now function in favor of the political majority principle; secondly, the principles of ethno-nationalism as the basis of all spheres of Israeli society in the long term. In conclusion, the author gives forecasts of the further development of the processes considered in the work in case of preservation and further deepening of the current internal political course of the Government of Israel.

Keywords
Middle East, Israel, democracy, right-wing political forces, democratic crisis, ethno-nationalism
Received
18.07.2023
Date of publication
14.08.2023
Number of purchasers
12
Views
272
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Одной из тенденций, определяющих мировое развитие сегодня, является упадок демократии в различных регионах мира. Британская группа Economist Intelligence Unit, проводящая исследование уровня демократии в мире с 2006 года, констатирует, что показатели более чем половины стран, включенных в исследование, либо остались на прежнем уровне, либо снизились1. Вместе с этим растет недоверие к демократии как среди рядовых граждан, так и среди правящих элит. С середины 1990-х гг. доля неудовлетворенных демократией людей выросла примерно на 10 %, с 47,9 до 57,5 %, чему способствовали объективные обстоятельства — экономические кризисы, провалы внешней политики, коррупционные скандалы, рост популизма2.
1. Democracy Index 2022. Frontline democracy and the battle for Ukraine. Economist Intelligence Unit. URL: >>>> (accessed 21.02.2023).

2. Global Satisfaction with Democracy 2020. The Bennett Institute for Public Policy. URL: >>>> (accessed 21.02.2023).
2 Одной из стран, относительно которой неоднократно были высказаны опасения о растущей угрозе демократии, является Израиль, опустившийся на шесть позиций по индексу демократии по сравнению с прошлым годом. В то время как страна получила оценку 9,58 из 10 за избирательный процесс и плюрализм и 9,44 за участие в политической жизни, она набрала всего 7,86 балла за функционирование правительства и 5,88 балла за гражданские свободы3. Помимо ухудшения позиций в рейтинге и явной диспропорции между показателями демократического устройства, случай данной страны примечателен тем, что за ней закреплена репутация единственной демократической страны на Ближнем Востоке. Но так ли это на самом деле или же есть основания полагать, что Израиль столкнулся с эрозией демократии?
3. Democracy Index 2022. Frontline democracy and the battle for Ukraine. Economist Intelligence Unit. URL: >>>> (accessed 21.02.2023).
3 Что есть демократия?
4 Прежде чем приступить к выявлению причин возникшего беспокойства по поводу текущего состояния демократического режима в Израиле, стоит дать определение самому понятию «демократия». С учетом существования большого многообразия трактовок этого термина, имеет смысл выбрать одну из наиболее часто встречающихся — это концепция современной представительной демократии, разработанная американским политологом Р. Далем и называемая «полиархической демократией». Термином «полиархия» подчеркивается, что власть осуществляется не всеми, но многими, поскольку демократия — идеал, которого нельзя достичь полностью. Под полиархической демократией подразумевается политическая система, которая характеризуется следующими институтами: свободные, честные, часто проводимые выборы; выборность должностных лиц; свобода выражения; альтернативные источники информации; автономия ассоциаций; всеобщие гражданские права [Нисневич, 2012, с. 32–35]. Доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ и РУДН Ю. А. Нисневич предлагает дополнить этот перечень подотчетностью и ответственностью власти, правозаконностью (верховенство закона) и разделением властей [Нисневич, 2012, с. 38].
5 Изменение природы правящей элиты
6 Если применить определение Нисневича к Израилю, то на первый взгляд складывается очень демократическая картина: действует многопартийная парламентская система, регулярно проводятся свободные и честные выборы, имеются свободная пресса и гражданское общество, функционирует независимая судебная система. Все это наблюдается на фоне затяжного конфликта с палестинцами, выливающегося в множественные эпизоды вооруженной эскалации и акты терроризма. Вместе с этим стоит упомянуть, что большая часть еврейских иммигрантов прибыли из стран, не имеющих глубоких демократических традиций — Восточной Европы, бывшего Советского союза, Северной Африки и Ближнего Востока. Конечно, указанные в начале раздела составляющие демократии в Израиле являются большим достижением, но в то же время нельзя утверждать, что будущие перспективы этих достижений однозначно предопределены.
7 В последнее время многие предупреждают об угрозе, нависшей над израильской демократией. Беспокойство выразили чиновники администрации Обамы в лице Саманты Пауэр (постоянный представитель США при ООН, 2013–2017 гг.), Дэниэла Шапиро (посол США в Израиле, 2011–2017 гг.), европейские дипломаты [Waxman, 2016, p. 360], общественные деятели Израиля — Моше Яалон (министр обороны Израиля, 2012–2016 гг.), предупредивший в речи об отставке о том, что «экстремистские и опасные элементы захватили власть в Израиле, а также в партии “Ликуд”»4, бывший спикер Кнессета Авраам Бург, заявивший, что «конец израильской демократии — и государства Израиль — это явная и существующая опасность»5, и др. Все эти опасения сводятся к единому знаменателю — правому характеру правящей элиты.
4. Israeli defense chief quits, says he can't trust Netanyahu. CBS News. URL: >>>> (accessed 23.02.2023).

5. The End of Israeli Democracy Is a Clear and Present Danger. Haaretz. URL: >>>> (accessed 23.02.2023).
8 Описанная ситуация возникла не спорадически, но стала результатом долгосрочной трансформации политического ландшафта Израиля, придавшей ему более правый уклон. Вплоть до 1970-х гг. доминирующей партией в Израиле была Мапай и ее преемники, идеологическая позиция которых была центристской не только в социально-экономическом, но и в двух других важных для Израиля вопросах: в вопросе безопасности, который стал доминировать в партийной политике после 1967 г., и в религиозно-светском вопросе, включающем вопросы религии и государства. Переломным моментом стала Шестидневная война 1967 г., изменившая саму природу партийной конкуренции, что способствовало краху господства Мапай. Из-за небольших размеров Израиля и постоянной угрозы со стороны его арабских соседей население воспринимало захваченные территории как гарантию крепкой стратегической обороны государства и, следовательно, поддерживало позицию правых в лице Ликуда по этому вопросу.
9 Таким образом, усиление аспекта безопасности сдвинуло лейбористов из середины в левую сторону политического спектра и сделало Ликуд законной идеологической альтернативой, предоставило оппозиции широкую общественную поддержку. Усиление аспекта безопасности также оказало влияние на религиозные партии, которые до этого были верными партнерами доминирующей партии и поддерживали практически каждую коалицию. После 1967 года, из-за религиозного значения захваченных территорий, они либо начали склоняться к поддержке Ликуда (в основном ультраортодоксальные), либо изменили свои позиции и начали склоняться вправо (религиозные сионисты) [Hazan et al., 2021, p. 351–366].
10 В результате уже пятых менее чем за четыре года досрочных выборов в парламент, в ноябре 2022 г. к власти пришло крайне правое правительство во главе с Б. Нетаньяху. Правительство, возглавляемое Нетаньяху, объединило под своим крылом «Ликуд», две ультраортодоксальные партии «ШАС» и «Яхадут ха-Тора», а также радикальный альянс «Религиозный сионизм», состоящий из партии «Оцма Йехудит» и микропартии «Ноам».
11 Таким образом, сформированное правительство считается наиболее правым и религиозным за всю историю Израиля. Так, в его рядах числятся Ави Маоз, известный своими гомофобскими заявлениями, ультраправый активист Итамар Бен-Гвир, получивший портфель министра национальной безопасности и призывавший к высылке «нелояльных» граждан Израиля как еврейского, так и арабского происхождения: «Мы требуем провести абсолютное различие между теми, кто лоялен Израилю, с кем у нас вообще нет проблем, и теми, кто подрывает нашу драгоценную страну»6. При этом в прошлом Бен-Гвир являлся последователем радикальной партии КАХ, признанной террористической как самим Израилем, так и его сторонниками — США и Европейским союзом. На фоне этой ситуации политолог Еврейского университета в Иерусалиме Гаил Талшир отметил: «Правые экстремисты никуда не денутся, и я думаю, что их превращение в третью по величине партию в израильском парламенте является поводом беспокойства для всех тех, кто выступает за демократию» 7.
6. Israeli results show a Netanyahu comeback powered by the far right. Washington Post. URL: >>>> (accessed 25.02.2023).

7. Israeli results show a Netanyahu comeback powered by the far right. Washington Post. URL: >>>> (accessed 25.02.2023).
12 Предпосылки доминирования правых в политической жизни Израиля
13 Появление новой коалиции не случайность, но, как уже было отмечено, результат политической трансформации страны, происходившей на протяжении ряда лет. Следовательно, необходимо установить причины, приведшие к откровенно правому уклону правительства. Одна из причин заключается в демографическом развитии Израиля. Высокий уровень рождаемости наблюдается именно в религиозной сионистской и ультроортодоксальной среде, следовательно, ультраортодоксальные евреи имеют большие семьи, которые часто голосуют одинаково на основе общей идентичности. Отпечаток накладывает и то, что многие израильтяне из религиозных и низших социально-экономических слоев были свидетелями насилия со стороны палестинцев и отождествляют себя с национальной еврейской гордостью, учитывая многолетнюю идеологическую обработку, проводимую религиозными партиями, контролировавшими министерство образования8.
8. Israel’s Winning Coalition: Culmination of a Long Rightward Shift. Crisis Group. URL: >>>> (accessed 25.02.2023).
14 Другим не менее важным фактором является провал мирного процесса, что сделало позиции левых менее заслуживающими доверия в глазах общественности, а позиции правых — наоборот. Все это было усилено также тем фактом, что партии ультраортодоксального религиозного блока отказались от роли лавирующего между политическими блоками элемента и теперь причисляют себя к лагерю правых. В это же время все большее доминирование правого крыла сопровождалось внутренней борьбой за гегемонию, что спровоцировало внутреннюю радикализацию программы блока. На практике это выразилось в том, что крайне правые партии подталкивали «Ликуд» к проведению более радикальных действий вроде, например, принятия Закона о национальном государстве, о котором будет сказано в дальнейшем9.
9. Israel’s Anti-Liberal Coalition. Stiftung Wissenschaft und Politik. URL: >>>> (accessed 25.02.2023).
15 Наконец, неким катализатором описанного процесса стал судебный процесс против Нетаньяху по делу о коррупции, подвигший часть правых политиков, ранее поддерживавших Нетаньяху, перейти в лагерь его соперников, в результате чего во время пребывания в оппозиции он был вынужден искать поддержку среди других партий — ультраправых, сумев таким образом компенсировать потерю голосов. Результатом стало образование альянса праворадикального характера10.
10. Israel’s Winning Coalition: Culmination of a Long Rightward Shift. Crisis Group. URL: >>>> (accessed 25.02.2023).
16 Дополнительным фактором роста крайне правых настроений стали беспорядки в израильских городах в мае 2021 г., выразившиеся в ожесточенных столкновениях между евреями и палестинцами, что заставило первых почувствовать себя уязвимыми перед лицом палестинской угрозы. Согласно опросу, проведенному Израильским институтом демократии годом позже, значительно возросла доля евреев, выступающих за раздельное проживание с арабами — с 45 до 60 %. Причем уровень поддержки этой идеи среди арабского населения почти не изменился и остался на уровне примерно 20 %. Очевидна сложная картина: в то время как среди арабов усилилось коллективное ощущение дискриминации, среди евреев наблюдается обратное. И если первые демонстрируют рост желания принимать участие в принятии решений, то среди евреев готовность разделять с ними эту привилегию снизилась. Примечательно, что почти 70 % опрошенных, определивших себя как правых, поддержали идею сегрегации, в отличие от чуть менее половины среди центристов и только трети среди левых11.
11. 60 Percent of Israeli Jews Favor Segregation from Arabs, Survey Finds. Haaretz. URL: >>>> (accessed 27.02.2023).
17 Вызовы, стоящие перед израильской демократией
18 Итак, становится очевидным, что обеспокоенность израильской и мировой общественности в отношении качества демократического правления в Израиле напрямую связана с передачей власти крайне правым силам, чей приход был подготовлен процессами, протекавшими ранее на протяжении ряда лет. Многие обозреватели отмечают, что новоизбранным правительством движет антилиберальный импульс, базирующийся на двух основных идеях: во-первых, система сдержек и противовесов, в рамках которой сейчас функционируют институты, должна быть изменена в пользу политического мажоритарного принципа; во-вторых, принципы этнонационализма должны составлять основу всех сфер жизнедеятельности израильского общества в долгосрочной перспективе12. К основным областям демократического устройства, которым наносится наибольший ущерб, Ассоциация за гражданские права в Израиле относит свободу выражения мнений / плюрализм, свободу культурного самовыражения, образование в духе плюрализма, свободные СМИ, деятельность НПО, права арабских меньшинств13.
12. Israel’s Anti-Liberal Coalition. Stiftung Wissenschaft und Politik. URL: >>>> (accessed 25.02.2023).

13. Anti-Democratic Initiatives Advanced by the 20th Knesset. Association for Civil Rights in Israel. URL: >>>> (accessed 27.02.2023).
19 Первая серия законодательных актов, ставящих под сомнение соблюдение принципов демократии, началась еще в 2009–2013 гг. (Кнессет 18 созыва). В этот период был принят Закон о бойкоте, согласно которому призывы к бойкоту, представляющему собой ненасильственную форму политического волеизъявления, считаются гражданским правонарушением14. Другим примером является Закон Накбы, в соответствии с которым любое государственное учреждение, отмечающее годовщину «Накбы» (араб. «катастрофа»: исход более чем 700 тыс. палестинских арабов вследствие Войны за независимость и Шестидневной войны) в День независимости, потеряет государственное финансирование15. Далее, в 2018 г. шло бурное обсуждение законопроекта «О лояльности в культуре», в рамках которого выделение государственных средств на культурные мероприятия ставилось в зависимость от контента, который политические власти сочли бы лояльным государству16. Характер этих законов умеренный, неприкрыто не нарушающий свободу личности, что гарантирует им прохождение как юридической, так и общественной проверки.
14. Israel passes law banning citizens from calling for boycotts. The Guardian. URL: >>>> (accessed 28.02.2023).

15. Israel continues to criminalise marking Nakba Day. Al Djazeera. URL: >>>> (accessed 28.02.2023).

16. The first reading of the ‘Loyalty in Culture Bill’. The Jerusalem Post. URL: >>>> (accessed 28.02.2023).
20 Позднее, в 2016 г. был принят так называемый закон о «прозрачности», направленный на НПО. В соответствии с израильским законодательством, НПО всегда были обязаны публично раскрывать источники финансирования, однако новый закон дополнительно накладывает на НПО, получающие более половины финансирования от «иностранных правительственных структур», обязательства указывать это в любых опубликованных материалах, а также в ходе контактов с должностными лицами. По сути, закон направлен против групп по защите прав человека и меньшинств, поскольку они зависят от финансирования со стороны иностранных правительств17. Можно прийти к выводу, что закон направлен на формирование у таких групп образа «иностранных агентов» в глазах общественности, что может подорвать их влияние.
17. Israel passes law to force NGOs to reveal foreign funding. The Guardian. URL: >>>> (accessed 28.02.2023).
21 Одним из наиболее резонансных стал Закон о национальном государстве, обсуждение которого велось еще с 2011 г. (принят в 2018 г.). Закон характеризует страну как преимущественно еврейское государство, что вызвало гнев в первую очередь ее арабского меньшинства. Закон определяет Израиль как «национальную родину еврейского народа» и гласит, что только евреи имеют право на национальное самоопределение. Закон также наделяет иврит статусом «государственного языка», по сути, ставя его в приоритет над арабским, который на протяжении десятилетий признавался официальным языком наряду с ивритом, но которому закон присвоил «особый статус». В законе также подтверждается статус Иерусалима как «полной и объединенной... столицы Израиля», невзирая на тот факт, что палестинцы претендуют на часть города как на столицу будущего государства. При этом важно, что законопроект был принят в качестве Основного закона, наиболее важного руководящего законодательства в системе государственного управления Израиля, играющего роль писаной конституции, которой в Израиле нет. Поэтому можно утверждать, что закон нанес серьезный удар по арабо-палестинской общине Израиля, составляющей 21 % его населения — создана правовая основа для расценивания ее в качестве «второго сорта» в израильском гражданском обществе18.
18. Jewish nation state: Israel approves controversial bill. BBC News. URL: >>>> (accessed 28.02.2023).
22 Еще один вызов для израильской демократии связан с недавней законодательной инициативой правительства по ограничению полномочий и роли Верховного Суда, что, по мнению многих, спровоцирует дальнейшую эрозию демократии и может вылиться в конституционный кризис. Можно предположить, что предпосылкой стало совпадение личных интересов Нетаньяху и идеологических убеждений его партнеров по коалиции. Как известно, в настоящее время Нетаньяху обвиняется во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием, соответственно, он лично заинтересован в ослаблении судебной системы страны и предоставлении политикам большего контроля над процессом назначения судей в Израиле. В то же время его ультрарелигиозные партнеры по коалиции убеждены, что Верховный суд способствует либерализации израильского общества, что представляет большую угрозу.
23 Существует несколько важных инициатив, способных оказать влияние на функционирование судебной системы и подорвать ее демократичность. Одна из них — «оговорка об отмене», по которой Кнессет сможет отменять решения Верхового суда, в особенности по вопросам законодательства. Сейчас в случае, если Верховный суд отменяет закон, противоречащий одному из Основных законов Израиля, Кнессет должен принять решение суда. При такой оговорке Кнессету будет достаточно голосов 61 члена Кнессета (минимально возможного большинства), чтобы отменить любое решение Верховного суда. Другое предложение направлено на ограничение способности Верховного суда проводить судебный пересмотр. В то время как Кнессет сможет отменять решения Верховного суда минимально возможным большинством голосов, Верховный суд будет иметь возможность отменять решения Кнессета только в случае поддержки 80 % судей, что является очень высокой планкой. Следовательно, способность Верховного суда защищать права человека и гражданские права будет серьезно ограничена. Следующий элемент, который предлагается изменить — процесс назначения судей в Израиле, а именно предоставить правящей коалиции контроль над комитетом по назначению судей.
24 Предлагаемая реформа выглядит особенно угрожающей демократическому правлению с учетом того, что в Израиле отсутствует система сдержек и противовесов, существующая во многих демократических странах: отсутствуют конституция, вторая палата парламента, президентское право вето на законы, федеральная структура. Поэтому Верховный суд является единственным институтом, осуществляющим контрольную функцию по отношению к парламенту19.
19. ‘An Unprecedented Constitutional Crisis’. Foreign Policy. URL: >>>> (accessed 28.02.2023).
25 Антидемократический характер обсуждаемой судебной реформы вызвал резкую реакцию как в израильском, так и в мировом сообществе. Тысячи людей в Израиле выходят на протесты. Президент Израиля Исаак Херцог заявил: «мы больше не участвуем в политических дебатах, а находимся на грани конституционного и социального коллапса» 20. Оппоненты сходятся во мнении, что реформы подорвут защиту от произвола правительства, угрожая индивидуальной свободе и правовой предсказуемости в стране, зависящей от иностранных инвестиций и динамичной рыночной экономики.
20. Illiberal democracy comes to Israel. Financial Times. URL: >>>> (accessed 28.02.2023).
26 Настораживают националистические настроения, пронизывающие политическую конъюнктуру и напоминающие «охоту на ведьм». Центральными объектами нападок и критики становятся арабское меньшинство и левые силы, нередко именуемые «предателями». Так, слово «левый» со временем превратилось в Израиле практически в оскорбление, а люди, причисляющие себя к этим силам, рискуют подвергнуться общественному осуждению. «Националист любит Израиль, в то время как левый презирает его. Один не должен ни за что извиняться, в то время как другой вынужден опровергать слухи и домыслы», — так описала ситуацию в стране газета «Гаарец». В подкрепление приводится тот факт, что в 2011 г. Кнессет принял решение об учреждении парламентского комитета, призванного изучить деятельность левых групп и «их вклад в кампанию делегитимизации, направленную против Израиля». Особенно это относится к правозащитным объединениям, в первую очередь к противодействующим продолжающейся оккупации Западного берега и действиям израильской армии по ее поддержанию21. Таким образом, описанная ситуация очень напоминает маккартистскую эпоху в США, развернувшуюся там с началом Холодной войны.
21. When Did It Become Illegal to Be a Leftist in Israel? Haaretz. URL: >>>> (accessed 28.02.2023).
27 Можно подвести некоторые итоги. В результате долгосрочной политической трансформации Израиля как в обществе, так и в правительстве возобладали правые политические установки, а также укрепились позиции крайних правых сил в лице ультраортодоксальных партий, что спровоцировало попытки перестройки демократии определенным образом, направленным на достижение долгосрочных политических целей — разрешение центральных противоречий, формирующих израильское общество. Именно эти противоречия виновны как в непрекращающемся конфликте с палестинцами, так и в слишком либеральном, по мнению правых, характере Израиля и его институтов. Руководствуясь этими соображениями, в течение последнего десятилетия с небольшим власти проводили ряд законов и инициатив, нацеленных на закрепление доминирования еврейского большинства за счет ущемления прав меньшинств, ослабляли систему сдержек и противовесов, лишая демократию ее либеральной природы и придавая ей откровенно мажоритарный, этноцентричный характер.
28 Вызовы, с которыми вынуждена сталкиваться сегодня израильская демократия — лишь верхушка айсберга, поскольку речь идет об укрепляющейся политической культуре нетерпимости и воинствующего национализма. Набирающие в Израиле силу принципиально нелиберальные политические настроения сосредоточены почти исключительно на интересах и правах еврейского большинства Израиля, они ставят еврейскую идентичность государства выше его демократического характера и делегитимируют инакомыслие, направленное в первую очередь на критику политики правительства в отношении палестинцев. Эта направленность, пронизывающая ныне израильскую политику и формирующая мышление ведущих политиков, глубоко разъедает ткань национальной демократии.
29 Из описанных выше процессов вытекают весьма противоречивые прогнозы. С одной стороны, если намеченная траектория по проведению правых и крайне правых реформ сохранится в долгосрочной перспективе, Израиль, вероятно, столкнется с целым рядом проблем: c конституционным кризисом, который станет продуктом судебной реформы; c общественными волнениями, уже начавшимися в Израиле и принимающие весьма широкий масштаб; с некоторыми экономическими осложнениями, вызванными беспокойством мирового сообщества, в первую очередь партнеров в лице западных стран по поводу антидемократической и антилиберальной природы происходящих изменений.
30 Одним из наиболее мрачных следствий может стать дальнейшее закрепление неравенства евреев и палестинцев, все большее превращение последних во «второсортных граждан», на которых не распространяются принципы еврейской демократии. Все это очевидно не будет способствовать разрядке в двусторонних отношениях евреев и палестинцев, но наоборот может вызвать большую эскалацию напряженности. В случае продолжения всех этих процессов, к слову «демократия», когда речь будет идти об Израиле, все чаще будут добавлять приставку «этно-», поскольку у многих сейчас складывается впечатление, что демократия в Израиле существует только для еврейского народа, а люди, проживающие на оккупированных землях, выносятся за скобки. В то же время, не стоит забывать о демократических достижениях Израиля в самых различных областях и следует надеяться на инициативное израильское общество, не утратившее демократические и либеральные идеалы.

References

1. Nisnevich Yu. A. What Is Democracy? Voprosy Politologii. 2012. No. 1(5). Pp. 29–40 (in Russian).

2. Anti-Democratic Initiatives Advanced by the 20th Knesset. Association for Civil Rights in Israel. URL: https://campaigns.acri.org.il/democracy/ (accessed 27.02.2023).

3. ‘An Unprecedented Constitutional Crisis’. Foreign Policy. URL: https://foreignpolicy.com/2023/02/14/israel-supreme-court-netanyahu-constitutional-crisis-amir-tibon/ (accessed 28.02.2023).

4. Democracy Index 2022. Frontline democracy and the battle for Ukraine. Economist Intelligence Unit. URL: https://pages.eiu.com/rs/753-RIQ-438/images/DI-final-version-report.pdf?mkt_tok=NzUzLVJJUS00MzgAAAGKLUe9zLE_Hiq_CpL9tOtqsfH6V4A2-svHg_ermJUWr4V_VDuCy8BKQVfs3lzf8SVR-ol0ztLON1IpcmF6LV31fQd-YFmn6xiZs4am-xfeN3u5tw (accessed 21.02.2023).

5. Global Satisfaction with Democracy 2020. The Bennett Institute for Public Policy. URL: https://www.cam.ac.uk/system/files/report2020_003.pdf (accessed 21.02.2023).

6. Hazan R. Y., Dowty A., Hofnung M., Rahat G. The Oxford Handbook of Israeli Politics and Society. Oxford: Oxford University Press, 2021. 724 p.

7. Illiberal democracy comes to Israel. Financial Times. URL: https://www.ft.com/content/3a882ba0-f53d-4c94-8a45-4cb2f37b7adc (accessed 28.02.2023).

8. Israeli defense chief quits, says he can't trust Netanyahu. CBS News. URL: https://www.cbsnews.com/news/israel-defense-minister-moshe-yaalon-resigns-cant-trust-benjamin-netanyahu/ (accessed 23.02.2023).

9. Israeli results show a Netanyahu comeback powered by the far right. Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/world/2022/11/02/israel-election-results-netanyahu-coalition/ (accessed 25.02.2023).

10. Israel continues to criminalise marking Nakba Day. Al Djazeera. URL: https://www.aljazeera.com/amp/news/2015/5/14/israel-continues-to-criminalise-marking-nakba-day (accessed 28.02.2023).

11. Israel passes law banning citizens from calling for boycotts. The Guardian. URL: https://amp.theguardian.com/world/2011/jul/11/israel-passes-law-boycotts (accessed 28.02.2023).

12. Israel passes law to force NGOs to reveal foreign funding. The Guardian. URL: https://amp.theguardian.com/world/2016/jul/12/israel-passes-law-to-force-ngos-to-reveal-foreign-funding (accessed 28.02.2023).

13. Israel’s Anti-Liberal Coalition. Stiftung Wissenschaft und Politik. URL: https://www.swp-berlin.org/en/publication/israels-anti-liberal-coalition (accessed 25.02.2023). 

14. Israel’s Winning Coalition: Culmination of a Long Rightward Shift. Crisis Group. URL: https://www.crisisgroup.org/middle-east-north-africa/east-mediterranean-mena/israelpalestine/israels-winning-coalition (accessed 25.02.2023). 

15. Jewish nation state: Israel approves controversial bill. BBC News. URL: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-44881554 (accessed 28.02.2023).

16. The End of Israeli Democracy Is a Clear and Present Danger. Haaretz. URL: https://www.haaretz.com/opinion/2016-02-19/ty-article/.premium/the-end-of-israeli-democracy-is-a-clear-and-present-danger/0000017f-e5a9-dea7-adff-f5fb3b8c0000 (accessed 23.02.2023).

17. The first reading of the ‘Loyalty in Culture Bill’. The Jerusalem Post. URL: https://m.jpost.com/opinion/think-about-it-the-first-reading-of-the-loyalty-in-culture-bill-571615/amp (accessed 28.02.2023).

18. Waxman D. Is Israeli Democracy in Danger? Current History. 2016. Vol. 115 (785). Pp. 360–362.

19. When Did It Become Illegal to Be a Leftist in Israel? Haaretz. URL: https://www.haaretz.com/2011-01-06/ty-article/when-did-it-become-illegal-to-be-a-leftist-in-israel/0000017f-e954-d62c-a1ff-fd7f89900000 (accessed 28.02.2023).

20. 60 Percent of Israeli Jews Favor Segregation from Arabs, Survey Finds. Haaretz. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/2022-06-06/ty-article/60-percent-of-israeli-jews-favor-segregation-from-arabs-survey-finds/00000181-351b-dee8-aba7-3d9fdfdf0000 (accessed 27.02.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate