Россия и Саудовская Аравия: энергетический аспект сотрудничества
Россия и Саудовская Аравия: энергетический аспект сотрудничества
Аннотация
Код статьи
S268684310032481-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мельникова Анастасия Сергеевна 
Должность: студентка
Аффилиация: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье анализируется энергетический диалог между Россией и Саудовской Аравией. Энергетический сектор занимает важное место в экономическом сотрудничестве между РФ и КСА, а также в целом в отношениях двух государств. Автор рассматривает двусторонний и многосторонний форматы российско-саудовского сотрудничества. Осуществляется обзор концептуальных основ взаимодействия России и Саудовской Аравии в энергетической сфере. Также исследуется развитие отношений РФ и КСА в сфере энергетики. В статье сравниваются цели и интересы энергетической политики РФ и КСА, проводится сопоставление подходов двух стран по вопросу регулирования мировых цен на нефть. Исследуются возможности российско-саудовского сотрудничества в области альтернативной энергетики, в частности в атомной. Делается попытка оценить основные вызовы и ограничения для сотрудничества России и Саудовской Аравии в сфере энергетики. Предполагается, что ОПЕК+ остается ключевым форматом российско-саудовского энергетического диалога. Автор уделяет особое внимание месту и роли двух стран на мировом энергетическом рынке в меняющихся международных реалиях.

Ключевые слова
Россия, Саудовская Аравия, энергетика, нефть, сотрудничество, ОПЕК+
Классификатор
Получено
30.09.2024
Дата публикации
05.10.2024
Всего подписок
3
Всего просмотров
116
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 В глобальной повестке дня все большее значение приобретают вопросы энергетической безопасности и взаимозависимости между энергетикой и политикой. Такие явления, как рост цен на углеводороды, использование энергетического потенциала в качестве инструмента продвижения политических интересов, призывы к переходу на возобновляемые источники энергии и водородную энергетику трансформируют мировой энергетический баланс. Все эти факторы не могут не вызывать беспокойства у ключевых производителей и экспортеров энергоресурсов. Вследствие этого Россия и Саудовская Аравия как глобальные лидеры по добыче и экспорту энергоносителей заинтересованы в долговременном поддержании стабильных цен на энергоресурсы.
2 В условиях формирования нового мирового порядка, сложной геополитической ситуации и усиления давления со стороны государств Запада, во главе с Соединенными Штатами, Россия акцентирует внимание на расширении и диверсификации внешнеполитических и внешнеэкономических контактов, в том числе за счет увеличения взаимодействия со странами Ближнего Востока и Северной Африки, а также всего мусульманского мира. Так, в обновленной редакции «Концепции внешней политики Российской Федерации» от 2023 г. одним из направлений российской внешней политики определяется развитие и укрепление сотрудничеств с государствами-участниками Организации исламского сотрудничества (ОИС) [Концепция внешней политики… 2023]. В частности, в перечне государств, с которыми Россия стремится расширить взаимовыгодное партнерство, указывается Королевство Саудовская Аравия.
3 Активизация взаимодействия РФ и КСА, которую мы наблюдаем в последние несколько лет, стала одним из важнейших явлений не только в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, но и в целом на международной арене. Интенсивное развитие российско-саудовского энергетического диалога оказывает существенное влияние на ситуацию на мировом рынке углеводородов.
4 Основы взаимодействия России и Саудовской Аравии в сфере энергетики
5 Королевство Саудовская Аравия и Российская Федерация — ключевые игроки на мировом рынке энергоресурсов. Некоторые эксперты указывают на схожесть экономик России и Саудовской Аравии, отмечая их ориентированность на прибыль от экспорта энергетических ресурсов. Для обоих государств топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — один из основных источников дохода в государственный бюджет [Сапронова, 2020, с. 69]. На 2022 г. доля нефтегазовых доходов в госбюджете РФ составила 17,9% [Доля нефтегазового сектора… 2023]. При этом доля энергетических товаров в объеме российского экспорта составляет более 40%, из них сырая нефть составляет 22% [Экспорт Российской Федерации… 2022]. Для Саудовской Аравии нефть и доходы от ее экспорта являются основой политической и экономической системы устройства королевства [Borck, 2023, p. 7]. Доля нефтегазовых доходов от ВВП в госбюджете КСА составляет 40%, а в совокупном экспорте — 75% [Saudi Arabia… 2022].
6 Если говорить о позициях и роли государств на мировом рынке энергетики, то необходимо обратить внимание на следующую статистику. Россия и Саудовская Аравия обладают значительными запасами углеводородов. Объемы доказанных саудовских месторождений нефти по данным на 2022 г. составляют 267,192 млрд баррелей (около 20% от мировых), а российских — 80 млрд баррелей (около 5% от мировых) [Annual Statistical Bulletin, 2023]. Так, согласно ежегодному отчету ОПЕК, в 2022 г. Россия и Саудовская Аравия вошли в тройку государств по объемам добычи нефти. В 2022 г. РФ производила более 11 млн баррелей в день, а КСА — более 10,5 млн баррелей в день [Annual Statistical Bulletin, 2023].
7 В Энергетической стратегии России на период до 2035 г. отмечается, что «страна является одним из крупнейших производителей, потребителей и экспортеров энергосырья, что обуславливает исключительное место РФ в мировом рынке энергоресурсов» [Энергетическая стратегия России… 2020]. «В целях поддержания стабильных цен на углеводородное сырье России необходимо вести диалог с производящими и потребляющими энергетические ресурсы государствами, а также развивать участие в международной деятельности, что включает укрепление сотрудничества с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и другими государствами-экспортерами сырья, не входящими в данную организацию» [Энергетическая стратегия России… 2020].
8 Главными целями энергетической дипломатии Королевства являются поддержание высокого спроса на нефть и стремление государства занимать доминирующее положение в международной торговле энергоресурсами [Fattouh, 2021, p. 13]. КСА заинтересовано в поддержании умеренно высоких цен на нефть, так как существует вероятность того, что чрезмерно высокие цены негативно отразятся на спросе на сырье и в целом на состоянии мировой экономики. В то же время на повестке дня политики КСА стоит цель диверсификации экономики, путем снижения зависимости от нефтяных доходов в рамках программы реформ «Видение 2030». В настоящее время для Саудовской Аравии отказаться от нефтедоходов не представляется возможным. Во многом действия королевства на мировом энергетическом рынке сопряжены с необходимостью финансировать крупные проекты в рамках программы реформ «Видение 2030».
9 Концептуальную основу российско-саудовского взаимодействия в энергетической сфере составляет подписанное в 2003 г. Соглашение о сотрудничестве в сфере нефти и газа [Соглашение… 2003]. Данное соглашение стало основой для последующего расширения энергетического диалога между Москвой и Эр-Риядом.
10 Следующим важным событием в саудовско-российских отношениях стал визит Президента России В. В. Путина в Саудовскую Аравию, совершенный в феврале 2007 г. В ходе визита глава государства провел переговоры с королем КСА Абдаллой бен Абдель-Азизом Аль Саудом [В Эр-Рияде прошли переговоры… 2007]. По итогам встречи был подписан ряд соглашений и меморандумов о сотрудничестве двух стран во многих сферах, в том числе энергетике, торговле, банковском секторе и информации.
11 Новым этапом в отношениях между РФ и КСА стал 2015 г., когда на тот момент заместитель наследного принца Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман и Президент России В. В. Путин провели встречу на полях Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. По итогам встречи были подписаны шесть меморандумов и соглашений о сотрудничестве, включающие такие сферы, как атомная энергетика, космос, военно-техническое сотрудничество, инвестиции, а также строительство [Шесть соглашений… 2015]. Стоит сказать, что далеко не все достигнутые договоренности были ратифицированы сторонами. Однако данное событие стало началом современного периода российско-саудовского сотрудничества, который продолжает свое развитие в наши дни.
12 15 сентября 2016 г. на полях саммита G20 в г. Ханчжоу (КНР) министры энергетики РФ и КСА подписали Совместное заявление в целях стабилизации цен на нефть [Совместное заявление… 2016]. Стороны договорились о расширении диалога и укреплении сотрудничества в энергетической сфере, а также увеличении двусторонней координации по вопросам нефтяного рынка. В частности, были предусмотрены продолжение работы совместной мониторинговой группы, проведение первого заседания Российско-Саудовской Рабочей группы по сотрудничеству в области нефти и газа и другие инициативы. Однако применение каких-либо конкретных шагов и мер в направлении стабилизации ситуации на мировом энергетическом рынке в документе не упоминалось. В то же время мировой энергетический рынок отреагировал на данное заявление и произошло кратковременное увеличение мировых цен на нефть.
13 Взаимодействие в рамках ОПЕК+
14 Развитие сотрудничества РФ и КСА в рамках многосторонних форматов продиктовано стремлением стабилизировать ситуацию на рынке энергоносителей, а также поддержать разумные цены на углеводороды.
15 В 2016 г. была подписана Совместная декларация о сотрудничестве стран ОПЕК и государств, не входящих в ОПЕК [The Declaration… 2021]. Согласно документу, страны-члены ОПЕК обязались снизить совокупный уровень добычи до 1,2 млн баррелей в день. Участники соглашения, не входящие в ОПЕК, взяли обязательство сократить добычу на 600 тыс. баррелей в сутки. В дальнейшем соглашение неоднократно продлевалось.
16 По мнению О. Б. Озерова, Чрезвычайного и полномочного посла РФ в Королевстве Саудовская Аравия в 2010–2017 гг., зам. директора Департамента Африки МИД РФ, данная договоренность оказала положительное влияние, как на мировой рынок энергоносителей, так и на экономическое развитие обоих государств [Озеров, 2018, с. 23]. С одной стороны, благодаря соглашению удалось стабилизировать ситуацию на рынке энергоносителей, а с другой оно позволило государствам получить необходимое количество ресурсов для развития собственных национальных проектов. В докладе Международного энергетического агентства от 2018 г. отмечалось, что ключевую роль в реализации формата ОПЕК+ играют Россий и Саудовская Аравия, как государства, являющиеся партнерами и оказывающие влияние на ситуацию на мировом рынке энергоносителей [Oil Market Report, 2018].
17 Однако между Россией и Саудовской Аравией возникают некоторые противоречия относительно ценовой политики на энергоресурсы. В 2020 г. случилась так называемая «ценовая война» между КСА и РФ. Тогда Россия отказалась от продвигаемого Саудовской Аравией предложения о сокращении членами ОПЕК+ добычи нефти на 1,5 баррелей в день. В ответ на это крупнейшая саудовская нефтедобывающая компания Saudi Aramco объявила о снижении цен и увеличении добычи нефти [Parker, Lynch, 2021, p. 28]. Позже Минэнерго России объявило об увеличении добычи российскими нефтяными компаниями [Parker, Lynch, 2021, p. 28]. После длительных консультаций сторонам удалось преодолеть разногласия и договориться о заключении нового соглашения.
18 Американский исследователь при Институте Ближнего Востока в Вашингтоне Р. Маммадов полагает, что данные противоречия, возникшие между КСА и РФ, положили начало соперничеству двух государств за обладание значительной долей мирового энергетического рынка [Mammadov, 2020]. По его мнению, первоначальная цель сотрудничества России и Саудовской Аравии по регулированию цен на энергоресурсы больше не является актуальной. Однако такая оценка представляется ошибочной, поскольку Москве и Эр-Рияду удалось преодолеть противоречия и возобновить сотрудничество, страны остались привержены своим обязательствам.
19 Другим испытанием для российско-саудовского взаимодействия в энергетической сфере стали события 2022 г. Рост напряженности в отношениях между Россией и странами Запада во главе с Соединенными Штатами, вызванный в том числе обострением украинского кризиса, стал одной из причин данного явления. Введенные европейской стороной ограничения подтолкнули Россию к поиску новых покупателей российской энергетической продукции среди стран других регионов мира, прежде всего Азии. Эти же обстоятельства подтолкнули Россию к увеличению координации с Королевством в энергетической сфере.
20 Тем временем, лишившись российского топлива, европейские страны начали поиск других поставщиков энергии, что заставило их обратить свое внимание в том числе на Саудовскую Аравию. Несмотря на давление со стороны Запада, Эр-Рияд придерживался твердой позиции и не поддержал инициативу введения санкций в отношении России, затрагивающих энергетический сектор. Запад поспешил обвинить Эр-Рияд в «поддержке российской стороны» в событиях на Украине. В рамках ОПЕК+ в октябре 2022 г. Саудовская Аравия инициировала снижение производства нефти [Ulrichsen, Finley, Krane, 2022]. Данные действия и в целом взаимодействие РФ и КСА, как отмечают исследователи, привели к серьезному обострению саудовско-американских отношений [Федорченко, 2022, с. 24]. Вашингтон опасается, что это может привести к дальнейшему укреплению сотрудничества Москвы и Эр-Рияда и к установлению стратегических отношений. Тем не менее Россия в данный момент не сможет полностью заменить Соединенные Штаты в качестве основного партнера Саудовской Аравии, в особенности в области безопасности.
21 КСА не намерено выбирать между Западом и Россией — оно следует своему собственному внешнеполитическому курсу и стремится занять свое место в формирующемся новом миропорядке. Таким образом, важность сотрудничества Саудовской Аравии с Россией объясняется необходимостью поддержания стабильной ситуации на мировом рынке нефти, так как в своей политике Королевство придерживается прежде всего своих собственных интересов. При этом между Россией и Саудовской Аравией есть вероятность возникновения новых противоречий в энергетической сфере. Она связана с тем, что России пришлось переориентировать экспорт нефтегазовой продукции на азиатские рынки, в частности, расширив сотрудничество с такими крупными потребителями энергии, как Китай и Индия. Данные страны долгое время являлись основными покупателями саудовской нефти [Ахмед, 2018, с. 342–348]. Поэтому в долгосрочной перспективе КСА и РФ могут начать конкурировать за новые рынки сбыта.
22 Возможности для сотрудничества
23 На рынке энергетики прослеживаются следующие тенденции. Так, с одновременным ростом потребления энергии в мире, растет спрос на возобновляемые источники энергии и освоение водородной энергетики. В Доктрине энергетической безопасности РФ данные факторы провозглашаются в качестве основных вызовов энергетической безопасности России [Доктрина энергетической безопасности… 2019].
24 Саудовская Аравия как мировой лидер по экспорту углеводородов осознает необходимость обновления энергетического сектора с учетом глобальной повестки. В 2019 г. Саудовская Аравия объявила о запуске двух инициатив, рассчитанных до 2060 г., «Зеленый Ближний Восток» (Middle East Green Initiative, MGI) и «Зеленая Саудовская Аравия» (Saudi Green Initiative, SGI) [Saudi & Middle East Green Initiatives, 2024]. Саудовская Аравия заинтересована в создании более экологичных способов добычи и переработки углеводородов, а также в развитии сектора возобновляемой энергетики. Россия выражает готовность принять участие в реализации большинства проектов в рамках указанных инициатив. В 2021 г. в ходе двусторонних встреч с наследным принцем КСА Мухаммедом бен Салманом и выступлений на конференции «Ближневосточная зеленая инициатива» заместитель председателя правительства А. Новак заявил, что странам необходимо налаживать сотрудничество в области использования возобновляемых источников энергии, при этом как Россия, так и Саудовская Аравия должны с осторожностью относится к данным вопросам, чтобы не причинить «ущерб устойчивости национальных энергетических секторов» [А. Новак посетил… 2021].
25 Существует возможность для развития сотрудничества в сфере атомной энергетике. Тем более, что Россия обладает для этого соответствующим потенциалом и уже реализовала некоторые проекты в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В 2015 г. главные представители госкорпорации «Росатом» и Центра атомной и возобновляемой энергетики им. короля Абдуллы Хашим Абдуллы Ямани подписали соглашение о сотрудничестве в области мирного атома [Россия и Саудовская Аравия… 2015]. В 2017 г. они подписали программу сотрудничества [Росатом и минэнерго… 2017]. С 2022 г. Росатом принимает участие в тендере на строительство АЭС на территории КСА [Росатом направил документы… 2022].
26 Несмотря на активное стремление стран внедрять более экологичные источники энергии, стоит понимать, что в ближайшее время возобновляемые источники энергии не смогут полностью заменить традиционное топливо. Это обстоятельство объясняется различием в уровнях развития технологий, их доступностью для большинства развивающихся стран. Полное осуществление энергоперехода может занять несколько десятилетий. При этом России и Саудовской Аравии важно уже сейчас предпринимать совместные усилия в данной сфере для того, чтобы в меняющихся условиях сохранить лидирующие позиции на мировом энергетическом рынке.
27 Заключение
28 В энергетической политике РФ и КСА стремятся к установлению стабильных и справедливых цен на нефть, так как экономики обеих стран во многом зависимы от доходов с продажи энергосырья. Саудовская Аравия де-факто является лидером ОПЕК и одним из лидеров ОПЕК+ вместе с Россией. Активное российско-саудовское взаимодействие в двустороннем и многостороннем форматах оказывает влияние на глобальный энергетический баланс.
29 В то же время существуют некоторые вызовы и ограничения, способные затруднить дальнейшее взаимодействие РФ и КСА, в частности, вероятность увеличения конкуренции за место на рынках Азии. При этом странам удается находить точки соприкосновения и преодолевать существующие препятствия. Можно утверждать, что в настоящее время диалог в сфере нефти и газа сформировал необходимую основу, которая открывает путь для развития полноценного политического сотрудничества между двумя странами.

Библиография

1. А. Новак посетил Саудовскую Аравию с зеленым визитом. Neftegaz.RU. 2021. URL: https://neftegaz.ru/news/partnership/704309-a-novak-posetil-saudovskuyu-araviyu-s-rabochim-vizitom/ (accessed 04.03.24).

2. Ахмед М. А. Энергетический диалог Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2. C. 342–355.

3. В Эр-Рияде прошли переговоры Владимира Путина с Королем Саудовской Аравии Абдаллой бен Абдель-Азизом Аль Саудом. Президент России. 2007. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/37170 (accessed 04.03.24).

4. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации от 13 мая 2019 г. Минэнерго России. URL: https://minenergo.gov.ru/ministry/energy-security-doctrine (accessed 04.03.24).

5. Доля нефтегазового сектора в валовом внутреннем продукте Российской Федерации (годовые данные) с 2017 г. Росстат, 2023. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/NG_sektor_2023.xlsx (accessed 04.03.24).

6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 31 марта 2023 г.). МИД России. URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (accessed 04.03.24).

7. Озеров О. Б. Саудовско-российские отношения: тернистый путь к новым высотам. Азия и Африка сегодня. 2018. № 1. С. 18–25.

8. Росатом и минэнерго Саудовской Аравии подписали программу сотрудничества. ТАСС. 2017. URL: https://tass.ru/ekonomika/4620998 (accessed 04.03.24).

9. Росатом направил документы для тендера на строительство первой АЭС в Саудовской Аравии. ТАСС. 2022. URL: https://tass.ru/ekonomika/16577529 (accessed 04.03.24).

10. Россия и Саудовская Аравия подписали соглашение по мирному атому. РИА Новости. 2015. URL: https://ria.ru/20150618/1077112155.html (accessed 04.03.24).

11. Сапронова М. А. Вопросы энергетики в Российско-арабском сотрудничестве. Вестник МГЛУ. Общественные науки. 2020. № 1. С. 67–93.

12. Совместное заявление министров энергетики Российской Федерации и Саудовской Аравии. Минэнерго России. 2016. URL: https://minenergo.gov.ru/press-center/media?search=&query=ханчжоу&news-item=sovmestnoe-zayavlenie-ministrov-energetiki-rossiyskoy-federatsii-i-saudovskoy-aravii (accessed 04.03.24).

13. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Королевства Саудовская Аравия о сотрудничестве в сфере нефти и газа, 2003 г. МИД России. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/46192/ (accessed 04.03.24).

14. Федорченко А. В. Россия-Саудовская Аравия: состояние и перспективы сотрудничества. Международная торговля и торговая политика. 2022. Т. 8. № 4. С. 23–34

15. Шесть соглашений увенчали визит заместителя наследника саудовского престола в Россию (6 اتفاقيات تتوج زيارة ولي العهد السعودي إلى روسيا). Asharq Al-awsat. 2015. URL: https://aawsat.com/home/article/387151/6-اتفاقيات-تتوج-زيارة-ولي-ولي-العهد-السعودي-إلى-روسيا (accessed 04.03.24).

16. Экспорт Российской Федерацией основных энергетических товаров. Банк России, 2022. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/export_energy/ (accessed 04.03.24).

17. Энергетическая стратегия России на период до 2035 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.20 г. № 1523-р.

18. Annual Statistical Bulletin 2023. OPEC. URL: https://asb.opec.org/data/ASB_Data.php (accessed 04.03.24).

19. Borck T. Saudi Arabia: The Kingdom of Oil. London: RUSI, 2023. 27 p.

20. Fattouh B. Saudi Oil Policy: Continuity and Change in the Era of the Energy Transition. Oxford: The Oxford Institute for Energy Studies, 2021. 26 p.

21. Mammadov R. Saudi-Russia Oil Price War — Paused, But Not Over. Middle East Institute. 2020. URL: https://www.mei.edu/publications/saudi-russia-oil-price-war-paused-not-over (accessed 04.03.24).

22. Oil Market Report — December 2018. International Energy Agency. URL: https://www.iea.org/reports/oil-market-report-december-2018 (accessed 04.03.24).

23. Parker J. W., Lynch T. F. Russia and Saudi Arabia: Old Disenchantments, New Challenges. Center for Strategic Research Institute for National Strategic Studies, 2021. 81 p.

24. Saudi & Middle East Green Initiatives. URL: https://www.greeninitiatives.gov.sa/ (accessed 04.03.24).

25. Saudi Arabia: Selected Issue. IMF Country Reports. 2022. No. 275. URL: https://www.elibrary.imf.org/view/journals/002/2022/275/article-A001-en.xml (accessed 04.03.24).

26. The Declaration of Cooperation of OPEC and non-OPEC oil-producing countries. OPEC. 10.12.21. URL: https://www.opec.org/opec_web/en/press_room/6748.htm (accessed 04.03.24).

27. Ulrichsen K. C., Finley M., Krane J. The OPEC+ Phenomenon of Saudi-Russian Cooperation and Implications for US-Saudi Relations. Rice University’s Baker Institute for Public Policy. 2022. URL: https://www.bakerinstitute.org/research/opec-phenomenon-saudi-russian-cooperation-and-implications-us-saudi-relations (accessed 04.03.24).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести