Notes by Vladimir S. Golenischev on Ancient Egyptian Pottery from the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts: On the Provenance of Museum Objects
Table of contents
Share
QR
Metrics
Notes by Vladimir S. Golenischev on Ancient Egyptian Pottery from the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts: On the Provenance of Museum Objects
Annotation
PII
S268684310028344-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Svetlana E. Malykh 
Occupation: Senior Research Fellow, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences; member of the academic group for the RSF project 19-18-0369-П, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University
Affiliation:
Institute of Oriental Studies Russian Academy of Sciences
Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
140-148
Abstract

Determination the provenance of many museum objects collected in the 19th and early 20th centuries remains problematic in the most cases, since they were mainly purchased from antiques dealers. This is also true for the collection of Egyptian antiquities by Vladimir S. Golenischev, currently located in the Pushkin State Museum of Fine Arts in Moscow. Among the various artifacts, more than a hundred ceramic vessels are represented here. An analysis of Golenischev’s card file, his brief notes and notes in pencil and ink on the objects themselves allow us to determine the place of origin of some of them. These were mainly the necropoleis of Gebelein and Semaine (Upper Egypt), less often Berenice (on the Red Sea coast) and Elephantine. This deepens our knowledge about museum objects together with the technological analysis of clay fabric and morphological analysis, which in some cases makes it possible to define the manufacturing place of pottery.

Keywords
Ancient Egypt, Pushkin State Museum of Fine Arts, collection of Vladimir S. Golenischev, ancient Egyptian pottery, museum collections
Acknowledgment
The article was prepared with the support of the grant no.19-18-00369-П (“The Classical Orient: Culture, worldview, the tradition of studying in Russia (based on materials from the collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts and archival sources)”) of the Russian Science Foundation, https://rscf.ru/project/22-18-35012/.
Date of publication
29.11.2023
Number of purchasers
10
Views
143
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Установление провенанса музейных предметов нередко является камнем преткновения для исследователей. В музейных коллекциях место их происхождения — если не находки, то хотя бы покупки — во многом остается тайной за семью печатями. Конечно, дело обстоит иначе, если памятники происходят из археологических раскопок, однако для большинства коллекций древностей, собранных в XIX  начале XX вв., это именно так. Это в равной мере относится и к коллекции древнеегипетских предметов, собранных Голенищевым и хранящихся в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве. Например, если рассматривать группу керамических сосудов, то на более чем 100 предметов, приобретенных египтологом-коллекционером, в его картотеке имеется лишь пять указаний на место происхождения сосудов: две чаши с семенами льна из Гебелейна, экспонирующиеся в зале № 1, два крупных кувшина времени правления XVIII династии с налепами в виде женских голов из Семайны [Путь к бессмертию… 2002, с. 81–82, № 171–172] и донце египетской амфоры эпохи Нового царства из Гуроба.
2 Что касается кувшинов с налепами в виде женских голов I, 1a 5360 и 5361 времени ранней XVIII династии (сер. XVI начало XV вв. до н. э.) то в настоящее время в ходе археологических исследований в Египте установлено, что центром их производства был Медамуд — поселение в 8 км к северо-востоку от Луксора. Согласно пометке Голенищева на карточках к этим сосудам, они происходят из Семайны, расположенной в 50 км к северо-западу от Луксора. В районе этого арабского селения располагался город Хиу, в греко-римское время известный как Диосполис Парва, и некрополи от додинастического времени до Римского периода. Примечательно, что в своей книге 1901 г. “Diospolis Parva. The Cemeteries of Abadiyeh and Hu. 1898–9” английский археолог У. М. Ф. Питри упоминает «большое кладбище J ранней XVIII династии, полностью разграбленное дилерами антикваров, которое является источником всех объектов, упоминаемых как происходящих из Семайны» [Petrie, 1901, p. 32]. Действительно, в коллекции Голенищева оказалось немало предметов из Семайны.
3 На фрагменте египетской амфоры I, 1a 4961 с гончарной меткой в виде иероглифического знака nfr карандашом почерком Голенищева была продублирована информация, содержавшаяся в карточке: “Ghourab (Illahoun) 4. Nov. 1897” (Илл. 1), по-видимому, указывающая не только место обнаружения предмета, но и день, когда находка была сделана. Вряд ли этот фрагмент сосуда был приобретен у торговцев антиквариатом. Что касается собственно предмета, то такая форма донца характерна для амфор конца XVIII–XIX династий (ок. XIII– XII вв. до н. э.) [Hope, 1989, p. 102–103, fig. 2.1, 2.3–2.6; Jacquet-Gordon, 2012, p. 187–188, fig. 74a, d]. Гончарные метки в виде знака nfr встречаются уже во времена Среднего царства [Gallorini, 1998a, p. 102 (6.1: UC 44984, EA 74494); Gallorini, 1998b, p. 94, 129, nos. 281, 371], однако в данном случае мы имеем точную аналогию из раскопок Питри в Гуробе, которую он отнес ко времени правления XIX династии [Petrie, 1890, pl. XXVIII.102]. Питри работал в Гуробе, Иллахуне и Хаваре в 1888–1889 гг., т. е. за восемь лет до находки Голенищева, что не исключает того факта, что оба предмета с аналогичными (но не полностью идентичными метками) были сделаны в древности в одной гончарной мастерской.
4

5 Илл. 1. Слева и в центре — донце амфоры I, 1a 4961 эпохи Нового царства из Гуроба с пометками В. С. Голенищева
6 Источник: коллекция ГМИИ
7 © фото и рис. С. Е. Малых
8 Справа — гончарная метка на аналогичной амфоре из раскопок У. М. Ф. Питри
9 По: Petrie, 1890, pl. XXVIII.102
10 Fig. 1. On the left and in the center — the bottom of amphora I, 1a 4961 of the New Kingdom from Gurob with Vladimir S. Golenischev’s notes
11 The Pushkin State Museum of Fine Art
12 © photo and drawing by Svetlana E. Malykh
13 On the right — potmark on a similar amphora from the excavations of W. M. F. Petrie
14 Source: Petrie, 1890, pl. XXVIII.102
15 Также из предметов, лично найденных Голенищевым в Египте, в коллекции ГМИИ имеется два керамических сосуда Римского периода (30 г. до н. э.–395 г. н. э.) — форма для выпечки хлеба I, 1а 5399 и верхняя часть винного бочонка I, 1а 4964 (Илл. 2). В 1888 г. египтолог посетил руины города-порта Береника на Красном море и предпринял краткие раскопки на его северо-западной окраине. Согласно записке Голенищева, вложенной в хлебную форму, она была обнаружена в развалинах города. Здесь же было указание на публикацию предмета в «Сборнике работ по египетской и ассирийской филологии и археологии», вышедшем в Каире в 1890 г. [Golénischeff, 1890, p. 89, pl. VI.2–3]. Весьма примечательно, что в тексте своей статьи Голенищев упоминает и бочонок, найденный здесь же, причем указывает, что на нем было дипинти черными чернилами, приводя его на своей прорисовке, однако в настоящее время оно бесследно исчезло.
16

17 Илл. 2. Керамика из раскопок В. С. Голенищева в Беренике: хлебная форма I, 1а 5399 и верхняя часть винного бочонка I, 1а 4964
18 Источник: коллекция ГМИИ
19 © фото и рис. С. Е. Малых
20 Dнизу справа рисунок этих же предметов, сделанный В. С. Голенищевым
21 По: Golénischeff, 1890, p. 89, pl. VI.2–3
22 Fig. 2. Pottery from the excavations of V. S. Golenischev in Berenice: bread mould I, 1a 5399 and the upper part of the wine keg I, 1a 4964
23 The Pushkin State Museum of Fine Art
24 © photo and drawing by Svetlana E. Malykh
25 Bottom right — Vladimir S. Golenischev’s drawing of the same objects
26 Source: Golénischeff, 1890, p. 89, pl. VI.2–3
27 На этом сведения о провенансе керамических сосудов в картотеке Голенищева заканчиваются. Однако при внимательном осмотре самих сосудов удалось выделить несколько экземпляров, содержавших пометки ученого, нанесенные непосредственно на поверхность предметов. Так, три сосуда — чаша I, 1a 1458, цилиндрический кувшин I, 1a 1453 и низкая кольцеобразная подставка I, 1a 4937 — были подписаны словом “Semaine” («Семайна»), начертанным графитовым карандашом (Илл. 3). Все они по морфологическим признакам могут быть датированы временем правления XVIII династии. Примечательно, что на чаше I, 1a 1458 Голенищев указал датировку «XIII–XVIII д.» (слово династия обозначено русской прописной буквой «д»), и пометил ее “WG [18]87” — т. е. своими инициалами латиницей и датой приобретения. Карандашные пометки Голенищева были частично скрыты музейной маркой с инвентарным номером.
28

29 Илл. 3. Чаша I, 1a 1458, низкая кольцеобразная подставка I, 1a 4937 и цилиндрический сосуд I, 1a 1453 времени правления XVIII династии из Семайны с пометками В. С. Голенищева
30 Источник: коллекция ГМИИ, © фото и рис. С. Е. Малых
31 Fig. 3. Bowl I, 1a 1458, low ring-shaped stand I, 1a 4937, and cylindrical jar I, 1a 1453 of the 18th Dynasty from Semaine with notes by Vladimir S. Golenischev
32 The Pushkin State Museum of Fine Art, © photo and drawing by Svetlana E. Malykh
33 На цилиндрическом кувшине I, 1a 1453, кроме слова “Semaine”, также есть инициалы — латинские буквы “P.W”. Был соблазн видеть в них имя «Питри Уильям», однако порядок букв заставляет в этом сомневаться, хотя Питри, как мы говорили выше, действительно работал в Диосполисе Парве, в том числе в Семайне, и часть найденных им предметов продавал, чтобы получить средства на раскопки. Поэтому нельзя исключать, что некоторые из приобретенных Голенищевым предметов могли происходить из раскопок английского археолога.
34 На двух сосудах — биконическом горшке I, 1a 1450 ранней XVIII династии и аскосе I, 1a 1435 Птолемеевского периода — находится надпись “Gebelein”, нанесенная черной тушью почерком Голенищева (Илл. 4). Прежде мы уже отмечали, что, согласно картотеке ученого, из Гебелейна происходят и некоторые другие предметы его коллекции, однако информация о провенансе конкретно этих двух сосудов не была задокументирована на бумаге. Примечательно, что птолемеевский аскос по глине можно отнести к гончарным мастерским Асуана [Jacquet-Gordon, 2012, p. 331, fig. 137s], продукция из которых была популярна не только в греко-римском Египте, но и в суданском царстве Мероэ [Малых, 2021, с. 9–10].
35

36 Илл. 4. Биконический горшок I, 1a 1450 ранней XVIII династии, аскос I, 1a 1435 и фигурный алабастрон I, 1a 2900 греко-римского времени из Гебелейна и Элефантины, миниатюрный удлиненно-конический флакон I, 1a 1465 с пометками В. С. Голенищева
37 Источник: коллекция ГМИИ, © фото и рис. С. Е. Малых
38 Fig. 4. Biconical pot I, 1a 1450 of the early Dynasty XVIII, askos I, 1a 1435, and figured alabastron I, 1a 2900 of the Graeco-Roman Period from Gebelein and Elephantine, miniature elongated conical flacon I, 1a 1465 with notes by Vladimir S. Golenischev
39 The Pushkin State Museum of Fine Art
40 © photo and drawing by Svetlana E. Malykh
41 Обычно Голенищев делал свои пометки латинскими буквами, однако в некоторых случаях имели место и русскоязычные карандашные надписи. Так, на греко-римском фигурном алабастроне в виде палицы I, 1a 2900 присутствует надпись «Элефантина 1893» [Васильева, Малых, 2016, с. 1006–1007, рис. 5, 8] (Илл. 5), указывающая, видимо, на место находки и год приобретения. Еще на двух сосудах — миниатюрном удлиненно-коническом флаконе I, 1a 1465 и одноручном кувшине I, 1a 1445 — географическое наименование отсутствует, но есть датировка предмета, как определял ее В. С. Голенищев, в одном случае «Д Ц» и «III–VI д», указывающие на Древнее царство, в другом случае «Н. Ц.» — т. е. Новое царство.
42

43 Илл. 5. Кувшин I, 1a 1445 времени правления XVIII династии с пометками В. С. Голенищева
44 Источник: коллекция ГМИИ
45 © фото и рис. С. Е. Малых
46 Fig. 5. Jug I, 1a 1445 of the Dynasty XVIII with notes by Vladimir S. Golenischev
47 The Pushkin State Museum of Fine Art
48 © photo and drawing by Svetlana E. Malykh
49 В целом же, если смотреть на всю группу древнеегипетских керамических сосудов из собрания Голенищева, то информация об их происхождении имеется у немногим более десятка предметов. Понятно, что коллекционирование и музейное дело на начальной стадии не предъявляло к собирателям каких-либо требований, а их интерес был именно к предмету, а не к его окружению или, говоря современным языком, к археологическому контексту. В связи с этим для остальной керамики из коллекции Голенищева провенанс может быть лишь предположительным, базируясь на основе морфологических и технологических признаков (например, место изготовления для отдельных групп сосудов можно установить по глине, однако это совершенно не значит, что они были найдены там же, где сделаны). В отдельных случаях изучение провенанса становится своего рода детективом с туманным финалом, как произошло с группой архаических чаш [Малых, 2022]. Однако внимательное отношение к конкретным предметам позволяет получить новые данные о них даже спустя более чем 100 лет после передачи египетского собрания В. С. Голенищева в Музей изящных искусств в Москве.

References

1. Vassilieva O. A., Malykh S. E. Ancient Egyptian Relief Ceramics of Greek-Roman Times from the Collection of Pushkin State Museum of Fine Arts. Vestnik Drevney Istorii. 2016. No. 4. Pp. 981–1010 (in Russian).

2. Malykh S. E. Egyptian Pottery in Nubia: Stages of Existence. Vostok (Oriens). 2021. No. 3. Pp. 6–15 (in Russian).

3. Malykh S. E. Fide et diffide: Ancient Egyptian Archaic Pottery in the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts, or To the Question of the Reattribution of Museum Objects. Oriental Courier. 2022. No. 3. Pp. 58–65 (in Russian).

4. Path to immortality. Monuments of Ancient Egyptian Art in the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts. Exhibition catalogue. Moscow: Vostochnaya literatura, 2002. 320 p. (in Russian).

5. Gallorini C. Incised Marks on Pottery and Other Objects from Kahun: Systems of Communication in Egypt during the Late Middle Kingdom. PhD dissertation. London: University College London, 1998a. 281 p.

6. Gallorini C. Incised Marks on Pottery and Other Objects from Kahun: Systems of Communication in Egypt during the Late Middle Kingdom. Catalogue of Marked Sherds from Kahun. PhD dissertation. London: University College London, 1998b. — 249 p.

7. Golénischeff W. Une excursion a Bérénice. Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assyriennes: pour servir de bullletin à la Mission Française du Caire. 1890. Vol. XIII. Pp. 75–96.

8. Hope C. Pottery of Egyptian New Kingdom: Three Studies. (Victoria College Archaeology Research Unit, Occasional Paper No. 2). Melbourne: Victoria College Press, 1989. — 126 p.

9. Jacquet-Gordon H. Karnak-Nord X. Le trésor de Thoutmosis Ier. La céramique. Le Caire: IFAO, 2012. — 582 p.

10. Petrie W.M.F. Kahun, Gurob and Hawara. London: K. Paul, Trench, Trübner, 1890. —84 p.

11. Petrie W.M.F. Diospolis Parva. The Cemeteries of Abadiyeh and Hu. 1898–9. London: Egypt Exploration Fund, Kegan Paul, Trench, Trübner & Co., B. Quaritch, Asher & Co., 1901. — 116 p.

Comments

No posts found

Write a review
Translate