Russia and Saudi Arabia: The Energy Aspect of Cooperation
Table of contents
Share
QR
Metrics
Russia and Saudi Arabia: The Energy Aspect of Cooperation
Annotation
PII
S268684310032481-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anastasia Melnikova 
Occupation: Student
Affiliation: People’s Friendship University of Russia
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The paper analyzes the energy dialogue between Russia and Saudi Arabia. The energy sector occupies an important place in economic cooperation between the Russian Federation and The Kingdom of Saudi Arabia, as well as in general in relations between the two states. The author examines bilateral and multilateral formats of Russian-Saudi cooperation. A review of the conceptual foundations of interaction between Russia and Saudi Arabia in the energy sector is being carried out. The development of relations between the Russian Federation and Saudi Arabia in the energy sector is also examined. The article compares the goals and interests of the energy policies of the Russian Federation and KSA, compares the approaches of the two countries on the issue of regulating world oil prices. The possibilities of Russian-Saudi cooperation in the field of alternative energy, especially in nuclear energy, are being explored. An attempt is made to assess the main challenges and limitations for cooperation between Russia and Saudi Arabia in the energy sector. It is assumed that OPEC+ is the key format of the Russian-Saudi energy dialogue. The author of the article pays special attention to the place and role of the two countries in the global energy market in the changing international realities.

Keywords
Russia, Saudi Arabia, energy, oil, cooperation, OPEC+
Received
30.09.2024
Date of publication
05.10.2024
Number of purchasers
0
Views
29
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 В глобальной повестке дня все большее значение приобретают вопросы энергетической безопасности и взаимозависимости между энергетикой и политикой. Такие явления, как рост цен на углеводороды, использование энергетического потенциала в качестве инструмента продвижения политических интересов, призывы к переходу на возобновляемые источники энергии и водородную энергетику трансформируют мировой энергетический баланс. Все эти факторы не могут не вызывать беспокойства у ключевых производителей и экспортеров энергоресурсов. Вследствие этого Россия и Саудовская Аравия как глобальные лидеры по добыче и экспорту энергоносителей заинтересованы в долговременном поддержании стабильных цен на энергоресурсы.
2 В условиях формирования нового мирового порядка, сложной геополитической ситуации и усиления давления со стороны государств Запада, во главе с Соединенными Штатами, Россия акцентирует внимание на расширении и диверсификации внешнеполитических и внешнеэкономических контактов, в том числе за счет увеличения взаимодействия со странами Ближнего Востока и Северной Африки, а также всего мусульманского мира. Так, в обновленной редакции «Концепции внешней политики Российской Федерации» от 2023 г. одним из направлений российской внешней политики определяется развитие и укрепление сотрудничеств с государствами-участниками Организации исламского сотрудничества (ОИС) [Концепция внешней политики… 2023]. В частности, в перечне государств, с которыми Россия стремится расширить взаимовыгодное партнерство, указывается Королевство Саудовская Аравия.
3 Активизация взаимодействия РФ и КСА, которую мы наблюдаем в последние несколько лет, стала одним из важнейших явлений не только в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, но и в целом на международной арене. Интенсивное развитие российско-саудовского энергетического диалога оказывает существенное влияние на ситуацию на мировом рынке углеводородов.
4 Основы взаимодействия России и Саудовской Аравии в сфере энергетики
5 Королевство Саудовская Аравия и Российская Федерация — ключевые игроки на мировом рынке энергоресурсов. Некоторые эксперты указывают на схожесть экономик России и Саудовской Аравии, отмечая их ориентированность на прибыль от экспорта энергетических ресурсов. Для обоих государств топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — один из основных источников дохода в государственный бюджет [Сапронова, 2020, с. 69]. На 2022 г. доля нефтегазовых доходов в госбюджете РФ составила 17,9% [Доля нефтегазового сектора… 2023]. При этом доля энергетических товаров в объеме российского экспорта составляет более 40%, из них сырая нефть составляет 22% [Экспорт Российской Федерации… 2022]. Для Саудовской Аравии нефть и доходы от ее экспорта являются основой политической и экономической системы устройства королевства [Borck, 2023, p. 7]. Доля нефтегазовых доходов от ВВП в госбюджете КСА составляет 40%, а в совокупном экспорте — 75% [Saudi Arabia… 2022].
6 Если говорить о позициях и роли государств на мировом рынке энергетики, то необходимо обратить внимание на следующую статистику. Россия и Саудовская Аравия обладают значительными запасами углеводородов. Объемы доказанных саудовских месторождений нефти по данным на 2022 г. составляют 267,192 млрд баррелей (около 20% от мировых), а российских — 80 млрд баррелей (около 5% от мировых) [Annual Statistical Bulletin, 2023]. Так, согласно ежегодному отчету ОПЕК, в 2022 г. Россия и Саудовская Аравия вошли в тройку государств по объемам добычи нефти. В 2022 г. РФ производила более 11 млн баррелей в день, а КСА — более 10,5 млн баррелей в день [Annual Statistical Bulletin, 2023].
7 В Энергетической стратегии России на период до 2035 г. отмечается, что «страна является одним из крупнейших производителей, потребителей и экспортеров энергосырья, что обуславливает исключительное место РФ в мировом рынке энергоресурсов» [Энергетическая стратегия России… 2020]. «В целях поддержания стабильных цен на углеводородное сырье России необходимо вести диалог с производящими и потребляющими энергетические ресурсы государствами, а также развивать участие в международной деятельности, что включает укрепление сотрудничества с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и другими государствами-экспортерами сырья, не входящими в данную организацию» [Энергетическая стратегия России… 2020].
8 Главными целями энергетической дипломатии Королевства являются поддержание высокого спроса на нефть и стремление государства занимать доминирующее положение в международной торговле энергоресурсами [Fattouh, 2021, p. 13]. КСА заинтересовано в поддержании умеренно высоких цен на нефть, так как существует вероятность того, что чрезмерно высокие цены негативно отразятся на спросе на сырье и в целом на состоянии мировой экономики. В то же время на повестке дня политики КСА стоит цель диверсификации экономики, путем снижения зависимости от нефтяных доходов в рамках программы реформ «Видение 2030». В настоящее время для Саудовской Аравии отказаться от нефтедоходов не представляется возможным. Во многом действия королевства на мировом энергетическом рынке сопряжены с необходимостью финансировать крупные проекты в рамках программы реформ «Видение 2030».
9 Концептуальную основу российско-саудовского взаимодействия в энергетической сфере составляет подписанное в 2003 г. Соглашение о сотрудничестве в сфере нефти и газа [Соглашение… 2003]. Данное соглашение стало основой для последующего расширения энергетического диалога между Москвой и Эр-Риядом.
10 Следующим важным событием в саудовско-российских отношениях стал визит Президента России В. В. Путина в Саудовскую Аравию, совершенный в феврале 2007 г. В ходе визита глава государства провел переговоры с королем КСА Абдаллой бен Абдель-Азизом Аль Саудом [В Эр-Рияде прошли переговоры… 2007]. По итогам встречи был подписан ряд соглашений и меморандумов о сотрудничестве двух стран во многих сферах, в том числе энергетике, торговле, банковском секторе и информации.
11 Новым этапом в отношениях между РФ и КСА стал 2015 г., когда на тот момент заместитель наследного принца Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман и Президент России В. В. Путин провели встречу на полях Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. По итогам встречи были подписаны шесть меморандумов и соглашений о сотрудничестве, включающие такие сферы, как атомная энергетика, космос, военно-техническое сотрудничество, инвестиции, а также строительство [Шесть соглашений… 2015]. Стоит сказать, что далеко не все достигнутые договоренности были ратифицированы сторонами. Однако данное событие стало началом современного периода российско-саудовского сотрудничества, который продолжает свое развитие в наши дни.
12 15 сентября 2016 г. на полях саммита G20 в г. Ханчжоу (КНР) министры энергетики РФ и КСА подписали Совместное заявление в целях стабилизации цен на нефть [Совместное заявление… 2016]. Стороны договорились о расширении диалога и укреплении сотрудничества в энергетической сфере, а также увеличении двусторонней координации по вопросам нефтяного рынка. В частности, были предусмотрены продолжение работы совместной мониторинговой группы, проведение первого заседания Российско-Саудовской Рабочей группы по сотрудничеству в области нефти и газа и другие инициативы. Однако применение каких-либо конкретных шагов и мер в направлении стабилизации ситуации на мировом энергетическом рынке в документе не упоминалось. В то же время мировой энергетический рынок отреагировал на данное заявление и произошло кратковременное увеличение мировых цен на нефть.
13 Взаимодействие в рамках ОПЕК+
14 Развитие сотрудничества РФ и КСА в рамках многосторонних форматов продиктовано стремлением стабилизировать ситуацию на рынке энергоносителей, а также поддержать разумные цены на углеводороды.
15 В 2016 г. была подписана Совместная декларация о сотрудничестве стран ОПЕК и государств, не входящих в ОПЕК [The Declaration… 2021]. Согласно документу, страны-члены ОПЕК обязались снизить совокупный уровень добычи до 1,2 млн баррелей в день. Участники соглашения, не входящие в ОПЕК, взяли обязательство сократить добычу на 600 тыс. баррелей в сутки. В дальнейшем соглашение неоднократно продлевалось.
16 По мнению О. Б. Озерова, Чрезвычайного и полномочного посла РФ в Королевстве Саудовская Аравия в 2010–2017 гг., зам. директора Департамента Африки МИД РФ, данная договоренность оказала положительное влияние, как на мировой рынок энергоносителей, так и на экономическое развитие обоих государств [Озеров, 2018, с. 23]. С одной стороны, благодаря соглашению удалось стабилизировать ситуацию на рынке энергоносителей, а с другой оно позволило государствам получить необходимое количество ресурсов для развития собственных национальных проектов. В докладе Международного энергетического агентства от 2018 г. отмечалось, что ключевую роль в реализации формата ОПЕК+ играют Россий и Саудовская Аравия, как государства, являющиеся партнерами и оказывающие влияние на ситуацию на мировом рынке энергоносителей [Oil Market Report, 2018].
17 Однако между Россией и Саудовской Аравией возникают некоторые противоречия относительно ценовой политики на энергоресурсы. В 2020 г. случилась так называемая «ценовая война» между КСА и РФ. Тогда Россия отказалась от продвигаемого Саудовской Аравией предложения о сокращении членами ОПЕК+ добычи нефти на 1,5 баррелей в день. В ответ на это крупнейшая саудовская нефтедобывающая компания Saudi Aramco объявила о снижении цен и увеличении добычи нефти [Parker, Lynch, 2021, p. 28]. Позже Минэнерго России объявило об увеличении добычи российскими нефтяными компаниями [Parker, Lynch, 2021, p. 28]. После длительных консультаций сторонам удалось преодолеть разногласия и договориться о заключении нового соглашения.
18 Американский исследователь при Институте Ближнего Востока в Вашингтоне Р. Маммадов полагает, что данные противоречия, возникшие между КСА и РФ, положили начало соперничеству двух государств за обладание значительной долей мирового энергетического рынка [Mammadov, 2020]. По его мнению, первоначальная цель сотрудничества России и Саудовской Аравии по регулированию цен на энергоресурсы больше не является актуальной. Однако такая оценка представляется ошибочной, поскольку Москве и Эр-Рияду удалось преодолеть противоречия и возобновить сотрудничество, страны остались привержены своим обязательствам.
19 Другим испытанием для российско-саудовского взаимодействия в энергетической сфере стали события 2022 г. Рост напряженности в отношениях между Россией и странами Запада во главе с Соединенными Штатами, вызванный в том числе обострением украинского кризиса, стал одной из причин данного явления. Введенные европейской стороной ограничения подтолкнули Россию к поиску новых покупателей российской энергетической продукции среди стран других регионов мира, прежде всего Азии. Эти же обстоятельства подтолкнули Россию к увеличению координации с Королевством в энергетической сфере.
20 Тем временем, лишившись российского топлива, европейские страны начали поиск других поставщиков энергии, что заставило их обратить свое внимание в том числе на Саудовскую Аравию. Несмотря на давление со стороны Запада, Эр-Рияд придерживался твердой позиции и не поддержал инициативу введения санкций в отношении России, затрагивающих энергетический сектор. Запад поспешил обвинить Эр-Рияд в «поддержке российской стороны» в событиях на Украине. В рамках ОПЕК+ в октябре 2022 г. Саудовская Аравия инициировала снижение производства нефти [Ulrichsen, Finley, Krane, 2022]. Данные действия и в целом взаимодействие РФ и КСА, как отмечают исследователи, привели к серьезному обострению саудовско-американских отношений [Федорченко, 2022, с. 24]. Вашингтон опасается, что это может привести к дальнейшему укреплению сотрудничества Москвы и Эр-Рияда и к установлению стратегических отношений. Тем не менее Россия в данный момент не сможет полностью заменить Соединенные Штаты в качестве основного партнера Саудовской Аравии, в особенности в области безопасности.
21 КСА не намерено выбирать между Западом и Россией — оно следует своему собственному внешнеполитическому курсу и стремится занять свое место в формирующемся новом миропорядке. Таким образом, важность сотрудничества Саудовской Аравии с Россией объясняется необходимостью поддержания стабильной ситуации на мировом рынке нефти, так как в своей политике Королевство придерживается прежде всего своих собственных интересов. При этом между Россией и Саудовской Аравией есть вероятность возникновения новых противоречий в энергетической сфере. Она связана с тем, что России пришлось переориентировать экспорт нефтегазовой продукции на азиатские рынки, в частности, расширив сотрудничество с такими крупными потребителями энергии, как Китай и Индия. Данные страны долгое время являлись основными покупателями саудовской нефти [Ахмед, 2018, с. 342–348]. Поэтому в долгосрочной перспективе КСА и РФ могут начать конкурировать за новые рынки сбыта.
22 Возможности для сотрудничества
23 На рынке энергетики прослеживаются следующие тенденции. Так, с одновременным ростом потребления энергии в мире, растет спрос на возобновляемые источники энергии и освоение водородной энергетики. В Доктрине энергетической безопасности РФ данные факторы провозглашаются в качестве основных вызовов энергетической безопасности России [Доктрина энергетической безопасности… 2019].
24 Саудовская Аравия как мировой лидер по экспорту углеводородов осознает необходимость обновления энергетического сектора с учетом глобальной повестки. В 2019 г. Саудовская Аравия объявила о запуске двух инициатив, рассчитанных до 2060 г., «Зеленый Ближний Восток» (Middle East Green Initiative, MGI) и «Зеленая Саудовская Аравия» (Saudi Green Initiative, SGI) [Saudi & Middle East Green Initiatives, 2024]. Саудовская Аравия заинтересована в создании более экологичных способов добычи и переработки углеводородов, а также в развитии сектора возобновляемой энергетики. Россия выражает готовность принять участие в реализации большинства проектов в рамках указанных инициатив. В 2021 г. в ходе двусторонних встреч с наследным принцем КСА Мухаммедом бен Салманом и выступлений на конференции «Ближневосточная зеленая инициатива» заместитель председателя правительства А. Новак заявил, что странам необходимо налаживать сотрудничество в области использования возобновляемых источников энергии, при этом как Россия, так и Саудовская Аравия должны с осторожностью относится к данным вопросам, чтобы не причинить «ущерб устойчивости национальных энергетических секторов» [А. Новак посетил… 2021].
25 Существует возможность для развития сотрудничества в сфере атомной энергетике. Тем более, что Россия обладает для этого соответствующим потенциалом и уже реализовала некоторые проекты в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В 2015 г. главные представители госкорпорации «Росатом» и Центра атомной и возобновляемой энергетики им. короля Абдуллы Хашим Абдуллы Ямани подписали соглашение о сотрудничестве в области мирного атома [Россия и Саудовская Аравия… 2015]. В 2017 г. они подписали программу сотрудничества [Росатом и минэнерго… 2017]. С 2022 г. Росатом принимает участие в тендере на строительство АЭС на территории КСА [Росатом направил документы… 2022].
26 Несмотря на активное стремление стран внедрять более экологичные источники энергии, стоит понимать, что в ближайшее время возобновляемые источники энергии не смогут полностью заменить традиционное топливо. Это обстоятельство объясняется различием в уровнях развития технологий, их доступностью для большинства развивающихся стран. Полное осуществление энергоперехода может занять несколько десятилетий. При этом России и Саудовской Аравии важно уже сейчас предпринимать совместные усилия в данной сфере для того, чтобы в меняющихся условиях сохранить лидирующие позиции на мировом энергетическом рынке.
27 Заключение
28 В энергетической политике РФ и КСА стремятся к установлению стабильных и справедливых цен на нефть, так как экономики обеих стран во многом зависимы от доходов с продажи энергосырья. Саудовская Аравия де-факто является лидером ОПЕК и одним из лидеров ОПЕК+ вместе с Россией. Активное российско-саудовское взаимодействие в двустороннем и многостороннем форматах оказывает влияние на глобальный энергетический баланс.
29 В то же время существуют некоторые вызовы и ограничения, способные затруднить дальнейшее взаимодействие РФ и КСА, в частности, вероятность увеличения конкуренции за место на рынках Азии. При этом странам удается находить точки соприкосновения и преодолевать существующие препятствия. Можно утверждать, что в настоящее время диалог в сфере нефти и газа сформировал необходимую основу, которая открывает путь для развития полноценного политического сотрудничества между двумя странами.

References

1. A. Novak Paid a Green Visit to Saudi Arabia. Neftegaz.RU. 2021 (in Russian). URL: https://neftegaz.ru/news/partnership/704309-a-novak-posetil-saudovskuyu-araviyu-s-rabochim-vizitom/ (accessed 04.03.24).

2. Ahmed M. A. Energy Dialogue between Russia and Saudi Arabia. Vestnik RUDN, International Relations. 2018. Vol. 18. No. 2. Pp. 342–355 (in Russian).

3. President Vladimir Putin and King of Saudi Arabia Abdullah bin Abdul Aziz Al Saud held talks in Riyadh. President of Russia. 2007 (in Russian). URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/37170 (accessed 04.03.24).

4. The Energy Security Doctrine of the Russian Federation, May 13, 2019. Ministry of Energy of Russia (in Russian). URL: https://minenergo.gov.ru/ministry/energy-security-doctrine (accessed 04.03.24).

5. The Share of the Oil and Gas Sector in the Gross Domestic Product of the Russian Federation (annual data) since 2017. Rosstat, 2023 (in Russian). URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/NG_sektor_2023.xlsx (accessed 04.03.24).

6. The Concept of the Foreign Policy of the Russian Federation (Approved by Decree of the President of the Russian Federation V. Putin, March 31, 2023). The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (in Russian). URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (accessed 04.03.24).

7. Ozerov O. Saudi-Russian Relations: The Third Path to New Heights. Asia and Africa Today. 2018. No. 1. Pp. 18–25 (in Russian).

8. Rosatom and the Ministry of Energy of Saudi Arabia Have Signed a Cooperation Program. TASS. 2017 (in Russian). URL: https://tass.ru/ekonomika/4620998 (accessed 04.03.24).

9. Rosatom Has Sent Documents for the Tender for the Construction of the First Nuclear Power Plant in Saudi Arabia. TASS. 2022 (in Russian). URL: https://tass.ru/ekonomika/16577529 (accessed 04.03.24).

10. Russia and Saudi Arabia Signed an Agreement on Cooperation in the Field of Nuclear Energy for Peaceful Uses. RIA Novosti. 2015 (in Russian). URL: https://ria.ru/20150618/1077112155.html (accessed 04.03.24).

11. Sapronova M. A. Energy Issue in the Russian-Arab Relations. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities. 2020. No. 1. Pp. 67–93 (in Russian).

12. Joint Statement by the Ministers of the Russian Federation and Saudi Arabia. Ministry of Energy of Russia. 2016 (in Russian). URL: https://minenergo.gov.ru/press-center/media?search=&query=ханчжоу&news-item=sovmestnoe-zayavlenie-ministrov-energetiki-rossiyskoy-federatsii-i-saudovskoy-aravii (accessed 04.03.24).

13. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Kingdom of Saudi Arabia on cooperation in the oil and natural gas sector, 2003. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (in Russian). URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/46192/ (accessed 04.03.24).

14. Fedorchenko A. V. Russia-Saudi Arabia: Plight and Prospects of Cooperation. International Trade and Trade Politics. 2022. Vol. 8. No. 4. Pp. 23–34 (in Russian).

15. ‎ا6 Agreements Crown Saudi Crown Prince’s Visit to Russia. Asharq Al-awsat. 2015 (in Arabic). URL: https://aawsat.com/home/article/387151/6-اتفاقيات-تتوج-زيارة-ولي-ولي-العهد-السعودي-إلى-روسيا (accessed 04.03.24).

16. Basic Energy Products Export of the Russian Federation. Bank of Russia, 2022 (in Russian). URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/export_energy/ (accessed 04.03.24).

17. Energy Strategy of the Russian Federation for the period up to 2035. Approved by the order of the Government of the Russian Federation dated June 9, 2020. No. 1523-r (in Russian).

18. Annual Statistical Bulletin 2023. OPEC. URL: https://asb.opec.org/data/ASB_Data.php (accessed 04.03.24).

19. Borck T. Saudi Arabia: The Kingdom of Oil. London: RUSI, 2023. 27 p.

20. Fattouh B. Saudi Oil Policy: Continuity and Change in the Era of the Energy Transition. Oxford: The Oxford Institute for Energy Studies, 2021. 26 p.

21. Mammadov R. Saudi-Russia Oil Price War — Paused, But Not Over. Middle East Institute. 2020. URL: https://www.mei.edu/publications/saudi-russia-oil-price-war-paused-not-over (accessed 04.03.24).

22. Oil Market Report — December 2018. International Energy Agency. URL: https://www.iea.org/reports/oil-market-report-december-2018 (accessed 04.03.24).

23. Parker J. W., Lynch T. F. Russia and Saudi Arabia: Old Disenchantments, New Challenges. Center for Strategic Research Institute for National Strategic Studies, 2021. 81 p.

24. Saudi & Middle East Green Initiatives. URL: https://www.greeninitiatives.gov.sa/ (accessed 04.03.24).

25. Saudi Arabia: Selected Issue. IMF Country Reports. 2022. No. 275. URL: https://www.elibrary.imf.org/view/journals/002/2022/275/article-A001-en.xml (accessed 04.03.24).

26. The Declaration of Cooperation of OPEC and non-OPEC oil-producing countries. OPEC. 10.12.21. URL: https://www.opec.org/opec_web/en/press_room/6748.htm (accessed 04.03.24).

27. Ulrichsen K. C., Finley M., Krane J. The OPEC+ Phenomenon of Saudi-Russian Cooperation and Implications for US-Saudi Relations. Rice University’s Baker Institute for Public Policy. 2022. URL: https://www.bakerinstitute.org/research/opec-phenomenon-saudi-russian-cooperation-and-implications-us-saudi-relations (accessed 04.03.24).

Comments

No posts found

Write a review
Translate