Russian-Libyan Economic Cooperation: Analysis and Prospects
Table of contents
Share
QR
Metrics
Russian-Libyan Economic Cooperation: Analysis and Prospects
Annotation
PII
S268684310031328-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Matthew Antonov 
Affiliation: National Research University Higher School of Economics
Address: ,
Edition
Pages
40-46
Abstract

The article analyzes current trends, prospects and difficulties associated with Russian-

Libyan economic cooperation. The level of relations between the two countries in various fields

increased by 2023 Due to the decentralization of Libya and its de facto division into the west

(Tripoli) and the east (Tobruk), Russia has to cooperate with these regions separately. The article

notes the heterogeneity of these relationships: if cooperation with Tobruk is almost comprehensive,

then as far as Tripoli is concerned, interaction is reduced, for the most part, to the political and

energy spheres.

Keywords
Keywords: Middle East, North Africa, economy, trade, energy, security, Mediterranean.
Received
19.06.2024
Date of publication
25.07.2024
Number of purchasers
2
Views
397
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 В наши дни Ливия как в политическом, так и в социально-экономическом отношении — одна из самых нестабильных стран на Земле. Уже более десятилетия протекающие там процессы привлекают к себе пристальное внимание международных организаций и государств, а также влияют на экономики многих стран мира. К 2024 году Ливия по-прежнему представляет собой арену геополитической борьбы различных государств и их альянсов. Среди наиболее вовлеченных в клубок локальных и региональных отношений акторов — Египет, Турция и Россия.
2 Внутриполитическую нестабильность в Ливии можно объяснить фактическим отсутствием гражданского общества и переполненностью внутреннего рынка оружием [Chuprygin, Chuprygina, Matrosov, 2019, p. 166]. Подобный ряд проблем можно рассматривать как следствие запоздалого периода постколониального восстановления, если считать режим правления Каддафи продолжением колониальной эпохи.
3 Интересно, что на фоне нынешних политических процессов Ливии удается сохранить традиционно крепкие связи с рядом стран мира, в том числе — с Россией. Следует отметить, что российско-ливийское экономическое сотрудничество имеет долгую историю, уходящую корнями еще ко временам Советского Союза. Это сотрудничество в разные периоды времени, то интенсифицировалось, то ослаблялось, однако, на данный момент Ливия является одним из ключевых партнеров России в средиземноморском регионе и Северной Африке.
4 Исторический контекст
5 Активное развитие экономических отношений между Москвой и Триполи началось в 1969 году, когда к власти в Ливии в результате государственного переворота пришел Муаммар Каддафи, провозгласивший социалистический путь развития страны. По большей части, сотрудничество между СССР и Ливией базировалось на экспорте продукции советского ВПК и на взаимодействии в энергетической и сельскохозяйственной сферах. Однако эти связи распались после 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование. В результате этого теперь уже российско-ливийское сотрудничество стагнировало и было практически заморожено [Приходько, 2021, с. 75].
6 По прошествии 17 лет после распада СССР экономические взаимоотношения двух государств получили долгожданный импульс: Россия простила ливийский долг, добившись взамен заключения ряда крупных контрактов между государственными компаниями [Аль-Аммари, 2020, с. 45]. Однако существенного прогресса на этом этапе достигнуто не было. В целом, можно утверждать, что российско-ливийские торговые отношения строились и строятся главным образом на российском экспорте в Ливию, т. к. в обратную сторону поток товаров минимален. Сотрудничество развивалось и формировалось не столько действиями предпринимателей с обеих сторон, сколько инициативами и указами «сверху». Примером служит уже упомянутое выше прощение долгов в 2008 году, позволившее российским компаниям получить ряд проектов в Ливии.
7 Несмотря на, казалось бы, долгожданную положительную динамику в товарообороте между странами, Ливия вскоре погрязла в пучине хаоса арабской весны и последовавшим за ней кризисом государственности. В результате революции 2011 года и иностранной интервенции был свергнут Муаммар Каддафи, единолично правивший страной на протяжении полувека, а в Ливии началась гражданская война, приведшая к расколу страны [Лукьянов, 2023, с. 139]. В подобных условиях нестабильности российские компании решили не рисковать своими активами и не инвестировать в местную экономику. Гражданская война и повышение экспортных рисков привели к существенному снижению поставок из России. Примечательно, что в 2012–2013 годах объем взаимодействия временно (и незначительно) вырос, но ряд экспертов объясняют это явление стремлением России помочь Ливии по гуманитарной линии [Приходько, 2021, с. 176]. В конце концов, российско-ливийское экономическое сотрудничество фактически сошло на «нет» на фоне коллапса государственных структур в Ливии и начала военного конфликта, продолжающегося и по сей день [Иващенко, 2024, с. 28].
8 Текущие тенденции
9 Однако низкие темпы развития торгово-экономического сотрудничества между двумя странами не умаляют геополитического значения Ливии для России. Благодаря своему выгодному географическому расположению, позволяющему контролировать часть средиземноморского региона, и большим запасам природных ископаемых Ливия стала объектом интереса многих государств, в числе которых и Россия.
10 На протяжении 2010-х годов Россия выступала в роли посредника в ливийской гражданской войне. Москва старается поддерживать контакты, как с представителями Восточной Ливии (Палата представителей — или парламент — в Тобруке, генерал Халифа Хафтар), так и с властями в Триполи. Так, например, в 2023 году было вновь открыто российское посольство [Основные внешнеполитические итоги… 2023], что свидетельствует о тесном уровне взаимоотношений между Москвой и Триполи. Кроме того, осенью 2023 года Россию посетил председатель Высшего государственного совета Ливии Мухаммад Такала, целью визита которого было обсуждение урегулирования ливийского кризиса [СМИ: глава Госсовета Ливии… 2023]. Была проведена серия официальных встреч с российскими парламентариями. В частности, во время встречи с председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным отмечалось увеличение товарооборота между странами практически в три раза за 2023 год [Вячеслав Володин встретился… 2023]. Также была упомянута медиаторская роль России в ливийском конфликте и высокий уровень доверия, сложившийся у ливийских лидеров по отношению к Москве [Такала, 2023]. Отвечая в ходе интервью на вопрос о перспективах экономического сотрудничества между двумя государствами, Мухаммад Такала определил энергетический сектор как приоритетный.
11 Подобные визиты после событий 2011 года проводились 2 раза: в 2018 году, когда Россию посетил Председатель Палаты представителей Ливии Агила Салех, подписавший соглашение о сотрудничестве, и в 2020 году, когда обсуждалась необходимость укрепления сотрудничества между парламентами Москвы и Тобрука [Такала, 2023]. Частотность и содержание подобных встреч подтверждает тезис о заинтересованности правящих элит обоих государств в развитии и укреплении торгово-экономических отношений между ними, а также признание ливийскими партнерами России как ключевого игрока в вопросе урегулирования внутреннего конфликта.
12 Военно-техническое сотрудничество
13 Российско-ливийское военно-техническое сотрудничество имеет долгую историю, которая не закончилась с распадом Советского Союза. Так, например, в 2010 году между Москвой и Триполи был заключен контракт на поставку российского вооружения стоимостью 1,3 миллиарда евро [Россия поставит Ливии… 2010]. Это было не только стрелковое вооружение, но и техника, использование которой требовало специальной подготовки, и привело бы к присутствию российских военных специалистов в рамках реализации контракта. Однако выполнить эти договоренности не удалось, поскольку спустя несколько месяцев после его заключения разразилась ливийская гражданская война. После свержения режима Каддафи военно-техническое сотрудничество пришло в упадок из-за опасений неконтролируемого попадания российского вооружения в руки террористов.
14 Однако со второй половины 2010-х годов наблюдается наращивание не только поставок оружия, но и присутствия российских военных специалистов в стране. В 2018 году отмечалась переброска российских военнослужащих на восток Ливии в качестве инструкторов по подготовке кадров в Ливийской Национальной Армии Халифы Хафтара, которому Москва поставляла тяжелое вооружение [Новый плацдарм… 2018]. Примечательно, что несмотря на оснащение одной из сторон, глава российской контактной группы по внутриливийскому регулированию отметил, что это не означает поддержку кого-то из участников конфликта. Однако некоторые российские эксперты отрицают поставку Россией вооружения и специалистов для нужд ЛНА [Новый плацдарм… 2018], поэтому уточнить факт переброски и выяснить ее масштаб затруднительно. Более того, с 2023 года в прессе стали упорно распространяться слухи о стремлении России создать военно-морскую базу в одном из городов на востоке страны [WSJ: Россия хочет расширить… 2023]. Если эта информация окажется правдивой, то военно-технические и политические взаимоотношения между странами выйдут на беспрецедентный уровень, значительно укрепив позиции России в средиземноморском регионе.
15 Одновременно с появлением этих сообщений в СМИ, высокопоставленная делегация Министерства обороны РФ во главе с замминистра обороны Юнус-Беком Евкуровым совершила серию визитов на восток Ливии, контролирующийся ЛНА и провела несколько встреч с Халифой Хафтаром [Замминистра обороны… 2024]. В контексте усиления позиций России в странах Сахеля и формирования ими военного Альянса государств Сахеля (AEC) подобные визиты и военно-техническое сотрудничество являются критически важными ввиду географической близости и исторических связей, сформировавшимся между Ливией и Сахелем.
16 Энергетическое сотрудничество
17 Что касается экономического сотрудничества, то традиционный интерес Триполи и Москвы сосредоточен на сфере энергетики. Эту заинтересованность можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, Ливия обладает одними из крупнейших нефтегазовых запасов в мире [World Population Review… 2021], разработкой которых занимаются крупнейшие мировые энергетические компании, в том числе и российские. Во-вторых, Ливия потенциально может выступать в роли нефтяного хаба для России и европейских стран. Таким образом, российские энергоносители будут поступать на часть мировых рынков в обход санкций.
18 Однако эта отрасль сотрудничества также претерпела серьезный регресс после 2011 года. В этой связи заявление об интересе российских компаний на энергетическом рынке Ливии, которое сделал в 2018 г. министр энергетики РФ Александр Новак, можно считать импульсом к попытке восстановить и превзойти докризисные показатели [Состоялась встреча… 2018]. Укреплению сотрудничества в энергетической сфере с 2022 года также способствует фундаментальное изменение рынков сбыта российского сырья после начала специальной военной операции. Так, например, Россия стала крупнейшим экспортером дизельного топлива в Ливию в 2023 году [Ливия станет… 2024], что говорит о попытках нарастить сотрудничество в энергетической сфере. Кроме того, совсем недавно министр нефти и газа в Правительстве национального единства Ливии Мухаммад Аун призвал российские компании к участию в разработке геологоразведочных участков и началу операций по разведке нефти и газа на территории Ливии [Ливия призывает Россию… 2024].
19 Реализация подобных проектов не только позволяет укрепить экономическое сотрудничество между двумя странами в области энергетики, но и стимулирует восстановление инфраструктуры, пострадавшей за годы конфликта. Более того, российские компании реагируют на упомянутые призывы и активно участвуют в разведке нефтяных месторождений и их разработке [«Татнефть» обнаружила… 2022]. В качестве другого примера деятельности отечественных компаний в этой североафриканской стране, можно привести результаты работы «Татнефти», которая, согласно ливийским СМИ, разрабатывает нефтяное месторождение Гадамес, добывая в среднем 1888 баррелей в сутки [Российская компания… 2023].
20 Подобные примеры иллюстрируют активизацию сотрудничества между двумя странами в энергетической сфере. Эти взаимоотношения заключаются не только в экспорте российских нефтепродуктов в Ливию, но и в непосредственной работе российских компаний в этом государстве.
21 Выводы
22 Российско-ливийское экономическое сотрудничество имеет богатую историю. Однако, несмотря на очевидные преимущества для обеих стран, текущие экономические показатели и степень вовлеченности российских компаний в ливийский рынок оставляют желать лучшего. Есть несколько причин, которыми это обусловлено.
23 После 2011 года Ливия находится в состоянии «стабильного кризиса», пережив череду внутренних конфликтов и иностранное вмешательство [Лукьянов, 2023, с. 140]. На момент начала 2024 года страна остается разделенной не только на западную и восточную части (условно, Триполи и Тобрук/Бенгази), но и другие, более мелкие, государственные образования, среди которых выделяются политии Мисураты и Зинтана, ставшие подобием городов-государств.
24 Москва стремится поддерживать контакты на разных уровнях, как с восточной, так и с западной частями страны. Сотрудничество России с Восточной Ливией носит более интенсивный характер, нежели взаимодействие с Триполи. По политической линии с Палатой Представителей и ЛНА поддерживаются тесные контакты на разных уровнях; также отмечается плотное взаимодействие, как в военно-технической, так и в энергетической сферах. С другой стороны, связи с территориями, подконтрольными Правительству национального единства, не такие разносторонние. Есть примеры сотрудничества в политической сфере (например, возобновление работы российского посольства в Триполи) и в энергетической (разведка и разработка определенных нефтяных месторождений), однако отсутствует взаимодействие по военно-технической линии.
25 В условиях внутреннего раскола и вакуума центральной власти понятен низкий уровень инициативы российских частных компаний, считающих инвестиции в страну рискованными. Одним из эффективных способов нарастить объемы торговли между двумя странами является инициатива «сверху», когда крупные государственные компании при поддержке правительства инвестируют в Ливию. Ярким примером является сотрудничество в энергетической сфере и работа нескольких российских компаний по георазведке нефтяных и газовых месторождений и их разработке.
26 Другим крупным направлением российско-ливийских экономических отношений является военно-техническое сотрудничество. Москва и Триполи имеют большой опыт и долгую историю сотрудничества в этой сфере. Несмотря на некоторый спад экспорта российских вооружений в Ливию после 2011 года вплоть до его полного прекращения после введения эмбарго, сегодня страны наращивают показатели торговли по этой статье [Россия сняла эмбарго… 2012]. Кроме того, отмечается присутствие российских военных специалистов в регионе.
27 Можно сказать, что за последние несколько лет Москва начала восстанавливать прежний уровень торговых взаимоотношений с этим североафриканским государством по двум линиям. Однако перед обеими странами стоит ряд проблем, которые нужно решить.
28 Во-первых, узкая направленность сотрудничества между ними не позволяет достичь больших объемов взаимодействия в экономической сфере. Необходимо диверсифицировать экономические отношения между двумя государствами. Однако, это напрямую связано со внутренней нестабильностью ливийского государства: до тех пор, пока в стране не будет установлена сильная центральная власть, увеличение деятельности российских частных компаний кажется маловероятным.
29 Во-вторых, определенную трудность представляют санкции западных стран, введенные против России. Этот факт может отпугивать функционирующие ливийские компании от того, чтобы открыто работать в Российской Федерации. Обеими сторонами может использоваться параллельный импорт, что, в свою очередь, будет выпадать из подсчета общей статистики показателей экономического сотрудничества двух государств.
30 В заключение, обе страны в последние несколько лет показывают высокий уровень развития не только межгосударственных отношений, но и торгово-экономического сотрудничества. Товарооборот между Россией и Ливией продолжает уверенно расти, а энергетическое и военно-техническое сотрудничество выходят на новый уровень. Тем не менее, существует ряд трудностей, отмеченных в этой статье, которые необходимо преодолеть.

References

1. Al-Ammari M. S. Russian-Libyan Relations: History and Modernity. Arab Studies of Eurasia. 2020. Vol. 3. No. 10. Pp. 54–65 (in Russian).

2. Vyacheslav Volodin Met with Chairman of the Supreme State Council of Libya Mohammed Takala. State Duma. 30.11.2023. (in Russian). URL: http://duma.gov.ru/news/58413/ (accessed 16.02.2024).

3. Russian Deputy Defense Minister Arrived in Libya and Met with Haftar. RBC. 28.01.2024. (in Russian). URL: https://www.rbc.ru/politics/28/01/2024/65b67f4b9a79474809bd9f98?from=copy (accessed 16.02.2024).

4. Ivashchenko A. S. The Evolution of the Internal Political Situation in Libya after the Overthrow of the Gaddafi Regime. Bulletin of the Maikop State Technological University. 2024. No. 4. Pp. 22–29 (in Russian).

5. Libya Calls on Russia to Participate in the Exploration of Oil and Gas on its Territory. Anadolu Agency. 23.02.2024. (in Arabic). URL: ليبيا تدعو روسيا للتنقيب عن النفط والغاز في أراضيها - RT Arabic (accessed 19.02.2024).

6. Libya will Become the World's Third Buyer of Russian Diesel Fuel in 2023. Nova New. 02.02.2024. (in Russian). URL: https://www.agenzianova.com/ru/news/la-libia-e-il-terzo-acquirente-mondiale-di-gasolio-russo-nel-2023/ (accessed 19.02.2024).

7. Lukyanov G. V. Political Economy of the Libyan Crisis: Economy and Power Between Fragmentation and Centralization. Oriental analytics. 2023. № 14(4). Pp. 139–153 (in Russian).

8. Lukyanov G. V. The Economics of “Long War” in Libya: How Politics Define the Economy in the Libyan Crisis. Oriental Courier. 2023. No. 4. Pp. 112–122 (in Russian). DOI: 10.18254/S268684310029254-7

9. The New Bridgehead: What is Known about the Transfer of the Russian Military to Libya. RIA Novosti. 09.10.2018. (in Russian). URL: https://www.rbc.ru/politics/09/10/2018/5bbc8efa9a7947544a676112?from=copy (accessed 16.02.2024).

10. The Main Foreign Policy Results of 2023. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. 30.12.2023. (in Russian). URL: https://www.mid.ru/ru/maps/ly/1923985/ (accessed 15.02.2024).

11. Prikhodko D. V. Prospects for Economic Cooperation between Russia and Libya. Economics and Business: theory and practice. 2021. No. 10–2. Pp. 75–77 (in Russian).

12. A Russian Company is Exploring an Oil Field in Southern Libya. RT online. 10.05.2023. (in Arabic). URL: شركة روسية تكتشف حقل نفط جديد جنوب ليبيا (aa.com.tr) (accessed 20.02.2024).

13. Russia will Supply Libya with Weapons Worth 1.3 Billion Euros Putin. RIA Novosti. 30.11.2010. (in Russian). URL: https://ria.ru/20100130/206985310.html (accessed 16.02.2024).

14. Russia Lifted the Arms Embargo on Libya. Forbes. 07.05.2012. (in Russian). URL: https://www.forbes.ru/news/82030-rossiya-snyala-embargo-na-postavki-oruzhiya-v-liviyu (accessed 20.02.2024).

15. Media: The Head of the Libyan State Council Arrived in Moscow at the Invitation of the State Duma. TASS. 27.11.2023 (in Russian). URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19387659 (accessed 16.02.2024).

16. Alexander Novak met with the head of the National oil company of Libya, Mustafa Sanalla. 08.10.2018. (in Arabic). URL: https://lana.gov.ly/post.php?lang=ar&id=138068 (accessed 18.02.2024).

17. Takala M. Development of Russian-Libyan Relations. Together-Russia. 29.11.2023. (in Russian). URL: https://vmeste-rf.tv/programs/205/mukhammed-takala-razvitie-rossiysko-liviyskikh-otnosheniy/ (accessed 16.02.2024).

18. Tatneft Discovered Raw Materials in the Block Allocated for it, Libya Said. RIA Novosti. 10.02.2022. (in Russian). URL: https://ria.ru/20220210/neft-1771990023.html (accessed 20.02.2024).

19. Chuprygin A. V., Chuprygina L. A., Matrosov V. A. Key Actors in the Libyan Conflict. Russian in Global Affairs. 2019. Vol. 17. No. 4. Pp. 157–182.

20. Oil Reserves by Country 2021. World Population Review. URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/oil-reserves-by-country (accessed 18.02.2024).

21. WSJ: Russia Wants to Expand its Military Presence in the Mediterranean at the Expense of Libya. Kommersant. 15.09.2023. (in Russian). URL: https://www.kommersant.ru/doc/6212985 (accessed 16.02.2024).

Comments

No posts found

Write a review
Translate