Российско-ливийское экономическое сотрудничество: анализ и перспективы
Российско-ливийское экономическое сотрудничество: анализ и перспективы
Аннотация
Код статьи
S268684310031328-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Антонов Матвей Алексеевич 
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: ,
Выпуск
Страницы
40-46
Аннотация

В статье анализируются текущие тенденции, перспективы и трудности, связанные с

российско-ливийским экономическим сотрудничеством. Отмечается возросший к 2023 году

уровень взаимоотношений между двумя странами в различных сферах. Из-за

децентрализации Ливии и ее фактического разделения на запад (Триполи) и восток (Тобрук)

России приходится сотрудничать с этими регионами по отдельности. В статье отмечается

неоднородность этих взаимоотношений: если с сотрудничество с Тобруком носит

практически всеобъемлющий характер, то что касается Триполи, взаимодействие сводится,

по большей части, к политической и энергетической сферам.

Ключевые слова
Ближний Восток, Северная Африка, экономика, торговля, энергетика, безопасность, Средиземноморье
Классификатор
Получено
19.06.2024
Дата публикации
25.07.2024
Всего подписок
4
Всего просмотров
462
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 В наши дни Ливия как в политическом, так и в социально-экономическом отношении — одна из самых нестабильных стран на Земле. Уже более десятилетия протекающие там процессы привлекают к себе пристальное внимание международных организаций и государств, а также влияют на экономики многих стран мира. К 2024 году Ливия по-прежнему представляет собой арену геополитической борьбы различных государств и их альянсов. Среди наиболее вовлеченных в клубок локальных и региональных отношений акторов — Египет, Турция и Россия.
2 Внутриполитическую нестабильность в Ливии можно объяснить фактическим отсутствием гражданского общества и переполненностью внутреннего рынка оружием [Chuprygin, Chuprygina, Matrosov, 2019, p. 166]. Подобный ряд проблем можно рассматривать как следствие запоздалого периода постколониального восстановления, если считать режим правления Каддафи продолжением колониальной эпохи.
3 Интересно, что на фоне нынешних политических процессов Ливии удается сохранить традиционно крепкие связи с рядом стран мира, в том числе — с Россией. Следует отметить, что российско-ливийское экономическое сотрудничество имеет долгую историю, уходящую корнями еще ко временам Советского Союза. Это сотрудничество в разные периоды времени, то интенсифицировалось, то ослаблялось, однако, на данный момент Ливия является одним из ключевых партнеров России в средиземноморском регионе и Северной Африке.
4 Исторический контекст
5 Активное развитие экономических отношений между Москвой и Триполи началось в 1969 году, когда к власти в Ливии в результате государственного переворота пришел Муаммар Каддафи, провозгласивший социалистический путь развития страны. По большей части, сотрудничество между СССР и Ливией базировалось на экспорте продукции советского ВПК и на взаимодействии в энергетической и сельскохозяйственной сферах. Однако эти связи распались после 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование. В результате этого теперь уже российско-ливийское сотрудничество стагнировало и было практически заморожено [Приходько, 2021, с. 75].
6 По прошествии 17 лет после распада СССР экономические взаимоотношения двух государств получили долгожданный импульс: Россия простила ливийский долг, добившись взамен заключения ряда крупных контрактов между государственными компаниями [Аль-Аммари, 2020, с. 45]. Однако существенного прогресса на этом этапе достигнуто не было. В целом, можно утверждать, что российско-ливийские торговые отношения строились и строятся главным образом на российском экспорте в Ливию, т. к. в обратную сторону поток товаров минимален. Сотрудничество развивалось и формировалось не столько действиями предпринимателей с обеих сторон, сколько инициативами и указами «сверху». Примером служит уже упомянутое выше прощение долгов в 2008 году, позволившее российским компаниям получить ряд проектов в Ливии.
7 Несмотря на, казалось бы, долгожданную положительную динамику в товарообороте между странами, Ливия вскоре погрязла в пучине хаоса арабской весны и последовавшим за ней кризисом государственности. В результате революции 2011 года и иностранной интервенции был свергнут Муаммар Каддафи, единолично правивший страной на протяжении полувека, а в Ливии началась гражданская война, приведшая к расколу страны [Лукьянов, 2023, с. 139]. В подобных условиях нестабильности российские компании решили не рисковать своими активами и не инвестировать в местную экономику. Гражданская война и повышение экспортных рисков привели к существенному снижению поставок из России. Примечательно, что в 2012–2013 годах объем взаимодействия временно (и незначительно) вырос, но ряд экспертов объясняют это явление стремлением России помочь Ливии по гуманитарной линии [Приходько, 2021, с. 176]. В конце концов, российско-ливийское экономическое сотрудничество фактически сошло на «нет» на фоне коллапса государственных структур в Ливии и начала военного конфликта, продолжающегося и по сей день [Иващенко, 2024, с. 28].
8 Текущие тенденции
9 Однако низкие темпы развития торгово-экономического сотрудничества между двумя странами не умаляют геополитического значения Ливии для России. Благодаря своему выгодному географическому расположению, позволяющему контролировать часть средиземноморского региона, и большим запасам природных ископаемых Ливия стала объектом интереса многих государств, в числе которых и Россия.
10 На протяжении 2010-х годов Россия выступала в роли посредника в ливийской гражданской войне. Москва старается поддерживать контакты, как с представителями Восточной Ливии (Палата представителей — или парламент — в Тобруке, генерал Халифа Хафтар), так и с властями в Триполи. Так, например, в 2023 году было вновь открыто российское посольство [Основные внешнеполитические итоги… 2023], что свидетельствует о тесном уровне взаимоотношений между Москвой и Триполи. Кроме того, осенью 2023 года Россию посетил председатель Высшего государственного совета Ливии Мухаммад Такала, целью визита которого было обсуждение урегулирования ливийского кризиса [СМИ: глава Госсовета Ливии… 2023]. Была проведена серия официальных встреч с российскими парламентариями. В частности, во время встречи с председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным отмечалось увеличение товарооборота между странами практически в три раза за 2023 год [Вячеслав Володин встретился… 2023]. Также была упомянута медиаторская роль России в ливийском конфликте и высокий уровень доверия, сложившийся у ливийских лидеров по отношению к Москве [Такала, 2023]. Отвечая в ходе интервью на вопрос о перспективах экономического сотрудничества между двумя государствами, Мухаммад Такала определил энергетический сектор как приоритетный.
11 Подобные визиты после событий 2011 года проводились 2 раза: в 2018 году, когда Россию посетил Председатель Палаты представителей Ливии Агила Салех, подписавший соглашение о сотрудничестве, и в 2020 году, когда обсуждалась необходимость укрепления сотрудничества между парламентами Москвы и Тобрука [Такала, 2023]. Частотность и содержание подобных встреч подтверждает тезис о заинтересованности правящих элит обоих государств в развитии и укреплении торгово-экономических отношений между ними, а также признание ливийскими партнерами России как ключевого игрока в вопросе урегулирования внутреннего конфликта.
12 Военно-техническое сотрудничество
13 Российско-ливийское военно-техническое сотрудничество имеет долгую историю, которая не закончилась с распадом Советского Союза. Так, например, в 2010 году между Москвой и Триполи был заключен контракт на поставку российского вооружения стоимостью 1,3 миллиарда евро [Россия поставит Ливии… 2010]. Это было не только стрелковое вооружение, но и техника, использование которой требовало специальной подготовки, и привело бы к присутствию российских военных специалистов в рамках реализации контракта. Однако выполнить эти договоренности не удалось, поскольку спустя несколько месяцев после его заключения разразилась ливийская гражданская война. После свержения режима Каддафи военно-техническое сотрудничество пришло в упадок из-за опасений неконтролируемого попадания российского вооружения в руки террористов.
14 Однако со второй половины 2010-х годов наблюдается наращивание не только поставок оружия, но и присутствия российских военных специалистов в стране. В 2018 году отмечалась переброска российских военнослужащих на восток Ливии в качестве инструкторов по подготовке кадров в Ливийской Национальной Армии Халифы Хафтара, которому Москва поставляла тяжелое вооружение [Новый плацдарм… 2018]. Примечательно, что несмотря на оснащение одной из сторон, глава российской контактной группы по внутриливийскому регулированию отметил, что это не означает поддержку кого-то из участников конфликта. Однако некоторые российские эксперты отрицают поставку Россией вооружения и специалистов для нужд ЛНА [Новый плацдарм… 2018], поэтому уточнить факт переброски и выяснить ее масштаб затруднительно. Более того, с 2023 года в прессе стали упорно распространяться слухи о стремлении России создать военно-морскую базу в одном из городов на востоке страны [WSJ: Россия хочет расширить… 2023]. Если эта информация окажется правдивой, то военно-технические и политические взаимоотношения между странами выйдут на беспрецедентный уровень, значительно укрепив позиции России в средиземноморском регионе.
15 Одновременно с появлением этих сообщений в СМИ, высокопоставленная делегация Министерства обороны РФ во главе с замминистра обороны Юнус-Беком Евкуровым совершила серию визитов на восток Ливии, контролирующийся ЛНА и провела несколько встреч с Халифой Хафтаром [Замминистра обороны… 2024]. В контексте усиления позиций России в странах Сахеля и формирования ими военного Альянса государств Сахеля (AEC) подобные визиты и военно-техническое сотрудничество являются критически важными ввиду географической близости и исторических связей, сформировавшимся между Ливией и Сахелем.
16 Энергетическое сотрудничество
17 Что касается экономического сотрудничества, то традиционный интерес Триполи и Москвы сосредоточен на сфере энергетики. Эту заинтересованность можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, Ливия обладает одними из крупнейших нефтегазовых запасов в мире [World Population Review… 2021], разработкой которых занимаются крупнейшие мировые энергетические компании, в том числе и российские. Во-вторых, Ливия потенциально может выступать в роли нефтяного хаба для России и европейских стран. Таким образом, российские энергоносители будут поступать на часть мировых рынков в обход санкций.
18 Однако эта отрасль сотрудничества также претерпела серьезный регресс после 2011 года. В этой связи заявление об интересе российских компаний на энергетическом рынке Ливии, которое сделал в 2018 г. министр энергетики РФ Александр Новак, можно считать импульсом к попытке восстановить и превзойти докризисные показатели [Состоялась встреча… 2018]. Укреплению сотрудничества в энергетической сфере с 2022 года также способствует фундаментальное изменение рынков сбыта российского сырья после начала специальной военной операции. Так, например, Россия стала крупнейшим экспортером дизельного топлива в Ливию в 2023 году [Ливия станет… 2024], что говорит о попытках нарастить сотрудничество в энергетической сфере. Кроме того, совсем недавно министр нефти и газа в Правительстве национального единства Ливии Мухаммад Аун призвал российские компании к участию в разработке геологоразведочных участков и началу операций по разведке нефти и газа на территории Ливии [Ливия призывает Россию… 2024].
19 Реализация подобных проектов не только позволяет укрепить экономическое сотрудничество между двумя странами в области энергетики, но и стимулирует восстановление инфраструктуры, пострадавшей за годы конфликта. Более того, российские компании реагируют на упомянутые призывы и активно участвуют в разведке нефтяных месторождений и их разработке [«Татнефть» обнаружила… 2022]. В качестве другого примера деятельности отечественных компаний в этой североафриканской стране, можно привести результаты работы «Татнефти», которая, согласно ливийским СМИ, разрабатывает нефтяное месторождение Гадамес, добывая в среднем 1888 баррелей в сутки [Российская компания… 2023].
20 Подобные примеры иллюстрируют активизацию сотрудничества между двумя странами в энергетической сфере. Эти взаимоотношения заключаются не только в экспорте российских нефтепродуктов в Ливию, но и в непосредственной работе российских компаний в этом государстве.
21 Выводы
22 Российско-ливийское экономическое сотрудничество имеет богатую историю. Однако, несмотря на очевидные преимущества для обеих стран, текущие экономические показатели и степень вовлеченности российских компаний в ливийский рынок оставляют желать лучшего. Есть несколько причин, которыми это обусловлено.
23 После 2011 года Ливия находится в состоянии «стабильного кризиса», пережив череду внутренних конфликтов и иностранное вмешательство [Лукьянов, 2023, с. 140]. На момент начала 2024 года страна остается разделенной не только на западную и восточную части (условно, Триполи и Тобрук/Бенгази), но и другие, более мелкие, государственные образования, среди которых выделяются политии Мисураты и Зинтана, ставшие подобием городов-государств.
24 Москва стремится поддерживать контакты на разных уровнях, как с восточной, так и с западной частями страны. Сотрудничество России с Восточной Ливией носит более интенсивный характер, нежели взаимодействие с Триполи. По политической линии с Палатой Представителей и ЛНА поддерживаются тесные контакты на разных уровнях; также отмечается плотное взаимодействие, как в военно-технической, так и в энергетической сферах. С другой стороны, связи с территориями, подконтрольными Правительству национального единства, не такие разносторонние. Есть примеры сотрудничества в политической сфере (например, возобновление работы российского посольства в Триполи) и в энергетической (разведка и разработка определенных нефтяных месторождений), однако отсутствует взаимодействие по военно-технической линии.
25 В условиях внутреннего раскола и вакуума центральной власти понятен низкий уровень инициативы российских частных компаний, считающих инвестиции в страну рискованными. Одним из эффективных способов нарастить объемы торговли между двумя странами является инициатива «сверху», когда крупные государственные компании при поддержке правительства инвестируют в Ливию. Ярким примером является сотрудничество в энергетической сфере и работа нескольких российских компаний по георазведке нефтяных и газовых месторождений и их разработке.
26 Другим крупным направлением российско-ливийских экономических отношений является военно-техническое сотрудничество. Москва и Триполи имеют большой опыт и долгую историю сотрудничества в этой сфере. Несмотря на некоторый спад экспорта российских вооружений в Ливию после 2011 года вплоть до его полного прекращения после введения эмбарго, сегодня страны наращивают показатели торговли по этой статье [Россия сняла эмбарго… 2012]. Кроме того, отмечается присутствие российских военных специалистов в регионе.
27 Можно сказать, что за последние несколько лет Москва начала восстанавливать прежний уровень торговых взаимоотношений с этим североафриканским государством по двум линиям. Однако перед обеими странами стоит ряд проблем, которые нужно решить.
28 Во-первых, узкая направленность сотрудничества между ними не позволяет достичь больших объемов взаимодействия в экономической сфере. Необходимо диверсифицировать экономические отношения между двумя государствами. Однако, это напрямую связано со внутренней нестабильностью ливийского государства: до тех пор, пока в стране не будет установлена сильная центральная власть, увеличение деятельности российских частных компаний кажется маловероятным.
29 Во-вторых, определенную трудность представляют санкции западных стран, введенные против России. Этот факт может отпугивать функционирующие ливийские компании от того, чтобы открыто работать в Российской Федерации. Обеими сторонами может использоваться параллельный импорт, что, в свою очередь, будет выпадать из подсчета общей статистики показателей экономического сотрудничества двух государств.
30 В заключение, обе страны в последние несколько лет показывают высокий уровень развития не только межгосударственных отношений, но и торгово-экономического сотрудничества. Товарооборот между Россией и Ливией продолжает уверенно расти, а энергетическое и военно-техническое сотрудничество выходят на новый уровень. Тем не менее, существует ряд трудностей, отмеченных в этой статье, которые необходимо преодолеть.

Библиография

1. Аль-Аммари М. С. Российско-ливийские отношения: история и современность. Арабистика Евразии. 2020. Т. 3. № 10. С. 54–65

2. Вячеслав Володин встретился с Председателем Высшего государственного совета Ливии Мухаммедом Такалой. Государственная дума. 30.11.2023. URL: http://duma.gov.ru/news/58413/ (accessed 16.02.2024).

3. Замминистра обороны России приехал в Ливию и встретился с Хафтаром. РБК. 28.01.2024. URL: https://www.rbc.ru/politics/28/01/2024/65b67f4b9a79474809bd9f98?from=copy (accessed 16.02.2024).

4. Иващенко А. С. Эволюция внутриполитического положения в Ливии после свержения режима М. Каддафи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. №. 4. С. 22–29

5. Ливия призывает Россию участвовать в георазведки нефти и газа на ее территории. Anadolu Agency. 23.02.2024. URL: ليبيا تدعو روسيا للتنقيب عن النفط والغاز في أراضيها - RT Arabic (accessed 19.02.2024).

6. Ливия станет третьим в мире покупателем российского дизтоплива в 2023 году. Nova New. 02.02.2024. URL: https://www.agenzianova.com/ru/news/la-libia-e-il-terzo-acquirente-mondiale-di-gasolio-russo-nel-2023/ (accessed 19.02.2024).

7. Лукьянов Г. В. Политическая экономия ливийского кризиса: экономика и власть между фрагментацией и централизацией. Восточная аналитика. 2023. № 14(4) C. 139–153

8. Лукьянов Г. В. Экономика «долгой войны» в Ливии: как политика определяет экономику в ливийском кризисе. Восточный курьер / Oriental Courier. 2023. №4. С. 112–122. DOI: 10.18254/S268684310029254-7

9. Новый плацдарм: что известно о переброске российских военных в Ливию. РИА Новости. 09.10.2018. URL: https://www.rbc.ru/politics/09/10/2018/5bbc8efa9a7947544a676112?from=copy (accessed 16.02.2024).

10. Основные внешнеполитические итоги 2023 года. МИД РФ. 30.12.2023. URL: https://www.mid.ru/ru/maps/ly/1923985/ (accessed 15.02.2024).

11. Приходько Д. В. Перспективы экономического сотрудничества России и Ливии. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 10–2. С. 75–77.

12. Российская компания проводит георазведку нефтяного месторождения на юге Ливии. RT online. 10.05.2023. URL: شركة روسية تكتشف حقل نفط جديد جنوب ليبيا (aa.com.tr) (accessed 20.02.2024).

13. Россия поставит Ливии оружия на 1,3 миллиарда евро Путин. РИА Новости. 30.11.2010. URL: https://ria.ru/20100130/206985310.html (accessed 16.02.2024).

14. Россия сняла эмбарго на поставки оружия в Ливию. Forbes. 07.05.2012. URL: https://www.forbes.ru/news/82030-rossiya-snyala-embargo-na-postavki-oruzhiya-v-liviyu (accessed 20.02.2024).

15. СМИ: глава Госсовета Ливии прибыл в Москву по приглашению Госдумы. ТАСС. 27.11.2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19387659 (accessed 16.02.2024).

16. Состоялась встреча Александра Новака с главой национальной нефтяной компании Ливии Мустафой Саналлой. 08.10.2018. URL: https://lana.gov.ly/post.php?lang=ar&id=138068 (accessed 18.02.2024).

17. Такала M. Развитие российско-ливийских отношений. Вместе-РФ. 29.11.2023. URL: https://vmeste-rf.tv/programs/205/mukhammed-takala-razvitie-rossiysko-liviyskikh-otnosheniy/ (accessed 16.02.2024).

18. «Татнефть» обнаружила сырье на выделенном для нее блоке, заявили в Ливии. РИА Новости. 10.02.2022. URL: https://ria.ru/20220210/neft-1771990023.html (accessed 20.02.2024).

19. Chuprygin A. V., Chuprygina L. A., Matrosov V. A. Key Actors in the Libyan Conflict. Russian in Global Affairs. 2019. Vol. 17. No. 4. Pp. 157–182.

20. Oil Reserves by Country 2021. World Population Review. URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/oil-reserves-by-country (accessed 18.02.2024).

21. WSJ: Россия хочет расширить военное присутствие в Средиземноморье за счет Ливии. Коммерсантъ. 15.09.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6212985 (accessed 16.02.2024).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести